Главный признак этноса

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

В каждого человека его принадлежность к тому или иному этносу играет чрезвычайно важную роль в нахождении своего места в социальном пространстве и задевает саамы сокровенные чувства по поводу собственной этнической соотнесенности (идентификации). Но не только для отдельной личности, но и для целого государства этнические процессы выступают на первый план, приобретают первостепенную значимость. «Напряженность» вместо «нормы» в развитии этнических процессов является показателем социального неблагополучия, аномалии в жизни социума. Эта напряженность может привести к трагическим событиям и даже войне между этносами.

Знание психологических особенностей того или иного народа, понимание значимости этнического сознания в развитии социальных процессов необходимо каждому члену общества, чтобы способствовать его стабильности, чтобы правильно строить свои взаимоотношения с представителями других этносов. А некоторые социологи, прогнозируя будущее, даже утверждают, что этническое самосознание станет главной идеологией в мире. Вот почему этническая проблема так интересна для социологов.

Примеры этнического разнообразия в мире

По всему южноамериканскому региону и испано-американским странам сосуществует большое количество культур и этнических групп, поэтому существует большое этническое разнообразие.

Есть люди коренного происхождения, но также европейского, африканского или азиатского происхождения. В зависимости от страны, в которой мы находимся, существуют различия в этническом разнообразии страны..

Есть много стран, в которых этнические группы объединились и породили расу метисов, таких как люди, которые имеют европейскую кровь с коренной, африканской или азиатской кровью..

Карибский бассейн и Мексика

В таких регионах, как Карибский бассейн, большая часть населения имеет европейскую или африканскую кровь. В отличие от Мексики, в которой проживает большинство коренных и европейских кровей. Это этническое разнообразие отражается на физических характеристиках населения.

Аргентина

Например, в Аргентине европейское происхождение населения очевидно. 85% населения европейского происхождения, в основном итальянцы, а остальные 15% — из коренной крови.

Колумбия

Колумбия — одна из стран с наибольшим этническим разнообразием в мире. Благодаря своему географическому положению он находится на пороге межкультурности.

Существует до 84 коренных этнических групп и 3 большие группы, отличающиеся от населения. Коренные этнические группы расположены и преобладают, прежде всего, в сельской местности, с более высокими показателями в Гуахира, Путумайо и Амазонас.

Население, являющееся потомком африканской этнической группы, составляет более 10% от общей численности населения страны. Мы также находим людей цыганской национальности, которые достигают до 5000 человек..

Колумбия считает, что множественность этнических групп представляет собой источник национальной гордости. Богатство нематериальной культуры в Колумбии высоко благодаря количеству индейских и креольских языков, таких как банде, паленкеро и романский.

Эквадор

В Эквадоре около 80% населения составляют метисы. Признано до 13 коренных национальностей, среди которых чачи, цахила, амазонские кичуас, ава, эпера …

Только в амазонском регионе этой страны насчитывается девять признанных родных языков. Прибытие до 13 по всей стране. Язык Запара также был объявлен объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Перу

В Перу насчитывается до 76 этнических групп, которые сосуществуют на их территории, где мы находим смеси андских культур по всему региону Анд, которые продолжают сохранять свои обычаи и культуру на протяжении многих лет, включая многие племена, в которых, как представляется, глобальное присутствие общества еще не пришло.

ссылки

  1. ПАРЕХ, Бхиху. Переосмысление мультикультурализма: культурное разнообразие и политическая теория.этносы, 2001, том. 1, а не 1, с. 109-115.
  2. COX, Taylor H.; Блейк, Стейси. Управление культурным разнообразием: последствия для организационной конкурентоспособности.Исполнительный, 1991, р. 45-56.
  3. ОГБУ, Джон У. Понимание культурного разнообразия и обучения.Педагог-исследователь, 1992, вып. 21, а не 8, с. 5-14.
  4. FEARON, Джеймс Д. Этническое и культурное разнообразие по стране.Журнал экономического роста, 2003, вып. 8, № 2, с. 195-222.
  5. RIGGINS, Стивен Гарольд (ред.).Средства массовой информации этнических меньшинств: международная перспектива. Sage Publications, 1992.
  6. ЗЕЛЕНЫЙ, Джеймс У.Культурная осведомленность в сфере социальных услуг: многоэтнический подход. Прентис Холл, 1995.
  7. ATKINSON, Дональд Р.; МОРТЕН, Джордж; Сью, Derald Wing.Консультирование американских меньшинств: межкультурная перспектива. Brown & Benchmark, 1979.

Признаки и общие черты

Изначально признаки этноса были исключительно биологические. Между людьми наблюдались внешние схожие черты. Когда развитие цивилизации преодолело барьер племенного общества, классификация признаков тоже изменилась. Сегодня это:

  • этническое самосознание;
  • характер;
  • язык;
  • самоидентификация;
  • этнонимы;
  • культура.

Этническое самосознание во многих научных трудах определяется как важнейший признак. Рассматривается с двух сторон. Во-первых, у человека формируются собственные идеалы и отношения к ценностям. Он понимает, как нужно поступать, чтобы было правильно. Во-вторых, присутствуют социальные и психологические моменты. Люди проявляют свои чувства, у них появляется круг общения, исходя из симпатий.

Без единого языка наблюдается дифференциация общностей. Люди должны понимать друг друга, выражаться одинаково. Иначе этнос распадается или разделяется на несколько типов по лингвистическим особенностям.

Самоидентификация обязательна в формировании этнического общества. Человеку нужно чувствовать, что он несет определенную функциональную нагрузку среди других людей и для них. Они взаимодействуют между собой. Каждый член общества выполняет конкретную работу, получая взамен помощь остальных.

Этнонимы — признак, сохранившийся со времен племен и родов. Это внешние схожие черты, объединяющие нации, расы или семьи (цвет кожи, форма носа, растительность на теле и так далее).

Культура — важнейшая составляющая всех этнических групп. Это такой элемент, который человек создает самостоятельно, он не формируется благодаря обычным и естественным природным процессам. В этническом плане культура — совокупность духовных и материальных ценностей, унаследованных от предков. Она тоже играет идентификационную роль и сказывается на стиле жизни, поведенческих факторах.

Что такое этническая принадлежность?

Если раса основана на внешности человека, то что этническая принадлежность? Проще говоря, этническая принадлежность — это чье-то региональное культурное наследие.. Это включает в себя родной язык человека, его религию, праздники, которые он отмечает, и его культурные обычаи. В этом случае этническая принадлежность гораздо более привязана к географическому региону и культуре, чем к внешнему виду.

Давайте внимательнее посмотрим на этническую принадлежность. Кто-то из, скажем, Аппалачей в США будет иметь культурный фон, который может включать музыку мятлика и протестантское христианство. Другой человек из залива Луизианы может иметь фон, связанный с музыкой Zydeco и католицизмом. Это этнический различия. Что такое этническая принадлежность против расы? Этническая принадлежность, в отличие от расы, не видна на поверхности.

Если оба человека в приведенных выше примерах — европеоиды, вы, скорее всего, не сможете сказать, кто из Луизианы, а кто из Аппалачей, если вы не услышите разницу в их акцентах. Однако не все жители Аппалачей, имеющие опыт работы с мятликом, являются кавказцами, как и не все жители Луизианы, которые слушают Zydeco. Фактически, в обоих этих регионах проживает большое количество афроамериканцев, которые также соответствуют тем же этническим характеристикам. Кроме того, в обеих странах проживают коренные индейцы, которые также соответствуют этим этническим характеристикам.

Теперь, когда вы знаете определения расы и этнической принадлежности, давайте внимательнее посмотрим, чем они отличаются друг от друга.

Что такое национальность?

В то время как раса и этническая принадлежность представляют собой запутанный беспорядок, который становится труднее понять, чем больше вы стараетесь, национальность довольно проста. Национальность определяется как законное гражданство национального государства., чисто и просто. Это тоже довольно просто: вы либо являетесь гражданином национального государства, либо нет! В Соединенных Штатах вы можете получить гражданство, родившись здесь (гражданство по праву рождения) или получив законное гражданство от правительства Соединенных Штатов (натурализованное гражданство). Когда вы получаете гражданство, вы становитесь американцем.

Итак, это просто, правда? Вы принадлежите к нации, если у вас есть законное гражданство, и ваше гражданство определяет вашу национальность.. Ой, но держись! Вот где возникают сложности. Как только вы станете гражданином, получаете ли вы автоматически все привилегии и защиту гражданства? Юридически да, но культурно … это сложно. Хотя вы можете быть законным гражданином, то, как вас на самом деле принимают и как с вами обращаются, может зависеть ваша раса и этническая принадлежность. Это подводит нас к феномену национализма.

Виды социально-этнических общностей

Племя – этническая группа, характерна первобытному строению общества, основанной на кровном единстве. Племя закрепляло за собой территорию и включала в себя кланы и роды. Религиозное мировоззрение (фетишизм, тотемизм и т.д.), наличие языковой формы общения, зачатки политики (старейшины, вожди и т.д.) объединяли людей в группе. Племя имело организацию, в виде главы племени и совета, принимающих решения жизнедеятельности племени.

Народность– берёт своё начало со временем распада родоплеменной организации, где основа лежит не в кровном родстве, а в территориальной форме. Главными характеристиками народности выступает развитие экономического уклада, создание фольклора и культурных особенностей в виде сказаний, примет, легенд, мифов. Народности свойственны: письменный язык, образ жизнедеятельности, конфессиональное сознание.

Нация – развитый тип этнической общности, где главными чертами выступают территориальное единство, развитая экономическая жизни, этническое самосознание. Нации сформировались из племён и народностей во времена капиталистических отношений.

Этногенез– формирования этноса. Различают 2 подхода к изучению наций:

  1. Естественно-биологический был предложен Гумилёвым, заключается в том, что этнос представлен результатом географического развития.
  2. Социокультурный подход предложен Сорокиным, главная идея состоит в сложном строении нации, которое разделяется на социальные элементы.

Этническая стратификация – выражение неравенства в социально-этнических рамках, связанное с финансовым обеспечением, уровнем образования, статусом и престиже, иерархичности общества.

Особенности этнической стратификации заключаются в отличиях страт и минимальной подвижностью в них, этнос представлен эталоном и идеалом, противопоставление групп, разные объёмы власти.

Этнические стереотипы – комплекс убеждений и представлений о том или ином этносе, позволяющих разделять нации и воспринимать их шаблонно, соответственно предубеждениями (эстонцы – медлительные, украинцы – всё время едят сало).

Этнические предрассудки – в эту категорию относятся нетолерантные формы поведения (расизм, антисемитизм и т.д.)

Этноцентризм – взгляды на этнос, согласно которым свой этнос представляется главенствующим, идеальным. Этноцентризм оказывает сплочающее действие и формирует национальное самосознание. Конечные формы этноцентризма представлены национализмом.

Этническая дискриминация – преследование людей по этническому признаку.

Смотрите также:

  • Социальные группы
  • Молодёжь как социальная группа
  • Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения

Этнические общности

Раздел ЕГЭ: 3.4. Этнические общности

Существование этнических социальных групп характеризуется исторически сложившимся единством происхождения, менталитета, языка людей и других отличительных черт.

Этническая общность — большая группа людей, связанных между собой исторически, а также имеющих общий язык и культуру.

Виды этнических общностей

  • Племя — большая группа людей, связанных между собой родственными связями, единой территорией проживания, языком и культурой. Характерно для примитивного и доиндустриального общества.
  • Народность — большая группа людей, объединённых между собой социальными и территориальными связями, одним языком и культурой. Появление обусловлено развитием торговых связей и общественного разделения труда.
  • Нация — исторически сложившаяся высшая форма этнической группы людей, которая характеризуется проживанием на единой территории, похожестью языка (представители нации понимают диалекты друг друга), менталитета, культуры, экономики, историческим развитием, уровнем самосознания.

НАЦИОНАЛЬНОСТЬ

В современном мире государственные границы стран не всегда совпадают с границами проживания этнического населения страны. Каждый человек сам вправе выбрать свою национальность.

Национальность — принадлежность человека к какому-либо этносу или гражданству в зависимости от его самоидентификации.

Этнос — устойчивая межпоколенная группа людей, объединённая длительным совместным проживанием на определённой территории, общими языком, культурой, жизненным укладом, самосознанием и самоназванием.

Национальный менталитет — мировоззрение представителей одной нации, сформировавшееся под воздействием исторически сложившихся национальных традиций и ценностей.

Традиции — передающиеся из поколения в поколение элементы культуры, подчёркивающие самобытность нации.

Ценности — набор особо важных и значимых для конкретной нации материальных, духовных и природных явлений.

ТРАДИЦИОННЫЕ РУССКИЕ ЦЕННОСТИ

Философ Иван Александрович Ильин выделил ряд основополагающих национальных ценностей:

  • язык;
  • национальные песни и танцы;
  • фольклорные сказки;
  • история нации;
  • молитва;
  • жития святых и героев;
  • хозяйство;
  • армия;
  • территория.

Вы смотрели конспект «Этнические общности». 

  • Вернуться к Списку конспектов по Обществознанию.
  • Найти конспект в Кодификаторе ОГЭ по обществознанию.
  • Найти конспект в Кодификаторе ЕГЭ по обществознанию.

Межнациональные отношения. Этносоциальные конфликты

В настоящее время развитие межнациональных отношений связано с двумя противоречивыми тенденциями:

— тенденцией к объединению наций, которая возникает из-за глобализации экономики, мирового разделения труда и доступности информации в современном мире;

— тенденцией к самостоятельному функционированию каждой нации, которая связана с тем, что люди гордятся собственной культурой и многовековой историей, стремятся сохранить и приумножить наследие предков, не затеряться среди других наций.

Противоречие между этими двумя тенденциями – основная проблема межнациональных отношений. Из нее вытекают все остальные противоречия:

— между интересами отдельной нации и интересами общества;

— между необходимостью консолидации государств для решения глобальных экономических проблем и желанием наций сохранить свою самобытность;

— между национальными государствами в силу специфики их интересов (например, конфликты из-за нужды в природных ресурсах);

— между людьми разных национальностей в многонациональных коллективах из-за различия в обычаях, традициях, мировоззрении.

  Национальные конфликты часто создают почву для создания и развития специфических идеологий:

Национализм – психология превосходства одной нации над всеми прочими, в основе которой лежит гипертрофированное чувство любви к своей нации. Часто национализм включает идеи об избранности того или иного народа, что влечет на собой факты фальсификации истории.

Шовинизм – политика политического, экономического и духовного подавления одним народом других, пренебрежение одним народом правами, ценностями и традициями другого.

↑ Национальное самосознание

Национальное самосознание — чувство принадлежности к определенному этносу, отражение сознания нации в индивидуальном сознании ее членов, которое выражается в понимании единства своей этнической общности, усвоение представлений о месте и роли своего народа в мире, о его историческом опыте. 

Национальное самосознание и самоопределение обычно не вызывает трудностей тогда, когда родители принадлежат к одной и той же нации или когда родители являются гражданами одного государства и принадлежат к одной религии. Если родители принадлежат к разным нациям или меняют гражданство или религию — оба или один из них, то национальное самоопределение становится значимым, связывается с сознательным выбором и обуславливается стремлением разделить исторические судьбы народа, с которым отождествляет себя личность.

С национальным самосознанием тесно связаны понятия «национальный характер» или «менталитет».

Менталитет —  это психоэмоциональные особенности людей одной социальной группы или национальности, народа, возникающие из-

за уникальности своей истории, культуры и условий быта, совокупность особенностей восприятия и оценки ими окружающего мира.

Менталитет формируется в результате социализации больших человеческих сообществ, объединенных общностью социального положения, национального единства, территориальной общностью, складом ума, мироощущением.

Менталитет проявляется в поведении и образе мыслей, мировоззрении представителей какой-либо социальной или этнической группы. 

Как происходит формирование этноса

У древних греков словом «этнос» было принято обозначать другие народы, которые не являлись греками. Длительное время в русском языке в качестве аналога и пользовалось слово «народ». Определение С.М. Широкогорова позволило подчеркнуть общность культуры, отношений, традиций, быта и языка.

Совремённая наука позволяет трактовать это понятие с 2 точек зрения:

  1. Этнос как форма существования человека, его культуры и осознания себя. При этом обязательно учитывается воздействие природных факторов. Примером может служить концепция, разработанная Л.Н. Гумилёвым.
  2. Этнос как историко-социальная система, которая подразумевает зарождение, развитие и переформирование структуры. В этом случае расселение этноса далеко не всегда совпадает с официально признанными границами государства. Существуют отдельные этнические диаспоры на территории других государств.

Зарождение и формирование любого этноса подразумевает большую протяжённость во времени. Наиболее часто такое формирование происходит вокруг определённого языка или религиозных убеждений. Исходя из этого мы часто произносим такие словосочетания, как «христианская культура», «исламский мир», «романская группа языков».

Основными условиями возникновения этнической группы являются наличие общей территории и языка. Эти же факторы в дальнейшем являются поддерживающими факторами и главными отличительными признаками того или иного этноса.

Из дополнительных факторов, влияющих на формирование этноса, можно отметить:

  1. Общие религиозные убеждения.
  2. Близость с расовой точки зрения.
  3. Наличие переходных межрасовых групп (метисных).

К факторам, которые объединяют этническую группу, можно отнести:

  1. Специфические черты материальной и духовной культуры.
  2. Общность быта.
  3. Групповые психологические характеристики.
  4. Общее осознание себя и представление об общности происхождения.
  5. Наличие этнонима – самоназвания.

Этнос по существу представляет собой сложную динамическую систему, которая постоянно претерпевает процессы трансформации и одновременно сохраняет свою устойчивость.

Культура каждого этноса сохраняет некую константность и одновремённо изменяется с течением времени от одной эпохи к другой. Особенности национальной культуры и самопознания, религиозные и духовно-нравственные ценности накладывают отпечаток на характер биологического самовоспроизведения этноса.

Исторические типы этноса

К этносам причисляют только племена, народности и нации. Этнос на самом деле — довольно позднее историческое образование. Он возник не сразу, а только в эпоху верхнего палеолита.

Этносу, как уже говорилось, предшествовала другая генетическая цепочка: семья, род, клан. Все они немногочисленные, у них нет самостоятельной культуры, а главное — они входят в состав более крупного целого: вначале в состав племени, а затем народности и нации. Кроме того, индивидуальная семья или род насчитывают обычно до сотни лет, в то время как история этносов — более высокого и сложного типа социобиологической цепочки — продолжается тысячи лет.

Итак, существуют две социобиологические цепочки. Первая развивается от семьи к роду, а затем к племени. Вторая, более сложная и многочисленная, эволюционирует от племени к народности, а от неё к нации. Это уже сотни тысяч и миллионы людей. Только у второго типа общности мы обнаруживаем свой язык, территорию, название, психологию.

За период существования этноса меняются эпохи, возникают и распадаются государства, а сами этносы перемещаются по территории планеты.

Племя — исторически первая ступенька формирования этноса. Племена включают значительное число родов и кланов. Они обладают собственным языком или диалектом, территорией, формальной организацией (вождь, племенной совет), общими церемониями. Их численность в разное время доходила до десятков тысяч человек.

Этот тип этнической организации свойствен родовому строю и просуществовал вплоть до его распада. Племени уже свойственны все основные признаки этноса, а именно территория, язык, самосознание. Племя обладает общими особенностями культуры, воплощёнными в сложных и неповторимых ритуалах и обрядах, а также общими особенностями психологии и поведения.

В племенном самосознании особо важную роль играет представление об общности происхождения от какой-либо реальной или мифической личности, а иногда — от животного или даже растения. Тотемизм, фетишизм и анимизм, о которых шла речь в параграфе о религии, суть порождение родо-племенного общества.

В эпоху распада родового строя и формирования классового общества племена объединяются в союзы, на основе которых возникает новый исторический тип этноса — народность.

Народность — общность людей, исторически сложившаяся в процессе разложения племенных отношений, основанная на общности языка, территории и развивающейся экономической жизни и культуры.

Народности возникают в эпоху рабовладения и представляют собой языковую, территориальную, экономическую и культурную общность. Народность по численности превышает племя; кровнородственные связи не охватывают всю народность.

Решающую роль в превращении союза племён в народность играет государство. Оно объединяет обширные территории, устанавливая более тесную связь между людьми и этническими группами.

Народности — достаточно неустойчивые этнические образования. В эпоху феодализма они распадаются на более мелкие части, из которых постепенно формируются новые этносы. Такая судьба постигла и древнерусскую народность, распавшуюся в XII в. на отдельные части, из которых впоследствии сформировались три самостоятельных этноса — русские, украинцы и белорусы.

Этапы формирования нации

Виды этнических обществ

Самой ранней формой объединения людей, первой этнической группой был род. Он объединял кровных родственников, которые помимо этого был связаны общим трудом, традициями, совместной защитой интересов.

В результате объединения нескольких родов сформировалось племя. Племенная общественная организация господствовала в период доклассового общества.

С развитием общества контакты между племенами стали очень активным: войны, объединения, появление государств. Это привело к размыванию границ между племенами, к их смешению. Постепенно кровнородственные связи стали иметь меньшее значение. Вместо них главным фактором, объединяющим людей, стала общая территория, появилась новая форма этнической общности – народность. Народность – это территориальная, языковая, экономическая и культурная общность людей.

В период Нового Времени, когда в Европе на первый план вышли экономические отношения, формировалась рыночная система, совершался переход к капитализму, место народности заняло понятие нации – более устойчивой общности людей. Ее устойчивость основывалась на экономических факторах.

Нация – исторически устойчивая общность людей, характеризующаяся общностью экономики, территории, языка, особенностей менталитета, духовной культуры.

В настоящее время ученые склоняются к мнению, что именно духовная культура и определяет суть, является основой принадлежности человека к той или иной нации.

Современные межнациональные отношения

С развитием технологий появляется глобализация межнациональных отношений. Люди могут в короткие сроки преодолевать большие расстояния или даже добираться до других материков. Появляются общие интересы, такие как сохранение планеты, природы, благоприятной экологической обстановки, обмен ресурсами, поэтому этничность тоже приобретает глобальный характер. Межнациональные отношения разделяются на формы:

  1. мирное сосуществование
  2. конфликты

Если же возникают разногласия, преимущественно основанные на культурных, исторических, духовных или религиозных ценностях, люди конфликтуют

Каждый старается доказать или навязать важность своих этнических особенностей

Характеристика мирного существования

Первый способ сотрудничества — смешивание. Заключаются межнациональные браки, объединяются различные культуры, в результате чего появляется новая этническая группа. В ней могут преобладать духовные ценности одной представительской общности, либо они разбавляются, дополняют друг друга равными долями.

Второй способ — ассимиляция. Бывает мирной и военной. Малая народность растворяется в большой группе, перенимая ее признаки. На территории России встречается часто, хотя многим малым народам все-таки удается сохранить свою самобытность. Если ассимиляция выполняется в военном формате, то духовные и культурные ценности, обычаи и традиции, интересы и направленность развития поглощаемого народа исчезают, уничтожаются.

Социальные и международные конфликты

Этносоциальные конфликты — форма отношений между разными народностями или национальностями, для которой характерны взаимные претензии и неприязни. Они могут заканчиваться простым прекращением сотрудничества, равно как доходить до вооруженных разбирательств.

Причины конфликтных ситуаций:

  • территориальные претензии. Группы не могут разделить территории;
  • неустойчивое экономическое положение. Тогда одно общество пытается восстановиться за счет другого;
  • социальные отличия. Обычно наблюдается в рамках одного населенного пункта. Люди с разным достатком и уровнем жизни конфликтуют;
  • национализм, шовинизм;
  • религиозные различия;
  • претензии из прошлого (исторические).

Шовинизм очень схож с национализмом. Отличительные черты — есть одна нация, интересы которой важнее остальных народностей и национальностей. Высшая форма шовинизма — национальный экстремизм, когда представителей другой наций уничтожают. Он же является геноцидом, но только на постоянной основе. Яркий пример — холокост, когда Гитлер и его солдаты безжалостно выжигали евреев.

Этнос и его виды

Традиционно этнос принято рассматривать в первую очередь как родовое понятие. Исходя из такого представления, принято выделять три типа этнических групп:

  1. Род-племя (вид, характерный для первобытного общества).
  2. Народность (характерный тип в рабовладельческом и феодальном веках).
  3. Для капиталистического общества характерно понятие нации.

Существуют базовые факторы, которые объединяют представителей одного народа:

  1. Наличие общего языка и религиозных убеждений.
  2. Наличие одной постоянной территории, на которой длительное время проживают представители группы – этот фактор реализуется не всегда.
  3. Духовная и материальная культура, общая для всей группы.
  4. Общие представления об истории и происхождении.
  5. Общие понятия и представления о государственности.
  6. Осознание отдельными представителями своей принадлежности к этнической группе и чувство солидарности.

Роды и племена исторически были самыми первыми типами этнических групп. Их существование продлилось несколько десятков тысяч лет. По мере того как жизненный уклад и строй человечества развивался и усложнялся, появилось понятие народности. Их появление связано с образованием племенных союзов на общей территории проживания.

Далее начинают разворачиваться тенденции консолидации и образовываются более целостные этнические системы – нации. Они основываются на общности экономической и хозяйственной деятельности.

Этнография

Люди не могут жить поодиночке — это стало ясно давно. Именно поэтому издавна они начали формировать различные группы, которые в той или иной форме дошли и до современности. Сейчас их называют этническими общностями. Люди в них могут иметь собственный язык и культуру, и это нельзя игнорировать, пытаясь ими управлять. Именно поэтому социология, помимо всего прочего, включает в себя совершенно отдельное направление, изучающее группы людей не с точки зрения их поведения, а в разрезе их принадлежности к определенной группе по этническому признаку.

На самом деле этнография тесно связана в первую очередь с историческими науками, но имеет точки соприкосновения также и с лингвистикой, антропологией, психологией и даже философией. Ее можно назвать относительно молодой дисциплиной, ведь она зародилась лишь в XVIII-XIX веках, а до этого лишь предпринимались первые попытки изучать чужестранцев, но никакой системы в этом не было. Так что, невзирая на то, что великие географические открытия дали европейцам шанс подробно изучить и описать людей, совершенно не похожих на них, они воспользовались им далеко не сразу.

В США антропология и этнография зачастую представляются одним научным направлением, а в Старом Свете они традиционно разграничиваются. Сложно сказать, что является правильным: дробление или, наоборот, более общий взгляд.

Значение и ценность

Этнические группы людей нельзя игнорировать ни в одной сфере: социальной, политической, духовной, экономической. В некоторых регионах на почве национального самосознания вспыхивают конфликты и даже локальные войны. Кроме того, несмотря на стремление рыночных игроков упростить и унифицировать культуру и ценности всех людей, маркетологам приходится ориентироваться на те или иные представления о прекрасном у разных народов, учитывать различные пределы допустимого, мораль, восприятие. В духовной сфере разделение совершенно очевидно: в мире существует огромное количество конфессий, как возникших совсем недавно, так и сопровождавших человечество издавна.

Этничность сама по себе ценна даже в условиях всеобщей глобализации и унификации. Каждый человек уникален сам по себе, и каждый имеет право на свой взгляд. Что уж говорить о целых группах людей, особенно если они обладают уникальными чертами.