Правила безопасности в метрополитене: разбор ситуаций

Как пройти через турникет

Попасть в московский метрополитен можно, пройдя через турникет. Сделать это получится, только если есть билет. Для этого нужно:

  • найти желтый кружок на передней панели;
  • прислонить к нему билет;
  • дождаться, когда кружок станет зеленым, и откроется дверца;
  • двигаться вперед.

На мониторе обычно высвечивается количество поездок, оплаченных данным билетом. Если поездка последняя – загорится цифра 0. Если все поездки уже исчерпаны, то кружочек замигает красным цветом.

Чемоданы, сумки держать следует как можно ближе к себе. Пространства между человеком и большим багажом быть не должно. Иначе турникет определит, что сразу два человека пытаются пройти по стоимости одного прохода.

Если пронести багаж проблематично, то можно обратиться к служащей. После оплаты она проведет пассажира с большим багажом через специальный проход.

График работы метрополитена Москвы

Режим работы метро с 6:00 до 1:00. Некоторые станции начинают работать на полчаса раньше или позже указанного времени. Даже если сесть на последний поезд ровно в час ночи, то он обязательно проедет свой маршрут до конца. Это значит, что на конечной станции можно оказаться уже в 2 часа ночи.

Но ровно в час отключают эскалаторы, поэтому пересадку сделать уже невозможно.

В несколько раз увеличивается поток людей в час пик. Это утреннее время с 7:30 до 9:30, когда все едут на работу, учебу. И вечерний период с 17:30 до 19:30, когда все возвращаются по домам. Особенно загружены привокзальные станции и конечные. Перед входом на эскалатор на платформах собирается большая толпа

Здесь важно не толкать впереди идущих людей, а продвигаться, следуя «по течению»

При входе на станцию в стойке с экстренной связью указана подробная информация и режим работы метро.

В поезде: не прислоняйтесь к дверям вагона

Двери могут открыться во время движения, если произошла авария или в кабине машиниста сработал тумблер открытия дверей.

Двери могут открыться не с той стороны. Мы с подругой заболтались и прослушали объявление машиниста. Двери разъехались прямо за спиной. Мы удержали равновесие, но пьяному или пожилому человеку это далось бы сложнее. Не прислоняйтесь к дверям вагона, это вредная привычка.

Если двери открылись во время движения поезда

Отойдите от дверей. Вызовите машиниста по экстренной связи и сообщите о происшествии. Назовите номер вагона, он указан на коробке вызывающего устройства.

В МЕТРО

Все чаще в вагонах метро находят самодельные взрывные устройства

В связи с этим обращайте внимание на оставленные в вагонах метро сумки, портфели, пластиковые пакеты. При обнаружении бесхозных предметов сообщите машинисту поезда или работникам метрополитена

Но если взрыв все-таки произошел и поезд остановился в тоннеле, не стремитесь, во что бы то ни стало выбраться из вагона. В тоннеле проходят десятки электрических кабелей, они могут быть повреждены в результате взрыва. Но дверь, возможно, лучше открыть. Если вагон сильно задымлен, закройте органы дыхания платком и лягте на пол, как известно дым скапливается вверху. Металлический корпус вагона может быть под напряжением, поэтому старайтесь не касаться металлической части вагона. Лучше — спокойно ожидать прибытия спасателей. Паника и бессмысленные действия, — основные опасности в такой ситуации.

Общие правила безопасности в метро:

никогда не стойте у края платформы. Ожидая поезда, стойте у стенки (у колонны) станции (или, если нет стенок и колонн — в середине станции) до момента открытия дверей поезда. В противном случае вы рискуете попасть под колеса приближающегося поезда вследствие давки или намеренных действий, направленных против вас;
подходите к дверям вагона только после остановки поезда и выхода пассажиров. Если в вагоне много людей, пропустите один-два поезда, чтобы не быть сдавленным толпой, входите и выходите последним;
если поезда долго нету, или в метро давка, воспользуйтесь другими линиями метро или другим (наземным) транспортом — не подвергайте себя лишней опасности;
увидев упавшего на рельсы человека, немедленно пошлите двух-трех находящихся рядом людей сообщить об этом дежурному по станции. Одного человека поставьте на краю платформы у выхода из тоннеля, чтобы тот подавал сигнал остановки машинисту поезда, размахивая вверх-вниз любой яркой тканью

Если человек в состоянии сам выбраться наружу, помогите ему, следя, чтобы он не коснулся контактной шины с деревянным “пеналом” у края платформы;
если человек не может быстро выбраться наружу при приближении поезда, крикните ему, чтобы он либо бежал вперед до конца станции, либо лег между рельсами и не вставал до отхода поезда;
находясь на эскалаторе, исходите из того, что он в любой момент может остановиться (или провалиться), поэтому крепко держитесь за поручни, и будьте готовы в случае аварии перепрыгнуть на соседний эскалатор;
в поезде, если есть возможность, отдавайте предпочтение центральным вагонам, которые в случае аварии страдают меньше, чем головные и хвостовые;
в вагоне, обращайте внимание на оставленные сумки, портфели, свертки, игрушки, банки и другие бесхозные предметы, в которых могут находиться самодельные взрывные устройства. Немедленно сообщите об обнаружении таких предметов водителю, машинисту поезда, любому работнику милиции

Не открывайте их, не трогайте руками, предупредите стоящих рядом людей о возможной опасности;
помните что самодельные взрывные устройства также могут быть заложены под сиденья. Поэтому в случае взрыва ваши шансы на выживание выше, если вы стоите а не сидите (и кроме того лучше стоять в толпе, за другими людьми, которые в случае опасности станут щитом для вас).

Ответственность за нарушение правил пользования метрополитеном

При нарушении действующих правил могут применяться такие виды взысканий:

  1. Предупреждение.
  2. Штраф.

Ответственность налагается сотрудниками правоохранительных органов по охране метрополитена. Сумма штрафа зависит от вида нарушения. Например, за безбилетный проход размер выплаты составляет пятидесятикратную сумму проезда. Нарушителю сотрудники обязаны выдать квитанцию на месте. В случае невозможности оплаты штрафа сразу, составляется протокол, заводится дело и начинается его разбирательство в соответствии с законом Российской Федерации. Нарушителю необходимо покинуть метро в сопровождении уполномоченных сотрудников метрополитена или работников правопорядка.

Почему поезд останавливается и стоит в тоннеле

Мне довелось провести в остановившемся поезде 25 минут. Интернет не ловил, и, вместо того чтобы погуглить причины таких остановок и успокоиться, я написала СМС близким «на всякий случай».

Основные причины остановки поездов

  1. Неисправность подвижного состава или технических устройств метрополитена. В этом случае об увеличенном интервале движения поездов сообщают по громкой связи.
  2. Кто-то задержал отправление предыдущего поезда. Полиция выводит хулиганов. Врачи выносят пассажира для оказания медицинской помощи. Машинист проверяет устройство контроля дверей на исправность, потому что пассажиры держат и не отпускают двери. Все следующие за ним поезда стоят в тоннеле.
  3. По указанию поездного диспетчера, если из предыдущего поезда на станции извлекают бесхозные предметы.

Провоз багажа

Правила метрополитена Москвы предусматривают правильный провоз багажа:

  • оплачивать провоз предметов, длина, ширина или высота которых не превышает 1,2 метра;
  • нельзя провозить предметы, длина которых превышает 1,5 метра;
  • садовый инвентарь, музыкальные инструменты, коньки, санки, лыжи и другие вещи помещать в чехлы;
  • при провозе велосипеда необходимо снять переднее колесо и тщательно запаковать запчасти;
  • с оплатой по тарифу одного места багажа можно провозить собаку в наморднике и на поводке, не доставляющую неудобств другим пассажирам;
  • детские коляски необходимо сложить, обмотав колеса бумагой или полиэтиленом, чтобы не вымазывать грязью других пассажиров;
  • не ставить багаж на сидения, у дверей и в проходе, где он будет мешать людям.

Виды объектов защиты

В структуру метрополитена входят основные объекты, что представляют особую пожарную опасность:

  • Электровозные депо, представляющее парк для отстоя, текущего ремонта, технического сервиса электровозов, вагонов поездов; мотовозов, используемых бригадами работников метро.
  • На территории таких объектов размещены административно-бытовые, производственное, складские здания, в том числе с хранением горючих жидкостей, ЛВЖ – горюче-смазочных, лакокрасочных материалов, используемых для топливной заправки мотовозов, проведения окрасочных работ при ремонте, обслуживании подвижного состава; понизительные подстанции, обеспечивающие электрическую тягу для поездов метро; а также при необходимости – пожарный поезд.
  • Объекты нового строительства метрополитена, характерные большим объемом проведения пожароопасных – огневых, в том числе газоэлектросварочных; окрасочных работ.
  • Станции, что являются большей частью подземными остановочными пунктами, состоящими из комплекса залов, переходов, лестниц, эскалаторов; помещений для обслуживания пассажиров, размещения инженерного оборудования, дежурного персонала.
  • Кабельные сооружения – тоннели, коллекторы, коридоры, а также технические этажи, шахты, отсеки, камеры, что предназначены для прокладки электрических трасс, монтажа соединительных муфт, свободного прохода обслуживающего персонала.

Одни из этих опасных объектов защиты, такие как электровозные депо, кабельные сооружения, характеризуются высоким уровнем пожарной нагрузки, другие, такие как станции метро – массовым нахождением пассажиров, сложностями с организацией, эффективным проведением оперативной эвакуации людей при возникновении очага возгорания.

Ответственность за нарушение правил пользования метрополитеном

При нарушении действующих правил могут применяться такие виды взысканий:

  1. Предупреждение.
  2. Штраф.

Ответственность налагается сотрудниками правоохранительных органов по охране метрополитена. Сумма штрафа зависит от вида нарушения. Например, за безбилетный проход размер выплаты составляет пятидесятикратную сумму проезда. Нарушителю сотрудники обязаны выдать квитанцию на месте. В случае невозможности оплаты штрафа сразу, составляется протокол, заводится дело и начинается его разбирательство в соответствии с законом Российской Федерации. Нарушителю необходимо покинуть метро в сопровождении уполномоченных сотрудников метрополитена или работников правопорядка.

На станции: отойдите от края платформы

Все, с кем я разговаривала о безопасности в метро, спрашивали, как спастись от поезда на рельсах. Удивительно: повсюду висят инструкции и плакаты, а мы до сих пор рассуждаем, ложиться или бежать.

Упавшего с платформы человека поджидают две опасности: контактный рельс с напряжением 825 В и поезд, прибывающий на скорости 60 км/ч. Контактный рельс закрыт оранжевым кожухом, идёт вдоль перрона, спрятан под краем платформы. Как защититься от поезда?

Если вы упали и не видите поезд

  • Не приближайтесь к краю платформы (там проходит контактный рельс).
  • Бегите к началу платформы по ходу движения поезда.
  • Остановитесь за чёрно-белой рейкой и ждите помощи.

Если вы упали и поезд приближается

  • Ложитесь в лоток между рельсами головой к поезду, лицом вниз.
  • Снимите со спины рюкзак, придержите полы верхней одежды и не двигайтесь.
  • Ждите помощи.

Если кто-то другой упал на рельсы

  • Подайте стоп-сигнал машинисту поезда: совершайте круговые движения руками.
  • Зовите на помощь: нажмите кнопку SOS на красно-синем терминале экстренного вызова.

Как подать стоп-сигнал машинисту поезда. Фрагмент плаката в московском метро

Правила поведения в метро во время теракта

Теракты на территории метро — одна из главных глобальных угроз безопасности пассажиров подземки на заре XXI века.

Главное правило, которого следует придерживаться, если вы стали свидетелем и жертвой террористического акта — соблюдайте спокойствие.

Если взрыв произошел на платформе:

  1. оцените ситуацию и определите эпицентр взрыва;
  2. двигайтесь на выход, выбрав противоположную сторону от эпицентра;
  3. держитесь как можно дальше от края перрона: в спешке вас могут столкнуть на рельсы;
  4. избегайте давки, при попадании в толпу защищайте грудную клетку согнутыми в локтях руками и избегайте падений;
  5. по возможности окажите первую помощь раненным.

Если взрыв произошел в движущемся электропоезде:

  1. не покидайте состав без указания машиниста — вы рискуете задеть электрокабель под напряжением;
  2. оцените ситуацию, определите, где именно произошел взрыв;
  3. ожидайте прихода спасателей.

Правила поведения в трамвае

Нельзя препятствовать автоматическому закрыванию дверей трамвая. Если вы встретили в транспорте знакомого, к нему можно подойти и негромко поздороваться, после чего тихо побеседовать.

Если вы стоите в толпе и не можете подойти к человеку, можно встретиться с ним взглядом и поприветствовать кивком головы. Не стоит кричать на весь трамвай слова приветствия и бурно выражать свою радость от встречи.

Если вы хотите посмотреть фильм или послушать музыку во время поездки, воспользуйтесь наушниками. Включать телефон на полную мощность – некрасиво, такой поступок точно вызовет недовольство со стороны окружающих, которые вряд ли разделяют ваши музыкальные и кинематографические вкусы.

Если вы принадлежите к льготной категории граждан или нехорошо себя чувствуете, вы можете обратиться с просьбой уступить место. Сделайте это вежливым тоном.

Осенью часто приходится доставать зонты. Складывать их в транспорте следует, отступив на несколько шагов от других пассажиров, чтобы не обрызгать. Затем зонт следует застегнуть и опустить вниз, позволяя стекать каплям (но не на чужие ботинки). Если вы заходите в транспорт в час-пик, безусловно, сложить зонт нужно еще на остановке перед посадкой.

На станции: отойдите от края платформы

Все, с кем я разговаривала о безопасности в метро, спрашивали, как спастись от поезда на рельсах. Удивительно: повсюду висят инструкции и плакаты, а мы до сих пор рассуждаем, ложиться или бежать.

Упавшего с платформы человека поджидают две опасности: контактный рельс с напряжением 825 В и поезд, прибывающий на скорости 60 км/ч. Контактный рельс закрыт оранжевым кожухом, идёт вдоль перрона, спрятан под краем платформы. Как защититься от поезда?

Если вы упали и не видите поезд

  1. Не приближайтесь к краю платформы (там проходит контактный рельс).
  2. Бегите к началу платформы по ходу движения поезда.
  3. Остановитесь за чёрно-белой рейкой и ждите помощи.

Если вы упали и поезд приближается

  1. Ложитесь в лоток между рельсами головой к поезду, лицом вниз.
  2. Снимите со спины рюкзак, придержите полы верхней одежды и не двигайтесь.
  3. Ждите помощи.

Если кто-то другой упал на рельсы

  1. Подайте стоп-сигнал машинисту поезда: совершайте круговые движения руками.
  2. Зовите на помощь: нажмите кнопку SOS на красно-синем терминале экстренного вызова.


Как подать стоп-сигнал машинисту поезда. Фрагмент плаката в московском метро

Почему поезд останавливается и стоит в тоннеле

Ситуация, когда состав внезапно останавливается в туннеле, является потенциально травмоопасной.

Пассажиры, не держащиеся за поручни, могут потерять равновесие и упасть, покалечив себя и окружающих. Особенно это касается учащихся, которые по причине небольшого роста не всегда достают до верхних перекладин.

Если поезд остановился во время движения, не поддавайтесь волнению: в 90% случаев это связано с техническими причинами и не представляет серьезной опасности.

Основные причины остановки поездов

  1. Поломка электропоезда либо технического оборудования метро.
  2. Задержано отправление одного из поездов на линии.
  3. Обнаружены бесхозные вещи.

https://youtube.com/watch?v=rKZrtzXQy-w

Правила поведения в метро во время теракта

Теракты на территории метро — одна из главных глобальных угроз безопасности пассажиров подземки на заре XXI века.

Главное правило, которого следует придерживаться, если вы стали свидетелем и жертвой террористического акта — соблюдайте спокойствие.

Если взрыв произошел на платформе:

  1. оцените ситуацию и определите эпицентр взрыва;
  2. двигайтесь на выход, выбрав противоположную сторону от эпицентра;
  3. держитесь как можно дальше от края перрона: в спешке вас могут столкнуть на рельсы;
  4. избегайте давки, при попадании в толпу защищайте грудную клетку согнутыми в локтях руками и избегайте падений;
  5. по возможности окажите первую помощь раненным.

Если взрыв произошел в движущемся электропоезде:

  1. не покидайте состав без указания машиниста — вы рискуете задеть электрокабель под напряжением;
  2. оцените ситуацию, определите, где именно произошел взрыв;
  3. ожидайте прихода спасателей.

Правила поведения в вагоне метро

Войдя в вагон, не нужно останавливаться у входа, так вы создадите травмоопасную ситуацию. К тому же люди в середине вагона метро в случае аварий страдают меньше остальных.
Свой багаж старайтесь не ставить возле входа/выхода из вагона.
Не прислоняйтесь и не облокачивайтесь на двери, так как они действуют автоматически. 
Подъезжая к нужной станции, к выходу следует готовиться заранее.
Если произошло возгорание, следует незамедлительно связаться с машинистом электропоезда по экстренной связи, которая находится в каждом вагоне, и сообщить ему о случившемся, обязательно указав номер вагона, после чего четко исполнять его инструкции.
Оказавшись в тоннеле метро при аварийной остановке поезда, дождитесь разрешения машиниста покинуть вагон. Не прикасайтесь к металлическому корпусу состава и дверям, так как еще может быть не отключено высокое напряжение. Сбоку от рельсов расположены токоведущие шины, лучше не прикасайтесь к ним и идите по ходу поезда к ближайшей станции гуськом между рельсами

При передвижении по тоннелю осторожно проходите места пересечения путей, чтобы не наткнуться на другой проходящий поезд. При движении состава в вашу сторону плотно прижмитесь к стене тоннеля.
Если в вагоне происходит драка, следует незамедлительно связаться с машинистом электропоезда по экстренной связи и сообщить ему о случившемся, обязательно указав номер вагона

В этом случае машинист вызовет наряд полиции к ближайшей станции.
Если на Ваших глазах пассажиру стало плохо, следует незамедлительно связаться с машинистом электропоезда по экстренной связи и сообщить ему о случившемся, обязательно указав номер вагона. В этом случае машинист вызовет к ближайшей станции врача.

Возможно вас также заинтересует Выживание в метро (метро как убежище).

На станции отойдите от края платформы

Наиболее опасной зоной подземки считаются открытые платформы. В часы утреннего и вечернего пиков здесь максимален риск падения на пути: в спешке кто-то может толкнуть вас или же невыспавшийся пассажир сам оступится и упадет с края платформы.

Однако и в другие часы риск падения достаточно велик: у человека внезапно закружится голова, его случайно кто-то заденет или умышленно толкнет психически нестабильный пассажир.

Главное правило безопасности: никогда не заходите за первую ограничительную линию на платформе. Вы можете упустить возможность первым зайти в вагон, однако будете уверены, что не окажетесь на рельсах.

Упавшего с перрона человека подстерегают 2 опасности:

  1. контактный рельс под напряжением 825 Вольт (покрыт чехлом оранжевого цвета и располагается под перроном);
  2. прибывающий со скоростью 60 км/ч состав.

Алгоритм действий упавшего с платформы зависит от того, где на этот момент находится электропоезд.

Если вы упали и не видите поезд

Не паникуйте важно помнить, что вам обязательно помогут.
Избегайте края платформы, не приближайтесь к имеющему оранжевый цвет контактному рельсу.
Если вы знаете, откуда прибудет поезд, направляйтесь к началу платформы. Если вы впервые на станции, спросите верное направление у людей на перроне.
Добегите до чёрно-белой рейки и остановитесь за ней до прибытия поезда: у этого знака голова состава остановится, поэтому тут вы вне опасности.
Увидев голову приближающейся электрички, подавайте знаки машинисту с помощью включенного экрана смартфона, фонарика, яркой тряпки или просто машите руками.. Не пытайтесь выбраться самостоятельно: сотрудник станции принесет специальную лестницу, позволяющую избежать соприкосновения с контактным рельсом.

Не пытайтесь выбраться самостоятельно: сотрудник станции принесет специальную лестницу, позволяющую избежать соприкосновения с контактным рельсом.

Если вы упали и поезд приближается

Если вы уже видите прибывающий на станцию поезд, бежать недопустимо.
Ложитесь в углубление между рельсами, повернувшись головой по направлению движущегося состава, лицом вниз — так одежда не зацепится за движущийся поезд.
Постарайтесь минимизировать все, что может зацепиться за днище поезда: снимите сумку или рюкзак, вытяните руки вдоль тела, прижмите ноги к поверхности, при наличии длинных волос придержите их ладонью.
Обращайте на себя внимание, не меняя позиции. Кричите, зовите на помощь, чтобы вас заметили другие пассажиры.
Не паникуйте, когда состав остановится над вами

Шум и искры не представляют для вас опасности. Не пытайтесь вылезти из-под состава самостоятельно: дожидайтесь помощи от сотрудников подземки или машиниста.

Никогда не прячьтесь под полотном перрона: там находится контактный рельс, прикосновение к которому смертельно опасно.

Если кто-то другой упал на рельсы

Если вы стали свидетелем падения с края перрона другого человека, не пытайтесь затащить его обратно на платформу.

Сохраняйте спокойствие.
Подскажите упавшему, в какую сторону ему бежать (поезда не видно) или что делать (заметны огни прибывающего состава).
Привлекайте внимание машиниста: круговые движения рукой — это знак «стоп».
Позовите на помощь: окликните сотрудников или нажмите кнопку SOS на панели экстренного вызова.
Если человек не может самостоятельно перемещаться, вызовите врача.

Что запрещается пассажирам

Правила пользования метрополитеном запрещают:

  • пытаться несанкционированно пройти через турникет;
  • находиться в вагоне с открытыми продуктами питания, мороженым, напитками, багажом, который может испачкать других пассажиров;
  • употреблять спиртное, наркотики;
  • курить;
  • портить оборудование;
  • высовываться из окна;
  • открывать двери во время движения поезда;
  • выбрасывать мусор из окон;
  • препятствовать открытию и закрытию дверей;
  • спускаться на пути, в тоннели;
  • заходить в служебные помещения;
  • засорять вагоны метро, платформы, пути, вестибюли, эскалаторы и т. д.;
  • фотографировать, осуществлять видеосъемку без разрешения руководства;
  • оставлять без присмотра багаж и ручную кладь;
  • провозить взрывчатые, легковоспламеняющиеся вещества, баллоны с газом, оружие, колющие и режущие предметы;
  • передвигаться на велосипедах, самокатах, роликовых коньках и т. д.;
  • бегать, кричать, играть на музыкальных инструментах, включать музыку через громкоговорители и усилители звука;
  • ходить по станциям и платформам без обуви;
  • класть на пути любые предметы, которые могут помешать движению транспорта;
  • без разрешения администрации расклеивать объявления, наносить красящие составы, надписи и др.;
  • класть сумки на скамейки станций;
  • ставить багаж на проходе в вагоне;
  • подключаться к электрической сети метрополитена без разрешения администрации;
  • ради развлечения пользоваться кнопкой связи «машинист-пассажир»;
  • нажимать на кнопку «Стоп» эскалатора.

Проблема № Низкая эффективность досмотровых мероприятий

При интенсивном пассажиропотоке эффективность проведения досмотровых мероприятий снижается. В первую очередь это связано не столько с количеством пассажиров, сколько с быстрым заполнением территории КПП и, как следствие, затруднением выявления пассажиров для проведения дополнительного досмотра.

Если проводить аналогию с обеспечением авиационной безопасности, то большинство аэропортов либо построено, либо реконструировано в целях осуществления тщательного досмотра 100% населения. К сожалению, нечто подобное просто невозможно реализовать на многих объектах метро. Некоторые вестибюли станций метрополитена в Москве и Санкт-Петербурге оборудованы в высокоэтажных зданиях, и провести реконструкцию вестибюля в целях увеличения зоны досмотра весьма проблематично. Это приводит к выборочному досмотру со стороны перевозчиков и недовольству самих пассажиров работниками досмотра из-за столпотворения в час пик.

Важно отметить, что требования законодательства разрабатываются без учета архитектурных и планировочных особенностей станций метрополитена, спроектированных еще до того, как транспортной безопасности стало уделяться повышенное внимание. Так, в соответствии требованиями по обеспечению ТБ, утвержденными постановлением Правительства РФ от 05.04.2017 г. № 410, субъект транспортной инфраструктуры (СТИ) обязан выделить отдельные помещения или участки помещений на каждой станции метро не только для сотрудников безопасности, но и для хранения выявленных предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону ТБ

№ 410, субъект транспортной инфраструктуры (СТИ) обязан выделить отдельные помещения или участки помещений на каждой станции метро не только для сотрудников безопасности, но и для хранения выявленных предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону ТБ

Так, в соответствии требованиями по обеспечению ТБ, утвержденными постановлением Правительства РФ от 05.04.2017 г. № 410, субъект транспортной инфраструктуры (СТИ) обязан выделить отдельные помещения или участки помещений на каждой станции метро не только для сотрудников безопасности, но и для хранения выявленных предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону ТБ.

Такими предметами могут быть:

  • боевое оружие;
  • взрывчатые вещества (бризантные, инициирующие и т.д.);
  • радиоактивные (источники альфа-, бета-, гамма-излучения), химические (аммиак, хлор, зарин, зоман), биологические (бактерии, грибки, вирусы) агенты.

К хранению таких предметов и веществ законодательством предъявляются отдельные требования, не реализуемые в условиях действующего метрополитена и создающие дополнительную угрозу жизни и здоровью пассажиров и персонала.

Законодательством также не предусмотрена методика досмотра на станциях метро с учетом мест размещения зон досмотра. Сейчас данные места определяются СТИ самостоятельно, но при этом не учитываются взрывоопасность зоны досмотра, месторасположение пункта досмотра относительно расположения взрывозащитного контейнера и др.

Без страха

Решение о награждении Романа Ковалёва принял глава Следственного комитета Александр Бастрыкин — он поручил подготовить необходимые документы. Медаль «Доблесть и отвага» ему вручат за проявленную активную гражданскую позицию и смелость.

— Невзирая на численное превосходство со стороны злоумышленников, мужчина не остался в стороне и заступился за девушку, — подчеркнули в СК России, пояснив, что молодой человек, не вступая в конфликт, сделал замечание, за что был жестоко избит агрессивно настроенной к окружающим компанией.

Расправа над Романом Ковалёвым произошла 4 октября в вагоне метро, следовавшем от станции «Измайловская» к «Первомайской».

— На «Электрозаводской» в вагон ввалились с криками и в нетрезвом виде три молодых человека. Они вели себя очень агрессивно и стали приставать к пассажирам — сгонять женщин с мест, приставать к девушкам. Затем уселись втроем на сиденья, начали веселиться, обзывать пассажиров. Парень встал и сделал им замечание. За что ему дали кулаком в лицо, а затем стали избивать ногами, — рассказали «Известиям» свидетели, отметив, что он пытался вступиться за девушку.

Достали из-под земли_1

Момент избиения Романа Ковалёва тремя молодыми людьми в вагоне метрополитена

Фото: соцсети

Пассажиры вагона нажали на тревожную кнопку, и нападавшие не успели скрыться — на станции «Первомайская» их задержала полиция. Ими оказались уроженцы Дагестана: Магамаали Ханмагомедов, Ибрагим Мусалаев и Гасан Залибеков.

После избиения получившего многочисленные травмы Романа Ковалёва доставили в больницу.

— Я возвращался от своей девушки после знакомства с ее родителями. В вагон зашли трое парней, они расселись и начали очень громко разговаривать. Все пассажиры молчали. На «Первомайской» мне нужно было выходить, и я уже приготовился, но один из них, в красной куртке, сказал: «Если кто-то что-то имеет против, предъявите мне». И тогда сидевшая девушка очень вежливо им сказала: «Не могли бы вы вести себя потише». Один из них подорвался, стал ей что-то агрессивно говорить, и я решил заступиться. Вдруг мне прилетел удар кулаком по челюсти от одного из них, — рассказал «Известиям» Роман Ковалёв.

По его словам, удар был неожиданным, сильным и болезненным. Не дав мужчине оправиться, агрессоры принялись его избивать.

—- Испуганные пассажиры перебежали на другую половину вагона. Сам я никакого страха не чувствовал. Кто-то успел нажать тревожную кнопку, видимо, поэтому, когда поезд подъехал к «Первомайской», в вагон сразу вошли полицейские и поймали их, — отметил пострадавший.

Достали из-под земли_2

Пострадавший Роман Ковалёв

Фото: РЕН ТВ

У Романа сломан нос, под глазами огромные синяки, отекшее лицо. При этом героем он себя не считает, да и для близких — мамы и девушки — главное, что он остался жив.

— Хорошо, что так отделался, могло быть намного хуже. Видео жестокого избиения я не смотрела и не собираюсь. Сейчас для меня самое главное, чтобы Рома выздоровел, — рассказала «Известиям» его девушка Анна Ульфан.

Действия уроженцев Дагестана осудили их земляки.

— Такие поступки не имеют оправдания и неприемлемы в цивилизованном обществе. Взять и избить невинного человека и снять это на камеру. У меня в голове не укладывается, что дагестанцы, горцы, люди, в чьих жилах течет кровь героев Великой Отечественной войны, тружеников тыла, гордых чабанов, искусных ремесленников, людей, для которых честь, достоинство — основные качества человека, могли такое сотворить, — посетовал депутат Госдумы РФ Хизри Абакаров.

На входе и выходе из метро придержите двери

С первой потенциальной опасностью мы сталкиваемся уже на входе:

  • Вестибюли большинства «исторических» вестибюлей центральной части Москвы и Петербурга оборудованы старинными дверями из массива дерева, вес каждой из которых превышает 100 кг.
  • На современных станциях установлены алюминиевые двери, характеризуемые меньшим весом. При сильном порыве ветра, усилии или ритмическом качании они с силой отлетают на направляющегося к ним пассажирам.

Основную угрозу для входящих на станцию граждан представляет неконтролируемое движение дверей: из-за сквозняка или неосторожных действий впереди идущего пассажира дверь может отскочить на входящего и травмировать его руки или голову.

Что запомнить

  1. Смотрите по сторонам, не отвлекайтесь на собеседника или смартфон.
  2. Старайтесь использовать свободные проходы.
  3. Войдя вовнутрь, придерживайте дверцу для других пассажиров (особенно если сзади идет ребенок или человек преклонного возраста).
  4. Если на входе сильные порывы ветра, открывайте дверь «наружу», на себя: так вы защитите от внезапного удара себя и идущих за вами людей.

Эскалатор вверх

  • В толпе к эскалатору занимайте левую сторону: она идёт быстрее всего.
  • Занимайте ОБЕ (!) стороны эскалатора при подъёме. Понаблюдайте, вверх пешком идёт мизерное количество человек. А из-за того, что все стремятся встать в один правый ряд, скапливается огроооооомная пробка.
  • Возможное исключение из предыдущего пункта — станции около важных транспортных узлов, ж/д- или автовокзалов. Тут велика вероятность большого количества спешащих людей. Но в любом случае стоит действовать по обстоятельствам.

Данные рекомендации, думаю, вполне подойдут и другим городам, например Питеру. Возможно, с небольшой адаптацией.

Если у вас есть какие-то дополнения к этим рекомендациям либо замечания (например, правила не всегда или не везде работают), то милости прошу дать обратную связь.

P. S

В дополнение к изложенному, для усиления эффекта — забавная, но чрезвычайно точная классификация пассажиров метро (осторожно, ненормативная лексика!)

На эскалаторе: будьте внимательнее в платье и на шпильках

Я ни разу не видела пассажиров, сидящих на ступенях эскалатора. Зато регулярно слышу истории о зажёванной одежде и обуви. Моя подруга отделалась порванной юбкой, но и этого можно было избежать.

Аварии происходят, когда края длинной одежды или шнурки попадают в зазор между движущимися и неподвижными частями эскалатора

Обратите внимание на специальные щёточки по бокам эскалатора и жёлтые полосы на его ступенях. Их задача — не подпустить вас слишком близко к неподвижным частям эскалатора

Если зажевало вашу одежду или обувь

Поднимайте шум, машите руками, чтобы эскалатор остановили. Соседи по цепочке передадут вашу просьбу дежурному диспетчеру. Если можете, снимите предмет одежды или обувь, которую зажевало. Сохраняйте равновесие.

Если проблемы у других пассажиров

Воспользуйтесь выключателем «Стоп», чтобы остановить эскалатор.

Выключатель «Стоп» для экстренной остановки эскалатора может выглядеть как рычаг, кнопка или переключатель

Почему поезд останавливается и стоит в тоннеле

Мне довелось провести в остановившемся поезде 25 минут. Интернет не ловил, и, вместо того чтобы погуглить причины таких остановок и успокоиться, я написала СМС близким «на всякий случай».

Основные причины остановки поездов

  1. Неисправность подвижного состава или технических устройств метрополитена. В этом случае об увеличенном интервале движения поездов сообщают по громкой связи.
  2. Кто-то задержал отправление предыдущего поезда. Полиция выводит хулиганов. Врачи выносят пассажира для оказания медицинской помощи. Машинист проверяет устройство контроля дверей на исправность, потому что пассажиры держат и не отпускают двери. Все следующие за ним поезда стоят в тоннеле.
  3. По указанию поездного диспетчера, если из предыдущего поезда на станции извлекают бесхозные предметы.

Станция метро / переход

Не идите навстречу потоку: большей частью на всех станциях метро и переходах правостороннее движение.
Не вставайте на пути движения потока людей.
Не обгоняйте толпу вдоль края платформы: одно неосторожное движение, и ты на рельсах.
Держите крепче телефон, не смотрите в него при пересечении толпы.
В толпе на повороте коридора занимайте внешнюю сторону (она чаще всего идёт быстрее).
С тяжёлыми сумками или тележками держитесь правой стороны.
Смотрите под ноги в толпе, чтобы не наступать на ноги.
Если не торопитесь сильно, держите средний/медленный темп.
Не играйте в «шашечки», не подрезайте резко людей, иначе вам же самому наступят на ноги.