Индивидуальное развитие
Процесс индивидуального развития любого организма носит название онтогенез. Понятие онтогенеза было введено в биологию Эрнстом Геккелем в 1866 году. По современным представлениям онтогенез (греч. ontos — существо, особь, genesis — развитие) — это полный цикл индивидуального развития каждой особи, в основе которого лежит реализация наследственной информации на всех стадиях существования в определенных условиях внешней среды; он начинается образованием зиготы (при половом размножении) и заканчивается смертью. Для биологического вида Homo sapiens характерно прямое внутриутробное развитие.
В зависимости от среды, в которой происходит развитие организма человека, онтогенез распадается на два больших периода, отделенных друг от друга моментом рождения:
- Внутриутробный (пренатальный, или антенатальный), когда вновь зародившийся организм развивается в утробе матери; этот период длится от зарождения до рождения.
- Внеутробный (постнатальный), когда новая особь продолжает свое развитие вне организма матери; этот период длится от момента рождения до смерти.
В последнее время предложено также выделить предзиготный период, предшествующий образованию зиготы.
Почему появляется гусиная кожа
У каждого такое было. Вот только сейчас это никому не нужно.
Проявляться это может в самых разных ситуациях: когда вы слушаете любимую музыку, смотрите любимый фильм, вам холодно, страшно, или, наоборот, очень хорошо.
Наши предки обладали более густым волосяным покровом и эти мышечные волокна выполняли весьма полезную функцию. В случае опасности, это делало наших предков гораздо массивнее, что, в свою очередь, могло спугнуть противника.
У животных с плотным мехом arrector pili по-прежнему выполняют полезную функцию – помогают сохранять больше тепла. Кроме того, как и в случае наших предков, эти волокна помогают при защите. Например, дикобразы определенно извлекают от них выгоду.
Периоды онтогенеза
Различают проэмбриональный, эмбриональный, постэмбриональный, периоды онтогенеза.
Проэмбриональный
Данный период включает гаметогенез. Формирование яйцеклетки и сперматозоидов протекает в ходе овогенеза и сперматогенеза соответственно. Также происходит накопление РНК, необходимой для синтеза рибосом. Яйцеклетки имеют свои особенности, так они отличаются по количеству желтка: мало-, средне-, многожелтковые.
Распределение также варьирует от равномерного до центрального. Изолецитальная яйцеклетка присуща млекопитающим, центрально расположенная — насекомым, промежуточное положение занимают яйцеклетки у пресноводных, пресмыкающихся, птиц. Именно в этот период отмечается перераспределение внутриклеточных включений.
Эмбриональный
Период происходит во время внутриутробного развития. Из оплодотворенной яйцеклетки формируется клетка, подвергающаяся дальнейшему делению. С третьей недели происходит образование хорды, нервной и кишечной трубок (из эктодермы и энтодермы). Осевой скелет развивается из клеток мезодермы.
Оплодотворённая яйцеклетка в результате дробления образует бластоцисту, бластулу и гаструлу. На стадии гаструлы образуется три зародышевых листка — эктодерма, мезодерма и эндодерма. Средний зародышевый листок дает начало всей сосудистой системе, костному мозгу, крови. Внутренний листок источник пищеварительной и дыхательной систем. Взаимодействие между клетками обусловлено межклеточными контактами, через которые происходит обмен веществ.
Постэмбриональный
После рождения начинается постнатальный период. Все организмы проходят через стадию полового созревания. Для всего живого существует ранний и поздний онтогенез (как для растений, так и для животных).
Относительно человека онтогенез определяют как чередование основных периодов (представлены кратко в виде таблицы ниже).
Периоды |
Возраст |
ювенильный |
до 13 лет |
половой |
13-16 лет |
юношеский |
17-21 год |
зрелый |
22-59 лет |
пожилой |
60-76 лет |
старческий |
77-90 лет |
долгожития |
91 и выше |
Постнатальный период
Если пренатальный период имеет строгие временные ограничения и отвечает сугубо за физическое формирование организма по неделям, то постнатальный онтогенез – более комплексный и сложный. Дело в том, что именно после рождения начинается не только физическое, но также волевое и личностное развитие каждого конкретного человека в онтогенезе. От это будет зависеть, какой личностью станет ребенок, какие черты характерна у него сформируются и какие предпочтения появятся (рисунок 3).
Отдельного внимания заслуживает и периодизация, принятая для постнатального онтогенеза человека:
- Новорожденность: охватывает лишь первые 10 дней жизни младенца.
- Грудной возраст: длится до 1 года. В это время наблюдается самый активный физический рост и развитие.
- Раннее детство: продолжается от 1 до 3 лет.
- Первое и второе детство: длятся от 4 до 7 и от 8 до 11-12 лет соответственно. Уже на этом этапе активно проявляется не только физическое, но и психологическое и личностное развитие.
- Подростковый возраст: его продолжительность напрямую зависит от пола. У девочек пубертантный период начинается раньше, и длится с 12 до 15 лет. У мальчиков аналогичная стадия развития наступает в 13-16 лет.
- Юношество: также отличается в зависимости от пола: 16-20 лет для девушек и 17-21 год для юношей.
- Зрелый возраст: начинается в 20-21 год и заканчивается в 55-60 лет. Для него характерно окончательное формирование личности и активный репродуктивный период.
- Период старости: начинается с 60 лет и длится до смерти. Характерная особенность данного этапа – в постепенном замедлении обменных процессов и угасании работы органов и систем.
Рисунок 3. Постнатальный этап начинается с рождения и заканчивается смертью
Все эти периоды постнатального онтогенеза человека характеризуются последовательностью, а для каждого из них характерны свои особенности. При этом, вне зависимости от этапа, для человеческого организма характерно постоянное развитие, как физическое, так и психологическое.
Примечания[ | ]
- ↑ 12 Дробинская, 2020, с. 54.
- Развитие организмов // Большая советская энциклопедия : / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- Зародышевое развитие // Большая советская энциклопедия : / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- Постэмбриональное развитие // Большая советская энциклопедия : / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- James M. Tanner. Human development (англ.).Encyclopedia Britannica (1 August 2019). Дата обращения 8 апреля 2020.
- Sherk, Stephanie Dionne Gale Encyclopedia of Children’s Health, 2006 (англ.). healthline.com. Дата обращения 9 февраля 2020.
- germinal stage (англ.). Mosby’s Medical Dictionary, 8th edition. . Elsevier.. Дата обращения 9 февраля 2020.
- О. Юшкова. Основы физиологии человека. — М., 2004. — С. 53.
- Когда ребенок начинает держать голову. Нормы развития и возможные отклонения (рус.). MilkBaby (16 апреля 2019). Дата обращения 20 апреля 2020.
- Остапченко Л.І. Біологія і екологія (рівень стандарту): підруч. для 10-го кл. закл. заг. серед. освіти.
Человек разумный
Появился человек разумный в период с 100 по 160 тысяч лет назад. Средний вес мужчин составлял около 80 килограмм, вес женщины был чуть меньше — 75 кг. Рост первых — около 180 см, а вторых -165 сантиметров. Средняя продолжительность жизни достигала 79 лет.Человек разумный (Homo sapiens) не зря получил такое название. Он был действительно самым умным из всех представителей, создающих эволюцию. Человек разумный был первым, кто смог создать лук со стрелами и с их помощью поражать животных на дистанции. Это изобретение в разы улучшило охоту. Теперь им не приходилось следить за каждым своим шагом, потому что дальность полета стрелы, выпущенной из лука разумного человека, составляла около 300 метров, при точном попадании дичь падала замертво тут же.При помощи костяных гарпунов и деревянных лодок, вырезанных из ствола дерева, стала возможной ловля рыбы.Человек разумный усовершенствовал жилища своих предков и сделал их более похожими на те, в которых сегодня проживают многочисленные африканские племена или индейцы. Иногда жилища представляли собой большую яму с крышей, которая внутри была отделана деревянными срубами. Также Homo sapiens создавали своего рода предметы быта, которые были украшены самыми разнообразными рисунками.Человек разумный на последней стадии своего развития приобрел все черты, которыми обладают сегодняшние люди. Прямая походка, такая же стопа, кисти, способные сжиматься и хватать, овальное лицо без выпирающих вперед частей — все это делало человека разумного действительно человеком.
Рис. 6. Изображение мужчины и женщины, исполненное Линдой Саган для пластинки «Пионер», отправленной в космосДанный вид эволюционизированного человека впервые осознал всю сущность общественной жизни. Теперь люди жили большими общинами, у которых было очень много совместного. Во главе такой общины стоял вождь. Он принимал решение, какое наказание к кому применить, отбирал воинов на охоту, руководил военными действиями с соседями.
Стадия дефинитивного органогенеза
Этапы онтогенеза на данной стадии и все происходящие процессы, а именно формирование постоянных органов, являются предметом изучения частной эмбриологии. В общих словах можно сказать следующее.
Эктодерма дает начало эпидермису кожи и его производным (волосы, когти, перья, кожные и молочные железы). Из переднего отдела нервной трубки развивается головной, а из остальной части – спинной мозг.
Энтодерма преобразуется во внутреннюю выстилку дыхательной и пищеварительной систем, а так же ее секретирующие клетки.
Из сегментов сомитов (первичных участков мезодермы) формируется дерма, кроме того они принимают участие в формировании скелета и мускулатуры. Из нефротома образуется мочевыделительная система.
Несегментированная мезодерма участвует в развитии лимфатической и сердечно-сосудистой систем, а также дает начало брюшине, плевре и перикарду.
Человеку всегда было важно, кто он, откуда появился, как развивался. Онтогенез – это краткий вариант филогенеза
Его изучение помогает понять многие вопросы эволюции, а также цитологии, эмбриологии и вообще всех наук естественного цикла.
Стадия гаструляции: краткая характеристика
Развитие в онтогенезе (период эмбриогенеза) включает стадию гаструляции, результатом которой является образование гаструлы (двух- или трехслойного зародыша). Первый вариант имеет место у кишечнополостных и губок. Три слоя гаструлы носят название: экто -, энто — и мезодерма. Впервые их описал Х. Пандер (русский эмбриолог и палеонтолог). Данная стадия состоит из двух фаз: на первой образуется двухслойный зародыш, на второй добавляется третий слой. Первый процесс может осуществляться четырьмя способами:
- Инвагинация, в этом случае стенка бластулы впячивается внутрь зародыша. В результате образуется мешок, состоящий из двух слоев, внутри которого полость (гастроцель).
- Эпиболия – микромеры, которые быстро делятся, обрастают вокруг макромеров.
- Иммиграция – перемещение некоторых клеток бластодермы из нескольких или одного места в бластоцель. Из них далее образуется эктодерма.
- Деляминация. Под данным термином понимается процесс расслоения на внутренний и внешний пласт.
Вторая стадия гаструляции также может происходить несколькими способами: телобластическим, энтероцельным и путем миграции. Первый характерен для всех беспозвоночных, кроме представителей иглокожих. При нем мезодерма образуется из двух или нескольких клеток-телобластов. При энтероцельном способе спинная часть энтодермы выпячивается и отшнуровывается. Миграция первичных клеток эктодермы происходит через утолщение первичной полоски и дальнейшего их погружения (инвагинации).
Этапы онтогенеза на стадии гаструляции могут существенно различаться у разных групп организмов и иметь ряд специфических особенностей, как, например, у птиц или амфибий.
Зачем нужен аппендикс
Одна из самых бесполезных частей тела.
Много-много лет назад аппендикс участвовал в пищеварительном процессе, помогая перерабатывать грубую, а также растительную пищу, богатую клетчаткой. Многие травоядные животные до сих пор используют его при пищеварительных процессах, однако частью пищеварительной системы человека он уже не является.
В то же время аппендикс нельзя назвать совершенно бесполезным органом. Согласно некоторым исследованиям, в аппендиксе находятся некоторые полезные кишечные бактерии, однако ученые пока не выяснили до конца – «было ли это всегда его функцией или же орган со временем ее приобрел», — добавляет Амир.
Предзиготный период
Предзиготный период развития связан с образованием гамет (гаметогенез). Образование яйцеклеток начинается у женщин еще до их рождения и завершается для каждой данной яйцеклетки только после ее оплодотворения. К моменту рождения плод женского пола в яичниках содержит около двух миллионов ооцитов первого порядка (это еще диплоидные клетки), и только 350 — 450 из них достигнут стадии ооцитов второго порядка (гаплоидные клетки), превращаясь в яйцеклетки (по одной в течение одного менструального цикла). В отличие от женщин половые клетки в семенниках (яичках) у мужчин начинают образовываться только с началом периода полового созревания. Длительность периода образования сперматозоида составляет примерно 70 суток; на один грамм веса яичка количество сперматозоидов составляет около 100 миллионов в сутки.
Оплодотворением называют процесс слияния яйцеклетки и сперматозоида, приводящий к образованию зиготы. Оплодотворение яйцеклетки происходит в начальном участке маточной трубы, куда проникают лишь около ста сперматозоидов. Способность сперматозоидов к оплодотворению в женских половых путях сохраняется на протяжении двух суток. Сперматозоид имеет в головке акросому, которая содержит фермент для растворения оболочки яйцеклетки. При сближении сперматозоида и яйцеклетки акросома разрывается, и освободившиеся ферменты растворяют оболочку женской гаметы. Сперматозоид проникает внутрь яйцеклетки, после чего она покрывается плотной оболочкой, препятствующей проникновению других мужских гамет. В результате оплодотворения восстанавливается диплоидный набор хромосом. Образовавшийся одноклеточный зародыш — зигота. В ней в течение суток происходят сложные перемещения отдельных участков цитоплазмы и ее органелл.
Внутриутробный период развития человека продолжается 280 суток и делится на:
- начальный период (первая неделя после оплодотворения, в течение которой происходит дробление зиготы, образование бластулы и ее имплантация в стенку матки);
- эмбриональный период (первые два месяца), когда происходит начальное развитие зародыша (эмбриона) и когда совершается основная закладка тканей и органов;
- плодный период (3 -9 месяцы), когда продолжается рост частей, образовавшихся в эмбриональной стадии и дальнейшее формирование органов и систем. С третьего месяца зародыш человека носит название плод.
Постэмбриональное развитие животных
Постэмбриональное развитие начинается с рождения организма (для плацентарных и других живородящих организмов) или выхода из яйцевых оболочек.
Различают два типа постэмбрионального развития — прямой и непрямой (развитие с метаморфозом, или превращением).
При прямом развитии из тела матери (или яйцевых оболочек) выходит организм небольших размеров, в котором заложены все основные органы, свойственные взрослому животному. Так развиваются птицы, пресмыкающиеся, млекопитающие. Постэмбриональное развитие этих организмов по существу представляет собой рост, половое созревание, старение и смерть.
Развитие с метаморфозом сопровождается наличием нескольких стадий развития, при этом рожденный организм отличается от взрослого, иногда очень сильно. При развитии с метаморфозом различают две разновидности: развитие с полным метаморфозом и развитие с неполным метаморфозом. Развитие с метаморфозом характерно для амфибий (земноводных), членистоногих (особенно для насекомых) и других животных.
Развитие с полным метаморфозом характеризуется тем, что появившийся в результате эмбрионального развития организм сильно отличается от взрослой формы (так называемая личинка). Эта личинка проходит ряд стадий, в результате чего появляется взрослая особь.
Рассмотрим некоторые примеры развития организмов с полным метаморфозом. Ярким примером такого развития является развитие земноводных. Из яйца (оплодотворенной икринки) появляется личинка — головастик. По многим чертам строения головастик напоминает рыб: у него имеются жаберные щели, жабры, боковая линия, двухкамерное сердце, один круг кровообращения и рыбообразная форма тела. В процессе развития происходит метаморфоз (превращение), состоящий в том, что хвост головастика рассасывается, появляются передние и задние конечности, исчезает боковая линия, жабры, жаберные щели, появляются легкие и второй круг кровообращения. В результате данного метаморфоза формируется маленькая лягушка, которая отличается от взрослой только размерами и неспособностью к размножению. При дальнейшем развитии этот организм растет, достигает половой зрелости, становится взрослой особью, развитие которой завершается смертью.
Другим примером развития с полным метаморфозом является развитие насекомых, например бабочки-белянки. Из яйца появляется личинка в форме гусеницы. Это организм червеобразной формы, который усиленно питается, растет, претерпевает несколько линек. По достижении определенного размера гусеница превращается в куколку, которая находится в коконе. Куколка не питается, а все превращение осуществляется за счет тех питательных веществ, которые накопила гусеница. После завершения всех превращений куколка становится половозрелой особью, которая приступает к размножению, откладывает яйца, и цикл развития повторяется.
Для некоторых организмов характерно постэмбриональное развитие с неполным превращением. В этом случае из яйца появляется организм, внешне похожий на взрослый, но у него не развиты некоторые жизненно важные органы. Примером таких организмов является саранча. Из яиц саранчи появляются маленькие насекомые, которые отличаются от взрослых особей неспособностью к полету из-за того, что у них не развиты крылья. Эти насекомые называются «пешая саранча». «Пешая саранча» усиленно питается, претерпевает несколько линек, у нее развиваются крылья, и она превращается во взрослую особь. Как следует из описания, у таких организмов отсутствует стадия куколки.
Следует отметить, что у животных рост организма (одна из составных частей развития) ограничен определенным отрезком времени — животные растут только до достижения половой зрелости.
Эмбриональное развитие многоклеточных высокоорганизованных животных
Эмбриональное развитие (эмбриогенез) начинается с образования зиготы и завершается выходом из яйцевых или зародышевых оболочек (при личиночном или неличиночном типах развития), или рождением (при внутриутробном развитии).
Для высокоорганизованных животных эмбриональный период включает процессы дробления и образования бластулы, гаструляцию, стадию трех зародышевых листков и органогенез, при котором в завершающий период формируется молодой организм, способный к самостоятельному питанию как без помощи, так и при помощи родителей.
1. Дробление.
Процесс, при котором происходит большое число быстро сменяющих друг друга митотических делений зиготы, за счет чего возникает многоклеточный зародыш, называется дроблением. Образующиеся клетки называются бластомерами, а возникающий в результате завершения процессов дробления полый внутри шар — бластулой.
Бластула мала по размерам (почти такая же, как зигота). Образованию бластулы предшествует морула (многоклеточное образование, не имеющее внутренней полости). Бластула, как и зигота, является обязательной стадией развития любого многоклеточного животного. После образования бластулы следует стадия гаструляции.
2. Гаструляция.
Процесс образования двухслойного зародыша (гаструлы) называется гаструляцией.
Бластула, образованная одним слоем клеток за счет различных процессов (впячивания, миграции бластомеров и т. д.), превращается в двухслойный зародыш — гаструлу. Внешний слой гаструлы называется эктодермой, а внутренний — энтодермой. На этом развитие кишечнополостных практически заканчивается, а более высокоорганизованные многоклеточные животные вступают в стадию образования зародыша, состоящего из трех зародышевых листков.
3. Стадия дифференциации клеток и образования трех зародышевых листков.
Клетки, из которых состоит гаструла, на следующем этапе развития образуют между энтодермой и эктодермой новый слой клеток — мезодерму, и зародыш становится трехслойным. Одновременно с этим процессом происходит дифференциация клеток, их специализация и формирование тканей, из которых в дальнейшем возникают отдельные органы, системы органов и организм как единое целое.
Установлено, что у разных видов с разным уровнем организации одни и те же зародышевые листки дают начало одним и тем же тканям и органам. Так, из эктодермы образуется нервная система, органы чувств, эпителий кожи, волосы, ногти (когти), потовые, сальные и млечные железы, эмаль зубов, эпителий ротовой полости и прямой кишки.
Из мезодермы образуется опорно-двигательная система (хрящи, костная и мышечная ткани), соединительнотканный слой кожи, органов кровеносной, выделительной и половой систем организма.
Из энтодермы формируются кишечник, печень, поджелудочная железа, легкие.
После стадии трех зародышевых листков начинается стадия первичного органогенеза.
4. Общая характеристика органогенеза.
После формирования трех зародышевых листков у зародыша начинают образовываться осевые органы: нервная трубка, хорда, кишечная трубка. Далее идет формирование отдельных органов других систем. В результате органогенеза формируется молодой организм, способный к существованию во внешней среде либо самостоятельно, либо при помощи родителей, т.е. организм вступает в постэмбриональное развитие.
Резервы человеческого организма
Особенностью человеческого организма является наличие больших резервов – как физических, так и духовных. Они генетически обусловлены, но при тренировке могут увеличиваться. За последнее столетие спортивные рекорды человека изменились весьма существенно.
В основе развития физических качеств и резервов лежат особенности организма человека, названные ученым-физиологом А. А. Маркосяном надежностью биологической системы. Надежность организма обеспечивается избыточностью его элементов, их взаимозаменяемостью, способностью быстро и полностью возвращаться к состоянию относительного постоянства, динамичностью взаимодействия звеньев этой биологической системы. Так, известно, что в головном мозге используется не более 5–10% нервных клеток. В покое в мышцах открыты лишь 25% кровеносных капилляров, однако при физической нагрузке их пропускная способность увеличивается в несколько раз. После умеренной нагрузки функциональные показатели уже через 5 минут возвращаются к исходному уровню. Примеры можно продолжить, но, главное, надо понять, что для развития физических качеств у организма имеется материальная основа.
Как рассчитать свой идеальный вес?
Для определения «должной» массы тела человек зрелого возраста может воспользоваться формулой:
должная масса тела = длина тела (см) – 100.
Эта формула пригодна при росте 155–164 см, при росте 165–174 см следует вычесть 105, а при еще большей длине тела – 110.
Полезен и расчет индекса массы тела (ИМТ) по формуле:
ИМТ = масса тела (кг) / рост (м)2
В норме ИМТ равен 18–25.
Начальный период
Начальный период. Дробление — это начальный этап развития оплодотворенного яйца (зиготы). У человека он длится 3 -4 дня (происходит дробление зиготы путем серии последовательных митозов, но без роста дочерних клеток до размеров зиготы). У человека дробление зиготы является полным и неравномерным. Клетки, образовавшиеся в результате дробления, носят название бластомеры. Итогом стадии дробления является образование многоклеточного зародыша — морулы. Дробление и образование морулы происходит по мере продвижения зародыша по маточной трубе. Морула попадает в матку, где происходит процесс бластуляции. Бластомеры в моруле отталкиваются друг от друга, смещаются к периферии и выстраиваются в один слой и к 6-м суткам образуется однослойный зародыш в виде пузырька. Разные бластомеры делятся с неодинаковой скоростью. Одни из них (более светлые) располагаются по периферии, другие (темные) — находятся в центре.
Из светлых клеток образуется окружающий зародыш трофобласт , клетки которого выполняют вспомогательную роль и непосредственно в образовании тела зародыша не принимают участия. Клетки трофобласта способны растворять ткани, благодаря чему зародыш внедряется (имплантируется ) в стенку матки. Далее клетки трофобласта отслаиваются от клеток зародыша, образуя вокруг него пузырек. Полость трофобласта заполняется жидкостью, диффундирующей в нее из тканей матки. Из темных клеток образуется эмбриобласт, имеющий вид узелка. В результате дальнейшего дробления эмбриобласта зародыш принимает форму диска, распластанного на внутренней поверхности трофобласта. Эта стадия развития зародыша, когда выделяются трофобласт и эмбриобласт, называется бластоцистой. Бластоциста, попав в полость матки, имплантируется, получая питательные вещества из стенки матки. Клетки трофобласта дифференцируются на два слоя. Из клеток наружного слоя трофобласта образуются ворсинки трофобласта, которые врастают в эпителий матки. Этот слой с ворсинками образует самую наружную оболочку зародыша — хорион. Хорион играет важную роль в питании развивающегося зародыша и удалении его конечных продуктов обмена. На более поздних стадиях эту функцию выполняет плацента. Во внутреннем слое клеток трофобласта образуется две полости; стенки этих полостей дают начало еще двум зародышевым оболочкам — амниону и желточному мешку. Амнион представляет собой тонкую оболочку, которая покрывает зародыш и выполняет защитные функции; его клетки выделяют амниотическую жидкость, заполняющую амниотическую полость, расположенную между амнионом и зародышем. По мере роста зародыша амнион расширяется, так что он всегда прижат к стенке матки. Амниотическая жидкость поддерживает зародыш и защищает его от механических повреждений. Желточный мешок у зародыша человека не играет существенной роли, это своеобразный рудимент (желточный мешок особенно развит у рептилий и птиц; он поглощает запасенные в желтке питательные вещества и переносит их в среднюю кишку зародыша). У человека желточный мешок практически не содержит желтка, его основная функция — кроветворение. Кроме того, в его стенке формируются первичные половые клетки, затем мигрирующие в зачатки половых желез.