Флаги морские

Содержание

ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ

6.1. Изготовитель гарантирует соответствие качества
флагов требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий
транспортирования и хранения.

6.2. Гарантийный срок хранения — 2 года с момента
изготовления.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН
Государственным комитетом легкой промышленности при Госплане СССР

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН в
действие Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от
16.02.81 № 777

3. ВЗАМЕН ГОСТ 8498-73

4. ССЫЛОЧНЫЕ
НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылка

Номер пункта

4.2

4.6

2.7, 2.11, 2.15

5.3

5.3

4.3

4.3

4.3

4.3

5.3

5.6

2.8

3.3, 4.1

2.9

ОСТ 17-889-81

2.7, 2.11, 2.13, 2.14

5. Ограничение срока действия
снято Постановлением Госстандарта СССР от 27.06.91 № 1061

6. ИЗДАНИЕ (август 2002 г.) с
Изменениями 1, 2, 3, утвержденными в феврале 1982 г., июне 1986 г., июне 1991
г. (ИУС 5-82, ИУС 9-86, ИУС 10-91)

1. Виды и размеры.. 1

2. Технические требования. 2

3. Правила приемки. 4

4. Методы испытаний. 5

5. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение. 5

6. Гарантии изготовителя. 6

Кодекс сигналов Марриат

Флаги Марриат.

Предыдущие системы были в основном военно-морскими. Первой общей системой сигнализации для торговых судов был Кодекс сигналов для торговых судов» капитана Фредерика Марриата, опубликованный в 1817 году. Он состоял из шести частей больших пронумерованных списков:

  1. Список английских мужчин войны.
  2. Список иностранных мужчин войны.
  3. Список английских торговых судов (из списка Ллойда).
  4. Список маяков, портов, мысов, скал, отмелей, рифов и т. Д.
  5. Подборка предложений.
  6. Словарь.

Различные флаги указывали, к какому списку идет ссылка. В качестве примера, развешивание флага рандеву (RE) (обозначающего маяки, порты и т. Д.) Над цифрами 1537 указывает на то, что порт приписки судна — Амстердам. Flying Rendezvous под номером указывает, что корабль идет из Амстердама, а полет на какой-то другой мачте указывает, что он направляется в этот порт. Только числа означают предложение: «4576» означает «Я хочу держать паруса наготове и вести всю ночь, так как мне не терпится попасть в порт». Кодекс Марриат имел немедленный успех и был переведен на несколько других языков, а издание 1854 года было переименовано в Универсальный кодекс сигналов для торгового флота всех наций из-за его широкого распространения. Последнее издание было опубликовано в 1879 году, через два десятилетия после публикации кодекса, который его заменил; есть сообщения, что он все еще использовался до 1890 года.

Примеры комбинированных сигналов

Примеры сообщений Международного свода сигналов
Комбинация Павильоны или рули Значение
AC Я бросаю свой корабль.
ОБЪЯВЛЕНИЕ Я покидаю свой корабль, на котором произошла ядерная авария и который является возможным источником

радиация.

ГОД Мне нужен врач.
ГОД 1 Мне нужен врач ; У меня сильные ожоги.
ГОД 2 Мне нужен врач ; У меня лучевые поражения.
EL Повторите позу бедствия.
EL 1 Каково положение терпящего бедствие судна?
GM Я не могу спасти свой корабль.
GN Берите их с собой на борт.
GN 1 Я бы хотел, чтобы было взято определенное количество людей. На борту останется сокращенный экипаж.
GN 2 Я возьму людей на борт.
GN 3 Можете ли вы взять людей на борт?
ЭТО У меня на борту огонь.
JA Мне нужно противопожарное оборудование.
JA 4 Мне нужен материал для пенного огнетушителя.
MAA Я срочно прошу совета врача.
МАБ Прошу вас встретиться на указанной позиции.
MAC Прошу организовать госпитализацию.
БЕЗ УМА Я нахожусь … ( количество ) часов до ближайшего порта.
MS 1 Мое судно — опасный источник радиации; вы можете подойти

по правому борту ко мне.

VG Низкая облачность … ( количество октантов или восьмых покрытых облаков )
США 4 Ничего не поделаешь, пока немного не успокоится погода.
NC Я терплю бедствие, и мне нужна немедленная помощь (сигнал бедствия).
RY Двигайтесь медленно, когда вы проходите мимо меня (или судов, дающих этот сигнал).
AE Я должен покинуть свой корабль.
DX Я тону ( лат. …, долг. … по мере надобности).

Плохие МСС

Здесь список MCC кодов, по которым при операциях с кредитными картами скорее всего будет наказание:

МСС 6538, 6537, 6536, денежные переводы MasterCard MoneySend

Возникает при операциях перевода с карты Mastercard на другую карту по ее номеру, технология называется MasterCard MoneySend. В основном банки приравнивают эти операции к снятию нала и штрафуют, но некоторые банки (МДМ, Русский Стандарт, Газпромбанк, Кредит Москва) все-таки пока позволяют сохранять грейс даже по этим операциям. МСС 6538 встречается при пополнении карт РНКО (Кукуруза, Билайн и прочие) в личном кабинете с карт Mastercard, при пополнении карт Тинькова в ИБ, в общем везде, где используется MasterCard MoneySend.

МСС 4829, WIRE TRANSFER MONEY ORDERS, Денежные переводы

До появления технологий MasterCard MoneySend и VISA MONEY TRANSFER МСС 4829 использовался при операция денежных переводов. Сейчас встречается не очень часто, например при переводах по номеру карты в Альфаклике и Телебанке ВТБ-24. В основном расценивается банками точно также, как и предыдущий «манисендовский» МСС.

Сигналы

Матрос на борту корабля ВМС США готовит сигнальный подъемник.

До 1969 года код был намного шире, охватывал более широкий диапазон сообщений и включал список пятибуквенных кодов для каждого крупного морского пункта в мире. С 1969 года это было сокращено, чтобы сосредоточиться на навигации и безопасности, включая медицинскую часть. Сигналы можно разделить на три группы:

  • Однобуквенные сигналы, которые очень важны, важны или распространены.
  • Двухбуквенные сигналы для других сообщений, иногда за которыми следует числовое «дополнение», которое дополняет или изменяет сообщение.
  • Трехбуквенные сигналы, начинающиеся с «М»  ; это коды медицинских сигналов.

В некоторых случаях добавляются дополнительные символы для обозначения количества, пеленга, курса, расстояния, даты, времени, широты или долготы. Также планируется написать слова по буквам и указать использование других кодов. Справа отображаются несколько наиболее распространенных однобуквенных сигналов. Двухбуквенные сигналы охватывают широкий спектр ситуаций.

Повторяющиеся символы могут быть проблемой при перемещении флага. Чтобы избежать необходимости переносить несколько наборов сигнальных флагов, Код использует три флага «подстановки» (или «повторителя»). Они повторяют флаг в указанной позиции. Например, чтобы подать сигнал MAA ( «Я запрашиваю срочную медицинскую консультацию» , будут подняты флаги Mike, Alfa и второй замены, при этом заместитель будет указывать на повторение второго символа.

Примечания и ссылки

  1. Международный кодекс сигналов для визуальной, звуковой и радиосвязи, издание США (1969), стр. 2. Если не указано иное, весь материал взят из этого документа.
  2. Медицинский сигнальный код описан в Главе 3: International Code of Signals for Visual, Sound, and Radio Communications, United States Edition (1969).
  3. Историческая справка из предисловия к: Международный свод сигналов для визуальной, звуковой и радиосвязи, издание США (1969)
  4. «  Новый сигнальный код.  «, » Сидней Морнинг Геральд « ,13 февраля 1901 г., стр.  8
  5. Международный свод сигналов 1931 года, американское издание (переиздано в 1937 году), т. I (HO 87) », Гидрографическое управление ВМС США» (1931). → Предисловие.
  6. «  Новый морской язык  », Меркурий , Тасмания,27 декабря 1933 г., стр.  4

МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

4.1. Отбор образцов — по ГОСТ 20566.

4.2. Определение линейных размеров флагов — по ГОСТ 3811.

4.3. Определение устойчивости окраски флагов — по ГОСТ 9733.0, ГОСТ 9733.2, ГОСТ 9733.10, ГОСТ 9733.27.

4.4. Определение прочности нанесения окраски при печати
эмблем или других отличительных знаков на растрескивание проводят пятикратным
сгибанием, после которого краска не должна давать трещин.

4.5. Контроль расцветки флагов проводят сравнением с
картой цветов, утвержденной в установленном порядке.

(Измененная редакция, Изм. №
2).

4.6. Определение разрывной нагрузки — по ГОСТ 3813.

Как узнать МСС-код

Как ни странно, банки очень редко показывают МСС своим клиентам в выписках и отчетах по операциям, ведь от этого важнейшего показателя напрямую зависят комиссии, грейс, кэшбэк и другие плюшки при совершении операций. Можно попытаться узнать код при помощи звонка «маринкам» на горячую линию банка, но к сожалению в большинстве случаев ваш вопрос поставит консультанта в тупик, квалификация операторов call-центров как правило невысокая.  Тем не менее, есть все таки некоторые «порядочные» финансовые организации, в интернет-банках которых можно выудить коды. Такие карты называют «флагомерами».

Айманибанк, раздел Карты, выписка по картам

Банк «Авангард», раздел Карточные счета, Выписка по счету

СМП-банк (сейчас под санкциями, функциональность карт ограничена), раздел Мои счета, карты, Выписка

Карта Яндекс.Деньги, раздел «Платежи»

У всех вышеперечисленных способов есть один большой недостаток: MCC операции мы узнаем только ПОСЛЕ совершения операции, а в большинстве случаев после обработки операции. И если код окажется не тем «который нам надо», то есть шанс попасть на комиссию или вылет из грейса либо недополучить плюшки. Но есть один отличный способ, который позволяет определить МСС еще ДО самой операции. Это позволяет нам сделать самый популярный флагомер — карта банка Авангард.

Дело в том, что в ИБ Авангарда можно видеть MCC-коды даже тех операций, которые не прошли по каким-то причинам. Поэтому для определения кода торговой точки достаточно иметь пустую дебетовку либо кредитку с нулевым лимитом. Порядок действия следующий: совершаем операцию, приходит смс-сообшение об отказе из-за нехватки средств, далее заходим в ИБ, раздел «Выписки и Отчеты», «SMS-история», находим нужную нам операцию и смотрим МСС-код. Проще простого!

Я завел себе обычную дебетовку Visa Classic, СМС-оповещение бесплатно, обслуживание почему-то у меня тоже пока бесплатно, видимо попал под какую-то акцию, по тарифам карта стоит 600 рублей в год. Пользуюсь флагомером постоянно: иду мимо какого-нибудь банкомата или терминала и проверяю на предмет операций пополнения электронных кошельков или переводов, либо при операциях в инете в неизвестных ситуациях сначала провожу неудачную покупку по карте авы, а потом уже реальную операцию. Рекомендую всем иметь флагомер от Авангарда, это позволит вам сэкономить кучу денег!

ВИДЫ И РАЗМЕРЫ

1.1. Устанавливают следующие виды флагов:

флаги
государственные СССР;

флаги и
вымпелы судов Министерства морского флота;

флаги и вымпелы
судов Министерства рыбного хозяйства;

флаги
государственные иностранных государств;

флаги
национальные иностранных государств;

флаги
торговые иностранных государств;

флаги и
вымпелы Международного и Военно-морского свода сигналов;

флаги и
вымпелы Военно-морские.

1.1а. Для флагов Международного свода сигналов
устанавливают следующие входящие в один комплект типы:

1 — флаги буквенные;

2 — флаги цифровые;

3 — флаги репитерные;

4 — флаги подтверждающие (ответные).

Флаги типа
1 изготовляют прямоугольными и прямоугольными с клиновидным вырезом, типа 3 —
треугольным, типов 2 и 4 — в форме вымпелов.

(Введен
дополнительно, Изм. № 1).

1.2. Размеры, форма, расцветка, соотношение длины и
ширины флагов и место расположения на них гербов, эмблем и других отличительных
знаков должны соответствовать требованиям, установленным положениями об этих
флагах, и образцам (готовому флажному изделию, чертежам, рисункам, фотографиям,
выполненным в цвете), представленным потребителем.

(Измененная редакция, Изм. №
3).

1.3. В зависимости от ширины полотнища флага
устанавливают следующие типоразмеры, указанные в табл. 1.

Таблица 1

Типоразмер

Ширина, см

Типоразмер

Ширина, см

флага

вымпела

флага

вымпела

1

185

135

5

65

40

2

135

105

6

30

25

3

115

90

7

20

4

90

65

8

12,5

1.3а. В зависимости от длины и ширины флагов
Международного свода сигналов устанавливают типоразмеры, указанные в табл. 2.

Таблица 2

Типоразмер

Тип флага

1

3

2, 4

Длина, см

Ширина, см

Длина, см

Ширина, см

Длина, см

Ширина, см

у шкаторины

у свободного конца

1

40

30

45

30

2

60

50

65

50

75

25

6

3

90

70

90

70

150

50

15

4

140

120

150

120

270

90

25

5

180

150

190

150

390

130

35

(Введен
дополнительно, Изм. № 1).

1.4. Отклонения по длине и ширине полотнища флага и по
размерам отличительных знаков не должны превышать:

для
типоразмеров 1, 2, 3 — длина ± 2 %,

ширина ±
4 %;

для
типоразмеров 4, 5, 6 — длина ± 3 %,

ширина ±
5 %.

Для
флагов международного свода сигналов ± 5 см.

(Измененная редакция, Изм. №
3).

1.5. В условное обозначение флагов входит наименование
вида, типоразмер и обозначение настоящего стандарта, а для флагов
Международного свода сигналов — наименование, тип, типоразмер, буква или цифра
и обозначение настоящего стандарта.

Примеры условных обозначений

Комплект
флагов Международного свода сигналов (МСС) типоразмера 3:

Комплект
флагов МСС-3 ГОСТ 8498-81;

Флаг
Международного свода сигналов (МСС) типа 1, типоразмера 2, буквы А:

Флаг
МСС-1-2-А ГОСТ 8498-81

Флаги
национальные иностранных государств типоразмера 3:

Флаги
иностранные национальные — 3 ГОСТ 8498-81

Национальный
флаг Аргентины типоразмера 2, поставляемый поштучно:

Национальный
флаг Аргентины — 2 ГОСТ 8498-81

(Измененная редакция, Изм. №
1).

Сигналы с одним флагом

Буква, слово по буквам, произношение Флаг Значение
Как единый флаг В качестве цифрового дополнения
Для Alfa «У меня есть ныряльщик; соблюдайте дистанцию ​​и идите медленно. » Азимут или пеленг
Б Браво «Я загружаю или разгружаю, или перевозлю опасные грузы. » (Первоначально использовался Королевским флотом специально для военных взрывчатых веществ.)
C Чарли » Да. » (Да, или предыдущую группу следует понимать как утверждение) Маршруты в магнитных градусах
D <Дельта «Не беспокойте меня, я с трудом маневрирую. » Дата (день, месяц, год)
E Echo «Я иду по правому борту . »
Ф Фокстрот «Я обезумел; свяжитесь со мной. »
G Golf «Мне нужен пилот . « Сделано на рыбацкой лодке»: «Я поднимаю сети. » Долгота (последние две цифры указывают минуты, а остальные — градусы)
Отель H «У меня на борту есть пилот. »
I Индия «Я иду в порт . »
Дж. Джульетта «Держи дистанцию. « У меня на борту пожар, и я везу опасные вещества. « У меня утечка опасного вещества. »
К Кило «Я хочу пообщаться с вами или пригласить вас передать. » «Я хочу общаться с вами с помощью …»  : 1) сигнализация по азбуке Морзе с помощью флагов или оружия; 2) Мегафон (мегафон); 3) сигнальная лампа Морзе; 4) Звуковые сигналы.
Л. Лима «Немедленно остановите свой корабль. » Широта (первые 2 указывают градусы, последние 2 минуты)
M Mike «Мой корабль остановлен и больше не блуждает. »
N ноябрь » Нет. » (Отрицательный ответ, или предыдущий сигнал следует понимать в отрицательной форме). Это письмо можно передать только визуально или звуком. Для голосовой или радиопередачи необходимо использовать сигнал «НЕТ».
О Оскар «  Человек за бортом . »
П Папа 1) В порту: «Все люди должны явиться на борт, судно должно выйти в море»  ; 2) В море, сделанный рыбацкой лодкой: «Мои сети зацепились за препятствие. «  ; 3) В море (звуковая дорожка): «Мне нужен пилот. »
Q Quebec «Мой корабль« невредим », и я прошу бесплатную тренировку. »
Р Ромео (Сигнал процедуры) Расстояние в морских милях.
S Sierra «Я отбиваюсь. » Скорость в узлах
T Tango Сделано на рыболовецком судне: «Не беспокойте меня: я занимаюсь парным тралением . » Местный час. (первые 2 указывают часы, последние 2 — минуты).
У Равномерное «Вы столкнулись с опасностью. »
V Виктор «Прошу помощи. » Скорость в километрах в час.
Виски W «Мне нужна медицинская помощь. »
Х рентгенологическое «Прекратите маневры и следите за моими сигналами. »
У Янки «Мой якорь охотится. »
Z Zulu «Мне нужен буксир . « Сделано на рыбацкой лодке»: «Закидываю сети в воду. » Мировое время ( UTC ). (первые 2 указывают часы, последние 2 — минуты).
Пламя фигур
0 Надазеро Сигналы используются как цифровые для дополнения других сигналов.
1 Унаоне
2 Bissotwo
3 Терратри
4 Kartefour
5 Pantafive
6 Соксисикс
7 Setteseven
8 октября
9 Новенин
Запасные
1- й  заменитель Повтор 1 — й павильон. Первые три замены позволяют отправлять любую комбинацию из четырех букв или цифр с использованием одного набора флагов.
2- й  заменитель Повторить 2- й  флаг.
3 е  заменитель Повторяет 3 е  Павильон.
Code Flame / Предварительный просмотр Опущено (примерно на полпути вверх по фалу): готово к приему сообщения Крупный план: сообщение было получено и понято (передающая станция должна поднять пламя кода отдельно после последнего фала сигнала, чтобы указать, что сигнал завершено; принимающая станция должна ответить так же, как и для всех других фалов) Поднят: сигнализирует об окончании сообщения. С цифрами: десятичная точка. На военном корабле: Поднимите пламя кода на видное место и держите его включенным в течение всего времени передачи сигнала, указывая на то, что сообщение должно быть прочитано в соответствии с международным сигнальным кодом.

История

Международному своду сигналов предшествовали различные военно-морские и частные сигналы, в первую очередь , наиболее широко использовавшиеся кодовые флаги до 1857 года. То, что сейчас является Международным кодексом сигналов, было разработано в 1855 году Британской торговой палатой. и опубликован в 1857 году как Торговый кодекс. Он состоял из двух частей: первая содержала универсальные и международные сигналы, а вторая — только британские. Восемнадцать отдельных сигнальных флажков (см. Диаграмму) были использованы для создания более 70 000 возможных сообщений. Гласные были исключены из набора, чтобы избежать написания любого слова, которое могло бы вызвать возражения на любом языке, а также были опущены некоторые малоиспользуемые буквы. Он был пересмотрен Советом по торговле в 1887 году и изменен на Международной конференции 1889 года в Вашингтоне, округ Колумбия. Новый международный код сигналов официально вступил в действие во всем мире 1 января 1901 года. Сначала он использовался одновременно со старой системой. до 1 января 1902 года, а затем использовались исключительно после 1 января 1903 года. В этом новом издании количество флагов было увеличено с 18 флагов плюс кодовый вымпел до 26 флагов и кодового вымпела. Восемь новых флагов представляют гласные AEIOU и буквы XY Z.

Немного другая версия была опубликована в «Сигнализации Брауна», 18-е издание, февраль 1916 г., страницы 9–28. Чарли, Дельта, Эхо, Фокстрот и Гольф были вымпелами, соответствующими более современным цифровым вымпелам 1, 2, 3, 4 и 5. В остальном буквы кажутся соответствующими более современным форматам.

Код был подвергнут серьезным испытаниям во время Первой мировой войны, и было обнаружено, что «при кодировании сигналов слово за словом случаев, когда сигнализация не удалась, было больше, чем тех, когда результат был успешным». Заседание пяти основных союзных и объединенных держав в 1920 году собралось в Париже и предложило создать Всемирный союз электросвязи 8 октября 1920 года в Вашингтоне, округ Колумбия. Группа предложила пересмотреть Международный кодекс сигналов и приняла фонетический орфографический алфавит, но создание организации не было согласовано.

Международная радиотелеграфная конференция 1927 года в Вашингтоне рассмотрела предложения о новой редакции Кодекса, включая подготовку на семи языках: английском, французском, итальянском, немецком, японском, испанском и норвежском. Это новое издание было завершено в 1930 году и было принято Международной радиотелеграфной конференцией, состоявшейся в Мадриде в 1932 году. Мадридская конференция также учредила постоянный комитет для постоянного пересмотра кодекса. В новой версии добавлен словарный запас для авиации и полный медицинский раздел с помощью и по рекомендации Международного офиса d’Hygiène Publique . Также было вставлено определенное количество сигналов для связи между судами и судовладельцами, агентами, ремонтными верфями и другими заинтересованными сторонами на море. Новый международный код сигналов официально вступил в силу во всем мире 1 января 1934 года. Были введены тринадцать новых флагов, в результате чего треугольные вымпелы, используемые для букв C, D, E, F и G, были заменены новыми квадратными флагами и стали цифры 1, 2, 3, 4 и 5. Цифры 6, 7, 8, 9 и 0 были введены пятью новыми флагами, и были добавлены три новых заменяющих флага.

После Второй мировой войны Международная радиоконференция 1947 года Международного союза электросвязи предложила, чтобы Международный кодекс сигналов входил в компетенцию Межправительственной морской консультативной организации (ИМКО), которая стала ИМО. В январе 1959 года Первая Ассамблея IMCO решила, что организация должна взять на себя все функции, которые в то время выполнял Постоянный комитет Международного свода сигналов.

Вторая Ассамблея IMCO 1961 одобрила планы всестороннего пересмотра Международного свода сигналов для удовлетворения потребностей моряков. Изменения были подготовлены на семи предыдущих языках, а также на русском и греческом.

Международный кодекс сигналов в настоящее время поддерживается Международной морской организацией , которая опубликовала новое печатное издание в 2005 году.

Происхождение символа ВМФ

11 декабря 1699 года для Военно-морского флота России утвержден собственный флаг. Его учредил император Петр I. На белоснежном полотне изображены перечеркнутые синие линии. Император сам рисовал флаг, и у него было 2 варианта: 3 параллельно расположенные полосы с написанными цветами или голубые перечеркнутые линии на фоне 3 полос «триколора».

Флаг ВМФ России, фото «Википедия»

Петр I верил в высшие силы, поэтому внимательно относился к знакам судьбы. В народе «гуляет» легенда, что, когда император придумывал идею для флага, он задремал. После пробуждения на лист бумаги упали солнечные лучи, они были похожи на синие, расположенные по диагонали, линии. Этот знак Петр I не проигнорировал и создал то, что подсказала судьба.

В 1701-м единый кормовой флаг заменен на 3 разных, для каждой части флота. То, как выглядит Андреевский флаг сейчас, было утверждено после 1710-го. Императором было создано 8 эскизов, которые по очереди внедрялись. Название произошло от имени ученика Иисуса Христа Андрея Первозванного. Его распяли на диагональном кресте.

На страх врагам

Первая длина символа Военно-морского флота была 4 метра. По задумке, он должен был не только виднеться издалека, но и устрашать звуком. Четырехметровое полотно «ревело» на ветру, поэтому враг слышал приближение российского флота. Громкий звук был вспомогательным оружием, поскольку сбивал противников с курса. Помимо «ревущего» символа, на кораблях устанавливали ревуны и сирены. Сейчас эти военные хитрости отменили.

В 1720 году Корабельный устав закрепил значение и положение Андреевского флага. До 1917 года он изменялся лишь однажды, в 1819 году, когда его дополнили Георгиевским адмиральским флагом. Этот символ закрепляли на том корабле, экипаж которого показал храбрость и силу в бою с врагом и защите ВМФ.

«Русские не сдаются!»

Корабельный устав был составлен для защиты флага ВМФ. За все время его существования он спускался добровольно лишь 2 раза. В 1829 году командир русского фрегата «Рафаил» Семен Стройников пытался защитить экипаж. Чтобы спасти людей, он спустил символ силы перед 15 турецкими кораблями. Император Николай I посчитал этот поступок позором и распорядился, чтобы фрегат сожгли. Его воля была исполнена через 24 года, когда «Рафаил» стал частью турецкого флота. После пребывания в плену, капитан Семен Стройников лишился всех званий и стал матросом.

Второй раз флаг спускали в 1905-м, когда в бою контр-адмирал Небогатов повторил поступок Стройникова. Он тоже пытался спасти команду, но поплатился за это. Его не только лишили чинов, но и отправили под суд, который приговорил его к смертной казни. Небогатову заменили этот приговор на более мягкий — 10 лет заключения в тюрьме. Он просидел 2 года и был помилован.

Замена символов

В ноябре 1917 года советская власть запретила Андреевский флаг. Заменой стал символ Интернационала. Он означал то, что весь российский флот стоит на защите народовластия. Позже от идеи отказались, и на кораблях развевался государственный флаг СССР. Только через 5 лет символ, придуманный Петром I, вернули на законное место. 15 февраля 1992 года, возвращенный знак ВМФ освятили. 26 июля того же года в последний раз были подняты флаги СССР на кораблях, после чего их спустили и подняли Андреевский.

Для передачи между кораблями распоряжений или любой другой информации используются сигнальные флаги. Когда на рее поднимается тот или иной символ, команда понимает, что делать и куда двигаться. Их шьют из шерстяной ткани. Сигнальные элементы появились при Петре I вместе с главным символом ВМФ. На торжественных мероприятиях поднимают флаги расцвечивания и стеньговые.

Андреевский флаг в Российской Федерации

В 1992 году указом Бориса Ельцина утвердили описание и внешний вид флагов Военно-морского флота. Для главного установили соответствующие размеры — 1 к 1,5 м. Отличался лишь цвет Андреевского креста, он был не синим, а голубым. В 2001 году ему вернули первоначальный вид, который был задуман императором.

11 декабря празднуется День флага ВМФ России. В рамках мероприятий ко Дню памяти Андрея Первозванного в российских храмах освящают «Андреевскую» символику. Очевидцы фотографируют процесс, чтобы оставить память о светлом дне.

Сигнальные флаги Российского флота XVIII века

Впервые сигнальные флаги российского флота были описаны в Морском Уставе, изданном 13 апреля 1720 года.
Комплект сигнальных корабельных флагов включал 54 флага и 14 вымпелов. К тому же в ряде сигналов использовался гюйс (кайзер-флаг) и бело-сине-красный флаг торгового флота. Сигналы подавались подъёмом соответствующих флагов и вымпелов. При чём имело значение
место подъёма флага, расположение парусов, а также пушечные выстрелы. В общем система была довольно сложной.

Сигналы подавал корабль, где находился генерал-адмирал (при отсутствии последнего — корабль старшего начальника). Все корабли адмиралов обязаны были повторять сигнал («репетовать»).
К тому же сигнал повторялся на фрегате, находящемся в распоряжении генерал-адмирала.

Ниже приведены некоторые сигналы из Морского Устава 1720 года (по книге Ю.Веремеева).

Сигналы управления движением кораблей днём:

Кораблям, идущим сзади или идущим по ветру, начать поворот первыми

На бизань-мачте поднимается кайзер-флаг. Даётся выстрел из пушки.

Кораблям, идущим впереди или идущим против ветра, начать поворот первыми

На фок-мачте поднимается кайзер-флаг. Даётся выстрел из пушки.

Совершить поворот через фордевинд

На корме поднимается белый вымпел. Даётся выстрел из пушки.

Флоту идущему против ветра развернуться по ветру

На корме поднимается синий флаг. Даётся выстрел из пушки.

Флоту повернуть

На бизань-мачте поднимается красный флаг (при повороте направо) или синий флаг (при повороте налево).
Даётся выстрел из пушки.

Кораблю отправиться в погоню по указанному курсу
На вантах бизань-мачты поднимается опознавательный флаг корабля, под ним флаг, указывающий направление. Даётся выстрел из пушки.
Направления указывают следующие флаги:
норд-ост — красный флаг с белым косым крестом;
зюйд-ост — синий флаг с красным косым крестом;
норд-вест — жёлто-синий флаг;
зюйд-вест — белый флаг с тремя красными полосами.
Приказ прекратить погоню отдавался поднятием на фок-мачте флага направления и выстрелом из пушки. Сигнал прекращения погони повторяют все корабли, заметившие его.
При отсутствии у них в комплекте соответствующих флагов, они поднимают белый флаг или гюйс, сопровождая это выстрелом из пушки.
Авангардной эскадре идти в погоню

На фок-мачте поднимается белый флаг с тремя красными полосами. Если адмирал арьергардной эскадры может выбрать корабль для погони по своему усмотрению, то дополнительно под этим флагом поднимают красный вымпел.
Даётся выстрел из пушки.

Арьергардной эскадре идти в погоню

На бизань-мачте поднимается белый флаг с тремя красными полосами. Если адмирал арьергардной эскадры может выбрать корабль для погони по своему усмотрению, то дополнительно под этим флагом поднимают красный вымпел.
Даётся выстрел из пушки.

Кораблю, ведущему за собой флот добавить парусов

На фок-мачте поднимается белый флаг с красным крестом. Даётся выстрел из пушки.

Приблизиться к адмиральскому кораблю
На рее грот-мачты поднимаются флаг корабля, белый флаг с красным крестом. Даётся выстрел из пушки.

Сигналы управления кораблями на стоянке:

Приготовиться к постановке корабля на якорь

На кормовом флагштоке поднимается бело-сине-красный флаг. Даётся выстрел из пушки.

Кораблю сняться с якоря и идти в погоню против ветра

На вантах бизань-мачты поднимается флаг корабля, под ним шахматный красно-белый флаг. Даётся выстрел из пушки.

Кораблю сняться с якоря и идти в погоню по ветру

На вантах бизань-мачты поднимается флаг корабля, под ним шахматный сине-жёлтый флаг. Даётся выстрел из пушки.

Кораблю прекратить погоню

На фок-мачте поднимается флаг корабля, под ним белый флаг. Даётся выстрел из носовой пушки.

Флоту приступить к упражнениям с оружием
На кормовом флагштоке поднимается жёлтый флаг, если предстоят упражнения с мелким оружием (мушкетами и т.п), или жёлтый флаг, а над ним красный вымпел.

В тексте использованы материалы работы Ю.Веремеева «Анатомия армии»
Фото страниц Морского устава — http://loveki.ru/museum/flagi18century/

На главную страницу «Вексиллографии»

RCVH
last edited 2.9.2017

Происхождение флага

Слово гюйс происходит от голландского geus (гёз), которое обозначало название носового флага морских гёзов. Гёзы (в переводе с голандского нищие) — участники антииспанской революции в Нидерландах, которые в 1566-1576 годах боролись против испанского правления в Нидерландах и католической церкви. Самая большая группа гёзов воевала на море и была названа морскими гёзами. А нищими презрительно называли их противники за кальвинистскую приверженность к скромной одежде без украшений.

В настоящее время гюйс поднимают на баке (носовой части) корабля. В основном гюйс является принадлежностью только военных кораблей. Однако, в некоторых странах используют «гражданский гюйс» — специальный носовой флаг на гражданских судах.

Еще одно название гюйса — «бушпритный флаг», так как первоначально его поднимали на бушприте на специальном флагштоке, именуемом «гюйсшток».

Кроме того, в некоторых государствах гюйс поднимают на морских (приморских) крепостях и других береговых объектах, в связи с чем в этих странах носит название «крепостной флаг» («флаг морских крепостей»).