Долгий путь к дамбе
Задолго до того, как Петр Великий принял свое окончательное решение: «Здесь будет город заложен!», – люди знали о коварстве Балтийских вод, способных затопить устье Невы. Они строили свои жилища дальше от дельты, куда наводнения не доходили.
Предпосылки сооружения дамбы
По преданию, во время строительства города в районе Заячьего острова к царю пришел финский мудрец и поведал о том, что вода в этих местах поднимается до кроны высокого дуба. При этом указал на растущее недалеко мощное дерево.
Разгневанный неприятной новостью, Петр Первый приказал предсказателя повесить, а дуб спилить. Но уже через 3 месяца 20 августа 1703 года произошло страшное стихийное бедствие, когда люди могли передвигаться по улице только на лодках.
Злая вода мгновенно унесла весь лес для строительства и сильно напугала жителей. Вопреки всему возведение Петербурга продолжилось. Инженеры получили от царя указ о защите будущей столицы от подтопления.
Гениальный проект инженера Базена
Следуя указу, обрусевший француз, инженер Пьер Доменик Базен разработал проект для защиты города от наводнений. План включал строительство каменной дамбы поперек Финского залива с проходами для судов, шлюзами и водосливами.
Проект, который мог бы решить все проблемы, оказался утопическим: технологии той эпохи не позволяли решать такие сложные задачи. В результате была сделана только насыпь территории Васильевского острова.
Научное объяснение возникновения катастроф
Новые исследования подтвердили, что злая вода поступает в Петербург из Балтийского моря и Финского залива. Возникает это в результате сложного взаимодействия метеорологических и гидрологических процессов.
В районе Исландии, где теплое течение Гольфстрим встречается с холодными водами Арктики, рождается циклон. Океан вспучивается, сильный штормовой ветер начинает гнать волну в сторону Балтийского моря.
Эти, так называемые нагонные волны огромной разрушительной силы, проходят через Финский залив, докатываясь до дельты Невы и Санкт-Петербурга.
Длинная волна в сочетании с ветром вызывает кратковременные резкие подъемы уровня воды в Финском заливе и дельте Невы. Разрушительная сила волн так велика, что зимой сдвигает лед и образует торосы до 6-8 метров. Возникает своеобразный мини-циклон.
Зерноочистительные комплексы КЗС
Зерноочистительный комплекс КЗС, так же, как и ЗАВ, представляет собой набор машин и оборудования, сбалансированный по производительности.
Использование зерносушильного комплекса КЗС позволяет получить качественный продукт, который хранится довольно длительное время. Увезенный с полей урожай проходит предварительную очистку и сушку зерна и переправляется для последующей переработки или хранения.
Зернокомплексы КЗС состоят из приемного отделения, представляющего собой завальную яму с транспортером и норий. Также в комплексах имеется зерноочистительное отделение, куда входят машины предварительной и первичной очистки, триерные блоки и транспортирующие устройства, сушильное отделение, транспортеры, зернопроводы, аэрируемые бункера временного хранения, компьютерная контролирующая система и система управления всем оборудованием.
Как работает зерносушильный комплекс КЗС
Зерновая масса, после сбора урожая попадает в завальную яму, откуда норией подается в машину на предварительную очистку, где отделяются крупные примеси, солома и прочие остатки стеблей растений.
Далее влажное зерно попадает в зерносушилку, а сухая часть зерна поставляется на хранение в специальные отделения аэрируемых бункеров. Из зерносушилки основная масса зерна, имеющая кондиционную влажность, отправляется в машину для прохождения первичной очистки, затем в триерный блок.
Следующий этап – это бункерное отделение, откуда уже чистое зерно загружается в автотранспорт.
Семенные зерновые проходят еще одну дополнительную обработку, включающую в себя очистку и сортировку на машинах вторичной очистки.
Современное оборудование зерноочистительного комплекса КЗС рассчитано на выполнение как комплексных, так и отдельных операций. Сушат зерновые на КЗС только тогда, когда зерно не нуждается в очистке.
Загружают в КЗС зерно, уже имеющее необходимый для хранения уровень влажности, но нуждающееся в тщательной очистке от примеси.
Сушится зерно, загруженное в КЗС, потоками горячего воздуха, подаваемого вентиляторами. Далее, уже готовое зерно отправляется на хранение или на производство, где из него мелят муку или готовят комбикорм для скота.
Сотни наводнений за 308 лет
За свою историю Санкт-Петербург испытал более 300 наводнений, при которых уровень воды превышал уровень Балтийского моря на 3,2 метра. Исследования ученых показали, что в Северной столице могут возникнуть наводнения с уровнем воды до 5.4 метра. Первоначально считалось, что в затоплениях виновата невская вода.
Самыми опасными и частыми являются осенние и зимние наводнения. Они создают в акватории Финского залива обширное ледовое поле, которое рушит сильнейший ветер. Вырастает мощная ледовая стена.
Во время самого страшного наводнения в ноябре 1824 года были разрушены 462 дома, повреждено – 3682, утонули 500 человек, многие пропали без вести. Их тела унесло в Финский залив.
Размыло городское кладбище, гробы прибило к дверям домов. Бурная река текла по Невскому проспекту. Этой катастрофе посвящен «Медный всадник» А.С. Пушкина.
Характерной чертой таких наводнений является очень быстрый подъем воды в течение 2 часов. Эта крупнейшая катастрофа подвигла ученых к изучению механизма возникновения и развития наводнений.
Зачем фермерскому хозяйству зерноочистительный комплекс?
Зерноочистительный комплекс позволяет сельхозпредприятию быть конкурентоспособным на рынке. Основным назначением зернокомплекса является очистка зерна, по которой определяется его качество.
Различные виды агрокультур продовольственного и фуражного назначения, такие как зерновые, зернобобовые, крупяные и другие культуры, очищаются от примесей, отличающихся от зерна своими размерами и аэродинамическими свойствами. Чистка зерна производится с помощью специальных машин.
Примеси бывают нескольких видов:
- Зерновые примеси — содержат недозрелые, поврежденные и проросшие зерна, а также зерна, подпорченные вредителями.
- Сорные примеси — содержат в себе землю, стебли и листья, песок, вредителей.
- Вредные примеси — содержат опасные вещества, вредные для человека и животных. К ним относятся ядовитые растения и другие примеси.
Очистка зерна увеличивает сроки его хранения, снижает в нем влажность и количество микроорганизмов, повышает качество зерна.
Зерноочистительные машины, входящие в любой зернокомплекс, позволяют зерну пройти несколько этапов очистки:
- Предварительный;
- Первичный;
- Вторичный.
Предварительный этап очистки зерна представляет собой вспомогательную операцию. Предварительная обработка очищает зерно от крупных примесей, за счет чего повышается его сыпучесть и продвижение зерна в зерносушилке становится проще. Машины для предварительной очистки зерна называются ворохоочистителями.
Предварительная очистка проводится непосредственно после уборки урожая. Задерживать эту операцию нельзя, потому что может возникнуть самосогревание зерна, что повышает его влажность и снижает качество.Первичный этап очистки зерна заключается в отделении от основного зерна максимального количества примесей, как крупных, так и мелких. Здесь зерно сепарируется в воздушно-решетных машинах по его аэродинамическим свойствам, ширине и толщине. Сортировка зерна по длине проводится с использованием триеров. Первичная обработка зерна проводится при его максимальной влажности (18%).Вторичный этап очистки зерна проводится сложными воздушно-решетными машинами. Этими машинами обрабатывают семенной материал. Очистка семян после такой обработки должна соответствовать по чистоте 1 и 2 классу.
Машины вторичной очистки распределяют зерновую массу на четыре фракции:
- Зерно 1 сорта;
- Зерно 2 сорта;
- Крупные примеси;
- Мелкие примеси.
Однако, существуют некоторые виды примесей (проросшие или недоразвитые семена, семена некоторых видов сорняков, зерна головни), которые воздушно-решетными машинами не удаляются. Эти трудноотделимые примеси схожи с ценным зерном и по аэродинамическим свойствам, и по размерам.
Для отделения таких примесей используют особые способы очистки. Как правило, финишная доработка зерна, или калибровка, производится сепараторами.
Характеристика КЗС Санкт-Петербурга
Комплекс защитных сооружений имеет длину 25,4 м и способен выдержать подъем воды до 5,4 метра.
Технические моменты
Защитная дамба состоит их 2 частей – северной и южной. Она соединяет остров Котлин с берегами Невской губы.
Современный КЗС Санкт-Петербурга состоит:
- из 11 каменно-земляных дамб,
- 6 водоупорных сооружений для свободного стока воды,
- 2 судопропускных сооружения для пропуска речных и морских судов,
- автомагистрали в 6 полос, включающей7 автодорожных мостов, уникальный автомобильный тоннель под водой и две транспортные развязки.
Водные сооружения оборудованы затворами, которые в обычное время открыты и свободно пропускают воду. При угрозе наводнения затворы закрываются и изолируют город от моря.
Защитные сооружения способны выдержать до 5,15 м воды. Комплекс может быть закрыт только на 48 часов: в Неве копится вода, которую надо выпускать в залив, иначе она зальет город.
Размеры пропускных сооружений внушительны, пролеты 200 метров с глубиной 16м.
Защитная дамба Санкт-Петербурга защищает город от наводнений и служит автомагистралью, являясь частью КАД – кольцевой автодорожной трассы А-118.
Часть этой дороги проходит по огромному тоннелю, расположенному под водой (на верху – судоходный путь). Путешествие по нему напоминает кадры из фантастического фильма.
Длина тоннеля 1361 м. Внутри он облицован жаропрочными керамическими плитами, способными выдержать даже горящий бензовоз. Но плитки очень хрупкие и неустойчивы к удару.
Система работы КЗС
О приближении наводнения узнают заранее, минимум за 60 часов до волны. Гидрометцентр сообщает дирекции КЗС, которая предупреждает администрацию порта о прекращении навигации. Закрываются затворы судопропускных и водопропускных сооружений.
За ситуацией на дамбе с центрального пульта следит целая бригада диспетчеров. На все внештатные ситуации разработано 26 сценариев возможных действий.
Все помещения находятся под постоянным видеонаблюдением
Объект имеет важное стратегическое значение. По дамбе проходят кабели связи подача электричества в Кронштадт, там же – пульт управления затворами дамбы
Завершение строительства КЗС обеспечило защиту города от наводнений, наладило наземную транспортную связь Кронштадта с материком. За время существования дамба спасла Петербург от трех сильнейших наводнений.
Кроме того, был создан участок кольцевой дороги вокруг Санкт- Петербурга, за счет вывода транзитного транспорта из центра оздоровилась воздушная среда города.
Вокруг дамбы много искусственных островов, на многих из них расположены форты Кронштадта. Много заболоченных территорий. Здесь садятся на отдых стаи перелетных птиц. Их никто не беспокоит, охота в этих местах запрещена.