Звания и знаки различия ввс рф — air force ranks and insignia of the russian federation

Воинские знания. Реформа 1924 года

Ввела в войска персональные воинские звания. Так, в военно-воздушном флоте появилось звание «капитан» — которое присваивалось командирам воздушных судов. За исключением звания «капитан», которого не было в сухопутных войсках, остальные воинские «звания-должности» соответствовали общевойсковым.

С учетом специфики военно-воздушного флота звания военных летчиков были:

  • Командир экипажа (капитан);
  • Командир звена;
  • Зам. комеска (заместитель командира эскадрильи);
  • Комеск (командир эскадрильи);
  • Зам. ком. отдельной эскадрильи;
  • Ком. отдельной эскадрильи;
  • Замкомполка;
  • Комполка;
  • Замкомдива;
  • Комдив;
  • начальник ВВАУЛ (ВВАУШ);
  • начальник ЦБП;
  • зам.ком.авиационного корпуса;
  • ком. авиационным корпусом;
  • зам.ком. воздушной армии;
  • командующий воздушной армией;
  • зам.командующего ВТА, ДА (дальней авиации);
  • командующий ВТА, ДА;
  • зам.командующего ВВС;
  • командующий авиацией Главного командования;

Понятно, что такая сложная система званий-должностей, порождало неудобство в обращении между военнослужащими, а для рядового состава, который в указанный период редко имел даже начальное образование, была совершенно непонятной и сложной для запоминания.

Не смотря на это, система званий-должностей сохранилась вплоть до 1935 года – очередной реформы Красной Армии, в ходе которой были восстановлены существовавшие до революции 1917 года воинские звания (чины).

В 1937 году для курсантов, окончивших военные летные школы, было введено первое офицерское воинское звание – «младший лейтенант авиации». А в 1940 году – звание «генерал авиации».

Характерной особенностью межвоинского обращения в этот период являлось то, что к воинскому званию, обязательно должна была указываться приставка, указывающая на род войск — «авиацию». То есть, при обращении военнослужащий должен был произносить:

— Товарищ младший лейтенант авиации;

— Товарищ майор авиации и т.д.

Окончательно, звания в военно-воздушных силах, упорядочились к 1943 году, когда было учреждено высшее воинское звание «маршал авиации», а в последующем, 1944 году, звание «главный маршал авиации».

Звания «главный маршал авиации» было удостоено 7 летчиков, больше, чем в любом другом роде войск. Первым, в марте 1944 года, оно было присвоено командующему авиацией Красной Армии А.А. Новикову и, в августе 1944 года, командующему АДД (авиации дальнего действия – прообразу стратегической авиации) А.Е. Голованову.

N.B! А.Е. Голованов – единственный военный летчик, который начал службу сразу со звания «подполковник», когда, в феврале 1941 года, был назначен на должность командира 212 полка дальней бомбардировочной авиации. До этого воинского звания не имел, (был шеф-пилотом гражданской авиации). К августу 1944 года, в 40 лет, был удостоен звания «Главного маршала» рода войск. То есть, чуть более, чем за 3 года (41 месяц), он прошел 7 ступеней старших и высших воинских званий.

Служба в ВВС по призыву

Для тех, кто еще только собирается отдать долг Родине – пройти обязательную службу по призыву, и не знаком со структурой Российской Армии, полезно знать, что до 1 августа 2015 года военно-воздушные силы РФ являлись самостоятельным видом войск, имевшим славные боевые традиции и собственный Главный штаб. В результате реформирования (оптимизации) произошло объединение:

  • Военно-воздушных сил (собственно авиации во всём ее многообразии);
  • Войск противовоздушной обороны (ПВО);
  • Войск противоракетной обороны (ПРО);
  • Космических войск.

Объединив в своем составе четыре рода войск, появились воздушно-космические войска (ВКС). Они унаследовали от ВВС военную форму, знамя ВВС (с геральдическими накладками Российской Империи), а так же всю материальную и учебную базу, созданную за годы развития этих войск.

Таким образом, служба в ВВС, в более широком смысле, подразумевает службу в ВКС, точно так же, как для военных моряков, принадлежность к флоту определяется не местом службы (надводные корабли, подводные суда или морская пехота), а принадлежностью к виду вооруженных сил.

Для солдата по призыву высокий статус ВКС (и ВВС в их числе), к сожалению, не несет никаких привилегий, поскольку допуска во время срочной службы к полетам, и даже обслуживанию летательных аппаратов, солдат иметь не будет. Не коснется его, к сожалению, и льготная система вещевого довольствия, которой славятся военно-воздушные силы.

Если во времена поршневой авиации солдаты срочной службы были востребованы, и даже входили в экипажи боевых самолетов, в качестве:

  • стрелков-радистов;
  • наблюдателей;
  • фотографов;
  • некоторых других.

то, согласно Приложения №1 к приказу №290 от 25.05.2008 г. «Перечень должностей летного….» в нем не содержится ни единой должности, которую мог бы замещать солдат службы по призыву (со сроком службы 1 год). Только лица, заключившие контракт, прошедшие специальную подготовку в учебном центра ВВС МО РФ.

Однако, некоторое количество солдат, призванных на службу, имеет шанс вернуться домой в форме с голубыми погонами.

Отбор на службу в ВВС (ВКС) по призыву

Отбор в войска ВВС происходит в военкоматах по месту жительства призывника, на общих основаниях. Критерии отбора – соответствие состояния здоровья требуемой категории годности и отсутствие судимостей (пристрастия к алкоголю или наркотическим веществам).

Поскольку служба предстоит исключительно в наземных службах, более того, не связана с выполнением боевых задач, непосредственно связанных с контактом с противником, требования к призывникам не высокие. Пригодными признаются лица, получившие на ВВК категорию годности «Б 1-3».

Служба в ВВС по призыву

В основном, связана с выполнением хозяйственных обязанностей по обслуживанию наземных сооружений, обеспечивающих функционирование боевой авиации. Вторая группа служащих по призыву – это охрана военных объектов ВВС.

Солдатам, имеющим военно-учетные специальности водителей или связанные с обслуживанием техники, могут претендовать на должности водителей вспомогательной аэродромной техники или работу в мастерских по ремонту вспомогательного оборудования. Денежное и вещевое довольствие солдат ВВС по призыву не отличается от общевойскового.

Действующие знаки различия званий

Внедрение рангов STANAG 2116

17 октября 2019 года Верховная Рада Украины одобрила изменение рангового состава военнослужащих, чтобы соответствовать стандартизации НАТО STANAG 2116. Это изменение будет реализовано с военной реформой 2020 года. Это повлекло за собой отмену звания генерала армии Украины Законом Nr. 680-IX, 1 октября 2020 г.

Сухопутные войска, специальные операции и воздушно-десантные войска

Офицеры

Группа рангов Генералы / флагманы Полевые / старшие офицеры Младшие офицеры Офицер-кадет
 Сухопутные войска Украины
Генерал Генерал Генерал-лейтенант Генерал-лейтенант Генерал-майор Генерал-мэр Бригадний генерал Бригадный генерал Полковник Polkovnyk Підполковник Пидполковник Майор Мэр Капітан Kapitan Старший лейтенант Starshyy Лейтенант Лейтенант Лейтенант Молодший лейтенант Молодой лейтенант Kурсант Kursant

Прочие звания и унтер-офицеры

Группа рангов Старшие сержанты Младшие унтер-офицеры Зачислен
 Сухопутные войска Украины
Головний майстер-сержант Главный майстер-сержант Старший майстер-сержант Starshyy Майстер-Сержант Майстер-сержант Майстер-сержант Штаб-сержант Штаб-Сержант Головний сержант Главный сержант Старший сержант Starshyy Сержант Сержант Сержант Молодший сержант Молодой сержант Старший солдат Starshyy Soldat Солдат Солдат

Воздушные силы

Офицеры

Группа рангов Генералы / флагманы Полевые / старшие офицеры Младшие офицеры Офицер-кадет
 ВВС Украины
Генерал Генерал Генерал-лейтенант Генерал-лейтенант Генерал-майор Генерал-мэр Бригадний генерал Бригадный генерал Полковник Polkovnyk Підполковник Пидполковник Майор Мэр Капітан Kapitan Старший лейтенант Starshyy Лейтенант Лейтенант Лейтенант Молодший лейтенант Молодой лейтенант Kурсант Kursant

Прочие звания и унтер-офицеры

Группа рангов Старшие сержанты Младшие унтер-офицеры Зачислен
 ВВС Украины
Головний майстер-сержант Главный майстер-сержант Старший майстер-сержант Starshyy Майстер-Сержант Майстер-сержант Майстер-сержант Штаб-сержант Штаб-Сержант Головний сержант Главный сержант Старший сержант Starshyy Сержант Сержант Сержант Молодший сержант Молодой сержант Старший солдат Starshyy Soldat Солдат Солдат

Силы флота

Офицеры

Группа рангов Генералы / флагманы Полевые / старшие офицеры Младшие офицеры Офицер-кадет
Знаки отличия на плече
 ВМС Украины
Адмірал Адмирал Віце-адмірал Вице-адмирал Контр-адмірал Контр-адмирал Коммодор Коммодор Капитан I рангу Капитан I ранху Капитан II рангу Капитан II ранху Капитан III рангу Капитан III ранху Капитан-лейтенант Старший лейтенант Starshyy Лейтенант Лейтенант Лейтенант Молодший лейтенант Молодой лейтенант

Военно-морские рейтинги

Группа рангов Старшие сержанты Младшие унтер-офицеры Зачислен
Знаки отличия на плече
 ВМС Украины
Головний майстер-старшина Главный майстер-старшина Старший майстер-старшина Старший майстер-старшина Майстер-старшина Майстер-старшина Штаб-старшина Штаб -старшина Головний корабельний старшина Главный корабельный старшина Головний старшина Главный старшина Старшина 1-ої статти Старшина 1-ой статти Старшина 2-ої статті Старшина 2-ой статти Старший матрос Starshyy матрос Матрос Matros

Корпус морской пехоты, военно-морская авиация и береговые сооружения

Офицеры

Группа рангов Генералы / флагманы Полевые / старшие офицеры Младшие офицеры Офицер-кадет
Знаки отличия на
плече
Генерал Генерал Генерал-лейтенант Генерал-лейтенант Генерал-майор Генерал-мэр Бригадний генерал Бригадный генерал Полковник Polkovnyk Підполковник Пидполковник Майор Мэр Капітан Kapitan Старший лейтенант Starshyy Лейтенант Лейтенант Лейтенант Молодший лейтенант Молодой лейтенант Kурсант Kursant

Прочие звания

Группа рангов Старшие сержанты Младшие унтер-офицеры Зачислен
Знаки отличия на
плече
Знаки отличия на рукаве
Головний майстер-сержант Главный майстер-сержант Старший майстер-сержант Starshyy Майстер-Сержант Майстер-сержант Майстер-сержант Штаб-сержант Штаб-Сержант Головний сержант Главный сержант Старший сержант Starshyy Сержант Сержант Сержант Молодший сержант Молодой сержант Старший солдат Starshyy Soldat Солдат Солдат

Современная структура воинских званий в авиации

В 1957 году, была проведена очередная военная реформа, она в основном, затронула системные преобразования в армейской структуре. Заложила предпосылку к появлению нового рода войск – РВСН, но не затронула системы воинских званий, окончательно сформировавшуюся к 1944 году. Единственным исключением, стало изъятие из воинского обращения к военным летчикам обязательной приставки «авиации». Отныне, всех представителей ВВС следовало называть только по званию, не добавляя «авиации».

В 1984 году Указом ПВС СССР из системы званий военных летчиков были исключены звания: «Маршал авиации» и «Главный маршал авиации». Исключение звания «маршал рода войск» затронуло и другие рода войск. Последним, кому в 1991 году (не смотря на исключение звания из перечня), было присвоено звание «Главный маршал авиации», стал Е.И. Шапошников. Звание было присвоено в связи с назначением на должность Министра обороны СССР.

В настоящее время ВВС входят в структуру военно-космических сил (ВКС). Воинские звания полностью соответствуют званиям военнослужащих сухопутных войск. Младшим званием в ВКС является «рядовой», самым высшим – «генерал армии».

Погоны СССР (1973-1991 гг)

Поскольку видов современных погон достаточно много, для начала немного окунемся в историю, а именно, в семидесятые годы прошлого века, где в рядах вооруженных сил СССР по части погон все было просто и ясно – аксессуары на плечах военнослужащих неофицерского состава были монолитного цвета с соответствующими буквенными обозначениями. Для наглядности перечислим некоторые виды погон:

  • малиновые с буквами ВВ означали принадлежность солдата к внутренним войскам СССР;
  • алые погоны с надписью СА (расшифровывалось это просто – «советская армия») принадлежали служащим мотострелковых войск;
  • красные с надписью СА считались общевойсковыми;
  • зелеными погонами с буквами ПВ располагали солдаты-пограничники;
  • плечевые знаки черного цвета с буквами СА были у танкистов и артиллеристов;
  • голубые погоны с маркировкой СА принадлежали десантникам, а также всем служащим ВВС;
  • синие погоны, украшенные буквами ГБ, носили представители комитета государственной безопасности.

Отдельно стоит выделить погоны военнослужащих ВМФ СССР. Они были черными, однако некоторое время их отличительной особенностью являлось буквенное обозначение флота, в котором служил моряк. Например, маркировки БФ и ТФ расшифровывались как «балтийский флот» и «тихоокеанский флот» соответственно.

Погоны старшего и среднего командного и начальствующего состава РККА (офицерский состав)

ПОЛЕВЫЕ ПОГОНЫ: Поле полевых погон всегда было цвета хаки. Погоны окантовывались (обшивались) по краям, кроме нижнего, цветным суконным кантом. На поле погона нашивался один или два просвета цвета бордо для командного состава и коричневого цвета для начальствующего состава. Соответственно присвоенному воинскому званию, принадлежности к роду войск или службе, на поле погон размещались знаки различия.

На погонах среднего командного состава – один просвет и металлические посеребренные 13-мм звездочки.

На погонах старшего командного состава – два просвета и металлические посеребрённые 20-мм звёздочки.

На погонах командного состава, кроме командного состава пехоты, были установлены посеребренные эмблемы по роду войск, службы.

Эмблемы и звездочки на погонах инженерно-командного состава, интендантской, административной и медицинской службы – позолоченные. На погонах военно-ветеринарного состава звездочки позолоченные, эмблемы – посеребренные.

На погонах – форменные металлические 20-мм пуговицы защитного цвета со звездой, в центре которой серп и молот.

Погоны и знаки различия среднего и старшего начальствующего состава военно-юридической службы полностью соответствовали погонам и знакам различия старшего и среднего командного состава медицинской и ветеринарной служб, но со своими эмблемами.

Погоны военно-административного состава были точно такие же, как и погоны для старшего и среднего начальствующего состава медицинской и ветеринарной служб, но без эмблем.

Данные погоны просуществовали до конца 1946 г., когда техническими условиями ТУ ТК ГИУ ВС № 1486 от 9.10.1946 г. для офицеров Вооруженных Сил, были установлены погоны со срезанной вершиной угла, т.е. погоны стали шестиугольными.

Полевые погоны среднего командного состава на примере мл. лейтенанта артиллерии. Звезда обозначающая звание должна быть серебристой. В данном случае серебрение стёрлось.

ПОВСЕДНЕВНЫЕ ПОГОНЫ: Поле погон командного состава из золотистого шелка или из золотистого галуна. Поле погон инженерно-командного состава, индендантской, медицинской, ветеринарной, военно-юридической и административной служб — из серебристого шелка или серебристого галуна. Погоны окантовывались (обшивались) по краям, кроме нижнего, цветным суконным кантом. Соответственно присвоенному воинскому званию, принадлежности к роду войск или службе, на поле погон размещались знаки различия.

На погонах среднего командного состава – один просвет и металлические золотистые 13-мм звездочки.

На погонах старшего командного состава – два просвета и металлические золотистые 20-мм звёздочки.

На погонах командного состава, кроме командного состава пехоты, были установлены золотистые эмблемы по роду войск, службы.

Эмблемы и звездочки на погонах инженерно-командного состава, интендантской, административной и медицинской службы – позолоченные. На погонах военно-ветеринарного состава звездочки позолоченные, эмблемы – посеребренные.

На погонах – форменные золотистые 20-мм пуговицы со звездой, в центре которой серп и молот.

Погоны и знаки различия среднего и старшего начальствующего состава военно-юридической службы полностью соответствовали погонам и знакам различия старшего и среднего командного состава медицинской и ветеринарной служб, но со своими эмблемами.

Погоны военно-административного состава были точно такие же, как и погоны для старшего и среднего начальствующего состава медицинской и ветеринарной служб, но без эмблем.

Данные погоны просуществовали до конца 1946 г., когда техническими условиями ТУ ТК ГИУ ВС № 1486 от 9.10.1946 г. для офицеров Вооруженных Сил, были установлены погоны со срезанной вершиной угла, т.е. погоны стали шестиугольными.

Повседневные погоны среднего командного состава на примере погон капитана артиллерии. Пуговица должна быть золотистая.

Старший сержант

Чтобы стать старшим сержантом, военнослужащий должен отслужить в звании сержанта минимум 6 месяцев.

Старший сержант занимает должность заместителя командира взвода. В его обязанности входит:

  • обучение солдат и сержантов взвода;
  • поддержание дисциплины;
  • слежение за чистотой помещения;
  • проведение утреннего осмотра;
  • назначение солдат в наряды;
  • доклад командиру о проступках, просьбах, заслугах и нарушениях подчиненных.

Соответствующее корабельное звание — главный старшина.

На погонах у старшего сержанта — одна широкая горизонтальная полоса. Она по размеру немного меньше, чем три полосы сержанта.

Немного истории

Впервые военные звания появились в России в XVI веке, но только в стрелецком войске. Так продолжалось до XVII века, когда появились полки нового строя. В них многие звания были похожи на современные, особенно у старшего и высшего офицерского состава (майоры, полковники, генералы).

После образования Российской империи, в январе 1722 года, Петр I создает табель о рангах. Военные чины в нем соотносятся с придворными и гражданскими с разделением на 14 классов. В табель иногда вносили изменения, но всегда в сухопутных войсках высшим званием оставался генерал-фельдмаршал, а в морских — генерал-адмирал.

Табель существовал до Октябрьской революции. Но звания еще использовала Белая армия в ходе Гражданской войны 1917-1922 гг. В 1935 году в СССР вновь ввели военные ранги. Звания были и новые, и дореволюционные. Наиболее современного вида они достигли к 1984 году. А после развала Советского Союза большинство стран СНГ сохранили эту систему званий с небольшими изменениями.

Звания военных летчиков (военно-технического состава военной авиации) 1935-1939 годы

Не менее сложным было общение между нелетным (техническим) составом, занятым обслуживанием авиационной техники, авиационного вооружения и аэродромной службы. Для военнослужащих, структурно входящих в состав ВВС, но не относящимся к летно-подъемному составу, были установлены собственные звания (по возрастанию):

  • Мл. воентехник;
  • Воентехник 2 ранга;
  • Воентехник 1 ранга;
  • Военинженер 3 ранга;
  • Военинженер 2 ранга;
  • Военинженер 1 ранга;
  • Бригинженер;
  • Дивинженер;
  • Коринженер;
  • Арминженер.

Обязательно было указание приставки «авиации».

Например, к военинженеру 2 ранга, соответствовавшего воинскому званию «майор», следовало обращаться:

— Товарищ военинженер авиации 2-го ранга и т.д.

Некоторые знаки различия в гражданской авиации

9 февраля 1923 года Совет Труда и Обороны СССР принял постановление «Об организации Совета по гражданской авиации», таким образом, в нашей стране появился воздушный флот, в его задачи стала входить перевозка пассажиров, путешествующих по служебным или личным делам, почту и разного рода грузы. Первым маршрутом, по которому могли отправиться авиапассажиры, стала воздушная линия «Москва — Нижний Новгород» протяженностью 420 километров.

В 1932 году в СССР утвердили специальный флаг гражданской авиации, ввели форменную одежду и знаки различия для персонала.

В последующем форменная одежда претерпела множество изменений, вводились новые знаки отличия и различия, которые соответствовали определенному рангу. Так, например, согласно «Правилам ношения форменной одежды работниками гражданской авиации» утвержденным приказом Министерства гражданской авиации СССР в 1977 году были определены знаки различия для высшего, старшего, среднего и младшего начальствующего состава гражданской авиации, всего 16 должностных категорий, отображенных в табеле наплечных знаков различия.

Для обозначения на погонах использовались галуны золотого или серебряного цвета, установленной (широкие, средние и узкие) ширины. После распада Советского Союза, единая форма как таковая, перестала существовать. Появилось много коммерческих авиакомпаний, которые заказывали форменную одежду для своих сотрудников в произвольных местах, так как регламента по ношению формы и в частности, по знакам отличия не стало. Стоить заметить, что во многих странах СНГ те или иные правила были созданы, а вот в России так и не появились…


Погоны гражданской авиации СССР

На сегодняшний день в гражданской авиации РФ нет единой формы пилота, но как бы там не было на законодательном уровне, авиакомпании придерживаются старой международной традиции, идущей еще с пассажирского морского флота. Именно там появились впервые четыре капитанских полосы и три полосы первого помощника. Чаще на рукаве, но иногда и на погоне.

Негласно, авиакомпании стали придерживаться следующих отличий:

— галуны (полоски) на погонах серебряного цвета у наземного персонала, золотистого цвета у летного, летно-подъемного состава и диспетчеров;

— командира воздушного судна можно узнать по 4 галунам, 3 галуна носят его помощник (второй пилот), штурман самолета и бортинженер, 2 галуна у бортпроводников, авиадиспетчеров и представителей авиакомпании.

Я надеюсь, что после прочтения данного материала, когда вы встретите человека в форменной одежде гражданской авиации, по количеству нашивок сможете определить пилота, бортпроводника или технического работника и высказать свое уважение за то, что благодаря этим людям в воздух ежедневно поднимаются сотни самолетов по всей стране, а гражданская авиация всегда была и остается важнейшей составляющей единой транспортной системы Российской Федерации.

Воинские знания. Реформа 1924 года

Ввела в войска персональные воинские звания. Так, в военно-воздушном флоте появилось звание «капитан» — которое присваивалось командирам воздушных судов. За исключением звания «капитан», которого не было в сухопутных войсках, остальные воинские «звания-должности» соответствовали общевойсковым.

С учетом специфики военно-воздушного флота звания военных летчиков были:

  • Командир экипажа (капитан);
  • Командир звена;
  • Зам. комеска (заместитель командира эскадрильи);
  • Комеск (командир эскадрильи);
  • Зам. ком. отдельной эскадрильи;
  • Ком. отдельной эскадрильи;
  • Замкомполка;
  • Комполка;
  • Замкомдива;
  • Комдив;
  • начальник ВВАУЛ (ВВАУШ);
  • начальник ЦБП;
  • зам.ком.авиационного корпуса;
  • ком. авиационным корпусом;
  • зам.ком. воздушной армии;
  • командующий воздушной армией;
  • зам.командующего ВТА, ДА (дальней авиации);
  • командующий ВТА, ДА;
  • зам.командующего ВВС;
  • командующий авиацией Главного командования;

Понятно, что такая сложная система званий-должностей, порождало неудобство в обращении между военнослужащими, а для рядового состава, который в указанный период редко имел даже начальное образование, была совершенно непонятной и сложной для запоминания.

Не смотря на это, система званий-должностей сохранилась вплоть до 1935 года – очередной реформы Красной Армии, в ходе которой были восстановлены существовавшие до революции 1917 года воинские звания (чины).

В 1937 году для курсантов, окончивших военные летные школы, было введено первое офицерское воинское звание – «младший лейтенант авиации». А в 1940 году – звание «генерал авиации».

Характерной особенностьюмежвоинскогообращения в этот период являлось то, что к воинскому званию, обязательно должна была указываться приставка, указывающая на род войск — «авиацию». То есть, при обращении военнослужащий должен был произносить:

— Товарищ младший лейтенант авиации;

— Товарищ майор авиации и т.д.

Окончательно, звания в военно-воздушных силах, упорядочились к 1943 году, когда было учреждено высшее воинское звание «маршал авиации», а в последующем, 1944 году, звание «главный маршал авиации».

Звания «главный маршал авиации» было удостоено 7 летчиков, больше, чем в любом другом роде войск. Первым, в марте 1944 года, оно было присвоено командующему авиацией Красной Армии А.А.Новиковуи, в августе 1944 года, командующемуАДД(авиации дальнего действия – прообразу стратегической авиации) А.Е.Голованову.

N.B! А.Е. Голованов – единственный военный летчик, который  начал службу сразу со звания «подполковник», когда, в феврале 1941 года, был назначен на должность командира 212 полка дальней бомбардировочной авиации. До этого воинского звания не имел, (был шеф-пилотом гражданской авиации). К августу 1944 года, в 40 лет, был удостоен звания «Главного маршала» рода войск. То есть, чуть более, чем за 3 года (41 месяц), он прошел 7 ступеней старших и высших воинских званий.

Звания военных летчиков (военно-технического состава военной авиации) 1935-1939 годы

Не менее сложным было общение между нелетным (техническим) составом, занятым обслуживанием авиационной техники, авиационного вооружения и аэродромной службы. Для военнослужащих, структурно входящих в состав ВВС, но не относящимся к летно-подъемному составу, были установлены собственные звания (по возрастанию):

  • Мл. воентехник;
  • Воентехник 2 ранга;
  • Воентехник 1 ранга;
  • Военинженер 3 ранга;
  • Военинженер 2 ранга;
  • Военинженер 1 ранга;
  • Бригинженер;
  • Дивинженер;
  • Коринженер;
  • Арминженер.

Обязательно было указание приставки «авиации».

Например, квоенинженеру2 ранга, соответствовавшего воинскому званию «майор», следовало обращаться:

— Товарищвоенинженеравиации 2-го ранга и т.д.

Прапорщик и старший прапорщик

Начиная с прапорщика, вместо полос на погонах используют звездочки. У прапорщика — 2 звезды, у старшего прапорщика — 3.

Прапорщиком становятся после окончания специальной школы, минуя сержантские звания. Обучение длится около трех лет. Если до этого была пройдена срочная служба — 6 месяцев.

Должности, которые они занимают, зачастую связаны с имуществом: начальники складов, радиостанций и т.д. Если не хватает офицеров, могут исполнять их обязанности.

Соответствующие корабельные звания — мичман и старший мичман.

С 2009 года существует проект, по которому со временем прапорщиков заменят на сержантов.

Структура званий вооруженных сил и рядовой состав

Звания в войсках нашей страны можно разделить на несколько категорий:

  • Рядовой состав.
  • Младшие офицеры.
  • Старшие офицеры.
  • Высшие офицеры.

Самое низшее звание в современных войсках нашей страны – рядовой. Это звание носят люди, проходящие в войсках срочную службу. Рядовыми военнослужащих армии СССР стали называть после войны, прежде в ходу были термины «красноармеец» и «боец».

Рядовыми запаса могут называть тех граждан страны, которые имеют военно-учетную специальность: медика или юриста. Их называют «рядовой медицинской службы» или, в свою очередь, «рядовой юстиции».

Также рядовыми называют курсантов, которые проходят обучение, чтобы достичь офицерских погон. В течение учебы они могут получать чины, относящиеся к рядовому составу, а, завершив обучение, получить первое офицерское звание.

Лучшие и наиболее опытные из рядовых получают звание ефрейтора. Этот воинский чин имеет право замещать младшего офицера, командующего отделением. Рядовой получает ефрейторское звание за безупречное исполнение своих обязанностей и соблюдение идеальной дисциплины.

Следом за ефрейтором идет звание младшего сержанта. Обладатель этого звания может командовать отделением или боевой машиной. В специальных случаях рядовой или ефрейтор может перед уходом со срочной службы удостоиться назначения младшим сержантом запаса.

Сержант, стоящий выше в служебной иерархии младшего сержанта, тоже имеет право командовать отделением или боевой машиной. Звание ввели в советских вооруженных силах перед войной, в 1940 году. Его обладатели проходили специальную подготовку в своих частях или повышались из наиболее заслуженных младших сержантов. Следующим в структуре наших вооруженных сил стоит старший сержант.

Далее следуют должности старшин, которые были введены в советской армии несколько раньше, чем сержантские – в 1935 году. В сегодняшней армии России старшинами становятся лучшие из числа старших сержантов, которые прослужили в предыдущем звании, минимум, полгода и получили повышение на должность, предполагающую звание старшины.

В пределах своей роты старшина служит начальником для личного состава, состоящего из сержантов и рядовых. Старшина состоит в подчинении офицера, командующего ротой, и может исполнять обязанности командира роты, когда он отсутствует.

С 1972 года советские войска пополнились званием прапорщика, а с 1981 года – старшего прапорщика. Его обладатели, как правило, заканчивают соответствующие профилю военные учебные заведения, у которых нет статуса высших. Прапорщики – помощники младшего офицерского состава.

Расцветки и типы погон

Солдаты, сержанты, старшины

  • Китель и зимнее пальто — нашивные четырёхугольные погоны красного цвета (в ВКС, ВДВ — голубого; в танковых, артиллерийских, зенитно-ракетных, автомобильных, инженерных, топографических, технических, железнодорожных войсках, ракетных войсках стратегического назначения, войсках связи, радиационной, химической и биологической защиты, службе горючего — чёрного цвета).
  • Парадная рубашка (зелёная) — по расцветке аналогичны погонам на парадном кителе, но съёмные шестиугольные с пуговицей золотистого цвета, на которой имеется рельефное изображение герба Российской Федерации.
  • Полевая форма — съёмные погоны-муфты камуфлированного цвета, надеваемые на пятиугольные полевые погоны с пуговицей защитного цвета без герба, имеющей 4 сквозные отверстия для пришивания, вшитые одним краем в полевую форму (за исключением рядового состава, для которого достаточно вшитых в полевую форму погон).

Прапорщики (кроме ВМФ)

  • Китель и летнее пальто — нашивные погоны защитного цвета, по бокам окантовка красного (в ВКС, ВДВ — голубого, в танковых, артиллерийских, зенитно-ракетных, автомобильных, инженерных, топографических, технических, железнодорожных войсках, ракетных войсках стратегического назначения, войсках связи, радиационной, химической и биологической защиты, службе горючего — чёрного) цвета.
  • Парадная рубашка (зелёная) — по расцветке аналогичны погонам на парадном кителе, но без окантовки, съёмные шестиугольные с пуговицей золотистого цвета.
  • Полевая форма — съёмные погоны-муфты камуфлированного цвета.

Офицеры (кроме ВМФ)

  • Парадный китель — нашивные погоны золотистого цвета, по бокам окантовка красного (в ВКС, ВДВ — голубого) цвета.
  • Повседневный китель, зимнее пальто — нашивные четырёхугольные погоны защитного цвета (в ВКС, ВДВ — тёмно-синего), у генералов и маршалов с окантовкой по бокам красного (в ВКС, ВДВ — голубого) цвета.
  • Повседневная рубашка (зелёная), куртка шерстяная, куртка демисезонная, плащ летний — съёмные шестиугольные погоны защитного цвета (в ВКС, ВДВ — тёмно-синего) без окантовки с пуговицей золотистого цвета.
  • Парадная рубашка (белая) — съёмные шестиугольные погоны белого цвета без окантовки с пуговицей золотистого цвета.
  • Полевая форма — съёмные погоны-муфты камуфлированного цвета.

Матросы, старшины и мичманы ВМФ

  • Парадный китель и зимнее пальто — нашивные четырёхугольные погоны с полем из синтетических нитей серо-чёрного цвета с плетением в виде квадратиков в шахматном порядке с окантовкой белого цвета.
  • Парадная рубашка (бежевая для мичманов; для матросов и старшин — не предусмотрена) — по расцветке аналогичны погонам на парадном кителе, но съёмные.
  • Повседневная одежда (матросы, старшины) — погоны с полем из сукна чёрного цвета.

Офицеры ВМФ

  • Парадный китель — нашивные погоны золотистого цвета, по бокам окантовка чёрного.
  • Повседневный китель, зимнее пальто — нашивные четырёхугольные погоны чёрного цвета, у адмиралов с окантовкой по бокам жёлтого цвета.
  • Повседневная рубашка (бежевая) — съёмные шестиугольные погоны бежевого цвета без окантовки с пуговицей золотистого цвета.
  • Парадная рубашка (белая) — съёмные шестиугольные погоны золотистого цвета без окантовки с пуговицей золотистого цвета.

Когда появились звания военных летчиков

Военная авиация, как род войск в России, насчитывает немногим более 100 лет. Она тесно связана с такими «техническими» родами войск, как военно-морской флот и инженерные войска, из числа офицеров и унтер-офицерского состава, которых был сформирован первый отряд военных летчиков, в количестве 12 человек.

Не смотря на то, что первый отряд военных летчиков был сформирован в 1909 году, Высочайший Указ ЕИВ Николая II об образовании воздухоплавательных частей был издан только на следующий, 1910 год. А самостоятельным родом войск, военная авиация стала в 1912 году. В период, до оформления авиации в самостоятельный род оружия, воинские чины были приписаны по ведомствам, в которых они начинали воинскую службу. Соответственно, и звания у них сохранялись прежние. Подавляющее большинство первых военных летчиков имели звания: капитан-лейтенант флота ЕИВ и капитан инженерных войск.

В начале XX века популярным было представление о том, что воздушное пространство представляет собой «пятый» океан – наполненный эфиром. От этого зародилось представление о воздухоплавателях, как о покорителях «воздушного океана». Это повлекло заимствование некоторых понятий из терминологии военно-морского флота. К сожалению, воинских званий это не коснулось. Военные летчики получили такие же звания, как и служащие в других родах войск, в отличие от военных моряков, имеющих собственную систему воинских званий.