Военная форма советской армии времен отечественной войны

Послевоенные годы

С годами советское правительство вернулось к былому образу ученицы. Девочки вновь надели коричневые строгие платья и фартуки. Произошло это в 1948 г. Интересно, что в 1943-1954 годах советских школьниц обучали отдельно от мальчиков. Правда, после от такой системы в СССР отказались.

Форма советской школьницы образца 1948 г. по покрою, цвету и аксессуарам повторяла ту, которую носили ученицы классических гимназий. Ее введение в эпоху Сталина рассматривалось уже не как подражание буржуазному прошлому. Единые платья советских школьниц стали доказательством всеобщего равенства детей.

Эта эпоха отличалась строгостью нравов. Подобное направление в воспитании отразилось и на жизни учебных заведений.

Школьницы советского времени не могли проводить даже самых незначительных экспериментов со своей одеждой. Им строго запрещалось изменять длину и другие параметры платьев. Если же кто-то и решался на это, то администрация учебного заведения строго наказывала «виновную». Свои замечания учителя вносили в дневник советской школьницы, заставляя привести все детали одежды в надлежащий вид. Например, длина платья девочки не должна была иметь сильных отличий от негласно установленной «нормы», согласно которой колени ученицы не должны были открываться даже в тех случаях, когда она находилась в положении сидя. Несколько позже, с приходом «оттепели», подобная «норма» становилась все более свободной.

Интересно, что в сталинскую эпоху формальным требованиям должна была отвечать и прическа школьницы. Если девочки хотели иметь стрижку, то она допускалась лишь самая простая. В большинстве случаев волосы заплетались в косы. Стягивать локоны в хвосты было запрещено. Не приветствовались и распущенные длинные волосы. Считалось, что подобная прическа негигиенична. Причем в косу в 40-е-50-е годы обязательно должен был быть вплетен непрактичный и маркий атласный бант.

Однако стоит отметить, что строгий контроль над ношением принятой в государстве школьной формы осуществлялся далеко не везде. Например, в деревнях ученицы не носили ее из-за отсутствия нужных средств у родителей на пошив или покупку унифицированного платья. Тем не менее требования опрятности и аккуратности никто в сельской местности не отменял.

Хрущевская «оттепель»

Вместе с окончанием эпохи Сталина в школьной одежде произошли некоторые изменения. Однако коснулись они лишь костюмов для мальчиков, которые стали не такими военизированными. В одежде школьницы СССР (фото представлено ниже) ничего не изменилось.

Помимо требований к форме сохранились и указания, касающиеся внешнего вида и прически девочки. В случае несоблюдения положенных правил классный руководитель мог публично сделать своей ученице замечание и потребовать прихода ее родителей в школу на беседу. Сохранился также и категорический запрет на украшения и косметику. Однако стало разрешено использовать какие-либо неформенные вещи, например, кофточки, надетые поверх школьного платья.

Школьная форма в СССР « Ностальгия по советскому

В Россию школьная форма пришла из Англии в 1834 году. До 1917 года форма гимназистов была привилегированной одеждой, т.к. учились в гимназиях дети не бедные. Такая форма была предметом гордости! В 1836 году даже появился свод правил, касающихся цвета и фасона.В 1917 году форма была отменена, по официальным сведениям, как пережиток буржуазного прошлого, а фактически из-за бедности населения, которое просто одежду не могли себе позволить купить, не то что форму.Вновь школьная форма появляется в 1948 году, причем по всем параметрам она напоминала ту, буржуазную.

Школьная форма СССР

В СССР школьная форма несколько раз менялась. Существовало несколько моделей. У девочек — классическое коричневое платье с чёрным (повседневным) или белым (для торжественных мероприятий) фартуком, завязывавшимся сзади на бант.

Платья были скромно украшены кружевными воротничками и манжетами. Ношение воротника и манжетов было обязательным. В дополнение к этому девочки могли носить чёрные или коричневые (повседневные) или белые (парадные) банты. Банты других цветов по правилам не допускались. (В целом, форма для девочек мало чем отличалась от дореволюционного образца).

Школьная форма СССР

Кроме того, после войны было введено раздельное обучение, от которого через несколько лет, правда, отказались.Строгость нравов эпохи Сталина распространялась, разумеется, и на школьную жизнь. Самые незначительные эсксперименты с длиной или иными параметрами школьной формы сурово карались администрацией учебного заведения.

Даже причёска должна была отвечать требованиям пуританской морали — «модельные стрижки» до конца 50-х годов были под строгим запретом, не говоря уже об окраске волос. Девочки обязательно носили косы с бантами.Школьную форму эпохи И. В. Сталина можно увидеть в фильмах «Первоклассница», «Алёша Птицын вырабатывает характер» и «Васёк Трубачёв и его товарищи»Оттепель«Потепление» режима не сразу сказалось на демократизации школьной формы, однако, это всё-таки произошло.Покрой формы стал более тождествен тем направлениям моды, которые имели место в 1960-х. Правда, повезло только мальчикам. У мальчиков с середины 1970-х серые шерстяные брюки и курточки были заменены на брюки и куртки из полушерстяной ткани синего цвета.

Школьная форма СССР

Покрой курток напоминал классические джинсовые куртки (в мире набирала обороты так называемая «джинсовая мода»).На боковой части рукава была нашита эмблема из мягкого пластика с нарисованным открытым учебником и восходящим солнцем.Школьников конца 1960-х мы можем видеть в культовом фильме «Доживём до понедельника» (История создания фильма).В начале 1980-х была введена форма для старшеклассников. (Такую форму начинали носить с восьмого класса). Девочки с первого по седьмой класс носили коричневое платье, как и в предыдущий период. Только оно стало ненамного выше колен.У мальчиков брюки и куртка заменялись на брючный костюм. Цвет ткани был по-прежнему синий. Также синей была эмблема на рукаве.

Школьная форма СССР

Очень часто эмблему срезали, так как она выглядела не слишком эстетично, особенно по прошествии некоторого времени — краска на пластике начинала стираться.Для девочек в 1984 году был введён костюм-тройка синего цвета, состоящий из юбки-трапеции со складками спереди, пиджака с накладными карманами и жилетки. Юбку можно было носить либо с пиджаком, либо с жилетом, либо весь костюм сразу. В 1988 году для Ленинграда, районов Сибири и Крайнего Севера было разрешено ношение синих брюк в зимнее время.

В некоторых союзных республиках фасон школьной формы немного отличался, также как и цвет. Так, на Украине школьная форма была коричневого цвета, хотя не запрещалась и синяя.Именно эта форма для девочек способствовала тому, что они начинали рано осознавать свою привлекательность. Плиссированная юбка, жилет и главное — блузки, с которыми можно было экспериментировать, превращали практически любую школьницу в «юную даму».

Обязательным дополнением к школьной форме, в зависимости от возраста ученика, были октябрятский (в начальных классах), пионерский (в средних классах) или комсомольский (в старших классах) значки. Пионеры должны были также обязательно носить пионерский галстук.Помимо обычного пионерского значка существовал особый вариант для пионеров, активно занимающихся общественной работой. Он был немного больше обычного и на нём была надпись «За активную работу».

Школьную форму 1980-х можно увидеть, например, в фильмах «Гостья из будущего» (История создания фильма) и «Приключения Электроника» (История создания фильма)

Разместить заметку:

Школьный этап

Те навыки «строителя коммунизма», которые ребенок начинал получать в детском саду, успешно развивались и в дальнейшем. Став школьником, он оказывался на уроках, которые были практически пропитаны идеологией советского государства. Таковой была в те годы методика преподавания.

Первое, что видели бывшие детсадовцы в школе, – портреты Ленина. Имя вождя было указано и в предисловии к букварю рядом со словами «мама» и «Родина». Это довольно сложно представить себе современным детям. Поверить в то, что слово, обозначающее самого близкого человека, в прошлом ставилось рядом с именем вождя революции, сейчас просто невозможно. А в те годы подобное являлось нормой, в которую дети свято должны были верить.

Еще одной особенностью советского воспитания являлось массовое участие школьников в детских организациях. Все они, за самым редким исключением, были вначале октябрятами, а после – пионерами и членами ВЛКСМ. Для детей описываемой эпохи это было очень почетно. Способствовала этому уже сама атмосфера церемонии принятия в эти организации. Происходила она на торжественной линейке, где детей, одетых в парадную форму, поздравляли родители, учителя и приглашенные гости. Немалая роль отводилась и атрибутике в виде нагрудных значков, пионерского галстука, знамени дружины и флага отряда.

Помимо этого, школьников постоянно приучали к ударному труду в будущей для них взрослой жизни. С этой целью проводились дежурства в классе, сборы металлолома и макулатуры, а также обязательные субботники, во время которых убиралась придомовая территория. Такие мероприятия призваны были воспитать в детях уважение к труду в коллективе. Стоит отметить, что подобная педагогическая тактика воспринималась учениками позитивно, являясь для них неким разнообразием в школьном быту.

Говоря о советском воспитании, не стоит делать акцент лишь на одних идеологических догмах. Система педагогики в СССР была довольно многогранной, несмотря на то что на первый взгляд преследовала цель воспитать из ребенка послушный “винтик”. К тому же в разные периоды педагогическое воздействие на детей было совершенно различным. И это становится понятным, если рассматривать, например, воспитание девочек в период с 1970-1980-е годы. С одной стороны, советский ребенок, так сказать, не имел пола. Ведь пестование и образование было абсолютно одинаковым и для мальчиков, и для девочек. Но на деле в 70-х годах прошлого века в обществе сложилась неофициальная традиция воспитывать в девочках принцесс и барышень. И все это шло параллельно с макулатурными десантами и стихами о Ленине. Подтверждением тому является мир советской школьницы, наполненный танцами и музицированием, а также новогодними елками с костюмами не Анки Пулеметчицы, а Снежинки.

Подобному воспитанию способствовало повышение уровня жизни граждан СССР. К середине 70-х годов в моду вошел красивый и стабильный быт. При этом гольфики с помпончиками и пышные банты, а также причудливый воротничок на школьном платье находили одобрение у окружающих. В этот период не было никакого насилия над личностью ребенка. Именно поэтому мир школьниц в 70-х-80-х годах многогранен. Это рисованные куколки и пионеры-герои, сборы макулатуры и пионерские слеты, новогодние балы и многое другое.

Основа основ

Уже чуть ли не с самого рождения советские дети слышали о том, что человек – это существо коллективное. Подкреплялась все это схемой «ясли – детсад – школа». Казалось бы, все просто замечательно. Однако воспитание в детских дошкольных учреждениях тех лет имело две стороны медали. С одной стороны, детские сады прекрасно реализовывали доктрину воспитания молодого поколения в духе строителей коммунизма, с выдвижением на первый план общественных интересов. Дисциплинировал малышей при этом и режим дня, ведь его требовалось беспрекословно соблюдать. Это и помогало готовить ребенка к переходу в школу. Однако в детских садиках воспитатели приучали к тому, чтобы малыш был «таким как все». Ребенок с раннего возраста осознавал, что он не должен выделяться, а делать ему следует не то, что хочется, а то, что скажут взрослые. Личные желания детей при этом вовсе не учитывались. Если подавалась манная каша, то есть ее нужно было непременно всем. На горшок малыши также шли строем. Обязательным для каждого был и столь нелюбимый детьми дневной сон.

Радует лишь то, что в некоторых садах все же находились воспитатели, которые подобные минусы могли превратить в плюсы. Они убеждали малышей, не заставляя их. При этом они не навязывали те или иные знания, а вызывали желание учиться. Таким детям, без всякого сомнения, повезло. Ведь они находились в доброжелательной и теплой атмосфере, в которой воспитывалась настоящая личность.

Приход Советской власти

В 1918 г. та форма, которая существовала в дореволюционной России, была отменена. Основное влияние на это оказала классовая борьба. Ведь согласно догмам нового правительства, старая форма превратилась в символ принадлежности к дворянскому сословию, а также говорила о подневольном и униженном положении ученика, указывая на его несвободу. Однако советские школьницы перестали носить унифицированные платья еще и потому, что их родители были очень бедны. Именно поэтому девочкам приходилось ходить в школу лишь в том, что было в их гардеробе.

Исключением стала введенная в 1930-е годы пионерская форма. Да и то ее предоставляли советским школьницам лишь такие лагеря-гиганты как «Артек», где существовала возможность для пошива, выдачи и последующей стирки одежды. Что касается обычных школ, то здесь пионерская форма представляла собой светлые рубашки (блузки) и синие брюки (юбки), с обязательным ношением красных галстуков.

Форма офицеров сухопутных войск (кроме ВВС)

Форма одежды офицеров ВВС отличалась в следующем: при форме № 1 и № 2 фуражка, брюки, носящиеся только навыпуск под ботинки были синего цвета, а галстук тёмно-синего цвета. При форме № 3 носился открытый китель с рубашкой и галстуком защитного цвета. При форме № 4 брюки также носились только навыпуск; это же относилось и к военнослужащим бронетанковых частей. Военнослужащие в звании полковника носили папаху вместо шапки.

Форма маршалов и генералов сухопутных войск (кроме ВВС)
Форма № 1 парадная для строя Форма № 2 парадная вне строя Форма № 3 повседневно-полевая для строя Форма № 4 повседневно-полевая вне строя
Летняя Зимняя Летняя Зимняя Летняя Зимняя Летняя №1 Летняя №2 Зимняя
Головной убор Парадно-выходная фуражка Шапка-ушанка Парадно-выходная фуражка Шапка-ушанка Повседневно-полевая фуражка Шапка-ушанка Повседневно-полевая фуражка Фуражка Шапка-ушанка
Верхняя одежда Парадно-выходной мундир Парадно-выходная шинель с белым кашне Парадно-выходной мундир Парадно-выходная шинель с открытыми лацканами Гимнастерка Повседневно-полевая шинель с серым кашне Закрытый китель (с летним пальто) Закрытый китель (с летним пальто) Повседневно-полевая шинель с открытыми лацканами
Рубашка Не носилась Не носилась Не носилась Не носилась Не носилась
Галстук Не носился Не носился Не носился Не носился
Брюки Брюки в сапоги Брюки в сапоги Брюки навыпуск Брюки навыпуск Брюки в сапоги Брюки в сапоги Брюки навыпуск или в сапоги Брюки навыпуск или в сапоги Брюки навыпуск или в сапоги
Обувь Сапоги Сапоги Ботинки Ботинки (галоши) Сапоги Сапоги Ботинки или сапоги Ботинки или сапоги Ботинки или сапоги
Перчатки
Ремень Не носился Не носился Или не носился Или не носился
Снаряжение Ордена, медали, кортик Кортик Ленты орденов и медалей На верхней одежде не носились Ленты орденов и медалей, портупея Портупея Ленты орденов и медалей Ленты орденов и медалей На верхней одежде не носились

Вооружение и военная техника

Ядерные силы

В 1944 году нацистское руководство и население Германии начало приходить к мысли о неизбежности поражения в войне. Несмотря на то, что немцы контролировали почти всю Европу, им противостояли такие сильные державы, как Советский Союз, США, и Британская колониальная империя, контролировавшая около одной четверти земного шара. Превосходство союзников в людях, стратегических ресурсах (первую очередь, в нефти и меди), в мощностях военной промышленности стало очевидным. Это повлекло за собой упорные поиски Германией «чудо-оружия» (вундерваффе), которое должно было переломить исход войны. Исследования велись одновременно во многих областях, они повлекли за собой значительные прорывы, и появление ряда технически совершенных боевых машин.

Одним из направлений исследований стали разработки атомного оружия. Несмотря на серьёзные успехи, достигнутые в Германии в этой области, у нацистов было слишком мало времени; кроме того, исследования приходилось вести в условиях фактического развала немецкой военной машины, вызванного стремительным наступлением союзных войск. Стоит также отметить, что политика антисемитизма, проводимая в Германии перед войной, привела к бегству из Германии многих видных физиков.

Этот переток интеллекта сыграл определённую роль в реализации Соединёнными Штатами Манхэттенского проекта по созданию атомного оружия. Первые в миреатомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки в 1945 возвестили человечеству о начале новой эры — эры атомного страха.

Резкое обострение отношений между СССР и США, произошедшее немедленно по окончании Второй мировой войны, вызвало для Соединённых Штатов сильный соблазн воспользоваться своей атомной монополией. Был составлен ряд планов («Дропшот», «Чариотир»), предусматривавших военное вторжение в СССР одновременно с атомной бомбардировкой крупнейших городов.

Подобные планы были отвергнуты, как технически невозможные; на тот момент запасы ядерного оружия были относительно небольшими, а главной проблемой являлись средства доставки. Ко времени, когда адекватные средства доставки были развиты, атомная монополия США окончилась.

Обе державы развернули стратегические ядерные триады: ядерное оружие, которое базируется на земле (межконтинентальные баллистические ракеты в шахтах), воде (стратегические подводные лодки) и в воздухе (стратегическая авиация). Принадлежность к «ядерному клубу» стала для многих стран мира показателем их авторитета на мировой арене, однако немногие ядерные державы могут себе позволить создание полноценной ядерной триады.

Доктриной обеих стран стала доктрина «ядерного сдерживания», или «гарантированного взаимного уничтожения» (англ. MAD — Mutual Assured Destruction). Любой военный конфликт между сверхдержавами с неизбежностью означал применение ядерного оружия, что должно было повлечь за собой, по всей видимости, гибель всего живого на планете. Тем не менее, СССР и США продолжали готовиться к потенциальному военному конфликту без использования ядерного оружия.

Форма перестроечного периода

Во второй половине 70-х годов появилась новая форма. Однако ввели ее только для старшеклассников. При наличии возможностей и желания ее могли носить девочки с 8 класса. С 1 по 7 класс у школьниц советская форма (фото представлено ниже) осталась такой же. Лишь платье изменило свою длину, став немного выше колен.

Кроме этого был разработан еще и костюм советской школьницы. Он состоял из юбки в форме трапеции, впереди которой ткань была собрана в складки, пиджака без всяких эмблем и с накладными карманами, а также жилетки. Костюм-тройку можно было использовать по сезону. Так в теплую погоду девочки носили юбку с жилетом, надетым поверх блузки. В прохладные дни они надевали пиджак. Также можно было носить и все детали костюма сразу. К форме школьницы предусматривалось ношение туфель. Спортивная обувь не разрешалась.

Школьницы Крайнего Севера, районов Сибири и города Ленинграда вместо юбки могли носить синие брюки. Они включались в гардероб девочки только в зимнее время. Как и в прежние времена, украшения и косметика для советских школьниц были под запретом. Тем не менее в некоторых случаях от этих правил учителя постепенно отступали. И уже к концу 80-х в скромных масштабах произошла легализация косметики и украшений. Девочки также стали носить модельные прически, нередко окрашивая свои волосы. В костюме советской школьницы мини-юбки стали появляться все чаще. Ученицы конца 80-х годов экспериментировали с блузками и жилетами, что превращало их в юных дам. В этот период учителя стали разрешать носить ученицам распущенные волосы.

Производители также стремились учесть пожелания своих потребителей. Они вносили улучшения в качество материала платьев (костюмов) и в их покрой, улучшая эстетику общего облика школьников.

Обязательную форму отменили в сентябре 1991 г. Ее ношение больше не требовалось, однако допускалось. Законодательно это было закреплено тремя годами позже.

Преобразование

Строго говоря, Советская армия как официальное формирование появилось только после окончания Второй мировой войны, когда рабоче-крестьянская Красная армия получила была переименована именно в советскую. Преобразование началось в феврале 1946 года, когда, в частности, народные комиссариаты обороны и военный флот были объединены в министерство Вооруженных сил. Главой сухопутных войск был назначен Георгий Жуков, однако уже летом того же года его сместили. По одной из версий, Сталин не мог делить победу с кем бы то ни было. Популярность маршала могла побудить в нем желание притязать на власть.

После окончания войны резко сократилось производство вооружения. Поскольку тогда уже появились первые ласточки наступавшей холодной войны, советское руководство максимально сосредоточилось на создании ядерного оружия. Первые испытания советской атомной бомбы состоялись в 1949 году.

Более того, личный состав армии был сокращен почти в пять раз – с 11,3 до 2,8 миллионов человек. В период холодной войны численность войск разнилась. Молодые люди служили в армии в течение трех лет, в 1967 году срок службы был сокращен до двух лет.

Особенности воспитания в СССР

Вне зависимости от национальности воспитание детей в стране было основано на одних и тех же ценностях. Уже с детского сада малышей учили отличать плохое от хорошего, а также рассказывали им об известных современниках и людях, которые считались лучшими по профессии. Приводились детям и отрицательные примеры. Причем делалось это настолько педагогически верно, что неприятие тех или иных моментов возникало у маленьких советских граждан даже на подсознательном уровне.

Одним из средств воспитания детворы в эпоху СССР выступали игрушки. Они в целом были незамысловаты и просты, но изготавливали их только из высококачественных материалов. При этом стоили игрушки совсем недорого.

Профессиональный праздник

Современная российская армия отсчитывает свои годы с момента образования первых вооруженных соединений в новой постреволюционной России. Согласно историческим данным, Владимир Ленин подписал декрет о формировании Рабоче-крестьянской Красной армии 28 января 1918 года. Германские войска активно наступали, и русской армии нужны были новые силы. Поэтому 22 февраля власти воззвали к народу с просьбой спасти Отечество. Масштабные митинги с лозунгами и призывами возымели свое действие – хлынули толпы добровольцев. Таким образом и появилась историческая дата празднования профессионального Дня армии. В этот же день принято отмечать и праздник военно-морского флота. Хотя, строго говоря, официальной датой формирования флота принято считать 11 февраля, когда Ленин подписал документ об его образовании.

Заметим, что и после прекращения существования Советского Союза праздник военных остался, и его по-прежнему отмечали. Однако только в 2008 году глава страны Владимир Путин своим указом переименовал народный праздник в День защитника Отечества. Официальным выходным днем праздник стал в 2013 году.

Деморализация и разрушение армии Советов начались, разумеется, с грандиозного развала самой страны. В лихолетье 1990-х армия не была приоритетным направлением для руководства страны, все подведомственные учреждения, части и прочее имущество пришли в полное запустение, были разворованы и распроданы. Военные оказались на задворках жизни, никому не нужные.

В 1979 году Кремль инициировал последний военный поход, положивший начало бесславному концу великого государства – вторжение в Афганистан. Холодная война, которая на тот момент шла уже третье десятилетие, порядком истощила запасы советской казны. За десять лет афганского конфликта человеческие потери со стороны Союза почти достигли пятнадцати тысяч бойцов. Афганская кампания, холодная война и соперничество с США по части наращивания вооружения пробили такие бреши в бюджете страны, что преодолеть их уже не представлялось возможным. Начавшийся в 1988-м вывод войск финишировал уже в новом государстве, которому не было дела ни до армии, ни до ее бойцов.

Состояние вооруженных сил стран-участниц второй мировой к началу 1945 г.

Вооруженные силы СССР. В результате мероприятий, предпринятых Коммунистической партией и Советским правительством, героических усилий всего народа состав, техническая оснащенность и вооружение армии и флота к началу 1945 г. увеличились по сравнению с летом 1944 г. В составе действующей армии, в резерве Ставки Верховного Главнокомандования, на западных, южных и дальневосточных границах имелось 9 412 тыс. человек, 144,2 тыс. орудий и минометов, 15,7 тыс. танков и самоходно-артиллерийских установок и 22,6 тыс. боевых самолетов. Сухопутные войска насчитывали 8 118 тыс. человек, Военно-Воздушные Силы — 633 тыс. Военно-Морской Флот — 452 тыс. и Войска ПВО страны — 209 тыс. человек 51 . По сравнению с июнем 1944 г. численность Советских Вооруженных Сил возросла более чем на 400 тыс. человек, количество орудий и минометов — на 11,2 тыс. танков и самоходно-артиллерийских установок — более чем на 3,9 тыс. и боевых самолетов — на 800 52 . После трех с половиной лет кровопролитной войны Советская Армия стала более мощной, хорошо вооруженной. В этом еще раз сказались великие преимущества социалистического строя, его огромные возможности.

Продолжалось совершенствование структуры объединений, соединений и частей сухопутных войск с целью улучшения управления, повышения их маневренности, ударной и огневой силы. В связи с сокращением линии фронта уменьшилось число фронтовых и армейских объединений. К концу 1944 г. были расформированы Карельский и 3-й Прибалтийский фронты, 7-я и 54-я армии. Это позволило советскому командованию пополнить высвободившимися силами и средствами фронты и армии, в результате чего их боевой состав значительно возрос. Они стали обладать большей ударной и огневой мощью, мобильностью. Увеличилась оснащенность войск автоматами, тяжелыми и средними танками, самолетами и автомобилями. Особенно возросла техническая оснащенность войск действующей армии (таблица 1).

Таблица 1. Рост технической оснащенности Советской Армии к 1 января 1945 г. (в процентах к 1 июня 1944 г.) 53

Школьная форма

В чем ходили на учебу советские школьницы? В СССР была единая форма. Причем ходить в ней должны были все в обязательном порядке. Стоит отметить, что платье советской школьницы (фото можно увидеть ниже) особой красотой не блистало. Форма была довольно скромная, коричневого цвета с белым (по торжественным дням) или черным фартучком. К платью пришивались манжеты и воротничок.

В свое время фартук для школьницы СССР выполнял защитную функцию. Он был необходим для того, чтобы девочка не вымазала платье чернилами. И если даже банка с ними случайно опрокидывалась, то страдал от этого только передник. А вот манжеты и воротнички школьницы СССР явно недолюбливали, ведь раз в неделю эти детали необходимо было отпарывать от платья, стирать, а после вновь пришивать обратно.