Противокорабельная ориентация ВМС Польши
Несмотря на весьма недостаточное развитие ВМС Польши, в сравнении с такими членами НАТО, как Германия, Нидерланды или Дания, эта морская страна продолжает стремиться к удержанию определённого контроля над южной частью акватории Балтийского моря, где наш Балтийский Флот, несомненно, занимает ведущее место.
Поскольку производственные и технологические мощности страны не столь велики, а средства ограничены, и не представляется возможной самостоятельная постройка новейших боевых кораблей класса «корвет/фрегат», то ВМС Польши прибегли к модернизации уже стоящей на вооружении серии малых ракетных кораблей (МРК) пр. 151-R, изначально построенных в ГДР на верфи «VEB Peenewerft» (г. Вольгаст) для стран Варшавского договора.
Все три боевых корабля 151-го проекта (Объект 286, 287 и 288) заложены и спущены на воду в летне-осенний период 1990 года специально для ВМС Польши. Той же осенью все корабли были переданы польской верфи «Stocznia Polnocna im. Bohaterow Westerplatte» в Гданьске, где прошли достройку и стали известны, как проект 660/1/2/3 (421 «Orkan», 422 «Piorun» и 423 «Grom»), вошедшие в состав ВМС в период с 1992 по 1995 гг.
3-й ORP серии (423 «Grom»), он оснащён более ранней версией RBS-15Mk2, с применением прямоугольных ТПК
Вплоть до 2006 года корабли не имели практически никакого удельного веса в польском флоте и не могли оказать какого-либо усиления боевой устойчивости корабельных групп ВМС, но безнадёжно устаревающие американские фрегаты класса «Оливер Х. Перри», а также заморозка программы постройки корветов пр. 621 «Gawron», два этих фактора заставили руководство польских ВМС действовать.
При старте RBS-15 Mk3 использует 2 твердотопливных ускорителя
Если изначально корабли проекта 660 по боевому потенциалу и близко не соответствовали даже нашим ракетным катерам проекта 12411М «Молния» (их вооружение было представлено не только более мощными артиллерийскими установками, но и мощным комплексом из 4-х ПКР Х-41 «Москит», способных отправить на дно почти любой НАТОвский фрегат), то, начиная с 2006 года, корабли проходят очередной пункт модернизации, направленной на повышение противокорабельных и радиотехнических возможностей.
В частности, в качестве противокорабельного ракетного комплекса польские инженеры решили использовать шведскую противокорабельную ракету RBS-15Mk2, разработанную , затем они будут полностью заменены на RBS-15Mk3, испытания которой успешно завершились 20 января 2020 года с борта ORP 421 «Orkan», данный корабль укомплектован 2х4 ПУ ПКРК RBS-15 Mk3, остальные 2х2 ПУ (8 и 4 ракет соответственно).
Насколько нам известно, поляки достаточно неплохо разбираются в выборе вооружений, недавнее приобретение 40 тактических КР большой дальности AGM-158A указывает на большие военно-тактические амбиции восточноевропейского государства, и на этот раз они не просчитались. ПКР RBS-15, помимо большой дальности в 200 км, имеет ещё и высокоинтеллектуальную систему наведения в сочетании с достаточно малой радиолокационной заметностью. В «Saab» её классифицируют не только как обыкновенную ПКР, а как многофункциональную тактическую ракету морской и береговой зоны для прорыва ПВО противника.
Кадры решают всё
Также бытует мнение, что шведы были настоящими морскими волками Балтики. Такое суждение во многом породила российская и советская историография применительно к Великой Северной войне.
В действительности же шведы ни при Карле XII, ни при Густаве Адольфе записными мореходами не были, и самые яркие свои победы неизменно одерживали на суше. Их соседи и вечные противники датчане даже дали им весьма хлёсткое прозвище — «свинопасы, лишь по прихоти судьбы узнавшие море».
Адмирала Стёрнхольда тоже нельзя назвать опытным мореходом. Это был сухопутный офицер, сделавший неплохую военную карьеру, в недавнем прошлом — губернатор Дерпта, но, увы, не моряк. Это вполне типичная ситуация тех времён для шведского флота, где высокие назначения давались за преданность, знатность и другие заслуги людям, порой имевшим весьма условное отношение к морю.
Поляки в этом смысле поступили умнее. Номинально морскими силами Речи Посполитой командовал адмирал Вильгельм Аппельманн, однако на момент описываемых событий он не мог исполнять свои обязанности ввиду тяжёлой болезни, поэтому королевские комиссары назначили адмиралом Аренда Дикманна, которому в качестве советников должны были ассистировать командир морской пехоты Ян Шторх и главный артиллерист Герман Витте.
Портрет Аренда Дикманна на юбилейной медали, посвящённой битве (источник фото)
Ни один из них не являлся ни поляком, ни литовцем. Насчёт Аппельманна и Дикманна доподлинно известно, что это были голландцы; Шторх и Витте, судя по всему, тоже. Правда, Аппельманн существенную часть жизни также прослужил в качестве сухопутного офицера, однако Дикманн был опытным моряком и судовладельцем. Таким образом, польские власти сделали ставку на наёмных офицеров из Голландии, признанной «морской» державы того времени.
Предыстория
Путь к морю для поляков проторил король Казимир IV Ягеллончик, в ходе Тринадцатилетней войны 1454–1466 годов разбивший Тевтонский орден, который по условиям мирного соглашения стал вассалом польской короны.
Получив выход к морю, поляки озаботились созданием собственного флота, дабы впредь не полагаться на одних лишь наёмных каперов. Первые попытки в этом направлении в начале 60-х годов XVI века сделал король Сигизмунд Август.
К 1572 году, когда наконец на воду удалось спустить первый галеон королевского флота, расстановка сил на балтийском морском театре поменялась, и опытные датские корсары уже два года подряд драли на лоскуты своих польских визави и торговцев, захватив в общей сложности 45 кораблей.
В том же 1572 году преставился иотец» польского флота король Сигизмунд Август — вместе с ним на тридцать с лишним лет пришлось похоронить и мечту поляков о море
Лишь в 1606 году в Гданьске организовали небольшую эскадру кораблей под флагами с белоснежным орлом для защиты этого стратегически важного порта от шведских кораблей
Рекордный долгострой
Всего ВМС Польши составляют сорок с лишним кораблей. Наиболее новым — вернее, условно новым кораблем польского флота является патрульный корвет Ślązak («Силезец»), бортовой номер 241, флаг на котором был поднят 28 ноября 2019 года. История этого корабля вылилась в скандальный долгострой, продолжавшийся 18 лет. Изначально Ślązak был заложен в рамках программы Gawron II, по которой Варшава намеревалась выделить деньги на семь многоцелевых корветов, предназначенных к 2012 году составить ядро польского надводного флота. Проект разрабатывался в содружестве польских и немецких кораблестроителей, головной корабль Ślązak был заложен в Гдыне 28 ноября 2001 года и планировался ко вводу в строй в 2003 году. Но из-за хронического недофинансирования программу сократили сначала до трех, позже до двух кораблей, а потом и вовсе отменили. Правда, Ślązak, который уже начали строить, 16 сентября 2009 года спустили-таки на воду, да так и забросили.
Производившая работы верфь Stocznia Marynarki Wojennej в 2011-м разорилась, а в феврале 2012 года правительство Польши приняло решение сдать недостроенный Ślązak на металл. Но руководство ВМС Польши и представители польской судостроительной промышленности оказали давление на правительство — и там в 2013-м постановили всё же достроить многострадальный Ślązak, но по значительно упрощенному проекту с сокращенным вооружением. Намеревались сдать корвет флоту к концу 2016-го, но опоздали на два года. На ходовые испытания судно впервые вышло в 2018-м, и только 8 ноября 2019-го подписали приемный акт. При этом «Силезец», который строили так долго и с такими усилиями, отнюдь не супердредноут: водоизмещение 1900 тонн, длина 95,2 м, вооружение в виде 76-мм универсальной артустановки, двух 30-мм и четырех 12,7-мм пулеметов, четыре пусковых установки зенитных ракет Grom.
польша
Патрульный корвет Ślązak
Фото: Global Look Press
До этого в 2017 году первым за 20 лет кораблем польского производства, введенным в состав флота страны, стал тральшик «Корморан». Также в распоряжении Варшавы есть два старых фрегата «Казимир Пулавский» и «Тадеуш Костюшко» (американского типа «Оливер Х. Перри», построенные еще в 70-х), 33-хлетний сторожевой корабль «Кашуб», три ракетных катера «Оркан», «Перун» и «Гром» (вооружены противокорабельными ракетами RBS15 Mk3, обладающими дальностью поражения более 200 км), также находящихся в уже достаточно преклонном возрасте, и три древних подводные лодки. Из них две бывших норвежских субмарины типа «Коббен», построенные еще в 60-х, в нынешнем, 2020 году должны быть утилизированы. Остается одна субмарина «Орёл» (бывшая советская подлодка проекта 877Э «Палтус», в строю с 1986 года), однако если ее срочно не модернизировать, то через два года также придется вывести из эксплуатации. В 2017 году, кстати, на этой субмарине произошел большой пожар.
«Во всем НАТО нет второго такого старого оперативного флота. Это музей под открытым небом. Никто в НАТО не рассматривает флот Польши как оружие, которое можно использовать в чрезвычайной ситуации», — подчеркивает главный редактор польского журнала «Новые военные технологии» Мариуш Сильма. По словам же Мелконова, «американские фрегаты ничего хорошего в польский флот не принесли — и вообще удивительно, что Польша, обладающая прекрасной судостроительной промышленностью, почти все военные корабли пытается закупать за рубежом». По мнению эксперта, это может объясняться разногласиями между высшим руководством страны, министерством обороны, генералитетом и командованием польским флотом.
Также в состав польского флота входят десантные корабли и катера, тральщики, суда обеспечения. Один из этих десантных кораблей, 1754-тонный «Гнезно» постройки 1990 года, в прошлом, 2019-м, попал в нехорошую историю. Участвуя в международных учениях НАТО Baltops-2019, корабль должен был высадить десант на литовский берег Балтики, но пробил себе днище. В корпусе образовалась пробоина, в которую хлынула вода. Конфуз вышел немалый. В Youtube выложили видеоролик с поврежденным кораблем у берега, а завсегдатаи польских соцсетей начали изощряться в насмешках. «Ослы, они уничтожили последний корабль Польши!» «Единственный польский военный корабль затонул… Без боя», «Вероятно, они специально сделали это, чтобы оправдать покупку нескольких новейших авианосцев из США», «Когда я пью, я не плаваю», — ехидно писали поляки. Некоторые отмечали, что польский корабль еще легко отделался, и напомнили о катастрофе норвежского фрегата Helge Ingstad, столкнувшегося в ноябре 2018-го с танкером и затонувшего у родных берегов.
Происхождение
Битва Олива , воевал во время польско-шведской войны , в результате польской победы 28 ноября 1627 года .
Польский флот уходит корнями в военно-морские корабли, которые в основном использовались на главных реках Польши для защиты торговли и коммерции. Во время Тринадцатилетней войны (1454–1466 гг.) Небольшая группа кораблей, которая в основном действовала на реках и озерах, впервые увидела настоящие сражения в открытом море. В битве при Вислинском заливе объединенный польско-прусский флот нанес решительный поражение флоту Тевтонских рыцарей и обеспечил постоянный доступ к Балтийскому морю. Благодаря Второму Торнскому миру (1466 г.) Польша приобрела морской город Данциг , а вместе с ним и средства содержания большого флота на Балтике. В 1561 году, после победы над русским флотом на Балтике, польский флот приобрел второй ключевой порт в Риге на территории современной Латвии .
В то время, как Королевство Польши и Великого княжества Литовского были вовлечены в конфликты в Ливонии , польский король Сигизмунд II Август организовал комиссию море ( Komisja МОРСКА ) , который действовал между 1568 и 1572, а также поддерживает деятельность польских частников , но это встретило сопротивление главного порта Польши, Гданьска (Данцига), который видел в них угрозу для своих торговых операций (см. Ганзейский союз ). Это привело к развитию частного порта в Пуцке . Примерно в начале 17 века Польшей правил Дом Васа , и она была вовлечена в серию войн со Швецией (см. Также Dominium maris baltici ). Польские короли того периода пытались создать надлежащий военно-морской флот, но их попытки неоднократно терпели неудачу из-за нехватки средств в королевской казне (польское дворянство не видело необходимости во флоте и отказывалось повышать налоги на его строительство и Гданьск продолжал противодействовать идее королевского флота). Во время правления Сигизмунда III в Польше самая знаменитая победа флота Содружества произошла в битве при Оливе в 1627 году против Шведской империи во время польско-шведской войны . Победа над шведским флотом обеспечила Польше постоянный выход к Балтийскому морю и заложила основу для потенциальных экспедиций за пределы Европы. Планы по созданию постоянного военно-морского флота провалились вскоре после этого из-за плохо оформленного союза с Габсбургами, которые в 1629 году насильно захватили флот.
Комиссия королевских кораблей ( Komisja Okrętów Królewskich ) была создана в 1625 году. Эта комиссия, наряду с окончательным выделением средств Сеймом в 1637 году, создала постоянный флот Содружества. Владислав IV Ваза , сын и преемник Сигизмунда, вступивший на престол в 1632 году, приобрел 12 кораблей и построил порт для королевского флота под названием Владиславово . Однако флот был полностью уничтожен в 1637 году Данией-Норвегией , несмотря на то, что датчане не объявили войну официально. Поддержка идеи польско-литовского военно-морского флота была слабой, и к 1640-м годам она в значительной степени угасла; остальные корабли были проданы в 1641–1643 годах, что ознаменовало конец флота Содружества. Небольшой флот также был создан Августом II Сильным в 1700 году во время Великой Северной войны . Речь Посполитая, хотя и являлась доминирующей силой в Центральной и Восточной Европе в XVI – XVIII веках, никогда не развивала свой флот в полной мере. Пропорционально небольшая береговая линия Польши и ограниченный доступ к Атлантике никогда не позволяли массово наращивать военно-морские силы до уровня морских великих держав, таких как Королевство Великобритании и Королевство Франция . В Перегородки Польши в конце 18 — го века положило конец возможности независимого польского военно — морского флота.
Достучаться до Трампа
Польше с флотом исторически не везло. Короли Речи Посполитой неоднократно пытались обзавестись сильными ВМС, но в итоге эти ВМС добивались успеха лишь в порядке исключения. Одно из них описывает историк Александр Полубяко:
Вплоть до конца XVIII века, положившего, как известно, предел существованию независимой Польши, флот этой страны неоднократно воссоздавался заново – и снова исчезал: корабли тонули, распродавались, ставились на прикол. По-настоящему польский флот родился лишь в ХХ веке, когда страна вернула себе суверенитет. Поляки получили некоторое количество бывших германских кораблей по итогам Первой и Второй мировых войн, кое-что досталось им от британцев, многое – от СССР. Но нынешняя военно-морская концепция Варшавы естественным образом зиждется на внешнем курсе и политической ориентации страны.
Во многом показателен прошлогодний саммит НАТО в Варшаве. «Задачей минимум для «ПиС» было добиться увеличение численности солдат альянса на своей территории. С задачей справились, надо двигаться дальше — просить у Вашингтона ещё больше войск, достроить базу противоракетной обороны США. Буквально на днях Пентагон подтвердил свои намерения к 2018 году разместить в Редзиково многоцелевой зенитно-ракетный комплекс Aegis Ashore», — напомнил он.
«Неприемлемость для «ПиС» концепции «двухскоростной Европы», ослабление проамериканского блока в ЕС после Брексита заставляют польскую дипломатию искать большую поддержку из-за океана. Варшава рекламирует себя Вашингтону, как восточноевропейский военный фронтир для противостояния «российской угрозе». В рамках этой стратегии Варшава торпедирует основополагающий Акт Россия-НАТО от 1997 года, в соответствии с которым альянс дал обязательства не размещать существенных боевых сил вдоль российских границ на постоянной основе. Параллельно этому модернизируется польская армия, закупаются подлодки. Тем самым руководство республики посылает сигнал новой администрации Белого дома о серьёзности своих намерений. «Не просто, мол, просим чего-то, но сами инвестируем в собственную безопасность». Ведь известно, как нетерпимо Дональд Трамп относится к низким тратам союзников по НАТО», — резюмировал Стариков.
Звания и знаки различия [ править ]
Уполномоченные звания править
Кодекс НАТО | OF-9 | OF-8 | OF-7 | OF-6 | OF-5 | OF-4 | OF-3 | OF-2 | OF-1 |
|
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
военно-морской | ||||||||||
Польское имя | Адмирал | Адмирала флота 1 | Wiceadmirał | Kontradmirał | Командор | Командор поручник | Командор подпоручник | Капитан маринарки | Поручник маринарки | Подпоручник маринарки |
Сокращение | адм. |
адм.фл. |
вадм. |
кадм. |
кмдр |
kmdr por. |
kmdr ppor. |
kpt.mar. |
пор.мар. |
ppor.mar. |
Эквивалент США / Великобритании | Адмирал | Вице- адмирал | Контр- адмирал | Контр- адмирал (нижняя половина)Коммодор | Капитан | Командир | Лейтенант- коммандер | Лейтенант | Лейтенант (младший разряд)подпоручик | прапорщик |
1 введен в 2002 г. |
Старшины и моряки править
Кодекс НАТО | ИЛИ-9 | ИЛИ-8 | ИЛИ-7 | ИЛИ-6 | ИЛИ-5 | ИЛИ-4 | ИЛИ-3 | ИЛИ-2 | ИЛИ-1 |
||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
военно-морской | |||||||||||
Польское имя |
Starszy хорунжий sztabowy marynarki |
Starszy хорунжий marynarki |
Чоржи Маринарки |
Młodszy хорунжий marynarki |
Старши Босман |
Босман |
Босманмат |
Звездный коврик |
Мат |
Старши Маринарз |
Маринарз |
Сокращение | st.chor.szt.mar. |
ул.кор.мар. |
чор.мар. |
mł.chor.mar. |
st.bsm. |
bsm. |
bsmt |
ул. мат |
мат |
ул. мар. |
мар. |
Эквивалент США / Великобритании | Командный мастер Главный старшина | Мастер-старший старшина | Старший старшина | Главный старшина | Старшина первого класса | Старшина второго класса | Старшина третьего класса | Старшина 3-го класса, старший моряк | Моряк | Ученик моряка | Моряк рекрут |
При чём здесь Тридцатилетняя война?
В 1611 году Карлу IХ Шведскому наследовал его сын Густав II Адольф, отличавшийся воинственностью и огромными политическими амбициями. Он активно воевал с Речью Посполитой, в ходе этой борьбы периодически предпринимая попытки захватить Гданьск.
Густав II Адольф
В 20-е годы в центре Европы развернулись поистине эпохальные дела, которые во многом обусловили логику дальнейших событий, а именно — шла Тридцатилетняя война. Истовый лютеранин, Густав Адольф практически с самого начала данного конфликта всерьёз рассматривал возможность участия в нём Швеции. Более того, король-воин планировал убить двух зайцев одним выстрелом и попутно решить и польский вопрос. Чтобы попасть в Германию, где находился основной театр Тридцатилетней войны, Густав хотел высадиться в Пруссии, которая тогда находилась в ленной зависимости от Речи Посполитой, попутно ликвидировав гданьский порт.
С лета 1626 года шведы с переменным успехом пытались блокировать Гданьск с суши и с моря. Двадцать второго мая 1627 года их эскадра вновь подошла к городу — шесть их кораблей задействовали в прямой блокаде, а ещё десять встали на якорь у Геля.
«Без обороны Балтики мы не защитим наше отечество»
Таким образом, для Польши приобретение новых субмарин – не роскошь, но настоятельная необходимость. Ещё в 2012 году тогдашний министр обороны Польши Томаш Семоняк представил план развития ВМС страны до 2030 года. Семоняк понял, что пытаться ремонтировать «старые калоши» и в дальнейшем не никакого смысла – и сделал акцент на покупку кораблей новой постройки. Обновление польского флота будет происходить в три этапа со сроками окончания к 2022, 2026 и 2030 годам. Целью является «получить качественный скачок с ограниченными финансовыми ресурсами».
Предполагается, что 2030 году ВМС Польши полностью обновятся, избавившись от устаревшего хлама. Польские моряки получат четыре новые подводные лодки (первоначально планировалось купить только три), три корабля береговой обороны, три патрульных корабля, три новых тральщика, два спасательных судна, два корабля радиоэлектронной разведки и семь судов обеспечения.
Что касается морской военной авиации, к указанному сроку планируется сохранить десяток самолетов М-28 различных вариантов (из дюжины находящихся сейчас в строю), а также один из четырех поисково-спасательных вертолетов W-3RM. Также планируется закупка шести новых противолодочных и шести поисково-спасательных вертолетов, шести беспилотников (в том числе трёх вертолетного типа для корабельного базирования), десятка современных корабельных противоминных комплексов и двух комплексов ЗРК для ПВО главной базы флота в Гдыне.
«Речь о приобретении как минимум четырех подлодок. Без обороны Балтики мы не защитим наше отечество», — заявил на днях министр обороны Польши Антоний Мачеревич. Правда, при этом он не озвучил ни точных сроков получения подлодок, ни их подробных технических характеристик – уточнив лишь, что новые субмарины «должны быть оснащены не только средствами защиты, но и средствами поражения». Ранее польские военные выражали пожелание, чтобы субмарины вооружили крылатыми ракетами большой дальности типа Raytheon Tomahawk или MBDA SCALP Naval.
Пока что не известна и компания, которой достанется заказ, но ранее сообщалось, что за этот приз состязаются кораблестроительные консорциумы DCNS, TKMS, Fincantieri, Navantia и DSME. А минувшей осенью в прессу просочилась информации, что, скорее всего, лакомый кусок достанется шведской SAAB, а французская DCNS, предложившая версию дизельной подлодки «Скорпен», больше не рассматривается Минобороны Польши в числе основных претендентов на победу. Столь же невысоко оцениваются шансы немецкой TKMS, которая предлагает одну из подводных лодок собственной разработки.
В наибольшей степени Польшу заинтересовал шведский проект А26. Это неатомная субмарина водоизмещением 1900 тонн и с длинной корпуса в 63 метра, её основное предназначение — операции в прибрежных водах. A26 вооружена четырьмя торпедными аппаратами калибра 533 мм и имеет один отсек для дополнительного вооружения
Важно, что субмарина оснащена двигателем Стирлинга (шведы удерживают мировое лидерство в использовании данного вида двигателей для подводного кораблестроения), позволяющей ей выполнять боевые задачи без всплытия для подзарядки аккумуляторов до двадцати суток. Экипаж составляет от 17 до 26 человек
Введение в строй новых субмарин (возможно, поляки получат их уже до конца текущего года) ознаменует первый этап капитальной модернизации флота Польши. В конечном счете Варшава получит относительно небольшой, но достаточно крепкий морской «кулак».
Владимир Веретенников, ВЗГЛЯД
Путин: «Наши спецслужбы работают хорошо»
Ссылки [ править ]
- ^ Юлиуш Бардах, Богуслав Леснодорский и Михал Петржак, Historia panstwa i prawa polskiego (Варшава: Paristwowe Wydawnictwo Naukowe), 1987, с. 231
- Майкл Робертс (27 апреля 1984 г.). . Издательство Кембриджского университета. С. 16–17. ISBN
- Ежи Пертек Polacy на morzach I oceanach: Do Року 1795 , стр. 176
- ^ . Альтаир. Архивировано из на 2012-03-13 . Проверено 17 апреля 2012 .
- ^
- . Новости обороны . Проверено 14 декабря 2014 .
- . Альтаир. Архивировано из на 2012-03-13 . Проверено 17 апреля 2012 .
- . Альтаир. Архивировано из на 2012-03-13 . Проверено 17 апреля 2012 .
- . TVN24.pl . 3 декабря 2014 года . Проверено 14 декабря 2014 .
- . Группа Saab . Архивировано из 24 -го октября 2010 года.
- . defpro.com. Архивировано из на 2012-06-30 . Проверено 17 апреля 2012 .
- . 9 апреля 2017 года . Проверено 8 апреля 2017 .
- . Альтаир. 3 июля 2015 года.
- . 18 декабря 2014 года . Проверено 14 декабря 2014 .
- . www.jednostki-wojskowe.pl . 26 сентября 2018 года . Проверено 26 сентября 2018 .
- Rydzyk | 2012 | www.rczpi.wp.mil.pl, сделано RCZPI | дизайн Patryk. blmw.wp.mil.pl (на польском языке). 26 сентября 2018 года . Проверено 26 сентября 2018 .
- ^ . Wojsko-Polskie.pl (на польском языке) . Проверено 11 декабря 2019 .
- . Wojsko-Polskie.pl (на польском языке) . Проверено 11 декабря 2019 .
- Перри, Дональд (26 апреля 2019 г.). . Flightglobal . Проверено 26 апреля 2019 .
- . Wojsko-Polskie.pl (на польском языке) . Проверено 8 декабря 2019 .
20 век
Торпедный катер ORPМазур, один из первых кораблей ВМС Польши после Первая Мировая Война
Следующий Первая Мировая Война, то Вторая Польская Республика 28 ноября 1918 г., приказом Юзеф Пилсудский, командующий вооруженными силами Польши, основал современный польский флот. Небольшие военно-морские силы были переданы под командование капитана Богумила Новотны в качестве его первого начальника. Первые корабли, в состав которых входило несколько торпедные катера, были приобретены у бывшего Императорского флота Германии.
В 1920-1930-е годы ВМФ Польши прошел программу модернизации под руководством Вице-адмирал Ежи Свирски (Начальник штаба ВМФ) и Контр-адмирал Юзеф Унруг (Руководитель Флот). Ряд современных кораблей был построен в Франция, то Нидерланды, а объединенное Королевство. Несмотря на амбициозные планы (в том числе 2 крейсеры и 12 разрушители) бюджетные ограничения, наложенные на правительство Великая депрессия никогда не позволял флоту расширяться за пределы небольших балтийских сил. Здание одного подводная лодка, ORPОрзел, частично финансировалась за счет публичной коллекции. Одной из основных целей польского флота была защита польского побережья от советских войск
Балтийский флотПоэтому особое внимание уделялось быстрым подводным лодкам, большим и хорошо вооруженным эсминцам и минной войне. К сентябрю 1939 г
польский флот состоял из 5 подводных лодок, 4 эсминцев, больших заградитель и различные более мелкие вспомогательные суда и противоминные корабли. Эта сила не могла сравниться с более крупными КригсмаринеТаким образом была реализована стратегия преследования и косвенного участия.
Вторая Мировая Война
ORP Гром, а Вторая Мировая Война Эсминец ВМС Польши
Вспышка Вторая Мировая Война застали польский флот в состоянии экспансии. Не имея численного превосходства, польское военно-морское командование решило отвести основные надводные корабли в Великобритания присоединиться к военным усилиям союзников и предотвратить их уничтожение в закрытой Балтике ( План Пекина). 30 августа 1939 г. 3 эсминца (ORPБлыскавица, ORPГром, и ORPБурза) отплыл на британскую военно-морскую базу в Лейт в Шотландии. Затем они работали в сочетании с Королевский флот суда против Германии. Также двум подводным лодкам удалось спастись из Балтийское море сквозь Датские проливы в Великобританию во время Польская сентябрьская кампания (один из них, ORPОрзел, сделал смелый побег из интернирование в Таллинн, Эстония, и ехали без карт). Три подводные лодки были интернированы в Швеции, а остальные надводные лодки были потоплены немецкой авиацией.
Во время войны польский флот в изгнании пополнился арендованными британскими кораблями, в том числе двумя. крейсеры (HMS Danae /ORP Конрад, и HMS Dragon /ORP Дракон), семь эсминцев, три подводные лодки и ряд небольших быстроходных судов. Польский флот сражался вместе с Союзник флот в Норвегии, Северном море, Атлантике и Средиземном море, а также помогал в сопровождении Атлантический и Арктические конвои, в котором ORPOrkan погиб в 1943 году. Польские военно-морские корабли принимали участие в тонущий из Немецкий линкорБисмарк, а в высадки в Нормандии в течение День Д. В ходе войны были потоплены один крейсер, четыре эсминца, один минный заградитель, один торпедный катер, две подводные лодки и несколько судов меньшего размера (канонерские лодки, шахтеры и т. Д.); Всего было потеряно 26 кораблей, в основном в сентябре 1939 года. Помимо участия в потоплении БисмаркВМС Польши потопили вражеский эсминец и шесть других надводных кораблей, две подводные лодки и ряд торговых судов.
Послевоенный
ORP Варшава был Кашин-класс управляемый ракетный эсминец.
После Второй мировой войны, 7 июля 1945 года, новое навязанное Советским Союзом коммунистическое правительство возродило польский флот со штаб-квартирой в Гдыня. В коммунистический период польский флот значительно увеличился, в том числе был создан отдельный десантный отряд польских морских пехотинцев. Военно-морской флот также приобрел ряд Советскийкораблей, в том числе 2 эсминца, 2 ракетных эсминца, 13 подводных лодок и 17 ракетных катеров. Среди них был Кило-класс подводная лодка ORPОрзел и модифицированный Кашин-класс ракетный эсминец, (ORPВаршава). Польские верфи производили в основном десантные катера, тральщики и вспомогательные суда. Основная роль Варшавский договор Польский флот должен был контролировать Балтийское море, а также проводить десантные операции вдоль всего побережья Балтийского моря против НАТО силы в Дания и Западная Германия. В распад Советского Союза, то , а падение коммунизма закончилась эта позиция.
Проблемы современного польского флота
Несмотря на свой грозный численный состав, боевые корабли, подводные лодки, самолеты, вертолеты и другое вооружение нуждается в модернизации. Некоторое вооружение прошло эту модернизацию, например, ракетные катера проекта 660, береговые противокорабельные комплексы. Но этого явно недостаточно для выполнения боевых задач на современных морских театрах военных действий.
Да и прошедшая модернизацию техника прошла тернистый путь, прежде чем стала более-менее современной. В чем же причины отсутствия современной техники на флоте Польши? Это:
- Нехватка финансирования. Польша является членом НАТО, но нового вооружения страна от старших собратьев по альянсу в достаточном количестве не получает. Те боевые корабли, которые стоят на вооружении, нуждаются в современных доработках.
- В самой Польше нет производственных и научно-технических возможностей для разработки собственных боевых кораблей. В противном случае они уже давно бы строились или стояли на вооружении. Польша вынуждена обращаться за закупкой таких судов к технологически развитым державам.
- Экономический кризис затормозил и развитие вооружения Польши.
- Ограничения, которые накладывает на страну членство в НАТО. Польша может обратиться за вооружением только к странам-участницам альянса. На закупку вооружения у других стран она вряд ли решится.
Время не стоит на месте. Старое вооружение со временем придется списать, оно не вечно. Польским ВМС нужно искать выход, как модернизировать вооружение и технику. Без решения этой задачи количество военной техники флота постепенно будет сходить на убыль.
Корабли выходят в море
Шведское командование, упорно верившее в успех затеи с блокадой, планировало держать её до декабря, а затем увести корабли в порты Швеции. При этом дела у скандинавов шли едва ли не хуже, чем у польских «блокадников», — пути снабжения то и дело перерезались, продукты питания поставлялись с перебоями. Доходило даже до того, что шведским морякам порой приходилось пить морскую воду, когда польские войска на суше перехватывали инициативу и не позволяли скандинавам высаживаться и пополнять запасы.
Последствия всего этого не замедлили проявиться — по эскадре начали гулять различные болезни, самой страшной из которых была цинга. Поляки, прекрасно знавшие о том, что творится на неприятельских кораблях, решили воспользоваться ситуацией, и 23 ноября на военном совете в Гданьске Дикманн и его помощники приняли решение прорываться с боем. Сам Дикманн в статусе адмирала поднял свой штандарт на Święty Jerzy, а Герман Витте, вице-адмирал и командир второй эскадры, расположил свой вымпел на Wodnik.
Обе флотилии у Гданьска (источник фото)
Утром 28 ноября гданьские дозорные увидели с берега шесть шведских вымпелов, идущих со стороны Геля. Шведы шли против ветра и были вынуждены маневрировать, выполняя частые повороты. При этом адмиральский Tigern и Pelikanen существенно оторвались от других кораблей. Видя, что погода играет ему на руку, Дикманн начал выводить свои корабли навстречу неприятелю.
Первым шёл Król Dawid, за ним — Święty Jerzy и остальные корабли, однако Król Dawid постепенно сбавлял скорость, позволяя флагману выйти вперёд. За ними шли галеон Latający Jeleń и пинка Panna Wodna. Вторую эскадру возглавил Wodnik, за которым следовали Płomień, Arka Noego и Biały Lew.
Могли ли шведы победить?
Узнав о таком исходе сражения, Густав Адольф пришёл в ярость — он не допускал и мысли, что его флот проиграет сухопутной, в общем-то, державе. Но был ли вообще у шведского флота шанс? Сравним шансы на победу, руководствуясь несколькими критериями.
Численность эскадр: десять против шести — Польша стронк!
Вооружение: преимущество, как в количестве орудий, так и в калибрах — на стороне поляков.
Погодные условия: шведы, в отличие от своих противников, были вынуждены идти против ветра, так что и здесь ставим плюсик коронному флоту.
Командирские кадры: опытные голландские офицеры противсухопутного» шведского адмирала явно смотрелись предпочтительнее.
Рядовой состав: приблизительно равный по качеству, однако поляков было больше, и, кроме того, шведские экипажи страдали от болезней, вызванных долгим пребыванием в море.
Ход сражения под Оливой(источник фото)
Итого — 5:0 в пользу Польши. Если рассматривать картину в целом, то шведский флот, без сомнения, был существенно сильнее. Но 28 ноября в одном конкретном месте перевес оказался на стороне поляков, которые, однако, умудрились обстрелять собственные корабли. Таким образом, для флота Речи Посполитой(но не для польской пропаганды) это была скорее ожидаемая победа при явном преимуществе.
Впрочем, мало кто тогда предполагал, что реальные плоды этой победы окажутся крохотными. Даже одно столкновение потребовало колоссального напряжения сил маленького коронного флота и доказало, что на море поляки для шведов всё-таки не соперники. В последующие годы моряки Густава Адольфа вновь заблокировали Гданьск. Польский флот перевели на базирование в Висмар, где он тихонько сгнил, а вместе с ним пошли прахом и все морскиепрожекты» Сигизмунда III.
Но всё же битва при Оливе осенью 1627 года вошла в историю как беспрецедентный эпизодзолотого века» польской истории — времени, когда Речь Посполитая не только былаот можа до можа», но и умела на этом море воевать.
Знаки различия[править | править код]
Адмиралы и офицерыправить | править код
Категории | Адмиралы | Старшие офицеры | Младшие офицеры | |||||||
Польское звание | Admirał | Admirał floty | Wiceadmirał | Kontradmirał | Komandor | Komandor porucznik | Komandor podporucznik | Kapitan marynarki | Porucznik marynarki | Podporucznik marynarki |
Российское соответствие | Адмирал флота | Адмирал | Вице-адмирал | Контр-адмирал | Капитан1-го ранга | Капитан2-го ранга | Капитан3-го ранга | Капитан-лейтенант | Старший лейтенант | Лейтенант |
Подофицеры и матросыправить | править код
Категории | Подофицеры | Mатросы | ||||||||||
† | † | |||||||||||
Польское звание | Starszy chorąży sztabowy marynarki | Chorąży sztabowy marynarki † | Młodszy chorąży sztabowy marynarki † | Starszy chorąży marynarki | Chorąży marynarki | Młodszy chorąży marynarki | Starszy bosman | Bosman | Bosmanmat | Mat | Starszy marynarz | Marynarz |
Российское соответствие | нет | нет | нет | Старший мичман | Мичман | нет | Главный корабельный старшина | Главный старшина | Старшина первой статьи | Старшина второй статьи | Старший матрос | Матрос |