Способы подачи сигналов бедствия
На прошлом уроке вы узнали, как действовать, если произошла авария транспортного средства в безлюдной местности. Вы помните, что одно из первых приготовлений, которые стоит сделать в таком случае, – подумать о подаче сигналов о спасении. Сегодня мы обсудим, как именно можно подавать сигналы о бедствии.
Вы уже знаете, что, отправляясь в путешествие, обязательно нужно сообщить родным и близким маршрут вашего движения и приблизительное время возвращения. Если вы не вернетесь вовремя – это будет сигналом для них о начале поисков.
Если есть мобильный телефон, естественно, сразу нужно позвонить и сообщить о своем местонахождении. Если же он поврежден или разряжен, стоит поискать специальные средства подачи сигналов бедствия: сигнальные ракеты, факелы, трассирующие пули, эти средства выпускают в воздух ярко-оранжевый или ярко-малиновый дым (рис. 1).
Рис. 1. Сигнальная ракета (Источник)
Применять их надо в крайнем случае, когда есть уверенность, что этот сигнал кто-то заметит и поймет.
Автор азбуки Морзе
Часто, когда говорят о крушениях на кораблях, вспоминают азбуку Морзе, или «морзянку». Азбука Морзе – способ кодирования информации последовательностью длинных и коротких сигналов, т. н. «точек» и «тире». История изобретения этой азбуки очень интересна.
В 1832 г. С. Морзе впервые подумал, что можно передавать сигналы с помощью электромагнитной индукции. Он тут же набросал несколько чертежей аппарата, с помощью которого это было бы возможно. И в сентябре 1837 г. продемонстрировал его в работе (рис. 2). Сигнал был послан по проволоке длиной 1700 футов.
Крупный американский промышленник Стив Вейл заинтересовался работой Морзе, и первое сообщение было послано в 1844 г., его текст гласил: «Чудны дела твои, Господи!».
Итак, телеграфный аппарат был изобретен. Чтобы как-то понять передаваемые сообщения, пришлось изобретать и азбуку. Исходная таблица «кода Морзе» сильно отличалась от тех кодов, что сегодня звучат в эфире, она была слишком сложна. Здесь и проявил свою смекалку Альфред Вейл – партнер Самюэля Морзе по бизнесу. Он придумал пятизначный код для букв, а также цифровой код.
Рис. 2. Передатчик Морзе (Источник)
Собственно азбукой Морзе код начал называться только с Первой мировой войны. В 1848 году код Вейля был усовершенствован немцем Герке. Именно этим кодом пользуются до сих пор
Если принять во внимание эти факты, то знакомое сочетание «азбука Морзе» следовало ради справедливости заменить на «азбуку Вейля – Герке». Но такова жизнь, кем-то подхваченное звучное выражение «азбука Морзе», «морзянка» до сих пор ходит по планете
Если у вас в распоряжении нет ничего из перечисленных выше средств, вы можете воспользоваться костром. Костер – самая древняя сигнальная система, но до сих пор сигнальные костры и сигнальный дым считаются лучшими средствами подачи сигналов бедствия.
Прежде всего, надо выбрать удобное для костров место, хорошо различимое как с земли, так и с воздуха. Для этих целей подойдут поляны, широкие просеки. Лучше, если выбранное для костров место находится на возвышенности. Не следует забывать и о том, что это место должно быть недалеко от лагеря пострадавших.
Чтобы привлечь внимание спасателей, разводят не один, а несколько костров. Принято разводить три костра, расположенные на одной линии или в вершинах равностороннего треугольника
Такие фигуры являются международными сигналами бедствия (рис. 3).
Рис. 3. Схемы расположения сигнальных костров (Источник)
Что значит сигнал SOS
Вы неоднократно могли слышать, что потерпевшие бедствие суда передают сигнал SOS (рис. 4). А что значит этот сигнал?
В 1904 году фирма Marcony Int. Company предложила ввести единый сигнал, извещающий о бедствии на судне. Он состоял из букв CQ (come quick – «приходите быстро»). Потом была добавлена еще одна буква D (danger – «опасность»), и сигнал стал звучать как CQD – «приходите быстро, опасность». Он был утвержден 3 октября 1906 года представителями 29 стран.
Позже стало ясно, что сигнал CQD очень неудобен для передачи: в нем слишком много знаков. Поэтому было предложено заменить его на самое простое сочетание букв SOS. Такой сигнал представляет собой комбинацию «. . . — — — . . .» (три точки, три тире, три точки) и воспроизводится без пауз в отличие от других сигналов. Так и родился всемирно известный крик о помощи, который потом начал обрастать легендами и расшифровываться как Save Our Souls (спасите наши души) или Save Our Ship (спасите наш корабль).
Сигналы судовых тревог
а) общесудовая тревога — непрерывный сигнал звонком громкого боя в течение 25—30 с, повторяемый 3—4 раза;
Общесудовая тревога объявляется капитаном или вахтенным помощником капитана в случаях, когда для борьбы с возникшей опасностью для судна, людей и груза необходимо участие всего экипажа, а также при попадании в орудия лова взрывоопасных предметов.
- при пожаре (взрыве) сигнал общесудовой тревоги сопровождается частыми, ударами в судовой колокол и объявляется голосом по радиотрансляции о месте пожара;
- при пробоине — после сигнала общесудовой тревоги объявляется голосом по радиотрансляции о пробоине и ее месте;
- при возникновении возможности радиоактивного, химического или бактериологического заражения — после сигнала общесудовой тревоги объявляется голосом по радиотрансляции о приготовлении судна к защите от ОМП с указанием вида заражения и действий экипажа, которые необходимо в связи с этим предпринять. При обнаружении радиоактивного заражения объявляется «радиационная опасность», химического или бактериологического — «химическая тревога»;
- при аварийной, утечке (прорыве) аммиака — после сигнала общесудовой тревоги объявляется голосом по радиотрансляции о прорыве аммиака;
б) при оставлении судна — не менее семи коротких и один продолжительный (5 — 6 с) сигналы звонком громкого боя, повторяемые 3—4 раза;
в) тревога «Человек за бортом» — три продолжительных (по 5 — 6 с каждый) сигнала звонком громкого боя, повторяемые 3—4 раза. Тревога «Человек за бортом» объявляется вахтенным помощником капитана при падении человека за борт или при обнаружении человека за бортом.
В качестве дублирующих средств подачи сигналов тревоги могут использоваться паровой свисток, тифон, сирена и другие средства. При отсутствии радиотрансляции экипаж оповещается голосом о виде тревоги, месте пожара, пробоины, заражения и прорыве аммиака. При проведении тренировочных учений (учебных тревог) после сигнала общесудовой тревоги голосом или по трансляции передается слово «учебно». Отбой всех тревог объявляется голосом или по судовой радиотрансляции.
Учебные судовые тревоги объявляются только по приказанию капитана судна.
Беспроводная радиосвязь
В 1888 г. Генрих Герц установил существование электромагнитных волн, способных распространяться в пространстве, но недооценил свое открытие. На предложение инженера Губера использовать их для беспроводной связи, он ответил кратко: «Это безумие». В середине 90-х годов XIX столетия Александр Попов изобрел прибор, записывающий радиоизлучение грозы. Но это открытие недооценило царское правительство. Зато все работы Попова, Герца, Бранли и других изобретателей-радиотехников внимательно изучил итальянский инженер и предприниматель Гульельмо Маркони. Как предприимчивый человек он быстро смекнул, что здесь «пахнет» большим открытием.
Уже в самом конце века итальянец установил радиосвязь между объектами, расположенными на расстоянии 20 км, а затем послал сообщение через Атлантический океан.
Приложение 2. ПРАВИЛА ПЛАВАНИЯ СУДОВ ПО ВНУТРЕННИМ ВОДНЫМ ПУТЯМ
Приложение N 2 к Правилам плавания судов по внутренним водным путям (пп. 62, 165, 198)
ЗВУКОВЫЕ СИГНАЛЫ
Звуковые сигналы, предписанные Правилами, должны подаваться:
самоходными судами — колоколом или свистком, или тифоном, или сиреной;
парусными судами — свистком или сиреной;
несамоходными судами — колоколом.
Звуковые сигналы иные, чем удары в колокол, должны подаваться как один или несколько следующих один за другим звуков, имеющих следующие характеристики:
короткий звук — звук продолжительностью не более секунды;
продолжительный звук — звук продолжительностью примерно четыре секунды.
Интервал между звуками должен составлять примерно секунду, за исключением «серии коротких звуков», которая должна состоять из не менее пяти звуков продолжительностью в четверть секунды каждый с интервалом такой же продолжительности.
Общие звуковые сигналы
N п/п
Описание звукового сигнала
Значение звукового сигнала
1
Продолжительный звук
«Внимание»
Подается пассажирским судном при подходе к причалу 2
Короткий звук
«Изменяю свой курс вправо»
3
Два коротких звука
«Изменяю свой курс влево»
4
Три коротких звука
«Мои движители работают на задний ход»
5
Четыре коротких звука
«Я намереваюсь остановиться»
«Я намереваюсь сделать оборот» 6
Серия коротких звуков
«Предупреждение»
7
Три продолжительных звука
«Человек за бортом»
8
Короткий и продолжительный звук
«Прошу увеличить ход»
9
Продолжительный и короткий звук
«Прошу уменьшить ход»
10
Продолжительный, короткий и продолжительный звук
«Прошу выйти на связь»
11
Непрерывный звук, а также беспрерывные частые удары в колокол или металлический предмет
«Сигнал бедствия»
12
Продолжительный, короткий, продолжительный и короткий звук
«Я Вас понял»
13
Продолжительный и три коротких звука
«При отходе в рейс пассажирского судна»
14
Два продолжительных и два коротких звука
«Запрос на обгон»
15
Два продолжительных звука
«Обгон разрешен»
Звуковые сигналы, подаваемые в условиях ограниченной видимости
N п/п | Описание звукового сигнала | Значение звукового сигнала |
1 | Продолжительный звук, подаваемый через промежутки не более двух минут | «Одиночные суда в движении» |
2 | Продолжительный и два коротких звука, подаваемые через промежутки не более двух минут | «Составы и плоты в движении» |
3 | Два продолжительных звука, подаваемые через промежутки не более двух минут | «Суда и составы в движении по участку ВВП большой протяженности (также относится к непросматриваемым участкам ВВП)» |
4 | Короткий, продолжительный и короткий звук, подаваемые через промежутки не более двух минут | «Одиночные суда или составы на якоре или на мели в пределах судового хода» |
5 | Частые удары в колокол или металлический предмет, подаваемые через промежутки не более минуты | «Несамоходное судно с экипажем на якоре или на мели в пределах судового хода» |
История
Международному своду сигналов предшествовали различные военно-морские и частные сигналы, в первую очередь , наиболее широко использовавшиеся кодовые флаги до 1857 года. То, что сейчас является Международным кодексом сигналов, было разработано в 1855 году Британской торговой палатой. и опубликован в 1857 году как Торговый кодекс. Он состоял из двух частей: первая содержала универсальные и международные сигналы, а вторая — только британские. Восемнадцать отдельных сигнальных флажков (см. Диаграмму) были использованы для создания более 70 000 возможных сообщений. Гласные были исключены из набора, чтобы избежать написания любого слова, которое могло бы вызвать возражения на любом языке, а также были опущены некоторые малоиспользуемые буквы. Он был пересмотрен Советом по торговле в 1887 году и изменен на Международной конференции 1889 года в Вашингтоне, округ Колумбия. Новый международный код сигналов официально вступил в действие во всем мире 1 января 1901 года. Сначала он использовался одновременно со старой системой. до 1 января 1902 года, а затем использовались исключительно после 1 января 1903 года. В этом новом издании количество флагов было увеличено с 18 флагов плюс кодовый вымпел до 26 флагов и кодового вымпела. Восемь новых флагов представляют гласные AEIOU и буквы XY Z.
Немного другая версия была опубликована в «Сигнализации Брауна», 18-е издание, февраль 1916 г., страницы 9–28. Чарли, Дельта, Эхо, Фокстрот и Гольф были вымпелами, соответствующими более современным цифровым вымпелам 1, 2, 3, 4 и 5. В остальном буквы кажутся соответствующими более современным форматам.
Код был подвергнут серьезным испытаниям во время Первой мировой войны, и было обнаружено, что «при кодировании сигналов слово за словом случаев, когда сигнализация не удалась, было больше, чем тех, когда результат был успешным». Заседание пяти основных союзных и объединенных держав в 1920 году собралось в Париже и предложило создать Всемирный союз электросвязи 8 октября 1920 года в Вашингтоне, округ Колумбия. Группа предложила пересмотреть Международный кодекс сигналов и приняла фонетический орфографический алфавит, но создание организации не было согласовано.
Международная радиотелеграфная конференция 1927 года в Вашингтоне рассмотрела предложения о новой редакции Кодекса, включая подготовку на семи языках: английском, французском, итальянском, немецком, японском, испанском и норвежском. Это новое издание было завершено в 1930 году и было принято Международной радиотелеграфной конференцией, состоявшейся в Мадриде в 1932 году. Мадридская конференция также учредила постоянный комитет для постоянного пересмотра кодекса. В новой версии добавлен словарный запас для авиации и полный медицинский раздел с помощью и по рекомендации Международного офиса d’Hygiène Publique . Также было вставлено определенное количество сигналов для связи между судами и судовладельцами, агентами, ремонтными верфями и другими заинтересованными сторонами на море. Новый международный код сигналов официально вступил в силу во всем мире 1 января 1934 года. Были введены тринадцать новых флагов, в результате чего треугольные вымпелы, используемые для букв C, D, E, F и G, были заменены новыми квадратными флагами и стали цифры 1, 2, 3, 4 и 5. Цифры 6, 7, 8, 9 и 0 были введены пятью новыми флагами, и были добавлены три новых заменяющих флага.
После Второй мировой войны Международная радиоконференция 1947 года Международного союза электросвязи предложила, чтобы Международный кодекс сигналов входил в компетенцию Межправительственной морской консультативной организации (ИМКО), которая стала ИМО. В январе 1959 года Первая Ассамблея IMCO решила, что организация должна взять на себя все функции, которые в то время выполнял Постоянный комитет Международного свода сигналов.
Вторая Ассамблея IMCO 1961 одобрила планы всестороннего пересмотра Международного свода сигналов для удовлетворения потребностей моряков. Изменения были подготовлены на семи предыдущих языках, а также на русском и греческом.
Международный кодекс сигналов в настоящее время поддерживается Международной морской организацией , которая опубликовала новое печатное издание в 2005 году.
Учения по борьбе с пожаром
Каждое учение по борьбе с пожаром должно включать (рис. 4):
Рис. 4 Учебная пожарная тревога
- прибытие к местам сбора и подготовку к выполнению обязанностей, указанных в расписании по тревогам;
- пуск пожарного насоса с использованием, по меньшей мере, двух стволов, чтобы показать, что система находится в надлежащем рабочем состоянии;
- проверку снаряжения пожарного и другого личного спасательного снаряжения;
- проверку соответствующего оборудования связи;
- проверку работы водонепроницаемых дверей, пожарных дверей и пожарных заслонок, главных приемных и выпускных отверстий вентиляционных систем в районе проведения учения;
- проверку необходимых мер и устройств для последующего оставления судна.
Оборудование, используемое во время учений, должно быть немедленно приведено обратно в состояние полной готовности к эксплуатации, а любые неполадки и дефекты, обнаруженные во время учений, должны быть устранены как можно скорее.
После каждого общесудового учения должен проводиться всесторонний разбор действий экипажа, для чего командный состав в ходе учения должен внимательно наблюдать за действиями экипажа.
Результаты учения записываются старшим помощником капитана в плане учения. О проведении учения (особенно о спуске спасательных шлюпок с указанием их номера) необходимо сделать краткую запись в судовом журнале, а по борьбе с пожаром дополнительно в пожарно-контрольном формуляре.
Вахтенный помощник фиксирует в судовом журнале действия экипажа в процессе проведения учений. Если плановое учение не было проведено в установленные сроки, необходимо записать в судовом журнале причину отмены учения.
Предлагается к прочтению:Основы безопасности мореплаванияОсобенности перевозки сжиженных газов и жидких химических грузов
Бегучий такелаж косых парусов
Бегучий такелаж (нидерл. takelage (от takel — оснастка)) — тросовая оснастка судна (тросы и цепи, служащие для подъёма тяжестей и различных сигналов, подъёма, опускания и изменения направления отдельных частей рангоута относительно диаметральной плоскости судна, уборки и постановки парусов) закреплённая только одним концом. Второй свободный конец — ходовой, или лопарь, обычно проводят через один или несколько блоков, клотов, коушей или юферсов, образуя тали, а затем крепят в соответствующем месте. Бегучим такелажем производятся работы, связанные с тягой, выбиранием и травлением. В свою очередь, бегучий такелаж разделяется на бегучий такелаж рангоута и бегучий такелаж парусов. Бегучий такелаж парусов: Фалы, Ниралы, Шкоты, Галсы, Гордени, Гитовы
Шкот (нидерл. schoot) — снасть бегучего такелажа, предназначенная для растягивания нижних (шкотовых) углов парусов по рею или гику. Также с помощью шкотов оттягивают назад углы парусов, не имеющих рангоута.
Гордень (нидерл. gording) — снасть бегучего такелажа парусного судна, с помощью которой прямые паруса подтягивают к реям при их уборке. В зависимости от своего местонахождения гордени получают дополнительные наименования (бык-гордень для нижней шкаторины паруса, нок-гордень — для боковой. Гордень подъёмный — простейшее подъёмное приспособление, состоящее из неподвижного одношкивного блока, привязанного к какому-нибудь предмету, например, марсу или рею и пропущенного через него троса, шкентеля. Даёт удобное направление тяги без выигрыша в силе. Тонкий гордень называют гордешок
Бегучий такелаж косых парусов барка Крузенштерн // Источник http://kruzenshtern.com/barque/
Фок-мачта: 1 – фор-стень-стаксель; 2 – кливер; 3 — мидель-кливер (средний кливер); 4 – бом-кливер; 5 – кливер-топсель; 17 – шкоты фор-стень-стакселя; 18 — шкоты кливера; 19 – шкоты мидель-кливера; 20 – шкоты бом-кливера; 21 – шкоты кливер-топселя; 22 – нирал фор-стень-стакселя; 23 – нирал кливера; 24 – нирал мидель-кливера; 25 – нирал бом-кливера; 26 – галс бом-кливера; 35 – фал бом-кливера; 36 – фал кливер-топселя;
1-я грот-мачта: 6 – грот-стень-стаксель I; 7 – грот-брам-стень-стаксель I; 8 – грот-бом-брам-стень-стаксель I; 37 – шкоты стень-стакселя; 38 – шкоты брам-стень-стакселя; 39 – шкоты бом-брам-стень-стакселя; 40 – нирал стень-стакселя; 44 – галс брам-стень-стакселя; 45 – галс бом-брам-стень-стакселя; 46 – фал стень-стакселя; 47 – фал брам-стень-стакселя; 48 – фал бом-брам-стень-стакселя;
2-я грот-мачта: 9 – грот-стень-стаксель II; 10 – грот-брам-стень-стаксель II; 11 – грот-бом-брам-стень-стаксель II; 49 – шкоты стень-стакселя; 50 – шкоты брам-стень-стакселя; 51 – шкоты бом-брам-стень-стакселя; 52 – нирал стень- стакселя; 53 – нирал брам-стень-стакселя; 54 – нирал бом-брам-стень-стакселя; 55 – галс стень-стакселя; 56 – галс брам-стень-стакселя; 57 – галс бом-брам-стень- стакселя; 58 – фал стень-стакселя; 59 – фал брам-стень-стакселя; 60 – фал бом-брам-стень-стакселя.
Бизань-мачта: 12 – апсель; 13 – крюйс-стень-стаксель; 14 – нижний бизань-трисель; 15 – верхний бизань-трисель; 16 – гаф-топсель; 61 – шкоты апселя; 62 – шкоты крюйс-стень-стакселя; 63 – нирал апселя; 64 – нирал крюйс-стень-стакселя; 65 – галс апселя; 66 – галс крюйс-стень-стакселя; 63 – нирал апселя, 64 – нирал крюйс-стень-стакселя; 65 – галс апселя; 66 – галс крюйс-стень-стакселя; 67 – фал апселя; 65 – шкот нижнего бизань-триселя; 69 – контр-шкот нижнего бизань- триселя; 70, 71 – гитовы нижнего бизань-триселя; 72 – фал нижнего бизань-трисепя; 73 – нирал нижнего бизань-триселя; 74 – шкот верхнего бизань-триселя; 75 – контршкот верхнего бизань-триселя; 76 – гитовы верхнего бизань-триселя; 77 – фал верхнего бизань-триселя; 78 – нирал верхнего бизань-триселя; 79 – галс гаф-топселя, 80 – шкот гаф-топселя; 81 – контршкот гаф-топселя; 82 – фал крюйс-стень-стакселя; 83 – нирал гаф-топселя; 84 – фал гаф-топселя.
Правило 35 — Звуковые сигналы при ограниченной видимости.
В районах ограниченной видимости или вблизи таких районов, днем или ночью, сигналы, предписанные этим Правилом, должны подаваться следующим образом: а) Судно с механическим двигателем, имеющее ход относительно воды, должно подавать через промежутки не более 2 минут один продолжительный звук.
b) Судно с механическим двигателем на ходу, но остановившееся и не имеющее хода относительно воды, должно подавать через промежутки не более 2 минут два продолжительных звука с промежутком между ними около 2 секунд.
c) Судно, лишенное возможности управляться пли ограниченное в возможности маневрировать, судно, стесненное своей осадкой, парусное судно, судно, занятое ловом рыбы, и судно, буксирующее или толкающее другое судно, должны вместо сигналов, предписанных п. «а» или «b» этого Правила, подавать через промежутки не более 2 минут три последовательных звука, а именно — один продолжительный и вслед за ним два коротких звука.
d) Буксируемое судно, а если буксируется больше одного судна, то последнее из них, если на нем находится команда, должно через промежутки не более 2 минут подавать четыре последовательных звука, а именно — один продолжительный и вслед за ним три коротких звука. По возможности, этот сигнал должен быть подан немедленно после сигнала буксирующего судна.
e) Если толкающее судно и судно, толкаемое вперед, жестко соединены в сочлененное судно, они должны рассматриваться как судно с механическим двигателем и подавать сигналы, предписанные п. «а» или «b» этого Правила.
f) Судно на якоре должно через промежутки не более 1 минуты учащенно звонить в колокол приблизительно в течение 5 секунд. На судне длиной 100 м или более этот сигнал колоколом должен подаваться на носовой части и немедленно вслед за ним на кормовой части учащенный сигнал гонгом в течение 5 секунд. Судно на якоре может для предупреждения приближающихся судов о своем местонахождении и о возможности столкновения дополнительно подавать три последовательных звука свистком, а именно: один короткий, один продолжительный и один короткий.
g) Судно на мели должно подавать сигнал колоколом и, если требуется, гонгом, как это предписано п. «f» этого Правила, и дополнительно подавать три отдельных отчетливых удара в колокол непосредственно перед каждым учащенным звоном в колокол и после него. Судно на мели может дополнительно подавать соответствующий сигнал свистком.
h) Судно длиной менее 12 м не обязано подавать вышеупомянутые сигналы, но если оно их не подает, то оно должно подавать другой эффективный звуковой сигнал через промежутки не более 2 минут.
i) Лоцманское судно, когда оно находится при исполнении своих лоцманских обязанностей, в дополнение к сигналам, предписанным пп. «а», «b» или «f» этого Правила, может подавать опознавательный сигнал, состоящий из четырех коротких звуков.
Устройство косого и прямого паруса, бизани
Прямые паруса имеют четырехугольную – прямоугольную или трапециевидную форму и своей верхней стороной крепятся к рею. Нижняя сторона, обычно несколько изогнута к верху, с помощью шкотов и галсов прикрепляется к нижележащему рею или палубе корабля.
Паруса состоят из нескольких параллельных полотнищ парусины, наложенных внакрой и сшитых друг с другом двойным швом. Расстояние между швами составляет 2-3 см. Края паруса подгибают и прошивают, поэтому они обычно двойные. Вдоль кромок паруса пришивают растительный или гибкий стальной трос, называемый ликтросом. Верхний край паруса, который привязывают к рею, называют верхней шкаториной или «головой», боковые вертикальные края – боковыми шкаторинами и нижний край – нижней шкаториной, или «подошвой»
Верхние углы паруса называют ноковыми, нижние – шкотовыми. Для укрепления паруса в наиболее напряженных местах нашивают полосы парусины. Если они идут параллельно нижней шкаторине, то их называют бантами, если – наискосок, то – боутами. Шкотовые и ноковые углы и ликтрос дополнительно обшивают кожей. Рифам называют горизонтальный ряд завязок – риф-сезней, продетых сквозь парус, которые позволяют при необходимости уменьшить его площадь. При взятии рифов парусину между реем и соответствующим риф-бантом закатывают, и получившейся рулон обвязывают риф-сезнями. Такой прием взятия рифов сохранился и до наших дней.
Стаксели Эти треугольные паруса ходят по штагам, от чего они и получили название стаксели (нем. stag – штаг, segel – парус). Кливера. Эти треугольные паруса ставят между фок-мачтой и бушпритом, иногда прямо на штагах или леерах, специально натянутых для них. Кливера появились в XVIII веке.
Детали косого паруса: 1 – полотнище; 2 – подшивка; 3 – ликтрос; 4 – боуты; 5 – передняя шкаторина; 6 – задняя шкаторина; 7 – нижняя шкаторина; 8 – галсовый угол; 9 – ноковый угол; 10 – шкотовый угол; 11 – люверсы для крепления раксов; 12 – кренгельсы;
Название парусов четырехмачтового барка.
Парусное судно. Барк. Чертежи
КОСЫЕ ПАРУСА БУШПРИТА
- Бом-кливер
- Кливер
- Мидель-кливер
- Фор-стень-стаксель
ФОК МАЧТА
- Фок
- Нижний фор-марсель
- Верхний фор-марсель
- Нижний фор-брамсель
- Верхний фор-брамсель
- Фор-бом-брамсель
КОСЫЕ ПАРУСА 1 ГРОТА
- Грот-стень-стаксель 1-го грота
- Грот-брам-стаксель 1-го грота
1 ГРОТ МАЧТА
- Первый грот
- Нижний марсель 1-го грота
- Верхний марсель 1-го грота
- Нижний брамсель 1-го грота
- Верхний брамсель 1-го грота
- Грот-бом-брамсель 1-го грота
КОСЫЕ ПАРУСА 2 ГРОТА
- Грот-стень-стаксель 2-го грота
- Грот-брам-стаксель 2-го грота
2 ГРОТ МАЧТА
- Второй грот
- Нижний марсель 2-го грота
- Верхний марсель 2-го грота
- Нижний брамсель 2-го грота
- Верхний брамсель 2-го грота
- Г рот-бом-брамсель 2-го грота
КОСЫЕ ПАРУСА БИЗАНЬ МАЧТЫ
- Апсель
- Крюйс-стень-стаксель
БИЗАНЬ МАЧТА
- Нижняя бизань
- Верхняя бизань
- Бизань-гоф-топсель
СУДОВОЕ ТРЕВОГИ
Если судну грозит опасность, объявляют тревогу: В зависимости
от характера опасности существуют следующие виды тревог:
общесудовая тревога
пожарная тревога
водяная тревога
шлюпочная тревоги
тревога «человек за боргом».
Основной сигнал тревог подается звонком громкого боя непрерывно
в течение 1 мин и сопровождается командой по трансляции с указанием вида тревоги,
а также места пожара или пробоины. При выходе из строя звонка громкого боя
сигнал тревоги подают паровым свистком, тифоном или сиреной короткими сигналами
в течение 1 мин.
Во время тревоги все члены экипажа должны быть заняты
выполнением конкретного задания.
Для этой цели составляют расписание по тревогам, где указывают
обязанности каждого члена экипажа. По тревогам предусматривается формирование
аварийной партии, ведущей борьбу с пожаром и водой, санитарной партии, ходовой
вахты в машине и на мостике, организация наблюдений и связи. При оставлении
судна вступает в силу расписание, по которому экипаж распределен по
спасательным шлюпкам.
Рядовой состав заносится в расписание по номерам, а командный
— по занимаемым должностям. Каждому вновь прибывшему члену экипажа рядового
состава присваивается номер того члена экипажа, на место которого он прибыл.
Фамилии и инициалы в расписании пишутся простым карандашом
и их легко можно заменить, не переделывая расписания. Такая система позволяет
использовать одно и то же расписание в течение длительного времени.
Свои обязанности по тревогам каждый моряк обязан знать
наизусть. По тревоге следует тотчас же надеть нагрудник или спасательный жилет,
вооружиться требуемым инструментом и действовать согласно расписанию.
Передвижение личного состава после подачи сигнала тревоги
разрешается только бегом. Запрещаются курение и посторонние разговоры. Во время
тревоги нельзя закрывать двери кают на замок.
На мостике и в машинно-котельном отделении на время тревог
назначается постоянная ходовая вахта. При подаче сигнала тревоги вахтенные
остаются на своих постах до тех пор, пока их не сменит постоянная ходовая
вахта. Смена вахт не производится по тревоге «человек за бортом», в которой
принимает участие только команда дежурной шлюпки.
При стоянке судна в порту, когда на борту находится лишь
часть экипажа, общее расписание тревог не используется, а составляется
расписание по пожарной тревоге на каждые сутки. В этом расписании исполнители
указываются по занимаемой должности и фамилии. Вахтенный штурман проводит
инструктаж пожарной вахты. Члены экипажа, входящие в состав пожарной вахты,
должны отдыхать не раздеваясь, с тем чтобы по пожарной тревоге быть готовыми к
выполнению своих обязанностей. В случае необходимости пожарная вахта может
привлекаться к авральным работам.
Следующая страница:
Переход на главную страницу:
Производственное обучение матросов первого класса
Правило 33 — Оборудование для подачи звуковых сигналов.
a) Судно длиной 12 м или более должно быть снабжено свистком и колоколом, а судно длиной 100 м или более должно, кроме того, быть снабжено гонгом, тон и звучание которого не могли бы быть приняты за звук колокола. Свисток, колокол и гонг должны соответствовать требованиям Приложения III к настоящим Правилам. Колокол и (или) гонг могут быть заменены другими устройствами, имеющими такие же соответствующие звуковые характеристики, причем всегда должна быть предусмотрена возможность подачи требуемых сигналов вручную. b) Судно длиной менее 12 м не обязано иметь звукосигнальные устройства, предписанные п. «а» этого Правила, но если такое судно не имеет их, то оно должно быть снабжено другими средствами подачи эффективного звукового сигнала.
НАШИ ШВЕЙЦАРСКИЕ ПАРТНЁРЫ
Компания Double Check – Ваш консультант по всем вопросам в сфере здравоохранения: от незначительных до самых серьезных, долгосрочных или чрезвычайных ситуаций. Команда лучших мировых экспертов окажет Вам всю необходимую поддержку. Double Check — зарегистрированная торговая марка компании The Kusnacht Practice AG.
The Kusnacht Practice – международный лидер в лечении психических расстройств, предоставляющий уникальную комбинацию медицинских услуг высочайшего уровня и сервиса класса люкс
Швейцарское биомолекулярное восстановление (Bio-R) – это инновационный и высоко персонализированный медицинский подход для улучшения физического и эмоционального самочувствия.
Тревога и Коронавирус
Для тех, кто страдает от беспокойства, жизнь во время глобальной пандемии может усугубить симптомы и заставить чувствовать себя ещё хуже. Изоляция также затрудняет доступ к услугам поддержки, таким как терапевты, друзья или семья. Но есть вещи, которые Вы можете сделать, чтобы минимализировать стресс этого времени и облегчить симптомы.
Любите себя
В настоящее время совершенно нормально чувствовать тревогу, поэтому попрактикуйтесь в сострадании к себе и простите себя, если Вам всё труднее практиковать полезные приёмы и оставаться на вершине своих мыслей.
Ограничьте доступ к новостям и социальным сетям
Может показаться, что знание того, что происходит в мире, помогает контролировать ситуацию. На самом деле это заставляет всё больше думать о самой ситуации. Это, в свою очередь, может усилить Ваше восприятие угрозы. Ограничивая контакты со СМИ, Вы даёте себе гораздо больше шансов справиться со своей тревогой. Если Вы не можете ограничить доступ к СМИ, постарайтесь придерживаться авторитетных источников, таких как информация, публикуемая Вашим правительством или Всемирной организацией здравоохранения.
Хватит говорить о коронавирусе
Бесконечные обсуждения пандемии с друзьями и семьёй лишь поднимут уровень беспокойства. Постарайтесь увести разговоры от темы и не поднимайте её сами. Это поможет не только Вашему благополучию, но и другим!
Живите по плану
Если Вы работаете из дома или просто проводите там всё своё время, хорошо бы нормализовать образ жизни, установив рутину. Старайтесь вставать и ложиться спать в одно и то же время каждый день, готовить еду в определённое время и делать надлежащий перерыв на обед.
Берегите своё физическое здоровье
Хотя Ваши обычные действия могут быть затруднены, Вы все равно можете помнить о здоровом питании, достаточном количестве сна и физических упражнениях. В Интернете доступно множество бесплатных онлайн тренировок и видео по йоге, которые помогут Вам двигаться, а также успокаивающие медитации. Также не забывайте принимать прописанные Вам лекарства.
Оставайтесь на связи
Изоляция не должна распространяться на виртуальный контакт. Позвоните другу или организуйте онлайн видео звонок через Zoom или FaceTime. Вы даже можете играть с друзьями через приложение Houseparty.
Разнообразьте Ваш досуг
Если Вы делаете одни и те же вещи в одно и то же время каждый день, Вы можете почувствовать беспокойство во время перемен. Попробуйте ввести немного разнообразия. Если Вы проводите большую часть своего свободного времени за просмотром телевизора, попробуйте написать кому-нибудь письмо, сложить пазл, попробуйте новый рецепт, прочтите книгу или заведите дневник.
Попросите помощи, если необходимо
Если Вы чувствуете, что не можете справиться с тревогой, обратитесь к человеку, которому Вы доверяете, или позвоните на местную горячую линию по вопросам психического здоровья. Многие сейчас предлагают психотерапию онлайн и этим могут реально помочь Вам чувствовать ситуацию под контролем во время изоляции.