Пилотка военная (солдатская): пошаговая инструкция с фото

Откуда взялась пилотка

Название традиционной шапочки, как несложно догадаться, произошло от слова «пилот», соответственно, данный головной убор носили лётчики. Так и было: в далёком 1913 году пилотка стала отличительным «знаком» воздухоплавателей.

Лётчики появились в российской армии давно: ещё в конце XIX века. Да, не удивляйтесь: воздухоплавательные части существовали, хотя и летали в них не на самолётах — на аэростатах. В принципе, отсюда и название, которое можно расшифровать, как «плавать по воздуху».

Но уже в начале XX века, в 1912 году, была создана воздухоплавательная часть при Генштабе, и на вооружении в ней уже состояли первые самолёты, а не только дирижабли. Любопытно, что изобрели эти самолёты именно отечественные специалисты.

Какие головные уборы должны были носить лётчики? Конечно же, в то время им нужно было что-то «весомое», поскольку кабины самолётов, то бишь аэропланов, продувались. Во время полётов лётчики носили очки и кожаные шлемы, но не ходить же в них и на земле — это, в первую очередь, неудобно!

И уже в 1913 году была пущена в ход известная всем складная шапочка, которую мы все знаем. Носить её можно было и во время вылета, но в основном — на аэродроме. При этом если лётчик покидал предел части, он должен был надеть специальную фуражку.

Главным преимуществом пилотки перед другими головными уборами выступало то, что её можно было складывать и класть в карман. Правда, называть пилотку именно так начали уже после революции. От шапочек открепили символ императора — двуглавого орла, и обозначили пилотки красными звёздами. Они выдавались военным курсантам. Впрочем, всё равно многие помнили, откуда произошли складные шапочки, потому они и получили название «пилотка».

Правда, через время «старые» пилотки заменили «новыми» — тёмно-зелёными, с красной окантовкой. Такие шапочки были даже со специальным ремешком, которые надевался под подбородок. Ближе к началу ВОВ пилотками снабдили все части РККА. Командирская шапочка отличалась от остальных. У каждого рода войск был свой цвет окантовки, и сами пилотки тоже отличались по цвету. Командиры сухопутных частей носили «грязно-зелёные» — цвета «хаки». ВВС — синие, танкисты — серые.

Рядовые носили обычные пилотки цвета хаки без вышитых звёзд — в общем, безо всяких «лишних» элементов. Именно в конце 30-х годов XX столетия экспериментальным путём выяснилось, что пилотку удобно надевать под шлем. Да, тогда были именно стальные шлемы, и они не имели какой-то подкладки, потому носить их было удовольствие не из приятных.

Учимся шить своими руками пилотка военную (солдатскую)

Для создания пилотки нам понадобится:

  • Ткань цвета хаки или темно-зеленого;
  • Бумага для выкройки;
  • Ножницы;
  • Иголки с ниткой;
  • Мел;
  • Булавки для шитья;
  • Швейная машинка;
  • Красная звездочка.

Размер пилотки универсален, длина ее будет около 28 см, и носить её сможет не только ребенок, но и взрослый.

Первым шагом необходимо сделать выкройку на миллиметровой бумаге или кальке, состоящую из двух деталей: основной и вставки.

Кладем выкройку сверху ткани, обводим мелом, не забывая про припуски на швы около 1-2 см, иначе головной убор получится слишком маленькой, и вырезаем. Для создания пилотки нам потребуется 4 основных детали и 2- вставки.

Пошив пилотки:

  1. Складываем 2 основные детали лицевыми сторонами друг к другу и сшиваем вместе по краям. Немного надрезаем ножницами места изгиба, чтобы швы не топорщились. Делаем крупные стежки, чтобы легче было вставить звезду.
  2. Сложите получившуюся заготовку по линии сгиба. Тщательно заутюжьте оба края в разные стороны.
  3. Оставшиеся две детали сшейте аналогичным образом.
  4. Выравниваем заготовки и вставляем одну в другую лицевыми сторонами внутрь. Расправляем швы и фиксируем булавками.
  5. Сшиваем заготовки вместе по нижней части, которая полукругом. Шьем мы по той части, которая короче, чтобы шов более выделялся.
  6. Выворачиваем головной убор на другую сторону и утюжим.

Вставка:

  1. Сделаем вставку, чтобы пилотка держала форму и была более жесткой. Сшиваем вместе 2 детали по 3 сторонам: 2 боковым и 1 нижней.
  2. Вывернем пилотку на изнаночную сторону и вставим внутрь заготовленную вставку.
  3. Совмещаем все швы, тщательно разглаживаем и пришиваем по периметру.

Пилотка готова, вывернем её обратно на лицевую сторону и прогладим утюгом.

Для придания ей большего сходства с солдатской пилоткой, можно вставить красную армейскую звезду, купленную в армейском магазине. Звезда крепится посередине прямо в шов. Звезду можно вышить красными нитками или вырезать из ткани.

Если шить вы совсем не умеете или нет времени искать подходящую ткань, пилотку можно сделать из бумаги и раскрасить зеленой гуашью. Такая поделка сможет выручить, если у ребенка намечается утренник в честь 23 февраля или 9 мая. Делать детскую пилотку мы будем делать с помощью мастер-класс с фото и подробным описанием.

Для создания пилотки подойдет любая бумага или газета прямоугольной формы.

  1. Берем лист бумаги и складываем пополам в фигуру прямоугольной формы. Сторона со сгибом должна быть наверху.
  2. Полученный прямоугольник сгибаем еще раз по горизонтали, тщательно проглаживаем линию сгиба и разворачиваем обратно.
  3. Сгибаем верхние углы к центру, к линии сгиба. С нижней стороны должна остаться полоса, шириной не менее 5 см.
  4. Верхний слой нижней полосы аккуратно загибаем в верхнюю сторону.
  5. Переворачиваем заготовку на другую сторону и загибаем второй слой полосы аналогичным образом. Сгибы хорошо проглаживаем.
  6. Маленькие треугольники, которые выглядывают с обеих сторон, заправим один за другой.
  7. Разворачиваем нашу поделку, она уже готова к использованию, осталось немного укрепить по краям. Противоположные стороны соединяем друг с другом.
  8. Отвернем нижний угол вверх, переворачиваем деталь и отгибаем второй угол.
  9. Теперь готовую пилотку можно развернуть и расправить.

История возникновения пилотки

К юбилею Победы сегодня везде раздают и продают пилотки. В Великой Отечественной войне пилотки были и на советских солдатах, и на солдатах вермахта, но в отличие от немецкого образца, наша к Победе осталась в своем неизменном виде.

В начале был берет

Историки моды утверждают, что пилотка произошла из берета, который придумали кельты. Что касается самого берета, то никто не знает, как и когда эта мешковатая шапочка завоевала популярность. Между тем, многие идеи для пилотки, например кант и помпон, были позаимствованы именно из берета.

В частности, шарики, набитые паклей, пришивали к берету не ради щегольства, а для того, чтобы не биться головой в низких каютах кораблей. Но, как выяснилось, от этого головной убор только выиграл. А для того, чтобы береты не улетали в ветреную погоду, моряки стягивали их кантом. Впрочем, они все равно сползали наверх и обретали форму перевернутой лодки, зато смотрелись красивее.

Гленгэрри или шайкачи?

В 1811 году в частях британской армии параллельно с громоздкими киверами для повседневной службы носили береты. А в 1830 году солдаты её величества стали надевать килмарнокские боннеты (шапочки) без полей, получившие название по имени мануфактуры, которая их производила. В 1848 году шотландский полковник Александр Макдонелл из Гленгэрри заменил боннет шотландским беретом балморала, сложенным пополам. Сделал он это для того, чтобы выделить свой полк на фоне британской армии. Головной убор впоследствии получил название «гленгэрри», и по факту он стал прообразом традиционной пилотки, которую мы привыкли видеть в наши дни.

В середине XIX века появились сообщения о сербской шапочке «шайкаче», которая также считают прообразом пилотки. Сначала её шили для моряков Дунайской речной флотилии, а затем и для офицеров. Впрочем, своему появлению пилотка обязана не гленгэрри или шайкачи.

Лень матушка

Согласно «Положению об одежде должностных лиц», опубликованном в 1900 году Британским Военным Министерством, боннеты и гленгэрри стали официальными головными уборами английских военнослужащих. Носили их и летчики Королевских военно-воздушных сил Великобритании. Однако для личной безопасности во время полетов их обязывали одевать шлемы.

Именно поэтому перед тем, как сесть в самолет авиаторы складывали боннеты, отгибая поля так, чтобы превратить шапочку в узкую полоску. Затем засовывали её под погон. После полета пилоты ленились разглаживать боннеты и носили их в виде «fore-and-after», то есть двуносыми. Именно так появилась пилотка. В разных странах она имеет свои названия и особенности. В Америке это — кепка Гаррисона, в Италии – бустина, в Польше – фуражирка.

Your ads will be inserted here by

Easy Plugin for AdSense

Please go to the plugin admin page to Paste your ad code OR Suppress this ad slot .

В царской России такие головные уборы сначала назвали «полётками», которые достаточно быстро трансформировались в «пилотки». Первое время же это слово было сленгом, так как в уставе говорилось о «шапке суконной мягкой складной для лётчиков».

Кстати, этот головной убор был введен в 1913 году по представлению председателя Заграничной комиссии по закупке авиационного и воздухоплавательного имущества С.А. Ульянина. Пилотка, как показала практика, оказалась настолько практичной, что вслед за летчиками её стали носить военнослужащие других родов царских войск.

Первыми, кто из советских сухопутных войск ввел пилотку в состав обмундирования, были курсанты военных курсов РККА. Приказ об этом был подписан 16 января 1919 года. Кстати, этому новшеству многие военноначальники Красной Армии противились, считая пилотку царским пережитком.

Фашистская пилотка тоже проиграла войну

16 марта 1935 года был создан вермахт, в котором пилотка стала главным полевым головным убором. Её шили так, чтобы передняя часть боковин была выше задней, фигурно вырезая уголки на отворотах. Для этого применяли ткани цвета фельдграу.

Впереди вышивалась трехцветная кокарда, над которой – имперский орел. Для офицеров обводы донца и отвороты имели окантовку из алюминиевого жгутика. Танковые генералы тоже носили этот головной убор с той разницей, что пилотка была черной, а кант и орел – розовый. По многочисленным свидетельствам, немецким солдатам нравился этот убор. Однако война вносила свои суровые коррективы.

После Сталинграда фашистская пилотка потеряла былой лоск. Орла и кокарду соединили в одно целое, чтобы упростить технологию шитья. Вскоре исчезла окантовка и шелковая подкладка, да качество сукна резко упало. Упростилась также форма отворотов. В 1944 году пилотку шили уже из самой дешевой ткани цвета хаки, постепенно вытесняя её более простым полевым кепи. Фашистская пилотка, точно так, как и вермахт, тоже проиграла войну.