Как правильно «пожарный» или «пожарник»?
Много веков пожары тушили «всем миром». Колокольный звон извещал о пожаре, и жители соседних домов бежали помогать тушить огонь. Но испуганная толпа людей часто больше мешала тушению огня, чем помогала.
С силой бушующего огня очень трудно справиться! Но есть люди, чья профессия – побеждать огонь, спасая людей попавших в беду. Они бесстрашны, сильны, тренированны, самоотверженны. Как же называют людей этой профессии? Пожарные.
В России первая пожарная команда была организована по приказу императора Александра I в 1803 году. Но многие до сих пор не знают, как правильно их называть – «пожарные» или «пожарники». Для большинства людей, которые не в теме, это одно и тоже. Но оказывается есть у этих слов своя интересная история.
Слово пожарник вплоть до конца XIX века обозначало не тушителя пожара, а погорельца, человека, чье имущество пострадало от огня. Назвать пожарного пожарником значило превратить его из спасателя в жертву или, еще хуже, – в поджигателя. В дореволюционной Москве «пожарниками» называли лжепогорельцев, которые прикидывались пострадавшими от огня, дабы вызвать сострадание и получить милостыню. Настоящие жертвы пожара в полицейских протоколах назывались «погорельщиками», а ложные – «пожарниками». В 40-е годы XX века термин «пожарник» существовал наравне с «пожарным» и даже употреблялся чаще. Был даже специальный знак отличия в Пожарной охране СССР – «Отличный пожарник». Таким образом, многие люди, отличившиеся в деле борьбы с огнем, назывались «пожарниками» и гордились этим названием.
Сегодня слово «пожарный» употребляется в значении «боец пожарной команды» и считается нейтральным, а слово «пожарник» – разговорным. В среде представителей пожарной службы и сейчас слово пожарник не употребляют применительно к этой профессии.
В итоге можно сделать вывод, что оба слова могут применяться. Однако «пожарник» – устаревшее, имеющее несколько толкований, в отличие от слова «пожарный» — общепринятым в обращении к людям, профессионально занимающимся борьбой с огненной стихией. И вам самим решать, какое слово выбрать. В любом случае, как не называй, профессия пожарного – это одна из самых сложных профессий в мире. Можно научиться лазить по выдвижной лестнице, пользоваться противогазом, двигаться в густом дыму, бегать, прыгать, поднимать тяжести и так далее, но самое трудное – это в каждое мгновение быть готовым рисковать своей жизнью, чтобы спасти чью-то другую.
Лилия Муглетдинова, инженер ОПП МБУ УПО города Уфы по Кировскому району
Реформа службы
История не стоит на месте, и в 1991 году сверхдержава СССР прекращает свое существование. Не было в стране отрасли, которой не коснулись бы проблемы, связанные с этим событием. Не стали исключением и подразделения специальной пожарной охраны. Это было связано как с начавшимся кризисом большинства охраняемых объектов, так и с особенностью организационно штатной структуры. На территориях союзных республик находилась значительная часть отделов, отделений и инспекций, осуществляющих противопожарную защиту объектов оборонного комплекса СССР. Эти подразделения предстояло передать в ведение МВД вновь образующихся государств. В дальнейшем большинство из них были расформированы. В течение долгих лет в них трудились наши коллеги, создавая, развивая и совершенствуя специальную пожарную охрану на своих участках. На их счету-ликвидация множества аварий и пожаров, в том числе Чернобыльской катастрофы.
Нелегким был процесс реорганизации системы, перевода ее на новые рельсы, но благодаря опыту и настойчивости В.М. Соколова, возглавлявшего в тот период Первое управление, а также его заместителя В.Т. Кишкурно, в 1992 году принявшего эстафету руководства, системе удалось сохранить свою целостность.
Шло становление новой России, а значит и всех государственных структур. В условиях недостаточного финансирования охраняемые объекты испытывали кризис, что, в свою очередь, негативно сказывалось на состоянии пожарной безопасности и требовало усиленного внимания и работы со стороны подразделений пожарной охраны, но и они претерпевали сокращение.
В.Т. Кишкурно удалось остановить этот процесс, кроме того, решить множество вопросов по материально-техническому обеспечению специальных подразделений, улучшению социально-бытовых условий сотрудников и их семей. К решению вопросов пожарной безопасности оборонных отраслей промышленности руководство управления привлекало самые высокие правительственные инстанции. В результате проводимой работы Правительством Российской Федерации был принят ряд документов, реализация которых позволила решить остро стоящие перед специальной пожарной охраной проблемы.
В 2004 году началась реформа Государственной противопожарной службы. В Федеральный закон «О пожарной безопасности» вносятся значительные изменения. Появляется понятие «федеральная противопожарная служба», к которой отнесены и специальные подразделения. Законом устанавливается, что финансовое обеспечение федеральной противопожарной службы является расходным обязательством Российской Федерации. Это означало, что вся численность специальной пожарной охраны будет содержаться за счет средств федерального бюджета, что значительно повышало социальный статус сотрудников.
Переходный период длился с августа 2004 г. по март 2006 года. За это время МЧС России были разработаны типовые штаты специальных подразделений, выделена федеральная численность, и с 1 апреля 2006 года специальная пожарная охрана обрела новый облик. Управления (отделы) Государственной противопожарной службы переименованы в специальные управления (отделы) федеральной противопожарной службы, пожарные части – в специальные пожарные части, созданы надежные тыловые службы. Улучшилось обеспечение подразделений пожарной техникой. На вооружении появились робототехнические комплексы, беспилотные летательные аппараты и пожарные катера. В 2007 году Правительством РФ принимается Федеральная целевая программа «Пожарная безопасность на период до 2012 года», благодаря чему было построено 15 пожарных депо и 63 реконструировано.
В 2008 г. служащие специальных подразделений вошли в состав Департамента пожарно-спасательных сил, возглавляемым М.В. Владимировым.В апреле 2014 года была реорганизация Департамента пожарно-спасательных сил МЧС России и формируется Управление специальной пожарной охраны Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий. С 10 апреля на пост руководителя назначается Розанов Владимир Витальевич. На сегодняшний день специальная противопожарная служба насчитывает около полусотни управлений по всей России.
Пожарная охрана в России
Так называется комплекс организаций, которые занимаются профилактикой, ликвидацией возгораний, проведением спасательных мероприятий.
К этой структуре относятся центры разного ведомственного подчинения и любых форм собственности.
Государственная противопожарная служба
В 2005 году была разделена на две части.
- Федеральную, в нее входят:
- руководство МЧС и его структуры;
- органы управления Министерства в субъектах России;
- Госпожнадзор;
- научно-исследовательские институты по пожарной безопасности, исследованию, разработке технических и химических средств для тушения возгораний;
- специальные объекты и воинские отряды.
- Территориальную, к которой относятся местные и договорные пожарные подразделения. Несмотря на такую классификацию, вторая группа подчинена первой и является частью гарнизонов, главным центром управления которыми остается МЧС России.
Муниципальная
Местные структуры управления создают отряды, финансируемые из собственных средств территориального образования. Одной из главных целей формирования подразделений является повышение пожарной безопасности этого муниципалитета.
Такие бригады входят в гарнизоны охраны и привлекаются на ЧС за пределами собственной зоны ответственности.
Задачи отряда:
- профилактика возгораний, контроль ПБ на своей территории;
- ликвидация огня, помощь людям, снижение имущественных убытков;
- разработка, планирование эффективных мероприятий для ЧС;
- выезд на другие территории для оказания помощи по тушению огня в соответствии с регламентами МЧС.
Ведомственная
Организация специальной пожарной охраны в различных учреждениях регламентирована статьей 12 закона №69-ФЗ.
В документе сказано, что создание такой структуры согласовывается с федеральным о́рганом.
Ведомственной ПО дается право:
- при угрозе возгорания приостанавливать функционирование учреждения, запрещать проведение отдельных работ;
- контролировать пожарную безопасность (ПБ) на воздушных судах и для всех видов водоемов (река, море);
- брать на себя обеспечение ПБ в консульских, дипломатических, учреждениях в стране и за рубежом.
Частная
Федеральным законом №69 регламентируется и этот вид деятельности (ст.12.1). Документ допускает создание коммерческих подразделений ПО, численность и оснащение которой определяются собственником. Помощь в таком случае команда оказывает на основании заключенных договоров.
Нештатная
Эти службы организуются как подразделения гарнизонов пожарной охраны для выполнения определенных задач.
Как правило, в управлениях территориального подчинения обычно есть отделы:
- газодымозащиты;
- технические;
- освещения, связи;
- оперативные;
- профилактические;
- химические, радиационные.
В местных допускается отсутствие последнего пункта.
Возглавляют эти службы должностные лица МЧС.
Добровольная
Местные или объектовые подразделения, принимающие участие в мероприятиях по ликвидации возгораний, спасательных, профилактических, оснащенные первичными устройствами пожаротушения (помпы, огнетушители), называются пожарными дружинами.
Фактически это добровольное объединение людей, права и обязанности которых прописаны в законе №100-ФЗ (06.05.2011 г.).
Таким образом, на вопрос, пожарные это МЧС или нет, можно ответить, что не каждый является сотрудником министерства, но в случае возникновения чрезвычайной ситуации поступает в распоряжение и под управление МЧС.
К сведению. Не стоит называть пожарного пожарником. Последний термин появился в 1812 году после того, как Наполеон сжег Москву.
По деревням ходили попрошайки, которые просили помощи на восстановление жилья. И В. А. Гиляровский определял термин «пожарник» как погорелец.
День сегодняшний
Специальными подразделениями обеспечивается пожарная безопасность при реализации важнейших государственных и межотраслевых программ: Государственной программы вооружений на 2011-2020 годы. Федеральной космической программы России на 2016-2025 годы. Федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации», Президентской программы «Комплексная утилизация атомных подводных лодок, выводимых из состава ВМФ», Государственной программы «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы», Федеральной целевой программы «Промышленная утилизация вооружений и военной техники до 2020 года».
Сегодня наряду с оборонной промышленностью государством большое внимание уделяется развитию космической отрасли и освоению Арктики. Правительством поручено МЧС России осуществлять пожарную охрану космодрома «Восточный» и объектов атомного ледокольного флота
Для этих целей на данных объектах созданы специальные подразделения ФПС. Впервые в перечень охраняемых спецподразделениями организаций включены объекты культурного наследия: Кафедральный соборный храм Христа Спасителя, Свято-Троицкая Сергиева лавра, резиденции Патриарха, Серафимо-Дивеевский монастырь. В последнем создана специальная пожарная часть, где проходят службу только женщины. Форменная одежда утверждена министром В.А. Пучковым и митрополитом Нижегородским и Арзамасским Георгием.
В ее рядах, порядка 16 тысяч высококвалифицированных специалистов и более 300 спецподразделений, которые обеспечивают надежную противопожарную защиту и охраняют около 300 особо важных и режимных объектов страны. Кроме того, в зоне их ответственности – свыше 400 населённых пунктов, 500 медицинских учреждений, 1700 образовательных учреждений. Огнеборцы всегда в числе первых прибывают на место аварий и принимают самое активное и решающее участие в ликвидации их последствий.
В состав специальной пожарной охраны входят: 1 судебно-экспертное учреждение ФПС, а также 50 управлений, работающих в регионах страны, в составе которых 293 специальные пожарно-спасательные части, 37 служб пожаротушения, 49 органов федерального государственного пожарного надзора. Их главная задача – не допустить пожары и другие чрезвычайные происшествия на стратегически важных предприятиях России, деятельность которых направлена на укрепление суверенитета нашего государства.
Специальные подразделения дислоцируются в 37 субъектах Российской Федерации. Ежедневно на дежурство заступает свыше 2 тысяч человек, в расчете находится более пятисот единиц основной и специальной пожарной техники. Кроме этого около 2 тысяч сотрудников и более шестисот единиц техники находятся в резерве.
В этом году приказом МЧС России утверждена концепция развития специальных подразделений федеральной противопожарной службы до 2022 года. В ней определены цели, задачи и направления развития специальных подразделений ФПС, повышение их технической готовности к действиям по предназначению, совершенствование профилактической работы на особо важных и режимных объектах.
Статистика по специальной пожарной охране (2017 год)
Обязанности старшего пожарного
Сотрудник пожарной части, назначенный старшим, находится в непосредственном подчинении у командира отделения и занимается на своём дежурстве принятием вооружения и рабочего оборудования, а также обеспечивает точное выполнение должностных обязанностей пожарными, которые несут службу на постах, в выставленных дозорах и во внутреннем наряде.
Старший пожарный может быть ознакомлен с обстановкой именно в том месте, куда должно выехать подразделение. Он может вносить различные предложения руководству по улучшению фактических условий несения службы.
При ликвидации очага возгорания спасатель обязан знать поставленную непосредственным руководителем перед ним задачу, а также задачу, которую должно выполнить отделение. Он обязан беспрекословно и оперативно подчиняться приказам и командам вышестоящего руководства.
Он ни в коем случае не оставляет своей рабочей позиции без непосредственного разрешения командира отделения и в обязательном порядке поддерживает постоянную связь с руководством, а также с пожарными сотрудниками из своего отделения.
Пожарный предупреждает людей о появляющейся угрозе жизни, а также занимается их эвакуацией и спасением, о чём предварительно докладывает своему непосредственному руководителю.
Пожарным тщательно отслеживается исправность пожарно-технического вооружения и обеспечивается бережное обращение с ним. Также он несёт ответственность за точное соблюдение техники безопасности и проверяет наличие вооружения при завершении работ, докладывая о полученных результатах непосредственно командиру отделения.
Какими бывают подразделения пожарной охраны
К муниципальной пожарной охране относятся подразделения, организованные для борьбы с огнем в муниципальном образовании (его городских и сельских поселениях), а также — на конкретных объектах.
Главная задача — проводить в муниципальных поселениях профилактику пожаров, их тушение и осуществлять необходимые аварийно-спасательные работы. Участвовать в ликвидации огня на объектах, спасать людей и их имущество.
Есть и другие виды пожарной охраны. Ведомственные подразделения создаются при федеральных органах исполнительной власти или в конкретных организациях. Их структура и условия деятельности согласовываются с положениями ГПС.
К частной пожарной охране относятся подразделения, созданные в городах и прочих населенных пунктах и при отдельных организациях на основе самоокупаемости. Т. е. они работают согласно заключенным договорам. Их деятельность обязательно должна быть лицензирована в соответствии с законодательством РФ.
Виды пожарной охраны этим не исчерпываются. Еще один из них — добровольная. Под ней понимают совокупные силы общественных объединений, отдельных граждан и юридических лиц, действующих в борьбе с пожарами по собственной инициативе, то есть защищающих от огня добровольно. Существуют такие подразделения чаще всего в небольших населенных пунктах, где отсутствует пожарная часть.
Пожарная охрана
В Государственную противопожарную службу входят федеральная противопожарная служба и противопожарная служба субъектов Российской Федерации.
Сегодня Государственная противопожарная служба (ГПС) – это:
- 220 000 человек
- 13 600 зданий и сооружений, в числе которых более 4000 зданий пожарных депо
- 18 634 основных и специальных пожарных автомобилей
- 49 пожарных катеров
Основными задачами Государственной противопожарной службы являются:
- организация разработки и реализация государственных мер, направленных на предотвращение пожаров, повышение эффективности противопожарной защиты населенных пунктов и предприятий, организаций, учреждений;
- организация и осуществление государственного пожарного надзора;
- тушение пожаров и проведение связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ в населенных пунктах и на объектах;
- профессиональная подготовка кадров для противопожарных аварийно-спасательных работ.
Подразделения ГПС ежегодно совершают около 2 000 000 выездов, спасают от гибели и травм более 90 000 человек, материальных ценностей на сумму свыше 120 миллиардов рублей.
В настоящее время деятельность по обеспечению пожарной безопасности регулируют более 10 федеральных законов и правовых актов Правительства Российской Федерации.
Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области пожарной безопасности проводятся:
во Всероссийском научно-исследовательском институте противопожарной обороны (ВНИИПО), 5 ведомственных учебных заведениях и 94 испытательных пожарных лабораториях.
Государственный пожарный надзор
Одно из важнейших направлений деятельности ГПС – осуществление пожарного надзора.
Ежегодно государственные инспекторы по пожарному надзору проводят:
- 1 500 000 мероприятий по контролю за пожарной безопасностью
- предлагают к исполнению до 7 500 000 противопожарных мероприятий.
- ежегодно предотвращается до 450 000 пожаров,
- сохраняется материальных ценностей на сумму 35-45 миллиардов рублей.
Подразделения ГС ГПС
Для объемной реализации всех задач гарнизонной службы сформированы различные виды подразделений внутри структуры пожарной охраны:
- Оперативные. В состав этого отдела входят все оперативные сотрудники ГПС, включая командный состав. Отдел создается для обеспечения своевременного реагирования, минимизации времени подготовки, сбора и выезда. В этих целях проводятся регулярные учения и проверки. Руководит ей штатный начальник.
- Газодымозащитная. Этот отдел специализируется на действиях при тушении возгораний на объектах, где в воздухе образуются соединения, опасные для дыхания. Сотрудники контролируют технические средства, включая дымососы и оборудование, формирующее защиты от дыма, средства, используемые для обучения сотрудников, тренировочные снаряды и устройства. Руководит структурой один из командиров ГПС.
- Связь. Отдел занимается обеспечением эффективной связи: телефония, средства компьютерной коммуникации, радиосвязь и другие.
- Техническая. В ведомстве этого отдела находятся вся совокупность техсредств, включая ГСМ и огнетушащие составы. Руководство осуществляет штатный командир от ГПС.
- Профилактика. Сотрудники этого отдела занимаются проведением профилактики: предупреждение возгораний, выявляют нарушения порядка, обеспечивают эффективные факторы для ликвидации ЧС и оперативного устранения последствий.
Проверки гарнизонной и караульной службы выполняются начальниками подразделений пожарной охраны. Общую готовность проверяет руководитель всего формирования.
Неплановая проверка состояния пожарных
ПС субъектов Российской Федерации
В отличие от Федеральной ПС служба пожарной безопасности края, области, республики организуется органом исполнительной власти субъекта РФ. В их компетенции создание положения, структуры, штатного расписания, устава. Однако, разговор о полной самостоятельности не идет, в своей работе субъекты РФ пользуются рекомендации МЧС России, единый подход связывается с индивидуальными особенностями.
Как правило, дислокация и численность подразделений по тушению огня принимается из расчета времени прибытия спасателей: для городов – 10 минут, для сельской местности — 20 минут. Их основные функции и задачи направлены на:
- тушение огня;
- спасение людей, имущества, ценностей, культурного наследия;
- профилактические меры.
Противопожарная пропаганда
По договоренности с федеральными структурами выполняются и другие важные функции:
- анализ безопасности, прогнозирование возгораний;
- ведение статистического учета;
- участие в научной работе и создании новых нормативных актов (законов, положений, постановлений);
- обеспечение противопожарной грамотности;
- участие в региональных программах.
Кроме этого, ПС субъектов РФ сотрудничает с ведомственными, добровольными ПО.
Если ФПС существует за счет государственного обеспечения, то финансирование ПС краев, областей, республик происходит за счет:
- бюджета субъекта РФ;
- целевых средств, выделенных для проведения региональных программ;
- денежных средств от оказания платных услуг;
- пожертвований, взносов, не противоречащих законам России.
Первые бригады
Согласно дошедшим до нас документам, до 1472 года все нормативные акты, касающиеся пожаротушения, сводились лишь к правилам обращения с огнем. Так, в той же «Русской правде» и далее в «Правде Ярославовичей», «Пространной правде», которые в то время считались основными законами, было указано лишь наказание за преднамеренный поджог. История развития пожарной охраны начинается во времена правления Василия II, который в 1434 году издал указ, регулирующий обращение с огнем в быту и ремеслах.
Первые попытки упорядочить борьбу с огнем принадлежат Ивану III. Именно он считается царем, с которым связано создание истории традиций пожарной охраны на Руси. Даты следуют одна за другой:
- 1472 г. подписание правил режимного характера, которые регулировали использование печей, свечей и лучин;
- 1493 г. во избежание крупных пожаров в Москве начинают рыть заградительные рвы и строится специальный разрыв от стен Кремля на 200 м, возводятся гидротехнические сооружения;
- 1497 г. в Судебнике прописывается наказание в виде смертной казни за поджог;
- 1504 г. была организована пожарно-сторожевая охрана.
При Иване III появились и первые подразделения. Создание бригад из числа военных стало вынужденной мерой после разрушительного московского пожара в 1504 году. На то время в столице проживало почти 40 тыс. человек, постройки были преимущественно деревянные, поэтому царь вынужден был приступить к реформированию службы. Сначала ввели правила для ремесленников, в которых был прописан запрет на плавильни и топки для кузнецов. Чтобы снизить риски пожаров, «промышленные» объекты было велено вывести за пределы жилых построек.
Пожарно-сторожевая охрана в то время представляла собой сформированные из числа военных бригады, которые дежурили на заставах. В помощь им с каждых 10 дворов выделялось по 1 горожанину. Заставы представляли собой запирающиеся на ночь решетки-рогатки, установленные по концам улиц. Суть работы заключалась в контроле закрепленных за бригадой улиц с целью предупреждения воровства и преднамеренных поджогов.
Основным методом борьбы с огнем был снос близлежащих построек. Горящие объекты накрывали войлочными или брезентовыми щитами и обильно поливали их водой. С этой целью в крупных городах развивали систему самотечных водопроводов, которая появилась на Руси еще в XI-XII веках. Технических средств подавления огня на то время не существовало: огнеборцы пользовались ведрами, топорами, ломами, бердышами, баграми, заступами, лестницами.
Новый виток в истории российской пожарной охраны связан с правлением Ивана IV (Грозного). В 1547 и 1582 годах он издает режимные правила для обращения с огнем в Москве, которые с 1583 года распространяются на все царство. Первым прогрессивным решением Ивана IV стало требование обустройства на крышах домов чанов с водой. Такой шаг считался предупредительным и помогал оперативно тушить пожар до массового возгорания. В 1550 году в Москве организуется служба пожарных стрельцов, которые в случае возгорания должны были оперативно подавать воду, копать рвы, создавать предупредительные разрывы путем сноса стоящих на пути пламени сооружений.
Начинания Ивана Грозного продолжил Борис Годунов. В 1603 году с целью «береженья от огня» в Москве создали 11 округов, возглавляемых боярами.
Это интересно: Экологический критерий
Развитие пожарной охраны в XIX веке
В начале XIX века императором России становиться Александр I (1801-1825). 29 ноября 1802 года им издается Указ об организации в Санкт-Петербурге при съезжих дворах постоянной команды из 1602 солдат внутренней стражи.
Команда формировалась по западному образцу. Несмотря на то, что первые наборы пожарных подразделений формировались из солдат, не способных к строевой службе (сегодня это принято называть альтернативной службой), тем не менее, их работа в схватке с огнем была значительно эффективнее неподготовленных к этой службе горожан, которые с этого периода перестали привлекаться к пожарной повинности. С этим Указом отменялась повинность жителей города привлечению к пожарной службе.
24 июня 1803 года является днем рождения Петербургской пожарной охраны. Она учреждается при 11 полицейских частях в составе солдат внутренней службы, к которым подключались 1602 человека полицейской стражи и будочник. Первенец государственной службы – питерская пожарная команда – стала образцом для организации этой службы и в других городах.
31 мая 1804 года пожарная команда учреждается в Москве, где организуется 20 пожарных частей из отставных солдат. Впоследствии по указанной системе и на основании «Нормального табеля составу пожарных частей в городах» от 1853 года создается пожарная охрана в 460 городах России.
С этого момента обыватели были освобождены от пожарной повинности, а организацией пожаротушения стали заниматься профессионалы. Во главе пожарной охраны столицы становится брандмайор, а пожарные части возглавляют брандмейстеры.
Для упорядочения в 1832, 1857 гг. издаются Пожарные уставы, в которых обобщаются все узаконенные нормативно-правовые документы по вопросам пожарной безопасности России. Пожарные части на местах финансируются в основном за счет городских бюджетов, а личный состав комплектуется из военного ведомства. В сельской местности тушение пожаров возлагается на местных жителей во главе с сельским старшиной. После проведения Военной реформы и отмены рекрутской системы набора войск, с 1873 года пожарные части начинают комплектоваться вольнонаемными лицами. Финансирование пожарной охраны полностью ложится на Земские собрания и Городские думы. Служба в пожарных частях была круглосуточной с нахождением личного состава на казарменном положении. С 1803 года и до Октябрьской революции 1917 года пожарная охрана в России подчинялась министерству внутренних дел.