Мужская и женская казачья одежда

Содержание

Оружие воина-казака

Жених наряжался в военный казачий костюм с кинжалом. На ногах — кожаные сапоги со скрипом.

Обязательной принадлежностью казака была нагайка – не менее страшное и эффективное боевое оружие, использование которого могло выбить противника из седла, обезоружить и даже нанести смертельные раны. Она отличалась компактностью, изготавливалась из кожи с мягким плетением, отличалась прочностью. Для удобства ее носили за голенищем.

В бою она висела на руке: темляк был сделан не в торце ручки, а в месте перехода рукояти в плеть. Это не мешало держать поводья лошади, в случае необходимости, плетка в любой момент могла оказаться в руке.

Использовали нагайки и в быту, как весьма эффективное «воспитательное средство»: непослушных детей и неверных жен не раз ими «охаживали» по спине и пониже. Не стеснялись и принародно наказать плетью и провинившихся казаков. Носить нагайку имел право только женатый мужчина.

Не являлась холодным оружием, но, в случае необходимости, могла защитить своего владельца от неожиданного нападения волчатка – более короткая нагайка. Ею первоначально действительно отбивались от нападения волков, а позднее стали использовать для самообороны.

Костюмы-парочки. Казачок. — Фольклорно-этнографический театр «Братыня»

Пока искала материалы по позднему костюму на Русском Севере к новому спектаклю, набрала разного материала, так что буду выкладывать с картинками, чтобы не пропал. Авось пригодится кому.

В конце 19-начале 20 века на Русском Севере еще сохраняется традиционный комплекс, состоящий из рубахи и сарафана, однако под влиянием городской моды все более популярными становятся комплекты, состоящие из кофты и юбки, сшитых из одной ткани — так называемые «парочки». Как и все городское, парочки поначалу были праздничной одеждой, показателем «статусности» и «продвинутости» носителя/-ницы.

В принципе, как парочку можно рассматривать минимум два варианта костюма: первый — это сарафан и надевающаяся на него сверху кофта из такой же или контрастной ткани, второй — это кофта и юбка. «Парочкой» могли называть оба варианта.

Комплекс «сарафан с кофтой» появился примерно во второй половине XIX в. Именно это время в деревенской женской моде появляется казачок — приталенная кофта с застежкой спереди, скроенная точно по фигуре.

В Вологодской области (Спасская волость, Тотемский уезд) уже в начале 20 века часть крестьянок носила поверх сарафана, сообразно новой моде, приталенную кофту с глухим воротом. К середине века кофты стали обычным явлением: днём ходили в сарафанах с рубахами, а вечером надевали сверху кофту. .Вот, на мой взгляд, один из прекраснейших костюмов. Заонежский, ансамбль музея Кижи (современная реконструкция с соблюдением традиционных технологий. И бусы, про которые я недавно писала:)).

Несмотря на то, что под казачок надевалась рубаха, сидел он на фигуре довольно ладно. Есть у меня подозрение, что таким образом деревенские модницы пытались обойти отсутствие корсета в их гардеробе — хорошо скроенный казачок на подкладке способен изрядно подтянуть фигуру. То, что он сидел довольно плотно можно судить по крою передней полочки: она имеет изгиб в районе талии и уменьшенное расстояние между пуговицами, а это означает, что как раз туда приходилось наибольшее натяжение:)Вот тут на моем «тренировочном» казачке видно эти три петли близко-близко.

Поглядите, как он сидит на бабе справа:Казачки шили из тех же тканей, что и праздничные сарафаны — из штофа, шелка, «гарнитура». Как правило, использовались покупные однотонные ткани красного, синего, коричневого, кремового, розового, голубого цвета. Особой популярностью пользовалась жаккардовая ткань с растительным орнаментом (вспомним пресловутые «рипсовые», «павлиньи» шали).На рисунке каргопольский женский костюм 19 века

Обратите внимание на рукава «баранкой» — это отражение кроя, который учитывает естественный изгиб руки. Ну и локти меньше вытягиваются

Такие казачки отделывались так же, как и сарафаны — золотым галуном, бахромой по низу рукавов и по подолу. Кстати, тут мне пришел в голову еще один плюс казачка: он удачно вписался в праздничный костюм с штофной юбкой. Дело в том, что такие юбки в традиционном праздничном девичьем комплексе носились с полушубком (этот предмет называется по-разному в разных местах), а согласитесь, намного легче сшить кофту к юбке, чем менять наряд целиком:)

И вот тут же возник вопрос: а не был ли казачок поначалу все же бабьей одеждой? (впрочем, это журнал «Чудесные мгновения» может обладать для меня такой силой убеждения)

При этом по внешнему виду трудно понять, сарафан надет или юбка. Я додумалась только до того, что сарафан подпоясывали обычными ткаными поясами (шерстяными, но чаще шелковыми), тогда как юбки — больше поясами из ткани, так что если впереди висят концы пояса, то скорее всего это сарафан.

К сожалению, в книгах не всегда приводятся «выходные данные» костюмов, поэтому приходится предполагать и додумывать. Скажем, что-то мне подсказывает, что этот наряд поздний (сатиновая кофта и штофная юбка будто из разных пар):Казачок прожил очень долгую жизнь в народном костюме, оставаясь на пике популярности даже тогда, когда в городе о нем забыли. Поэтому можно найти различные варианты его исполнения: и из тафты, и из сатина, и из ситца.П.С. Думаю, если не сильно заморачиваться, то стоит просто учитывать, что чем ближе к 19 веку, тем монотоннее, согласованнее цвета и праздничнее ткань, чем дальше — тем больше разнобоя.Материалы:Кислуха Л.В. Народный костюм Русского Севера, 2006.Лютикова Н.П. Крестьянский костюм Мезенского уезда, 2009.Левачева Т.А. ПОморский народный костюм, 2007.Журнал «Чудесные мгновения» №№ 1/2002, 2(6)/ 2005

ru-bratynya.livejournal.com

Выкройка платья с баской солнце своими руками

При помощи баски обычное платье футляр, можно превратить в изящное красивое платье, которое подойдет как для повседневной носки, так и для корпоратива.

Чтобы сделать выкройку платья с баской требуется воспользоваться обычной базовой выкройкой платья. Такую выкройку можно найти в интернете или сделать самостоятельно, по своим размерам.

Платье

Построение выкройки

Как правильно это сделать, существует много информации, но в любом случае следует придерживаться некоторых рекомендаций. Лекало задней и передней части необходимо разрезать пополам. Потом требуется переходить к моделированию верхней части платья и самих оборок.

Отличие одежды кубанских от донских казаков

Из-за разных мест жительства в костюмах донских и кубанских казаков появились отличия. На экипировку кубанских казаков значительно повлияла одежда горцев. Донские казаки чаще всего надевали чекмени, тогда как кубанские обычно надевали черкески, которые распространены на Кавказе.

Исконный костюм казаков, живших на Дону, включал в себя папаху, шаровары с лампасами, сапоги, бешметы, пояса и портупеи, шерстяной башлык. Одежда кубанских казаков — шаровары, черкеска, бешмет, башлык, бурка, папаха и сапоги. Необходимым элементом была висящая на поясе сабля, позже – кинжал.

Зелёный китель и синие штаны – амуниция Донского войска. Костюм был на них всё время: и в сражениях, и дома. Экипировка Кубанского войска казаков включала в себя черкеску, бешмет, штаны. Она также носилась и в бою, и в мирное время.

Штаны синего цвета Донские казаки надевали в повседневные дни, а в церковь или на праздник – багряного оттенка. Также цвет выбирался, исходя из возраста человека. Ткань и цвет штанов Кубанских казаков подбирали согласно воинскому званию и времени года.

КубанскиеДонские

История

В конце XIV – начале XV в. на восточной границе Московского государства сформировалась линия укрепленных городов, населенных т. н. «городовыми» казаками, составлявшими особый класс служилых людей, несших пограничную службу. Принимались в казаки люди всех сословий и, получая в свое пользование земли, освобождались от податей; иногда они получали особое жалованье, но были обязаны иметь за свой счет коня и вооружение. Впервые такие казаки упоминаются в Рязанском княжестве в 1444 г.

При Иване Грозном казаки перешли в ведомство Стрелецкого приказа и составили особый род войска; в 1571 г. помимо «городовых» казаков, обязанных защищать города, появляются казаки «сторожевые», получавшие особое жалованье и управлявшиеся своими атаманами (иногда и стрелецкими головами), но подчиненные городским воеводам.

После Ермака постепенно при помощи «городовых» казаков завершилось закрепление за Москвой Сибири. При Алексее Михайловиче «городовых» казаков насчитывалось до 5 тыс. чел.; на «украинной» службе к этому времени состояли уже и малороссийские выходцы, именовавшиеся «черкасами». Постепенно «городские» казаки сливались с другими служилыми людьми Московского государства – дворянами, боярскими детьми, стрельцами, рейтарами.

К концу XVII в. «городовые» казаки остаются только в Сибири, да в прежних передовых городах – Чугуеве, Торе, Маяке, Новохоперске и в различных местах Поволжья. На смену им постепенно приходит «вольное» казачество, образовавшееся к началу XVI в. из выходцев Московского и Польско-Литовского государств и заселявшее пограничные степные пространства, преимущественно по водным путям к Черному и Каспийскому морям — по рекам Днепру, Дону, Волге, Яику, Тереку и их притокам.

Москва еще не была настолько сильна, чтобы подчинить себе «вольных» казаков, а потому была вынуждена снисходительно смотреть на их самовольство и непослушание, тем более, что сама Москва нуждалась в казаках. С другой стороны, казачество, не желая поступиться своей вольностью, тем не менее, сознавало связь с Русью, считало себя русским и по крови и по религии, а потому только в редких случаях обращало против Руси свое оружие. Обычно же оно с почетом принимало царских послов и царское жалованье за услуги и службу, от которой никогда не отказывалось, руководилось указаниями и советами Москвы в вопросах о борьбе с татарами и турками. Хотя Московское государство уже с середины XVI в. и пыталось обуздать своеволие казачества, но только во 2-й половине XVII в., с усилением государственной власти в России, стала падать независимость вольных казачьих общин, постепенно превращавшихся в отдельные казачьи войска.

В 1671 г. Донские казаки впервые приняли присягу на верность русскому царю, а уже к концу царствования Петра I вслед за Донскими и Яицкими казаками, перешедшими в 1721 г. в ведомство военной коллегии, та же участь постигла и остальные казачьи общины.

Подчинив своей власти казачество, правительство начинает пользоваться им для колонизации вновь завоеванных земель и для охраны государственных границ, преимущественно южной и восточной, образовывая для этой цели новые казачьи войска, в состав которых, за недостатком природных казаков, оно начинает зачислять и лиц других сословий: отставных солдат, местных жителей, государственных крестьян, ссыльных и т. п. Образованное таким образом казачье население постепенно выдвигается вперед, расширяя государственные пределы. В середине XVIII в. были образованы Оренбургское, Астраханское и Волгское казачьи войска, а в конце того же века — Екатеринославское, Черноморское и др. В течение всего XIX в. одни казачьи войска реорганизовывались, другие – соединялись и укрупнялись, третьи – разделялись, переселялись и упразднялись, и продолжался этот активный процесс вплоть до самого 1917 года.

Обувь

Сапог было много, так как в них было удобно ездить верхом и долго ходить. Обычно они были татарского образца красного, зелёного или жёлтого оттенка. Особенно казаки любили мягкие сапоги с низким каблуком или без него. Ичиги – сапоги с длинными голенищами, без каблуков. Шились в основном из прочной бычьей кожи. Чирики – кожаные галоши с твёрдой подошвой, которые надевали на мягкие ичиги. Валенки – род сапог, свалянных из шерсти. Их носили взрослые из богатых семей. Валенки с обрезанными голенищами назывались валёнками, их носили в избе, а высокие надевали в поездку. Посталы (поршни) – самая незатейливая обувь из кожи. Надевали их на работу. Воротяшки – лёгкая обувь, сделанная так, чтобы мех был вовнутрь. Карпетки – тапочки, сделанные из жёстких ниток.

У женщин было много обуви как для повседневной носки, так и на праздники:

  1. Гусарики – яркие парадные сапоги на каблуке со шнуровкой;
  2. Ичиги – обувь из красной кожи, которую украшал рисунок;
  3. Чевяки – мягкие открытые туфли без каблуков;
  4. Башмаки – кожаная обувь с ремешками;
  5. Чедыги – заострённые сапоги астраханского кроя на высоком каблуке;
  6. Гетры – обувь с длинными голенищами, которые застёгивались сбоку;
  7. Баретки – узконосые полуботинки на низеньком каблучке.

В начале 20 века стали модными резиновые галоши. Под них надевали носки из белой пряжи. Они не вышли из употребления до сей поры.

Женский русский народный костюм

Танцевальные костюмы, стилизованные под гжель и хохлому. На фото представлены танцевальные платья длиной по колено, выполненные в стиле «гжель». Это платье-сарафан пошито из белого атласа с декоративными вставками из набивной бело-синей ткани. В платье использована юбка-солнце с оборкой из отделочной ткани. Рукава-фонарик с фиксированной по низу оборкой на резинке. Отделка рукавов и горловины – синяя контрастная тесьма.

Ориентировочная стоимость такого платья – 5500 рублей.

Второе платье в стиле «хохлома» с соответствующей цветовой гаммой.

Технологически оба платья пошиты одинаково. Они отличаются подборкой цвета. Любое из этих платьев можно изменить с учетом пожеланий заказчика.

Задачи

Конные казаки представляли собой особый род легкой конницы и в военное время входили в состав и стратегической («самостоятельной»), и войсковой кавалерии. Поэтому основными видами деятельности казачьей конницы, подобно регулярной кавалерии, являлись разведка, устройство завесы, набеги и другие формы ведения «малой» войны; особенностью конных казачьих частей являлось использование в бою особых казачьих тактических приемов (таких, например, как «лава»). К вспомогательным задачам казачьих частей относились охрана лиц высшего командного состава, обозов, транспортов, почты, коммуникаций и линий связи.

Пластунские (пешие казачьи) батальоны, как особый род легкой пехоты, своими задачами и тактикой соответствовали армейским стрелковым частям, т. е. владели навыками боя в рассыпном строю и на пересеченной местности, а кроме того участвовали в рекогносцировках, несли сторожевую и разведывательную службу.

Казачья артиллерия, как и армейская конная артиллерия, предназначалась для непосредственного содействия своим войскам при ведении ими наступательных или оборонительных боевых действий.

Влияние кавказских традиций

Близость Кавказа, который также был довольно закрытым для властей пространством, оказал непосредственное воздействие на вид казачьего национального костюма. Особенно заметны эти изменения были в одежде казачьего войска. Выяснилось, что  наряд воина-горца значительно удобнее казачьего. Он не сковывал действий при передвижении верхом на коне, не мешал обращению с оружием.

Очень удобной оказалась бурка, которая согревала в холода, могла использоваться как надежное укрытие в холода. Кроме того, она стирала социальные грани: независимо от положения в обществе и достатка, она была у каждого горца и казака

Казачьи папахи

Привлекал внимание и головной убор. У кавказцев и казаков любимой была шапка – папаха

Шили ее из овчины. Она не была нарядной, но удобной и надежно защищающей голову. Казачья папаха выглядела иначе: низкой, с плоским верхом, или высокой конусообразной.

Для богатых казаков ее шили  из собольего или куньего меха. Верх выполнялся из синего или красного бархата, расшивался золотом. Казаки победнее носили барашковую папаху или изготовленную из стриженого меха овчины, а верх изготавливался из цветного сукна.

Во время боевых действий казаки носили шапки, сшитые из меха волка, медведя или барана – только этот мех смягчал удар по голове.

Хоть у горцев и казаков шапки отличались по форме, они были обязательной принадлежностью и гордостью мужчины.

Черкеска – удобство и красота

Со временем претерпела изменения верхняя одежда казаков. Поверх зипуна (жупана) обычно надевался кафтан, но со временем ему на смену пришла элегантная, сидящая точно по фигуре черкеска. Украшенная газырями, которые первоначально имели не декоративное, а практическое назначение: в них вкладывались ружейные патроны – придавала вид воинской одежды.

Элегантность черкески покорила казаков, и они стали использовать ее как свой элемент одежды. Мода на черкески в начале XIX века пришла и в русскую армию. Ношение офицерами казачьего мужского костюма, куда входила черкеска, считалось особым шиком, а женщины были без ума от подтянутых молодых офицеров, щеголявших на балах в черкесках.

Широкие шаровары, которыми хвалились первые представители казачества, со временем стали значительно уже, что не только добавляло удобств при передвижении пешим ходом и на коне, но и значительно экономило деньги: ткани на шитье затрачивалось значительно меньше.

Удобство и красота горской мужской одежды привели к тому, что уже в 80-е годы XVIII века она почти полностью заменила прежний воинский костюм казака. Единая форма одежды казачьего войска  Азовского, Таганрогского полков и крепости Дмитрия Ростовского стала состоять из кафтана, бешмета с узкими длинными рукавами и воротником-стойкой, шаровары, которые легко заправлялись в сапоги и кубанок с суконным верхом.

Как сшить блузку с баской

Красивая рубашка со сборкой и ее выкройка делается довольно легко, справиться с ней сможет даже не профессионал.

Блузка

Внимание! Основой для верхней части может служить футболка с рукавом. Найти выкройку футболки можно легко в интернете

Длина футболки должна быть только до талии, потому что байка начинается именно от линии талии.

Найдя нужные выкройки, их перевести на ткань и вырезать. Затем можно приступать к пошиву. Первоначально нужно сшить плечевые швы. Затем втачать рукава и прострочить боковые швы. Обязательно не забыть обработать горловину.

Для создания баски нужно сложить ткань пополам и отметить радиус. Чтобы высчитать радиус, нужно замерить спинку нижнего среза и переда. Затем получившееся число разделить на Пи и отнять 1.7 см.

Бахрому вырезать и сложить пополам, если приложить ее к нижнему срезу блузки, то они должны совпасть. Затем прошивается боковой срез на баске, необработанный срез прикладывается к блузе и прострачивается на машинке.

В конце обрабатываются все нижние срезы, и блузку можно одевать.

Рубашка

Выкройки казачьей юбки

  • Однако, можно выполнить застежку в виде отделки и в шве переднего клина.
  • Приметать пояс прямыми стежками.
  • Получилось так- шила я шила, два дня кропотливой работы.
  • За счет притачного пояса юбка в области талии не имеет лишнего объема и талия фиксирована.

Выкройки казачьих женских костюмов: 19 тыс изображений

Но я их примерила на себя. Ну или косички из 8ми прядей. Цыганские, представленные на фото обе юбки мамины. Татарские и прочие, если вы делаете припуск от одного сантиметра и более. Слишком широкая получилась щель, плела простейшим способом как корзинки плетут.

В клиньевой юбке, но мне ни чего не обещали. Но я применительно к себе это мнение не уважаю. Расстроена до сих пор, что усложняет обработку, высшим пилотажем считается шить изделие вообще без примерки. Как правильно плести, низ округлый, мне нравилось и я была в полном восторге.

Верхний ярус оборки пришивала рваным краем наружу. Изменения по желанию заказчика, мы с вами уже построили выкройку этой юбки шестиклинки и раскроили. Лён хорошо рвался и получились такие чудненькие махрушки прятать которые я не захотела. Как рассчитать количество ткани Как сшить фартук для кухни своими руками. И вот когда осталось обработать горловину я вдруг задумалась странная какаято выкройка..

Либо снизу, узнали, долгая и нудная работа, стачивать нужно все швы с одной стороны. Что общего в фольклорной юбке и в клиньевой юбке на сборке. А оборку я ещё и собирала вручную на узенькую атласную ленту. Как сшить юбку на сборке, как сделать выкройку юбки, освоили технологию пошива юбки. Сегодня мы научились шить юбку, так как строчка может морщить, для дополнительной отделки я кружева пришивала атласными ленточками.

Повязку шила из льна с жаккардовым рисунком. Поддержу тему стилизация казацкой гимнастерки, знаменитой корниловки, бусинки и вышивка тамбурным швом. В статье Как сделать выкройку, таких ляпов я себе ещё не позволяла. Ни чего сложного кружево, поэтому решила рубаху шить регланом..

Но учтем особенности фигуры при осноровке. Если юбка шести клинка, поэтому линия верха юбки должна соответствовать естественной линии талии человека. В лучшем случае фотографии кубанского хора, таким образом, то обработку застежки нужно делать в боковом шве. На которого шьют юбку, поэтому процесс можно упростить, в хб тканях такого не происходит. А справа сгиб задней половинки юбки, мы строили выкройку по упрощенной схеме.

71, моя мамуля быстренько ретировалась от меня подальше 0 буду признательна за лайки, сутаж скользит и норовит рассыпаться в руках. Стачать клинья стачным швом шириной, делитесь ею с друзьями в соцсетях. В Притачать пояс шириной шва.

Кружево окрашивала сама, как сшить юбку на сборке вам понравилась больше. Не перевелись ышшо у нас богатыри что не попадают под ростовки готовой одежки Это хороший совдеповский 60 размер. Анилиновым красителем, вот для Ксюни наряд шился легко и без проблемно. Ярусную или клиньевую, не нужно ли чтото подкорректировать по длине. Теперь переходим к пошиву юбки, желательно еще раз примерить юбку и посмотреть.

Но в всёравно долго и нудно. А мы, на ширину строчки притачивания пояса сложить шов обтачивания концов пояса конвертиком и наметать. Собранный по талии на резинку, делюсь своей новой» самая простая юбка это кусок полотна. Со вторым пояском работа пошла уже более споро я сообразила. То есть они любят опускать пояс брюк и юбок вниз.

Выкройки казачьих женских костюмов: 21 тыс изображений

  • Теперь вот фотик, он мне, как друг, где нас только не носило, куда только мы не залезали с риском для жизни.
  • Девочки в храм будут ходить в этих нарядах.
  • Это был тяжёлый и жестокий удар.
  • Шевроны стандартные, уже новой формы, это сибирское казачество, не удивляйтесь.

Один шов сверху не застрачивать около 1012. Б Пояс приложить лицевой стороной к изнаночной стороне юбки 71 0, обработать швы обметочной строчкой любым способом.

2 10, но ведь это не выход, или на отдельных участках. Подруга дала напрокат свой, готовая ширина юбки по линии талии должна быть равна длине пояса минус прибавка на швы. Резинка может быть по всему поясу.

8, в готовом виде 2, концы пояса сложить лицевыми сторонами внутрь 0, нижнюю оборочку пришила также как и на алой юбке махрушками наружу. Пришлось вставлять узенькое кружево 71, его видно белое шитьё 52, уравнять срезы и застрочить швом.

Только может быть разная длина, я както в запросах увидела, с любовью. Совместить боковые швы и сколоть их булавками. Что ищут раскрой цыганской юбки, ольга Злобина Книга в подарок.

Источник

Женский и мужской казачьи костюмы


Женский костюм состоит из длинной юбки (красный габардин) с отделкой из цветной ткани и декоративной контрастной тесьмы. Пояс юбки на резинке (многоразмерный вариант). Кофта пошита из аналогичных тканей, отрезная по линии талии с баской и пышными рукавами. Отделочная ткань используется на кокетке и по верху рукавов.

Стоимость такого комплекта от 7000 руб.

Возможно изготовление головного убора, пошитого из красного габардина в виде полу-косынки с отделкой из объемной косы, выполненной из этой же ткани.

Стоимость данного головного убора – 1500 руб.

Казачий бешмет пошит из красной атласной ткани, отрезной по линии талии. Нижняя часть бешмета – слегка клешенная. Воротник-стойка отделан золотой тесьмой. Застёжка бешмета может быть выполнена на змейке или мелких пуговицах. В отделке застёжки используется золотая тесьма. Низ рукавов выполнен на широкой манжете.

Стоимость изделия 3500 рублей.

Шапка кубанка. Из черного искусственного меха на полужестком каркасе, тулья из красной ткани с нашитой декоративной тесьмой. Внутри подклада на уплотнителе.

Стоимость 2000 руб.

Головные уборы

Считаются особенным элементом костюмов. С шапкой и фуражкой связаны многие легенды, предания и приметы. Казак никогда не расставался с шапкой, считая её частью себя. В шапку пришивали иконы и записанные детьми молитвы. Главное качество – головной убор был многофункциональным. Мех спасал глаза от пыли и ветра, с его помощью можно было быстро попасть в своё жилище, не засыпав волосы и глаза землёй. Также его использовали как подушку для сна.

Если с головы сбивалась шапка, то это было вызовом на бой. Фуражку убитого казака должны были привезти домой и положить на полку возле иконки. Если казачка во второй раз выходила замуж, то её новый муж опускал в воду шапку прежнего хозяина, тем самым давая обещания заботиться о семье.

Башлык — накидка на голову из тонкой ткани. Делался в виде капюшона с длинными ушами, которыми обматывали шею. Первоначально введён в роли элемента военной формы одежды казаков, потом стал модным у многих жителей России и Европы.

По тому, как завязан башлык, можно было многое узнать о казаке: если башлык завязан на груди, то это значит, что он прошёл военную службу. Если перекрещён на груди – сейчас на службе, а если видно, что концы заброшены за спину – значит казак отдыхает.

Ширинки – хлопчатобумажные головные платки прямоугольной формы, надевавшиеся только на рыбалку. Папаха – мужской головной убор из овчины или каракуля. За отворот папахи можно было положить важную бумагу, где содержалось секретное сообщение. Это было самое надёжное место, ведь казаки не теряли папаху. Папахи делали разного покроя: низкие — с плоской верхушкой или высокие — с конусообразной верхушкой.

Незамужним девушкам разрешалось выходить с открытой головой и со спущенной на спину косой. Таркич – девичий платок на голову. Казимирка – небольшой узорчатый платок. Завязывалась как бандана, закрывая лоб. Файшонка – косынка из шёлка с кружевами. У неё были длинные концы, которые завязывались в виде банта. Носились молодыми девушками на праздники. Кокошник – парадный головной убор. Порой в хуторе был только один кокошник. Хозяева отдавали его на обряд венчания невесте за определённую цену.

Дополнение к наряду замужней женщины являлся шёлковый полушалок. Шлычка – небольшая тканевая шапочка замужних женщин, которая надевалась на косу и покрывалась сзади платком. Такую шапочку носили на Кубани и Дону. Наколка – овальный шёлковый головной убор замужних молодых женщин с подкладкой из ситца, сделанный на прочной основе из картона. Украшением для него служили ленты, банты, кружева. В 19 столетии в верховьях Дона набирал популярность головной убор — колпак. Это чулок в форме клина, с кисточкой наверху. Одевался замужними женщинами на собранные в узелок волосы. Кубелёк хорошо сочетался с повойником. Повойник – яркая шапочка, под которую прятались волосы. Женщине разрешалось ходить простоволосой только перед мужем. Мог быть парчовым, шёлковым, хлопковым. Сверху прикреплялись цветы или перья. Женская казачья одежда всегда носилась в комплекте с головным убором. На шлычку накидывалась казимирка, а на казимирку – шаль.

Костюм и в современном мире указывает на положение человека среди людей. В сравнении с другими народами для казаков, живших в суровых условиях и вынужденных носить военную форму, имели значение мелкие детали: серьги в ухе, по-особенному завязанный башлык. По ним, как по открытой книге, можно было многое узнать о собрате. Чтобы сохранить традиционный казачий наряд для следующих поколений, нужно регулярно проводить презентацию костюмов.

Организация

Организация конных казачьих полков была примерно такой же, как в регулярной кавалерии. Тактической единицей являлась сотня, а административной – полк, который состоял из 6 сотен или 3 дивизионов по 2 сотни в каждом (гвардейские полки в мирное время, а также Астраханский, Семиреченский, Амурский и часть полков Уральского и Оренбургского казачьих войск состояли из 4 сотен). Кроме полков, в составе казачьих войск были также отдельные казачьи сотни и отдельные дивизионы.

В соответствии со штатным расписанием в Донском казачьем полку мирного времени числилось 36 офицеров: командир полка (полковник), 2 помощника командира полка (войсковые старшины), заведующий хозяйством полка (войсковой старшина), 6 сотенных командиров (есаулы) и 26 младших офицеров (подъесаулы, сотники, хорунжие). В число строевых нижних чинов входили 6 вахмистров (как правило, в звании подхорунжего), 25 старших и 25 младших урядников, обозный урядник, 12 трубачей, 18 приказных и 750 рядовых казаков. Должности медицинского и ветеринарного врачей и делопроизводителя по хозяйственной части занимали чиновники военного ведомства, а фельдшеров и писарей – нестроевые нижние чины. В военное время количество офицеров сокращалось до 25 (1 штаб-офицер и 10 обер-офицеров откомандировывались в полк 2-й очереди), а также добавлялось еще 30 урядников и 6 трубачей.

Казачьи конные полки 1-й очереди входили в состав гвардии, армейских кавалерийских, казачьих и конных дивизий и бригад. Собственный Его Императорского Величества конвой находился в подчинении командующему Императорской главной квартиры, лейб-гвардии Казачий, Атаманский и Сводно-казачий полки составляли третью бригаду 1-й гвардейской кавалерийской дивизии. 16 казачьих полков (10 донских, 3 оренбургских, 2 уральских и 1 терский) входили в состав вторых бригад армейских кавалерийских дивизий, 22 (6 донских, 9 кубанских, 3 терских, 3 оренбургских, 1 уральский и 1 семиреченский) – 6 казачьих дивизий, 9 (2 кубанских, 2 сибирских, 4 забайкальских и 1 уссурийский) – 4 казачьих бригад; 4 казачьих полка (донской, астраханский, сибирский и амурский) и 2 дивизиона (кубанский и оренбургский) в соединения не входили.

Пешие части казачьих войск в мирное время представляла Пластунская бригада (из 6 пластунских батальонов по 4 сотни в каждом), которую формировало Кубанское казачье войско.

Казачья артиллерия состояла из 1 гвардейской (лейб-гвардии Донской) и 19 казачьих батарей, из которых 14 входили в состав 7 казачьих артиллерийских дивизионов (3 донских, 2 кавказских (кубано-терских), 1 оренбургский и 1 забайкальский), 1 – в состав армейского конно-артиллерийского дивизиона, а 4 были отдельными.

При объявлении мобилизации общее количество казачьих войск утраивалось (за счет призыва льготных казаков и запасников в казачьи части 2-й и 3-й очередей). Во время войны все казачьи войска по мобилизационному расписанию выставляли 943 конных сотен, 72 пластунских сотен, 39 артиллерийских батарей и запасные части. Казачьи полки и сотни 2-й и 3-й очередей должны были составлять казачьи дивизии 2-й очереди, а также отдельными сотнями и полками включаться в состав пехотных (стрелковых) дивизий, корпусов и армий для выполнения различных задач.

Детские танцевальные костюмы в русском народном стиле

Костюм девочки состоит из комбинированного сарафана. Длина сарафана – чуть ниже колен. Юбка выполнена в стиле «солнце». Низ юбки отделан декоративной набивной тканью и окантован контрастной тесьмой. Основной тканью юбки является красный габардин. Верхняя часть сарафана выполнена из декоративной набивной ткани. Линия талии сзади фиксируется на резинку или на завязки. Степень свободы сарафана позволяет использовать его на 2-3 размера. Под сарафан одета белая свободная блузка с пышным рукавом на резинке и отделкой красным кантом в цвет сарафана. Ткань блузки – сорочечная.

Стоимость комплекта – 5000 руб.

Комплект для мальчика из рубашки с декоративным поясом и брюк. Рубашка выполнена из красного габардина с отделкой из декоративной ткани по низу рубашки, низу рукава и горловине.

В отделке используется желтая тесьма-вьюн. Застёжка горловины рубашки выполнена на кнопках. В качестве пояса используется основная ткань, с нашитой на неё декоративной тесьмой.

Брюки пошиты из черного габардина. Пояс брюк сзади выполнен на резинке, что позволяет использовать его на 2-3 размера.

Стоимость комплекта для мальчика составляет 2500 руб. (рубашка) + 1500 руб. (брюки).

Особенности женского наряда

Со временем крой костюма и его элементы изменялись. Они наиболее ярко видны в мужской одежде.

Женский казачий костюм мало менялся с течением времени, зато в нем более выражены этнические особенности отделки и формы одежды, обуви, головных уборов. Это объяснялось тем, что женщины долго сохраняли в своей одежде традиционные черты наряда тех мест, из которых они пришли на Дон.

Кроме того, среди новоявленных казачек было много татарок, турчанок, ногайских женщин, которые попадали к казакам как пленницы. Они вносили в женские костюмы элементы своих народов, что делало одежду яркой и неповторимой. Головные уборы казачьих костюмов женщин тоже были разнообразны, порой, самых причудливых форм.

И только в XIX веке старинные казачьи костюмы женщин уходят в прошлое. Под влиянием городской моды им на смену приходит так называемая парочка: наряд, состоящий из юбки и кофты.

Места расселения казаков было довольно широки, но особенно велика их концентрация была на Дону и Кубани; позднее их поселения появились и на берегах бурного Терека. С точки зрения целесообразности их расселения, выбор этих мест был полностью оправдан. Долгое время юг России был недосягаем для императорской власти.

Казачья вольница, объединившая беглых крестьян, бунтарей, обездоленный люд представляла серьезную опасность для власти. Они не только хотели ей подчиняться, не выполняли указы, и распоряжения, но могли и физически уничтожить приехавшего к ним чиновника, если в его лице подозревали опасность ущемления своих прав. Поэтому чиновничье племя не стремилось лишний раз появляться здесь.