ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ
Подвесные лодочные моторы моделей «Вихрь» предназначены для установки на судах туристского или хозяйственного назначения весом не менее 130кг для моторов мощностью 25 л.с., а для моторов мощностью 30 л.с. – не менее 150 кг и высотой транца не более 405 мм и могут эксплуатироваться в любых водоемах, имеющих глубину не менее 0,8 м. Благодаря высокой мощности они могут обеспечивать движение на больших скоростях и буксировку водного лыжника. Подводная часть моторов выполнена из коррозийностойких материалов, поэтому моторы могут быть использованы как в пресной, так и в соленой воде с соблюдением рекомендаций, изложенных в данной инструкции. Запуск моторов «Вихрь-М», «Вихрь-30Р», «Вихрь-25Р электрон», «Вихрь 30Р электрон» — ручной, с самоубирающимся шнуром. Запуск мотора «Вихрь-30» и «Вихрь-30 электрон» производится электростартером. Реверсивный привод гребного винта обеспечивает передний и задний ход лодки, а также допускает работу моторов вхолостую. Моторы имеют места подключения дистанционного управления (фиг. 2), деталями которого комплектуются лодки.
Моторы оборудованы системой отбора электроэнергии к источникам сета, устанавливаемым на судне, и устройством для подзарядки аккумулятора в процессе работы двигателя. В настоящем руководстве дано краткое описание моторов и необходимые указания по их эксплуатации. Исправная работа, экономичность и долговечность во многом зависят от технически правильного пользования моторов, при строгом соблюдении указанных в руководстве правил. Заводом ведется дальнейшая работа по усовершенствованию выпускаемых лодочных моторов, поэтому некоторые конструктивные изменения в руководстве могут быть не отражены. Категорически запрещается производить запуск мотора без погружения в воду.
При заправке бака топливом не забудьте влить в бензин масло в пропорции, указанной в руководстве, и тщательно его размешать. Езда, даже кратковременна, на чистом бензине приведёт к выходу двигателя из строя. На моторе между картером и карбюратором стоит ограничительная шайба. После окончания периода обкатки мотора (5 топливных баков0 необходимо снять ограничительную шайбу. При запуске и прогреве двигателя не развивайте больших оборотов – это может привести к разрушению подшипников нижних головок шатунов и заклиниванию поршней в цилиндрах. Перед остановкой мотора обязательно его охладите работой на малых оборотах в течении 2-3 минут.
До истечения гарантийного срока владельцу лодочного мотора категорически запрещается вскрывать картер и редуктор. При нарушении данного условия эти узлы не будут приниматься на гарантийный ремонт.
Характеристики потребительского образца
Подвесные моторные системы для лодок Вихрь массово производились на территории СССР. Ими оснащался морской транспорт для перевозки туристов, для морских прогулок, для патрулирования водного пространства. Ещё Вихри использовали на хозяйственных лодках и спасательных шлюпках, то есть практически везде, где необходимо достижение большой скорости перемещения.
Положительными чертами моторной конструкции являются следующие показатели:
- Устройство благодаря различным элементам конструкции позволяет развивать очень высокий уровень мощности;
- Стоимость мотора Вихрь сравнительно небольшая (в два раза меньше, чем у моторных систем, производимых за рубежом, которые имеют схожую мощность);
- Доступность деталей запасного типа;
- Положительная ремонтопригодность — любой дефект конструкции внешней или внутренней может быть устранён (если имеется хотя бы минимальное количество запчастей, а также инструментов).
Несмотря на заметные плюсы аппарата, у него имеется очень много недостатков. К таковым относятся:
- Очень большое сопротивление гидродинамического вида, создаваемое под водой;
- Чересчур повышенный уровень издаваемого устройством шума (владельцы данных лодочных аппаратов понижали этот показатель, используя кожух);
- Не очень удачное месторасположение патрубка выхлопного вида, из-за чего образуется момент гидродинамического типа, который стремится осуществить разворот мотора, и создать румпельное усилие (около шести килограмм).
- Не имеется термостата в охладительной системе на моторах Вихрь, из-за чего исчезает возможность образовывать поддержку нормального режима тепла двигателя;
- Нетипичное крепление винта гребного. Это означает, что отсутствует возможность пользоваться винтами, которые выпускаются иностранными изготовителями;
- Небольшой КПД винта гребного, а также редукторной структуры (владельцы аппаратов полировали винт, а также редукторный корпус, благодаря чему увеличивалось КПД);
- Не совсем оптимальные для многих лодок характеристики винтовой системы гребного вида;
- Редукторная конструкция подразумевает наличие скользящих подшипников, период службы которых очень сильно ограничен, и манжетов уплотнения низкого качества;
- Ненадёжное устройство золотникового вида;
- Малонадёжное магнето;
- Моторные модели отличаются тяжёлым режимом тепла в области верхней цилиндрической структуры конструкции;
- Очень сложная корректировка карбюраторной части.
Дополнительные характеристики
Если изучать базовые характеристики аппарата с тридцатью лошадиными силами, то можно сказать, что в нём присутствуют не совсем крупные охладительные каналы. Из-за этого может происходить частый перегрев мотора, а это нередко становится причиной сокращения двигательного ресурса.
Во время форсировки устройства можно добиться вращения, частота которого составляет от 8500 до 9000 оборотов в минуту в случае применения высокоскоростного винта, шаг которого составляет 282 миллиметра, а это может привести в результате к ремонту, который выльется в весьма крупную сумму.
Для обеспечения удачного форсирования необходимо убрать окна выхлопные, и в неизменном виде оставить окна впускные, доведя до финального результата их помощи напильника и «наждачки» каналы продувного образца, добавив в основную конструкцию ГРМ и ГБЦ. Ещё можно добавить пару клапанов выпускного вида для каждого цилиндрического объекта, что позволить значительно понизить уровень шума и усилить мощность.
Где приобрести устройство?
- https://water.drom.ru/engines/+/%C2%E8%F5%F0%FC/;
- https://www.farpost.ru/water/engines/+/%C2%E8%F5%F0%FC/?boatEngineCycleType%5B%5D=2;
- https://www.olx.ua/transport/prochie-zapchasti/q-%D0%B2%D0%B8%D1%85%D1%80%D1%8C/.
ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ
Подвесные лодочные моторы моделей «Вихрь» предназначены для установки на судах туристского или хозяйственного назначения весом не менее 130кг для моторов мощностью 25 л.с., а для моторов мощностью 30 л.с. – не менее 150 кг и высотой транца не более 405 мм и могут эксплуатироваться в любых водоемах, имеющих глубину не менее 0,8 м. Благодаря высокой мощности они могут обеспечивать движение на больших скоростях и буксировку водного лыжника. Подводная часть моторов выполнена из коррозийностойких материалов, поэтому моторы могут быть использованы как в пресной, так и в соленой воде с соблюдением рекомендаций, изложенных в данной инструкции. Запуск моторов «Вихрь-М», «Вихрь-30Р», «Вихрь-25Р электрон», «Вихрь 30Р электрон» — ручной, с самоубирающимся шнуром. Запуск мотора «Вихрь-30» и «Вихрь-30 электрон» производится электростартером. Реверсивный привод гребного винта обеспечивает передний и задний ход лодки, а также допускает работу моторов вхолостую. Моторы имеют места подключения дистанционного управления (фиг. 2), деталями которого комплектуются лодки.
Моторы оборудованы системой отбора электроэнергии к источникам сета, устанавливаемым на судне, и устройством для подзарядки аккумулятора в процессе работы двигателя. В настоящем руководстве дано краткое описание моторов и необходимые указания по их эксплуатации. Исправная работа, экономичность и долговечность во многом зависят от технически правильного пользования моторов, при строгом соблюдении указанных в руководстве правил. Заводом ведется дальнейшая работа по усовершенствованию выпускаемых лодочных моторов, поэтому некоторые конструктивные изменения в руководстве могут быть не отражены. Категорически запрещается производить запуск мотора без погружения в воду.
При заправке бака топливом не забудьте влить в бензин масло в пропорции, указанной в руководстве, и тщательно его размешать. Езда, даже кратковременна, на чистом бензине приведёт к выходу двигателя из строя. На моторе между картером и карбюратором стоит ограничительная шайба. После окончания периода обкатки мотора (5 топливных баков0 необходимо снять ограничительную шайбу. При запуске и прогреве двигателя не развивайте больших оборотов – это может привести к разрушению подшипников нижних головок шатунов и заклиниванию поршней в цилиндрах. Перед остановкой мотора обязательно его охладите работой на малых оборотах в течении 2-3 минут.
До истечения гарантийного срока владельцу лодочного мотора категорически запрещается вскрывать картер и редуктор. При нарушении данного условия эти узлы не будут приниматься на гарантийный ремонт.
Лодочный мотор Вихрь 25
Вихрь – марка лодочных моторов, выпускаемых предприятием «Моторостроитель» (бывшее Куйбышевское объединение), расположенным в Самаре. Данные агрегаты являются подвесными и предназначены для эксплуатации вместе с судами хозяйственного и туристского назначения массой не более 130 кг.
Вихрь 25 был одной из наиболее востребованных модификаций моторов, выпускаемых на «Моторостроителе». Однако в настоящее время данные агрегаты сняты с производства.
Мотор построен по классической для этого сегмента схеме. Узлы в нем располагаются вертикально. Продувка у двигателя дефлекторная. В версиях с индексом «М» она двухканальная и петлевая. Впуск свежей смеси осуществляется через специальное золотниковое устройство, снабженное дисковыми текстолитовыми золотниками. Все агрегаты бренда «Вихрь» созданы по аналогичной конструктивной схеме. Главным отличием 25-сильной модели является уменьшенный диаметр цилиндров, что сказывается на конструкции поршней, глушителя, блоков цилиндра и точек крепления. Зажигание смеси выполняется от маховичного магнето.
Дейдвудная труба (промежуточный корпус) связывает редуктор и двигатель. На транце судна лодочный мотор закрепляется посредством струбцины и подвески, снабженной упругими элементами. Редуктор агрегата Вихрь 25 одноступенчатый и конический. Задний и передний ход обеспечивается за счет реверсивного привода гребного винта. Также мотор может работать вхолостую.
Вихрь 25 оснащается трехлопастным гребным винтом. Передача вращения к винту от выходного вала осуществляется через срезную шпонку и демпфер. Данные элементы считаются наиболее слабым звеном в цепи. В случае удара винта о препятствие или посторонний предмет шпонка срезается, что защищает от поломки главные элементы мотора. Однако для дальнейшего движения шпонку придется заменить.
Управление двигателем происходит дистанционно или посредством румпеля. Мотор снабжен местом подключения дистанционного управления. Сам двигатель закрывается кожухом, предохраняющем его элементы от грязи и посторонних предметов.
Также в состав агрегата входит генератор переменного тока на 12 В, посредством которого осуществляется заряд аккумуляторов и питание ходовых огней.
Модель можно эксплуатировать в водоемах с глубиной не менее 0,8 м. Большая мощность позволяет двигателю буксировать водного лыжника или двигаться на значительной скорости. Подводная часть агрегата Вихрь 25 сделана из коррозийностойких материалов, потому использовать его можно и в соленой воде.
Задний и передний ход лодки обеспечивается за счет реверсивного привода винта. Использовать мотор без погружения в воду запрещается.
Комплектация двигателя Вихрь 25:
- канистра или бак для топлива со шлангом;
- аккумулятор 6СТ-45;
- руководство по эксплуатации;
- пульт ДУ.
Подвесные лодочные моторы «Вихрь»
«Вихрь» — самый массовый подвесной лодочный мотор СССР. Подвесные лодочные моторы «Вихрь» производились Куйбышевским моторостроительным производственным объединением им. Фрунзе (в настоящее время — ОАО «Моторостроитель») с 1965 года, позднее производство «Вихрей» было налажено на Пермском моторостроительном заводе.Инструкция по эксплуатации лодочных моторов «Вихрь»
Прототипом первого лодочного мотора «Вихрь» послужил немецкий мотор «Кёниг». Как это зачастую бывало, к моменту запуска в производство «Вихря», его прототип, мотор «Кёниг», в ФРГ уже был снят с производства как устаревшая технология. На момент запуска моторов «Вихрь» в продажу, это были самые мощные двигатели (17 л.с.). В скором времени конструкторы смогли выйти на расчетные 20 л.с. Отсутствие конкуренции как таковой послужило тому, что «Вихрь» стал самым популярным подвесным лодочным мотором. К тому же выпуск этих двигателей доходил до 150 000 штук в год. Популярность лодочных моторов «Вихрь» основывалась, как уже отмечалось выше, больше на их массовости, нежели на потребительских свойствах. Первые «Вихри» (да и, во многом, последующие) имели множество недостатков. Основным недостатком «Вихря» можно считать очень низкую надежность: вертикальный вал, передающий вращение от двигателя к редуктору, скручивался при стопорении винта о препятствие, водяная помпа быстро изнашивалась, механизм переключения реверса — терял возможность фиксации в положении холостого хода, текстолитовые золотники газораспределения быстро изнашивались, возвратный механизм ручного стартера выходил из строя, первое магдино МБ-2 зачастую отказывало еще до первого пуска двигателя, подшипники скольжения на гребном валу в первых «Вихрях» очень быстро истирались и начинали пропускать воду со всеми «вытекающими» последствиями. Другой недостаток лодочных моторов «Вихрь» — повышенное сопротивление из-за неудачной конструкции корпуса редуктора и выхлопного патрубка. Неудачной также оказалась система охлаждения. Чугунные цилиндры плохо отводили тепло, что приводило к преждевременному износу поршневой группы. Конструкция мотора «Вихрь» была настолько неудобной, что для выполнения некоторых простейших операций надо было затратить уйму времени. Металлический кожух ржавел, не обеспечивал защиту от шума, а через вентиляционные отверстия свечи постоянно заливались водой. Кроме этого мотор «Вихрь» весил почти 50 кг, имел низкий КПД и высокое потребление топлива. Но все эти недостатки перекрывались в то время одним достоинством — мотор «Вихрь» можно было купить в магазине. Часть недостатков была устранена в новой модели — «Вихрь-М». Двигатель получил трехканальную возвратно-петлевую продувку. Чугунные цилиндры стали тоньше. Подшипник скольжения в редукторе заменен шарикоподшипником. Мощность «Вихря-М» увеличилась до 25 л.с. при повышении расхода топлива всего на пол-литра в час. К 1976 году для покупателей стала доступна новая модель — «Вихрь-30». Наконец мотор получил пластиковый корпус, мощность увеличилась до 30 л.с. и стал доступен электростартер. Через некоторое время была внедрена схема электронного зажигания МБ-2, правда принесшая владельцам новых «Вихрей» дополнительные сложности из-за крайне низкой надежности. Моторы, оснащенные электронным зажиганием маркировались признаком «-электрон». В 1991 году моторы «Вихрь» стали комплектоваться более надежной системой электронного зажигания МБ-22. В конце 90-х был выпущен «Вихрь-32» (впоследствии «Вихрь-30МА») на котором введены шестиканальная петлевая продувка, головка блока цилиндров с камерой сгорания специальной формы, карбюратор с уменьшенным сопротивлением смесительной камеры. Усилены коленвал, шатуны и некоторые другие детали. Допустимое октановое число топлива возросло до 95 из-за увеличения степени сжатия. К 2011 году моторы «Вихрь-30» (модификации «Вихрь-30Р» и «Вихрь-30Э») получили следующие технические характеристики:
Диаметр цилиндра: 72 мм Ход поршня: 60 мм Рабочий объем: 488 куб.см Степень сжатия : 8,5 Максимальная мощность: 30 л.с при 5000 об/мин Удельный расход топлива: 11 кг/час Сухая масса: 49 кг Электропитание: 30 Вт, 12 В Топливо: Бензины А-72, А-76 Смазка двигателя: Масло в топливе Смазка редуктора: Трансмиссионное масло ТАД-17И или аналогичные Диаметр винта: 240 мм Шаг винта: 300 мм, грузовой — 282 мм.
Подвесному лодочному мотору «Вихрь» установлен памятник на Беломорской биологической станции Зоологического института РАН с табличкой: «Мотору «Вихрь» — с любовью и ненавистью».
Привод гребного винта
- 1 — 4.205-000 сб., корпус редуктора в сборе; 4.205-001, корпус редуктора (1);
- 2 — 2.202-019, штифт цилиндрический (2);
- 3 — 202 ГОСТ 8338—57, подшипник (1); 4.215-000, сальник в сборе (2);
- 4 — 4.216-700, сальник (1);
- 5 — 2.112-001, пружина (1);
- 6 — 2.202-006, пластина (1);
- 7 — 2.214-000, крыльчатка (1);
- 8 — 2.213-000, корпус водопомпы (1): 2.213-005, корпус (1); 2.213-003, стакан (1); 2.213-004, пластина (1);
- 9 — 4 ОКС ФОС ОСТ 1.11532—74, шайба пружинная (2);
- 10 — 4-34 ОСТ 1.13139—80, болт (2);
- 11 — 2.213-002, втулка (1);
- 12 — 2.200-003, втулка резиновая (1);
- 15 — 3315А5, гайка (1);
- 16 — 5 кд ОСТ 1.11532—74, шайба пружинная (1);
- 17 — 2.000-821, шайба (1);
- 18 — 2.000-007, палец (1);
- 19 — 2.000-009, втулка (1);
- 20 — 2.000-008, болт (1);
- 21 — 2.205-002, втулка (1):
- 22 — 2.205-003, кольцо уплотнительное (2);
- 23 — 2.000-802, шайба (3);
- 24 — 8 ОКС ФОС ОСТ 1.11532—74, шайба (3);
- 25 — 2.000-620, болт (3);
- 26 — 2.202-018, втулка (1);
- 27 — 4.202-021 01 . 07, Шайба (1);
- 28 — 2.202-013, втулка (1); 2.109-000, подшипник (1);
- 29 — 2.109-001, сепаратор игольчатого подшипника (1);
- 30 — 2.109-002, ролик игольчатый (20);
- 30 — 2.109-002, иголка (1);
- 31 — 2.202-016, 01 . 07 — шайба регулировочная (16 ступеней) (2);
- 32 — 8106 ГОСТ 6874—54, подшипник (1);
- 33 — 4.211-700, шестерня коническая, переднего хода (1);
- 34 — 2.202-028, муфта (1);
- 35 — 2.202-007, вал (1);
- 36 — 2.210-700, тяга реверса (1); 2.210-002, тяга (1); 2.221-000, рычаг (1); 3521А-4-13, заклепка (1);
- 37 — 4.211-701, шестерня коническая заднего хода (1);
- 38 — 2.212-000, стакан подшипника в сборе (1); 2.212-002, подшипник скольжения (1); 2.218-000, сальник в сборе (1);
- 39 — 2.219-000, сальник (1);
- 40 — 2.218-001, пружина сальника (1);
- 41 — 2.212-001, втулка (1);
- 42 — 2.212-003, кольцо уплотнительное (1);
- 43 — 2;212-004 кольцо уплотнительное (1);
- 44 — 4.202-020 вал-шестерня редуктора (1);
- 45 — 7204 ГОСТ 333—74, подшипник (1);
- 46 — 2.202-026 01 . 07, кольцо регулировочное (10 ступеней, 1 компл.);
- 47 — 2.202-029, пробка (3);
- 48 — 2.202-010, кольцо уплотнительное (3);
- 49 — 2.202-015, крышка редуктора (1);
- 50 — 3041А6-26-18, болт (7);
- 57 — 6 ОКС ФОС ОСТ 1.11532—74, шайба пружинная (7);
- 52 — 2.000-809, шайба (7);
- 53 — 2.202-004, винт (1).
Потребительские характеристики[ | ]
Подвесные лодочные моторы «Вихрь» — самые массовые в СССР. Нашли применение на туристических, хозяйственных, прогулочных, патрульных и спасательных лодках — там, где требуется достижение высокой скорости движения.
Достоинства
- достаточно высокую мощность;
- невысокую цену мотора: в 1970-х годах «Вихрь» стоил 400 рублей, был дешевле «Нептуна», который стоил 460 рублей, и существенно дешевле импортных моторов аналогичного класса и мощности, которые в тот период стоили около 700—800 долларов США.
- доступность запасных частей, так как их выпускал не только завод-изготовитель мотора, но и множество других заводов, кооперативов (в 1980-х годах), а позже — различные фирмы в России и Китае. По этому показателю «Вихрь» существенно превосходил все остальные советские моторы. Кроме того «Вихрь» среди моторов аналогичного класса имеет общую невысокую численность деталей, подверженных износу и поломкам.
- хорошую ремонтопригодность — практически любую неполадку можно устранить (при наличии минимального набора запчастей и инструмента) даже в путевых условиях;
Благодаря указанным достоинствам «Вихрь» получил большую популярность в СССР, а в труднодоступных местах остается популярным и в конце 2010-х годов.
Недостатки
Недостатков у моторов «Вихрь» было значительно больше и многие из них не были устранены заводом вплоть до окончания выпуска моторов:
- слишком большое гидродинамическое сопротивление подводной части, особенно у ранних моторов;
- довольно высокая шумность (владельцы моторов снижали шумность обшивкой кожуха поролоном с внутренней стороны);
- неудачное расположение выхлопного патрубка, приводящее к возникновению гидродинамического момента, стремящегося развернуть мотор и создающего статическое усилие на румпеле (6 кг).
- отсутствие термостата в системе охлаждения, что не позволяет поддерживать оптимальный тепловой режим двигателя в весенний и осенний периоды;
- нестандартное крепление гребного винта и как следствие — невозможность использования винтов, выпускаемых зарубежными производителями;
- низкий КПД гребного винта, редуктора (владельцы моторов выполняли полировку винта и корпуса редуктора, что повышало КПД);
- неоптимальные для большинства лодок параметры штатного гребного винта;
- в редукторе используются подшипники скольжения, имеющие ограниченный срок службы и уплотнительные манжеты невысокого качества;
- неудобный механизм реверса, не позволяющий фиксировать муфту сцепления в положении свободного хода, что приводило к авариям или падениям человека, запускающего мотор, за борт;
- невысокая надёжность золотникового устройства;
- на ранней модели «Вихрь» — тяжёлый тепловой режим верхнего цилиндра;
- ненадёжное магнето, как контактное, так и электронное;
- затрудненная регулировка карбюратора.
- на моторе «Вихрь-30» каналы системы охлаждения имели недостаточное сечение, как следствие, при изношенной помпе мотор периодически перегревается.
Любительские доработки
Владельцы моторов часто модернизировали их с целью устранения недостатков или повышения эксплуатационных качеств. В этом плане конструкция мотора предоставляла большие возможности. Помогали владельцам многочисленные публикации в журнале «Катера и яхты», а также книга «Вихрь без секретов», написанная главным конструктором. Некоторые доработки мотора были возможны только в заводских условиях.
Поскольку прототипом мотора «Вихрь» были немецкие моторы Кёниг, которые хорошо зарекомендовали себя в водномоторном спорте, конструкция советского мотора также допускала значительную форсировку, чем пользовались как спортсмены, так и водномоторники-любители. Первые обычно получали мощность 45-50 л. с. при 8000-8500 об/мин, правда, за счёт катастрофического сокращения ресурса (до 30—60 минут). Вторые стремились к компромиссу между мощностью и надежностью и форсировали 20 сильный «Вихрь» примерно до 22-24 л.с., а 30 сильный — до 33-35 л.с. без повышения частоты вращения, только за счет совершенствования процесса продувки и тонкой настройки карбюратора и применения самодельных более совершенных систем электронного зажигания. Популярны были и доработки мотора для повышения надежности.
«Вихрь»
Лодочные моторы семейства «Вихрь» — это настоящий парадокс отечественного малого флота. С одной стороны, это самые массовые в стране моторы. В лучшие годы ежегодно выпускалось до 150000 «Вихрей» трёх марок двумя заводами, и всё это количество в магазинах не залёживалось. С другой стороны, «Вихри» — это моторы самой устаревшей конструкции, множество неудачных конструктивных решений в «одном флаконе», позор Российской промышленности. Именно благодаря низким потребительским качествам «Вихрей» у нынешнего поколения водномоторников сложилось отрицательное отношение к отечественным подвесным моторам. Однако обо всём по порядку. В начале 60-х на Куйбышевском моторостроительном заводе им. Фрунзе тоже задумались о том, как заменить «Стрелу» более совершенным мотором. Причём мотором большей мощности, чем у наиболее распространённой тогда «Москвы». Было принято решение скопировать мотор какой-нибудь зарубежной фирмы. Но в отличие от московских коллег, скопировавших удачный «Джонсон», куйбышевцы положили глаз на весьма неудачный западногерманский 20-сильный «Кёниг». Вполне возможно, что этот мотор был ещё довоенной разработки, и в нашу страну попали трофейные экземпляры, с которых и ваяли «Вихрь» куйбышевцы. По крайней мере, в 1965г., когда пошли в серию первые «Вихри», фирма «Кёниг» объявила о снятии устаревших «двадцаток» с производства… Итак, в 1965г. первые «Вихри» появились в магазинах.
Развивали они поначалу даже не 20, а всего 17л.с., тем не менее были встречены на ура. Ещё бы, несмотря на все недостатки «Вихрь» позволял выводить на глиссирование «Казанку» с семейным экипажем на борту! А любители высоких скоростей получили возможность, установив два «Вихря», выводить на глиссирование гораздо более крупные мореходные суда. Вскоре удалось довести мощность «Вихря» до проектной величины 20 л.с. Несколько лет «Вихрь» оставался самым мощным отечественным подвесным мотором. Выпуск его неуклонно наращивался. Успеху «Вихря» в немалой степени способствовала организация производства в том же городе Куйбышеве (ныне Самара), на авиазаводе, мотолодок «Прогресс». Прогресс был гораздо более вместительным и комфортабельным, нежели широко распространённая тогда «Казанка», за что и приобрёл репутацию «семейного» судна. Сочетание «Прогресс»+»Вихрь» стало наиболее распространённым в СССР на многие годы. Так как транец «Прогресса» был рассчитан на установку только одного мотора, единственным подходящим для этой наиболее популярной лодки мотором был «Вихрь». Действительно, под «Ветерком-8″(«-12») или «Москвой» «Прогресс» не глиссировал, а переделать транец под два мотора мог далеко не каждый любитель. Так и произошло внедрение в общественное сознание мысли об исключительности «Вихря». Дальше пошла цепная реакция: начинающий водномоторник, не способный самостоятельно разобраться в тонкостях конструкции моторов, при выборе техники ориентировался на мнение соседа, а у соседа был «Вихрь»… Так «Вихрь», устаревший ещё до рождения, и завоевал тогдашний рынок подвесных лодочных моторов.
Технические характеристики мотора «ВИХРЬ»
Мощность (л.с.) | 20 |
Тактность | двухтактный |
Рабочий объём (куб. см) | 422 |
Количество цилиндров | 2 |
Максимальное число оборотов в минуту | 5000±200 |
Диаметр/ход поршня (мм) | 67 х 60 |
Смазка | Предварительным смешением |
Емкость топливного бака | 22 л., выносной |
Система управления | румпель или дистанционное |
Тип запуска | ручной стартер |
Вес (кг) | 45 кг |
Производитель: | СССР |
Расход топлива при макс. мощности | 9 кг/час |
Диаметр гребного винта | 240 мм |
Технические характеристики мотора «ВИХРЬ-25Р»
Мощность (л.с.) | 25 |
Тактность | двухтактный |
Рабочий объём (куб. см) | 422 |
Количество цилиндров | 2 |
Максимальное число оборотов в минуту | 5000 |
Диаметр/ход поршня (мм) | 67 х 60 |
Смазка | Предварительным смешением |
Емкость топливного бака | 22 л., выносной |
Система управления | румпель или дистанционное |
Тип запуска | ручной или эл. стартер |
Вес (кг) | 45 кг |
Производитель: | Россия |
Технические характеристики мотора «ВИХРЬ-30»
Мощность (л.с.) | 30 |
Тактность | двухтактный |
Рабочий объём (куб. см) | 488 |
Количество цилиндров | 2 |
Максимальное число оборотов в минуту | 5000 |
Диаметр/ход поршня (мм) | 72 х 60 |
Смазка | Предварительным смешением |
Емкость топливного бака | 22 л., выносной |
Система управления | румпель или дистанционное |
Тип запуска | ручной или эл. стартер |
Вес (кг) | 49 кг |
Производитель: | Россия |
< Предыдущая | Следующая > |
---|