Этнический состав населения: что это такое, сколько этносов в мире

Содержание

Племя, народность, нация — это что такое? Содержание понятий

Чтобы избежать этого, со временем сформировалась этническая общность — род. Роды формировались на основе вступивших в родственный союз между собой нескольких семейств. Долгое время родовой уклад был наиболее распространенным. Однако с увеличением численности представителей рода снова возникала опасность кровосмешения, требовалась «свежая» кровь.

Все они существовали в определенный исторический период, однако позже изменились под воздействием внешних и внутренних факторов. При этом такие виды, как род, клан и племя в цивилизованном обществе давно исчезли или остались в качестве традиции. В некоторых местах на планете они до сих пор существуют.

Типы общностей

Этническая общность является собирательным понятием, и может иметь самые разные формы, в зависимости от количества ее участников и некоторых внешних факторов (рисунок 2).

На данный момент основными вида этнических общностей принято считать:

  1. Племя: самая древняя форма общности. Подобное объединение было характерно для первобытных людей. Основная характеристика – наличие кровных связей между участниками либо существование одного общего предка. Кроме того, племена могут объединяться по религиозному признаку, общему разговорному диалекту или территорией проживания.
  2. Народность: принадлежность к определенной народности определяется более-менее равномерным этническим составом. Учитывая такую классификацию, для данной формы этнической общности характерны не только общие социальные признаки, но и общность психологии и сознания.
  3. Нация: имеет достаточно внушительные различия в сравнении с предыдущими типами. В первую очередь следует учитывать, что принадлежность к определенной нации определяется территорией проживания и гражданством. Другими словами, представители разных народностей, проживающих на территории одного государства, будут относиться к одной нации.

Рисунок 2. Классификация объединений людей

Отдельно также выделяют понятие этнографической группы. В данном качестве может выступать как отдельная семья, так и сравнительно большая группа людей, принадлежащих к одной нации и разговаривающей на одном языке. При этом представители данной группы имеют свои отличительные особенности в быту и традициях, хотя могут относиться и к совершенно другой нации. Яркий пример этнографической группы – казаки.

Примеры этнического разнообразия в мире

По всему южноамериканскому региону и испано-американским странам сосуществует большое количество культур и этнических групп, поэтому существует большое этническое разнообразие.

Есть люди коренного происхождения, но также европейского, африканского или азиатского происхождения. В зависимости от страны, в которой мы находимся, существуют различия в этническом разнообразии страны..

Есть много стран, в которых этнические группы объединились и породили расу метисов, таких как люди, которые имеют европейскую кровь с коренной, африканской или азиатской кровью..

Карибский бассейн и Мексика

В таких регионах, как Карибский бассейн, большая часть населения имеет европейскую или африканскую кровь. В отличие от Мексики, в которой проживает большинство коренных и европейских кровей. Это этническое разнообразие отражается на физических характеристиках населения.

Аргентина

Например, в Аргентине европейское происхождение населения очевидно. 85% населения европейского происхождения, в основном итальянцы, а остальные 15% — из коренной крови.

Колумбия

Колумбия — одна из стран с наибольшим этническим разнообразием в мире. Благодаря своему географическому положению он находится на пороге межкультурности.

Существует до 84 коренных этнических групп и 3 большие группы, отличающиеся от населения. Коренные этнические группы расположены и преобладают, прежде всего, в сельской местности, с более высокими показателями в Гуахира, Путумайо и Амазонас.

Население, являющееся потомком африканской этнической группы, составляет более 10% от общей численности населения страны. Мы также находим людей цыганской национальности, которые достигают до 5000 человек..

Колумбия считает, что множественность этнических групп представляет собой источник национальной гордости. Богатство нематериальной культуры в Колумбии высоко благодаря количеству индейских и креольских языков, таких как банде, паленкеро и романский.

Эквадор

В Эквадоре около 80% населения составляют метисы. Признано до 13 коренных национальностей, среди которых чачи, цахила, амазонские кичуас, ава, эпера …

Только в амазонском регионе этой страны насчитывается девять признанных родных языков. Прибытие до 13 по всей стране. Язык Запара также был объявлен объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Перу

В Перу насчитывается до 76 этнических групп, которые сосуществуют на их территории, где мы находим смеси андских культур по всему региону Анд, которые продолжают сохранять свои обычаи и культуру на протяжении многих лет, включая многие племена, в которых, как представляется, глобальное присутствие общества еще не пришло.

ссылки

  1. ПАРЕХ, Бхиху. Переосмысление мультикультурализма: культурное разнообразие и политическая теория.этносы, 2001, том. 1, а не 1, с. 109-115.
  2. COX, Taylor H.; Блейк, Стейси. Управление культурным разнообразием: последствия для организационной конкурентоспособности.Исполнительный, 1991, р. 45-56.
  3. ОГБУ, Джон У. Понимание культурного разнообразия и обучения.Педагог-исследователь, 1992, вып. 21, а не 8, с. 5-14.
  4. FEARON, Джеймс Д. Этническое и культурное разнообразие по стране.Журнал экономического роста, 2003, вып. 8, № 2, с. 195-222.
  5. RIGGINS, Стивен Гарольд (ред.).Средства массовой информации этнических меньшинств: международная перспектива. Sage Publications, 1992.
  6. ЗЕЛЕНЫЙ, Джеймс У.Культурная осведомленность в сфере социальных услуг: многоэтнический подход. Прентис Холл, 1995.
  7. ATKINSON, Дональд Р.; МОРТЕН, Джордж; Сью, Derald Wing.Консультирование американских меньшинств: межкультурная перспектива. Brown & Benchmark, 1979.

Виды социально-этнических общностей

Племя – этническая группа, характерна первобытному строению общества, основанной на кровном единстве. Племя закрепляло за собой территорию и включала в себя кланы и роды. Религиозное мировоззрение (фетишизм, тотемизм и т.д.), наличие языковой формы общения, зачатки политики (старейшины, вожди и т.д.) объединяли людей в группе. Племя имело организацию, в виде главы племени и совета, принимающих решения жизнедеятельности племени.

Народность– берёт своё начало со временем распада родоплеменной организации, где основа лежит не в кровном родстве, а в территориальной форме. Главными характеристиками народности выступает развитие экономического уклада, создание фольклора и культурных особенностей в виде сказаний, примет, легенд, мифов. Народности свойственны: письменный язык, образ жизнедеятельности, конфессиональное сознание.

Нация – развитый тип этнической общности, где главными чертами выступают территориальное единство, развитая экономическая жизни, этническое самосознание. Нации сформировались из племён и народностей во времена капиталистических отношений.

Этногенез– формирования этноса. Различают 2 подхода к изучению наций:

  1. Естественно-биологический был предложен Гумилёвым, заключается в том, что этнос представлен результатом географического развития.
  2. Социокультурный подход предложен Сорокиным, главная идея состоит в сложном строении нации, которое разделяется на социальные элементы.

Этническая стратификация – выражение неравенства в социально-этнических рамках, связанное с финансовым обеспечением, уровнем образования, статусом и престиже, иерархичности общества.

Особенности этнической стратификации заключаются в отличиях страт и минимальной подвижностью в них, этнос представлен эталоном и идеалом, противопоставление групп, разные объёмы власти.

Этнические стереотипы – комплекс убеждений и представлений о том или ином этносе, позволяющих разделять нации и воспринимать их шаблонно, соответственно предубеждениями (эстонцы – медлительные, украинцы – всё время едят сало).

Этнические предрассудки – в эту категорию относятся нетолерантные формы поведения (расизм, антисемитизм и т.д.)

Этноцентризм – взгляды на этнос, согласно которым свой этнос представляется главенствующим, идеальным. Этноцентризм оказывает сплочающее действие и формирует национальное самосознание. Конечные формы этноцентризма представлены национализмом.

Этническая дискриминация – преследование людей по этническому признаку.

Смотрите также:

  • Социальные группы
  • Молодёжь как социальная группа
  • Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения

Сравнительная таблица

Этнос раса
Определение Этническая группа или этническая принадлежность — это группа населения, члены которой идентифицируют себя на основе общей национальности или общих культурных традиций. Термин «раса» относится к концепции разделения людей на популяции или группы на основе различных наборов физических характеристик (которые обычно являются результатом генетического происхождения).
Значимость Этническая принадлежность означает общие культурные особенности и общую историю группы. Некоторые этнические группы также имеют общие языковые или религиозные черты, в то время как другие имеют общую историю группы, но не общий язык или религию. Раса предполагает общие биологические или генетические признаки, будь то фактические или утвержденные. В начале 19-го века расовым различиям приписывали значение в областях интеллекта, здоровья и личности. Нет никаких доказательств, подтверждающих эти идеи.
генеалогия Этническая принадлежность определяется с точки зрения общей генеалогии, фактической или предполагаемой. Как правило, если люди считают, что они происходят из определенной группы и хотят быть связанными с этой группой, то они фактически являются членами этой группы. Расовые категории происходят из общей генеалогии из-за географической изоляции. В современном мире эта изоляция была разрушена, и расовые группы смешались.
Отличительные Факторы Этнические группы различаются по-разному от одного периода времени к другому. Они обычно стремятся определить себя, но также определяются стереотипами доминирующих групп. Предполагается, что расы различаются по цвету кожи, типу лица и т. Д. Однако научная основа расовых различий очень слаба. Научные исследования показывают, что расовые генетические различия слабы, за исключением цвета кожи.
Национализм В 19 веке развивалась политическая идеология этнического национализма — создание наций на основе предполагаемого общего этнического происхождения (например, Германия, Италия, Швеция …) В 19 веке концепция национализма часто использовалась для оправдания доминирования одной расы над другой в конкретной нации.
Правовая система В последние десятилетия 20-го века в США и в большинстве стран правовая система, а также официальная идеология запрещали дискриминацию по этническому признаку. В последние десятилетия 20-го века правовая система, а также официальная идеология подчеркивали расовое равенство.
конфликты Часто жестокие конфликты между этническими группами существовали на протяжении всей истории и во всем мире. Но на самом деле большинство этнических групп в большинстве стран мирно уживаются друг с другом. Расовые предрассудки остаются постоянной проблемой во всем мире. Однако в 21-м веке расовых конфликтов меньше, чем в прошлом.
Примеры конфликтов Конфликт между тамильским и сингальским населением в Шри-Ланке или народами хуту и ​​тутси в Руанде. Конфликт между белыми и афроамериканцами в США, особенно во время движения за гражданские права.

Современные тенденции развития наций

Сегодняшнее общество основано на наивысшей форме процесса развития определенного этноса – нации. Современная цивилизация включает около 5 тысяч этносов, и их количество интенсивно прирастает.

Базовыми признаками современной нации являются:

  • государственность;
  • развитая экономическая система;
  • социальные отношения;
  • общегражданское сознание и самосознание как результат развития всех сфер взаимоотношений внутри общности;
  • национальный менталитет (национальный характер) как унифицированная форма восприятия культуры, традиций, национальных особенностей, образ мышления, ценности.

Россия многонациональна: насчитывается десяток малых рас, более 130 наций, народностей и малых этнических групп.

В современном обществе существуют две кардинально противоположные тенденции развития наций:

  • межнациональная дифференциация – ситуация противостояния и разделения наций и народов в рамках всех сфер жизни общества;
  • межнациональная интеграция – процесс объединения наций и народов через взаимодействие.

На ведущее место выходит глобализация как исторический процесс сближения наций, при котором постепенно утрачиваются границы и все нации объединяются в единую цивилизованную систему.

Социальные отношения

  • 10 сложных планов по блоку «Социальные отношения»
  • Основные термины по блоку «Социальная сфера»
  • Понятие, виды и функции социальных институтов
  • Всё о социальных группах и организациях

Эссе по обществознанию

  • Топ-50 примеров эссе по темам (высказываниям)
  • Структура, план, шаблон для эссе
  • Аргументы для эссе по всем темам
  • Клише для эссе по любому высказыванию
  • Критерии оценивания эссе
  • Как писать эссе по обществознанию с нуля?

ЕГЭ по обществознанию

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами
  • 50 примеров сложных планов по блокам
  • Список нормативных правовых актов для ЕГЭ
  • Как подготовиться к ЕГЭ и не сойти с ума?
  • Помесячный план подготовки к экзамену
  • Как правильно решать задание с определением

ОГЭ по обществознанию

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами

Выбери ответ

Диаспоры и национальные меньшинства

Диаспоры образуются за счёт добровольного переселения (миграции), насильственного выселения, угрозы геноцида и иных социальных факторов.

Диаспора — значительная часть этноса, живущая вне исторической родины.

Примером ненасильственного формирования диаспоры выступает русский этнос. Ни одному народу на свете не удалось изгнать русских с исторической родины — России. Зато русские добровольно и большими партиями покидали её начиная с XVII в. Крупнейшая в мире российская диаспора насчитывает 25—30 млн человек. В это число входят, во-первых, российские граждане, постоянно проживающие за рубежом. На учёте в консульских учреждениях сегодня состоят около 1,2 млн таких граждан. Однако это число вбирает только 15—20% всех реально постоянно проживающих за рубежом. То есть число сограждан за рубежом составляет до 8—10 млн человек. Другая группа — это выходцы из Российской Федерации, чьи корни находятся в России. Ещё 10—15 лет назад назывались цифры 35—40 млн человек. Но часть из них за последние 15 лет вернулись в Россию. Федеральный закон 1999 г. «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом» устанавливает, что «соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нём и обладающие признаками общности языка, религии, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии».

Еврейский этнос — это, пожалуй, самый «распылённый народ» в мире. Его диаспоры разбросаны по всему миру. Хотя некоторые диаспоры образовались добровольно, большинство случаев или, по крайней мере, самые известные следует отнести к насильственной миграции. Евреи почти две тысячи лет прожили за пределами своей этнической родины Палестины, откуда их в I в. н. э. выселил после восстания римский император Тит Веспасиан. Однако они не перестали быть евреями и вне Палестины, сохранили себя как этнос и смогли возродить еврейское национальное государство в середине XX в.

Диаспора — это начальный этап формирования национального меньшинства.

Под национальным меньшинством надо понимать отдельную часть этноса, оказавшуюся за пределами проживания его основной, главной части или за пределами одноимённого государства. Национальные меньшинства также именуют этническими меньшинствами.

Этническое меньшинство подразумевает, что где-то существует одноимённое этническое большинство, т. е. основная часть этого этноса.

В России меньшинствами являются, например, греки (так как есть страна, именуемая Греция), армяне, грузины, чехи, казахи, узбеки и т. д. В то же время русские являются этническим меньшинством, например, если они постоянно проживают в Венгрии, Германии, Франции, а после распада СССР стали этническим меньшинством во всех бывших республиках СССР. Хотя в Казахстане их доля не так уж и мала, в самом начале она составляла 37% и превышала долю казахов. Поэтому для такого случая был специально изобретён термин «иноэтничное большинство». Тем не менее казахи, численно уступавшие русским, были признаны титульным этносом, а русские нет.

Титульный этнос — этническая группа, название которой совпадает с названием государства.

Изучение проблемы национальных меньшинств впервые было поставлено на научную основу в США, где белое население, составляющее большинство, натолкнулось на сопротивление, которое им оказывало чернокожее население страны, находившееся в численном меньшинстве.

Поскольку Америка на протяжении всего XX столетия продолжала притягивать десятки миллионов мигрантов со всех концов света, то к концу XX в. численность всех белых и всех небелых почти выровнялась. Более того, доля первых стала сокращаться, а доля вторых интенсивно нарастать. Американские специалисты по этнологии стали поговаривать о том, что вскоре белые станут в США этническим меньшинством.

Не всегда выяснить вопрос о том, кто является меньшинством, а кто большинством, просто. Иногда большая часть этноса проживает за пределами территории или государства, одноимённого с этим этносом. Так, например, численность татар в Российской Федерации превышает 5,6 млн человек, однако в самом Татарстане их проживает менее 2 млн. Нетрудно заметить, что большая часть татар живёт за пределами одноимённого государственного образования. Всего же в мире больше 6,6 млн татар.

Историческое развитие

Если рассматривать развитие этнической общности глобально, следует уточнить, что на формирование определенных признаков нации влияет огромное количество факторов (рисунок 3).

Современная наука выделяет два основных подхода к формированию этнических общностей: социокультурный и естественно-биологический. Несмотря на некоторые неточности каждой теории, они имеют право на существование.

Процесс формирования любой формы этноса называют этногенезом, причем, в зависимости от подхода, будут меняться и факторы формирования национальности или этноса.

С точки зрения естественно-биологического подхода, этническая общность формируется под воздействием таких факторов:

  1. Этнос является не социальным явлением, а всего лишь результатом развития группы людей, проживающей в одной географической местности.
  2. Любой этнической общности свойственны фазы подъема, расцвета, упадка и гибели.
  3. Основной развития этнической общности является пассионарность, то есть стремление самых талантливых людей к изменению своего окружения.

Сразу следует уточнить, что понятие пассионарности было разработано известным российским ученым Гумилевым, и оценивается неоднозначно.

Рисунок 3. Исторические аспекты оказывают сильное влияние на все этнические общности

Согласно учению П. Сорокина, в основе формирования любой этнической общности лежит социокультурный аспект, который приводит к переустройству социума, формированию новых традиций и изменению основ менталитета.

Интересные факты о современных этносах, видах

С развитием человечества огромное количество наций пережило все этапы эволюции этноса: от рода к нации. Именно это привело к образованию известных нам наций и государств. Стоит отметить, что идеология фашизма призывала с течением времени уничтожить другие нации, но история показала, что на всем протяжении существования человечества любая народность без взаимодействия с другой вырождалась.

Таким образом, если бы на планете остались только чистокровные арийцы, то это неминуемо привело бы через несколько поколений к огромному количеству наследственных заболеваний.

Примечателен и тот факт, что израильтяне развивались не по общей схеме – от семьи к нации. Все дело в том, что по жизненному укладу они относились к типичным кланам, где был общий предок – Авраам; имелось кровное родство между всеми людьми. Но внезапно, то есть за несколько поколений израильтяне смогли сформировать целое государство с четкой правовой системой и экономическими взаимоотношениями. Но все же они сохранили настоящую клановую систему, и только в редких случаях допускаются родственные связи с другими представителями народностей. С таким подходом к жизни евреев впереди ждало вырождение. Но этого не случилось, потому что возникло христианство, которое разделило эту нацию на два лагеря, враждебно относящихся друг к другу. На сохранение нации повлияло и разрушение государства, которое привело к рассеиванию народа.

Взгляды и самосознание народностей очень удивительны и порой не поддаются объяснению. Например:

  1. Дети южноафриканской народности на руках матери или отца проезжают больше семи тысяч километров.
  2. Исландцы догадались использовать тепло от вулканов для обогрева своих жилищ.
  3. В Российской империи монарх держал в руках скипетр, но у жителей Сиамского королевства (Таиланд) другой взгляд на предметы царских регалий. Тайский король держит в руках инструмент, которым отмахивается от мух. Изготовлен он из слоновой кости и хвоста белого слона.
  4. Вьетнамцы вообще каждый новый год отмечают в разные даты.
  5. А у японцев законом не определено, с какого возраста можно заключать браки.

Концептуальный аппарат этнической психологии (обозначить основные понятия).

Концептуальный аппарат этнопсихологии составляют катего­рии и принципы научного познания. Категории — принципы, отража­ющие наиболее существенные связи, отношения изучаемых явле­ний. Исследование этнических явлений невозможно без разработки понятийного аппарата. Он определяется спецификой предмета, ко­торый можно представить в виде системы следующих составляю­щих:

1) понятия, связанные с существованием: этнос — нация — этни­ческая группа — этнические интересы — этническая психология — лич­ность — идентификация;

2) категории деятельности: этническая культура — деятельность — общение — традиции

Каждое из этих понятий раскрывается через систему частных категорий. И с развитием этнопсихологических исследований будет возрастать потребность в расширении понятийного аппарата.

Эффективным методом познания в теории наций является сис­темный подход, согласно которому нация рассматривается как объективно существующая социальная система в общественной жизни. Гносеологическая форма ее отражения представляет собой систему понятий (понятийный аппарат), когда необходимо изучение связей между ними (то есть их структуру) и взаимоотношений с ок­ружающей средой. Развитие нации прослеживается, исходя из ее истории возникновения и становления.

По спра­ведливому мнению И.С. Кон, ни одна из своеобразных этнических свойств не является уникальной, а уникальна сама структура черт характера нации.

Общепризнанной категорией этнопсихологии является понятие психического склада нации. Как синоним употребляются понятия «национальный характер», «национальное самосознание», «нацио­нальная психология». Но понятия «психический склад нации» охва­тывает более широкий круг явлений, чем сами синонимы. Психичес­кий склад рассматривают как исторически складывающуюся сово­купность национального характера, индивидуально-своеобразных черт, традиций, обычаев, эмоциональных реакций.

В чем разница между национальностью и народностью

Определив, в чем разница между нацией и национальностью, зафиксируем ее ключевые критерии в таблице. Социальные сети: Facebook. О нас Рекламодателям Контакт. Главная Культура и общество Общество. Разница между нацией и национальностью.

Человек, представляющий одну из малых народностей России, вполне способен считать себя русским по национальности. Или же именоваться русским, к примеру, армянского происхождения. Бывает и обратная ситуация — когда гражданин РФ, являющийся русским по национальности, отождествляет себя с представителями одного из малых российских народов. Это возможно, если он очень долго живет в одной из национальных республик РФ, выучивает местный язык, перенимает локальную культуру и традиции, заводит семью, женившись на девушке, представляющей титульную нацию республики.

Факторы развития народов

На сегодняшний день в мире насчитывается несколько тысяч этносов. Все они отличаются по уровню развития, менталитету, численности, культуре и языку. Возможны существенные различия по расовому и внешнему критериям.

К примеру, численность таких этнических групп, как китайцы, русские, бразильцы, превышает 100 млн человек. Наряду с такими гигантскими народами, в мире существуют разновидности, численность которых не всегда достигает десяти человек. Уровень развития разных групп также может варьировать от наиболее высокоразвитых, до живущих по первобытно-общинным принципам. Для каждого народа присущ собственный язык, однако, существуют и этносы, которые одновременно используют несколько языков.

В процессе межэтнических взаимодействий запускаются процессы ассимиляции и консолидации, в результате которых может постепенно образоваться новая этническая группа. Социализация этноса протекает благодаря развитию таких социальных институтов, как семья, религия, школа и пр.

К неблагоприятным факторам для развития нации можно отнести следующие:

  1. Высокий уровень смертности среди населения, особенно в детском возрасте.
  2. Высокая распространённость респираторных инфекций.
  3. Алкогольная и наркотическая зависимость.
  4. Разрушение института семьи – высокое количество неполных семей, разводов, абортов, отказа родителей от детей.
  5. Низкое качество жизни.
  6. Высокий уровень безработицы.
  7. Высокий уровень преступности.
  8. Социальная пассивность населения.

Исторические типы этноса

К этносам причисляют только племена, народности и нации. Этнос на самом деле — довольно позднее историческое образование. Он возник не сразу, а только в эпоху верхнего палеолита.

Этносу, как уже говорилось, предшествовала другая генетическая цепочка: семья, род, клан. Все они немногочисленные, у них нет самостоятельной культуры, а главное — они входят в состав более крупного целого: вначале в состав племени, а затем народности и нации. Кроме того, индивидуальная семья или род насчитывают обычно до сотни лет, в то время как история этносов — более высокого и сложного типа социобиологической цепочки — продолжается тысячи лет.

Итак, существуют две социобиологические цепочки. Первая развивается от семьи к роду, а затем к племени. Вторая, более сложная и многочисленная, эволюционирует от племени к народности, а от неё к нации. Это уже сотни тысяч и миллионы людей. Только у второго типа общности мы обнаруживаем свой язык, территорию, название, психологию.

За период существования этноса меняются эпохи, возникают и распадаются государства, а сами этносы перемещаются по территории планеты.

Племя — исторически первая ступенька формирования этноса. Племена включают значительное число родов и кланов. Они обладают собственным языком или диалектом, территорией, формальной организацией (вождь, племенной совет), общими церемониями. Их численность в разное время доходила до десятков тысяч человек.

Этот тип этнической организации свойствен родовому строю и просуществовал вплоть до его распада. Племени уже свойственны все основные признаки этноса, а именно территория, язык, самосознание. Племя обладает общими особенностями культуры, воплощёнными в сложных и неповторимых ритуалах и обрядах, а также общими особенностями психологии и поведения.

В племенном самосознании особо важную роль играет представление об общности происхождения от какой-либо реальной или мифической личности, а иногда — от животного или даже растения. Тотемизм, фетишизм и анимизм, о которых шла речь в параграфе о религии, суть порождение родо-племенного общества.

В эпоху распада родового строя и формирования классового общества племена объединяются в союзы, на основе которых возникает новый исторический тип этноса — народность.

Народность — общность людей, исторически сложившаяся в процессе разложения племенных отношений, основанная на общности языка, территории и развивающейся экономической жизни и культуры.

Народности возникают в эпоху рабовладения и представляют собой языковую, территориальную, экономическую и культурную общность. Народность по численности превышает племя; кровнородственные связи не охватывают всю народность.

Решающую роль в превращении союза племён в народность играет государство. Оно объединяет обширные территории, устанавливая более тесную связь между людьми и этническими группами.

Народности — достаточно неустойчивые этнические образования. В эпоху феодализма они распадаются на более мелкие части, из которых постепенно формируются новые этносы. Такая судьба постигла и древнерусскую народность, распавшуюся в XII в. на отдельные части, из которых впоследствии сформировались три самостоятельных этноса — русские, украинцы и белорусы.

Заключение

Всем нам следует помнить, что род, племена, народности, нации — это виды этносов, каждый из которых имеет свои черты и уровень социально-экономического, а также культурного развития. В данной статье мы с вами рассмотрели вопросы, которые касаются этнической общности, а именно: понятие, типы общностей, этнические отношения и их процессы.

Стоит понимать, что любая культура – это единое целое, которое взаимосвязано трагической и славной историей, межнациональными союзами, миграцией, культурой и традициями, различными идеалами, экономикой и тысячами других элементов. Этническая общность охарактеризована тремя главными свойствами:

  • атрибутивность;
  • устойчивость;
  • интенсивность.

Однако нация считается высшей формой этнической общности человечества, которая возникла в период становление буржуазных отношений, устранения феодальной раздробленности территории и единения людей, которые разговаривают на одном языке, а также имеют единую культуру, психологию и взгляды на жизнь.