Индивидуальное развитие человека — организм как целое

Онтогенез — это превращение организма во взрослую особь?

Надеемся, вы правильно ответили на этот вопрос, так как в начале статьи раскрывается интересующее нас понятие. И типы онтогенеза, и сам этот процесс, как вы помните, относятся ко всей жизни организма. Их нельзя сводить к росту особи до превращения ее во взрослую. Онтогенез — цепь сложнейших процессов, которые протекают на всех уровнях организма. Результатом их является формирование жизненных функций, особенностей строения, присущих особям этого вида, и способности к размножению. Онтогенез завершается процессами, которые ведут к старению, а затем к смерти.

Следующие 2 основных периода выделяют в онтогенезе — эмбриональный и постэмбриональный. На первом из них у животных образуется эмбрион. У него формируются основные системы органов. Далее наступает постэмбриональный период. Во время него заканчиваются формообразовательные процессы, далее происходит половое созревание, затем — размножение, старение и, наконец, смерть.

Этапы онтогенеза животных

Онтогенез – это процесс изменения количественных и качественных характеристик, которые происходят в организме в результате взаимодействия генотипа индивида с условиями окружающей среды.

И хотя развитие личности в онтогенезе представляет целостный процесс, в нем условно выделяют этапы, характеризующие морфологические и поведенческие особенности, свойственные живым организмам.

Различают следующие этапы онтогенеза, свойственные позвоночным животным:

  1. Дорепродуктивный. Органы тела проходят стадии роста и развития.
  2. Репродуктивный. Все системы организма развиты, функционируют стабильно.
  3. Пострепродуктивный. Функциональность органов снижается.

Развитие психики в онтогенезе человека происходит с рождения, следуя через стадии юношества, зрелости и старения.

Прямой и непрямой онтогенез

При прямом типе организм, появившийся на свет, в основных чертах сходен со взрослым, отсутствует стадия метаморфоза. При непрямом типе появляется личинка, которая отличается по своему внутреннему и внешнему строению от взрослого организма. Отличается она и по способу передвижения, характеру питания, а также имеет целый ряд других особенностей. Личинка превращается во взрослую особь в результате метаморфоза. Он дает организмам большие преимущества. Такой тип развития иногда называют личиночным. Прямой тип встречается во внутриутробной и в неличиночной форме.

Рассмотрим более подробно каждый из них.

Этапы онтогенеза животных

Онтогенез – это процесс изменения количественных и качественных характеристик, которые происходят в организме в результате взаимодействия генотипа индивида с условиями окружающей среды.

И хотя развитие личности в онтогенезе представляет целостный процесс, в нем условно выделяют этапы, характеризующие морфологические и поведенческие особенности, свойственные живым организмам.

Различают следующие этапы онтогенеза, свойственные позвоночным животным:

  1. Дорепродуктивный. Органы тела проходят стадии роста и развития.
  2. Репродуктивный. Все системы организма развиты, функционируют стабильно.
  3. Пострепродуктивный. Функциональность органов снижается.

Развитие психики в онтогенезе человека происходит с рождения, следуя через стадии юношества, зрелости и старения.

Сравнительная характеристика эмбриогенеза человека и животных

В эмбриогенезе человека можно выделить как черты, сближающие его с животными — представителями различных уровней организации, так и специфические особенности.

1. Яйцеклетка изолецитальная, маленького размера. В этом проявляется сходство с низшими хордовыми(ланцетник). Однако это сходство лишь поверхностное, так как желток вторично утрачен в связи с внутриутробным развитием.

2. Дробление оплодотворенной яйцеклетки полное и неравномерное, с резко выраженными процессами обрастания. В этом проявляется сходство с развитием амфибий (эпиболия).

3. В ходе развития выделяются как зародышевые органы, так и вне-зародышевые (желточный мешок, амнион, серозная оболочка, аллантоис). В этом сходство с представителями амниот. Наиболее интересной особенностью является развитие желточного мешка, по такому же плану и с таким же составом стенок, как и, например, у птиц! Это — очень наглядный пример рекапитуляции в развитии: природа не изобретает ничего лишнего, а использует тот способ развития, который уже был пройден предковыми формами. При этом, сохраняется часть функций желточного мешка (кроветворение).

4. Образование нового (временного) органа — плаценты, как у всех плацентарных млекопитающих.

5. Образование амниона (шизоцельный способ, т. е. путем раздвигания клеток эктодермы) у человекаимеет сходство с процессом у насекомоядных и приматов. У других млекопитающих он образуется путемвозникновения и слияния амниоти-ческих складок.

6. Тип плаценты — гемохориальная, как у приматов.

Контрольные вопросы

Чем отличается эмбриональное развитие низших и высших млекопитающих?
Каковы основные стадии эмбрионального развития человека?
Какие Вы знаете зародышевые и внезародышевые органы у развивающегося плода человека?
Какие Вы знаете критические периоды в эмбриогенезе человека?
Чем характеризуются эти периоды?
Каковы основные этапы формирования нервной системы у развивающегося плода человека?
В чем состоит сходство эмбриогенеза человека с низшими позвоночными животными, с млекопитающими, с приматами?
Каковы специфические особенности эмбриогенеза человека по сравнению с животными?
Что происходит с нервной трубкой в головном конце зародыша при развитии головного мозга?
На какие отделы делится зачаток головного мозга?
Какие части мозга развиваются из пяти мозговых пузырей?
По каким закономерностям происходит созревание нервных элементов различных отделов мозга?
Созревают ли одновременно различные отделы мозга? Если нет, то в связи с чем?
Назовите наиболее рано созревающие структуры мозга.
Какие структуры созревают особенно поздно и с чем это связано?
Каковы структурно-функциональные особенности мозга новорожденного?
Каково значение наследственности и среды в развитии мозга?

Причины нарушения развития организмов

Способность организма к регуляции жизненных функций и ответной реакции на отрицательное воздействие окружающей среды не приходит сразу с рождения. Наоборот, при появлении на свет, еще толком несформированный зародыш больше всего подвержен влияниям негативных факторов. У животных и растений были выработаны специальные приспособления для защиты эмбриона. Сюда относится питательная ткань, обволакивающая зародыш или непосредственное получение питательных веществ из организма матери. Но, несмотря на это, факторы окружающей среды всё равно влияют на развитие зародыша, останавливая рост или же, наоборот, ускоряя процесс.

Факторы, которые вызывают нарушения в развитии зародыша, называются тератогенными.  В зависимости от причины возникновения нарушений различают биологические, физические и химические факторы. 

Биологические факторы наиболее вредны для организма. К ним относятся различные заболевания, вызванные вредными макро- и микроорганизмами или нарушением деления клеток. Сюда же относится нарушение обмена веществ. Особенно опасным является воздействие болезней беременной матери на эмбрион. 

Физические факторы, наносящие вред организму — это различного рода ионизирующие облучения, чрезмерное воздействие ультрафиолетовых лучей, шумы, вибрации и др.

К химическим факторам относятся вредные химические соединения: тяжелые металлы, фенолы, бензапирен, а также некоторые лекарственные средства, алкоголь, никотин и наркотики. 

Особый вред на развитие эмбриона оказывает употребление его матерью алкоголя, наркотиков, никотина, угнетающих клеточное дыхание. Злоупотребление этими веществами часто приводит к необратимым нарушениям  у эмбриона, а в некоторых случаях даже к летальному исходу.   

Смотри также:

  • Онтогенез и присущие ему закономерности
  • Генетика, ее задачи
  • Наследственность и изменчивость – свойства организмов

Непрямой онтогенез: типы, периоды

Появившиеся на свет личинки живут самостоятельно. Они активно питаются, развиваются и растут. У них есть ряд особых временных которые отсутствуют у взрослых особей. Личиночный (непрямой) тип развития бывает с полным или неполным превращением. Это деление осуществляется на основании особенностей метаморфоза, которым характеризуется тот или иной онтогенез. Типы его требуют более детального рассмотрения, поэтому расскажем о них подробнее.

Если речь идет о появившаяся на свет личинка со временем утрачивает личиночные органы и получает взамен постоянные, которые характерны для взрослых организмов (вспомните, к примеру, кузнечиков). Если развитие осуществляется с полным превращением, то личинка сперва становится неподвижной куклой. Затем из нее выходит взрослая особь, которая очень сильно отличается от личинки (вспомните бабочек).

Пренатальный период

Как мы уже сказали ранее, пренатальный период – это развитие малыша в утробе матери. Как правило, он длится двести шестьдесят шесть дней. Весь пренатальный период можно разделить на три стадии:

  • зародышевая (длится порядка двух недель с момента зачатия);
  • эмбриональная (длится пять недель, с третьей по восьмую; это довольно ответственный этап, ведь именно сейчас закладываются жизненно важные органы, и начинает биться сердечко);
  • плодная (длительность – с девятой недели до самого рождения; на данном этапе ребенок быстро растет, и начинают функционировать все системы).

Многие мамы (в том числе и будущие) знают, что все время беременности делят на триместры. Краткую характеристику вы можете увидеть в таблице.

Триместр

Характеристика

Первый

Он длится 13 недель (с самого момента зачатия). В результате развития в первом триместре при помощи ультразвукового исследования уже можно определить даже пол ребенка. Сейчас активно развиваются костная, мышечная и нервная система. Уже на десятой неделе беременности плод начинает шевелиться, только мама этого пока не чувствует (длина его составляет порядка 12 миллиметров).

Второй

На данном этапе ребенок приобретает человеческие черты. Эта стадия характеризуется быстрым ростом и набором веса. Если на 14 неделе его длина составляла 15 миллиметров, а вес всего 35 граммов, то к 27 (конец второго триместра) длина равна приблизительно 35 сантиметров, а вес – 1 килограмм. На шестой неделе беременности у малыша уже хорошо развиты органы чувств и нервная система. Сейчас с крохой можно разговаривать, читать сказки и так далее. Знайте, что громкая музыка его сейчас пугает. Именно в данный момент многие родители начинают обучение малыша, как это делать вы узнаете дальше.

Третий

Длится с 28 по 40 недели. Это завершающий этап беременности и развития малыша. Сейчас у ребенка уже есть режим (сон и бодрствование), он открывает глазки и даже может дышать. Сейчас ребенок очень восприимчив к прикосновениям, звукам и яркому свету.

Возрастная периодизация постнатального онтогенеза

Существует определенное разделение всех возрастных периодов постнатального онтогенеза человека. У каждого из них свои особенности и физиологически цели, поэтому мы рассмотрим их более детально.

Фактически, каждый период отражает определенные стадии физиологического и психологического развития, которые влияют на дальнейшую индивида.

Ювенильный

Это самый ранний этап развития человека, так как он начинается с момента рождения и продолжается до начала половой зрелости. Для него характерны процессы, начавшиеся еще на этапе эмбрионального развития, а именно – увеличение размеров тела в общем, и его органов по отдельности (рисунок 4).

Рисунок 4. Ювенильный период начинается с рождения

Именно на данном этапе формируются индивидуальные особенности организма человека, а также завершают развитие жизненно важные органы и системы. Позже других заканчивает формирование половая система и вторичные половые признаки.

Ювенильный период принято делить на несколько отдельных этапов, включающих грудной возраст, первое и второе детство, а также период развития подростков. Несмотря на то, что для каждого из них характерны свои особенности (к примеру, выпадение молочных зубов или формирование вторичных половых признаков), все индивидуумы ювенильного возраста имеют и нечто общее. Во-первых, они проходят определенные этапы развития, а во вторых – достигают нужных физиологических параметров для дальнейшего продолжения рода.

Зрелый

Период зрелости также называют репродуктивным, так как именно в этом возрасте человек достигает того уровня физического, психологического и интеллектуального развития, необходимого для продолжения рода (рисунок 5).

Несмотря на то, что половая зрелость наступает еще в конце ювенильного этапа, человек проходит еще несколько стадий до начала непосредственного размножения.

Стоит отметить, что период зрелости у людей длится несколько десятилетий. Как и у предыдущего этапа, у него есть свои особенности, в частности окончательное формирование всех органов и систем. Считается, что период зрелости не включает рост организма, хотя ученые доказали, что параметры человеческого тела меняются постоянно, даже после завершения активного детского периода роста.

Рисунок 5. Зрелость — самый продуктивный этап жизни

Переломный момент наступает после того, как половая и эндокринная система прекращают выполнять некоторые из своих функций. В это время организм становится непригодным для дальнейшего размножения, и наступает период старости.

Период старости

Основная характеристика последнего временного этапа онтогенеза человека выражается в процессах, обратных периоду роста в детстве, юности и зрелости. Процессы обмена веществ постепенно замедляются, а органы начинают работать хуже. Также наблюдается старение тканей (рисунок 6).

Рисунок 6. Старость — время угасания всех обменных процессов

Естественный процесс старения может иметь разную длительность, в зависимости от индивидуальных особенностей организма, среды обитания и условий жизни человека. Однако, вне зависимости от продолжительности, период старости заканчивается естественной смертью.

В видео наглядно показано, какие этапы проходит человек с момента рождения и до смерти.

https://youtube.com/watch?v=ei9pG4kG6PI

Поделиться

15.04.2019
8 616

Пренатальный онтогенез человека

Дородовый онтогенез и его периоды:

  • зародышевый (первые 8 недель);
  • плодный (с 9 недели до рождения).

На зародышевой стадии развития особь не имеет сходства с взрослым человеком. В этот период идет накопление клеточного материала и дифференциация тканей. Генетические основы онтогенеза зародышевого периода хранятся в ДНК хромосом и реализуются при определенных благоприятных условиях окружающей среды.

На плодной стадии эмбрион приобретает сходство с человеком. У него уже сформированы голова, туловище, конечности и происходит формирование отдельных органов.

С 16 недели плод не меняется внешне, что затрудняет определение срока беременности по УЗИ, а растет в длину и прибавляет в весе.

Критические периоды онтогенеза человека

Полноценная реализация генетической программы зависит не только от качества генетического материала, доставшегося эмбриону от родительских организмов, но и от условий роста и созревания.

В пренатальном периоде выделяются два критических периода, когда неблагоприятные (тератогенные) изменения окружающей среды вызывают наиболее разрушительные патологии:

  1. Имплантация зародыша в стенку матки. Происходит в конце 1- начале 2 недели.
  2. Формирование плаценты. Длится в промежутке 3-8 недель.

По статистике на стадии имплантации зародыша гибнет 50-70% оплодотворенных яйцеклеток. Если тератогенные факторы воздействуют на эмбрион при формировании плаценты, то возникают патологии развития.

А так как органы закладываются не одновременно, а последовательно, то действие тератогенных факторов в разные сроки формирования плаценты приводит к поражению различных органов:

  • 3 неделя – поражается сердце, центральная нервная система;
  • 4-5 недели – сердце, глаза, руки, ноги;
  • 6 неделя – ухо, зубы;
  • 7-8 – небо, ухо, наружные половые органы.

Действие тератогенных факторов приводит к таким врожденным порокам психического развития, как синдром Дауна. Возможно развитие физических аномалий – заячьей губы, волчьей пасти, пороков сердца.

Неблагоприятные факторы представляют опасность для выживания плода в течение всего срока внутриутробного развития. Закладка системы жизнеобеспечения, формирование головного мозга наиболее уязвимы на 20-36 неделях беременности.

Человек разумный

Появился человек разумный в период с 100 по 160 тысяч лет назад. Средний вес мужчин составлял около 80 килограмм, вес женщины был чуть меньше — 75 кг. Рост первых — около 180 см, а вторых -165 сантиметров. Средняя продолжительность жизни достигала 79 лет.Человек разумный (Homo sapiens) не зря получил такое название. Он был действительно самым умным из всех представителей, создающих эволюцию. Человек разумный был первым, кто смог создать лук со стрелами и с их помощью поражать животных на дистанции. Это изобретение в разы улучшило охоту. Теперь им не приходилось следить за каждым своим шагом, потому что дальность полета стрелы, выпущенной из лука разумного человека, составляла около 300 метров, при точном попадании дичь падала замертво тут же.При помощи костяных гарпунов и деревянных лодок, вырезанных из ствола дерева, стала возможной ловля рыбы.Человек разумный усовершенствовал жилища своих предков и сделал их более похожими на те, в которых сегодня проживают многочисленные африканские племена или индейцы. Иногда жилища представляли собой большую яму с крышей, которая внутри была отделана деревянными срубами. Также Homo sapiens создавали своего рода предметы быта, которые были украшены самыми разнообразными рисунками.Человек разумный на последней стадии своего развития приобрел все черты, которыми обладают сегодняшние люди. Прямая походка, такая же стопа, кисти, способные сжиматься и хватать, овальное лицо без выпирающих вперед частей — все это делало человека разумного действительно человеком.
Рис. 6. Изображение мужчины и женщины, исполненное Линдой Саган для пластинки «Пионер», отправленной в космосДанный вид эволюционизированного человека впервые осознал всю сущность общественной жизни. Теперь люди жили большими общинами, у которых было очень много совместного. Во главе такой общины стоял вождь. Он принимал решение, какое наказание к кому применить, отбирал воинов на охоту, руководил военными действиями с соседями.

История открытия и изучения

Чтобы понимать, как появился и развивался онтогенез, нужно знать исследователей, которые внесли вклад в его изучение:

  1. Христиан Пандер — изучал изменения насиженного яйца в течение 5 дней. Смог изучить все стадии (3) обособления слоев яйца до вылупления птенца.
  2. Карл Бэр — исследовал эмбриональное развитие животных. Он издал книгу «История развития животных. Наблюдения и размышления».
  3. Карл Гертнер — изучал растения, доказал, что у растений есть разделение по половым признакам.
  4. Вильгельм Гофмейстер — доказал наличие оплодотворения у растений.

Исследователи изучают процесс онтогенеза как у людей, так и у животных, растений. Это позволяет проводить некоторые аналогии, устанавливать четкие разграничения.

Этапы онтогенеза

Онтогенез состоит их четырёх этапов: гаметогенеза, эмбриогенеза, этапа роста и этапа старения.

Гаметогенез

В этой стадии происходит формирование дифференцированных половых клеток с одинарным набором хромосом. Образование гамет осуществляется в ходе мейотического деления. Так, из одной материнской клетки образуются четыре дочерних, включающие сочетание генетического материала обеих сторон. 

Мейоз – сложный процесс, включающий два деления. В ходе первого выделяют профазу, состоящую из пяти этапов:   

  • лептотена;

  • зиготена;

  • пахитена;

  • диплотена;

  • диакинез.

При лептотене образуются тонкие нити, спиралевидно закрученные. Отдельные половинки хромосом, хроматиды, выявить не удается. Далее происходит объединение гомологичных хромосом с образованием бивалентов – это стадия зиготены. В области сближения образуется синаптонемальный комплекс, данная структура необходима для кроссинговера.

Последний происходит в пахитену. Здесь хромосомы приобретают вид удвоенных тяжей, отчетливо видимых под микроскопом. Перекрест хромосом осуществляется в пахитену. Биологическое значение заключается в образовании четырех хроматид – тетрад. Окончательно веретена деления становятся видимыми во время диакинеза.

После этого клетка вступает в метафазу, анафазу и телофазу. Результатом которой становятся две клетки, состоящие из двух хроматид. Второе деление включает те же стадии, однако в телофазу образуются клетки с одинарным набором хромосом. Последние содержат ядро, митохондрии, рибосомы и другие органеллы.

Эмбриогенез (дробление, гаструляция, органогенез)

Увеличение клеток с образованием многоклеточного зародыша носит название дробления. Для этой стадии характерно митотическое деление. В конце первой недели образуется бластула (шарообразное образование с полостью внутри — бластоцелью). Она содержит эмбриобласт – источник тела зародышевого организма.

Метаболизм зародыша происходит за счет клеток трофобласта – внутреннего слоя бластулы. Затем наступает формирование эмбриональных листков: эктодермы, энтодермы, мезодермы – фаза гаструлы или гаструляции. По мере развития из клеток данных слоев формируются стержневые органы. Далее наступает закладка тканей и органов – нейрула.

Рост

После формирования зиготы эмбрион вступает в фазу роста, которая длится до конца жизни. Увеличение поперечных и продольных размеров наиболее интенсивно происходит на ранних стадиях. У человека в этом процессе принимает участие эндокринная система (в частности гормон роста – соматотропный гормон).

При этом пространственное становление тканей определяется морфогенезом. Таким образом, если участок бедренной кости куриного эмбриона пересадить в другую область, то из него будет развиваться только бедренная кость.

Старение

Онтогенез завершается старением – неотъемлемой частью существования. Это явление требует особого внимания в связи:

  • с изменением метаболизма;

  • угнетением белкового синтеза;

  • переходом на «экономный» режим поддержания жизнедеятельности.

Также выделяют отдельную дисциплину, изучающую заболевания, протекающие в старости, — гериатрию.

Пренатальный онтогенез человека

Дородовый онтогенез и его периоды:

  • зародышевый (первые 8 недель);
  • плодный (с 9 недели до рождения).

На зародышевой стадии развития особь не имеет сходства с взрослым человеком. В этот период идет накопление клеточного материала и дифференциация тканей. Генетические основы онтогенеза зародышевого периода хранятся в ДНК хромосом и реализуются при определенных благоприятных условиях окружающей среды.

На плодной стадии эмбрион приобретает сходство с человеком. У него уже сформированы голова, туловище, конечности и происходит формирование отдельных органов.

С 16 недели плод не меняется внешне, что затрудняет определение срока беременности по УЗИ, а растет в длину и прибавляет в весе.

Критические периоды онтогенеза человека

Полноценная реализация генетической программы зависит не только от качества генетического материала, доставшегося эмбриону от родительских организмов, но и от условий роста и созревания.

В пренатальном периоде выделяются два критических периода, когда неблагоприятные (тератогенные) изменения окружающей среды вызывают наиболее разрушительные патологии:

  1. Имплантация зародыша в стенку матки. Происходит в конце 1- начале 2 недели.
  2. Формирование плаценты. Длится в промежутке 3-8 недель.

По статистике на стадии имплантации зародыша гибнет 50-70% оплодотворенных яйцеклеток. Если тератогенные факторы воздействуют на эмбрион при формировании плаценты, то возникают патологии развития.

А так как органы закладываются не одновременно, а последовательно, то действие тератогенных факторов в разные сроки формирования плаценты приводит к поражению различных органов:

  • 3 неделя – поражается сердце, центральная нервная система;
  • 4-5 недели – сердце, глаза, руки, ноги;
  • 6 неделя – ухо, зубы;
  • 7-8 – небо, ухо, наружные половые органы.

Действие тератогенных факторов приводит к таким врожденным порокам психического развития, как синдром Дауна. Возможно развитие физических аномалий – заячьей губы, волчьей пасти, пороков сердца.

Неблагоприятные факторы представляют опасность для выживания плода в течение всего срока внутриутробного развития.  Закладка системы жизнеобеспечения, формирование головного мозга наиболее уязвимы на 20-36 неделях беременности.

Значение возрастной психологии

Наибольшее значение возрастная психология имеет во всех психических процессах. Вспомним о том, что почти все известные ученые, которые имели вес в науке, периодически занимались изучением вопросов, связанных с возрастной психологией. «Осмысление психологии детей является ключом к постижению психологии людей среднего и преклонного возраста».

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

Л.С. Выготский называл детскую психологию фундаментальной в формировании «новой» психологии, при этом подчеркивал, что «исключительно точный путь — двигаться в процессе исследования психики от понимания ребенка до осознания взрослых».

Путь трансформации возрастной психологии следующий: «из описательной и теоретической, определяющей психологии в научно-поясняющую систему знаний о проявлении психических процессов у людей, о разнообразных вариантах их движения и созревания, об управлении процессами их развития и становления».

Критические периоды онтогенеза человека

Критическими называются периоды онтогенеза, когда развивающийся организм особенно подвержен действию различных вредящих факторов, в первую очередь, стрессов, химических препаратов, различного рода излучений и др. К критическим периодам относятся:

1) овогенез и сперматогенез — период развития половых клеток;

2) оплодотворение;

3) имплантация зародыша (7-8-есутки развития);

4) смыкание нервной трубки (4-я неделя развития);

5) образование комплекса осевых зачатков органов и формирование плаценты (3-8-я недели развития);

6) стадия усиленного роста головного мозга и дифференцировки нервной ткани (15-22-я недели);

7) дифференцировка полового аппарата и формирование основных функциональных систем (20-24-янеделя);

8) рождение;

9) период новорожденности (до1 года);

10) половое созревание (11-16 лет).

Особенности развития человека

Онтогенез человека – это непрерывный поступательный процесс, идущий от слияния половых гамет до смерти. Количество клеток увеличивается в результате размножения с одной до 30-40 трлн.

С рождения и до смерти в теле человека происходят и качественные изменения клеточного состава. Физически индивид формируется к 20-25 годам. Формирование личности в онтогенезе завершается к 16-21 году.

Выделяют следующие основные этапы онтогенеза человека:

  • предзародышевый (проэмбриональный);
  • зародышевый (эмбриональный);
  • послезародышевый (постэмбриональный или внеутробный).

Проэмбриональный период заключается в продукции половых клеток (гамет) и их слиянии (оплодотворении яйцеклетки).

Особенности онтогенеза человека:

  • эмбриональный период укорочен;
  • завершается эмбриогенез на стадии внедрения зародыша в стенку матки.

Внедрение в матку идет в стадию бластоцисты, когда зародыш внешне – это пузырек, состоящий из нескольких сотен клеток. Оболочка плодного яйца при имплантации зародыша растворяется, и все дальнейшие процессы развития происходят под защитой материнского организма.

Без участия материнского организма в плодном яйце человека протекает только период дробления на этапе формирования бластоцисты.

Принято выделять периоды онтогенеза человека:

  • дородовый (пренатальный);
  • послеродовый (постнатальный).

Продолжительность внутриутробного развития зависит от индивидуальных особенностей протекания беременности, в среднем длится 38-42 недели. Длительность послеродового периода зависит от наследственных факторов и условий окружающей среды.

Женская половая система

Внутренние половые женские органы:

  • яичники;
  • фаллопиевы трубы;
  • матка;
  • влагалище.

Наружные женские половые органы включают:

  • большие половые губы;
  • малые половые губы;
  • клитор;
  • молочные железы.

Каждый месяц в организме женщины вызревает фолликул и готовиться к оплодотворению. Это происходит на 14-16 день цикла. Этот период называет овуляцией. Зрелая яйцеклетка выходит из яичника по маточной трубе и ожидает оплодотворения. Если в этот период происходит половой акт и введение спермы в женщину, яйцеклетка оплодотворяется, образуется зигота. После чего происходит прикрепление в полости матки и развитие эмбриона – имплантация.

Если оплодотворение не происходит, то фолликул разрывается и начинается менструация. Этот цикл повторяется каждые 25 – 33 дня.

Гестационный период развития эмбриона длиться в среднем 270 дней или 40 недель. На месте вышедшего фолликула формируется желтое тело. Это временная железа, которая вырабатывает прогестерон для успешного развития эмбриона. С 20 недели развивается плацента, которая не только обеспечивает питание плода, но и забирает на себя функцию плаценты.

С третьей недели эмбриогенеза начинается формирование органов. В это время формируются главные системы органов: пищеварительная, нервная, кровеносная. Далее на каждом сроке беременности происходит формирование и структуризация отдельных органов и тканей.

Зародыш окружен защитными оболочками, соединен с телом матери пуповиной. Она состоит из кровеносных сосудов, так плод получает питание.