Подводный флот третьего рейха

Содержание

Самые результативные подводники Нидерландов

Королевские военно-морские силы Нидерландов (нидерл. Koninklijke Marine) вступили во Вторую мировую войну, имея всего 27 подводных лодок. Потери за время войны составили 14 субмарин, из которых две были захвачены Германией и 12 потеряны в результате боевых действий (пять подлодок были затоплены экипажами ввиду угрозы их захвата противником, в том числе четыре лодки на базах). Девять лодок были потеряны во время боевых действий в Юго-Восточной Азии, из них потеря восьми лодок приходится на 1941–1942 гг. На Европейском театре военных действий было потеряно пять субмарин, включая две лодки, захваченные Германией в 1940 году.

Подводники Нидерландов достигли прекрасных результатов, нанеся противнику серьёзный урон во время боевых действий на многих морях, но особо они отличились в Юго-Восточной Азии. Всего же на всех театрах морской войны, атлантическом, средиземноморском и тихоокеанском, лодки ВМС Нидерландов пустили на дно свыше 120 кораблей противника, в том числе 12 боевых кораблей (включая три подводных лодки) и четыре десятка вспомогательных судов из состава боевых флотов общим тоннажем более 150 000 тонн. Еще более 55 000 тонн было повреждено или захвачено.

Подводная лодка HNLMS Dolfijn стала рекордсменом по числу побед в составе флота Нидерландов (11 потопленных целей), но уступила HNLMS O-21 по их общему тоннажу. А наиболее результативными по последнему показателю стали, HNLMS O-16 и HNLMS К-XIV.

Пятёрка самых результативных подводников Нидерландов по данным сайта DutchSubmarines выглядит следующим образом:

Фото Коротко об офицере
1 Антони Якобус Буссемакер (нидерл. Antonie Jacobus Bussemaker; 1 февраля 1900 — 15 декабря 1941) – 44 100 брт (три потопленных судна на 27 100 брт и два повреждённых на 17 000 брт). Был командиром подводной лодки HNLMS O-16. Погиб в боевом походе.
2 Карел ван Велль Груневельд (нидерл. Carel Adrianus Johannes van Well Groeneveld; 12 мая 1906 — 4 марта 1942) – 38 000 брт (четыре потопленных судна на 23 200 брт и два повреждённых на 14 900 брт). Погиб в боевом походе.
3 Йоханнес Франс ван Дульм (нидерл. Johannes Frans van Dulm; 24 октября 1907 — 20 августа 1991) – 20 075 брт (два потопленных судна на 850 брт и 10 повреждённых на 19 900 брт). Был командиром подводной лодки HNLMS O-21.
4 Хенри ван Остром Зуде (нидерл. Henri Max Louis Frédéric Emile van Oostrom Soede; 12 мая 1910 — 11 июля 1993) – 18 200 брт (шесть потопленных судов на 15 400 брт и два повреждённых на 2800 брт).
5 Альбертус Валькенбург (нидерл. Albertus Marinus Valkenburg; 24 мая 1908 — 30 марта 1983) – 17 650 брт (два потопленных судна на 5350 брт и два повреждённых на 12 300 брт).

Примечания

  1. Некоторые исследователи называют подводными асами капитанов потопивших более 50 000 тонн тоннажа.
  2. Возможное исключение составляет американский капитан 1-го ранга Ричард О’Кейн.
  3. В 1980 году обзоры японских военных записей, подтвержденные уцелевшими вахтенными журналами USS Tang и членами экипажа, пересмотрели общие данные побед до 33 кораблей, в общей сложности тоннажем 116 454 длинных тонн (118 323 тонн) потопленных. Это поставило USS Tang на первое место как по количеству судов, так и по тоннажу. Но насколько это правдиво вопрос остается. Если принять заявленные официальные цифры 118 323 тонн потопленных, то Ричард О’Кейн имеет полное право называться «Королем тоннажа».
  4. 28 ноября 1944 года под его командованием подводная лодка USS Archerfish, обнаружила и потопила авианосец IJN Shinano водоизмещением 71 890 тонн.
  5. Подводная лодка Casabianca (Q183) («Казабьянка») известна своим побегом из Тулона в ноябре 1942 года, когда немецкие войска пытались захватить французский флот в Тулонской гавани в рамках операции «Антон». Casabianca с экипажем ушла в Северную Африку и сражалась на стороне союзников. За свою карьеру Касабьянка потопила один военный корабль и торговое судно торпедами, еще один военный корабль уничтожен палубным орудием. Лодка выполнила семь секретных миссий, оказала помощь в освобождении Корсики и прорвала немецкую блокаду Тулона во время своего перехода к союзникам. Подлодка сыграла одну из решающих ролей во время освобождения Корсики снабжая партизан и доставляя коммандос, во время своей последней миссии в данной роли, Casabianca доставила на север острова 109 спецназовцев, что является рекордом для корабля такого размера.

Ссылки на интернет-ресурсы

1. Википедия
2. Wikipedia

  • Uniforms and insignia of the Kriegsmarine
  • https://de.wikipedia.org/wiki/Dienstgrade_der_Kaiserlichen_Marine
  • https://en.wikipedia.org/wiki/Ranks_of_the_National_People%27s_Army
  • https://en.wikipedia.org/wiki/Rank_insignia_of_the_German_Bundeswehr

3.
4. Отдельные интернет-источники

  • Таблицы званий Германского Вермахта (Die Wehrmacht) 1943г., Военный Флот (Die Kriegsmarine), army.armor.kiev.ua
  • https://army.armor.kiev.ua/forma/index.shtml
  • https://s400910952.websitehome.co.uk/germancolonialuniforms/german%20navy%20other%20ranks.htm
  • https://www.ww1medals.net/WW1%20IMPERIAL%20GERMAN%20NAVY%20BADGES%201.htm

De Grasse (Hilfsflugzeugträger II)

Проекции конверсионных авианосцев на основе лайнера «Потсдам» и крейсера «Де Грасс»

После частичной оккупации Франции, Германия реквизировала ряд судов, строящихся на французских верфях. В частности, нацисты получили в свое распоряжение недостроенный крейсер De Grasse. Поразмыслив над будущим корабля, командование Кригсмарине решило переделать крейсер в легкий авианосец, так как казалось, что подобная переделка займет мало времени. Однако уже в феврале 1943-го конверсия была остановлена. Перестройка выходила очень дорогой и требовала ценных ресурсов. Кроме того, ПВО верфи не могло защитить Hilfsflugzeugträger II от налетов вражеской авиации, что и поставило жирную точку в проектной деятельности.

Авианосный вариант крейсера должен был иметь водоизмещение в 11,400 тонн, при длине 192,5 метров. Вооружение корабля состояло из 12 x 10,5 cm Flak; 12 x 3,7 cm Flak; 24 x 2 cm FlaMG. Авиагруппа должна была насчитывать 23 самолета (12 Ju-87C и 11 Bf-109T).

Europa

Один из возможных проектов по конверсии лайнера «Европа».

Это авианосец должен был получиться в результате конверсии трансатлантического лайнера «Европа», построенного для судоходной компании Северогерманский Ллойд на верфях Blohm & Voss в 1928 году (водоизмещение 44,000 тонн).  Подобно своему систершипу «Бремену», «Европа» была трансатлантическим лайнером и принимала участие в гонках за Голубую ленту Атлантики. Имея четыре паровые турбины мощностью 105,000 л.с. «Европа» могла разгоняться до 27.5 узлов.

После начала Второй мировой войны лайнер стал плавучей казармой. Руководство Кригсмарине хотело использовать корабль для переброски десанта во время операции «Морской лев». Позже «Европу» хотели привлечь к Норвежской операции, но руководство ВМФ Германии выступило резко против такого плана (шансы на успешное использование корабля в данной акции были довольно низки).

Наконец, в 1942 году «Европу» задумали переделать в авианосец с 275 метровой взлетной палубой (авиагруппа корабля должна была состоять из 24 – Bf-109T и 18 – Ju-87C, согласно другим источникам авиагруппа должна была состоять из 10 – Bf-109T, 13 – Ju-87C и 20 – Fi-167). Экипаж корабля должен был насчитывать 1720 человек (включая пилотов). Проектная дальность оценивалась в 8,000 морских миль при скорости в 19 узлов. Вооружение корабля должно было состоять из: 16 × 15 cm SK C/28, 12 × Flak (10.5 cm), 22 × 3.7 cm SK C/30 (AA), 28 × Flak (2.0 cm).

Во время подготовительных работ, связанных с конверсией, вскрылась целая серия серьезных технических проблем. Корабль имел недостаточно прочный корпус, плохую остойчивость, ангары для самолетов не вписывались в габариты «Европы», лайнер был неэкономичным и потреблял слишком много топлива. Кроме того, узнав о создании очередного авианосца, Геринг заявил, что не станет снабжать корабль столь необходимыми на фронте самолетами.

Если бы перестройка  лайнера была доведена до конца, «Европа» стала бы самым крупным авианосцем Третьего рейха.

Самый результативный подводник Японии

В годы Второй мировой войны несмотря на большой подводный флот японские подводники не добились столь больших успехов как их коллеги по оси Рим-Берлин-Токио.

Фото Коротко об офицере
1 Самой успешной подводной лодкой ВМС Японии была I-21. Командиром подлодки был Мацумура Кандзи (яп. 松村寛治; 06.11.1899 – 18.11.1944). После окончания Военно-морской академии продолжил обучение в школе подводного плавания. С 1935 года в качестве офицера служил на подлодках. В 1940 году был назначен командиром подлодки I-21. Участвовал в нападении на Перл-Харбор. За два боевых похода потопил суда противника общим тоннажем в 44 тысяч тонн. Всего Мацумура Кандзи совершил 11 боевых походов и потопил 10 транспортных кораблей союзников общим тоннажем в 58 907 тонн. 29 ноября 1943 года его подводная лодка I-21 погибла со всем экипажем у атолла Тарава, предположительно от атаки палубного самолета TBF Avenger с конвойного авианосца USS Chenango.

Успехи остальных подводников Японии не превышали 50 тысяч тонн.

Подколлекция «Гербы кораблей»

Награда за сбор подколлекции — альтернативная схема камуфляжа для крейсеров Германии.

top

Герб линкора König Albert

Один из пяти линкоров типа Kaiser получил имя в честь короля Саксонии Альберта (1828–1902), участника нескольких военных кампаний, прусского и саксонского генерал-фельдмаршала.

При торжественном спуске корабля на воду, состоявшемся 27 апреля 1912 года, присутствовал племянник Альберта, последний король Саксонии Фридрих Август III.

На форштевне «венценосного» дредноута при этом красовался родовой герб саксонской династии Веттинов – чёрно-золотой щит со стилизованной рутовой ветвью.

1

Герб крейсера Nürnberg

Имя древнего баварского города Нюрнберг носили три немецких крейсера. Носовое украшение первого Nürnberg, вступившего в строй в апреле 1908 года, включало в себя оба городских герба – «малый» и «большой».

Рисунок и того, и другого восходил к XIII веку. В качестве эмблемы для спущенного на воду в 1934 году третьего крейсера с этим названием был выбран «большой» герб, центральным элементом которого является изображение мифической гарпии.

2

Герб линкора Gneisenau

Первые линкоры Кригсмарине, Scharnhorst и Gneisenau, были названы в память броненосных крейсеров эскадры адмирала Шпее, погибших в сражении у Фолклендских островов в декабре 1914 года.

Те, в свою очередь, получили имена двух прусских военачальников, героев борьбы с Наполеоном – Герхарда фон Шарнхорста (1755–1813) и графа Августа Нейдхардта фон Гнейзенау (1760–1831). При этом, как кайзеровские крейсеры, так и линкоры Кригсмарине «унаследовали» и родовые гербы полководцев, украсившие их форштевни.

3

Герб крейсера Karlsruhe

Немецкий город Карлсруэ сравнительно молод – он был основан чуть больше 300 лет, в 1715 году, маркграфом Баденским Карлом III Вильгельмом в качестве новой столицы своих владений.

Одновременно в честь этого события маркграф учредил орден Верности. Герб города представляет собой инверсию герба Бадена – золотого щита с красной лентой. Дополнил городскую эмблему девиз ордена Верности – Fidelitas (лат. «верность»).

Когда в январе 1914 года вступил в строй первый немецкий крейсер под названием Karlsruhe, его герб в точности повторял герб одноимённого города.

4

Герб линкора Tirpitz

14 июня 1936 года Военно-морской верфи в Вильгельмсхафене был выдан заказ на постройку линкора «G». 2 ноября того же года состоялась официальная закладка корабля. Спустя 29 месяцев последовала торжественная церемония спуска на воду.

Крёстной матерью линкора, получившего имя в честь знаменитого Альфреда фон Тирпица, стала внучка гросс-адмирала. Форштевень корабля украшал чёрно-бело-красный герб с изображением двух драккаров, символизировавших «океанские» амбиции военно-морских сил Германского государства.

5

Герб авианосца Graf Zeppelin

Увлечение графа Фердинанда фон Цеппелина воздухоплаванием началось с того момента, как он во время Гражданской войны в США, будучи немецким военным наблюдателем, впервые поднялся на воздушном шаре.

Завершив армейскую карьеру в 1891 году в чине генерал-лейтенанта, он всецело отдался разработке дирижаблей. В 1912 году первый дирижабль его конструкции был приобретён флотом Германии. В годы Первой мировой войны уже во всём мире все немецкие воздушные корабли без различия называли «цеппелины».

Спустя десятилетия, в декабре 1938 года на церемонии спуска на воду графский герб украсил форштевень первого немецкого авианосца.

1

2

3

4

5

Подводники Франции

Адмирал Жорж Кабанье

В годы Первой мировой войны не смотря на наличие большого количества подводных лодок в составе Французского флота подводники не смогли себя проявить.

Зато в годы Второй мировой войны некоторые французские подводные лодки зарекомендовали очень хорошо среди них Rubis и Casabianca.

Подводная лодка минный заградитель Rubis. В июле 1940 года перешла на сторону движения Сражающаяся Франция и стала наиболее результативным подводным минным заградителем союзных флотов. За 22 боевых похода она осуществила 11 минных постановок, жертвами которых стали 9 транспортных судов (ещё 1 повреждено) и 9 боевых кораблей. Тоннаж потопленных судов оценивают около 21 000 тонн. Лодка стала самой титулованной во Французском флоте, была награждена Орденом Освобождения, Военным крестом 1939-1945 годов. Экипаж подводной лодки получил право на фуражир цвета ленты Военной медали и ленты Военного Креста 1939 — 1945 годов. Но лодкой командовали разные капитаны и не смотря на довольно большие успехи Rubis, не кто из ее командиров не может претендовать на звание «короля тоннажа».

Первые боевые походы Rubis совершала под командованием Жоржа Кабанье (фр. Georges Cabanier; 1906-1976). Всего Жорж Кабанье командовал в 8 боевых походах лодки, а затем пошел на повышение. В дальнейшем лодкой командовал Анри Русселот (фр. Henri Rousselot; 1912-1994).

Подводные лодки

Первоначально корабли этого класса расценивались скорее, как диверсионные

Однако необходимость быть на острие прогресса в любом случае заставляла уделять внимание развитию и подлодок. Только к 1911г был накоплен достаточный технический и тактический (учебный, конечно) опыт, чтобы можно было начать строить лодки серийно

В качестве основного был выбран проект Ганса Техеля, как имеющий большие боевые возможности. Вооружение составило 4 носовых и 2 кормовых 500 мм ТА. А вот с артиллерийским было сложнее. Первоначальный проект предусматривал только 7,5 см пушку. Но простое соображение, что не на каждую цель нужна торпеда, а калибр 7,5 см всё же слишком слаб, заставило искать альтернативы. В строй уже первые лодки стали вводить с 8,8 см орудием. Но после вступления первых лодок в строй были проведены эксперименты по установке 10,5 см орудия, оказавшиеся успешными (на лодки проекта Техеля действительно ставили такие пушки уже в ходе войны в реале).

И вот тут принцип поиска асимметричных путей заставил уделить большее внимание новому классу. Программа 1912г предполагала постройку не 72 лодок за 20 лет, как в РИ, а 120

Начиная с 1912г, ежегодно закладывались 6 лодок. Получалось к началу войны мало, но это неизбежно, поскольку раньше не получается разработать действительно боеспособный образец для тиражирования. Но всё же больше, чем в РИ.

Кроме того, разумным выглядит постройка хотя бы одной (а может и не одной) плавбазы гидросамолётов. Причём под эту роль можно переоборудовать старые крейсера, типа «Принца Генриха».

Линейные крейсера

Линейный крейсер «Фон дер Танн»

Строго говоря, здесь описывать почти нечего. Реальный «Фон дер Танн» для технических решений, воззрений и вероятных противников своего времени почти идеален. Почти.

Исключение – в принципе «сохранить боеспособность», а не просто «не утонуть». В этой реальности «Фон дер Танн» будет иметь только 230 мм пояс, зато 250 мм башни. Барбеты – 230 мм с локальными утолщениями до 250 мм. Минимальная толщина барбетов в нижней части – не менее 80 мм. Это было принципиальным решением, т.к. меньшая толщина (т.е. 30 мм реала) не гарантировала защиты от осколков 305 мм снарядов.

Линейные крейсера типа «Мольтке» — 2 шт.

При проектировании следующего линейного крейсера возник спор между сторонниками 28 см и 30,5 см калибра. 28 см калибр считался предпочтительным для обстрела нескольких целей (реал). Но в этой реальности победило простое соображение: немецкий линейный крейсер – прежде всего линейный, и только потом – крейсер. Ведь по числу линкоров ФОМ заведомо проигрывает Гранд Флиту. А значит, линейным крейсерам надо будет драться с линкорами. То есть – быть способными топить линкоры. И выбор был сделан в пользу 30,5 см калибра.

Вес четырёх башен с 30,5 см был больше, чем у пяти с 28 см. Но зато меньше была их общая длина, позволившая сэкономить на длине цитадели. Немаловажным был и экономический фактор: отказ от разработки теперь лишних 28 см/50 орудий экономил деньги.

В отличие от линкоров, на линейно-возвышенное расположение тут не рискнули. , сохранив от предшествующего типа диагональное расположение. Для линкоров его признали неудобным, т.к. углы обстрела орудий при такой схеме сильно зависели от относительного удлинения корпуса. Коротким линкорам не подошло, но для линейного крейсера было признано приемлемым.

Другим отличием от РИ стало распределение толщин брони. Главный пояс – 250 мм, барбеты 250 мм, лоб башен 280 мм. Второй пояс только 170 мм, вместо 200 мм реала, но зато главный пояс шире (верхняя кромка на 2 м над ВЛ вместо 1,2 м реала), а верхний уже, без уязвимой полосы между главным поясом и броневой палубой.

Линейные крейсера типа «Зейдлиц» — 3 шт.

Состав вооружения остался тот же. Но на этот раз было решено перейти к линейно-возвышенной схеме, позволявшей задействовать всю огневую мощь в большем диапазоне курсовых углов. Однако проблема веса носовой возвышенной башни потребовала применения экзотичной конструкции корпуса.

В итоге Альт-«Зейдлиц» получился почти полным аналогом реального «Дерфлингера», только чуть меньше за счёт скорости и брони. Распределение брони так же отличалось: пояс 280 мм, барбеты 80-280 мм, лобовая броня башен 300 мм. Скорость же составила 26,5 узлов без форсировки.

Первоначально планировалось два корабля. Но к моменту, когда пора было закладывать головной корабль следующей пары, предполагавшийся с 38 см пушками, выявилось два препятствия. В создание-то 38 см пушек Адмиралштаб верил, но приходилось считаться с риском задержек, да и бюджет не позволял заложить крейсер заметно большего водоизмещения. По этой причине решили пока повторить предыдущий проект, только увеличив скорость до 27 узлов за счёт технического прогресса в конструкции силовой установки.

Линейные крейсера типа «Гинденбург»

Внешне крейсер с 38 см пушками был похож на предыдущий тип, хотя конструкцию корпуса имел совершенно другую. Технический прогресс позволил уместить силовую установку под низко расположенную палубу, над которой вместо одного высокого межпалубного пространства размещалось два низких. Высота борта теперь составила 5,2 м против 4,6 м у предыдущего типа. Это позволило уместить аналог огневой мощи «Эрзац Йорка» в водоизмещение немногим более реального «Макензена».

Zerstörer 1936A (моб)

Z39 под флагом США как DD-939 в 1945 году
Обзор класса
Строители
  • ДеШиМАГ
  • Germaniawerft , Киль
Построено 1940–1943
В комиссии 1942–1964
Завершенный 7
Потерянный 1
Общие характеристики
Класс и тип Zerstörer 1936A (моб)
Смещение 3700 длинных тонн (3800 т) максимум
Длина
  • 127 м (416 футов 8 дюймов) o / a
  • 121,90 м (399 футов 11 дюймов) ж / л
Луч 12 м (39 футов 4 дюйма)
Проект 4,62 м (15 футов 2 дюйма)
Движение
  • 2 × турбины с редуктором Вагнера, 70000 л.с.
  • 2 вала
Скорость 37,5 узлов (69,5 км / ч; 43,2 миль / ч)
Диапазон 2240  морских миль (4150 км; 2580 миль) при 19 узлах (35 км / ч; 22 миль / ч)
Дополнение 330
Вооружение
  • 5 × 15 см (5,9 дюйма) орудия
  • 4 (позже 14) × 3,7 см орудия
  • 12 (позже 18) × 2 см орудия
  • 8 × 53,3 см (21 дюйм) торпедных аппаратов
  • 60 мин
  • 4 × пусковые установки глубинных бомб

Когда в 1939 году разразилась война, запланированные новые классы эсминцев были отменены, и было заказано двенадцать дополнительных судов 1936А (от Z.31 до Z.42 , хотя последние три должны были быть отменены) с небольшими изменениями для ускорения строительства и экономии материалов. «Mob» означает «Mobilmachung» (мобилизация). 150-мм сдвоенные башни были изготовлены для запланированных , но так и не построенных линейных крейсеров класса «О» . На военной службе двигатели были более надежными, чем на более ранних кораблях, но в конце войны была обнаружена сильная коррозия.

Всего было построено семь экземпляров этого подкласса: один затонул, еще два были сильно повреждены и не отремонтированы. Остальные четыре были военной добычей, выделенной союзникам.

Z31 Заложен: DeSchiMAG, Бремен, 1 сентября 1940 г.

Спущен на воду: 15 апреля 1941 г. Спущен на воду
: 11 апреля 1942 г.
Судьба: списан в 1958 г.

Z32 Заложен: DeSchiMAG, Бремен, 1 ноября 1940 г.

Спущен на воду: 15 августа 1941 г. Спущен на воду
: 15 сентября 1942 г.
Судьба: потоплен 9 июня 1944 г. (потерпел крушение при преследовании канадскими эсминцами Haida и Huron )

Z33 Заложен: DeSchiMAG, Бремен, 22 декабря 1940 г.

Запущенный: 15 сентября 1941
Заказчик: 6 февраля 1943
Судьба: Переведен в СССР, служил на Балтийском флоте в качестве Provornyi ( проворный ), потоплен в качестве целевого корабля 1961

Z34 Заложен: DeSchiMAG, Бремен, 14 января 1941 г.

Спущен на воду: 5 мая 1942 г.
Введен в эксплуатацию: 5 июня 1943 г.
Судьба: затоплен 26 марта 1946 г.

Z37 Заложен: Germaniawerft, Киль, 1940 г.

Спущен на воду: 24 февраля 1941 г.
Введен в эксплуатацию: 16 июля 1942 г.
Судьба: списан в 1949 г.

Z38 Заложен: Germaniawerft, Киль, 1940 г.

Спущен на воду: 5 августа 1941 г. Запущен в
эксплуатацию: 20 марта 1943 г.
Судьба: передан Великобритании в конце войны; переименован в HMS Nonsuch ; слом 1949

Z39 Заложен: Germaniawerft, Киль, 1940 г.

Спущен на воду: 5 августа 1941 г.
Поступил в эксплуатацию: 21 августа 1943 г.
Судьба: передан ВМС США в конце войны и получил обозначение DD-939; передан во Францию ​​в 1947 г., списан в 1953 г.

Церстёрер 1934 г.

Церстёрер 1934 г.
Обзор класса
Строители Deutsche Werke , Киль
Построено 1934–1935
В комиссии 1937–1947
Завершенный 4
Потерянный 3
Слом 1
Общие характеристики
Класс и тип Церстёрер 1934 г.
Смещение 3155 длинных тонн (3206 т) максимум
Длина
  • 119 м (390 футов 5 дюймов) о / год
  • 114 м (374 футов) ж / л
Луч 11,30 м (37 футов 1 дюйм)
Проект 4,23 м (13 футов 11 дюймов)
Движение
  • 2 турбины с редуктором Вагнера, 70000  л.с. (51000  кВт ; 69000  )
  • 2 вала
Скорость 36 узлов (67 км / ч; 41 миль / ч)
Диапазон 1900  морских миль (3500 км; 2200 миль) при скорости 19 узлов (35 км / ч; 22 миль / ч)
Дополнение 325
Вооружение
  • 5 × 12,7 см (5 дюймов) орудия
  • 4 × 3,7 см орудия
  • 6 × 2 см орудия
  • 8 × 53,3 см (21 дюйм) торпедных аппаратов
  • 60 мин

Этот класс из четырех кораблей был первым немецким классом эсминцев. Он был разработан на основе двигателя нового типа, использующего пар высокого давления. Это должно было обеспечить более высокую скорость при экономии места и членов экипажа. Однако двигатель был настолько сложен и подвержен поломкам, что вынудил флот выделить на борт еще более высококвалифицированный персонал для его эксплуатации и обслуживания. В результате проблем с остойчивостью дальность полета кораблей должна была быть ограничена военно-морскими правилами, позволяющими им использовать только половину перевозимого топлива, чтобы корабли не становились слишком легкими. Носовая часть оказалась неправильной конструкции, из-за чего корабли были довольно влажными в штормовых водах. Это было исправлено путем перестройки всех четырех кораблей этого класса до 1939 года. Четыре эсминца были заложены в период с октября 1934 года по январь 1935 года. Только один корабль пережил войну. Корабли были названы в честь военно-морских сил Германии, погибших в Первой мировой войне.

Корабли были:

Z1 Leberecht Maas Заложен: Deutsche Werke Kiel, 15 октября 1934 г.

Запущен: 18 августа 1935 г.
Введен в эксплуатацию: 14 января 1937 г.
Судьба: затонул после попадания дружественной зажигательной бомбы 22 февраля 1940 г. во время операции Wikinger,
названной в честь Леберехта Маасса.

Z2 Георг Тиле Заложен: Deutsche Werke Kiel, 25 октября 1934 г.

Спущен на воду: 18 августа 1935 года
Введен в эксплуатацию: 27 февраля 1937 года
Судьба: выброшен на берег 13 апреля 1940 года после серьезных повреждений во время сражений за Нарвик.
Назван в честь Георга Тиле.

Z3 Макс Шульц Заложен: Deutsche Werke Kiel, 2 января 1935 г.

Спущен на
воду : 30 ноября 1935 г. Введен в эксплуатацию: 8 апреля 1937 г.
Судьба: затонул в результате попадания дружественных зажигательных бомб и подрывов мин 22 февраля 1940 г. во время операции Wikinger, названной в честь Макса Шульца.

Z4 Ричард Бейтцен Заложен: Deutsche Werke Kiel, 7 января 1935 г.

Спущен на воду: 30 ноября 1935 г.
Введен в эксплуатацию: 13 мая 1937 г.
Судьба: списан в 1947 г.
Назван в честь Ричарда Бейтцена.