Посещение и правила поведения в православном храме

Мессианское толкование

Если мы обратимся к Откровению апостола Иоанна Богослова, то можем увидеть там описание великого знамения: явление облеченной в солнце жены, под ногами которой была луна (Откр. 12:1). В зависимости от понимания образа жены меняется и понимание луны.

Такие отцы, как Мефодий Патарский и Ипполит Римский, утверждают, что под образом жены подразумевается Церковь. Именно Церковь сохраняет в себе все Откровение, содержит истинное познание Бога. Луна при этом – символ всего изменчивого и непостоянного. Отсюда исходит и соответствующе изображение, когда под православным крестом помещается полумесяц, символизирующий превосходство Церкви над всем земным и преходящим. У свт. Мефодия есть свое, оригинальное толкование луны. Так как от спутника Земли зависят приливы и отливы, т. е. как бы управление влажным естеством, то в его образе святитель усматривал веру, очищаемую от всякого тления, подобно тому, как вода очищает от грязи и обновляет.

Другой вариант понимания образа жены и луны раскрывает нам свт. Андрей Кесарийский, указывая, что ряд толковников до него под женой понимали Богородицу. При этом луна знаменует Вифлеемские ясли. На основании этих образов возникли и другие понимания рассматриваемого символа. Так, полумесяц в основании креста стал восприниматься и в качестве символа Иордана, и в качестве символа Евхаристической Чаши.

А сейчас старообрядцев много? Они живут все так же обособленно? Как к ним относится официальная Церковь?

Всего в России, по разным подсчетам, от 400 000 до 700 000 старообрядцев разных направлений. За границей их не так много, зато велик разброс — пять континентов и 20 разных стран. Некоторые из этих общин, в особенности те, которые сохранили традиционные методы земледелия и социального устрой­ства, живут изолированно. Другие приспосабливаются к современному миру.

Русская православная церковь уже давно пытается примириться со старо­обрядцами. Даже снятие с них анафемы не привело к диалогу. Сами старообрядцы не готовы принять официальную Церковь. Беспоповцы по-прежнему не признают церковную иерархию, что делает какое-либо объединение невозможным. А поповцы подозревают современное православие в модернизме, то есть следовании нормам секулярного века, который в России начинается в эпоху Петра Великого.

Можно ли вешать икону над входной дверью

После окончания ремонта в новой квартире или доме, многие задаются вопросом: «Стоит ли вешать икону?». Сама постановка вопроса неправильная, потому что вера определяется в первую очередь внутренними убеждениями. Покупая икону, нужно иметь только светлые намерения – только тогда она сможет донести мольбу верующего до небес.

Такое убранство считается непросто элементом декора, но и настоящей защитой от входящего на порог зла

Лучше всего после окончания ремонта освятить коридор – это подготовит благодатную почву для дальнейших действий. Икона должна быть выбрана не просто так, она должна быть дорога верующему, ценна для него в качестве предмета, который приведет его к Богу. Над дверью можно повесить несколько икон, каждая из которых поможет и спасет от зла и напастей.

Аргументы в пользу икон:

  • Помогают защитить дом от злых духов;
  • Оберегают хозяев дома от злых людей и их намерений;
  • Позволяют возносить молитвы к Богу, связывая с ним верующего;
  • Защищает от плохих мыслей, помогает сохранить веру и двигаться по жизни смело.

Над дверью не обязательно располагать большие иконы, в надежде на их большую функциональность. Даже маленькая иконка способна помочь и защитить. Главное – какие намерения у хозяев дома, как они живут и какова их настоящая и искренняя вера. Выбор иконы зависит от личных предпочтений владельцев дома и их ожиданий и желаний. Каждый святой может помочь в налаживании жизни, вот только плата за это – искренность и сильная вера.

Среди них было много богатых предпринимателей и меценатов?

Представители четырех ветвей рода Морозовых. Начало 1860-х годов — Слева направо: Абрам Абрамович Морозов (слева), Тимофей Саввич Морозов (сидит в центре), Иван Захарович Морозов и Викула Елисеевич Морозов.Храм Успения Пресвятой Богородицы в Путинках

Существовал такой феномен, как старообрядческое купечество. Дисциплина, строгость правил, которая распространялась и на деловую сферу, взаимо­выручка — все это способствовало экономическому успеху. Благодаря круговой поруке и родовой солидарности общины староверов могли играть роль банков, вступая в финансовые отношения под честное слово. Старообрядцы заботились о своих работниках: строили больницы, богадельни, библиотеки. Уровень грамотности среди старообрядцев в целом был выше, чем по стране.

Старообрядческие общины были очень богаты, а их члены играли важную роль в становлении российской промышленности. Морозовы, Рябушинские, Громо­вы, Авксентьевы, Бурышкины, Гучковы, Коноваловы, Прохоровы, Солдатен­ковы, Третьяковы, Хлудовы, Бугровы — все это старообрядческие династии. С введением веротерпимости и конституционных принципов монархии в 1905 году старообрядцы-предприниматели пытались стать основой молодого русского капитализма.

Крестный путь. 14 стояний Крестного Пути

В первые века христианства многие верующие хотели почтить страдания Христа. В Иерусалим двинулись паломники. Они шли путём Спасителя на Голгофу и переживали его земные страдания. Но пусть в Иерусалим был долог и дорог. Не все христиане могли себе позволить путешествие на Святую Землю. Поэтому, во многих местах стали устраивать символический путь на Голгофу со стояниями. Крестные стояния представляют собой Страсти Христовы – от осуждения Христа на смерть до Его погребения. Совершая 14 стояний, верующие мысленно сопровождают Христа на Голгофу, размышляют о Его крестных муках и прославляют его подвиг.

Вспомним Крестный путь Христа и все 14 стояний. 1.Иисуса Христа осуждают на смерть. 2.На Иисуса Христа возлагают крест. 3.Иисус падает под бременем креста. 4.Иисуса Христос встречает свою Пречистую Матерь. 5.Симон Кириниянин помогает Христу нести крест. 6.Святая Вероника отирает Лик Спасителя. 7.Христос второй раз падает под бременем креста. 8.Христос утешает плачущих женщин. 9.Иисус падает под бременем креста в третий раз. 10.Иисуса Христа обнажают. 11.Иисуса Христа пригвождают ко кресту. 12.Христос умирает на кресте. 13.Иисуса Христа снимают с креста. 14.Погребение Иисуса Христа.

А теперь рассмотрим изображения. Мы сфотографировали их на внешней стороне костёла Непорчного Зачатия Пресвятой Богородицы в Москве.


Собор Непорчного Зачатия Пресвятой Богородицы в Москве


Иисуса Христа осуждают на смерть.


На Иисуса Христа возлагают крест.


Иисус падает под бременем креста.


Иисуса Христос встречает свою Пречистую Матерь


Симон Кириниянин помогает Христу нести крест


Святая Вероника отирает Лик Спасителя


Христос второй раз падает под бременем креста


Христос утешает плачущих женщин


Иисус падает под бременем креста в третий раз


Иисуса Христа обнажают


Иисуса Христа пригвождают ко кресту


Христос умирает на кресте


Иисуса Христа снимают с креста

Крестный путь в искусстве

Мы не собираемся углубляться в теологические рассуждения католического и православного толкования. Нас интересуют 14 стояний Крестного Пути с точки зрения изобразительного искусства. Ведь они встречаются не только в церквях. Подобные барельефы и картины нередко можно найти в собраниях знаменитых европейских музеев.

Уже больше двух тысяч лет художники обращаются к изображениям 14 стояний Крестного Пути. Современные мастера также не проходят мимо библейских сюжетов. Причём, католическая церковь благосклонно относится к весьма свободному изображению Крёстного Пути и вольной манере мастеров.

Мы не сильно подкованы в богословских вопросах. Каждый раз, рассматривая изображения 14 стояний, мы мучительно припоминаем – что означает тот или иной сюжет. Поэтому, небольшие пояснения к картинам нас чрезвычайно заинтересовали. Спешу поделиться с читателями нашим небольшим открытием.

В церковь могут заходить все

В переводе с греческого языка слово «церковь» означает собрание людей, которые последовали призыву или приглашению. Апостолы были призваны Иисусом Христом, поэтому он считается Главой Церкви. Храм называют домом Божьим, где собирается община для совместной молитвы и поклонения Всевышнему.

Если невоцерковленный человек изъявил желание зайти в храм, то он имеет право это сделать и священнослужители не препятствуют этому. Наоборот, они заинтересованы в том, чтобы неверующие люди приходили в церковь слушать Священное Писание, так как это располагает их сердца и многие становятся христианами, принимая Святое Водное Крещение. Даже если человек находится в состоянии алкогольного опьянения, это не является причиной для запрета входа в храм, если, конечно, не он устраивает дебош.

Иисус сказал, что нуждаются в нем не святые, а грешные, а поскольку храм — это дом Господень, то Он принимает каждого без исключения.

Однако существуют правила, которых необходимо придерживаться в церкви, как прихожанам, так и неверующим:

  • Не рекомендуется надевать в храм яркую и вызывающую одежду — это касается как мужчин, так и женщин.
  • Необходимо следить за поведением детей, чтобы они не бегали по церкви и не отвлекали собравшихся от богослужения.
  • Перед входом в храм стоит отключить мобильный телефон, а лучше вообще оставить его дома.
  • Поскольку в церкви многие прикладываются губами к иконам, девушкам необходимо посещать святое место без губной помады.

Кто такой протопоп Аввакум?

Путешествие Аввакума по Сибири. Картина Сергея Милорадовича. 1898 год — Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург

Лидер и идеолог старообрядческого движения, священник и писатель. В 1640-е годы он входил вместе с будущим патриархом Никоном в московский кружок ревнителей благочестия, участники которого хотели поправить ситуа­цию в стране, учредив строгое благочестие, и заставив общество почи­тать Бога и следовать религиозным предписаниям. Члены кружка не поддер­жали реформ: «ревнители благочестия» хотели отредактировать богослужеб­ные тексты по древнерусским православным образцам, а вовсе не по грече­ским. В знак протеста Аввакум написал челобитную царю, но поплатился за это. В 1653 году он был арестован, брошен в подвал Андроникова монастыря в Москве, потом сослан в Тобольск, а оттуда в Забайкалье.

Через десять лет Аввакум вернулся в Москву. К тому времени патриарх Никон уже был в опале, и Алексей Михайлович отнесся к Аввакуму куда более благожелательно. Но уже через год мятежный протопоп снова написал челобитную, в которой возмущался Русской православной церковью, и снова был сослан — на этот раз в Архангельскую область. В 1666 году его привезли в столицу и там расстригли, что вызвало большое народное возмущение.

В течение следующего года были казнены соратники Аввакума, а он наказан кнутом и сослан в Пустозерск, где прожил следующие 14 лет. В ссылке он написал большую часть своих сочинений, в том числе и знаменитое «Житие протопопа Аввакума», которое считается первой русской автобиографией.

Из ссылки Аввакум активно рассылал грамоты и послания, среди которых было письмо царю Федору Алексеевичу с критикой политики его отца и патриарха Иоакима. В результате в 1682 году Аввакума и некоторых его соратников сожгли в срубе.

Некоторые особенности

Правила посещения церкви для мужчин и женщин немного различаются. Но объединяет их одно, храм необходимо посещать с чистым сердцем и помыслами, оставляя весь негатив за воротами Дома Господнего.

Для мужчин

Перед походом в храм, мужчины должны знать следующие правила:

  1. На территории прихода запрещено сквернословить, курить и пребывать в нетрезвом состоянии.
  2. Одежда для посещения церкви должна быть чистая и ухоженная.
  3. Запрещено посещать Дом Господний в майках, спортивных костюмах и шортах.
  4. Перед входом на территорию прихода, мужчины обязаны снять головной убор.

Не допускается громко приветствовать знакомых и пожимать им руки.

Для женщин

Для женщин, правила посещения церкви немного строже, чем для сильной половины человечества:

  1. Женщины посещают церковь в юбках и платьях определенной длины, прикрывающих колени, с длинным рукавом. Если нет возможности переодеться, перед входом в церковь всегда можно найти специальную длинную юбку на запах, которую надевают поверх собственной одежды.
  2. Голова у девушек и женщин должна быть обязательно покрыта платком, косынкой или шалью.
  3. Не допускается перед походом в церковь использовать парфюмерные и косметические средства с резким запахом.
  4. Если женщина пользуется косметикой, то перед посещением храма, косметические средства используют по минимуму, а губы не красят вовсе.
  5. Не рекомендовано посещение храма женщинами и девушками в брюках, особенно с заниженной посадкой и коротким топом.

Совет! Если женщина в брюках зашла в церковь чтобы поставить свечку, и оставаться на службу не планирует, достаточно покрыть голову платком или шарфиком.

Историческое значение

Уже у таких ранних отцов Церкви и церковных писателей, как свт. Ириней Лионский, мч. Иустин Философ и Тертуллиан, можно встретить описание восьмиконечного Креста как наиболее исторически достоверного. Вслед за ними и свт. Димитрий Ростовский в своем обличительном «Розыске» утверждает, что нижняя косая перекладина указывает на дощечку, которую прибивали под ногами распинаемого человека в качестве опоры. С одной стороны, она помогала немного упереться ногами, дабы распятый, повиснув на руках, не задохнулся. С другой стороны, ее делали наклоненной, чтоб опора была неполноценной и мучения растягивались во времени.

Мнение церкви

Многие священнослужители утверждают, что не стоит снимать образ страданий Христа со своего тела без особой необходимости. Снятие креста на ночь также не рекомендуется деятелями церкви. Заметьте, что священники не рекомендуют снимать крестик и при медицинских операциях.

Крест – это символ православия. Но не нужно слишком превозносить значение креста именно как физического предмета. Главное – это вера и покаяние в душе. Однако крестик является частью веры, именно поэтому для верующих в Бога людей невозможен факт его снятия с себя.

Но необходимо уточнить, что снятие лишь по необходимым причинам (например, веревочка намокла, и ее нужно высушить) не считается чем-то ужасным. Такое возможно. Но если речь идет о снятии креста в смысле некоего отречения от веры разумом и душой человеческой, то этого делать не стоит.

Также важно понимать, что священнослужители могут совершенно по-разному отвечать на вопрос: допустимо ли снимать нательный крестик. Но большинство из них заявляет, что он символизирует Бога в некотором смысле

Для человека важно наличие материального предмета, чтобы в случае необходимости посмотреть на крестик и вспомнить о Господе, заповедях и о жизни праведной.

Дополнительная информация. Ранее воцерковленные люди рисовали или наносили татуировки с изображением креста на свое тело. Эта необходимость существовала в годы СССР или в периоды гонений на христиан. Такая мера нужна была для того, чтобы символ распятия всегда оставался с человеком, пусть даже и не в виде железного креста.

Если вы пришли в церковь в первый раз

Как правильно вести себя в церкви при первом посещении: 

к приезду в храм необходимо правильно подготовиться

Проснувшись утром, умойтесь, а затем зажгите лампаду и помолитесь Всевышнему: поблагодарите Господа за мир и покой;
обратите внимание на свой внешний вид. В Божий дом запрещено надевать шорты, джинсы и короткие юбки

Женщинам нельзя приходить в церковь в брюках. На голову повяжите шарф или платок; откажитесь от яркого макияжа. Мужчины, заходя в церковь, наоборот, головные уборы снимают. Ваша одежда не должна давать другим людям поводов для смущения и соблазнов. Не допускаются оголенные участки тела;
собираясь в храм, многие абсолютно не задумываются о том, можно ли перед этим есть. Если поступать по религиозным правилам, в церковь необходимо приходить только натощак. Исключения разрешаются для беременных женщин и людей, страдающих серьезными заболеваниями;
в различных средствах массовой информации часто встречается точка зрения о том, что в храм не нужно заходить с сумками. Однако если для этого есть необходимость, делать это не возбраняется;
входят в церковь с обязательным поклоном: поклониться необходимо трижды;
заранее дома следует приготовить деньги на свечи и церковные сборы: неудобно их менять в самом храме. Это будет всем мешать.

Входим в храм с благоговением

Мужчинам обнажить голову необходимо заблаговременно. Входя в святыню, нельзя брать с собой мороженое, жевательную резинку и другие продукты. Накануне истинно верующие не принимают пищу, ограничение не распространяется лишь на тех, кто не может сделать этого по состоянию здоровья. Соблюдать достойное поведение необходимо уже на всей территории храма, а не только в здании церкви. Недопустимо шуметь, сквернословить или выбрасывать мусор, который оказался в руках. Сотовый телефон следует поставить на беззвучный режим и не пользоваться им во время богослужения.

Перед входом необходимо трижды осенить себя крестным знамением, стоя лицом к иконе на фасаде церкви. При этом следует проговорить слова молитвы, которую легко запомнить. Перекрестившись и сделав поясной поклон, можно произнести:

После второго крестного знамения:

В третий раз следует произнести:

Если нет возможности запомнить, будет правильным просто произнести: «Господи, помилуй».

Ориентирование по прочим признакам

На отдельно стоящих деревьях ветви, как правило, гуще и длиннее на южной стороне. Этим способом нельзя пользоваться там, где часто дуют сильные ветры одного направления. На южной стороне ствола дерева смолы гораздо больше, чем на северной. По стволу с северной стороны дерева от земли чуть ли не до самой вершины тянется тёмная полоса. Она хорошо заметна на фоне более светлой коры, например, на сосне. Образуется эта полоса от застоя влаги. Кора деревьев намокает вся, но с других сторон она просыхает, а на северной держится долго. На северной стороне кора дерева часто покрыта мхом и лишайниками, она темнее и грубее, чем с южной (особенно заметно у березы).

Крупные камни с северной стороны у основания обрастают мхом. Муравейники обычно расположены с южной стороны дерева, пня или куста; южный скат муравейника более пологий, чем северный.

Трава весной на северных окраинах полян более густая, чем на южных. Если же взять отдельно стоящие деревья, пни, столбы, большие камни, то здесь, наоборот, трава растёт гуще с юга от них, а с севера дольше сохраняется свежей в жаркое время года. На пнях, где можно различить годовые кольца, можно определять направление на север. С северной стороны годовые кольца ближе расположены друг к другу, а на южной стороне расстояние между ними значительно больше. Разумеется, по одному дереву или муравейнику судить рискованно, и надо пересмотреть их несколько.

На лесной поляне ягоды (земляника, брусника, черника, голубика) начинают вызревать со стороны солнечного света. Головки всем известных растений — подсолнечника и череды всегда повёрнуты к солнцу. Эти растения очень светолюбивы, поэтому, если даже солнце скрыто за облаками, они всё равно «смотрят» в его сторону: на восток (7–8 часов), на юг (в 13–14 часов), на запад (19–20 часов).

Снег около скал, больших камней, пней и т.д. оттаивает быстрее с южной стороны, сильнее освещаемой лучами солнца. В оврагах, лощинах, ямах он быстрее оттаивает с северной стороны, потому что на южные края углублений не попадают прямые лучи солнца, падающие с юга. Такое же подтаивание можно наблюдать даже в следах человека или животных, оставленных на снегу. У северной опушки леса почва освобождается из-под снега иногда на 10–15 дней позднее, чем у южной. В марте-апреле вокруг стволов отдельно стоящих деревьев, пней и столбов в снегу образуются лунки, вытянутые на южном направлении. Весной на обращённых к солнцу склонах во время таяния снега образуются вытянутые к югу выступы — «шипы», разделённые выемками, открытая часть которых обращена на юг.

Поклоны и Крестное знамение

Итак, приближаясь к храму, необходимо кланяться и креститься. Но и внутри церковного помещения эти действия повторяются в определенных ситуациях. Во время службы творите поклоны и креститесь синхронно с другими верующими. При славословиях Иисусу и Троице нужно творить святой крест, это же действие повторяется при возглашениях «Подай, Господи» либо «Господи, помилуй».

Завершая либо начиная чтение молитвы, обязательно креститесь. Перед установкой свечи или приближением к иконе следует поклониться. Крестное знамение нужно наносить медленно, без неуместной в церкви спешки. А вот рекомендации по грамотному наложению креста:

  1. Использовать нужно средний, указательный и большой пальцы.
  2. Накладывается крест правой рукой.
  3. Сначала пальцы касаются лба, затем — живота, правого и левого плеча.
  4. Завершается действие поясным поклоном.

Миф № 4. Несколько крестов — лучше, чем один.

Часто можно увидеть, что люди надевают на себя и крест, и иконку, и ладанку. На одной руке браслет с иконками, на другой браслет с крестом, на поясе повязка с молитвой… Но это прямое язычество. Человеку кажется, чем больше он на себя чего-то наденет, тем больше у него будет защита. Так думали язычники — чем больше я жертв богам принесу, надену амулетов, тем лучше боги будут меня оберегать.

Православный христианин понимает, что нательного креста вполне достаточно. Не надо его чем-то «усиливать». Как говорит сейчас продвинутая молодёжь, не надо «апгрейдить». Достаточно одного нательного креста. А два, три креста — абсолютно ни к чему. Ведь тогда получается, что человек не верит в силу своего креста.

В первые века христианства крест на груди носили лишь внутри медальона. Это было связано с невозможностью открыто исповедовать свою веру. Нередко вместо креста на внутренней части медальона изображался Агнец. Например святитель Григорий Великий, папа римский, в VI веке послал королеве Ломбардской Феоделинде два плоских медальона с изображением на них распятия для ношения на груди.

Однако в актах VII Вселенского Собора, проходившего в XVIII веке, (акт 4-й) говорится, что мученик Прокопий (умер в 303 году), пострадавший при Диоклетиане, носил на шее крест, наполовину золотой, наполовину серебряный. То же известно о христианском воине мученике Оресте (умер в 304 году).

О нательном кресте, даваемом младенцам в таинстве Крещения, говорит в IV веке святитель Иоанн Златоуст. Порицая неразумных женщин, возлагавших на крещёных младенцев амулеты, он писал: «Не следует возлагать на младенцев ничего, кроме спасительного креста».

Кресты всегда было принято христианами носить под одеждой. Поверх неё их надевали только духовные лица или князья.

Миф № 6. Нельзя поднимать чужой нательный крест и тем более носить его, смена нательного креста — это смена судьбы.

Когда я ещё не был священником, то, бывало, находил нательные кресты. Я просто относил их в храм. Там прекрасно знают, что с ними делать. Если ты нашёл крест — ни в коем случае нельзя пройти мимо, чтобы святыня не попиралась ногами. Нужно забрать его и принести в тот храм, в который ты ходишь, отдать священнику либо в иконную лавку.

А суеверия, что я нашёл крест и взял на себя чьи-то грехи или изменил судьбу — это из области магии. Христианство вообще отрицает понятие судьбы. Свою жизнь человек строит сам. Человек — абсолютно свободное творение Бога. Он волен выбирать, идти ему влево или вправо, творить зло или добро.

Говоря о судьбе, мы говорим о каком-то преопределении в своей жизни. Это ошибка. Предопределения нет. Есть дары, которые Господь даровал каждому человеку при его рождении. Один хорошо рисует, другой хорошо пишет, третий прекрасный математик. Этот дар зависит только от тебя — либо ты будешь его развивать, либо закопаешь в землю. Это и есть твоя судьба.

Мы недавно в Евангелии читали притчу о талантах — кто-то их приумножил, а кто-то зарыл в землю. Те люди, которые свои таланты приумножают, имеют счастливую жизнь, а те, кто закапывают — несчастную. Но зависит это не от Бога, а от самого человека.

Когда мы говорим «не сложилась жизнь» или «не сложилась судьба», то прежде всего нужно посмотреть на поступки этого человека, как он распорядился теми дарами, которые давал ему Господь. А нательный крест к этому абсолютно никакого отношения не имеет. Это знамя нашего спасения. К твоей судьбе имеешь отношение только ты сам — твои дела и поступки.

Если ты надел на себя сегодня один крест, а завтра другой, и у тебя что-то в жизни пошло не так, то крест здесь ни при чём. Ищи проблему в своей жизни. Анализируй свои действия и поступки и делай выводы.

Собираемся в церковь

Вопрос о том, как правильно войти в церковь, может показаться устаревшим. Все мы мало-мальски, но сталкиваемся с христианскими традициями. Женщины знают, что в храм нужно идти в платке. А мужчинам, наоборот, положено входить под своды церкви без головного убора. Об одежде и прочих дополнениях можно и не знать, мол, в храм идут к Богу, а Он смотрит на наши сердца, а не на джинсы и футболки.

Давайте разбираться в данном вопросе. Господь сказал, что не должно на женщине быть мужской одежды. Излюбленные наши брюки и джинсы, хотя и вошли прочным образом в дамский гардероб, изначально не являлись женской одеждой. Они были предназначены для мужчин. Поэтому собираясь посетить храм, просто следуйте данным правилам:

  • Женщине необходимо надеть юбку или платье. Причем юбка должна быть достаточно длинной — по колено или ниже.
  • Стоит одеваться скромно, максимально закрыто. Футболки с короткими рукавами, кофты с декольте, прозрачные блузы оставьте для выхода в свет. Церковь — дом Божий, сюда уместнее надеть закрытую рубашку с длинным рукавом, нежели вызывающую блузку.
  • Пожалуйста, воздержитесь от использования губной помады. Надумаете приложиться к иконам, а нельзя будет — запачкаете образ. В идеале при посещении храма нежелательно пользоваться косметикой вообще.
  • Как входить в церковь мужчинам, что надевать? Никаких шорт, маек, борцовок и прочих открытых одежд. Джинсы или брюки, рубашка с длинным рукавом, в холодное время года — свитер или джемпер. Скромно, просто и без особых проблем, ибо перечисленная одежда есть у любого мужчины.
  • И снова о женщинах. Во время нечистоты (критических дней) нельзя ходить в храм. Выждите неделю, как это положено церковным уставом, а потом смело отправляйтесь в дом Божий.
  • Собираясь на службу, приходите заранее, минут за 15-20 до начала. Успеете спокойно написать и подать записки, купить свечи, приложиться к иконам. Если опоздали на службу, то тихонько встаньте на одном месте, не надо ходить по храму, прикладываясь к иконам. Это можно сделать после службы.

Войти на сайт

Оригинал взят у rodline в Храмы и сакральная география. Ориентация по сторонам света. Храмы Митры.Солнце встает на Востоке, заходит на Западе. Звезды вращаются по ночному небу, проходя один и тот же путь по окружности, в центре которой стоит Полярная звезда. Самое тепло или жара приходится на середину дня, когда солнце находится на юге. Так или иначе, жизнь всегда была связана с этими Вселенскими процессами. Это понимание с детства приходит к каждому и, я, априори, совершенно естественным считал использовать как инструмент, для исследования прошлого, оси объектов, доживших до наших дней. Стороны света также лежат в основе системы координат, позволившей человеку определять и описывать свое положение в пространстве и, таким образом, ориентироваться относительно других объектов. Даже умерших хоронили, в зависимости от религиозной традиции, на север, юг, восток и запад. Уже этот факт показывает, что география была сакральной изначальна. ( Collapse ) Христианство. У христиан принято молиться лицом на восток. Одно из имен Христа — Восток. Христианские храмы ориентированы осью «вход-алтарь» с запада на восток. Поэтому осевая иконостаса (левая и правая его двери носят названия «северных и южных врат»), перпендикулярна оси храма и смотрит с юга на север. Именно эта осевая и является требуемым для работы инструментом. Этими осевыми я и искал север, который в разное время, как оказалось, зодчие находили в различающихся направлениях из-за смены, прыжка, rotation, пасхи полюсов. Зороастизм. Основатель зороастризма, Заратустра в поисках мудрости пришел на юг и был приобщен к Божественной мудрости, явившимся к нему с юга, Воху-Маном (Добрая мысль), который был воплощением Владыки Мудрости (Ахура-Мазды). Пытаясь погубить Заратуштру, от северной страны, от северных стран, примчался Ангра-Манью (всеотрицающий дух, прародитель лжи, несправедливости и беззакония), полный смерти. Отсюда хорошо видно, почему персам была свойственна сакральная южная ориентация. Жертвоприношения совершаются жрецом, обращенным лицом на юг. Все зороастрийцы, вплоть до наших дней, молятся лицом на юг. И их сакральная география, соответственно, определяет ось храма — с севера на юг. Посмотрим на какой север сориентированы храмы Митры в Иране и Армении. Первый храм — Кооба Зороастра (29°59′18″ с. ш. 52°52′26″ в. д.), в Иране.


Север при строительстве этого сооружения был расположен, как это можно увидеть чуть ниже, в Гренландии. И второй храм Митры в Гарни, Армения:


Тот же результат. Полюс в Гренландии.


Итак, на момент закладки двух древнейших храмов Митры зороастрийцы молились спиной к Гренландии, где как мы с вами знаем жила Снежная Королева или Ангра-Манью (всеотрицающий дух, прародитель лжи, несправедливости и беззакония), полный смерти. Ссылка на файл KMZ: «храмы Митры на позапрошлый полюс». Полнее информацию про здания ориентированные на полюс в гренландии можно посмотреть здесь и здесь.

Описание внутреннего строения храма

План современного православного собора основан на ветхозаветных канонах храмовой архитектуры. Сегодняшняя церковь имеет вид древней скинии и точно так же поделена на три основные составляющие: притвор, среднюю часть, алтарь.

Притвор

Располагается на западе и представляет собой преддверие средней части храма. Перед входом в него имеется небольшая возвышенность, носящая название паперть. Раньше здесь стояли оглашенные, так как до принятия крещения внутрь церкви им входить не позволялось. Позднее притвор стали использовать для некоторых божественных служб: литии, обручения, оглашения, очищения родильниц.

Внутреннее устройства христианского дома

Основная, или средняя часть

Это внутреннее помещение храма, где находятся все прихожане и проводятся основные священнодействия. Оно поделено на несколько зон, каждая из которых имеет свое значение.

Солея

Представляет собой низенькую ступеньку перед иконостасом, на которой во время службы стоит батюшка. Солея предназначена для того, чтобы участников богослужений было хорошо видно даже с дальнего конца храма. Особо значимой она была в древние времена, когда церкви плохо освещались и были слишком тесными, чтобы прихожане могли узреть священников, читающих молитвы.

Амвон

Являет собой продолжение солеи и имеет округлую, слегка вытянутую форму. Располагается амвон перед Царскими Вратами, прямо по центру иконостаса. На этом возвышении батюшка произносит проповеди, оглашает прошения, читает Святое Писание. По бокам амвона устроены небольшие ступеньки, по которым можно подняться к иконостасу.

Клирос

Здесь во время богослужений располагается церковный хор вместе с чтецами. Если храм большой, клиросов может быть несколько. Они, как правило, строятся там, где заканчивается солея, по обеим сторонам от входа в алтарь. Для каждого хора предназначен свой клирос, однако при повседневной службе певчие поют с одного места.

Иконостас

Это второй по важности элемент внутреннего убранства православного храма после алтаря. Он призван представить церковь как место сбора всех святых, возглавляемых Создателем

Сооружение представляет собой большую стену со святыми ликами, расположенными в строго определенном порядке:

  • на Царских Вратах изображается Благовещение Царицы Небесной вместе с иконами четырех апостолов, написавших Евангелие;
  • справа висит образ Спасителя;
  • за ним располагается икона, по имени которой освящен собор;
  • слева от Царских Врат располагают лик Пресвятой Девы Марии и самого почитаемого святого угодника;
  • на дополнительном входе в алтарь пишутся Архангелы;
  • над Благовещением изображается Тайная Вечеря, рядом с которой находятся образы двунадесятых празднеств;
  • над иконостасом располагается распятие;
  • рядом пишется лик Царицы Небесной и Иоанна Богослова.

Иконостас может состоять из неограниченного количества рядов, где вешают иконы Богоматери, разных святых или сцен из Святого Писания.
Совет автора

Алтарь

По традиции храмового зодчества его всегда устраивают на востоке, обращая к восходу небесного светила. Состоит он из нескольких частей:

  • Святого Престола, где совершаются Таинства;
  • небольшого возвышения в задней части для креста и семисвечника;
  • жертвенника, на котором подготавливаются Священные Дары;
  • маленьких помещений, где хранятся праздничные ризы и церковная утварь для богослужений.

Основной частью алтаря является Святой Престол, который выглядит, как массивный квадратный стол, изготовленный из прочного камня или дерева. Метафорически он принадлежит самому Всевышнему. С него подается духовная пища, которая может вкушаться всеми верующими, с какой стороны света они бы ни пришли.

Схематическое изображение алтаря

Во время возведения церкви под Престол обязательно закладывают мощи святого. После освящения собора алтарь начинает символизировать Небесное Царство на земле и ассоциируется с райскими образами. Входить сюда разрешено только священникам, ведущим богослужение, или же Божьим помазанникам. Обычным прихожанам проход через Царские Врата строго запрещен.

Храм Господень, коим является здание православной церкви, имеет очень сложное строение. Современная православная архитектура берет свое начало с раннехристианских времен, а потому каждый элемент внутри или снаружи храма имеет глубокий сакральный смысл.