Италия
В начале 30-х годов итальянская армия была экипирована французскими касками Адриана модели 1915 года и итальянскими шлемами модели 1916 года. Однако растущие потребности армии, а так же создание более совершенных моделей стальных шлемов в европейских странах вдохновили итальянское правительство на разработку собственных касок. Первая экспериментальная модель появилась в Италии в 1931 году. Несмотря на то, что шлем понравился Муссолини, он не был принят в армии, так как имел массу недостатков и технических недоработок. Однако он стал прототипом для создания в 1933 году основного боевого шлема итальянской армии, который оставался в вооружённых силах страны вплоть до 80-х годов ХХ в.
Каска М 33, Италия.Лысьвенский музей (Пермский край)
Шлем имел официальную маркировку «Шлем стальной модели 1933 года», но поставки его начались в армию в 1937 году. Новый шлем имел оригинальную, слегка вытянутую вперёд форму, как у легионеров древнеримской армии. М 33 изготовляли из сплава стали и никеля (были также шлемы из алюминия, которые предназначались для чиновников и полиции). Вес шлема составлял 1100-1200 граммов в зависимости от размера, толщина стенок 1,2 мм. Подшлемник делали из цельного куска овечьей кожи (в последние годы войны в связи с экономическими трудностями кожа была заменена пропитанной воском тканью). Он состоял из восьми язычков, скреплённых в верхней части шнуром. Сшивался подшлемник в затылочной части. С внутренней стороны подшлемника устанавливалась войлочная подкладка. Кожаная полоска подшлемника крепилась к нижней части двойного обруча, которая не соприкасалась со шлемом, что обеспечивало хорошую амортизацию при ударах, а также циркуляцию воздуха. Второй обруч крепился к раковине шлема с помощью трёх клёпок с вентиляционными отверстиями. Между собой обручи соединялись пятью вертикальными металлическими полосами. Шлемы, поставляемые в подразделения, воевавшие в Африке, имели дополнительное вентиляционное отверстие. Подбородочный ремешок изготавливался из кожи и состоял из двух частей, соединяющихся прямоугольной застёжкой.
Каска М 33, Италия.Лысьвенский музей (Пермский край)
В разное время итальянский шлем М 33 окрашивался в разные цвета. С 1936 по 1940 год – в серо-зелёный цвет светлого оттенка или в серый цвет, с 1940 по 1945 год в серо-зелёный цвет только тёмного оттенка, с 1947 года в хаки, с начала 50-х годов – в оливковый. Итальянские шлемы модели 1933 года экспортировались в Испанию в период гражданской войны, где они и получили первое боевое крещение. Кроме того, шлемы данной модели были поставлены в Финляндию в период Зимней войны 1939-1940 годов.
Барбют
Эпоха Возрождения сопровождалась массовым интересом к античности. Люди стали читать греческих и римских авторов, архитектура вместо готики начала ориентироваться на Парфенон и Пантеон, а в вооружении появились элементы классического стиля. Так, в XV столетии появился барбют — убор, созданный по образцу греческих шлемов, которые находили при раскопках поселений в Южной Италии.
Барбют формой напоминал бацинет, однако защищал не только голову и щёки, но и бо́льшую часть лица. На передней части шлема располагался вырез в виде буквы Y, по которому барбют очень легко опознать. Этот элемент защиты головы обрёл популярность только в Италии, где увлечение античностью было наиболее сильным.
Для конного боя этот шлем оказался неудобен, поэтому стал исключительно пехотным.
Лётные шлемы
Современный шлем лётчика – это не просто устройство, защищающее голову пилота. Большинство из них представляют собой сложные устройства, которые буквально нашпигованы электроникой. Развитие лётных шлемов происходило очень стремительно. Первые кожаные шапки с встроенными тяжёлыми авиаторскими очками быстро уступили место современным устройствам.
Военные каски, которые были незаслуженно забыты, вновь вернулись на мировую военную арену после начала Первой Мировой войны. В настоящее время новейшие военные каски представляют собой не просто защиту головы бойца – это настоящий компьютер, оснащённый современной электроникой.
С начала Руси
Воины носили шлемы с незапамятных времен. Всем хорошо известны образы древнегреческих гоплитов и римских легионеров в их характерных шлемах.
Каркасный шлем
Интересно, что если мы начнем отсчёт нашей государственности с 862 года, то и история русского шлема будет отсчитываться с этого же времени. Безусловно, на тех территориях, которые чуть позже станут называть Новгородским или Киевским княжествами, шлемы существовали и раньше.
Русский шлем с полумаской и бармицей
Свой путь русский шлем, согласно археологическим находкам, начал достаточно стандартно для северо-востока Европы. Согласно предположениям ученых, к примеру, авторитетнейшего А.Н. Кирпичникова, русский шлем начал свой путь в историю с так называемого каркасного шлема шпангенхельм, популярного у древних славянских и германских племен. На металлический каркас накладывались железные, медные или роговые пластины. Часто шлем снабжался дополнительными элементами: личиной, наушами, назатыльником.
Шелом Ивана Грозного
Конкуренцию ему чуть позже, как раз ко времени становления династии Рюриковичей на Руси, составил более современный норманнский шлем. Он уже больше похож на ставший классическим шлем русского богатыря. Хорошо развитая назальная пластина, цельная конструкция без каркаса и кольчужная бармица – вот его основные отличия. В это время домонгольские русские шлемы достигли пика своего развития, они были очень хорошо выделаны и богато украшены резьбой, серебром или чернением, имели личины и отличались качеством.
Шишак
Вслед за ним пришел так называемый шелом – классический русский остроконечный сфероконический шлем, увенчанный ярко выраженным шпилем. Высота шелома могла доходить до 30 см. Со временем к шелому добавились те же науши, козырьки и бармицы. Шелом наряду со сменившим его в XVI веке шишаком стал наиболее популярным доспехом. Шелом и шишак испытали сильное влияние монгольских, а те в свою очередь –иранских шлемов, но именно они создавали образ русского воина, снаряженного шлемом и доспехами.
Мисюрка
Шишак, плавно сменивший шелом, уже не задержался в вооружении настолько долго, насколько его предшественники. Компанию шишаку составили мисюрки – небольшие железные навершия с хорошо развитой бармицей, а также просто железные шапки – компактные и недорогие шлемы.
Железная шапка взятая от кабассета
Вслед за ними пришли уже русские варианты кабассета – металлического наголовья, известного нам по фильмам и картинкам про испанских конкистадоров. Ими снаряжались полки нового строя или стрельцы, дворяне же продолжали носить более дорогие и качественные шишаки. Но огнестрельное оружие всё быстрее вытесняло с поля боя железные доспехи и шлемы, и к концу XVI века они практически исчезают с полей сражений.
Каска СШ-68-стальной шлем образца 1968-года
Подборка фото стального шлема СШ-68 / СШ-68Н / «Заготовка»
Противоосколочный стальной шлем СШ-68 пришёл на смену СШ-60. Отличался от своего предшественника большей прочностью, большим наклоном лобной стенки купола и уменьшенными бортикам-краями отогнутых наружу. Окрашивался, как правило в зелёный цвет.
Появление шлема связано с унификацией оружия стран Варшавского Договора. Так среди этих стран стали отбирать оружия с наилучшими характеристиками. Во время отбора ГДРовский шлем М-56 при обстреле показал на 3-6% лучше характеристики по сравнению с советским шлемом СШ-60. В свзяи с этим Генеральный Штаб Министерство обороны СССР дал указания Техническому Комитету вещевого управления армии для разработки нового шлема. В 1965 году волгоградский Министерства черной металлургии взялся за создании, чьи исследования показали, что одной формы для увеличения пули стойкости не достаточно и завод обратился за помощью в ленинградский НИИ (Центральный Научно исследовательский институт материалов-ЦНИИМ) для улучшения стали для новых касок. Над проектом работали Д.К. Бельков, А. А. Светлакаова, Л.И. Воронкова, П. И. Широких и другие.
Масса шлема СШ-68 составляет 1300 грамм, плюс дерматиновый подшлемник 200 грамм. Новый шлем обеспечил защиту от холодного оружия и осколков с массой 1 грамм до 250 метров, и пуль на излете. Шлем СШ-68 состоял на вооружении стран Варшавского договора. На данный момент состоит на вооружении Китая, Северной Кореи, стран бывшего СССР, Индии и других странах. В России данная модель заменяется шлемом 6Б27. Первый образец был представлен в 1966 году, которых сохранил подшлемные ремни Д.Г. Белякова от шлема СШ-60. В 1967 году шлем прошел баллистические испытания на пробитие, была создана техническая документация по нему и уже в 1968 поступил на вооружение СССР и стран Варшавского Договора. Среди солдат каска получила прозвище «гэдэровка» и «афганка», а США прозвали ее «conehead»-коническая голова и «egghead»-яйцеобразная голова.
Шлемы изготавливается трех размеров: 1-ый размер до 55 см, 2-ой размер до 56-58 см, 3-ий размер до 59 см и выше.
Каска СШ-68М
СШ-68М под индексом ГРАУ-6Б14 для армии стала модернизации каски СШ-68 посредством усиления арамидной тканью с внутренней стороны каски. Над проектом модернизации шлема работало ГУ НПО «Специальная техника и связь» После модернизации масса каски увеличилась на 400 грамм до 1900 грамм. Так же была усовершенствована система ремней, теперь подшлемник крепился на 4 заклепки, а не на 6 как раньше. Новый шлем обеспечил 1-ый класс защиты и может защищать от пуль пистолета Макарова и револьвера Наган и стальных осколков с массой в 1 грамм летящих со скоростью до 400 м/с.
Каска СШ-68Н «Заготовка»
Стала дальнейшей модернизацией Шлема СШ-68М для МВД посредством большей защиты арамида на 100 грамм. Вес шлема стал составлять 2000 грамм. Так же изменению подверглась система ремней, которую заменили на пластиковые карабины и пластиковый подбородок. Над модернизацией работал НИИ «Стали». Защита достигла 2-го класса защиты за счет комбинации стали и арамида.Ношение шлема возможно с шапкой.
Английские солдатские шлемы
Военное руководство Великобритании, которое закупило большую партию французских шлемов, осталось весьма недовольным их защитными качествами. Была создана комиссия по разработке своего шлема, который был бы лучше, чем французский аналог. Возможно, что данное решение было принято из-за гордости британской военной аристократии, которая считала зазорным пользоваться на войне шлемами, которые придумали «лягушатники».
В отличие от французской модели, английский шлем был цельным и имел широкие края по всему периметру. Он прекрасно подходил для защиты в окопе, так как широкие поля защищали от попадания шрапнели и осколков сверху. Зато каждая атака в нем была очень рискованной, потому что шлем совершенно не защищал затылок, виски и уши. Так как в атаку английские войска ходили не слишком часто, данная каска не только понравилась английским военным, но и была принята на вооружение нескольких весьма дружественных Великобритании стран. Это были:
- Соединённые Штаты Америки;
- Канада;
- Австралия.
Понятно, что у этих 3-х стран, в связи с тем, что они практически не участвовали в боевых действиях, каски были только для «порядка».
Возвращение стального шлема
Первая мировая стала временем, когда армии столкнулись с невиданной раньше мощью стрелкового и артиллерийского огня. Ливень стали и свинца, обрушивающийся на позиции, заставил все враждующие стороны зарыться в землю. Но потери всё равно оставались слишком высоки. Особенно страдали головы солдат. Ведь голова — то, что чаще всего торчит над укрытием. Да и когда над окопом взрывается снаряд, летящие сверху вниз осколки в первую очередь поражают именно голову.
Первыми позаботились о защите французы и англичане. В 1915 году первые приняли на вооружение стальнуюкаску Адриана», а вторые —каску Броди»(она жешлем от осколков», она жешлем модели 1»). Французский образец стал столь популярным, что его скопировали более десятка других государств. В том числе Российская империя, где применялась каска с тиснёным в металле или накладным двуглавым орлом.
Каска Адриана»
Немцы долгое время отказывались признать, что их знаменитая пикельхаубе никуда не годится. Германский штальхельм(стальной шлем) был разработан лишь в 1916 году. Однако он сразу стал одним из символов немецкой армии и даже своеобразной эмблемой милитаризма.
СШ-39
Каска СШ-39, обратите внимание на высокое размещение заклепок
СШ-39 имел простую, более современную конструкцию и был намного проще в производстве, чем СШ-36. СШ-39 будет стандартной конструкцией советских шлемов на следующие 29 лет, с небольшими изменениями за это время. Это также дизайн шлема на Могила Неизвестного солдата в Москва. Шлем производился в основном на трех заводах: Сталинградский тракторный завод (обозначается CT на штампе), Фабрика Красный Октябрь (ЗКО) также в Сталинград, а Лысьва Металлургический завод (ЛМЗ). Первым вкладышем был кожаный вкладыш с восемью пальцами, похожий на немецкий M35-M42. Затем последовало короткое производство вкладыша с восемью пальцами из Gralex. Окончательный вариант гильзы СШ-39 был тканевым, аналогично гильзе СШ-36. Все три варианта лайнера подвешивались к шлему на трех металлических язычках, которые приклепывались к корпусу в верхней части. Этот шлем, как и СШ-36, участвовал в многочисленных кампаниях, прежде чем в 1942 году был заменен на СШ-40.
СШ-40
Русские солдаты в касках СШ-40
СШ-40 был последним и наиболее часто используемым шлемом, который Советский Союз использовал во время Второй мировой войны. Единственным внешним отличием между СШ-39 и СШ-40 были шесть заклепок в нижней части шлема, а не три в верхней части корпуса СШ-39. Размещение заклепок в СШ-40 было связано с недавно представленной гильзой, более простой и прочной, чем в предыдущих версиях. Подкладка состояла из трех (позже четырех в послевоенное время) матерчатых или клееных подушечек, соединенных хлопковой завязкой для регулировки размера. Подбородочный ремень был тканевым и соединялся с d-образными кольцами на каждой стороне корпуса язычками. Концы подбородочного ремня были соединены с помощью скользящей пряжки, и полукруглая металлическая деталь была зажата на конце длинного подбородочного ремня. В отличие от СШ-36 и СШ-39, СШ-40 выпускался только в трех типоразмерах: 1–3. СШ-40 дополнили СШ-60 и, наконец, заменен СШ-68, хотя многие из них использовались в советский период и в последующий период. СШ-40 обычно путают с Чехословацкий Vz. 53 шлем.
Военные шлемы в Германии
Когда противники Германии уже более года использовали защиту для головы, германские солдаты по прежнему обходились без нее. Только в 1916 году появились первые немецкие каски, которые достаточно сильно отличались от того, что носили представители блока «Антанта». Вероятнее всего, немцев просто не устраивала конструкция французских и английских касок тем, что они не выдерживали лобового попадания пули.
В начале 1916 года Германия разработала свою каску под названием М-16 «Stahihelm», которая значительно отличалась от защиты противника. Специфические «рожки», расположенные по бокам, делали внешность нового военного шлема легкоузнаваемой. Они не только прикрывали собой вентиляционные отверстия, но и служили элементом крепления бронированного щитка, который прикрывал лобную часть Подобная броня делала пробитие каски винтовочной или пулемётной пулей практически невозможным.
Политическая ситуация в Европе в 30-х годах 20 века показала СССР, что солдатам необходим массовый металлический шлем. Так возникла первая массовая советская каска СШ-36. Солдаты в них прошли через множество военных конфликтов:
Польский поход;Халхин-Гол;Финская война;Гражданская война в Испании;Битвы на озере Хасан.
Данная каска была создана на основе немецкого шлема М-16 «Stahihelm», но значительно уступала ему по тактико-техническим характеристикам. Шлем получился слишком тяжёлым, его вес достигал 1,3 кг. Вместе с тем, толщина металла каски, равная 1,1 мм, была недостаточной для защиты от пуль и крупных осколков. Форма шлема, который имел широкие поля, мешала обзору, да и ветер иногда мог просто сдуть такую каску с головы бойца.
Вскоре он был заменён на новую модель, которая получила название СШ-39 (СШ-40 с 1940 года). Данная каска является настоящей легендой, так как именно в них бойцы СССР смогли победить фашизм. Новая армейская каска обладала следующими преимуществами:
Он изготавливался из легированной броневой стали;Толщина стенок равнялась 1,9 мм;При этом вес был даже немного меньше, чем у СШ-36 и составлял 1,25 кг;Каска выдерживала лобовой выстрел на расстоянии 10 метров из нагана.
Хотя СШ-68 не совсем соответствует уровню современных военных шлемов, их огромное количество на складах заставляет делать модернизации именно на его базе. Так появились следующие, более современные модели:
СШ-68М;СШ-68Н.
Данные модернизации получили усиление конструкции изнутри арамидом и современные подтулейные устройства. В результате, вес новых модернизаций возрос до 2 кг, зато их прочность значительно возросла.
Классические каски
В «классический боевой» XVIII век каска почти пропадает с поля боя. Она остается лишь в кавалерии, в варианте из кожи – присутствует в драгунских полках. Русские кавалергарды также носят очень оригинальную каску.
Кожаная кирасирская каска
К XIX веку железные каски остаются только у кирасиров, карабинеров и тех же кавалергардов, кстати, наряду и с кирасой – нательной тяжелой броней. Таранные удары элитных тяжелых кавалерийских полков были опасными для всадников, поэтому их скрывали под броней как могли. Каски продолжают носить и некоторые драгунские полки.
Пехотная кожаная каска
В основном же до Первой мировой каска несла церемониальные функции и использовалась как часть униформы. Известен ряд вариаций русских пехотных касок в годы Крымской войны. Однако позже их вытесняют фуражки и шапки. Опять же лишь в элитных кавалерийских полках как в России, так и за рубежом продолжают носить металлические каски. Повсеместно их украшают плюмажем или двуглавым орлом, например. Кстати, в это время металлические каски активно входят в обиход пожарных всех ведущих держав мира.
Церемониальная каска с двуглавым орлом
Появление боевых шлемов во Франции
Вплоть до начала Первой мировой войны солдаты европейских государств обходились без защитных касок. От доспехов армия отказалась уже давно, поэтому шлем, защищающий голову, рассматривался как элемент старинного доспеха, которому не место в современной армии. Однако Первая Мировая война, которая получила неофициальное название «окопная», показала, что отказ от солдатских шлемов был опрометчивым решением.
Первые шлемы специального назначения были разработаны во Франции. До их появления французские солдаты носили суконные кепи, которые могли защитить голову только от непогоды. Первый французский шлем получил название «Адриана» и начал выпускаться серийно уже в 1915 году. Он был нецельнолитым и состоял из следующих частей:
- Колпака;
- Гребня;
- Юбки.
Сразу же после появления шлемов потери французской армии существенно сократились. Например, общее количество раненых уменьшилось на 30%, а убитых – на 12-13%. При этом стоит учитывать тот немаловажный факт, что французский шлем был предназначен вовсе не для защиты от пуль. Он, конечно, мог отрикошетить пулю, которая попадала в него по боковой траектории, но прямое попадание не выдерживал. Зато шрапнель и осколки от гранат его не пробивали.
Видя неожиданный успех по «реанимации» такого, казалось бы, устаревшего элемента защиты как шлем, страны-союзники поспешили закупить для своих армий огромное количество «Адриана». Закупили такую защиту следующие страны:
- Россия;
- Румыния;
- Италия;
- Португалия;
- Великобритания.
Шпангенхельм
Самый главный тип раннего европейского шлема — шпангенхельм, или каркасный шлем. Его мы видим, к примеру, на гобелене из Байё или на изображениях древнерусских воинов.
Фрагмент гобелена из Байё
Этот шлем был очень прост в производстве. Сначала заклёпками соединялись детали каркаса, а затем к ним крепились сегменты основной части головного убора.
Шпангенхельм вытянутой конической формы с пластиной для защиты носа называли норманнским, или назальным.
Несмотря на то, что эти шлемы в конце XII и в XIII веках начали терять популярность, а рыцари перешли к более тяжёлой защите, пехота и стрелки ещё долго не отказывались от них.
Интересные факты[править]
Военно-мемориальное кладбище, Россошки, Волгоградская область.
Один из разработчиков шлема М. И. Корюков вспоминал впоследствии:
“ | Работу принимала комиссия, которую возглавлял Семен Михайлович Буденный. Он внимательно осмотрел изготовленный сотрудниками лаборатории шлем и …взялся за шашку. Удивленный выбором оружия, я усмехнулся. Заметив это, Семен Михайлович пояснил, что шашкой хороший кавалерист разрубает врага от плеча до пояса, — пуля такой силы не имеет. Конечно, Буденный был опытный «рубака», и клинок из закаленной златоустовской стали, подаренный ему рабочими, был сильным испытательным оружием в его руках. Но тут, если можно так выразиться, коса нашла на камень. Свистнул рассекаемый шашкой воздух — и тут же звякнул шлем. Буденный с удивлением осмотрел место удара: «Скажи, пожалуйста, ему хоть бы что!», и он взялся за наган. Стрелял Семен Михайлович сначала с двадцати пяти метров, затем — с десяти, почти в упор. После каждого выстрела шлем подскакивал, пули рикошетили, и я очень боялся, как бы они не попали в Буденного. За судьбу шлема я был спокоен и не волновался. «Молодцы! — сказал, наконец, маршал, — хорошо поработали». | ” |
Танковый шлем Адриана, образца 1917 года
Решение разработать шлем непосредственно для танкистов было принято Адрианом в сентябре 1917 года. Работая над новым вариантом своей каски, он заменил передний козырек, закрепив на его месте толстый противоударный валик, который был выполнен из темной кожи. Также на шлеме появилась эмблема штурмовой артиллерии (с октября 1917 года рыцарский шлем типа Армэ, который был наложен на скрещенные пушечные стволы). Подбородный ремень, толстый подшлемный амортизатор и лепестковый подтулейник были выполнены из коричневой кожи. Данные шлемы красились в темно-синий цвет — «цвет горизонта».
В комплекте с танковым шлемом Адриана образца 1917 года, у которого не было забрала, шли шоферские или авиационные очки. Однако некоторые танкисты в бою для защиты лица цепляли к шлему специальную кожаную или стальную маску с очками-жалюзи и подвесной кольчужной «бородой», данные маски французские танкисты времен Первой мировой войны позаимствовали у пехотинцев. В пехоте они достаточно часто использовались наблюдателями в окопах.
Маски были призваны защитить танкистов от небольших пулевых осколков, отколов с внутренней стороны брони и свинцовых брызг. Это было необходимо, так как немецкая пехота с начала применения стальных монстров на поле боя начала концентрировать ружейно-пулеметный огонь на открытых смотровых щелях танков. По этой причине ранения лица и глаз составляли существенный процент ранений членов танковых экипажей. При этом и английские, и французские танкисты в годы Первой мировой войны часто шли в бой в противогазах, вне зависимости от того проводил противник газовую атаку или нет.
В нашей стране найти человека, который бы не знал о том, как выглядит шлем танкиста, сегодня практически нереально, если речь не идет о малых детях. О том, почему для танкового шлема в Советском Союзе был выбран именно такой силуэт и форма, сказать трудно. Известно лишь, что знакомый нам танковый шлем появился еще в 1934 году, при этом он претерпел до Второй мировой войны еще ряд модернизаций. Войну советские танкисты встречали в шлеме образца 1938 года. Радиооборудованием авиационного типа шлем начали оснащать только в конце 1942 года, после чего его и переименовали в шлемофон, а в простонародье новая версия танкового шлема получила прозвище «говорящая шапка».
Согласно техническим условиям 1938 года предусматривалось несколько вариантов шлемов для советских танкистов — кожаный, крытый кирзой, из кирзы и меховой. Кожаный шлем танкиста шили из черного шеврета, в качестве подкладки использовалась темно-синяя байка. Ото лба к затылку на шлеме находились три валика, выполнявших роль амортизаторов, в передней части располагался налобник. С боков шлема располагался или один валик, который пришивали по центру, или три, расположенные веером. Обязательным элементом советского танкового шлема были клапаны, которые призваны были защищать уши танкиста.
Все валики или ребра наполнялись конским волосом, в более поздних моделях шлемов для этой цели использовались технические волокна. Уже в годы Великой Отечественной войны в увеличенных пазухах и специальных карманах на клапанах шлема стали размещать радиооборудование (овальные чашки ларингофонов и телефонов, а также соединительные шнуры). Советский шлемофон, как собственно и практически вся советская военная машина отличались неким консерватизмом, по этой причине за практически 80 лет своего существования танковый шлем не претерпел никаких особых изменений.