Вооружённые силы российской федерации

Содержание

Звания и знаки различия

ВНИМАНИЕ!!! Ввиду того, что эмблемы на погончиках совпадают с эмблемами на погонах, они не приведены.

Российский Императорский флот

Звания Погоны Действие звания Год версии знаков погон
Матрос 2 статьи До 1917 1913
Матрос 1 статьи До 1917 1913
Квартирмейстер До 1917 1913
Боцманмат До 1917 1913
Боцман До 1917 1913
Кондуктор До 1917 1913
Мичман До 1917 1909
Лейтенант До 1917
Старший лейтенант 1907-1917 1909
Капитан-лейтенант 1907-1911 1907
Капитан 2 ранга 1884-1917 1904
Капитан 1 ранга 1884-1917 1904
Контр-адмирал 1884-1917 1904
Вице-адмирал 1884-1917 1904
Адмирал До 1917 1893
Генерал-адмирал До 1917

ВМФ СССР

Звания Знаки различия Действие звания Год версии знаков различия
Погоны Около обшлага
Краснофлотец 1935-1946 1944
Матрос 1946-1991 1980
Старший краснофлотец 1940-1946 1944
Старший матрос 1946-1991 1980
Отделенный командир 1935-1940 1935
Старшина 2 статьи 1940-1991 1944
Старшина 1 статьи 1940-1991 1944
Главный старшина 1940-1991 1944
Старшина 1935-1940 1935
Мичман 1940-1972 / Главный корабельный старшина 1940-1991 1944
Мичман 1971-1991 1980
Старший мичман 1981-1991 1981
Младший лейтенант 1937-1991 1944
Лейтенант 1935-1991 1944
Старший лейтенант 1935-1991 1944
Капитан-лейтенант 1943-1991 1944
Капитан-лейтенант 1935-1943 1943
Капитан 3 ранга 1935-1991 1944
Капитан 2 ранга 1935-1991 1944
Капитан 1 ранга 1935-1991 1944
Флагман 2 ранга 1935-1940 1940
Контр-адмирал 1940-1991 1944
Флагман 1 ранга 1935-1940 1940
Вице-адмирал 1940-1991 1944
Флагман флота 2 ранга 1935-1940
Адмирал 1940-1991 1944
Флагман флота 1 ранга 1935-1940
Адмирал флота 1942-1991 1944
Адмирал флота Советского Союза 1955-1991

ВМФ Российской Федерации

ВНИМАНИЕ!!!

  • Приведенные ниже звания действую с 1991 года и по настоящее время.
  • Год введения настоящих знаков различия — 2010
Звания Знаки различия
Погоны Около обшлага
Матрос
Старший матрос
Старшина 2 статьи
Старшина 1 статьи
Главный старшина
Главный корабельный старшина
Мичман
Старший мичман
Младший лейтенант
Лейтенант
Старший лейтенант
Капитан-лейтенант
Капитан 3 ранга
Капитан 2 ранга
Капитан 1 ранга
Контр-адмирал
Вице-адмирал
Адмирал
Адмирал флота

Звания и знаки различия ВМФ СССР

Указом Президиума Верховного Совета от 15 февраля 1943 г. «О знаках отличия ВМФ СССР» вступили в силу погоны и погоны, ознаменовавшие дебют знаков отличия в стиле Императорского флота России в составе Военно-морского флота СССР. Поскольку у военно-морского флота также были береговые службы, были введены наземные звания, аналогичные Красной Армии и ВВС, с соответствующими знаками отличия для использования личным составом береговой службы. Эти звания также использовались медицинским корпусом и техническими службами ВМФ. Знаки различия в погонах были выполнены на погонах темно-синего цвета (золото на парадной форме только у офицеров).

Морские офицеры и флагманы

Обозначение Офицеры и командиры Флагманские офицеры и главнокомандующий
Плечевой ремень к служебной форме (Sea Duty)
Плечевой ремень к униформе (Sea Duty Engineers)
Знаки отличия на рукавах на форменной куртке
Обозначение ранга Младший лейтенант Лейтенант Старший лейтенант Капитан-лейтенант Капитан 3 ранга Капитан 2 ранга Капитан 1 ранга Контр-адмирал Вице-адмирал Адмирал Адмирал флота ( 1943-1945 ) Адмирал флота ( 1945-1953 )
Эквивалент НАТО OF-1 OF-2 OF-3 OF-4 OF-5 OF-6 OF-7 OF-8 OF-9 OF-10

Военно-морские рейтинги (военно-морская служба)

Обозначение Младшие рейтинги Старшие рейтинги
Погон к служебной форме
Плечевой ремень к служебной форме
Обозначение ранга Моряк Старший моряк Старшина 2 класса Старшина 1 класса Главный старшина Мичман
Эквивалент НАТО ИЛИ-1 ИЛИ-4 ИЛИ-5 ИЛИ-6 ИЛИ-7 ИЛИ-8

Офицеры

Обозначение Офицеры и командиры Генеральные офицеры
Погоны для служебной формы (прибрежные службы, включая морскую пехоту и артиллерию береговой обороны)
Плечевой ремень к униформе (Coastal Engineers)
Погоны к служебной форме (авиация ВМФ)
Погоны для служебной формы (инженеры и технический персонал морской авиации)
Обозначение ранга Младший лейтенант (Младший лейтенант) Лейтенант (Лейтенант) Старший лейтенант (Старший лейтенант) Капитан (Капитан) Майор (Майор) Подполковник (Подполковник) Полковник (Полковник) Генерал-майор (Генерал-майор) Генерал-лейтенант (Генерал-лейтенант) Генерал -полковник (Генерал-полковник)
Обозначение в звании инженера Младший техник-лейтенант (Младший техник-лейтенант) Техник-лейтенант (Техник-лейтенант) Старший техник-лейтенант (Старший техник-лейтенант) Инженер-капитан (Инженер-капитан) Инженер-майор (Инженер-Майор) Инженер-подполковник (Инженер-Подполковник) Инженер-полковник (Инженер-Полковник)
Эквивалент НАТО OF-1 OF-2 OF-3 OF-4 OF-5 OF-6 OF-7 OF-8

Прочие звания

Погоны для обслуживания форменной одежды основная Рядовые и унтер-офицеры наземных служб (прибрежные службы и военно-морская авиация)
Погон к служебной форме (Персонал береговой службы)
Погоны к служебной форме (Личный состав морской авиации)
Погоны к служебной форме (Персонал береговой службы)
Погоны к служебной форме (Личный состав морской авиации)
Обозначение ранга Моряк Старший моряк Младший сержант Сержант Старший сержант Старшина
Эквивалент НАТО ИЛИ-1 ИЛИ-4 ИЛИ-5 ИЛИ-6 ИЛИ-7 ИЛИ-8

Наследница «Палтуса»

Подлодки проекта 636.3 «Варшавянка» — это улучшенный вариант многоцелевых дизель-электрических подлодок проекта 877 «Палтус» (Kilo в классификации НАТО), разработанных в СССР в конце 1970-х годов.

Своё имя «Варшавянка» получила от экспортной версии проекта «Палтус», подлодки которого предполагалось поставлять в страны Варшавского договора. В 1990—2000-х годах упрощённые модификации «Варшавянки» экспортировались в Китай, Индию, Алжир и Вьетнам.

  • Подводная лодка «Магадан» на стапеле завода на торжественной церемонии спуска на воду
  • РИА Новости

Субмарины этого проекта относятся к третьему поколению больших дизель-электрических подводных лодок. Их длина составляет почти 74 м, подводное водоизмещение — 3950 т. Предельная глубина погружения — 300 м. Субмарины «Варшавянка» оснащены дизель-электрической установкой: гребным электродвигателем мощностью около 5,5 тыс. л. с. и двумя дизель-генераторами 30ДГ мощностью 1500 кВт каждый.

Подлодка может развивать надводную скорость до 17 узлов и подводную — 20 узлов. Автономность «Варшавянки» — 45 суток. Без всплытия она может преодолеть 400 морских миль. Экипаж подлодки составляет 52 человека.

Также по теме

Скрытая мощь: как подлодки проекта «Борей-А» укрепляют стратегические возможности ВМФ России

До конца 2021 года Военно-морскому флоту РФ будут переданы две новые атомные подводные лодки — «Князь Олег» проекта «Борей-А» и…

Минобороны РФ отмечает, что субмарины модифицированного проекта 636 имеют более высокую боевую эффективность по сравнению с предыдущими проектами.

«Мировой приоритет кораблей этого класса в области неатомного подводного кораблестроения обеспечивают оптимальное сочетание акустической скрытности и дальности обнаружения целей, новейший инерциальный навигационный комплекс, современная автоматизированная информационно-управляющая система, мощное быстродействующее торпедно-ракетное вооружение», — отмечали в оборонном ведомстве.

Основным ударным вооружением подлодок проекта 636.3 «Варшавянка» являются крылатые ракеты «Калибр-ПЛ». Они имеют низкую радиолокационную заметность и благодаря полёту на сверхмалых высотах могут эффективно избегать обнаружения средствами ПВО.

В 2015 году подлодка проекта 636.3, оснащённая этими ракетами, прошла боевое крещение в Сирии. Субмарина «Ростов-на-Дону» произвела удар «Калибрами» по позициям террористов в провинции Ракка. Это были первые в истории российского подводного флота ракетные удары в условиях реальных боевых действий.

Помимо ракет, лодка оснащается боекомплектом из 18 торпед или 24 мин — в её носовой части расположены шесть 533-миллиметровых торпедных аппаратов.

Войска ПВО Сухопутных войск РФ

В последние десятилетия значительно возросла роль боевой авиации. Самолеты стали быстрее, незаметнее и смертоноснее. Именно поэтому появилась потребность в отдельном роде войск, задачей которого является прикрытие сухопутных сил во время боевых действий или на марше. Войска ПВО Сухопутных сил также обеспечивают прикрытие военных и гражданских объектов в ближнем тылу.

Не следует путать ПВО Сухопутных сил и противовоздушную оборону, которая защищает всю территорию страны – это два разных рода войск.

В задачу ПВО Сухопутных сил входит обнаружение воздушных средств нападения противника на прикрываемые войска и их уничтожение. Кроме того, силы ПВО ответственны за противоракетную оборону на своем участке прикрытия.

Датой рождения ПВО Сухопутных войск можно назвать октябрь 1941 года, именно тогда решением военного командования вся система ПВО была разделена на фронтовую и общую, в задачу которой входила оборона объектов в советском тылу.

На вооружении войск ПВО Сухопутных сил стоят зенитные системы, позволяющие бороться с воздушными целями на всех диапазонах высот и скоростей.

К дальним средствам противовоздушной обороны относятся различные модификации комплекса С-300, которые имеют дальность поражения воздушных объектов до 100 км. К зенитным комплексам, работающим на средних дистанциях, относятся модификации комплексов «Бук» и «Куб». Дальность их поражения составляет около 30 км (у последнего «Бука» — 70 км), высота перехвата новейших модификаций «Бука» превышает 50 км.

К зенитным ракетным комплексам, которые могут уничтожить цели на расстоянии до 30 км, относятся также системы «Тор» (разные модификации) и «Круг». В настоящее время проводится модификация морально устаревших систем «Тор» на более современные.

В войсках ПВО стоят на вооружении также системы ближнего боя, которые позволяют уничтожать воздушные объекты на дистанциях до 10 км. К ним относятся разные модификации зенитного комплекса «Стрела». Есть и переносные зенитные комплексы (ПЗРК), которые можно использовать на сравнительно небольших дистанциях. К ним относятся ПЗРК «Стрела», «Игла» и «Верба». Последний зенитно-ракетный комплекс был принят на вооружение в 2014 году.

Кроме ракетных систем, есть пушечные и ракетно-пушечные зенитные системы («Тунгуска», «Шилка»).

Основной проблемой войск ПВО Сухопутных сил является сильная изношенность основной части вооружения. 50% всех систем находятся в эксплуатации более 30 лет. Модернизация идет слишком медленно.

Будущие офицеры-зенитчики проходят обучение в специализированной академии в г. Смоленске.

Надводная часть

По мнению экспертов, передача ВМФ 40 кораблей различных классов станет серьёзным шагом к укреплению отечественных военно-морских сил.

Похожей точки зрения придерживается и главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский.

«Всё познаётся в сравнении. Если сопоставлять с предыдущими годами, то сейчас есть рост, пусть и не очень значительный. Из негативных моментов можно отметить смещение сроков сдачи фрегата проекта 22350. Пока что это единственный фрегат, который строится в России, единственный надводный корабль океанской зоны», — пояснил эксперт в комментарии RT.

  • Пуск баллистической ракеты «Булава»
  • РИА Новости

Напомним, фрегаты проекта 22350, головным кораблём которого является «Адмирал Горшков», предназначены для поражения надводных и подводных кораблей, конвоев и десантных отрядов, наземных объектов, а также для осуществления противовоздушной, противолодочной и противоракетной обороны кораблей и судов. Всего в рамках проекта 22350 планируется построить десять кораблей.

На сегодняшний день в эксплуатацию сданы два корабля серии: «Адмирал флота Советского Союза Горшков» и «Адмирал флота Касатонов», ещё три корабля планируется построить в течение трёх лет.

Также по теме

«Ценное приобретение для флота»: как новейший корвет «Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов» усилит ВМФ страны

Новейший корвет «Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов» завершил программу государственных испытаний и вошёл в состав…

Как сообщил 13 мая журналистам командующий Северным флотом адмирал Александр Моисеев, очередной фрегат проекта 22350 «Адмирал Головко» пополнит ВМФ в 2022 году.

По словам Виктора Мураховского, пополнение ВМФ кораблями такого класса новых поколений — важная задача отечественного судостроения.

«Надо вводить в строй и те универсальные десантные корабли, которые заложены в Крыму. Роль флота остаётся высокой в обеспечении оборонных интересов государства и свободы мореплавания», — добавил эксперт.

Напомним, год назад СМИ сообщили о контракте Минобороны с керченским судостроительным заводом «Залив» на постройку двух универсальных десантных кораблей-вертолётоносцев проекта 23900, разработанного Зеленодольским проектно-конструкторским бюро.

Корабли получат название «Иван Рогов» и «Митрофан Москаленко». В марте 2021 года стало известно о начале формирования корпусов судов. Корабли будут иметь водоизмещение 30 тыс. тонн и смогут нести по 16 вертолётов.

Как стать морпехом

Родиться морским пехотинцем невозможно, поскольку такая профессия представляет собой не просто сложную работу в тяжелых условиях, но и особое мышление, которое достигается опытом и путем колоссальных тренировок.

Тем не менее, если юношу впечатляют показательные выступления черных беретов, и он проникся гордостью и желанием стать одним из таких бойцов, то при определенном наборе качеств парню не очень долго придется упрашивать военкома отправить его в желаемые войска. Имеется некоторый перечень качеств и показателей, по которому кандидатам отдаются преимущества и право быть направленным для прохождения службы в подразделения морской пехоты:

  • отменное здоровье, категория годности – исключительно «А», кандидат не должен иметь пристрастия к сигаретам и алкоголю, психических расстройств, а также заболеваний, связанных с сердечно-сосудистой системой;
  • набор определенных психологических и нравственных качеств, уверенность, мужество, самообладание, расчетливость и смекалка;
  • превосходная физическая подготовка;
  • наличие разряда, а также завоевание мест в соревнованиях по какому-либо виду спорта, прыжки с парашютом, стрельба, борьба, плавание или бокс.

Если юноша может поставить галочку напротив всех критериев, то у него вполне реальный шанс попасть в подразделение морпехов. Другое дело, что это только начальное тестирование. Чтобы проверить, чего стоит боец, достаточно одного марш-броска, здесь проверяются не только физические, но и моральные качества, поскольку обязательно возникают ситуации, при которых у бойца есть выбор, и при этом в его руках не только собственная жизнь.

Тех же, кто успешно преодолел стартовые испытания, далее ждут ежедневные изматывающие тренировки – ведь морпех в любую секунду должен быть в полной боевой готовности. Марш-броски, тактические учения с выездом на полигон, стрельбы, рукопашный бой, прыжки с парашютом, учебные десантирования в тыл условного врага, внезапные тревоги ночью – все это происходит в непрерывном режиме и делает из юноши не только настоящего мужчину, но и профессионального бойца, обладающего железным характером.

Северный флот России: состав, вооружение

На Северном флоте базируется единственный российский авианосец «Адмирал Кузнецов». Если для российского флота будут построены новые авианосцы, то, скорее всего, их тоже разместят на Северном флоте, который является частью Объединённого стратегического командования «Север».

В настоящее время российское руководство уделяет много внимания Арктике. Этот регион является спорным, к тому же там разведано огромное количество полезных ископаемых. Вероятно, в ближайшие годы именно Арктика станет «яблоком раздора» для крупнейших мировых государств.

В состав Северного флота входят:

  • ТАКР «Адмирал Кузнецов» (проект 1143 «Кречет»);
  • два атомных ракетных крейсера проекта 1144.2 «Орлан», «Адмирал Нахимов» и «Петр Великий», который является флагманом Северного флота;
  • ракетный крейсер «Маршал Устинов» (проект «Атлант»);
  • четыре БПК проекта 1155 Фрегат и один БПК проекта 1155.1;
  • два эсминца проекта 956 Сарыч;
  • девять малых боевых кораблей, морские тральщики разных проектов, десантные и артиллерийские катера;
  • четыре больших десантных корабля проекта 775.

Основной силой Северного флота являются подводные лодки. В их число входят:

  • десять атомных подводных лодок, вооруженных межконтинентальными баллистическими ракетами (проекты 941  Акула, 667БДРМ Дельфин, 995 Борей);
  • четыре атомные подводные лодки, вооруженные крылатыми ракетами (проекты 885 Ясень и 949А «Антей»);
  • Четырнадцать атомных субмарин с торпедным вооружением;
  • восемь дизельных подлодок (проекты 877 «Палтус» и 677 Лада). Кроме того, имеется в наличии семь атомных глубоководных станций и экспериментальная подводная лодка.

Также в состав СФ входит морская авиация, войска береговой обороны и подразделения морской пехоты.

Структура ВМФ

Как и любое военное подразделение, Военно-Морской Флот Российской Федерации имеет уникальную структуру, позволяющую ему действовать не только слаженно, но и быстро. Сегодня ВМФ составляют такие корабли.

Тяжелые атомные крейсеры

Тяжелые атомные крейсеры, принадлежащие к проекту 1144 “Орлан”. Корабли этой серии были выпущены еще в советское время, в период с 1973 по 1989 годы в численности 4 боевых единиц. На сегодняшний день только 3 из них находятся в строю — “Петр Великий”, “Адмирал Нахимов” и модернизированный в 2016 году  “Адмирал Лазарев”. Это единственные в российском ВМФ крейсеры, которые имеют на вооружении энергетические установки ядерного типа.

Крейсеры ракетного типа

Крейсеры ракетного типа, созданные по проекту 1164 “Атлант”. Эти крейсеры еще стояли на вооружении СССР. Сегодня они являются промежуточным звеном между тяжелыми атомными крейсерами, о которых было сказано выше, и миноносцами-экскадронами, созданными по типу “Современный” в ряду проекта 956, носящего кодовое название “Сарыч”.
Рис. 2. Тяжелые атомные крейсеры проекта 1144 «Орлан»Главное положение в морском флоте РФ занимают крейсеры с ракетным вооружением типа “поверхность-земля”:

  • Из 10 запланированных кораблей было построено только 4;
  • В боевой готовности находится только 3;
  • В законсервированном состоянии — 1.

Суда такого типа имеют водоизмещение 11380 тонн. Длина составляет 186 метров, ширина — 20,8 м.

Эсминцы

Эсминцы, созданные в рамках проекта “956 Сарыч” были выпущены в двух модификациях:

  • Первая — суда принадлежащие корпусу с номерами от 1 до 12, обладающие водоизмещением в 7904 тонн при полной комплектации и 6500 при стандартной.
  • Вторая — корабли, относящиеся ко второму корпусу с номерами от 12 до 19. С водоизмещением 8000 тонн при полной загруженности и около 6600 при стандартной.

Максимальная длина составляет 156,5 метра, ширина — 17,2 м. По конструктивной ватерлинии (КВЛ) 145 м в длину и 16,8 м в ширину.

Рис. 3. Сторожевой корабль проекта 01090 «Сметливый»Максимальная скорость составляет 33,4 узла. При скорости в 33 узла такой эсминец может пройти около 1345 миль без дозаправки. Автономность плавания составляет около месяца. Управляют таким гигантом 296 человек, 25 из которых имеют звание не ниже офицерского в мирное время. Во время ведения боевых действий численность экипажа увеличивается до 358 человек, в составе которых 31 офицер.

Большие противолодочные корабли

Большие противолодочные корабли, построенные по проекту “61 Комсомолец Украины”. Производство таких кораблей было начато еще в советское время. Сегодня из 20 построенных в строю находятся лишь один “Сметливый”. Его водоизмещение составляет 4510 тонн, длина — 143, 95 м, ширина — 15,78 м. Оснащен он силовым агрегатом мощностью в 72 000 л.с. Кораблем управляют 266 человек, среди которых 22 офицера. Автономность плавания 10 дней без дозаправки.

Малые ракетные корабли

Малые ракетные корабли 21631 “Буян-М”. На 2018 год активно ведут свою деятельность 7 судов, еще небольшая часть, а именно 5 кораблей, находятся на стадии строения. Обладая водоизмещением в 949 тонн, шириной — 11 м, длиной — 74,1 м, бронированными рубками и иллюминаторами, мощным мотором, способным выдавать 4 x 3,2 МВт, корабль является маневренным и быстрым. Максимальная скорость равняется 25 узлам, а запас хода — 2500 миль при скорости в 12 узлов. Экипаж составляют 52 человека.
Рис. 4. Большие противолодочные корабли проекта 1155 «Фрегат»

Малые ракетные корабли

Малые ракетные корабли, созданные в проекте 1234 “Овод”, выпускались в трех модификациях:

  • 1234
  • 1234Э
  • 1234.1

Рассмотрим подробные характеристики на примере модели 1234. Длина — 59,3 м, ширина — 11,8 м. Мощный мотор на 30000 лошадиных сил позволяет развить скорость в 35 узлов. Управляется корабль при помощи трех винтов с фиксированным шагом. Дальность плавания при максимальной скорости составляет 415 миль. Экипаж состоит из 60 человек, среди них 9 офицеров.

Суда, относящиеся к первому рангу

Классификация кораблей России очень подробна. Выше всех стоят авианосцы. Это крупные надводные корабли особого назначения, основная ударная сила которых заключается в палубной авиации. Они обеспечивает воздушное прикрытие, высадку сил десанта, а также наносят воздушные удары по соединению вражеских суден. Плюс ко всему их используют для транспортировки грузов и людей. Основное вооружение – вертолёты и самолёты, базирующиеся на палубе. Также оборудованы всеми необходимыми средствами обеспечения функционирования и базирования летательных аппаратов.

Следом идут крейсера – боевые надводные корабли, выполняющие задачи вне зависимости от основных сил ВМФ. Ими применяется артиллерийское, ракетное, минно-торпедное, противолодочное оружие и ПВО. Крейсера могут уничтожать суда противников, держать оборону и поддерживать приморские фланги сухопутных войск.

Также к первому рангу относится эскадренный миноносец, основное вооружение которого – ЗРК и ударный ракетный комплекс. Эта классификация кораблей включает в себя и подводные боевые корабли. Они уничтожают суда противника, занимаются проведением разведок, скрытной постановкой минных заграждений. Их вооружение – минно-торпедное и ракетное. Также к 1 рангу относятся противолодочные и десантные корабли.