Причины железодефицитной анемии у детей
В развитии железодефицитной анемии у детей могут быть задействованы антенатальные (период внутриутробного развития плода) и постнатальные (после рождения) факторы.
- К антенатальным факторам относится несформированность депо железа во внутриутробном периоде. В этом случае железодефицитная анемия обычно развивается у детей в возрасте до 1,5 лет. Раннему развитию анемии у ребенка могут способствовать токсикозы, анемия беременной, инфекционные заболевания женщины в период гестации, угроза прерывания беременности фетоплацентарная недостаточность, отслойка плаценты, многоплодная беременность, преждевременная или поздняя перевязка пуповины у ребенка. Наиболее подвержены развитию железодефицитной анемии дети, рожденные с большой массой, недоношенные, с лимфатико-гипопластическим диатезом.
- Постнатальные железодефицитные анемии у детей связаны с факторами, действующими после рождения ребенка, прежде всего — недостаточным поступлением железа с пищей. В группе риска по развитию железодефицитной анемии находятся дети, получающие искусственное вскармливание неадаптированными молочными смесями, козьим или коровьим молоком. К алиментарным причинам железодефицитной анемии у детей также относятся поздние сроки введения прикормов, отсутствие в рационе животного белка, несбалансированное и нерациональное питание ребенка в любом возрасте.
К железодефицитной анемии у детей могут приводить наружные и внутренние кровотечения (желудочно-кишечные, в брюшную полость, легочные, носовые, травматические), обильные менструации у девушек и т. д. Дефицит железа сопутствует заболеваниям, протекающим с нарушением всасывания микроэлементов в кишечнике: болезни Крона, язвенному колиту, болезни Гиршпрунга, энтеритам, дисбактериозу кишечника, муковисцидозу, лактазной недостаточности, целиакии, кишечным инфекциям, лямблиозу и др.
Избыточная потеря железа отмечается у детей, страдающих кожными аллергическими проявлениями, частыми инфекциями. Кроме этого, причиной железодефицитной анемии у детей может выступать нарушение транспорта железа вследствие снижения содержания и недостаточной активности трансферрина в организме.
Диагностика железодефицитной анемии у детей
В диагностике железодефицитной анемии и ее причин у детей участвуют различные специалисты: неонатолог, педиатр, гематолог, детский гастроэнтеролог, детский гинеколог и др.
При осмотре ребенка обращает внимание:
- наличие бледности кожных покровов и видимых слизистых (полости рта, конъюнктивы), акроцианоза (выраженная синюшная окраска конечностей, в основном проявляющаяся на пальцах и кистях рук, но также встречающаяся на ступнях и различных частях лица, таких как нос, губы и ушные раковины)
- периорального цианоза (посинение в области рта),
- темных кругов под глазами.
Лабораторными критериями, позволяющими судить о наличии и степени ЖДА у детей служат:
- Гемоглобин (Hb) (<110 г/л),
- Цветовой Показатель крови (<0,86),
- Железо сыворотки крови (<14 мкмоль/л),
- Общая железосвязывающая способность сыворотки (>63),
- Ферритин сыворотки (<12 мкг/л)
Для установления факторов и причин, сопутствующих железодефицитной анемии у детей, может потребоваться проведение пункции костного мозга; ФГДС, колоноскопии; УЗИ органов брюшной полости, УЗИ органов малого таза; рентгенографии желудка, ирригоскопии, исследования кала на дисбактериоз, скрытую кровь, яйца гельминтови простейшие.
Пренатальный период
Как мы уже сказали ранее, пренатальный период – это развитие малыша в утробе матери. Как правило, он длится двести шестьдесят шесть дней. Весь пренатальный период можно разделить на три стадии:
- зародышевая (длится порядка двух недель с момента зачатия);
- эмбриональная (длится пять недель, с третьей по восьмую; это довольно ответственный этап, ведь именно сейчас закладываются жизненно важные органы, и начинает биться сердечко);
- плодная (длительность – с девятой недели до самого рождения; на данном этапе ребенок быстро растет, и начинают функционировать все системы).
Многие мамы (в том числе и будущие) знают, что все время беременности делят на триместры. Краткую характеристику вы можете увидеть в таблице.
Триместр |
Характеристика |
Первый |
Он длится 13 недель (с самого момента зачатия). В результате развития в первом триместре при помощи ультразвукового исследования уже можно определить даже пол ребенка. Сейчас активно развиваются костная, мышечная и нервная система. Уже на десятой неделе беременности плод начинает шевелиться, только мама этого пока не чувствует (длина его составляет порядка 12 миллиметров). |
Второй |
На данном этапе ребенок приобретает человеческие черты. Эта стадия характеризуется быстрым ростом и набором веса. Если на 14 неделе его длина составляла 15 миллиметров, а вес всего 35 граммов, то к 27 (конец второго триместра) длина равна приблизительно 35 сантиметров, а вес – 1 килограмм. На шестой неделе беременности у малыша уже хорошо развиты органы чувств и нервная система. Сейчас с крохой можно разговаривать, читать сказки и так далее. Знайте, что громкая музыка его сейчас пугает. Именно в данный момент многие родители начинают обучение малыша, как это делать вы узнаете дальше. |
Третий |
Длится с 28 по 40 недели. Это завершающий этап беременности и развития малыша. Сейчас у ребенка уже есть режим (сон и бодрствование), он открывает глазки и даже может дышать. Сейчас ребенок очень восприимчив к прикосновениям, звукам и яркому свету. |
Особенности изменений плода в фетальном периоде
Увеличение роста плода особенно заметно на 3-5-м месяцах беременности, а массы тела — в последние два месяца. В начале третьего месяца рост головы замедляется, а рост тела ускоряется. На третьем месяце размер головы составляет половину длины тела в сидячем положении (теменно-копчикового размера), на пятом месяце — треть длины тела в стоячем положении (теменно-пяточного размера), а при рождении — 1 / 4 этой длины.
На третьем месяце развитие лица плода становится подобным человеческому. Глаза смещаются с боковой на вентральную поверхность, уши приближаются к своей окончательной позиции. Конечности достигают своей необходимой длины относительно остального тела, хотя нижние конечности остаются короткими и менее развитыми, чем верхние. До 12-й недели в длинных костях и черепе появляются первичные центры окостенения. Внешние половые органы до 12-й недели достигают такого развития, что пол плода можно определить при ультразвуковом исследовании. На 6-й неделе петли кишки вызывают выбухание пупочного канатика («пупочная грыжа»), но до 12-й недели они втягиваются в брюшную полость. Мышечные движения плода слабые и еще не ощущаются матерью.
Увеличение длины и массы тела плода в фетальном периоде
Возраст, нед. | Теменно-копчиковый размер, см | Масса тела, г |
9-12 | 5-8 | 10-45 |
13-16 | 9-14 | 60-200 |
17-20 | 15-19 | 250-450 |
21-24 | 20-23 | 500-820 |
25-28 | 24-27 | 900-1300 |
29-32 | 28-30 | 900-1300 |
33-36 | 31-34 | 2200-2900 |
37-38 | 35-36 | 3000-3400 |
В течение четвертого и пятого месяцев плод быстро растет в длину и в конце первой половины внутриутробной жизни его копчиковой-теменной размер составляет 15 см, а масса плода не достигает 500 г. Плод покрывается нежным волосами — лануго, появляются брови и волосы на голове. Начиная с 20 нед, а иногда и раньше, движения плода четко различаются матерью.
Во второй половине фетального периода масса плода значительно увеличивается, особенно в течение последних двух с половиной месяцев, когда плод набирает массу 50% от массы при рождении.
На 6-м месяце кожа плода имеет красноватый цвет и морщины в связи с нехваткой соединительной ткани. Дыхательная и нервная системы и их координация недостаточно развиты.
В течение последних двух месяцев плод приобретает выраженные округлые контуры вследствие отложения подкожного жира. Кожа покрывается беловатым жировым веществом, которое состоит из продуктов секреции сальных желез.
В конце девятого месяца головка плода имеет наибольшие размеры из всех частей тела, что является важным в связи с тем, что она обычно первой проходит через родильный канал. Масса плода превышает 3000-3400 г, длина от макушки до пят — более 50 см. Половые органы хорошо развиты, яички опущены в мошонку.
Возрастная периодизация постнатального онтогенеза
Существует определенное разделение всех возрастных периодов постнатального онтогенеза человека. У каждого из них свои особенности и физиологически цели, поэтому мы рассмотрим их более детально.
Фактически, каждый период отражает определенные стадии физиологического и психологического развития, которые влияют на дальнейшую индивида.
Ювенильный
Это самый ранний этап развития человека, так как он начинается с момента рождения и продолжается до начала половой зрелости. Для него характерны процессы, начавшиеся еще на этапе эмбрионального развития, а именно – увеличение размеров тела в общем, и его органов по отдельности (рисунок 4).
Рисунок 4. Ювенильный период начинается с рождения
Именно на данном этапе формируются индивидуальные особенности организма человека, а также завершают развитие жизненно важные органы и системы. Позже других заканчивает формирование половая система и вторичные половые признаки.
Ювенильный период принято делить на несколько отдельных этапов, включающих грудной возраст, первое и второе детство, а также период развития подростков. Несмотря на то, что для каждого из них характерны свои особенности (к примеру, выпадение молочных зубов или формирование вторичных половых признаков), все индивидуумы ювенильного возраста имеют и нечто общее. Во-первых, они проходят определенные этапы развития, а во вторых – достигают нужных физиологических параметров для дальнейшего продолжения рода.
Зрелый
Период зрелости также называют репродуктивным, так как именно в этом возрасте человек достигает того уровня физического, психологического и интеллектуального развития, необходимого для продолжения рода (рисунок 5).
Несмотря на то, что половая зрелость наступает еще в конце ювенильного этапа, человек проходит еще несколько стадий до начала непосредственного размножения.
Стоит отметить, что период зрелости у людей длится несколько десятилетий. Как и у предыдущего этапа, у него есть свои особенности, в частности окончательное формирование всех органов и систем. Считается, что период зрелости не включает рост организма, хотя ученые доказали, что параметры человеческого тела меняются постоянно, даже после завершения активного детского периода роста.
Рисунок 5. Зрелость — самый продуктивный этап жизни
Переломный момент наступает после того, как половая и эндокринная система прекращают выполнять некоторые из своих функций. В это время организм становится непригодным для дальнейшего размножения, и наступает период старости.
Период старости
Основная характеристика последнего временного этапа онтогенеза человека выражается в процессах, обратных периоду роста в детстве, юности и зрелости. Процессы обмена веществ постепенно замедляются, а органы начинают работать хуже. Также наблюдается старение тканей (рисунок 6).
Рисунок 6. Старость — время угасания всех обменных процессов
Естественный процесс старения может иметь разную длительность, в зависимости от индивидуальных особенностей организма, среды обитания и условий жизни человека. Однако, вне зависимости от продолжительности, период старости заканчивается естественной смертью.
В видео наглядно показано, какие этапы проходит человек с момента рождения и до смерти.
https://youtube.com/watch?v=ei9pG4kG6PI
Поделиться
15.04.2019
8 616
Определение критериев живонароджености и мертвонароджености
Живонародженисть — это полное изгнание или извлечение продукта зачатия из организма матери вне зависимости от продолжительности беременности, который после такого отделения дышит или проявляет другие признаки жизни, такие я как сердцебиение, сокращение мышц, пульсация пуповины, независимо от того, перерезана она или нет, отслоившейся плацента.
Каждый продукт такого рождения считается живорожденныхм.
Смерть плода (мертворожденный плод) — это смерть продукта зачатия до его полного изгнания или извлечения из организма матери вне зависимости от продолжительности беременности.
На смерть указывает тот факт, что после такой ого отделения плод не дышит или не проявляет любых других признаков жизни, таких как сердцебиение, пульсация пуповины или определенные движения мышцев.
доношенных новорожденных — ребенок, родившийся при сроке гестации от 37 нед до 42 мес со средними показателями массы тела.
У доношенного новорожденного ребенка голова составляет 1/4 части тела важно ное значение имеет определение формы головы и окружности черепа при рождении течение первых 2-3 дней жизни у ребенка сохраняется конфигурация черепа, обусловленная прохождением головки через родовые пути и матери. К вариантам нормы относятся такие формы черепа, как долихоцефаличний, брахицефаличний, черепа виде башни
Окружность головы у доношенных детей составляет 33-36 см, может превышать окружность грудной кл иткы на 1-2 см. Большое темечко открытое, его размеры в норме не превышают 2,5-3 см. Малое темечко — в диаметре не более 0,5 см — может быть открытым у 25-30% доношенных оджених.
- Недоношенный новорожденный — ребенок, родившийся в срок от 24 до 37 полных недель гестации
- переношенной новорожденный — ребенок, родившийся в срок 42 полные недели гестации и более
При сопоставлении показателей физического развития ребенка и срока гестации (гестационного возраста) выделяют следующие группы детей:
- 1 новорожденного с большой массой тела
- 2 Новорожденные с нормальным физическим развитием для определенного гестационного возраста
- 3 новорожденных с низкой массой тела относительно гестационного возраста или новорожденные с задержкой внутриутробного развития
- 4 Новорожденные с внутриутробной (урожденной) гипотрофией
Таблица VI. 2. Стадии жизненного цикла человека (Bogin, 1999)
Пренаталъный периодОплодотворение
Первый триместр — от оплодотворения до 12-й недели: эмбриогенез.
Второй триместр — 4 — 6-й лунный месяцы: быстрый рост в длину.
Третий триместр — с 7-го лунного месяца до рождения: быстрый рост массы тела и созревание органов.
РождениеПостнаталъный период
Период новорожденности — от рождения до 28 дней: адаптация к внешним условиям жизни, самые быстрые для всего периода постнатального роста скорости роста и созревания.
Младенчество — 2-й месяц жизни до конца грудного вскармливания (в среднем до 3 лет): постепенное уменьшение скоростей роста, вскармливание материнским молоком, прорезывание молочных зубов, освоение многих ключевых стадий развития в психологическом и поведенческом контекстах.
Детство — с 3 до 7 лет: умеренные скорости роста, полуростовой скачок, прорезывание первых постоянных моляров и резцов, окончание роста мозга в конце этой стадии; хотя и отнятые от груди, дети нуждаются в защите и опеке взрослых.
Ювенильная стадия — девочки — 7-10; мальчики — 7-
12; замедление скоростей роста, способность к самостоятельному пропитанию, переход к овладению социальными навыками.
Пубертат — начинается сразу же после окончания ювенальной стадии и длится всего несколько дней или недель. Реактивация механизмов центральной нервной системы, запускающая процесс полового созревания, резкое увеличение секреции половых гормонов.
Подростковый период — от 5 до 8 лет после начала пубертата: подростковый скачок роста длины и веса тела, фактическое завершение прорезывания постоянных зубов, развитие вторичных половых признаков, социосексуаль-ная зрелость, рост интереса и переход к социальной, экономической и сексуальной жизни взрослых.Взрослость.
Зрелость и переходный период — от 20 лет до окончания периода деторождения: гомеостаз физиологических, поведенческих, интеллектуальных функций, менопауза у женщин в возрасте около 50 лет.
Пожилой возраст и старость — с окончания периода деторождения до смерти: затухание функций многих тканей, органов и систем органов.
Ювенильный период в развитии человека
Определение 2
Ювенильный период – это период, начинающийся с момента рождения и заканчивающийся у женщин до 21 года, у мужчин — до 22 лет.
Ювенильный период, в свою очередь, подразделяется на несколько этапов:
- Период новорожденности, который продолжается первый месяц жизни ребенка. Малыш продолжает принимать позу эмбриона, характерную для его внутриутробного развития. Основную часть времени маленький человек на этом этапе роста находится в состоянии сна.
- Грудной период. Грудным называют ребенка в возрасте от одного месяца до года. Этот этап характеризуется активными изменениями в двигательной системе. К концу первого месяца ребенок только еще старается распрямить ноги; в 1,5 месяца малыш способен поднять и удержать голову; 6 месяцев – время, когда большинство детей получают навык сидения; а уже к первому году жизни многие из них делают первые шаги. При этом нужно отметить, что возрастной момент появления того или иного навыка – сугубо индивидуальный процесс; мы привели лишь усредненные границы.
В грудной период стремительными шагами развивается психика ребенка. На втором месяце жизни уже возможно наблюдать первую улыбку ребенка; в 4 месяца малыш становится способен хватать предметы и исследовать их, беря в рот, различать людей; после наступления 6 месяцев приходит понимание отдельных слов и фраз. Высокая двигательная активность первого года жизни ускоряет обменные процессы и нормализует работу нервной системы. Чтобы ребенок правильно развивался в этот период, необходимо соблюдать три условия: постепенность, повторяемость и систематичность. При этом организация четкого режима дает возможность вырабатывать у малыша условные рефлексы.
- Раннее детство – это период в возрасте от года до трех лет. Раннее детство — важнейший этап в физическом и психическом развитии ребенка, характеризующийся активным ростом, приобщением ко взрослой пище, закладыванием базовых свойств личности, таких как самостоятельность, стремление к самоуважению, самовыражению. В данном возрасте маленький человек делает первые попытки определить свое место в этом мире, получает навык проживания всего спектра доступных человеку чувств. Не зря пресловутый кризис трех лет по силе и структуре психических изменений считается едва ли не более сложным, чем подростковый кризис. На данной стадии овладение новыми навыками происходит в процессе подражания взрослым.
- Дошкольный период – период развития человека в возрасте от трех до семи лет. Ребенок активно познает окружающий мир, проявляет любознательность. Это период активного развития мозга, формирования так называемой внутренней речи. На этом этапе игра является важнейшим инструментом формирования навыков.
- Школьный возраст – период взросления от 7 до 17 лет. Школьный период можно поделить на этапы:
- ранний (7-11 лет);
- средний (мальчики: 11-15 лет; девочки: 11-14 лет);
- старший (15-17 лет).
На раннем этапе дети осваивают письменную речь, получают навык коллективизма, нахождения в социуме, познают окружающий мир, нарабатывают первый опыт взаимодействий. Подростковый период характеризуется стремительным темпом физического и полового развития.
- Юношеский период – этап развития в возрасте от 17 лет до 21 года. На данном этапе мы имеем сформировавшуюся личность, которая в практической жизни начинает реализовывать полученные навыки.
Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!
Описать задание
Период старения человека
Замечание 1
Период старения наступает у женщин после 55 лет; у мужчин – после 60.
Современная классификация делит людей, находящихся в периоде старения, на группы:
- 60-76 лет – пожилые люди;
- 75-89 лет – старые;
- старше 90 лет – долгожители.
Определение 4
Старение является закономерным этапом развития, свойственным не только человеку, но и любому другому живому организму. Данный период изучает геронтология, устанавливающая закономерности старения и формирующая рекомендации по продлению жизни.
Имеют место следующие признаки старения:
- поседение волос (начинается после 30 лет, а иногда и раньше, и постоянно прогрессирует);
- видимо меняется текстура кожи, ее внешний вид;
- изменяется осанка;
- наблюдается уменьшение мышечной силы;
- выпадение зубов;
- происходит уменьшение внутренних органов;
- кровеносные сосуды становятся менее эластичными, в связи с чем изменяется кровяное давление;
- снижаются адаптивные и регенеративные способности организма, иммунитет и замедляется процесс теплообразования;
- ухудшается качество зрения и слуха;
- наблюдается ухудшение памяти, сокращение времени реакции, снижение работоспособности.
Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться
Все услуги
Решение задач
от 1 дня / от 150 р.
Курсовая работа
от 5 дней / от 1800 р.
Реферат
от 1 дня / от 700 р.
Специфика постнатального онтогенеза человека
Каждый этап онтогенеза играет исключительно важную роль в развитии особи, однако ключевая роль отводится все же детскому возрасту. Именно в этот период закладываются, укрепляются и развиваются жизненно важные ткани и органы, а определенные отрицательные факторы окружающей среды могут негативно сказаться на иммунитете и развитии (рисунок 3).
Постнатальный период развития человека – это не только общие физиологические факторы. Скорее его можно назвать сочетанием физиологии и факторов окружающей среды, от которых будет зависеть здоровье и развитие человека в дальнейшем.
К примеру, серьезное недоедание в детском возрасте вызывает абсолютно разные последствия у жителей Африки и азиатов. Если у первых туловище укорачивается, а ноги становятся длинными, то у вторых наблюдается прямо противоположный процесс.
Из этого можно сделать вывод, что на особенности течения постнатального периода во многом влияет и генотип каждой конкретной особи. Не менее важную роль играют гормоны, так как они воздействуют не только на обмен веществ, но и на выработку других гормонов, в частности тех, что отвечают за физический рост.
Рисунок 3. Онтогенез человека подвержен воздействию внешних факторов
В целом, можно сказать, что все системы организма человека очень тесно связаны между собой, поэтому любое отклонение в детском и юношеском возрасте может спровоцировать крайне негативные последствия в будущем.
Антенатальное формирование ферментативных систем
Развивающийся эмбрион для своего развития, роста, дифференциации тканей, осуществления специальных функций требует большого количества энергии. Источником энергии являются процессы окисления. У плодов функционируют системы цикла Кребса, Эмбдена—Мейергофа, Варбурга—Кейлина. Для совершения этих процессов необходимо 20—30 различных энзимов, несколько коэнзимов, причем возникновение этих коэнзимов и энзимов сочетается с периодами наиболее интенсивного роста органов, и появление ферментов строго специфично. Цитохромоксидаза появляется вместе с началом формирования дыхательной системы. Запасы гликогена как источника энергии появляются вначале в плаценте и легких плода. В печени гликоген депонируется на 12—15-й неделе беременности. К 20—24 неделям печень становится единственным органом утилизации гликогена и берет на себя функции регуляции уровня глюкозы в крови. Фермент глюкозо-6-фосфатаза обнаруживается после 10-й недели беременности в печени. На сроке 15 недель этот фермеш находят в почках.
В период дифференциации тканей щелочная фосфатаза достигает максимума. Этот фермент имеет отношение к образованию примордиального фолликула. Мак-Кей (McKay) обнаружил наибольшую активность этого фермента в период формирования нервной трубки, желудочно-кишечного тракта,печени. В наибольшем количестве этот фермент находят в тканях, где идет наиболее активный процесс синтеза новых белков из нуклеиновых кислот
Чрезвычайно важно исследование фермента карбоангидразы, принимающего активное участие в регуляции кислотнощелочного равновесия у плода. Мнения по поводу активности этого фермента противоречивы
Г. М. Савельевой выявлена низкая активность этого фермента у плодов без признаков гипоксии. Автор объясняет это преобладанием процессов анаэробного гликолиза в обмене плода. При выраженной гипоксии плода увеличение количества недоокисленных продуктов обмена приводит к возрастанию активности карбангидразы. Это зависит от компенсаторной реакции организма, направленной на уменьшение ацидоза за счет усиленного выделения углекислоты. В печени имеется целый ряд ферментов, осуществляющих биосинтез и метаболизм стероидов: 3-бета- стеропддегидрогеназа, 20-альфа — гидроксистероиддегидрогеназа. Эти ферменты появляются на 25-й неделе беременности. Печень плода очень активна в отношении конъюгации стероидов с серной кислотой, под влиянием фермента сульфокиназа. В яичках плодов мужского пола обнаружен полный спектр активных энзимных систем для биосинтеза стероидных гормонов.
Постнатальное развитие это
Постнатальное развитие – с момента рождения и до смерти. Для того чтобы оценить все последствия воздействия алкоголя на ребенка после его рождения, надо иметь в виду, что ребенок до совершеннолетия — постоянно развивающийся организм.
Особенности постнатального физического и психического развития ребенка резко повышают вредоносность алкоголя для его организма и возможность его превращения в больного — алкоголика.
Процессы роста и развития являются общебиологическими свойствами живой материи. Рост и развитие человека, начинающиеся с момента оплодотворения яйцеклетки, представляют собой непрерывный поступательный процесс, протекающий в течение всей его жизни.
Процесс развития протекает скачкообразно, и разница между отдельными этапами, или периодами жизни, сводится не только к количественным, но и к качественным изменениям.
Наличие возрастных особенностей в строении или деятельности тех или иных физиологических систем ни в коей мере не может являться свидетельством неполноценности организма ребенка на отдельных возрастных этапах. Именно комплексом подобных особенностей характеризуется тот или другой возраст.
Под развитием в широком смысле слова следует понимать процесс количественных и качественных изменений, происходящих в организме человека, приводящих к повышению уровней сложности организации и взаимодействия всех его систем.
Развитие включает в себя три основных фактора: рост, дифференцировку органов и тканей, формообразование (приобретение организмом характерных, присущих ему форм). Они находятся между собой в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.
Одной из основных физиологических особенностей процесса развития, отличающей организм ребенка от организма взрослого, является рост, т. е. количественный процесс, характеризующийся непрерывным увеличением массы организма и сопровождающийся изменением числа его клеток или их размеров.
В процессе роста увеличиваются число клеток, телесная масса и антропометрические показатели. В одних органах и тканях, таких, как кости, легкие, рост осуществляется преимущественно за счет увеличения числа клеток, в других (мышцы, нервная ткань) преобладают процессы увеличения размеров самих клеток.
Такое определение процесса роста исключает те изменения массы и размеров тела, которые могут быть обусловлены жироотложением или задержкой воды. Более точный показатель роста организма – это повышение в нем общего количества белка и увеличение размеров костей.
Шесть стадий развития ребенка
По современным представлениям, принято выделять шесть стадий развития ребенка:
- 1) период новорожденности (от рождения до 28 дней);
- 2) грудной возраст (от 28 дней до 1 года);
- 3) ранний возраст (от 1 года до 3 лет);
- 4) ранний дошкольный возраст (от 3 до 7 лет);
- 5) школьный возраст (от 7 до 15 лет);
- 6) подростковый период (от 15 до 17 лет).
Каждый возраст имеет свои анатомо-физиологические и функциональные особенности. Увеличение роста, окружности грудной клетки, массы тела, изменение с началом ходьбы положения тела из горизонтального в вертикальное, развитие речи, нарастание массы мозга и усложнение его функций — это лишь некоторые этапы в развитии ребенка.
Интранатальный период начинается с регулярных родовых схваток до перевязки пуповины (от 2-4 до 15-18 ч).
Период новорожденности начинается с момента рождения ребенка и продолжается до 4 т нед. Его продолжительность зависит от степени зрелости новорожденного. Это первый период внеутробной жизни, когда происходит процесс приспособления ребенка к новым условиям внешней среды. В организме н овонародженого происходит интенсивная перестройка различных систем и органов, которые характеризуются морфологической незаконченность строения и функциональной незрелостью.
Все системы организма находятся в ста ни неустойчивого равновесия, и даже незначительные изменения условий жизни новорожденного могут вызвать значительные изменения состояния его здоровья. С момента рождения начинает функционировать малый круг кровообращения и отбывает ться переход на легочное дыхание. Новорожденный переходит на энтеральный тип питания.
В коре головного мозга преобладают процессы торможения над процессами возбуждения, что проявляется значительной длительные. Число сна (20-22 ч в течение сутоквж доби).
Система нейрогуморальной регуляции плод — плацента — мать
Развитие и совершенствование функций органов и систем плода находятся под многообразным влиянием процессов, происходящих как в организме матери, так и в самом плоде, то есть внутриутробная жизнь плода совершается в единой нейро-эндокринной системе плод — плацента — мать.
Плацента (см.) является главным органом образования прогестерона, который синтезируется путем превращения материнского холестерола. Плацентарный прогестерон поступает к плоду, где он широко метаболизируется и используется для синтеза стероидов в надпочечниках плода. На разных уровнях развития плода, по мере созревания и вступления в строй энзимных систем, надпочечники плода синтезируют различные гормоны. Так, плод менее 10 мм длиной вырабатывает андростендион, 11-бета-андростендион, дезоксикортикостерон, кортикостерон, кортизол. Однако главным гормоном является андростендион. Плод более 10 мм длиной вырабатывает в большей степени кортизол и кортикостерон и меньше андростендиона. Уровень образования этих стероидов зависит от концентрации в плазме прогестерона, поступающего от матери, и концентрации тройных гормонов. Деятельность надпочечников плода находится под влиянием АКТГ, выделенного его гипофизом. Относительная недостаточность ферментов 21-гидроксилазы, 3-бета-олстеро-иддегидрогеназы создает условия, при которых надпочечники плода имеют затруднения в синтезе активных глюкокортикоидов и минерало-кортикоидов. Этот механизм, по мнению Шорта (R. V. Short), является важным, так как позволяет плоду быть целиком под контролем гомеостазиса матери, получая активные стероиды, углеводы, электролиты через плаценту.
Деятельность надпочечников плода очень важна для поддержания нормального гормонального статуса во время беременности. Обладая 17-альфа и 16-гидроксилазной активностью уже на сроке 15 недель беременности, надпочечники плода человека синтезируют дегидроэпиандростерон, из которого в плаценте синтезируется эстриол. И по уровню последнего в моче и крови матери судят о жизнеспособности плода.
Тесная взаимосвязь надпочечников плода с функционированием плаценты и материнскими эндокринными органами может нарушаться при патологии плода или матери. От состояния и адекватной регуляции обменных процессов, происходящих во время беременности в организме матери, в равной степени в плаценте и в плоде, зависит течение антенатального и постнатального периодов.
Библиография: Клосовский Б. Н. и Космарская Е. Н. Передача заболеваний от матери к ребёнку в эмбриогенезе по принципу «орган к органу» и вопросы профилактики, в кн.: Антенатальная охрана плода, под ред. М. С. Малиновского, с. 208, М., 1968; Пути снижения перинатальной смертности, под ред. В. И. Бодяжиной и Л. К. Скорняковой, М., 1964.
В. А. Таболин, Л. И. Лукина.