Особенности женского наряда
Со временем крой костюма и его элементы изменялись. Они наиболее ярко видны в мужской одежде.
Женский казачий костюм мало менялся с течением времени, зато в нем более выражены этнические особенности отделки и формы одежды, обуви, головных уборов. Это объяснялось тем, что женщины долго сохраняли в своей одежде традиционные черты наряда тех мест, из которых они пришли на Дон.
Кроме того, среди новоявленных казачек было много татарок, турчанок, ногайских женщин, которые попадали к казакам как пленницы. Они вносили в женские костюмы элементы своих народов, что делало одежду яркой и неповторимой. Головные уборы казачьих костюмов женщин тоже были разнообразны, порой, самых причудливых форм.
И только в XIX веке старинные казачьи костюмы женщин уходят в прошлое. Под влиянием городской моды им на смену приходит так называемая парочка: наряд, состоящий из юбки и кофты.
Места расселения казаков было довольно широки, но особенно велика их концентрация была на Дону и Кубани; позднее их поселения появились и на берегах бурного Терека. С точки зрения целесообразности их расселения, выбор этих мест был полностью оправдан. Долгое время юг России был недосягаем для императорской власти.
Казачья вольница, объединившая беглых крестьян, бунтарей, обездоленный люд представляла серьезную опасность для власти. Они не только хотели ей подчиняться, не выполняли указы, и распоряжения, но могли и физически уничтожить приехавшего к ним чиновника, если в его лице подозревали опасность ущемления своих прав. Поэтому чиновничье племя не стремилось лишний раз появляться здесь.
Традиции и обычаи казаков
Казаки, будучи суровыми и беспощадными воинами, дома были щедрыми, веселыми и добрыми хозяевами. В казачестве существовало много традиций и обычаев, которые неукоснительно соблюдались.
Например, во время трапезы на стол выставлялось огромное количество блюд — чтобы не обидеть хозяина дома, нужно было обязательно попробовать каждое из них. А гостей казаки очень любили и уважали — пускали всех и в течение трёх дней даже не спрашивали гостя ни как его зовут, ни откуда он и куда едет.
Много традиций было связано с уважением к старшему поколению. Так, молодежи даже не разрешалось сидеть или есть без разрешения старшего. Считалось крайне неприличным обогнать старика — следовало вежливо попросить у него разрешения пройти. Всегда требовалось уступать дорогу пожилым, даже если для этого казаку приходилось прыгнуть в реку с моста.
Женщин казаки тоже уважали и никогда не давали в обиду. Однако по традициям женщине нельзя было присутствовать на собраниях, где решались вопросы, связанные с ней. Ее интересы представлял отец, брат, муж или сын.
Праздники казаков
Военные походы отнимали много сил у казаков и нередко заканчивались трагично. Поэтому праздники в казачестве любили и праздновали от души — громко, весело, всей толпой. Самыми любимыми праздниками были:
- Пасха;
- Рождество;
- Троица;
- Иван Купала;
- Масленица.
Большинство праздников сопровождались народными гуляниями и походами в гости. Например, на Рождество по домам ходили пожилые казаки, которые пели церковные песни, а взамен просили денег. Все средства шли в церковь.
На Масленицу устраивали кулачные бои, различные соревнования, залазили на столбы за подарками.
К Пасхе всегда прибирали дома и двор, накрывали белые скатерти, обязательно мылись в чистый четверг.
Масленица — один из любимых праздников у казаков
Традиционные блюда казаков
Еда для казаков — важная часть жизни. Примечательно, что народ, привыкший жить без изысков в суровых условиях военных походов, очень любит кушать, а ещё больше — угощать своих гостей разнообразными блюдами. Еда у казаков сытная, калорийная, очень вкусная.
Казаки трапезничают трижды в день. Блюд должно быть много, это предмет гордости любой хозяйки. К еде приступают только после того, как старший в доме подаст сигнал. Часто все едят из одной большой тарелки. Напитки традиционно подаются в кувшинах.
Так как первые казаки селились вблизи крупных рек и занимались преимущественно рыбалкой, то основу традиционных блюд составляет именно рыба. Причем у каждой территориальной группы казаков свой способ ее приготовления: рыбу коптят, запекают, варят, жарят, солят, добавляют в начинку пирогов.
Основным супом считается, разумеется, уха. Причём у каждого существует свой семейный рецепт. Примечательно, что приготовление рыбного супа раньше было исключительно мужской обязанностью.
Зимой, когда все реки замерзали, а подледной рыбалкой казаки не занимались, наступала пора мясных блюд. Делали гуляш, домашнюю колбасу, голубцы, запекали мясо в печи. Коронным блюдом любой хозяйки был холодец — его подавали на стол с хреном или горчицей.
В зимнее время очень часто, гораздо чаще, чем летом, пекли блины с начинками и пироги. В основном это делалось для того, чтобы согреться.
Любимым десертом казаков, проживающих на юге, считается арбузный мёд. Для его приготовления из арбуза вынимают всю мякоть и кипятят до получения коричневого цвета.
Арбузный мед — традиционный десерт у казаков
В качестве холодных закусок традиционно делают студни, языки, варят мясо диких животных.
Сейчас кухня казаков стало ещё разнообразнее — в неё вошли борщи, рыба, фаршированная крупами, шашлыки, пельмени и вареники.
Из напитков казаки издавна предпочитают:
- чай;
- кофе — влияние турок;
- кисель;
- взвар (компот из сухофруктов);
- ирьян — аналог айрана, только приготовленный из сузьмы.
ЭТО ИНТЕРЕСНО. Кофе казаки всегда пили ровно в 12 часов дня. Причём они никогда не делали это в одиночку, всегда звали кого-то в гости. В напиток добавляли сливки и подавали вместе со сладкими пышками.
Казаки всегда употребляли множество ягод, фруктов, овощей. Арбузы и дыни любили есть солёными.
Варили кашу, куда добавляли изюм — ещё одно веяние, пришедшее с Востока.
Во все блюда добавляли много приправ из местных трав.
История
В конце XIV – начале XV в. на восточной границе Московского государства сформировалась линия укрепленных городов, населенных т. н. «городовыми» казаками, составлявшими особый класс служилых людей, несших пограничную службу. Принимались в казаки люди всех сословий и, получая в свое пользование земли, освобождались от податей; иногда они получали особое жалованье, но были обязаны иметь за свой счет коня и вооружение. Впервые такие казаки упоминаются в Рязанском княжестве в 1444 г.
При Иване Грозном казаки перешли в ведомство Стрелецкого приказа и составили особый род войска; в 1571 г. помимо «городовых» казаков, обязанных защищать города, появляются казаки «сторожевые», получавшие особое жалованье и управлявшиеся своими атаманами (иногда и стрелецкими головами), но подчиненные городским воеводам.
После Ермака постепенно при помощи «городовых» казаков завершилось закрепление за Москвой Сибири. При Алексее Михайловиче «городовых» казаков насчитывалось до 5 тыс. чел.; на «украинной» службе к этому времени состояли уже и малороссийские выходцы, именовавшиеся «черкасами». Постепенно «городские» казаки сливались с другими служилыми людьми Московского государства – дворянами, боярскими детьми, стрельцами, рейтарами.
К концу XVII в. «городовые» казаки остаются только в Сибири, да в прежних передовых городах – Чугуеве, Торе, Маяке, Новохоперске и в различных местах Поволжья. На смену им постепенно приходит «вольное» казачество, образовавшееся к началу XVI в. из выходцев Московского и Польско-Литовского государств и заселявшее пограничные степные пространства, преимущественно по водным путям к Черному и Каспийскому морям — по рекам Днепру, Дону, Волге, Яику, Тереку и их притокам.
Москва еще не была настолько сильна, чтобы подчинить себе «вольных» казаков, а потому была вынуждена снисходительно смотреть на их самовольство и непослушание, тем более, что сама Москва нуждалась в казаках. С другой стороны, казачество, не желая поступиться своей вольностью, тем не менее, сознавало связь с Русью, считало себя русским и по крови и по религии, а потому только в редких случаях обращало против Руси свое оружие. Обычно же оно с почетом принимало царских послов и царское жалованье за услуги и службу, от которой никогда не отказывалось, руководилось указаниями и советами Москвы в вопросах о борьбе с татарами и турками. Хотя Московское государство уже с середины XVI в. и пыталось обуздать своеволие казачества, но только во 2-й половине XVII в., с усилением государственной власти в России, стала падать независимость вольных казачьих общин, постепенно превращавшихся в отдельные казачьи войска.
В 1671 г. Донские казаки впервые приняли присягу на верность русскому царю, а уже к концу царствования Петра I вслед за Донскими и Яицкими казаками, перешедшими в 1721 г. в ведомство военной коллегии, та же участь постигла и остальные казачьи общины.
Подчинив своей власти казачество, правительство начинает пользоваться им для колонизации вновь завоеванных земель и для охраны государственных границ, преимущественно южной и восточной, образовывая для этой цели новые казачьи войска, в состав которых, за недостатком природных казаков, оно начинает зачислять и лиц других сословий: отставных солдат, местных жителей, государственных крестьян, ссыльных и т. п. Образованное таким образом казачье население постепенно выдвигается вперед, расширяя государственные пределы. В середине XVIII в. были образованы Оренбургское, Астраханское и Волгское казачьи войска, а в конце того же века — Екатеринославское, Черноморское и др. В течение всего XIX в. одни казачьи войска реорганизовывались, другие – соединялись и укрупнялись, третьи – разделялись, переселялись и упразднялись, и продолжался этот активный процесс вплоть до самого 1917 года.
Современные казаки
Сейчас любой гражданин России может стать членом казачьей общины. Если, конечно, сами казаки захотят его принять. Для этого назначаются различные испытания, затем вопрос о принятии нового члена общины решается путём голосования.
Чем же сейчас занимаются казаки? Тем же, чем и всегда — помогают следить за порядком, служат своей Родине, охраняют ее границы, поддерживают духовно-патриотическое воспитание молодого поколения.
Современные казаки
В каждом регионе России казаки по разному помогают властям поддерживать правопорядок. Например, в Омской области они следят за камерами на дорогах. В Ростовской области созданы специальные казачьи патрули и дружины. В Краснодарском крае казаки охраняют границы.
Однако подсчитать количество казаков оказалось довольно сложным делом. Известно, что в 1897 году на российских территориях проживало более 3 миллионов человек, которые относили себя к представителям казачества.
Спустя сто с лишним лет, в 2002 году, численность казаков уменьшилась до 140000 человек. Если верить статистике, 95 % из них проживали в южных регионах страны.
Результаты переписи населения в 2010 году спровоцировали скандал. Переписчики насчитали всего 67000 представителей казачества. Однако сами казаки заявили, что только в Ростовской области казаками себя считают свыше 600000 человек. Результаты переписи казаки потребовали считать недействительными, а работников обвинили в том, что они отказывались записывать людей как казаков, тем самым искажая данные статистики.
Все это спровоцировало волну митингов, целью которых было добиться признания казачества как отдельного народа.
Отличие одежды кубанских от донских казаков
Из-за разных мест жительства в костюмах донских и кубанских казаков появились отличия. На экипировку кубанских казаков значительно повлияла одежда горцев. Донские казаки чаще всего надевали чекмени, тогда как кубанские обычно надевали черкески, которые распространены на Кавказе.
Исконный костюм казаков, живших на Дону, включал в себя папаху, шаровары с лампасами, сапоги, бешметы, пояса и портупеи, шерстяной башлык. Одежда кубанских казаков — шаровары, черкеска, бешмет, башлык, бурка, папаха и сапоги. Необходимым элементом была висящая на поясе сабля, позже – кинжал.
Зелёный китель и синие штаны – амуниция Донского войска. Костюм был на них всё время: и в сражениях, и дома. Экипировка Кубанского войска казаков включала в себя черкеску, бешмет, штаны. Она также носилась и в бою, и в мирное время.
Штаны синего цвета Донские казаки надевали в повседневные дни, а в церковь или на праздник – багряного оттенка. Также цвет выбирался, исходя из возраста человека. Ткань и цвет штанов Кубанских казаков подбирали согласно воинскому званию и времени года.
КубанскиеДонские
Виды казаков
В зависимости от ареала обитания и этнической принадлежности выделяли несколько групп казаков:
- Терские. Они проживали на территории Северного Кавказа вдоль реки Терек.
- Кубанские. Они жили в современном Краснодарском крае, Республике Адыгее, Карачаево-Черкесии. В основном это были бывшие запорожцы после пересечения.
- Уральские. Выходцы с Уральской области (ныне Казахстан). До переименования звались яицкими казаками.
- Украинские. Казаки, жившие в Запорожской сети и ликвидированные как община Екатериной II.
- Донские. Самое многочисленное казачество, проживающее на берегах Дона. Территориальные соседи запорожцев.
- Казаки-некрасовцы. Они покинули донские земли после восстания Буланова. Своё название получили от фамилии лидера — Игната Некрасова.
- Черкесы-казаки. Проживали на Северном Кавказе и Причерноморье.
Также выделяют линейных казаков — это казаки, которые ушли из Кавказского линейного войска, которое охраняло мирное население, в Кубанское.
Донское казачество ещё в XVI веке было поделено на «верховое» и «низовое» — в зависимости от того, где именно на Дону проживали казаки. Две группы разительно отличались друг от друга и внешностью, и образом жизни, и манерой поведения.
Религия казаков
Вся история казачества неразрывно связана с христианством. Конечно, среди казаков встречались представители и других религий, но их было крайне мало. К тому же, большинство новоприбывших казаков других вероисповеданий рано или поздно неизменно принимали христианство.
Поэтому в любом казачьем поселении всегда были построены молитвенный дом или часовня. Также совместные молитвенные обряды совершались и на открытом воздухе. В качестве священника казаки сами выбирали самого уважаемого человека, который хорошо знал все религиозные обряды.
Православие очень много значило для казаков с момента их существования. Каждый представитель этой народности видел себя в роли защитника веры и Родины.
После каждого удачного боя или набега часть полученных сокровищ или трофеев обязательно жертвовали церкви.
Казаки и православная вера тесно связаны
Если казакам приходилось переезжать, то они никогда не оставляли свои часовни и молитвенные дома, а разбирали их по частям и перевозили с собой. На месте нового поселения первым делом строили именно церковь.
Стены домов были расписаны иконами.
Молитва — важная часть жизни казаков. Перед новым боем они обязательно молились и вспоминали своих предков.
Головные уборы
Считаются особенным элементом костюмов. С шапкой и фуражкой связаны многие легенды, предания и приметы. Казак никогда не расставался с шапкой, считая её частью себя. В шапку пришивали иконы и записанные детьми молитвы. Главное качество – головной убор был многофункциональным. Мех спасал глаза от пыли и ветра, с его помощью можно было быстро попасть в своё жилище, не засыпав волосы и глаза землёй. Также его использовали как подушку для сна.
Если с головы сбивалась шапка, то это было вызовом на бой. Фуражку убитого казака должны были привезти домой и положить на полку возле иконки. Если казачка во второй раз выходила замуж, то её новый муж опускал в воду шапку прежнего хозяина, тем самым давая обещания заботиться о семье.
Башлык — накидка на голову из тонкой ткани. Делался в виде капюшона с длинными ушами, которыми обматывали шею. Первоначально введён в роли элемента военной формы одежды казаков, потом стал модным у многих жителей России и Европы.
По тому, как завязан башлык, можно было многое узнать о казаке: если башлык завязан на груди, то это значит, что он прошёл военную службу. Если перекрещён на груди – сейчас на службе, а если видно, что концы заброшены за спину – значит казак отдыхает.
Ширинки – хлопчатобумажные головные платки прямоугольной формы, надевавшиеся только на рыбалку. Папаха – мужской головной убор из овчины или каракуля. За отворот папахи можно было положить важную бумагу, где содержалось секретное сообщение. Это было самое надёжное место, ведь казаки не теряли папаху. Папахи делали разного покроя: низкие — с плоской верхушкой или высокие — с конусообразной верхушкой.
Незамужним девушкам разрешалось выходить с открытой головой и со спущенной на спину косой. Таркич – девичий платок на голову. Казимирка – небольшой узорчатый платок. Завязывалась как бандана, закрывая лоб. Файшонка – косынка из шёлка с кружевами. У неё были длинные концы, которые завязывались в виде банта. Носились молодыми девушками на праздники. Кокошник – парадный головной убор. Порой в хуторе был только один кокошник. Хозяева отдавали его на обряд венчания невесте за определённую цену.
Дополнение к наряду замужней женщины являлся шёлковый полушалок. Шлычка – небольшая тканевая шапочка замужних женщин, которая надевалась на косу и покрывалась сзади платком. Такую шапочку носили на Кубани и Дону. Наколка – овальный шёлковый головной убор замужних молодых женщин с подкладкой из ситца, сделанный на прочной основе из картона. Украшением для него служили ленты, банты, кружева. В 19 столетии в верховьях Дона набирал популярность головной убор — колпак. Это чулок в форме клина, с кисточкой наверху. Одевался замужними женщинами на собранные в узелок волосы. Кубелёк хорошо сочетался с повойником. Повойник – яркая шапочка, под которую прятались волосы. Женщине разрешалось ходить простоволосой только перед мужем. Мог быть парчовым, шёлковым, хлопковым. Сверху прикреплялись цветы или перья. Женская казачья одежда всегда носилась в комплекте с головным убором. На шлычку накидывалась казимирка, а на казимирку – шаль.
Костюм и в современном мире указывает на положение человека среди людей. В сравнении с другими народами для казаков, живших в суровых условиях и вынужденных носить военную форму, имели значение мелкие детали: серьги в ухе, по-особенному завязанный башлык. По ним, как по открытой книге, можно было многое узнать о собрате. Чтобы сохранить традиционный казачий наряд для следующих поколений, нужно регулярно проводить презентацию костюмов.
Задачи
Конные казаки представляли собой особый род легкой конницы и в военное время входили в состав и стратегической («самостоятельной»), и войсковой кавалерии. Поэтому основными видами деятельности казачьей конницы, подобно регулярной кавалерии, являлись разведка, устройство завесы, набеги и другие формы ведения «малой» войны; особенностью конных казачьих частей являлось использование в бою особых казачьих тактических приемов (таких, например, как «лава»). К вспомогательным задачам казачьих частей относились охрана лиц высшего командного состава, обозов, транспортов, почты, коммуникаций и линий связи.
Пластунские (пешие казачьи) батальоны, как особый род легкой пехоты, своими задачами и тактикой соответствовали армейским стрелковым частям, т. е. владели навыками боя в рассыпном строю и на пересеченной местности, а кроме того участвовали в рекогносцировках, несли сторожевую и разведывательную службу.
Казачья артиллерия, как и армейская конная артиллерия, предназначалась для непосредственного содействия своим войскам при ведении ими наступательных или оборонительных боевых действий.
Восстания казаков
Между свободолюбивыми казаками и правительством, которому они мешали, часто вспыхивали конфликты. Правители пытались всячески ограничить казаков, опасаясь иметь такого сильного противника у себя под боком. Казаки всячески сопротивлялись этому и с завидной регулярностью поднимали восстания. Они вспыхивали на протяжение нескольких веков в разных местах проживания казаков — на Дону, в Запорожье, на Урале…
Одним из самых масштабных стало восстание Пугачева. Бунт подняли яицкие казаки в 1773 году, а вылилось все в кровопролитную войну крестьян против Екатерины II, которая продлилась 2 года.
Пугачевское восстание с участием казаков
Надо сказать, что ещё за год до всех событий казаки высказывали своё недовольство властью, но тогда восстание быстро замяли. Однако бунтовщики не успокоились, а стали продумывать новый план. Как раз в это время там появился беглый донец Емельян Пугачев, который всем рассказывал, что он император Пётр III. Он обещал и казакам, и крестьянам все блага мира, как только они помогут вернуть ему власть. И народ радостно шёл за ним. Восставшие быстро добивались успеха:
- осадили Оренбург;
- Яицк;
- Уфу;
- Казань.
Однако затем Екатерина II, осознав всю серьёзность стихийного бунта, стянула все войска на его подавления, и Пугачев стал проигрывать одну битву за другой. В результате чего был вынужден бежать на Дон, в надежде, что местные казаки помогут ему.
Но итогом бунта стала казнь Пугачева и гнев Екатерины II, направленный на казаков. Она ликвидировала Запорожскую Сечь, переименовала все места, связанные с бунтом, казачьи войска приказала переделать в армейские подразделения как можно быстрее.
ЭТО ИНТЕРЕСНО. Во время Пугачевского восстания по приказу императрицы был отменён запрет на смертную казнь. После окончания войны его приняли обратно.
Роль казачества в истории России
Сложно представить, какой была бы современная Россия без казаков. Они участвовали практически во всех войнах и сражениях со времён Ивана Грозного, защищали границы Российской империи от вторжения врагов, поднимали восстания, отстаивая свои права, а также права крестьян и простых рабочих.
Казаки помогали с освоением территорий огромной страны, заселяли ее, открывали новые земли. Нужно помнить о том, что Ермак, Хабаров, Дежнёв были яркими представителями казачества.
Их культура и обычаи повлияли и на русские традиции, внесли значительный вклад в нашу музыку, танцы, легенды и сказания.
Итак, налицо две полярные точки зрения. Так кто же такие казаки?
Действительно отдельный этнос, или все-таки воинское сословие?
На первый взгляд, у казаков действительно есть самобытные традиция, культура и язык.
Но язык этот вполне вписывается в такое понятие как южнорусский говор. Мало того, в каждой местности говор особенный. Лингвисты называют это региалектом (по сути, диалектом, присущим любому региону). На Кубани или Дону он свой, на Вологодчине – тоже свой. Но на этом основании мы не перестаем называть жителей Вологды русскими людьми.
Еще раз вспомним историю.
На момент переписи населения 1897 года суммарная численность казаков в России составляла 2 928 842 человек.
К началу Первой мировой войны в России насчитывалось одиннадцать казачьих формирований:
Донское казачье войско,Оренбургское казачье войско,Терское казачье войско,Сибирское казачье войско,Уральское казачье войско,Забайкальское казачье войско,Кубанское казачье войско,Астраханское казачье войско,Семиреченское казачье войско,Амурское казачье войско,Уссурийское казачье войско;
Интересно, что истории известны даже отдельные казачьи республики, правда, просуществовали они сравнительно недолго.
Так, в конце XIX века в Манчьжурии, на берегах реки Желта была образована Желтугинская республика – самоуправляемая казачья община из китайских и русских казаков-золотопромышленников.
Во время гражданской войны также были провозглашены
Кубанская Народная РеспубликаВсевеликое Войско ДонскоеТерская Казачья РеспубликаУральская Казачья РеспубликаОренбургский Казачий КругСибирско-Семиреченская Казачья РеспубликаЗабайкальская Казачья Республика.
За всю историю своего существования казачьи войска входили в состав вооружённых сил России, а затем и Советского Союза, а до этого — Великого княжества Литовского, «вольного города» Гамбурга, Швеции, Персии и даже Парагвая, Маньчжоу-го и Японии. То есть, это были именно воинские формирования.
Если посмотреть на места расположения казачьих войск – а это огромные территории от Дона и Кавказа до Урала, Забайкалья и Уссурийского края, то закономерно предположить, что в эти войска вливались и местные народы – и этому тоже есть подтверждения. То есть, говорить о некой моноэтничности тоже не приходится.
Вся история образования казачества говорит нам о том, что казаки – это не отдельный этнос, а составная часть русского народа, и, что особенно важно, это именно воинское сословие, на протяжение столетий овеявшие себя славой защитников Отечества. Конечно, были в их истории и горькие страницы
Гражданская война поделила казаков на белых и красных. Но таким же образом эта война разделила и всю Россию
Конечно, были в их истории и горькие страницы. Гражданская война поделила казаков на белых и красных. Но таким же образом эта война разделила и всю Россию.
Пережив тяжелый период, русские казаки продолжили воинские традиции своих Предков, и во время Великой Отечественной войны продемонстрировали такой же беспримерный героизм, как и их отцы и деды в прошлых сражениях.
В настоящее время идет процесс возрождения казачьих традиций как в России, так и других странах.
Казаки определяют себя по потомственному происхождению и по соблюдению традиций, культуры и обычаев. Но главное для казака – это служение Отечеству.
Именно эта высокая цель послужила в свое время причиной образования казачества, эта же цель будет сохраняться, пока будут на земле казаки, то есть – всегда. Ведь если верить народным пословицам и поговоркам, казацкому роду нет переводу!
Станицы казаков
Станица — это название населённого пункта казаков, обычно ее формировали несколько небольших казачьих поселений. Чаще всего станицы строили на берегах рек. Станицей могло считаться то селение, которое могло выделить сто всадников для казачьего войска.
Станицы состояли из простых одноэтажных домов, преимущественно деревянных. Были атрибуты и социально-культурной жизни:
- школа;
- церковь;
- площадь;
- базар;
- станичное правление;
- канцелярия.
Если станица располагалась на границе с иностранными территориями или просто в неспокойных местах, то ее обносили рвом или валом.
Одной из самых известных станиц, дошедших до наших дней, считается Старочеркасская. Она впервые упоминается ещё в 1570 году. Именно здесь хранилась грамота царя Ивана Грозного казакам до тех пор, пока ее не уничтожили по приказу Петра Великого.
Станица связана с многими историческими событиями:
- отсюда начинался Азовский поход;
- восстание Степана Разина;
- здесь был убит Кондратий Булавин;
- в местной церкви крестили атамана Платова.
Казачьи войска
История казачьего войска началась когда беглые крестьяне и бродяги-одиночки стали объединяться в группы для организованных набегов и совместного проживания. Со временем они стали наниматься к правителям на службу в обмен на жалованье и еду. Официальной датой образования казачьего войска считается 1875 год — именно тогда был принят устав о воинской повинности Донского войска и юридически закреплен термин «казачье войско». До этого солдат называли иррегулярным войском.
Основными были следующие войска казаков:
- Донское — самое многочисленное и значимое для Российской империи;
- Черноморское — в него в основном входили бывшие запорожские казаки, которых по приказу Екатерины II переселили с берегов Днестра;
- Кубанское — казаки Северного Кавказа;
- Оренбургское — считалось вторым по старшинству после Донского;
- Терское — в его состав входили представители разных народностей;
- Уральское — до 1775 года называлось Яицким, именно там вспыхнуло восстание Пугачева;
- Забайкальское — официально образовано лишь в 1851 году приказом Николая I;
- Сибирское — войско существует с 1582 года, когда Иван Грозный в награду за помощь Ермака в борьбе с Сибирским ханством дал его солдатам название «Царская Служилая Рать».
Погоны казаков
Благодаря специальным нашивкам на форме казаков — погонам, можно было легко определить должность военнослужащего. Идея о них возникла в 1775 году, когда был принят «Табель о рангах», и у казаков появились офицерские звания. Однако упорядочить погоны смогли почти через 50 лет — в 1828 году.
У каждого войска погоны были своей расцветки, с разными рисунками и шириной.
Например, у офицеров конных полков они с изображением серебристых галунов, а у нижних чинов — с таким же рисунком, но красного или жёлтого цвета.
У сотника были погоны с тремя звёздочками, а у подъесаула с четырьмя.
У есаулов на погонах звёзд не было вообще.
Зато они имелись на нашивках войскового старшины — три штуки и два голубых просвета.
Быт и жизнь казаков
Первые казаки в основном жили за счёт охоты, рыбалки, сбора ягод и грибов. Сельским хозяйством они не занимались. Одежду, обувь, оружие казаки получали путём разорения близлежащих сел. Также они нападали на торговые суда, которые оказывались в водах Дона и Волги. Позже казаки стали совершать набеги и на корабли в Чёрном, Каспийском и Азовском морях.
Со временем в казачьих поселениях стало развиваться животноводство. Стали разводить коней, овец, на Урале — верблюдов. Вблизи крупных рек также занималось рыболовством.
В XIV веке казаки освоили и земледелие.
Казак занимается земледелием
Все дела, связанные с управлением, образом жизни казаков, войнами и бюджетом, решались Народным собранием, казачьим сходом и Сечевым советом. Казаки были категорически против деления своего народа на сословия и всячески препятствовали этому.
Однако иногда казачьи земли оказывались под властью правителей соседних территорий, которые разделяли казаков, пытаясь привлечь к себе самых влиятельных людей. С их лёгкой руки произошло выделение нескольких групп казаков:
- дворян;
- беев;
- шляхт.
Им доставались многочисленные привилегии, тогда как обычные представители казачества всячески ограничивались, их права ущемляли.
Все это привело к возникновению у казаков трёх сословий.
- Свободные землепашцы (туда входило большинство населения).
- Дворяне и чиновники.
- Торговцы и купцы.
Также отдельно выделяли и представителей церкви, но со временем среди них не осталось казаков, их заменили приезжие из других регионов духовные служители.
Изначально главой казачьих поселений был атаман, которого избирали на войсковом совете казаков. Таким же путём назначались и старшины (должностные лица).
Картина художника Машкова, на которой изображен атаман Бакланов
Если несколько станиц решали объединиться в полки, то их предводителем назначался полковник.
Однако после того, как казачество превратилось в неотъемлемую часть России, главу поселений стали назначать российские правители.
Погоны и знаки различия
Вне зависимости от того, что изначально казачьи формирования относили себя к вольным, они все же имели четко структурированную иерархию. А когда войско было внедрено в регулярные образования, казачьи звания в армии привели в согласие с офицерскими. Сейчас можно провести аналогию между чинами с погонами казачества и армии России либо СССР. Звание казака приравнивают к младшему рядовому.
Повседневно используются пятиугольные казачьи погоны синего цвета. Для офицеров предусмотрено серебристое поле, а для младших чинов – цветное. На ворот погон крепится с помощью пуговиц, украшенных гербом. Имеется и полевой вариант, погоны казаков этой категории изготавливаются из суконного зеленого материала с полями цвета хаки.
Звание | Соотношение с общевойсковыми | Повседневные погоны | Полевые погоны |
Казак | Рядовой | Чистый погон синего цвета | Чистый погон зеленого цвета |
Приказной | Ефрейтор | Поперек серая узкая полоска | Поперек узкая полоска цвета хаки |
Младший урядник | Младший сержант | Поперек две серых узких полосы | Поперек две узких полосы цвета хаки |
Урядник | Сержант | На погонах урядника имеется поперек три серых узких полосы | Поперек три узких полосы цвета хаки |
Старший урядник | Старший сержант | Поперек серая широкая полоска | Поперек широкая полоска цвета хаки |
Младший вахмистр | Старшина | Вдоль широкая серая полоска | Вдоль широкая полоска оттенка хаки |
Вахмистр | Прапорщик | Вдоль широкая серая полоса и на ней 2 звезды | Вдоль широкая полоса цвета хаки и на ней 2 звезды |
Старший вахмистр | Старший прапорщик | Вдоль широкая серая полоса и на ней 3 звезды | Вдоль широкая полоса оттенка хаки и на ней 3 звезды |
Подхорунжий | Младший лейтенант | Вдоль тонкая цветная полоса и на ней одна звезда | Вдоль тонкая полоса цвета хаки и одна звезда |
Хорунжий | Лейтенант | Вдоль тонкая цветная полоса и 2 звезды по сторонам от нее | Вдоль тонкая полоса оттенка хаки и 2 звезды по сторонам от нее |
Сотник | Старший лейтенант | Вдоль одна тонкая цветная полоска, одна звезда на ней и 2 звезды по сторонам от нее внизу погона | Вдоль одна тонкая полоска цвета хаки, одна звезда на ней и 2 звезды по сторонам от нее внизу погона |
Подъесаул | Капитан | Вдоль одна тонкая цветная полоса, 2 звезды на ней, 2 звезды по сторонам от нее внизу погона | Вдоль одна тонкая полоса оттенка хаки, 2 звезды на ней, 2 звезды по сторонам от нее внизу погона |
Есаул | Майор | Вдоль одна тонкая цветная полоска | Вдоль одна тонкая полоска цвета хаки |
Войсковой старшина | Подполковник | Вдоль две тонких цветных полосы, 2 звезды на них, 2 звезды по сторонам внизу погона | Вдоль две тонких полосы цвета хаки, 2 звезды на них, 2 звезды по сторонам от них внизу погона |
Казачий полковник | Полковник | Вдоль две тонких цветных полоски | Вдоль две тонких полоски цвета хаки |
Казачий генерал | Генерал-майор | Внизу погона две звезды | Внизу погона две звезды |
Между казаками Дона и Кубани сформировались обусловленные географией различия. Экипировка кубанского казачьего войска подверглась влиянию обмундирования горцев, например, носили черкески, которые популярны на Кавказе. Служащие же войска донского надевали чекмени.
В нынешнее время государство активно поддерживает возрождение казачества. С каждым годом в ряды этого формирования вступает все больше людей. Это своего рода дань истории, отваге, храбрости, чести.
Оружие казаков
Все казаки обладали исключительными навыками рукопашного боя и зачастую пользовались только кулаками. Однако нельзя и представить казака без его оружия, с которым он не расставался практически никогда. Казак трепетно относился к своему оружию, как к близкому и родному человеку.
Изначально главным оружием в казачестве была сабля, но вскоре ее сменила шашка — она отличалась менее изогнутым клинком.
Ещё одним важным атрибутом любого казака был кинжал. Но он чаще использовался не для сражений, а для бытовых нужд. Крепился кинжал на поясе, и казаки редко появлялись на публике без него.
А вот нагайку, в отличие от кинжала, имели право носить не все казаки. Эта короткая и толстая плеть считалась символом власти. Ее редко использовали как оружие, она скорее служила для наказаний и устрашений.
Казачья нагайка
ЭТО ИНТЕРЕСНО. В некоторых поселениях нагайку могли носить только женатые парни. В день свадьбы им ее дарил отец невесты. Плётка вешалась над дверью в спальне, чтобы показать, что казак — хозяин в доме.