Летнаб

Содержание

Ольга Лисикова

Для Ольги Михайловны Великая Отечественная стала не первой войной в жизни. Она окончила Батайскую летную школу, а в 1939-1940 годах участвовала в войне с белофиннами. Уже через год девушка вступила в ряды «ласточек», но убивать она не планировала – изначально девушка летала исключительно на санитарных самолетах. Она перевозила раненых, медикаменты и кровь для переливания. Но однажды Ольгу попытался сбить немецкий «Мессершмитт». Отвечать ей было нечем, ведь самолет не был предназначен для боя, но девушка провернула несколько ловких маневров: прижала вражеский самолет к земле, а затем заставила петлять по ущелью. Одним из выстрелов врагу все-таки удалось задеть хвост санитарного самолета, но Лисикова держала ситуацию под контролем. В итоге «Мессершмитт» спикировал настолько низко, что уже не смог подняться и разбился. После этой истории Лисикова пересела в кабину двухмоторного DC-3 (крупнейшего американского транспортного самолета в годы Второй мировой), став единственной в СССР женщиной-командиром самолетов этого типа. На счету девушки 408 вылетов, в том числе в блокадный Ленинград, немецкий тыл и Заполярье. Ольга Лисикова прожила долгую жизнь и умерла 7 сентября 2011 года в Санкт-Петербурге в возрасте 94 лет.

Ранение, госпиталь, курсы в военном училище, фронт…

Но командованию выбирать не приходилось: убыль взводных и ротных командиров на фронтах была катастрофической. По статистическим данным Главного управления кадров Министерства обороны СССР, наибольшее число безвозвратных потерь в офицерском составе армия и флот понесли в первые годы войны. За 1941-1942 гг. они составили более 50% всех потерь советских офицеров за войну.

Одним из таких, призванных уже в конце июня 1941 года, был младший лейтенант Муса Баймуханов. Биография — классическая для той эпохи. Путёвку в жизнь мальчишке из маленького казахского аула дал рабфак, затем Муса окончил юридические курсы. Работал старшим секретарём, следователем Гурьевской городской прокуратуры.

Младший лейтенант начал воевать под Ленинградом и в том же звании прошёл всю войну — звёздами на погонах окопников не слишком баловали. Мусе Баймуханову везло в другом: в пехоте долго не жили, а он оставался живым — раз за разом. Ранение, госпиталь, курсы в военно-политическом училище в Елабуге, фронт. Ранение, госпиталь, курсы в Московском пулемётном училище, фронт…

Фото из архива
Пехота форсирует Одер.

В январе 1945 г. командир стрелкового взвода 538-го стрелкового полка 120-й стрелковой дивизии 21-й армии 1-го Украинского фронта Муса Баймуханов и его бойцы первыми преодолели Одер в районе города Оппельн. Они шли по тонкому льду, под сильным артиллерийским и миномётным огнём противника. На стороне Мусы были фронтовой опыт и удача. На левый берег Одера взвод вышел без потерь. Забросав гранатами ДЗОТ, бойцы Баймуханова уничтожили трёх немцев из расчёта станкового пулемёта и закрепились на маленьком плацдарме, обеспечив переправу полка.

Одним из первых Муса Баймуханов ворвался и в немецкую деревню Одерфельд. Противник сопротивлялся стойко, немцы раз за разом поднимались в контратаки. Но стрелковый взвод отражал все удары. В ожесточённом бою были уничтожены 25 солдат и два офицера врага. Командир взвода лично убил девятерых фашистов.

Муса погиб смертью храбрых 18 марта 1945 г. в бою за овладение городом Зюльц. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1945 г. за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм младшему лейтенанту Мусе Баймуханову посмертно присвоено звание Герой Советского Союза.

Фото из архива
Наградной лист младшего лейтенанта Мусы Баймуханова.

…Сколько их, «пиджаков», вырванных войной из мирной жизни — русских, казахов, татар, украинцев, осетин и сыновей десятков других народов, лежит в земле на просторах нашей бывшей единой страны и Восточной Европы.

Вечная им память.

Лидия Литвяк

Литвяк и Буданова были лучшими боевыми подругами. Они познакомились на войне и вместе служили в 73-м Гвардейском полку. Лидия Владимировна стала самой результативной женщиной-авиатором Второй мировой войны, в небе над Сталинградом она сбила три немецких самолета. Сослуживцы вспоминали, что Литвяк была необыкновенно красивой и притом скромной. Невысокая белокурая девушка привлекала солдат своей женственностью и обаянием, но никому не отвечала взаимностью: на первом месте у нее была борьба с фашистами. Изначально Лидия планировала стать геологом и даже была в экспедиции в Заполярье, но в качестве основной профессии выбрала авиацию. Попасть на фронт она пыталась с момента начала войны и, ни минуты не раздумывая, подала заявку на вступление в полк Расковой, как только та объявила о наборе. Чтобы точно получить назначение в летчицы, девушке пришлось схитрить – приписать себе дополнительные 100 часов лету. Рассказывают, что во время военной подготовки в Энгельсе Литвяк отпорола мех со своих унт, чтобы сделать воротник для комбинезона. Раскова такую идею не одобрила и заставила вернуть все как было. Чтобы девушке было неповадно, ее даже арестовали на одну ночь. За время своей службы Лидия Литвяк совершила 150 вылетов, лично уничтожив шесть самолетов и аэростат наблюдения и еще 6 самолетов вместе с товарищами. Литвяк всего на несколько дней пережила свою подругу Екатерину Буданову: 1 августа 1943 года она погибла во время воздушного штурма. Ее останки нашли спустя 36 лет и захоронили возле деревни Дмитровка Шахтерского района Донецкой области Украины, а в 1990 году Лидии Литвяк было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Дополнительные навыки и умения

Подробнее см. Дополнительные навыки и умения экипажа

Дополнительные навыки и умения доступны к изучению членом экипажа после освоения основной специальности на 100%. При достижении этой отметки в меню появится «плюсик», нажав на который, можно выбрать первое дополнительное умение или навык. После его изучения даётся возможность изучить второй, третий и другие навыки. Теоретически, танкист может изучить все доступные для него дополнительные навыки и умения. Но для изучения каждого последующего навыка необходимо в два раза больше опыта по сравнению с предыдущим, поэтому среднестатистический экипаж обычно имеет не более 3 навыков и умений. По этой причине, к вопросу о том, какие перки качать на танке, следует подходить с умом.

Воинские знания. Реформа 1924 года

Ввела в войска персональные воинские звания. Так, в военно-воздушном флоте появилось звание «капитан» — которое присваивалось командирам воздушных судов. За исключением звания «капитан», которого не было в сухопутных войсках, остальные воинские «звания-должности» соответствовали общевойсковым.

С учетом специфики военно-воздушного флота звания военных летчиков были:

  • Командир экипажа (капитан);
  • Командир звена;
  • Зам. комеска (заместитель командира эскадрильи);
  • Комеск (командир эскадрильи);
  • Зам. ком. отдельной эскадрильи;
  • Ком. отдельной эскадрильи;
  • Замкомполка;
  • Комполка;
  • Замкомдива;
  • Комдив;
  • начальник ВВАУЛ (ВВАУШ);
  • начальник ЦБП;
  • зам.ком.авиационного корпуса;
  • ком. авиационным корпусом;
  • зам.ком. воздушной армии;
  • командующий воздушной армией;
  • зам.командующего ВТА, ДА (дальней авиации);
  • командующий ВТА, ДА;
  • зам.командующего ВВС;
  • командующий авиацией Главного командования;

Понятно, что такая сложная система званий-должностей, порождало неудобство в обращении между военнослужащими, а для рядового состава, который в указанный период редко имел даже начальное образование, была совершенно непонятной и сложной для запоминания.

Не смотря на это, система званий-должностей сохранилась вплоть до 1935 года – очередной реформы Красной Армии, в ходе которой были восстановлены существовавшие до революции 1917 года воинские звания (чины).

В 1937 году для курсантов, окончивших военные летные школы, было введено первое офицерское воинское звание – «младший лейтенант авиации». А в 1940 году – звание «генерал авиации».

Характерной особенностьюмежвоинскогообращения в этот период являлось то, что к воинскому званию, обязательно должна была указываться приставка, указывающая на род войск — «авиацию». То есть, при обращении военнослужащий должен был произносить:

— Товарищ младший лейтенант авиации;

— Товарищ майор авиации и т.д.

Окончательно, звания в военно-воздушных силах, упорядочились к 1943 году, когда было учреждено высшее воинское звание «маршал авиации», а в последующем, 1944 году, звание «главный маршал авиации».

Звания «главный маршал авиации» было удостоено 7 летчиков, больше, чем в любом другом роде войск. Первым, в марте 1944 года, оно было присвоено командующему авиацией Красной Армии А.А.Новиковуи, в августе 1944 года, командующемуАДД(авиации дальнего действия – прообразу стратегической авиации) А.Е.Голованову.

N.B! А.Е. Голованов – единственный военный летчик, который  начал службу сразу со звания «подполковник», когда, в феврале 1941 года, был назначен на должность командира 212 полка дальней бомбардировочной авиации. До этого воинского звания не имел, (был шеф-пилотом гражданской авиации). К августу 1944 года, в 40 лет, был удостоен звания «Главного маршала» рода войск. То есть, чуть более, чем за 3 года (41 месяц), он прошел 7 ступеней старших и высших воинских званий.

Звания в российской армии? А где их «раздают»?

В российской армии все воинские звания поделены на 2 большие категории:

  • корабельные (те, которые получают бравые моряки);
  • войсковые (присваиваются «сухопутным крысам»).

Категория № 1. «Корабельные»: «Ты морячка, я моряк…»

Званиями корабельными похвастаться в российской армии могут те, кто служит в:

  • Военно-морском флоте (его подводных и надводных силах). Ох, уж эти бравые офицеры в морской форме – сколько девичьих сердец они разбили!;
  • воинских морских частях МВД. Да, да, бывают и морские полицейские!
  • охране (береговой) Пограничной службы российской ФСБ.

    Нет, они не ловят браконьеров с двумя ведрами карасей, а охраняют водные рубежы от нелегалов и прочих нарушителей.

Категория № 2. «Войсковые»: «А я люблю военных, красивых, здоровенных…».

Встретить капитана дальнего плавания в белом кителе – задача достаточно сложная, если вы не живете где-нибудь у ласкового моря. Но не надо отчаиваться!

В российской армии звания также получают в:

  • Вооруженных силах;
  • МВД (участковые и прочий милицейский «народ»);
  • МЧС (отважные «спасатели Малибу»);

  • Службе разведки (внешней) (ага-ага, те самые последователи Штирлица!);
  • Федеральной службе охраны;
  • других воинских подразделениях.

Кодовая таблица армейских званий (по Ю.Веремееву)

Суть кодировки в том, что в любой армии  
перечень основных командных должностей примерно одинаков и каждой должности
соответствует определенное звание. Собственно, номера кодов это цифровое
обозначение должности. Совпадение номера кода при сравнении званий разных
армий означает примерное соответствие званий. Буквы, стоящие следом за
номером означают, что одному званию в одной армии соответствуют несколько
званий другой армии.

Еще раз подчеркиваю, что точного совпадения связи «звание
— должность»в армиях разных стран нет, и существовать не может. Возможно
лишь примерное соответствие.

Код Должность
Рекрут, необученный солдат
1 Обученный солдат (стрелок, водитель, автоматчик и т.п.)
2 Командир группы, помощник командира отделения
3 Командир отделения
4 Заместитель командира взвода
5 Старшина роты, батальона
6 Подофицеры (в Рос.Армии прапорщики)
7 Командир взвода
8 Зам. командира роты, командир отдельного взвода
9 Командир роты
10 Зам. командира батальона
11 Командир батальона, зам. командира полка
12 Командир полка, зам. командира бригады, зам. ком.
дивизии
13 Командир бригады
14 Командир дивизии, замесчтитель  командира корпуса
15 Командир корпуса, заместитель  командующего  армией
16 Командующий армией, заместителя комкомандующего округом (группой армий,
фронта)
17 Командующий округом (фронтом, группой армий)
18 Главнокомандующий, командующий Вооруженными Силами,
почетные звания

Соответствие основных должностей и званий в Российской Армии

Звание Код Должность
Рядовой 1 Все вновь призванные в армию, все низшие должности
(стрелок, водитель, номер орудийного расчета, механик- водитель, сапер,
разведчик, радист и т.п.) 
Ефрейтор 2 Штатных ефрейторских должностей нет. Звание
присваивается стоящим на низших должностях солдатам, имеющим высокую квалификацию
или отлично несущим службу. 
Младший
сержант
3a Командир отделения, танка, орудия. 
Сержант 3b
Старший
сержант
4 Заместитель командира взвода. 
Старшина 5 Старшина роты, батареи, дивизиона
Прапорщик 6a Командир взвода материального обеспечения,
старшина роты, начальник склада, начальник радиостанции и другие
должности сержантского состава , на которых требуется высокая
квалификация. Могут занимать низшие офицерские должности при недостатке
офицеров 
Старший прапорщик 6b
Младший лейтенант Командир взвода.
Лейтенант 7b Командир взвода, заместитель командира роты. 
Старший лейтенакнт 8 Заместитель командира роты. 
Капитан 9 Командир роты, командир учебного взвода.
Майор 10 Заместитель командира батальона, командир учебной роты,
начальник службы полка (химической, связи, инженерной, разведки,
дирижер). 
Подполковник 11 Командир батальона, заместитель командира полка,
начальник службы дивизии (химической, связи, инженерной, разведки,
дирижер). 
Полковник 12 Командир полка, заместитель командира бригады, командир
бригады, заместитель командира дивизии. 
Генерал-майор 14 Командир дивизии, заместитель командира корпуса 
Генерал-лейтенант 15 Командир корпуса, заместитель командующего армией 
Генерал-полковник 16 Командующий армией, заместитель командующего округом
(фронтом). 
Генерал армии 17 Командующий округом (фронтом), заместитель министра
обороны, министр обороны, начальник генерального штаба, другие высшие
должности 
Маршал Российской Федерации 18 Почетное звание, даваемое за особые заслуги 

Звания военных летчиков (военно-технического состава военной авиации) 1935-1939 годы

Не менее сложным было общение между нелетным (техническим) составом, занятым обслуживанием авиационной техники, авиационного вооружения и аэродромной службы. Для военнослужащих, структурно входящих в состав ВВС, но не относящимся к летно-подъемному составу, были установлены собственные звания (по возрастанию):

  • Мл. воентехник;
  • Воентехник 2 ранга;
  • Воентехник 1 ранга;
  • Военинженер 3 ранга;
  • Военинженер 2 ранга;
  • Военинженер 1 ранга;
  • Бригинженер;
  • Дивинженер;
  • Коринженер;
  • Арминженер.

Обязательно было указание приставки «авиации».

Например, квоенинженеру2 ранга, соответствовавшего воинскому званию «майор», следовало обращаться:

— Товарищвоенинженеравиации 2-го ранга и т.д.

Как поднять звание в кс го

Особого секрета в подъеме званий в CS:GO нет – нужно побеждать чаще, чем проигрывать. Но у нас все равно есть пара фишек для апа ранга в кс.

Во-первых, серьезно отнеситесь к первой калибровке. Калибровка в CS:GO – первые 10 рейтинговых матчей на аккаунте. По ее итогам игра определит ваш уровень игры и выдаст звание. Согласитесь, легче хорошо сыграть первые 10 матчей и получить хороший ранг, чем фаниться на калибровке и потом гриндить десятки матчей, выбираясь из болота сильверов. 

Во-вторых, важен не только исход матча, но и то, как вы в нем играли. В кс го нет видимого числового рейтинга, но согласно теории сообщества, MMR в CS:GO все равно используется. Но формула тут немного сложнее, чем в Доте, где по итогам матча одна команда теряет одинаковое количество, а вся другая – получает. Считается, что чем лучше вы играете, тем быстрее будет апаться звание. Если для перехода с четвертого сильвера на «калаш» условно требуется 8 побед со средней статистикой, то при победах с очень хорошим KDA и уроне на это уйдет меньше времени.

При этом по неподтвержденной информации (как и все сказанное выше – это догадки и теории игроков) на поднятие звания влияет количество репортов и показатель грифинга. По этой теории, даже если вы будете побеждать, но при этом тимейты будут вас массово репортить, а вы будете наносить подозрительно много урона по своим, то для поднятия рейтинга будет нужно сыграть больше матчей.

Летчик- наблюдатель

Гирш Меерович Баран вступил в ряды Красной Армии еще в 1937 году. Жил в Ленинграде, учился в Военно-морском училище имени Фрунзе.

Гирш Баран с сокурсниками в Ленинграде. Фото: из семейного архива

Гирш Баран в училище имени Фрунзе. Фото: из семейного архива

Сначала судьба закинула молодого лейтенанта в Баку, потом последовал перевод на север, где шла Зимняя война. Начало Великой Отечественной войны, по воспоминаниям родственников, он встретил в артиллерийских войсках.

В авиацию Карельского фронта, а точнее в 7-ю воздушную армию Гирш Баран попал в 1942 году, когда фронт стабилизировался и активных наступательных действий ни одна, ни другая сторона не проводили.

Основной задачей авиации на этом участке фронта была разведка, доставка диверсионных групп и продуктов для партизан. Финны на захваченных областях организовали серьезную противовоздушную оборону, поэтому любой боевой вылет был сопряжен с огромным риском.

Ил-2 на заправке. Фото: World war photo

Каким образом из артиллерийских войск судьба закинула молодого лейтенанта  в авиацию – неизвестно. Вполне возможно, что Гиршу, как артиллеристу было проще рассмотреть на земле вражеские батареи.

О том, каким был фронтовой путь летнаба Гирша (так в документах называли летчика-наблюдателя или штурмана) можно судить по наградным листам. В 1944 году он получил сразу два ордена: Орден Красной Звезды и Орден Отечественной войны I степени.

Наградной лист Барана Г.М. Фото: «Память народа»

Из наградного листа Гирша Барана Мееровича, представленного к ордену Отечественной войны I степени:

«Капитан-лейтенант Баран Г.М. с января 1942 года находится на Карельском фронте. За это время совершил всего 31 успешный боевой вылет. С 21.06.1944 г. При прорыве обороны противника совершил всего 8 боевых вылетов в район Лодейное Поле на разведку переднего края обороны противника и артиллерийских позиций.

Несмотря на сильный зенитный огонь противника и плохую погоду, тов. Баран как летнаб умело и настойчиво добивался успешных разведданных о противнике, за что имеет благодарность от командующего артиллерией 7-й армии. Особо отличился тов. Баран при выполнении задания 27.06.1944 года по разведке на полный радиус действия самолета ИЛ-2, добыв ценные данные о противнике».

Более подробно о заслугах летчика-наблюдателя написано в наградном листе, когда Гирша Барана представляли к Ордену Красного знамени. Наградной лист датирован 21 октября 1944 года.

Наградной лист Барана Г.М. Фото: «Память народа»

«За период с января 1942 года совершил 52 боевых вылета, из них на разведку – 18, на корректировку артогня нашей артиллерии – 18, на фоторазведку – 12, на выброску продуктов партизанам – 4.

6 июля 1944 года при прорыве финской обороны на реке Свирь продвижению наших наземных войск мешали две батареи противника. Для подавления их был вызван самолет-корректировщик капитана-лейтенанта Барана. Как  опытный  штурман-корректировщик с большим опытом практической работы по корректировке артогня нашей артиллерии капитан-лейтенант Баран с поставленной задачей справился на отлично. Батареи противника были подавлены, после чего на данном участке фронта путь для продвижения вперед нашей пехоте был свободен.

На Мурманском направлении, летая на фоторазведку переднего края обороны противника, давал штабу отличные фотоснимки, произведенные с малой высоты».

Свирско-Петрозаводская операция июня-августа 1944 года позволила освободить территорию КФССР от финской оккупации, вывела Финляндию из войны и серьезно снизила напряженность на северном участке фронта. Германия, лишившаяся поддержки своих скандинавских союзников, больше не могла влиять на поставки помощи СССР.

Авиация Карельского фронта возвращалась на советские аэродромы, отвоеванные у финнов. Эскадрилья Гирша Барана в ноябре 1944 года перебазировалась в Петрозаводск. 30 ноября штурмовик Ил-2 Гирша Барана и летчика Александра Малышевского вылетел из аэродрома Сегежи, но в Петрозаводск не прилетел. В самолете помимо пилота и штурмана был техник Анвар Абзалетдинов.

Разбитый самолет обнаружили неподалеку от поселка Пиндуши на склоне холма. По всей видимости, из-за плохой погоды пилот не заметил приближающуюся землю, и самолет разбился.

Родственники Гирша долгое время не знали о его судьбе. Сначала пришли известия, что он пропал без вести, лишь спустя 4,5 месяца в лесу нашли остатки самолета и три трупа. Невесте Гирша написали, что летчиков похоронили в Петрозаводске. Никто не подумал о том, что в условиях недавно завершившейся войны, когда в лесах оставалось множество тел бойцов, везти останки летчиков из-под Пиндуш в Петрозаводск для захоронения — по меньшей мере странно.

Разведка, устрашение и бомбежка листовками

Воздушные бои в Гражданской войне происходили довольно редко (одна из причин — далеко не у всех были установлены пулеметы, истребители вообще составляли меньшую часть авиапарков). Обычно боестолкновения заканчивались совершенно бескровно. Гражданская война в небе, в отличие от войны на земле, не стала кровавой баней. По данным В. Кондратьева и М. Хайруллина, в 1918 г. воздушных боев случилось всего 10, в 1919 г. — 46, в 1920 г. — 113. При этом в 1918 г. красные и белые сбили только по одному самолету, в 1919 и 1920 гг. красные сбили по 4 самолета (то есть всего 9 за всю войну), а белые — 2 самолета (всего 3 аэроплана за войну, и еще 2 советских аэростата). Еще 2 самолета красных сбили английские интервенты; к этому можно прибавить несколько случаев, когда самолетам наносили повреждения зенитные орудия. Пилоты подбитых самолетов, даже не имея парашютов, могли спастись: так, в 1918 г. подбитый летчик советского 5-го авиаотряда Степанов спланировал в болото, где вражеская кавалерия не стала его преследовать. Через три дня летчик добрался до своих.

Самолет РККВФ. (Авиация Гражданской войны. М., 2000)

Основная часть работы пилотов вообще не наносила противнику потерь, во всяком случае, напрямую. Самый первый «боевой вылет» Гражданской войны — вылет двух аэропланов Гатчинской летной школы 30 октября 1917 года. Летчики сбросили на Петроград антибольшевистские листовки и вернулись на аэродром. Весьма символичное событие: в течение всей войны доставка противнику пропагандистских материалов оставалась одной из главных задач авиации. Самолеты перед боевым вылетом снабжали, как правило, бомбами и агитационной литературой. Может показаться смешным, но нередко летчики получали задание сбросить на врага бомбы вместе с листовками — дабы усилить силу убеждения. Рядовой отчет о выполнении боевого задания белогвардейским летчиком в сентябре 1919 года: «В кавалерию, что по реке Бобровая Потудань, выброшено 18 бомб весом 9 п., выпущено по ним 7 обойм и сброшена литература ½ пуда. Задание выполнено». Эффективность такой агитации у обеих сторон была, мягко говоря, невысокой.

Листовка для белых солдат. (Pinterest)

Флешетты. (hagen.de)

Особенно много летчики занимались воздушной разведкой, а также передачей срочных сообщений. Однажды самолеты выполнили крупную снабженческую миссию — авиация Донской армии весной 1919 г. наладила «воздушный мост» с участниками Верхнедонского восстания: повстанцам доставляли боеприпасы, медикаменты, продовольствие, деньги и табак. В этих полетах участвовало более десяти офицеров, которые летали по 3−5 часов, чтобы доставить грузы. Восставшие сумели выстоять и затем влились в Донскую армию, а Деникин потеснил ослабший Южный фронт РККА и продвинулся в направлении Москвы.

Однако в целом, в Сибири, на Юге России и особенно на Северо-Западе авиация не сыграла большой роли. Характерно, что, отступая в конце 1919 — начале 1920 гг., белые на Юге бросили много аэропланов, предпочитая вывозить прежде всего артиллерию. В конце войны у П. Н. Врангеля еще оставалась пара десятков самолетов. Их последним успехом стала помощь в отражении атаки красной кавалерии 28 августа 1920 г.: «Дэ Хэвилленды» бомбами отогнали бойцов 2-й конной армии. С падением белого Крыма в ноябре того же года закончилась и история белой авиации.

Участники ВОВ

Участниками Великой Отечественной войны считаются:

  1. военнослужащие, проходившие военную службу либо находившиеся в воинских частях, входивших в состав действующей армии в период Гражданской войны, ВОВ или других боевых операций по защите Отечества;
  2. партизаны и члены подпольных организаций, действовавших в период Гражданской войны или период ВОВ на временно оккупированных территориях СССР и на территории других государств;
  3. военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, проходившие в период ВОВ службу в городах из списка, приведенного ниже;
  4. лица вольнонаемного состава армии и флота, войск и органов внутренних дел, органов государственной безопасности, занимавшие в период ВОВ штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, либо находившиеся в указанный период в городах из списка, приведенного ниже;
  5. сотрудники разведки, контрразведки, выполнявшие в период ВОВ специальные задания;
  6. работники предприятий и военных объектов, наркоматов, ведомств, переведенные в период ВОВ на положение лиц, состоящих в рядах Красной Армии;
  7. работники учреждений и организаций культуры и искусства, корреспонденты центральных газет, журналов, ТАСС, Совинформбюро и радио, кинооператоры Центральной студии документальных фильмов (кинохроники), командированные в период ВОВ в действующую армию;
  8. военнослужащие, бойцы и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, принимавшие участие в боевых операциях по борьбе с десантами противника и боевых действиях совместно с воинскими частями, входившими в состав действующей армии, в период ВОВ;
  9. военнослужащие, принимавшие участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период 01.01.1944 — 31.12.1951;
  10. лица, принимавшие участие в операциях по боевому тралению в подразделениях, не входивших в состав действующего флота, в период ВОВ, а также привлекавшиеся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к разминированию территорий и объектов, сбору боеприпасов и военной техники в период 22.06.1941 — 09.05.1945;
  11. военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период 22.06.1941 — 03.09.1945 не менее шести месяцев;
  12. военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в период 22.06.1941 — 03.09.1945;
  13. лица, награжденные медалью «За оборону Ленинграда», инвалиды с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период ВОВ.

Справка. Города, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях

Участие в обороне следующих городов засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях (п. 2 ст. 2, разд. II Приложения к Закону N 5-ФЗ):

— оборона Одессы: с 10.08.1941 по 16.10.1941;

— оборона Ленинграда: с 08.09.1941 по 27.01.1944;

— оборона Севастополя: с 30.10.1941 по 04.07.1942;

— оборона Сталинграда: с 12.07.1942 по 19.11.1942.

Сведения о сроках вхождения частей и учреждений в состав действующей армии могут быть подтверждены Центральным архивом Минобороны России и Центральным военно-морским архивом.

Самый надежный вид транспорта: «летающие гробы»

Сегодня, когда самолеты стали самым надежным видом транспорта, тяжело представить, каково было пилотам 1917 — 1920 гг., ведь тогда все было ровно наоборот. Аэропланы того времени убивали своих летчиков чаще, чем их враги. Первыми жертвами из многих стали летчик Сметанин и летнаб Меспах, разбившиеся 24 августа 1918 г. Техническое несовершенство самолетов приводило к тому, что авиапарки противников постоянно нужно было усердно пополнять, а авиаотряды жили короткое время — от ремонта до ремонта. Большая часть машин все время простаивала. Так, у белой Народной армии КОМУЧа в октябре 1918 г. из 59 машин только 18 были «на лету». В июле 1919 г. в деникинской Добровольческой армии числилось 106 боевых самолетов, но реально воевать могли только 20 (в походе на Москву активно участвовало до 15). Та же ситуация наблюдалась у красных (к тому же, в советской авиации еще и не хватало пилотов). Историки М. Хайруллин и В. Кондратьев пишут, что аэропланы тогда строили «принципиально недолговечными», срок службы составлял максимум год-полтора: фанерно-полотняные, с капризными двигателями и общей конструкцией, эти машины на глазах становились непригодными (особенно в условиях неправильного хранения, что случалось постоянно): у них расклеивались швы, разбалтывались соединения, полотно растягивалось, а гвозди каркаса и шарнирные соединения расшатывались так, что «в конце концов самолет превращался в пресловутый «летающий гроб», готовый развалиться в воздухе при любом маневре».


Разбитый самолет белых. (Авиация Гражданской войны. М., 2000)

Таким образом, из-за постоянных аварий, неисправностей, хронических проблем с поставками горючего, запчастей и т. п. средний авиаотряд Гражданской войны летал менее 100 часов в год. Не стоит забывать и о чувствительности аэропланов к погоде. Зимой практически вообще не летали. Но и это еще не все причины, по которым авиация пока служила как бы на периферии войны. Даже полностью исправный самолет имел скромный боевой потенциал.

Прим.: распространенные аэропланы 1917 — 1920 гг.: русские «Лебедь-XII», «Анасаль», «Фарман», изготовленные в России по лицензии французские «Ньюпор» разных модификаций, французские «Вуазен», немецкие «Альбатрос», британские «Сопвич» и «Дэ Хэвилленд D. H. 9».


Лебедь-XII. (flyingmachines.ru)


Ньюпор-23. (wio.ru)


Фарман-20. (airwar.ru)