Словарь терминов военного обмундирования

Виды войск

В Древней Руси было три видов войск: пехота, конница, флот. Первоначально появились пехотные войска. Основная их масса – «вои». Уже при князе Святославе Игоревиче воины использовали вьючных лошадей, вместо обоза. Это ускоряло движение войска. Пехота принимала участие во взятии городов, прикрывала тыл. Проводила разные виды работ: инженерного или транспортного характера.

В дальнейшем появилась конница, но конные войска были малочисленны. В десятом веке предпочитали сражаться в пешем бою, постепенно воины становились все более совершенными. Конница помогала отбивать атаки кочевников

С 11 века занимает важное место, становится вровень с пехотой, а позже превосходит пешие войска. В коннице, как и пехоте, были тяжеловооруженные воины

Это защитники с мечами, саблями, топорами, булавами.  Выделялись и быстрые, легковооруженные воины. Они вооружались луком со стрелами, железной булавой или боевыми топорами. Тяжелое и минометное вооружение использовали только пехотные войска.

Флот занимал важную, но не ключевую роль. Применялся лишь в крупных морских походах. В девятом веке на Руси были флотилии, в состав которых входило до двух тысяч судов. Основная их роль – транспортная, на суднах перевозили воинов. Но были и специальные, военные судна, предназначенные для проведения боя. Воинов перевозили на ладьях, на них помещалось до 50 человек. Позже ладьи оборудовали метательными машинами и таранами. На них достраивали палубы, предназначенные для лучников.

Берсерки

Это воители, которые могли осознанно вызвать боевое неистовство. Рыкари-волкодлаки показывали духовную силу, благодаря тому, что они посвятили жизнь богу Одину. Обычно берсерки стояли впереди рядовых воинов и начинали бой. Они недолго находились на поле, пока продолжалось трансовое состояние. После покидали бой, а оставшиеся воины завершали сражение.

Для того чтобы стать рыкарем, необходимо было голыми руками победить зверя: медведя или волка. После победы воин становился берсерком, его все боялись. Такого воина нельзя победить, поскольку в нем живет дух животного. Берсерк наносил 3 – 4 удара, чтобы сразить противника. У рыкаря мгновенная реакция, на несколько шагов опережавшая рядового воина. Во многих старинных текстах берсерков называют оборотнями.

Базовые элементы древнерусского костюма[править]

Базовым элементом является рубаха, она обладает туникообразным покроем, имеет круглый, квадратный или трапециевидный вырез; её цвет и материал может быть любым и зависит только от достатка носителя. В костюме используются две рубахи — нижняя, чаще всего изготовляемая из неокрашенной ткани (но, судя по всему, могли быть и крашеные), и верхняя («вершница»). Верхняя рубаха красится в яркие цвета и обязательно украшена вышивкой на воротнике, рукавах и на подоле — ведь это и красиво, и защита от тёмных сил. Мужская рубаха отличается от женской только длиной и меньшим количеством вышивки, но и мужская, и женская рубахи должны быть подпоясаны, иначе неприлично. Как и в случае с кимоно, пояс завязывался только двумя узлами, а с одним — только на покойниках. На подоле иногда делался разрез для удобства шага. Воротник застёгивался на одну пуговицу, а позднее — на застёжки-разговоры, как на кафтанах. Изначально у мужских рубах воротник был прямой, однако примерно в XI веке под византийским влиянием появляются рубахи с воротником, скошенным в сторону. Большая часть воротников имели разрез слева, и очень редка — справа (например, у далматики XII века, хранящейся в одном из венских музеев также присутствует стоячий ворот, скошенный в сторону). Такие рубахи называются косоворотками и примерно с XV века начинают вытеснять рубахи с прямым воротом и окончательно вытесняют их ориентировочно в XIX-м веке. Воротник-стойка, застёгивающийся на пару-тройку пуговиц, изначально присутствовал лишь на верхних рубахах богачей, но в XIX веке у рубахи-косоворотки появляется он же, застёгивающийся на ряд пуговиц и распространившийся среди всех слоёв населения. Рубахи-косоворотки без стоячего ворота, которые называют голошейками, вышли из употребления в конце XIX-го века.

Второй базовый элемент — штаны-порты, доходившие до щиколотки. Они, как правило, тёмного цвета — коричневого или синего. Чтобы штаны не спадали, их связывают верёвочкой-гашником, однако самые архаичные варианты у славян гашника не имели и оборачивались вокруг бедер. Если мужчина надевает обувь или наматывает на ноге онучи, то штаны заправляются в них. Как и в случае с рубахой, в штаны для удобства зашивается ластовица, но, ясное дело, между штанин. Разреза на штанах нет. Мальчики до восьми-десяти лет штаны не носили. Есть, правда, мнение, что древние русичи, как и в Западной Европе, носили чулки-шоссы, и если с штанами под обувь носили обмотки-онучи, то в случае с шоссами обувь надевалась прямо на них, как и на Западе.

Дружина

Славяне были миролюбивым народом, поэтому древнерусские воины не слишком выделялись на фоне обычных крестьян. На защиту своего дома становились с рогатинами, топорами, ножами и дубинами. Военное снаряжение, оружие появляется постепенно, и оно в большей степени ориентировано на защиту своего владельца, чем на нападение. В X веке происходит объединение нескольких славянских племен вокруг князя Киевского, который собирает подати и защищает подконтрольную территорию от вторжения степняков, шведов, византийцев, монголов. Формируется дружина, состав которой на 30% состоит из профессиональных военных (часто наемников: варягов, печенегов, немцев, венгров) и ополченцев (вои). В этот период вооружение древнерусского воина состоит из палицы, копья, меча. Легкая защита не стесняет движения и обеспечивает мобильность в бою и походе. Основным была пехота, кони использовались как вьючные животные и для доставки воинов к местам сражений. Кавалерия формируется после неудачных столкновений со степняками, которые были отличными наездниками.

Красный

Этот цвет предпочитали в одежде и крестьяне, и бояре. Цвет огня и солнца, символ власти и плодородия. До 33 оттенков красного можно увидеть в традиционных костюмах Руси. Каждый оттенок имел свое название: мясной, червчатый, червонный, багрецовый, кровавый, чермной или кумач.

По одежде можно было определить возраст ее владельца. Наиболее ярко одевались молодые девушки до рождения ребенка. Скромной палитрой отличались костюмы детей и людей в возрасте.

Женский костюм изобиловал узорами. В орнамент вплетали изображение людей, животных, птиц, растения и геометрические фигуры. Преобладали солнечные знаки, круги, кресты, ромбические фигуры, олени, птицы.

Что означал цвет рубахи, как использовался у наших предков

Окраски народных костюмов символичны, их выбор имеет свою историю. Прародители сознательно отдавали предпочтение белому и красному. Второй символизировал радость, красоту и любовь, наполняющую жизнь особым смыслом. Но в основном русская мужская рубаха была белой. В православии этот цвет считался символом торжества духа над плотью.

Почему сорочки для обряда крещения всегда белоснежны? Да потому, что белизна означала очищение души от черноты грехов и готовность к переходу в Царство Небесное

По той же причине наши предки уделяли внимание правильному расположению цветов в одежде. Светлый верх словно приближал к чудесному небу

А нижняя темная часть символически связывалась с землей.

Кавказский пленник (1872)

Кадр из фильма «Кавказский пленник» — Георгий Калатозишвили/Грузия-фильм,1975

Повесть Толстого хоть и написана спустя 50 лет после поэмы «Кавказский пленник», но несомненно имеет отсылку к Пушкину. Двое русских офицеров попадают в плен к горцам по вине одного из них, не прикрывшего спину сослуживцу, но бросившегося бежать прочь. Главный герой всячески пытается сбежать из плена — и в этом ему помогает дочь горца, в сарае которого его держат в заточении. В России считается, что это рассказ для детей и подростков — о войне, о чести и честности, о достоинстве.

Кадр из фильма «Кавказский пленник» — Сергей Бодров (старший)/АО «Караван», 1996

Кроме того, он был не раз переиздан и экранизирован, в том числе в фильме Сергея Бодрова-ст. 1996 года, где действие было перенесено во времена Чеченской войны 1990-х.

Наряд боярынь 17-19 в

Одна из распространенных долгополых одежд простого люда имела название однорядка — по фасону.

Это было общесословное платье для мужчин и женщин. Без ворота, в отличие от охабня, с пуговицами или завязками.
Под длинными рукавами были прорехи для рук. Надевалась поверх зипуна или кафтана.

Однорядка — одежда, сшитая из одного ряда ткани, т. е. не имевшую подкладки. Однорядка играла роль плаща. Шили ее из хлопчатобумажных тканей или шерсти.
Удобная одежда, но царь и в ней усмотрел «социальный» изъян. В указе 1679 г. он повелевал в Московском государстве в охабнях и в однорядках не ходить. С этого времени однорядки остаются только у простолюдинов, а в национальный период постепенно переходят в разряд крестьянского платья.

Слово ферязь (1556) заимствовано из тюркских языков. Оно обозначало богатую и нарядную одежду, без перехвата в поясе и без воротника, с длинными, суживающимися к запястью рукавами. Застегивались ферязи пуговицами или завязывались. Носили их летом и зимой. Зимние делали на меху.
Ферязь была преимущественно парадной одеждой. Ферези носили повсеместно. К середине XVII в. покрой их несколько меняется. Они превращаются в придворную одежду и именуются ферезеями, которые иногда шили с учетом западной моды, короткополые. Царский указ 1679 г. определил ферези как церемониальную одежду особо знатных лиц. В XVIII в. ферези — нарядный крестьянский сарафан, тип платья у простолюдинок.


Свита появилось в праславянскую эпоху, поэтому привычно для многих славянских языков.
В русской письменности употребляется с XI в. как наименование верхней одежды.


Свиткой (не свитой) называли широкое длинное одеяние, которое носили монастырские работники и сами монахи.

За роскошью в выборе ткани не гнались, довольствовались лишь сермяжным грубым сукном. В то же время в Подвинье и Зауралье свитками именуют женскую нарядную одежду.
В национальный период, то есть после XVII в., все круто меняется: свитки для работы надевают мужчины. Ну а потом как-то само по себе так стали называть всю поношенную одежду.

Кафтаны шили из различных тканей: в народе — из холста, сермяги; бояре — из шелка, топкого сукна, бархата и парчи.
Участь всей длиннополой одежды «была решена» в XVII в. до Петра. Простой же народ не знал никаких запретов: носил то, что было удобно.
Считался лишь со временем года и погодой.
Самой дорогой и модной вещью в костюме допетровского времени была .
На Руси изготовили самые крупные пуговицы размером с куриное яйцо.

В то время популярны были -кляпыши в виде удлиненных палочек из серебра с золочением или обвитые шелками или драгоценной проволокой. Все кляпыши имели шарообразную форму.
Пуговицы украшали эмалью, чеканкой и сканью.
Для торжественных случаев использовали пуговицы из крупных просверленных драгоценных камней.

Пуговицы делали из золота, серебра, жемчуга, хрусталя, металлические и плетеные из канители. В старину они так ценились, что каждая пуговица имела свое название. Подчас пуговицы стоили дороже самого платья.
(с)

Обучение и воспитание витязей

Будущего воина профессиональным навыкам обучали «с пелёнок». В четыре года за его обучение брались «дядьки». Дядьками называли определенную воинскую структуру попечительства. Они брали на себя ответственности за обучение, которое походило на воспитание древних спартанцев и проходило через цепочку инициаций и посвящений, вырабатывающих психологическую устойчивость молодого воина.

Одной из важнейших сфер подготовки и выработки психологической устойчивости молодого воина в мирное время являлась охота. Настоящим витязем считался тот, кто убил медведя. Охота считалась проверкой знаний, умений и навыков, а также поддержанием Боевого Духа древнерусского воина. Преодолевая страх и скрывая эмоции, юноша доказывал свою зрелость. С одним ножом он уходил в лес за шкурой медведя. По дошедшим поверьям, одолев разъяренного медведя, юноша превращался в воина-оборотня, как бы вбирая в себя дух убитого зверя. На шею ему вешался амулет из медвежьих когтей. Такая традиция укрепляла выдержку воина, придавая ему сильную психологическую поддержку в любой ситуации.

Наши предки создали действенную систему подготовки и отбора бойцов. Это кулачные бои «стенка на стенку», где каждый чувствовал локоть товарища и придерживался строгих правил (лежачего не бить, кулак не утяжелять и т. п.). Также были всевозможные игрища с использованием военных парусно-весельных судов, на которых формировались и обучались постоянные экипажи. Отсюда удивительная стойкость, которой отличались русские воины.

А ещё, европейские рыцари на балах танцевали «сальтарелло» и «павана», а русские витязи лихо отплясывали под рожки да бубны. Если внимательно присмотреться к их танцам, то можно заметить элементы рукопашного боя, для обучения которому эти танцы и предназначались.

По своему положению и воинской подготовке вооруженные русские витязи практически не отличались от западноевропейских рыцарей. Но они сильно различались по своему мировоззрению и духовно-нравственным основам. Рыцари совершали свои подвиги либо ради внутренних убеждений, либо во славу себя, либо же ради прекрасной дамы. Витязи же защищали свою родную землю. В этом и есть огромная разница между богатырём и рыцарем.

Рубящее, колющее (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

В истории древней Руси огромное значение имеет меч. Он является не только основным видом оружия, но и символом княжеской власти. Применяемые ножи имели несколько видов, они носили названия по месту ношения: засапожные, поясные, подсайдашные. Они применялись наряду с мечом и булавой. Оружие древнерусского воина меняется в X веке, на смену мечу приходи сабля. Ее боевые характеристики русские оценили в боях с кочевниками, у которых и заимствовали форму. Копья и рогатины относятся к наиболее древним видам колющего оружия, которое успешно использовалось воинами в качестве оборонительного и наступательного. При параллельном использовании они эволюционировали неоднозначно. Рогатины постепенно вытесняются копьями, которые совершенствуются в сулицу. Топорами воевали не только крестьяне (вои и ополченцы), но и княжеская дружина. У конных воинов данный вид оружия имел короткую рукоять, пехотинцы (ратники) пользовались топорами на длинных древках. Бердыш (топор с широким лезвием) в XIII – XIV веке становится оружием стрелецкого войска. Позже он преобразуется в алебарду.

Знаменитые воеводы — витязи

Александр Невский (1221-1263)

Александр Невский был князем Новгородским. Также он был великим полководцем и защитником Русской православной церкви. В 1240 году возглавил войско в битве со шведами на реке Неве и в Ледовом побоище с тевтонским рыцарями. Александр Невский был Святым благоверным князем, не проигравший ни одной битвы.

Рюрик (неизв-879)

Согласно истории он стал править в 862-879 гг. Рюрик основал династию Рюриковичей, которая правила русскими землями в течение семи с половиной веков. Рюрик первый русский князь, который основал Древнерусское государство в Новгороде. Вскоре под контролем оказалась вся Северная Русь.

Дмитрий Донской (1350-1389)

Дмитрий I Иванович, получивший прозвище Дмитрий Донской за победу в Куликовской битве в 1380 году, уже в 9 лет стал князем Московским. В 13 лет стал Великим князем Владимирским. Когда Дмитрий Донской стал править, то он объединил русские земли с Московским княжеством.

Также он известен, как основатель белокаменного Московского Кремля. Дмитрий Донской был выдающимся военным начальником, который смог успешно противостоять Золотой орде. Это был самый справедливый и добросердечный правитель.

Владимир I Святославович (прибл. 957-972)

В 988-989 гг. Владимир I, известный как Владимир Святой, ввёл христианство, как государственную религию и первое крещение на Руси.

Христианским символом стал Крест.

Дмитрий Переяславский (1250—1294)

Дмитрий Переяславский — великий князь Владимирский. Он положил конец Тевтонскому ордену на Руси. Также по некоторым данным Переяславский — первый из Северорусских князей, кто сумел одержать крупную победу над ордынцами.

Правление Дмитрия Переяславского было омрачено междоусобной войной, татарскими нашествиями и из-за притязаний младшего брата Андрея Городецкого на трон.

Вещий Олег (неизв-912)

Он правил в 879-912 гг. Был регентом при молодом князе Игоре Рюриковиче. После смерти Рюриковича объединил Новгород, Смоленск и Киев, куда потом перенес столицу государства, положив начало единому Русскому государству.

По русским летописям успешно воевал с Византией, осадил Константинополь. Заключил успешно договор о беспошлинной торговле между Византией и русами. Также заключил договор о возможности найма русов на военную византийскую службу. Из за неясности династического статуса и скудности источников, не был запечатлен должным образом, в отличии от других первых русских князей.

Михаил Воротынский (около 1510-1573)

Воротынский был русским воеводой и боярином родом из князей Воротынских. Составитель первого русского устава сторожевой и пограничной службы. Он был выдающимся полководцем. Стал героем при взятии Казани и битвы при Молодях.

Картина Васнецова «Богатыри»

Виктор Михайлович Васнецов работал над картиной около двадцати лет. 23 апреля 1898 года она была закончена и вскоре куплена П. М. Третьяковым для своей галереи.

Немного истории

Исторические материалы говорят о том, что славяне были относительно слабыми в вопросах военно-технического отношения. Вместо оружия в то время принято было использовать копья, стрелы, топоры. Ситуация немного изменилась в лучшую сторону лишь тогда, когда на территории появились русы. Ученые считают, что в далекие времена этим термином принято было называть воинов, которые пришли на территории Древней Руси с Европы (ее северной части). Именно вместе с руссами появились новые атрибуты вооружения и защиты у древних воинов-защитников.

Археологические раскопки не раз находили даже детские мечи, которые, по-видимому служили игрушками древнерусского населения. К примеру, деревянный меч, ширина которого всего 6 см, а длина 60 см, был найден археологами в Старой Ладоге. Можно сделать вывод о том, что древнерусские воины защитники с раннего возраста знакомили своих детей с основными навыками обороны и защиты. Стоит отметить, что русские воины изначально вели лишь пешие бои, лошадей они считали только как удобное средство для передвижения. Да и лошади, распространенные на то время в Европе, были низкорослыми.

Ученые подтверждают информацию о том, что во второй половине Х века стали распространенными разнообразные конфликты между руссами и  Византией, Хазарским каганатом. В 944 году у князя Игоря уже были союзники, в роли которых выступали печенеги. Именно у представителей этой народности русы начали покупать лошадей, предназначенных для участия в боевых сражениях.

Одежда и амуниция воинов древней Руси

Древнерусским воинам удалось перенять у степняков неплохие навыки боя на лошадях, а также заимствовать одежду и оружие, необходимые для воина–всадника. В то время в обиходе распространились такие слова как сабли, кистени, сумки-ташки, шлемы, кафтаны и т.д. Если говорить о кафтанагах, то для них использовались шерстяные ткани. О шароварах ученые находят упоминания начиная с 10 века. 

В основном, боевые действия древнерусских воинов должны были вестись против всадников, которые были легко вооруженными. Именно этот фактор стал причиной изменения вооружения воинов на более гибкое и легкое. Вот почему европейское оружие русских воинов периода походов на Византию приобрело восточные черты. К примеру, скандинавские мечи превратись в сабли, воины стали использовать лошадей и т.д. Во всем этом можно убедиться, если посмотреть на древнерусский воин картинки.

Доспехи и вооружение древнерусского воина

Пластинчатым доспехом называлась броня, которая состояла из металлических пластин. Такая броня создана была для того, чтобы прикрывать тело воина. Если говорить о пластинах брони, то они могли быть разнообразными: полукруглыми, квадратными, продолговатыми и т.д. На пластинах присутствовали дырки, через которые нитками или ремешками пластины прикреплялись к матерчатой или кожаной основе.

Всадник, защищенный панцирем, мог даже быть без рубящего оружия. Главные оружия для конника – кистень и булава, позволяющие наносить противнику удары во время боевых сражений.

Ближе к 12 веку популярным стал древнерусский шлем со специальной маской-личиной, которая защищала лицо воина от ударов колющего и рубящего характера. Если говорить о масках-личинах, то они имели прорези для глаз и носа, такие воинские атрибуты могли закрывать лицо наполовину или полностью.

Немного истории

Древние рубахи были предельно простыми, не требовали кроя с разрезанием ткани и сшивания деталей. Они напоминали сложенное по длине пополам полотнище с отверстием для головы, которое закреплялось на теле поясной подвязкой. Близкими по звучанию являются два старославянских слова: «рубъ», то есть «полотно» или «рубище». И «руш» – «отрывать». Первые рубашки действительно были оторванными руками кусками домотканого из волокон конопли полотна.

В ходе дальнейшей эволюции материю стали скреплять по бокам. Затем к напоминающему тунику одеянию прибавились широкие прямоугольные рукава. Времена старообрядцев дополнили рубаху язычников небольшим воротником-стойкой, скроенным по косой. Эта особенность определила ее название. Чем косоворотка выделяется из национальной одежды?

Заметной и узнаваемой ее делает смещение влево разреза горловины. Историки полагают, что покрой стойки с асимметричной застежкой не позволяли нательным крестикам выпадать наружу при работе.

Мотивы асимметрии можно встретить и в женских костюмах. Но полотняная косоворотка настолько вошла в повседневный обиход, что стала синонимом для русской мужской рубахи и основной деталью любого костюма. Она бывала рабочей и праздничной в зависимости от богатства отделки и материала. При пошиве традиционно использовались:

  • Льняное полотно – плотное и более тонкое отбеленное.
  • Хлопковые ситцевые ткани.
  • Нарядный коленкор и сатин с глянцевым блеском.
  • Натуральные шелка.
  • Роскошный сверкающий атлас.

По длине рубахи достигали колен и не заправлялись в штаны, а носились на выпуск. Подпоясывались шелковыми шнурами либо ткаными из шерсти кушаками с кистями на концах. По вороту, подолу и запястьям косоворотки непременно украшали вышивкой со значением оберега.

Поверх часто, особенно в доме и в других помещениях, надевалась жилетка. В чем главное отличие рубахи сильного пола от одежды слабого? В том, что в ней сохранились архаичный крой и декор.

Римские доспехи

Римская армия является неким продолжением и развитием идей фаланги. В это время наступает железный век. Боевые доспехи из бронзы и ткани сменяются железными, римские легионы адаптируются под материалы современности. Использование меча в бронзовый век было малоэффективным, так как нужно было подходить вплотную к противнику и ломать строй. Даже отличные мечи бронзового века были очень короткими и малопрочными. Копье было оружием гоплита и многих армий этого времени. В железный же век, меч становится все более прочным и длинным, появляется необходимость в доспехе, который мог эффективно останавливать рубящие удары. Так тяжелый доспех гоплита сменяется кольчугой – lorica hamata. Кольчуга не слишком эффективна против копья, но может остановить рубящий удар меча или топора. Легионы часто сражались с племенами, не имевшими строя как такового, многие 

варварыс севера были вооружены топорами, что делало кольчугу отличной защитой.

С эволюцией кузнечного дела идет и эволюция брони. Lorica segmentata – пластинчатые доспехи, Римских воинов можно было отличить среди многих именно по этой броне. Эти боевые доспехи пришли на смену кольчуге, которая со временем стала неэффективной против германских длинных мечей, которые стали просты и дешевы в изготовлении, что сделало их обычным явлением в армиях племен. Пластины, скрепленные попарно на груди, и пестичные наплечники давали большую защиту, чем кольчуга.

Последней «обновкой» римской армии, уже после рождества Христова, стала lorica sqamata. Чешуйчатые или ламеллярные доспехи часто использовались вспомогательными войсками. Металлические пластины скрепляли внахлест кожаными шнурами или металлическими прутьями, делая доспех похожим на чешую.

Крейцерова соната (1887—1889)

Кадр из фильма «Крейцерова соната» — София Милькина, Михаил Швейцер/Мосфильм, 1987

Эта небольшая повесть вызвала невероятно бурную реакцию в обществе, ей зачитывалась молодежь, но одно время она даже была запрещена к печати царской цензурой. По сюжету муж убивает жену в порыве ревности. Его оправдывают, и через много лет рассказывая об этой истории случайному попутчику, он размышляет, как сильно развращено все общество.

Ему противно, что девушек с юности готовят быть хорошими женами и угождать мужьям, а для юношей считается нормальным предаваться разврату  до брака. Толстой транслирует собственное разочарование в институте брака, его кризис. При том он вообще призывает отказаться от всего плотского, предназначение женщины он видит именно в рождении детей и уходе за ними.

Обувь[править]

  • Лапти, обувь бедняков, особенно крестьян. Первое упоминание о них содержится в Повести временных лет за 985 год (причём сразу в контексте того, что лапти носят бедняки, дескать, стричь дань с побеждённых волжских булгаров, поголовно в сапогах, западло; так что «поидемъ искать лапотниковъ»), а изображаются впервые в миниатюрах XVI века. У русских, финнов, карел и скандинавских народов было косое плетение, а у украинцев, белорусов и прибалтов — прямое.
  • Поршни/моршни или постолы — кожаная обувь, похожая на лапти и изготавливавшаяся из одного куска кожи, через которые продевался шнурок. Стали менее употребительны после монголо-татарского ига. Окончательно были заменены лаптями и сапогами в XIX-начале XX вв., хотя их аналоги у некоторых других славянских народов и не-славян с большим славянским влиянием (румыны, венгры, греки, албанцы, прибалтийские и финно-угорские народы Поволжья) сохранялись до Второй Мировой войны.
  • Онучи, они же обмотки — куски ткани, обматываемые на ступни и голень, поверх которых носились лапти и поршни. Чтобы они не спадали, их привязывали тонкими верёвочками к обуви.
    • Вполне возможно, что вязаные носки русичи тоже знали, о чём свидетельствует находка под Рязанью, датируемая XI-XII веками.
    • Ноговицы — онучи для знати.
  • Сапоги. Вначале у них не было каблуков, и, чтобы не образовывались складки, их перевязывали лентами. Каблуки у русских сапог появляются в XIV в. Их уже не перевязывают, но зато делают остроносыми или с закрученными носками. Особым шиком являлись сапоги из сафьяна — выделанной особом образом телячьей кожи, которая довольно долгое время была исключительно импортной, однако в 1666 г. при хозяйстве царя Алексея Михайловича был открыт первый кожевенный завод, занимавшийся производством сафьяна.
  • Полусапоги — бытовали на рубеже XII-XIII вв.
  • Чоботы — туфли, обувь знати. Согласно этикету Московской Руси, царь имел право ходить только в туфлях (хотя в современном украинском языке это, наоборот, сапоги).
  • Валенки — зимняя обувь, как ясно из названия, свалянная из шерсти. Появились после монгольского нашествия и происходят от «пимов» — шерстяной обуви кочевников Урала и Западной Сибири.

Экипировка витязей

Русь всегда контактировала с европейскими государствами и с восточными империями. Это можно даже ясно увидеть при анализе находок оружия. Защитное оружие стали изготовлять с того времени, как только человек ознакомился с металлом. Впервые упомянуто было об оружии в VIII — IX веках. Полный комплект в то время могли позволить себе только князе, бояре, да дружинники. Но позже, с развитием ремесленного производства, защитное вооружение станет более доступным для воина-витязя.

С конца IX до середины XI веков (очень примерно) были распространены мечи каролингского типа в целом ряде славянских поселков и городов.

Но потом находки мечей сменяются саблями.

Эти сабли попали на Русь вмести с воинами — кочевниками. И они прижились на долгие времена. Семь столетий назад сабли рисовали художники, а сейчас их находят археологи.

На Руси и в Европе главным основным доспехом была кольчуга.

Кольчуга и шлем витязя

Вот только на западе предпочитали кольчуги с длинными рукавами, а витязи с короткими. Позже примерно в XII — XIII веках появились панцирь или пластинчатые доспехи.

Пластинчатые доспехи

Кроме того, на витязи могли использовать и комбинированные доспехи. Они могли быть кольчужными на груди и чешуйчатыми на рукавах и подоле. Так же в доспехах присутствовали такие защитные элементы, как наручи, налокотники и поножи. Важным защитным элементом на был шлем конической формы и круглый щит.

В дальнейшем стали использовать шлемы сфероконической формы с защитой лица и шеи в виде сплетенных колец.

Также изготавливались ценные клинки, булатные мечи и копья.

Дальше развитие доспехов разошлось. В VI-VII века европейский рыцарь сражался длинным мечом и был закован в немецкие латы, а на русские воины защищали родные рубежи восточной саблей и были облачены в доспехи турецкого либо персидского образца.

Существовал у древнерусских витязей и своеобразный культ меча, подобный известным рыцарским традициям Европы. На мече клялись, посылали меч врагу, для того, чтобы объявить войну. Так же на было посвящение юных воинов в мечники. Меч для воина был основным рыцарским ритуалом и основным оружием в бою.

Мужская одежда

Основой народного костюма для мужчин была рубаха или сорочка. В старину её шили из хлопка, льна, шёлка. Рукава одежды сужались к кисти. Они бывали как короткими, так и очень длинными (закрывающими ладони) — это зависело от назначения наряда. В нарядах крестьян рубаха надевалась снизу, а у знати — сверху. Одежда выполнялась в белом, синем или красном цвете. Сверху её подвязывали нешироким поясом.

Нижней частью костюма были штаны — гачи или порты, похожие на современные брюки. Они заправлялись в сапоги или онучи (обёртка на ноги под лапти). Сверху штаны подпоясывались шнуром, верёвкой или специальным поясом.

Мужской костюм был менее богат и разнообразен, чем женский. Его украшали вышивкой или вставками в области воротника и подола.

Поверх сорочки мужчины надевали зипун. Далее верхняя одежда зависела от социального статуса гражданина. Богатые носили поверх кафтан, представители знати дополняли его ферязью, охабнем или однорядкой. Другие виды мужской верхней одежды:

  • опашень — длинный кафтан с широкими рукавами, большим количество пуговиц и меховым воротником, который можно пристегнуть по желанию;
  • терлик — нарядный костюм, по крою похожий на ферязь или халат с короткими рукавами, надевался в торжественных случаях;
  • сермяга — грубый кафтан из толстого необработанного сукна, имеет короткий подол и длинные рукава, застёгивается спереди;
  • вотола — одежда из грубой шерстяной ткани;
  • кожух — тёплый зимний кафтан;
  • корзно — нарядная мантия или плащ для знати, застёгивается у правого плеча;
  • бекеша — меховое пальто с урезанной талией и разрезом сзади, предназначены для езды на коне;
  • епанча — тёплый плащ, защищающий от ветра и снега;
  • шуба — массивная одежда прямого покроя с длинными рукавами и меховым воротником.

Головные уборы

Отличительная черта русского костюма — большое разнообразие головных уборов. Они указывали на возраст, социальный статус, достаток человека. Отличались уборы для незамужних и замужних девушек. Первые были лёгкими и простыми. Они оставляли часть головы и волосы носительницы открытыми. Примеры:

  • ленты;
  • венцы и венки;
  • повязки;
  • обручи;
  • красиво сложенные платки.

Замужние женщины были обязаны полностью покрывать голову и волосы. Они носили такие уборы:

  • кика — шапочка, украшенная двумя рогами или полукруглой фигурой, похожей на лопату;
  • кокошник — нарядный головной убор с высоким щитком надо лбом;
  • повойник — плотная шапочка для повседневного ношения, украшена тесьмой, которая полностью закрывает волосы;
  • сорока — кичка с твёрдым околышем, занижена в области лба и повышена с боков.

Мужчины на Руси надевали тафьи — небольшие круглые шапочки. Поверх них носили обычные шапки, треухи, мурмолки. Тафьи считались обязательным компонентом костюма и не снимались даже в церкви.

Древнерусские головные уборы

Мужские головные уборы

Народ на Древней Руси отдавал предпочтение шапкам. Меховые, валяные, плетеные разных фасонов.
Обычно это были круглые шапки с меховым ободком. Мех использовали любой: овечий, лисий, песцовый. Помимо шапок носили ободки, повязки и войлочные колпаки.

Внимание

Князья носили соболиные тюбетейки. В них было очень тепло, особенно при долгих походах и во время сражений.

Женские головные уборы

i09.fotocdn.net

Головные уборы так же как и древнерусская женская одежд% были разнообразны, красочны и зависили от статуса и материального положения древнерусской дамы.Женщины на Древней Руси предпочитали головные повязки с вшитыми камнями, атласными лентами.

Молодые незамужние девушки могли позволить себе ходить без головного убора. Распускали локоны или заплетали волосы в косу, надевая лишь ленту вокруг головы.Замужние дамы всегда выходили на улицу в головной уборе. Это считалось обязательным условием. Покрывали голову большим разноцветным платком. Он был настолько большой, что мог спускаться до пят.

В холодную зиму носили круглые шапки с пушистым мехом. Славянки любили украшать шапки камнями, узорами. Поверх шапки надевали длинный красивый платок.В помещении, церкви, гостях, женщины не снимали головный убор. Мужчины должны были обязательно снимать шапку, тюбетейку.