Контрагент ооо «азимут 90»

Выдерживание указанного (намеченного) направления движения и расстояния

(Статья: 3. Выдерживание указанного (намеченного) направления движения и расстояния)

Для выдерживания направлений движения используют также линейные ориентиры или следы от движения боевых машин (лыж).

Точность выхода к точкам поворота маршрута при движении по азимутам зависит от характера местности, условий видимости, ошибок в определении направлений, по компасу и измерении расстояний. Обычно отклонение от точки поворота, к которой надо было выйти, не превышает 1/10 пройденного расстояния, т. е. 100 м на каждый километр пройденного пути. Поэтому, если заданное расстояние пройдено, а намеченного ориентира не видно, его следует искать в пределах окружности, радиус которой равен 1/10 расстояния, пройденного от предыдущей точки поворота.

В некоторых случаях, например при движении по азимутам зимой на лыжах, пройденные расстояния измеряют приближенно по времени и скорости движения. Чтобы избежать потери ориентировки из-за неточного измерения расстояний, на точках поворота надо выбирать хорошо видимые издали ориентиры.

Движение по азимуту.

Движение по азимуту имеет свой предел точности. При измерениях на карте и пользовании компасом возникают неизбежные погрешности влияющие на точность направления движения и, в конечном итоге, на точность ориентирования на местности и  выхода в пункт назначения и точность определения значения азимута.

Принято считать, что погрешность, в следствии ошибок, может достигать не менее 5º. При движении по азимуту такая погрешность дает отклонение в сторону на 100 метров на километр пройденного пути или 1 км на 10 км.

Существуют два способа уменьшения последствий этих ошибок.

Первый способ предполагает сведение погрешности к минимуму. Это достигается несколькими методами:

1. Метод движения по азимуту по промежуточным ориентирам. Он состоит в том, что весь переход разбивается на отрезки по ясно видимым ориентирам и азимут высчитывается на каждый отрезок. Таким образом мы будем двигаться от одного к другому ясно видимому ориентиру.

2. Метод движения по створам, когда направление проверяется по оставленным на пути вехам (воткнутым веткам), кучам снега, цепочке следов или лыжне. Оглядываясь назад проверяем прямолинейность движения, корректируем отклонения. Один из вариантов этого метода — наблюдение за впереди идущими и корректировка направления их движения. Отклонение впереди идущего заметить легче чем свое.

3. Обход небольших препятствий поочередно справа и слева. В этом случае погрешности в направлении взаимно нивелируются.

4. Метод контроля пройденного расстояния по времени при движении по азимуту или парами шагов (средняя длина шага человека составляет 0,7 м., длину своего шага можно уточнить). В этом случае меньше риск миновать пункт назначения.

5. Метод обхода препятствий с восстановлением прежнего направления. Если надо обойти, скажем, озеро начинаем движение вправо или влево по новому азимуту, замечая пройденное расстояние. Затем, двигаясь в основном направлении, обходим озеро, а на противоположном берегу возвращаемся по обратному азимуту на замеченное расстояние обхода.  Далее  продолжаем основное направление движения.

6. Метод подготовки схемы движения по азимуту и составления таблицы. Работа проводится до выхода на маршрут. Сначала составляется схема, определяются азимуты, измеряются расстояния которые и заносятся в таблицу.

Таков первый способ движения по азимуту. Он хорош для небольших маршрутов, а также для применения в учебных целях.

Движение по азимуту. Личный опыт.

На практике целесообразней и удобней применять второй способ движения по азимуту. Он характеризуется удобством движения и ориентирования.

В этом случае азимут воспринимается не как обязательная линия движения, а как общее направление.

К примеру, нам необходимо двигаться на северо-восток. Азимут 45º. Мы движемся на северо-восток, представляя себе где находится север, где восток, При этом, для удобства продвижения, мы можем отклониться в сторону, в последствии внеся поправку с учетом этого отклонения.

А если нам необходимо выйти к избушке на берегу реки то не обязательно ломиться через кусты и овраги по вычисленному азимуту. Удобней по дороге попутного направления выйти к реке выше или ниже по течению, а затем по берегу выйти к избушке.

Или случай движения по азимуту, немного сложнее, когда на берегу озера находится лагерь группы в который нам надо попасть. По направлению к нему местность болотистая. Поэтому целесообразней и удобней для прохождения и ориентирования выйти , скажем, на берег реки, по нему пройти к устью приметного ручья откуда удобней попасть к озеру. При этом можно проверять направление по компасу и карте. Нормальные герои, как известно, всегда ходят в обход.

При этом методе движения по азимуту целесообразно контролировать пройденное расстояние по времени движения и сопоставлять местность с картой.

Изучив карту мы будем знать, что через 10 километров справа от маршрута в двух километрах должно показаться озеро, а слева приметная излучина реки с островом. Это значит, что на следующей излучине нам надо повернуть вправо и дойти до высоты и т. д.

При движении по азимуту удобней использовать линейные ориентиры, которые легче заметить — реку, дорогу, увалы, долины.

Этот способ дает возможность выбирать удобные ориентиры и пути обхода препятствий. Он прост, удобен и практичен.

В астрономии

Азимут, используемый в астрономической навигации, — это направление небесного тела от наблюдателя. В астрономии азимут иногда называют пеленгом . В современной астрономии азимут почти всегда отсчитывается от севера. (В статье о системах координат , например, использует измерение конвенции с юга.) В прежние времена, оно было общим для обозначения азимута с юга, как это было тогда нуль в то же самое время , что часовой угол из звезды был нулевым. Однако это предполагает, что звезда (верхняя) достигает своей кульминации на юге, что верно только в том случае, если склонение звезды меньше (т. Е. Южнее) широты наблюдателя .

Как определить азимут с помощью компаса?

Чтобы научиться правильно ориентироваться в той или иной местности и получить необходимое направление, нужно вычислить азимут при помощи компаса. Делается это очень просто:

Возьмите в левую ладонь компас, положите его горизонтально. При помощи правой руки отпустите тормоз, который удерживает стрелочку на компасе. Начните вращать компас, чтобы северный кончик стрелки показал на «0» шкалы. Потом поверните колечко с визиром, чтобы линия взгляда совпала с удаленным предметом и с тем, который хорошо видим. Отсчитайте нужное количество делений магнитного азимута именно на данный элемент. Сделайте отсчет от показателя «0», перемещайтесь так, как перемещается часовая стрелочка пока не попадете на ту цифру, которая находится напротив визира и его указателя.


Азимут по компасу

  • Совместите указатель визира с указателем на заданный предмет. Выполните данную манипуляцию несколько раз: посмотрите для начала на указатель визира, потом посмотрите на указатель предмета, выполните процесс наоборот. Запомните важный момент: компас ни в коем случае нельзя подносить к лицу, а особенно к глазам, поскольку может ухудшиться точность будущих измерений азимута. Пользуйтесь специальным компасом, к примеру, компасом Андрианова. Таким образом вы получите более точные результаты.
  • Если вы будете передвигаться от выбранного предмета только в противоположном направлении, тогда попытайтесь вычислить обратный азимут. Показания прямого азимута равны менее 180 градусов, прибавляется 180 градусов. Но, а если эти показатели больше данной отметки – тогда отнимается 180 градусов.
  • Для определения указанного направления по старым значениям азимута, необходимо производить вращение колечка визира: указатель визира совмещается с показанием, расположенном на шкале, который равен заданному ранее значению азимута. После этого снимается тормоз стрелочки на компасе, вращается его корпус, пока северный краешек стрелочки не покажет на цифорку «0». Указатель визира покажет необходимый курс.

Виды азимута

Различают несколько основных видов азимута: ориентированные — географический (истинный), магнитный, прямой и обратный. И не ориентированные.

Если за исходное направление принимается географический меридиан, азимут называется истинным; если за исходное направление принимается магнитный меридиан, азимут называется магнитным.

Абсолютные

Абсолютные — с чёткой ориентацией исходного направления на абстрактный объект (северный или южный полюс, нос или корма судна). К абсолютным азимутам относятся пеленг и румб.

Магнитный азимут Am — горизонтальный, физический угол, измеренный по ходу часовой стрелки от северного направления до направления на предмет. Его значения могут быть от 0° до 360°.

Магнитный азимут всегда прямой.

Географический азимут Ag или Дирекционный угол – Горизонтальный, математический угол, отсчитываемый от северного направления меридиана по ходу часовой стрелки до ориентируемой линии. Изменяется от 0 до 360°.

Географический азимут направления определяется с помощью транспортира по топографическим картам (планам) или по аэроснимкам. При этом 0 транспортира устанавливается в направлении на север и берётся угловой отсчёт по направлению на заданный объект. Может быть прямым и обратным. Обратный азимут — азимут направления, противоположного определяемому (прямому) и разнится с ним на 180°.

Применяется при прокладывании маршрутов движения по азимутам.

Для перехода от магнитного меридиана к истинному нужно знать магнитное склонение в точке наблюдения. Величина магнитного склонения указывается на многих картах.

Зная склонение магнитной стрелки и имея компас и два ориентира (опознанные характерные точки на карте и местности) можно приблизительно определить магнитный азимут, а затем и Дирекционный угол. По значению магнитного азимута направления ( A m {displaystyle A_{m}} ), измеренного с помощью компаса и карты сориентированной по двум наблюдаемым ориентирам. Путём ввода в полученное измерение (магнитного азимута) поправки направления (значение обратное Склонению магнитной стрелки » — » γ {displaystyle gamma } ), взятое с топографической карты на дату наблюдений. Может быть с точностью порядка 0.5-3 угловых градуса определен дирекционный угол направления ( α {displaystyle alpha } ), на местности. α = A m − γ . {displaystyle alpha =A_{m}-gamma .}

Геодезический азимут

Геодезический азимут — это двугранный угол между плоскостью меридиана и вертикальной плоскостью, проходящей через нормаль, отсчитываемой от направления на север по ходу часовой стрелки от 0° до 360° Устанавливает связь между дирекционным углом и плоскостью, проходящей через отвесную линию.

Для перехода от астрономического азимута к Геодезическому служит формула

A = a − h tan ⁡ φ − ( x sin ⁡ a − h cos ⁡ a ) ⋅ cot ⁡ z {displaystyle A=a-h an varphi -(xsin a-hcos a)cdot cot z} ,

в которой x {displaystyle x} и h {displaystyle h} — составляющие отклонения отвеса в пункте наблюдения в плоскостях меридиана и первого вертикала, φ {displaystyle varphi } — широта этого пункта и z {displaystyle z} — зенитное расстояние наблюдаемой точки в пространстве. Эта формула при z {displaystyle z} , близком к 90°, приводит к уравнению Лапласа: A = a − h tan ⁡ φ {displaystyle A=a-h an varphi }

Азимут Лапласа

Азимут Лапласа — геодезический азимут полученный по астрономическому азимуту a {displaystyle a} , и исправленному с учётом влияния отклонения отвеса..

Астрономический азимут

Азимутом светила называется дуга математического горизонта от точки юга до вертикального круга светила, или угол между полуденной линией и линией пересечения плоскости математического горизонта с вертикальной плоскостью, проходящей через линию направления на светило.

Астрономические азимуты отсчитываются в сторону суточного вращения небесной сферы, то есть к западу от точки юга, в пределах от 0° до 360°. Иногда азимуты отсчитываются от 0° до +180° к западу и от 0° до −180° к востоку. Светила, находящиеся на одном вертикальном круге, имеют одинаковые азимуты.

В отличие от астрономии, в геодезии азимуты отсчитываются от точки Севера на Восток; а в военном деле – артиллерии , — от точки Юга (только преим. против хода часовой стрелки!).

Навигационные азимуты

Пеленг — горизонтальный угол между северной частью меридиана наблюдателя и направлением из точки наблюдения на объект; измеряется по часовой стрелке от нуля (строго направление на север, N) до полной дуги окружности (от 0° до 360°).

Румб — горизонтальный угол между ориентирным направлением меридиана и направлением на объект; измеряется по часовой стрелке или против. Ориентирные направления меридиана и диапазон отсчитываемых углов, могут существенно отличаться друг от друга.

Как определить азимут по карте

На случай отсутствия специальных приборов каждый турист должен владеть навыками определения азимута по географической карте. Сделать такие расчеты возможно несколькими простыми методами: используя транспортир, компас на топографической карте выполнить чертеж, позволяющий получить искомую информацию.

С помощью транспортира

В процессе вычисления азимута также пригодится линейка

При этом важно помнить: на географических картах север расположен вверху, юг – внизу, запад, восток, следовательно, слева и справа

Определение азимута с помощью транспортира

Порядок действий:

  1. Карандашом отметить место нахождения наблюдателя.
  2. Через него провести прямую, перпендикулярную к границам карты (верхней, нижней). Это будет направление С-Ю.
  3. Найти конечный пункт следования, соединить с начальной точкой.
  4. По северо-южной линии приложить транспортир так, чтоб его центр совместился с исходным местом.
  5. На пресечении шкалы измерительного инструмента с прямой, соединяющей отдаленный объект с точкой стояния, прочитать величину истинного азимута.

С помощью магнитного планшетного компаса

Пластиковая коробка с намагниченной стрелкой (расположенной на оси), градуированная шкала – это основные составные части планшетного компаса. Стоит отметить, что коробочка надежно прикреплена к прозрачной поверхности с нанесенной разметкой.

Магнитный планшетный компас

Порядок действий:

  1. Разместить компас на бумажной карте.
  2. Планшет аккуратно совместить с курсом (направить стрелку на конечный пункт похода).
  3. Прокрутить колбу так, чтоб красные линии (расположенные внизу устройства) стали параллельными вертикальным прямым на карте.
  4. Осевая стрелка прибора покажет величину дирекционного угла. Последний возможно легко перевести в нужный вид азимута.

С помощью магнитного планшетного компаса и ориентированной карты

Для вычисления азимута потребуется прибор с намагниченной стрелкой, а также обычная карта, сориентированная на стороны горизонта.

Определение азимута с помощью магнитного планшетного компаса и карты

Порядок действий:

  1. Обозначить исходную точку, провести через нее линию С-Ю.
  2. Найти конечный объект, соединить его с местом наблюдателя.
  3. Положить компас на топографическую карту, стрелку совместить с линиями долготы.
  4. Переместить центр прибора на прямую (начальная точка-конечный пункт).
  5. На пересечении последней и шкалы прочитать значение азимута.

Составление маршрута движения по азимуту

Топографическая карта окрестности облегчает передвижение туриста. На них нарисованы дорожки и тропинки, ручейки и крупные реки со всеми изгибами и поворотами. Поэтому движение больших групп в запланированном походе производится при использовании карты.

Однако, иногда невозможно избежать хождения по азимуту. В качестве примера можно привести проливные дожди, влияющие на дальность обзора, густой туман, пустынная или степная местность, густой лес.

Чтобы ускорить продвижение к окончательной цели рекомендуется нарисовать запланированный путь на карте. Прямолинейное движение не всегда верное.

Чтобы не совершать ошибок или сократить их количество, рекомендуется разделить маршрут на несколько отрезков, меньших по длине. В каждой точке надо опираться на ориентиры, соединяющие места остановки. Достигнув намеченного ориентира необходимо проверять маршрутный лист и по возможности исправлять или дополнять его.

Составленный таким образом маршрутный лист длиннее. Намеченный путь представляет собой ломаную кривую линию. Однако, вероятность совершения ошибки или заблудиться гораздо меньше.

Чтобы спланировать маршрут, надо выбрать пункты остановки с крупными ориентирами. До каждой точки дополнительно определяется расстояние. Если планируется обратный путь, то все замеченные неточности записываются в походном блокноте.

Как находить азимут — 3 способа

Существуют разные способы нахождения азимута. Его можно определить с помощью транспортира, топографической карты и компаса.

С помощью транспортира

Для определения азимута по карте нужно иметь линейку и транспортир. На всех бумажных и электронных картах север находится сверху. Следовательно, юг находится снизу, восток — справа, запад — слева.

Азимут определяют следующим образом:

  1. На карте находят пункт наблюдателя и отмечают его карандашом.
  2. Через точку наблюдателя проводят прямую линию (снизу вверх, перпендикулярно к верхнему (или нижнему) краю карты. Это направление север-юг.
  3. Находят другую точку (объект), на которую нужно взять азимут.
  4. Соединяют пункт наблюдателя и объект прямой линией.
  5. Прикладывают транспортир вдоль линии север-юг.
  6. Совмещают точку наблюдателя с центром транспортира.
  7. Читают значение на пересечении шкалы транспортира и прямой, соединяющей точку стояния с объектом. Это и есть значение истинного азимута.
  8. Прибавив (или отняв) магнитное склонение, получают магнитный азимут.

Если нужны очень точные замеры, учитывают поправку на сближение меридианов.

С помощью планшетного компаса

Планшетный компас состоит из пластмассовой коробочки (колбы), в которой находится магнитная стрелка на оси, и градуированной шкалы. Колба закреплена на прозрачной площадке с разметкой — планшете. Для удобства чтения карты в нее встроена лупа (не у всех моделей).

Чтобы найти прямой азимут, нужно:

  1. Наложить компас на карту.
  2. Совместить край планшета с линией маршрута (или направить большую центральную стрелку в направлении объекта).
  3. Покрутить колбу компаса так, чтобы параллельные красные линии на ее дне стали параллельны стрелке компаса и линиям долготы на карте.
  4. В точке пересечения осевой стрелки на планшете и шкалы компаса читаем значение дирекционного угла. Его можно перевести в магнитный либо истинный азимут.

С помощью компаса и карты

Для определения азимута по ориентированной карте подойдет любой компас.

Для этого нужно:

  1. Найти на карте точку стояния и отметить ее.
  2. Найти объект, на который нужно взять азимут.
  3. Провести через точку стояния линию на север (снизу вверх, перпендикулярно краю карты).
  4. Соединить эту точку с объектом, на который нужно взять азимут, прямой линией.
  5. Положить компас на карту.
  6. Сориентировать карту относительно сторон света: совместить северную стрелку с линиями долготы (для этого поворачивают карту, пока стрелка и линии долготы не совпадут).
  7. Переместить центр компаса на линию точка стояния-объект.
  8. Прочитать на пересечении этой линии и шкалы значение азимута.

Если местность открытая, можно увидеть объекты и на карте, и в ландшафте, что поможет правильно сориентироваться, рассчитать километраж и длительность переходов.

Аварийный азимут

Это понятие может пригодиться в тех случаях, когда существует риск заблудиться. Перед тем как отправляться в путешествие, необходимо позаботиться и об обратном маршруте, на случай если в силу определенных обстоятельств доведется сбиться с основного направления движения. В качестве линейного ориентира (аварийного) обычно используют реку, железнодорожное полотно, высоковольтную линию. Для этого необходимо.

  • Стать лицом к линейному объекту и определить магнитный азимут.
  • Запомнить, а лучше записать полученное число.

Если в процессе путешествия у вас не получится выйти к искомому объекту, или вы потеряетесь в пространстве, необходимо просто прекратить движение вперед и начать двигаться в соответствии аварийного азимута. В этом случае вы наверняка придете в искомую точку, и если понадобится, сможете начать свой туристический маршрут сначала.

Учитывайте. Вблизи железнодорожного полотна или высоковольтных линий электропередач возникает дополнительная погрешность в показаниях компаса. Стрелка может отклониться на несколько градусов от реального направления, указывающего на магнитный полюс. Подобное действие оказывают и залежи природных ископаемых (железной и магнитной руды) в данной местности. Поэтому нельзя производить расчеты в непосредственной близости с такими объектами.

Если местность имеет географические неровности и препятствия, прокладывать маршрут по прямой линии не целесообразно. Весь путь лучше разбить на несколько расстояний, относительно каждого приметного объекта определить азимут. Потом останется лишь двигаться от одного до следующего ориентира, учитывая величины горизонтальных углов и направления движения.

Формула вычисления дирекционных углов в теодолитном ходе

Дирекционный угол – горизонтальный угол, отсчитываемый от северного направления параллельно осевому меридиану по ходу до напр. данной линии.

Исходный дирекционный угол получают в результате невязки стороны теодолитного хода к пунктам геодезической опорной сети или определяют для нее истинный или магнитный азимут. По известному дирекционному углу и по исправленным углам вычисляют дирекционные углы всех сторон замкнутого хода по формулам .

Связь между дирекционными углами и румбами сторон теодолитного хода.

Дирекционный угол – горизонтальный угол, отсчитываемый от северного направления параллельно осевому меридиану по ходу до напр. данной линии.

Дирекционный угол получают в результате привязки к пунктам геодезической опорной сети или опред азимут.

I r=d, II 180 – d = r, III d – 180 = r, IV r = 360 – d.

Румб – горизонтальный угол отсчитываемый от ближайшего направления линии параллельной осевому меридиану, до направления данной линии. Румбам приписывают названия по частям света. 0-90.

31. Порядок составления плана участка по данным измерений теодолитной съемки. Построение плана теодолитной съемки начинают с построения на чертежной бумаге координатной сетки со сторонами квадратов 10 см. После построения сетки ее подписывают таким образом, чтобы участок поместился примерно на середине листа, далее стоятся вершины теодолитных ходов по их координатам. Составление контурного плана местности выполняется на основе нанесенных на план теодолитных ходов по данным абриса. Построенный в карандаше план вычерчивается в туши в соответствии с установленными условными знаками.

35. Виды и способы нивелирования. Геодезические работы, выполняемые с целью определения отметок, точек поверхности называются вертикальной съемкой или нивелированием. В результате нивелирования получаются разности высот (отметок) т.е. превышения между точками. Виды нивелирования: 1) геометрическое

– выполняемое горизонтальным визирным лучом с помощью нивелира; 2)тригонометрическое – вып наклонным визирным лучом с помощью теодолита; 3)гидростатическое – основанное на свойствах свободной поверхности жидкости в сообщающихся сосудах всегда находиться на одном уровне; 4)барометрическое – превышения между точками определяются по разностям атмосферного давления в этих точках; 5)механическое – с помощью приборов автоматически записывающих профиль местности.

37. Устройство и поверки нивелиров. Верхняя вращающаяся часть нивелира несет на себе корпус зрительной трубы, который имеет прилив с расположенным в нем цилиндрическим уровнем, горизонтальный уровень, три элевационных винта, регулировочные винты, круглый уровень. Становой винт используется для крепления к треножнику. Поверки:

1) ось круглого уровня должна быть параллельна оси вращения нивелира. 2)Горизонтальная нить сетки нитей должна быть перпендикулярна оси вращения нивелира. 3) визирная ось зрительной трубы должна быть параллельна оси цилиндрического уровня.

46. Геодезическая плановая опорная сеть. Методы создания. Значение геодезической сети, точность. Геодезическая сеть – система закрепленных на местности точек, положение которых определено в общей для них системе координат и высот. Плановые геодезические сети создаются методами триангуляции, трилатерации, полигонометрии и спутниковой технологии.

Триангуляции

– на местности строится сеть треугольников, примыкающих друг к другу, координаты вершин которых определяются. В Δ измеряются все углы и некоторые стороны, которые называются базисными. По длине базисной стороны и углам вычисляют длины всех сторон Δ-в. Зная дирекционный угол базисной стороны и координаты одного из пунктов можно вычислить координаты всех пунктов.

При построении сети методом трилатерации

на местности также строится сеть Δ, в которых при помощи свето– или радиодальномеров измеряются все стороны.

Метод полигонометрии

заключается в построении на местности системы ломаных линий, называемых полигонометрическими ходами. Эти ходы прокладываются обычно между пунктами триангуляции. В полигонометрических ходах измеряются все углы поворота и длины всех сторон. Высотная геодезическая сеть строится с помощью спутниковых технологий.