Вооружение и тактика восточных и западных монголов в эпоху позднего средневековья (xvii в.)

Монгольская армия

Монгольская армия была особой силой, равной которой не существовало ни в Европе, ни в Азии. Военно-административная структура государства строилась по принципу формирования армии, но с сохранением родовых связей. Воинами были все кочевники-мужчины, военными умениями обладали и многие женщины. Физическая выносливость, умение ездить верхом, владение оружием – эти навыки воспитывались у кочевников с самого раннего возраста.

Важной причиной военных успехов монгольских орд было вооружение. Практически каждый воин был умелым лучником и имел при себе два-три лука и большое количество стрел

Для ближнего боя использовалась сабля или топор. Серьезным оружием в руках степных наездников становился аркан, владеть которым они учились с детства. От вражеских ударов грудь и шею защищал кожаный панцирь, на голову надевали шлем из железа или меди. Лошади для защиты покрывались шкурами.

Отличительными чертами монгольской армии были четкая организация и жесточайшая дисциплина. Воины объединялись в десятки, сотни и тысячи. Десять тысяч воинов составляли тумен. Чингисхан сумел ввести в своей армии строжайший порядок. В созданном им Законе великой власти Ясе, среди прочих положений, были и военные правила. Так, за проявление храбрости в бою воина ждало поощрение и продвижение по службе. Наказанием за трусость была смерть, причем казнь ждала не только труса, но и весь его десяток. Яса устанавливала принцип обязательной взаи­мопомощи, оговаривала подчинение вышестоящим и т.д.

Чингисхан не полагался только на силу своего войска. Перед крупными сражениями проводилась разведка. К нападению готовились, скрытно накапливая силы и атакуя по возможности внезапно, по нескольким направлениям. Военачальники не участвовали непосредственно в сражении, а руководили им с какой-либо возвышенности. Была разработана система передачи сигналов с помощью труб, флагов и костров. Будущего противника старались ослабить заранее, любимым приемом монголов было усиление вражеских внутренних междоусобиц.

Усилению армии способствовала и успешная ассимиляция покоренных народов, которая объясняется в первую очередь абсолютной веротерпимостью монголов. Таким образом, уже через несколько лет после провозглашения его каганом Чингисхан командовал одной из самых мощных и сплоченных армий мира.

Степная демократия

Улан-Батор.

К концу 1980-х, когда СССР уже основательно трещал по швам, в Монголии началось движение за переход к рынку и более демократическому правлению – опять же, по советскому образцу, «раз можно им, то можно и нам».

Демонстрации на площадях быстро разрослись с сотен до тысяч человек. Не решившись противостоять столь однозначному волеизъявлению, премьер-министр Жамбын Батмунх распустил монгольское Политбюро и ушел в отставку, назначив на 1990-й г. первые конкурентные выборы в истории страны.

Правда, на них по старой памяти одержала победу МНРП – та самая Монгольская народно-революционная партия, под руководством которой почти 70 лет строили коммунизм.

Нынешний президент Монголии Халтмаагийн Баттулга.

МНРП, быстро отказавшись от марксистских постулатов, принялась с переменным успехом проводить капиталистические реформы. Китайский путь? В каком-то смысле, но если в Китае «коммунисты» из КПК держатся у власти до сих пор, в Монголии в 1996 г. МНРП проиграла выборы Демократическому союзу, и с тех пор на исправно проводимых выборах две партии то и дело меняются местами.

После гигантской империи, междоусобиц, теократического правления буддистов и коммунизма монголы, как ни странно – а может, наоборот, логично после всего пережитого – пришли к двухпартийной демократической системе и живут вполне нормально, не слишком заметные на международной арене, не слишком богатые, не слишком многочисленные – зато наконец-то в мире и без больших потрясений.

Улан-Батор.

И только степные волки воют над могилой сотрясателя миров Чингисхана где-то глубоко в монгольских просторах.

Современное спортивное фехтование

Современное фехтование сабля имеет мало сходства с кавалерийской шашкой, имеющей тонкую, 88 см (35 дюймов) длинные прямые лезвия. Скорее, он основан на итальянской дуэльной сабле классического фехтования. Одно из трех видов оружия, используемых в фехтовании , это очень быстро развивающееся оружие с быстрой работой ног и режущими кромками. Допустимая целевая область — от талии вверх, исключая руки.

Концепция атаковать только выше пояса — это изменение 20-го века в спорте; Раньше сабли использовали для защиты ног от рубящих ударов своих противников. Причина вышеупомянутого правила талии неизвестна, поскольку фехтование на саблях основано на использовании пехотных, а не кавалерийских сабель.

В последние годы фехтование на саблях развивалось в исторических европейских боевых искусствах , с клинками, которые очень напоминают исторические типы, с техникой, основанной на исторических записях.

После битвы: империя ильханов

Смрад от города, заполненного трупами, стоял такой, что Хулагу был вынужден перенести ставку подальше от Багдада. Междуречье Тигра и Евфрата, тысячелетиями бывшее самым плодородным местом на Земле, превратилось в безлюдную пустошь. Ирригация прекратилась, некому было восстанавливать каналы.

Халиф, сдавший город, не избежал ужасной участи. По одной версии его лично убил Хулагу, тем самым «проявив уважение к его персоне». По другой версии Аль-Мустасима завернули в ковер, после чего по его телу прошлась монгольская конница. По третьей версии его заперли в собственной сокровищнице, где он был обречен умереть от голода.

Халиф и Хулагу во дворце Аббасидов.

Сохранился якобы последний стих халифа:

Всех Аббасидов, кроме младшего сына халифа, перебили. Тому дали жену-монголку и отправили в Каракорум как своего рода трофей и экспонат для великого хана. А Хулагу на осколках халифата построил собственное государство, Ильханат, основав династию Хулагуидов.

Поход в Сирию и Палестину.

Помня о своих мечтах об освобождении Гроба Господня, Хулагу даже сумел отвоевать Сирию и Иерусалим, передав его своему вассалу, крестоносцу Боэмунду VI. Но всего через несколько лет святой город был снова потерян. Египетские мамлюки сумели дать отпор монголам и отвоевать Палестину. Как бы то ни было, монгольский поход формально можно назвать крестовым, ведь одной из его целей было поднятие престижа христианства и отвоевание Иерусалима у неверных.

По иронии потомки Хулагу на новой для них земле вскоре сами приняли ислам. Хотя сын Хулагу, Абака-хан был христианином и даже женился на дочери византийского императора Михаила VIII Палеолога. Впрочем, это не помешало ему иметь других трех жен и под конец своего правления погрязнуть в пьянстве, предположительно допившись до белой горячки и смерти.

Сам Хулагу, воевавший за Гроб Господень, судя по всему, под конец жизни принял тибетский буддизм — прекрасное завершение этой странной истории.

Похороны Хулагу.

Если вам интересно почитать о Желтом крестовом походе из первоисточников, советуем обратиться к сборнику летописей Рашида Ад-Дина и летописи Киракоса Гандзакеци.

Десять лет хаоса

Монастырь Гандантэгченлин в 1913 году.

Спокойная жизнь в Монголии, как и во всем Китае, оборвалась в 1911 г. Измотанная  грабительскими торговыми договорами с европейцами, полная голодного народа империя Цин в Китае развалилась.

За несколько лет до этого, пытаясь сохранить трещащую по швам страну, китайская администрация решила изменить политику и взяла курс на ассимиляцию монголов, что те встретили в штыки. Как итог, за полгода, с июня по октябрь 1911 г., монгольская знать объединилась во главе с Богдо-гэгэном VIII и прогнала всех китайцев из Монголии. Революция к тому времени полыхала уже во всем Китае, так что имперские чиновники и солдаты ретировались быстро – защищать им было нечего.

Махакала. Буддийское божество войны, особенно популярное в Монголии начала XX века.

Монголы тут же провозгласили независимое теократическое государство во главе с Богдо-гэгэном. Конкуренты Китая в регионе – Россия и Япония – с удовольствием их поддержали, Россия подписала соглашение о сотрудничестве и своих привилегиях на торговлю в стране. Перспективы Монголии тихо жить под покровительством России выглядели радужно… пока в 1918 г. в самой России не началась гражданская война, и на границах, в том числе азиатских, воцарился кровавый хаос.

По степи носились и воевали друг с другом, забыв о буддистском миролюбии, десятки монгольских феодалов, часть из которых поддерживала красных, часть – белых, а часть – вообще китайцев. Республиканское правительство Китая, тем временем, отправило корпус на восстановление своей власти в непокорной провинции.

Китайцы успешно взяли Ургу (нынешний Улан-Батор) и оккупировали Монголию, принявшись проводить административные реформы для возвращения в лоно Китая. Продлилось это всего два года.

Уже в 1921 г. барон Роман фон Унгерн-Штернберг, очень специфический белогвардеец (монархист, георгиевский кавалер, воинственный буддист и приверженец идеи восстановления империи Чингисхана) со своим русским отрядом выбил китайцев из Монголии и передал власть Богдо-гэгэну VIII, присягнув ему на верность.

Унгерн.

Но и союз буддистов с Унгерном продержался недолго: пробольшевистские группы, объединились в Монгольскую народную партию, разгромили отряды Унгерна и с помощью красных взяли Ургу. Тем из монголов, кто пережил военно-политические качели 1910-х, предстояло теперь идти в светлое социалистическое будущее – хотели они того или нет.

«Великая замятня»

В 1359 году был убит хан Бердибек, внук Узбека и последний потомок Бату. После его смерти в Орде началась борьба за власть. На ханский титул претендовали дальние родственники династии, среди которых были и самозванцы. До конца 1370-х годов Ордой фактически правил крымский темник Мамай. Он не был потомком Чингисхана и не имел права на титул хана, поэтому действовал от имени правителей-марионеток, которых постоянно менял. 

Смута (или «великая замятня», как писали о ней русские летописцы) ослабила государство: несколько областей объявили себя отдельными ханствами и вышли из состава Орды. Владения на Днепре были захвачены литовцами, а Москва отказалась выплачивать дань. Поход Мамая на Русь обернулся разгромом: в 1380 году московский князь Дмитрий Иванович разбил его войска в знаменитой Куликовской битве.

«Великая Замятня» закончилась в том же году. В Орду из Чагатайского Улуса, другого осколка Монгольской империи, прибыл наследник Чингисхана Тохтамыш. При поддержке великого завоевателя Тамерлана он добил войска Мамая и казнил его. У Золотой Орды вновь появился законный правитель, однако вернуть могущество предков Тохтамышу так и не удалось.

Завоевания Бату

Хан Джучи правил своим улусом недолго. Затем власть принял его сын Бату, которого в русских землях называли Батый. С начала 1220-х до первой половины 1240-х годов он совершил несколько завоевательных походов на запад. В состав Орды вошли Южное Приуралье, Северный Кавказ, Поволжье и Крым. Княжества Руси были разорены и обложены данью. Затем монголы вторглись в Европу, разграбили Сербию, Чехию, Венгрию и несколько других стран и остановились только у побережья Адриатического моря. 

Ни одна армия мира не могла противостоять тысячам всадников, умеющих стрелять на полной скорости. Стены русских и европейских городов рушились под ударами мощных осадных машин, созданных по китайским чертежам. 

Тактика джунгар

Непрекращающиеся войны, которые вела Джунгария, предопределили гибкость тактики ойратов. И если на Западе колмаки сделали ставку на быстрые рейды своей латной конницы, то на Востоке, где им противостояли более многочисленные и лучше вооруженные отряды империи Цин, джунгары предпочитали вести оборонительные бои и добиваться победы в контратаках.

На поле боя ойраты выстраивались в две линии, так чтобы фланги были выдвинуты в сторону противника и прикрыты болотом, лесом или горами (Златкин, 1983, С. 190). В первую линию боевого порядка становились мушкетеры и возможно копейщики. Их позиции джунгарские полководцы пытались прикрыть либо естественными складками местности, либо плетеным тыном (Златкин, 1983, С. 194). В случае если противник нападал на армию джунгар внезапно живым щитом , для прикрытия стрелков, могли выступать стада крупного рогатого скота (Материалы… , 2000, С. 349). Плотность огня ойратов была настолько велика, что маньчжурские воины, несмотря на поддержку собственной артиллерии, были вынуждены спешиваться и атаковать Галдана в пехотных колоннах. (Записки… , 1895, С. 350-351.). Основной задачей стрелков было остановить атаку войск противника, в то время как кавалерия (составлявшая вторую линию джунгарских войск) должна была опрокинуть его фланги. Такая тактика, основанная на активных действиях кавалерии с опорой на огнестрельную пехоту широко применялась в Средней Азии еще в XVI веке (Дюпюи, 1997, С. 344), но была совершенно неизвестна на степных просторах к востоку от Алтайских гор. Именно она стала предпоследней стадией развития военного искусства кочевников. Во многом благодаря ей были одержаны победы над халхассами (приведшие к ликвидации восточномонгольской государственности) и лучший армией Дальнего Востока регулярными войсками империи Цин. Особенно ярко превосходство джунгарской тактики над тактикой воинов Халхи было продемонстрировано во время сражения у оз. Олгой в самом начале войны, когда после степной кавалерийской схватки халхасцы были оттеснены джунгарами к топким озерным берегам, где …не мочно де было … конем ездить и были (не смотря на наспех возведенные укрепления) в упор расстреляны подоспевшей огнестрельной пехотой , причем вырваться из окружения удалось только самому Тушету-хану с кучкой телохранителей (Материалы… , 2000, С. 335). После этого сражения только вступление в войну Цинской империи воспрепятствовало объединению Монголии в единое государство.

Причину поражения джунгар в войне 1688-1697 г.г. следует искать не на поле боя (где джунгарская армия показала почти безупречно), а в стратегических просчетах ойратских полководцев и междоусобной грызне джунгарской знати.

Империя из ниоткуда

В XIII веке презрение по отношению к монголам – народу вроде бы отсталому даже по меркам Средневековья – сменилось ужасом. Города и страны падали под копыта степных лошадей с невероятной скоростью. К 1211 г. были завоеваны племена Южной Сибири. К 1214-му фактически пала Китайская империя Цзинь (полностью сопротивление будет подавлено много позже, но доминирование монголов над Китаем было очевидно уже тогда), в 1218-1221 гг.

Чингисхан штормом проходит по Средней Азии, сокрушив Кара-китайское ханство и древний Хорезм, присоединив к империи богатейшие Самарканд и Бухару. Дальше два полководца Чингисхана, Джебэ и Субедэй, проводят глобальную «разведку боем»: походя разоряют Грузию, громят половцев и алан, а в битве на Калке не оставляют шанса русским князьям.

В 1227-м последовал удар в другом направлении, на востоке. Чингисхан уничтожает Тангутское царство (на северо-востоке современного Китая), но после этого был вынужден остановить свои завоевания, по причине вполне уважительной: заболел и умер. Его похоронили где-то в степи в богатом убранстве – и до сих пор никому не известно, где нашел свой последний покой великий завоеватель.

Монголы с осадными орудиями.

Конспирацию соблюли просто: копали могилу, а потом ровняли ее с землей, рабы – и их всех по завершении работ немедленно убили. А затем убили воинов, убивших рабов… Неизвестно, сколько в итоге людей полегло во время этих похоронных процедур, но по меркам монгольских завоеваний сотня-другая – сущие пустяки.

Потомки-Чингисиды продолжили благородное дело отца и деда. В 1250-е хан Хулагу, действуя с невероятной жестокостью, завоевал для империи Иран и большую часть Ближнего Востока, остановившись только у границ Египта. На юге монголы подступили к Индии, на востоке окончательно покорили Китай и дошли до современных Камбоджи и Таиланда.

На западе ненасытные кочевники уничтожили некогда влиятельное государство Волжской Булгарии, и, как нам хорошо известно, в 1236-1242 гг. разорили почти всю Русь, надолго сделав русских князей данниками.

Собственно, Бату-хан (Батый) остановил свой поход в Восточную Европу (где монголы дрались уже с католическими рыцарями: поляками и венграми) лишь потому, что в столице Каракоруме умер наследник Чингисхана Угэдэй, и Бату срочно вернулся на родину участвовать в родственных разборках.

Расселение монголов (красным) на фоне границ их империи.

Ойратский «мушкетер» армии Галдана Бошокту-хана в походном снаряжении. Знатный кашгарец на службе у джунгарского правителя. Джунгарский офицер кон. XVII в. Халхасский феодал в доспехах цинского офицера

Рис. 6. Ойратский «мушкетер» армии Галдана Бошокту-хана в походном снаряжении. Знатный кашгарец на службе у джунгарского правителя. Джунгарский офицер кон. XVII в. Халхасский феодал в доспехах цинского офицера

1). Ойратский «мушкетер» армии Галдана Бошокту-хана в походном снаряжении (реконструкция сделана по маньчжурским изображениям XVII -перв. пол. XVIII вв.). Стрелок одет в халат («тон») с длинными рукавами («чен») и обшлагами(«уштук>>). Халат подпоясан кушаком. На ногах — мягкие сапоги («чымчак идик»). В руках воина- среднеазиатское фитильное ружье («мултук») с сошками и тонким изогнутым прикладом (Оружейная палата). К поясу подвешен нож и сабля «бухарского типа». За спину заброшен щит сбитый из деревянных планок.

Во время боя (судя по маньчжурским миниатюрам) полы халата заправлялись за пояс, а сошки распрямлялись. Стрельбу вели с колена, реже стоя. Произведя выстрел «мушкетер» отходил назад и перезаряжал ружье, а его место занимал следующий воин.

2). Знатный кашгарец на службе у джунгарского правителя (реконструкция сделана по материалам маверонахрской миниатюры XVII в. и экспонатам Оружейной палаты). Поверх стального шлема из пластин с наушами и плюмажом из конского волоса намотана чалма. Кольчужная рубашка с коротким подолом и рукавами до середины предплечья поддета под плотный войлочный халат («чопкут») с осевым разрезом, стоячим воротником и наплечниками. Грудь и живот латника предохраняет зерцальный доспех состоящий из четырех прямоугольных пластин ( последние фиксируются на корпусе с помощью наплечных и нашейных ремней). Железные наручи прикрывают руки, а кольчато-пластинчатая броня- ноги воина. На боку-колчан со стрелами, налуч и сабля. За спиной — прутяной щит. Голова лошади прикрыта железной маской.

3). Джунгарский офицер кон. XVII в. Высокий «вазообразный» шлем с козырьком , кожаными наушами и назатыльником, плюмажом из конского волоса и перьев. Кольчато-пластинчатый панцирь («бехтерец») среднеазиатского производства. Наручи.

4). Халхасский феодал в доспехах цинского офицера ( по материалам музеев КНР). «Пирамидальный» шлем с плюмажом и пластинчато-нашивными наушами и назатыльником. Типичный маьчжурский жилет дополнен рукавами (в материю вшиты металлические пластины так, что наблюдателю видны лишь ряды заклепок), наплечниками и «подмышечниками». На тканевую основу подола нашиты пластинки от ламеллярного доспеха . «Жилет», по монгольской традиции, подпоясан кушаком (сами маньчжуры не подпоясывали верхнюю одежду). На ногах халхасца оформленные цветной аппликацией «кадыг идики». К поясу подвешен нож, колчан со стрелами и налуч. В руках — маньчжурский палаш и плетеный прутяной щит с умбоном.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бичурин Н.Я. Историческое обозрение ойратов или калмыков с XV столетия. Элиста,1991.
  2. Бобров Л.А. Защитное вооружение кочевников Центральной Азии и Южной Сибири в период позднего средневековья. // Наследие древних и традиционных культур Северной и Центральной Азии. Материалы РАЭСК 2000. Т.3. Новосибирск, 2000.
  3. Горелик М.В. Средневековый монгольский доспех // Третий международный конгресс монголоведов. Улан-Батор, 1979.
  4. Горелик М.В. Степной бой. // Военное дело древнего и средневекового населения Северной и Центральной Азии. Новосибирск,1990.
  5. Записки о монгольских кочевьях (Мен-гу-ю-му-цзы ). СПб., 1895.
  6. Златкин И.Я. История Джунгарского ханства. М., 1964, 1983.
  7. Материалы по истории русско-монгольских отношений 1607-1636. М., 1959.
  8. Материалы по истории русско-монгольских отношений 1636-1654. М., 1974.
  9. Материалы по истории русско-монгольских отношений 1654-1685. М., 1996.
  10. Материалы по истории русско-монгольских отношений 1685-1691. М., 2000.
  11. Михайлов В.А. Оружие и доспехи бурят. Улан-Удэ, 1993.
  12. Потапов Л.П. Очерки по истории алтайцев. М., 1953.
  13. Халха Джурум (памятник монгольского феодального права). М., 1965.
  14. Худяков Ю.С. Защитное вооружение кыргызского воина в позднем средневековье. // Проблемы средневековой археологии Южной Сибири и сопредельных территорий. Новосибирск, 1991.

Воины превращаются в монахов

Автор — Зорикто Дорджиев.

Буддизм приходил в Монголию несколько раз, но закрепился окончательно в XVI веке, после того как один из ханов подружился с Далай-ламой  IV и навязал всем своим подданным тибетскую версию буддизма. Эта религия, с ее веротерпимостью, идеально вобрала в себя древние шаманские верования монголов и культ Великого Синего Неба. Даже без насилия буддизм очень быстро охватил все племена.

По стране, как грибы после дождя, росли монастыри, и тысячи молодых монголов, вместо того, чтобы скакать на коне и стрелять по мягкотелым оседлым рохлям-соседям из лука, шли искать покоя в общении с внутренними гармониями мира. Неизвестно, что сказал бы по такому поводу дедушка Чингисхан, но гроза мира уже несколько веков как лежал глубоко в степной земле, и времена его и его кровожадных друзей и потомков прошли давно.

Буддистские монастыри, которых к началу XX века в Монголии насчитывалось почти 750, стали культурными и экономическими центрами страны, где и городов-то было немного. Почти треть населения страны (120 тыс. из 650 тыс.)  составляли монахи и священники. Главным авторитетом выступал подобный тибетскому Далай-ламе Богдо-гэгэн – своего рода мирской святой, по версии верующих – сущность, перерождающаяся в разных людей.

Китайцы только приветствовали такое положение дел: мирное учение буддизма, как они полагали, предотвратит восстания и бунты. Долгое время все так и было.

Монголы против ассасинов

В 1253 армия Хулагу отправилась в поход. Шли очень долго — путь из монгольской столицы, Каракорума, до берега Каспийского моря, где базировались ассасины, занял целых три года. По пути Хулагу налаживал связи с владетелями земель, обменивался подарками, участвовал в пирах с будущими соседями. Мунке не ошибся в нем: его брат думал наперед и вел себя как мудрый дипломат и политик. Но главная причина, по которой армия двигалась так медленно — это Бату-хан, тот самый Батый, подчинивший Русь и земли половцев.

Батый не скрывал своей ненависти к Хулагу. Он был мусульманином и воспринимал поход против халифа как удар по престижу ислама, как личное оскорбление. Кроме того, он считал все персидские земли зоной своего влияния и в своих мечтах уже видел их личной собственностью. Хулагу был для него выскочкой, конкурентом, да еще и неверным.

К 1256 году Бату-хан отправился на тот свет, а его место занял сын Сартак, который исповедовал христианство. Хулагу мог вздохнуть свободнее: теперь можно было не ждать удара в спину от своих же.

Бату-хан (Батый) в представлении художника.

Вообще, христиане приняли в свержении династии Аббасидов и осаде Багдада самое живое участие. Ассирийцы и несториане Ближнего Востока, которых в те времена было довольно много, с радостью встречали Хулагу, в котором видели единоверца-избавителя. Армяне и грузины, которые серьезно пострадали от военных действий воинов джихада, также перешли на сторону монголов.

Осада Аламута.

Самое же удивительное, что королю Киликийской Армении удалось привлечь к союзу с монголами крестоносцев. Князь Антиохии (и будущий правитель Иерусалима) Боэмунд VI согласился помочь в битве с халифом. Чуть позже крестоносец станет вассалом монгольского хана, и вместе они отвоюют Гроб Господень, пусть и ненадолго.

Как это ни странно, к борьбе с ассасинами удалось привлечь даже самого халифа Аль-Мустасима. По своей наивности тот думал, что монголы действительно пришли с огромным войском исключительно для искоренения низаритов (которые давно досаждали и халифу). Тем удивительнее его дальнейшее поведение: он видел, какую силу представляет армия Хулагу, но посчитал ее гораздо слабее своей.

Взятие крепостей ассасинов показало, что монголы — уже давно не дикие дети степей. С помощью китайских инженеров они навели мосты сквозь непроходимые горные перевалы и провели дороги. Не меньшую работу провели дипломаты монголов, которые смогли организовать промонгольское подполье в среде низаритов.

Лидером предателей в руководстве ассасинов стал Насир ад-Дин Туси, человек крайне примечательной судьбы. Он был признанным эрудитом и ученым, прежде всего математиком, оптиком и астрономом. И именно благодаря ему Хулагу сумел захватить лидера ассасинов, последнего «Старца Горы» по имени Рукн-ад-дин Хуршах. Тот приказал своим людям сдать крепости, и многие подчинились, хотя некоторые продолжали оказывать упорное сопротивление.

Развалины Аламута.

Именно твердыни ассасинов, судя по всему, стали первыми крепостями в истории, при осаде которых активно применялся порох. Участь же Рукн-ад-дин Хуршаха была предсказуемой: ему, как и договаривались, сохранили жизнь и отправили на поклон к великому хану, однако это была уловка, и в дороге магистр ассасинов был умерщвлен.