Военно-воздушные силы

Служба в ВКС по контракту

Основной контингент лиц, стремящихся на службу в ВВС на контрактной основе, это лица, имеющие профильное образование, позволяющее занимать вакантные должности обслуживающего персонала летной техники, вооружения или выполняющих технические обязанности членов экипажей.

Подать рапорт на заключение контракта можно во время службы по призыву, либо после окончания службы, если молодой человек/девушка, не смогли найти себя в гражданских сферах деятельности. Для этого необходимо обратиться в пункт приема на контрактную службу местного военкомата. Ознакомиться со списком вакантных должностей, существующих в ВВС (ВКС). Определиться, подходит ли место будущей службы

Это важно, так как большинство вакансий открыто в местностях, с суровыми условиями жизни и несения службы, либо связаны с командировками в места ведения боевых действий

К кандидату на заключение контракта предъявляются гораздо более жесткие требования, нежели к солдату по призыву.

Категория годности определяется в соответствии с должностью. Она может варьироваться от «А» — совершенно здоров, для лиц, которые претендуют на службу в качестве члена экипажа летательного аппарата, до категории «Б 1-3», для лиц, замещающих должности обслуживающего персонала наземных служб.

Кроме прохожденияВВК, кандидату на заключение контракта необходимо будет пройти тестирование (психологическое) и сдать нормативыВСК:

ТАБЛИЦА 1

В дальнейшем служба в ВКС требует, раз в три месяца подтверждать уровень физической подготовки, сдавая зачеты поФИЗО, в соответствии с приложениями № 14 и 15 к Приказу МО РФ № 230.

ТАБЛИЦА 2

Военная структура Российской Федерации

Во множестве государств данная сфера не дифференцируется по территориальному признаку – считается, что это противоречит принципу единства и унитаризма. Однако самая большая страна в мире не может управляться из одной точки, даже номинально – бюрократические вопросы решались бы крайне медленно. Поэтому наше государство разбило управление на 4 военных округа:

  • Западный – центр которого находится в Санкт-Петербурге;
  • Южный – штаб располагается в Ростове-на-Дону;
  • Центральный – управляемый из Екатеринбурга;
  • Восточный – регулируется из Хабаровска.

Естественно, речь здесь идет о чисто административном управлении в рамках реализации общей военной политики и функций, делегированных государством. Даже минимальная военная автономия и конфликт интересов не допускаются – данный принцип в юридической среде называется объединением унитаризма и дифференциации.

Вообще, каждый военнослужащий обязан знать также структуру управления – непосредственно понимать, чьи распоряжения выше, кто может отдавать приказы и в каких сферах. Хотя армия является одним из наиболее надёжных элементов нашего государства, исключать возможные конфликты интересов нельзя. Поэтому следует отдельно поговорить об иерархии в данной сфере.

Должность Верховного Главнокомандующего не выбирается или назначается – им после выборов автоматически становится Президент РФ. Только он имеет право объявлять войну, чрезвычайное или военное положение. Его непосредственным помощником и вторым лицом в стране в данной сфере является Министр обороны, назначаемый совместно Госдумой и Президентом. Он ведёт непосредственный контроль за деятельностью низших органов в данной сфере, Возглавляет Министерство Обороны – орган нормотворчества в данной отрасли. Большинство решений МОРФ являются обязательными на территории всей страны, хотя не исключается принятие локальных актов. Данный орган занимается материальным и техническим обеспечением всех округов в должном количестве.

Параллельно, практически с равными полномочиями действует Генеральный Штаб ВС, который является «верхушкой» и в случае военного положения становится наиболее авторитетным органом. Он, подчиняясь указам Верховного Главнокомандующего, ведёт управление войсками во время учений или военных действий.

Соответственно, дальше по иерархии идут окружные командования и непосредственно региональные управления. Наиболее низким по авторитету своих распоряжений является непосредственная конкретная военная часть. Здесь подразумевается невозможность командования определённой части выйти за пределы общей политики, нарушить распоряжение высших органов. Однако для военнослужащих, вне зависимости от рода войск и формы службы, приказы командующего по части являются обязательными. Только в случае очевидного нарушения норм, установленных свыше (а солдат обязан их знать), военнослужащий может отказаться выполнять явно противоправный приказ.

Военная техника

Истребительная авиация в войсках представлена многоцелевыми истребителями СУ-30 и СУ-35 различных модификаций, фронтовыми истребителями МИГ-29 и СУ-27, истребителем-перехватчиком МИГ-31.

Во фронтовой авиации преобладают бомбардировщик СУ-24, штурмовик СУ-25 и истребитель-бомбардировщик СУ-34.

Дальняя и стратегическая авиация вооружена сверхзвуковыми стратегическими бомбардировщиками-ракетоносцами ТУ-22М и ТУ-160. Имеется и некоторое количество устаревших турбовинтовых ТУ-95, модернизируемых до современного уровня.

Транспортная авиация в своем составе имеет транспортные самолеты АН-12, АН-22, АН-26, АН-72, АН-124, ИЛ-76 и пассажирские АН-140, АН-148, ИЛ-18, ИЛ-62, ТУ-134, ТУ-154 и совместную Чехословацко-Российскую разработку Let L-410 Turbolet.

В состав специальной авиации сводят самолеты ДРЛОУ (AVAKS), воздушно-командные пункты, самолеты-разведчики, самолеты-заправщики, самолеты радиоэлектронной борьбы и разведки и самолеты-ретрансляторы.

Вертолетный парк представлен ударными вертолетами КА-50, КА-52 и МИ-28, транспортно-боевыми МИ-24 и МИ-25, многоцелевыми «Ансат-У», КА-226 и МИ-8, а также тяжелым транспортным вертолетом МИ-26.

В перспективе на вооружении воздушных сил появятся: фронтовой истребитель МИГ-35, истребитель пятого поколения ПАК-ФА, многоцелевой истребитель СУ-57, новый самолет ДРЛОУ типа А-100, многоцелевой стратегический бомбардировщик-ракетоносец ПАК-ДА, многоцелевые вертолеты МИ-38 и ПЛВ, ударный вертолет СБВ.

Среди комплексов ПВО на вооружении ВВС стоят всемирно известные зенитно-ракетные комплексы дальнего действия С-300 и С-400, ракетно-пушечные комплексы ближнего действия «Панцирь С-1» и «Панцирь С-2». В перспективе ожидается появление комплекса типа С-500.

Что дает время в армии

Необходима ли служба в армии, что она дает? Пометка о том, что имеется служба в армии в резюме при устройстве на работу обязательно указывается. В некоторых случаях это является важным требованием.

Служба в морской пехоте, ВВС или пограничных войсках отличаются по направлению и требованиям к солдатам. Например, морпехи должны быть с хорошим здоровьем и быстрой реакцией. Самым многочисленным видом Вооруженных сил России являются сухопутные войска. Поэтому часто призывника берут пехотинцем. В любом случае служба для мужчины становится проверкой не только его физической подготовки, но и моральной устойчивости.

Учебно-тренировочные самолеты

Для подготовки курсантов, обучающихся пилотированию Ту-22М3 и Ту-160, применяется Ту-134УБЛ. Также на нем летают действующие пилоты, чтобы сократить выработку ресурса боевых самолетов. В строю и на хранении числится 33 машины.

Реактивный учебно-боевой самолет Як-130, способен нести до 3 тонн ракетного и бомбового вооружения. Производится с 2010 года, к началу августа 2020 года поставлено 106 самолетов.

В учебных частях продолжают нести службу самолеты L-39, созданных в Чехословакии в 1970-1980-е года. Командование ВКС предполагает, что все они будут заменены на Як-130, обладающий более высокими летными характеристиками.

Самолеты пятого поколения

В последнее время можно часто слышать термин «пятое поколение». Что означает данное понятие, в чем состоит отличие самолетов от предыдущего поколения.

В данном случае можно говорить о четких требованиях:

  1. Самолеты пятого поколения должны быть как можно более незаметными для радаров, причем во всех волновых диапазонах, особенно в инфракрасном и радиолокационном.
  2. Самолет обязательно должен обладать свойствами многофункциональности.
  3. В тоже время современные российские истребители — это сверхманевренная машина, при наличии возможности уходить от противника на сверхзвуковой скорости без форсажа.
  4. Также самолеты пятого поколения должны осуществлять всеракурсный ближний бой. При этом они ведут многоканальную стрельбу ракетами разной дальности. Кроме того, при скоростях выше скорости звука электроника самолета должна иметь возможности, помогающие пилоту в решении многих задач.

ВКС России имеют в своем распоряжении отличные машины для того, чтобы не быть последними в деле охраны воздушного пространства: легкий МиГ-35, рассчитанный на долгие годы МиГ-31, российский истребитель СУ-30СМ, новая машина Т-50 (ПАК ФА).

Краткая история военной российской авиации

Военно-воздушные силы Российской империи берут свое начало с 1910 года, когда правительство закупило первые французские самолеты и начало подготовку пилотов. Императорский военный флот был одним из лучших, однако был расформирован в 1917 году после Октябрьской революции. На смену флоту пришли воздушные войска Вооруженных сил СССР, основанные в 1918 году и получившее наиболее интенсивное развитие в 30-х годах XX века, когда начали производиться истребители И-15, И-16, а также бомбардировщики ТБ-1 и ТБ-3.

За годы Великой Отечественной войны погибло большое количество летчиков, потери боевых самолетов были колоссальными, однако после победы СССР военно-воздушные силы стали активно модернизироваться, а в 1947-1950-х годах началось серийное производство реактивной авиации.

К концу 1980-х годов в распоряжении ВВС было около 10 000 самолетов. В это же время начались разработки истребителя пятого поколения, были запущены программы МиГ 1.44 и С-37 (оба проекта закрыли).

Распад СССР положил начало деградации ВВС России (быстрое снижение численности и подготовленности личного состава, авиатехники, аэродромов, малое финансирование), которая приостановилась в начале 2000-х годов. После 2009 года начался капитальный ремонт и интенсивная модернизация всего парка ВВС РФ.

Как попасть в ВВС

По контракту

Привлечение к службе в военно-воздушную армию по контракту на территории нашей страны началось с 80-х годов. Аналогичное появление обосновано потребностью несения высочайшей толики ответственности, характеризующей службу в предоставленной направленности.

Малейшая небрежность допущенная при заправке самолета или инженерных работах на аэродроме, зависят жизни пилотов и окружающего персонала. Военные стремятся сократить по минимуму участие низко-квалифицированных новобранцев.

Чтобы попасть на службу в ВВС по контракту, кандидат должен быть в возрасте от 19 до 35 лет, с полным средним образованием и отсутствием судимостей. Нужно прийти в военный комиссариат по месту жительства или специальный отборочный пункт для контрактной службы с соответствующим заявлением.

По призыву

Попасть в военно-воздушные силы можно также по призыву.

В этом случае при прохождении анкетирования в военном комитете на бланках опросника необходимо указать о желании служить в данных войсках (в анкете это графа «Где хотите служить»).

Важно быть годным по состоянию здоровья как физического, так и психического. Но, к сожалению, без должного образования, пилотом на срочной службе стать не получится

Для этого предварительно нужно закончить летное училище.

Разумеется, точных гарантий зачисления в желаемые войска вам никто не даст, но все-таки стремления призывников довольно часто берут во внимание

Требования к кандидатам

После подачи заявления и сбора соответствующих документов, будет произведена процедура отбора по физическим, медицинским и психологическим показателям, а также по профессиональным навыкам.

Также важно не состоять на учете в наркологическом и психоневрологическом диспансере, не иметь положительного ВИЧ статуса, не болеть туберкулезом и другими тяжелыми хроническими и инфекционными заболеваниями. В среднем, рядовые солдаты контрактной службы получают оклад в размере 25-30 тысяч рублей, а сержанты и старшины – в районе 40 тысяч рублей

При этом контрактники имеют обширные социальные льготы, такие как бесплатный проезд, бесплатное медицинское обслуживание в военных мед учреждениях, льготные условия поступления в военные ВУЗы, обеспечиваются жильем и питанием

В среднем, рядовые солдаты контрактной службы получают оклад в размере 25-30 тысяч рублей, а сержанты и старшины – в районе 40 тысяч рублей. При этом контрактники имеют обширные социальные льготы, такие как бесплатный проезд, бесплатное медицинское обслуживание в военных мед учреждениях, льготные условия поступления в военные ВУЗы, обеспечиваются жильем и питанием.

Что такое ВВС

Военно-воздушные силы (ВВС) — вид Вооруженных сил государства, в функции которого входит борьба с противником, находящимся в космосе, воздушном пространстве, на земле, на поверхности моря и под водой, а также транспортировка десанта, доставка имущества и вооружения, воздушная разведка, разведка погоды при помощи летательных аппаратов.

Указом Президента Российской Федерации (РФ) от 16 июля 1997 г. определено формирование нового вида Вооруженных Сил (ВС) на базе существовавших Войск противовоздушной обороны (ПВО) и Военно-воздушных сил (ВВС). Это потребовало от Главных штабов в переходный период интенсивной деятельности по проведению структурных изменений в организации системы управления и создаваемых группировках войск.

Традиции праздника

Этот день отмечается по всей стране, так как есть огромное количество офицеров запаса, а также тех, кто проходил срочную военную службы в рядах подразделений, относящихся к Военно-космическим силам. Но особенно обширная праздничная программа организуется в регионах, в которых расположены крупные соединения. День Военно-воздушных сил РФ имеет множество традиций:

  1. В первые годы в Тушино устраивали масштабные парады авиации в присутствии высшего командования Красной армии. Это были тожества, которые показывали всю силу и мощь военной авиации. Впоследствии авиашоу стали проводить во всех местах дислокации авиаполков. Это настоящее представление, которое привлекает огромное количество зрителей. Поэтому можно с уверенностью сказать, что такая традиция будет продолжаться и в будущем.
  2. Нередко в воздухе показывают трюки и фигуры высшего пилотажа, которые способны поразить даже искушенного зрителя. Чаще всего с программами выступают элитные подразделения, которые дислоцируются неподалеку или прибывают по приглашению местных властей.
  3. К мероприятиям нередко привлекают планеристов и парашютистов. Они также проводят показательные выступления, в которых участвуют представители парашютного спорта, формирующие в воздухе разнообразные фигуры и показывающие мастерство приземления на заданный участок.
  4. В воинских частях традиционно устраивают Дни открытых дверей, чтобы все желающие смогли не только осмотреть образцы современной техники, но и ознакомиться с бытом и особенностями военной службы. Экскурсоводы знакомят с характеристиками самолетов, вертолетов и т. д. Можно даже посидеть на месте пилота, чтобы полностью погрузиться в атмосферу, примерить летные костюмы, отведать кашу из полевой кухни и поучаствовать в спортивных состязаниях.
  5. В самих частях утро начинается с торжественного построения и поздравления личного состава с праздником. Обычно в мероприятиях участвует командование и высшие чины от армии и государства. Поднимается знамя как символ доблести и героизма ВВС.
  6. Там, где есть могилы летчиков и монументы, посвященные их героизму, проводятся торжественные мероприятия по возложению цветов и митинги. Часто для этого привлекается почетный караул.
  7. Во время празднования принято выделять наиболее отличившихся военнослужащих и офицеров. В торжественной обстановке им объявляют благодарности, вручают грамоты, памятные и ценные подарки и награды. Нередко ко Дню ВВС приурочивают присвоение очередных или внеочередных воинских званий.
  8. По государственным и местным телеканалам транслируют праздничные мероприятия, поздравления, тематические передачи, документальные и художественные фильмы. А вечером показывают праздничный концерт, в котором участвуют звезды первой величины, известные актеры, спортсмены и т. д.
  9. Доброй традицией стали и встречи с ветеранами ВВС. Их приглашают на торжественные мероприятия. Ветеранов поздравляют и вручают им памятные подарки.
  10. Поздравления губернаторов с Днем Военно-воздушных сил распространены в регионах, в которых расположены крупные авиационные подразделения.

После развала СССР

В это время между вышедшими из состава Советского Союза молодыми республиками началась дележка авиации. Как утверждают специалисты, были похоронены все начинания советских конструкторов. В июле 1997 года президентом РФ был сформирован новый род войск – ВВС России. В нем объединили войска противовоздушной обороны и военно-воздушные силы. После всех необходимых структурных изменений в 1998 г. был создан Главштаб ВВС России. Тем не менее, по мнению военных экспертов, 90-е годы стали для авиации РФ периодом деградации. Положение было крайне тяжелым: осталось много заброшенных аэродромов, наблюдалось неудовлетворительное обслуживание оставшейся авиационной техники, обучение летных кадров производилось не на должном уровне. Нехватка финансов отрицательно сказалась на тренировочных полетах.

Краткая история отечественной стратегической авиации

Впервые в мире стратегические бомбардировщики появились в Российской империи. Требование к этому классу аэропланов состояли в способности донести до цели достаточно большое количество боеприпасов и нанести экономике и промышленности враждебной страны значительный урон.

60 бомбовозов типа «Илья Муромец», составлявших особую воздушную эскадру, оставаясь неуязвимыми, представляли для городов и заводов Австро-Венгрии и Германии серьезную опасность на протяжении всей Первой мировой войны, в течение которой была потеряна всего один самолет этого типа.

Революция и Гражданская война отбросили назад развитие авиапрома. Школа самолетостроения была утеряна, конструктор «Муромца» Сикорский эмигрировал из страны, а оставшиеся экземпляры первого в мире дальнего бомбардировщика бесславно погибли. У новых властей были другие заботы, в их планы не входила оборона. Большевики мечтали о мировой революции.

Перспективы ВВС России

Сейчас ведутся работы над созданием нескольких летательных аппаратов, часть из них – в завершающей стадии.

Из перспективных проектов еще стоит отметить транспортные самолеты Ил-214 и Ил-112, которые должны заменить устаревшие Аны, а также новый истребитель МиГ-35, его планируют начать поставлять в войска уже в этом году.

Уже в ближайшем времени новые машины планируют поставлять в войска и вертолетостроители: Ми-38 и Ка-60 проходят последние этапы испытаний.

Начались работы над созданием нового российского «стратега» (ПАК-ДА), но, вероятно, что мы увидим его только после 2021 года.

Защита от средств ПВО на ПАК ФА

Для уменьшения радиолокационной заметности вражескими ПВО двигатели переходят с круглых маршевых сопел на плоские. И хотя при этом снижается эффективность двигателя от потери тяги, но такое решение позволяет «спрятать» турбины самолета от радаров и в инфракрасном диапазоне.

Кроме этого, силовая установка Т-50 (ПАК ФА) позволяет разогнать самолет до сверхзвуковой скорости даже без применения форсажа, что недосягаемо для самолетов класса 4+++.

Надо заметить, что новейший российский истребитель обошёлся отечественной казне в 2 млрд. долларов. А самолет такого же класса от компании Lockheed Martin F-22 стоил американцам 67 млрд. долларов.

Боевая техника российской авиации

Самолёты дальней и стратегической авиации

Один из ярких представителей дальней авиации является Ту-160, носящий ласковое имя «Белый лебедь». Эта машина выпущена во времена Советского Союза, развивает сверхзвуковую скорость и имеет крыло изменяемой стреловидности. Ту-160 по замыслу разработчиков способен на сверхмалой высоте преодолеть ПВО противника и нанести ядерный удар. В российских ВВС всего 16 таких самолётов и стоит вопрос – сумеет ли наша промышленность наладить производство таких машин?

Ту-95 Медведь

Самолёт Ту-95 КБ Туполева впервые поднялся в воздух ещё при жизни Сталина и с тех пор находится в строю. Четыре турбовинтовых двигателя позволяют выполнять дальние перелёты вдоль всей границы нашей страны. Прозвище «Медведь» заслужил из-за басовитого звука этих моторов, способен нести крылатые ракеты и ядерные бомбы. В ВВС России осталось в строю 30 этих машин.

Стратегический ракетоносец Ту-22М дальнего действия с экономичными двигателями способен совершать полёты на сверхзвуке, оснащён крылом изменяемой стреловидности, выпуск этих самолётов был налажен ещё в прошлом столетии в 60-х годах. Находятся в строю 50 машин, сотня самолётов Ту-22М законсервированы.

Самолёты истребители

Фронтовой истребитель Су-27 выпущен в советское время, относится к первым машинам четвёртого поколения, в строю находятся поздние модификации этого самолёта числом около 360 единиц.

На базе Су-27 выпущена машина Су-30, имеющая РЭО, способное выделять цели на земле и в воздухе на большом удалении и передавать целеуказания другим экипажам. Всего в наличии 80 таких самолётов.

Ещё более глубокой модернизацией Су-27 стал истребитель Су-35, этот самолёт относится к поколению 4++, он обладает высокой маневренностью и оснащена новейшей электроникой.

Эти самолёты поступили в строевые части в 2014 году, в составе военно-воздушных сил находится 48 самолётов.

Су-35

Четвёртое поколение российских самолётов началось с МиГ-27, модифицированных моделей этой машины выпущено более двух десятков, всего в строю 225 боевых единиц.

Ещё один истребитель-бомбардировщик, о котором нельзя не упомянуть – это Су-34 новейшая машина, находящаяся на вооружении ВВС в количестве 75 единиц.

Штурмовики и перехватчики

Су-24 – это точная копия F-111 самолёта ВВС США, который давно уже не летает, его советский аналог пока ещё в строю, но к 2020 году все машины будут списаны, сейчас на вооружении около сотни подобных машин.

Су-25 Грач

Легендарный штурмовик Су-25 «Грач», обладающий высокой живучестью, был разработан в 70-е годы настолько удачно, что после стольких лет эксплуатации его собираются модернизировать, так как не видят пока достойной замены. На сегодня боеспособных машин 200 единиц и 100 самолётов находится на консервации.

Перехватчик МиГ-31 развивает высокую скорость в считаные секунды и рассчитан на большой радиус действия. Модернизация этой машины к двадцатому году будет выполнена, всего насчитывается в частях 140 таких самолётов.

Военно-транспортная авиация

Основной парк транспортных самолётов – это машины КБ Антонова и несколько модификаций конструкторского бюро Ильюшина. Среди них лёгкие транспортники Ан-26 и Ан-72, машины средней грузоподъёмности Ан-140 и Ан-148, солидные большегрузы Ан-22, Ан-124 и Ил-86. Около трёх сотен транспортников выполняют задачи по доставке грузов и боевой техники.

Учебные самолёты

Спроектированный после развала Союза, пошёл в серию единственный учебный самолёт Як-130 сразу завоевавший репутацию прекрасной машины для обучения с программой имитации самолёта, на который переучивается будущий пилот. Кроме него, имеются чешский учебный самолёт L-39 и самолёт для подготовки лётчиков транспортной авиации Ту-134УБЛ.

L-39

Армейская авиация

Этот вид авиации представлен в основном вертолётами Миля и Камова да ещё машиной Казанского вертолётного завода «Ансат». После снятия с производства Ка-50, армейская авиация России пополнилась сотней Ка-52 и таким же количеством Ми-28. Большинство вертолётов, находящихся в строевых частях – это проверенные Ми-8 и Ми-24. Восьмёрок, находящихся в строю – 570 единиц, а Ми-24 – 620 единиц. Надёжность этих советских машин не вызывает сомнений.

Беспилотные ЛА

Этому виду вооружения в СССР придавали мало значения, но технический прогресс не стоит на месте и в нынешние времена беспилотники нашли достойное применение. Эти летательные аппараты ведут разведку и съёмку позиций неприятеля, осуществляют уничтожение командных пунктов без риска для жизни людей, осуществляющих управление этими беспилотникамми. В штате ВВС несколько видов БПЛА – это «Пчела-1Т» и «Рейс-Д», ещё остался до сих пор в строю устаревший израильский беспилотник «Форпост».

Пчела-1М

Выбор училища: военное или гражданское

Для тех, кто всю жизнь мечтал о голубых погонах, отлично понимает, что такое «железная дисциплина» и готов связать свою жизнь с армией – стоит выбирать поступление в военное летное училище.

При этом необходимо учитывать, что военный – это человек подчиняющийся приказу, поэтому надо быть готовым к постоянным сменам места службы и жительства, а также к неукоснительному выполнению любого задания.

Еще одной существенной проблемой для будущих военных летчиков станет большой конкурс, ведь в России на сегодняшний день осталось всего одно учебное заведение такой специализации – Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова. После окончания училища выпускники получают звание лейтенанта и квалификацию летчика согласно спецификации, а также гражданскую специальность инженера по эксплуатации самолетов.

Структура Военно-воздушных сил РФ

Структура ВВС РФ имеет сложную многоуровневую систему. По родам и силам войск ВВС делятся на:

  • авиацию;
  • зенитно-ракетные войска;
  • радиотехнические войска;
  • специальные войска.

Авиация, в свою очередь, делится на:

  • дальнюю и стратегическую;
  • фронтовую;
  • армейскую;
  • истребительную;
  • военно-транспортную;
  • специальную.

Дальняя авиация предназначена для нанесения ракетно-бомбовых ударов в глубоком тылу противника на значительном удалении от границ РФ. Стратегическая авиация, кроме того, вооружена ракетно-бомбовым вооружением ядерного действия. Ее самолеты способны преодолевать значительные расстояния на сверхзвуковой скорости и на больших высотах, при этом нести значительную бомбовую нагрузку.

Истребительная авиация имеет задачи прикрытия от воздушного нападения важнейших направлений и важных объектов и представляет основную маневренную силу противовоздушной обороны. Основное требование к истребителям – высокая маневренность, скорость, способность эффективно вести воздушный бой и перехватывать различные воздушные цели (истребители-перехватчики).

Фронтовая авиация включает в себя штурмовые и бомбардировочные машины. Первые предназначены для поддержки сухопутных войск и корабельных группировок, для поражения наземных целей на переднем крае боевых действий, для борьбы с авиацией противника. Фронтовые бомбардировщики, в отличие от дальних и стратегических, предназначаются для поражения наземных объектов и группировок войск на ближнем и среднем удалении от аэродромов базирования.

Армейская авиация в ВВС РФ представлена вертолетами различного назначения. Она, в первую очередь, осуществляет тесное взаимодействие с сухопутными армейскими войсками, решая самые разнообразные боевые и транспортные задачи.

Специальная авиация призвана решать различные узкоспециализированные задачи: вести воздушную разведку, радиоэлектронную борьбу, обнаруживать наземные и воздушные цели на дальних расстояниях, производить заправку других самолетов в воздухе, обеспечивать командование и связь.

Специальные войска включают в себя:

  • разведывательные;
  • инженерные;
  • воздухоплавательные;
  • метеорологические;
  • топогеодезические войска;
  • силы радиоэлектронной борьбы;
  • силы РХБЗ;
  • поисково-спасательные силы;
  • части радиоэлектронного обеспечения и АСУ;
  • части материально-технического обеспечения;
  • тыловые части.

Кроме того, объединения ВВС РФ делятся по организационной структуре:

  • командование специального назначения;
  • воздушные армии специального назначения;
  • воздушные армии военно-транспортной авиации;
  • армии ВВС и ПВО (4, 6, 11, 14 и 45-я);
  • части центрального подчинения ВВС;
  • зарубежные авиабазы.

Служба в ВВС по призыву

Для тех, кто еще только собирается отдать долг Родине – пройти обязательную службу по призыву, и не знаком со структурой Российской Армии, полезно знать, что до 1 августа 2015 года военно-воздушные силы РФ являлись самостоятельным видом войск, имевшим славные боевые традиции и собственный Главный штаб. В результате реформирования (оптимизации) произошло объединение:

  • Военно-воздушных сил (собственно авиации во всём ее многообразии);
  • Войск противовоздушной обороны (ПВО);
  • Войск противоракетной обороны (ПРО);
  • Космических войск.

Объединив в своем составе четыре рода войск, появились воздушно-космические войска (ВКС). Они унаследовали от ВВС военную форму, знамя ВВС (с геральдическими накладками Российской Империи), а так же всю материальную и учебную базу, созданную за годы развития этих войск.

Таким образом, служба в ВВС, в более широком смысле, подразумевает службу в ВКС, точно так же, как для военных моряков, принадлежность к флоту определяется не местом службы (надводные корабли, подводные суда или морская пехота), а принадлежностью к виду вооруженных сил.

Для солдата по призыву высокий статус ВКС (и ВВС в их числе), к сожалению, не несет никаких привилегий, поскольку допуска во время срочной службы к полетам, и даже обслуживанию летательных аппаратов, солдат иметь не будет. Не коснется его, к сожалению, и льготная система вещевого довольствия, которой славятся военно-воздушные силы.

Если во времена поршневой авиации солдаты срочной службы были востребованы, и даже входили в экипажи боевых самолетов, в качестве:

  • стрелков-радистов;
  • наблюдателей;
  • фотографов;
  • некоторых других.

то, согласно Приложения №1 к приказу №290 от 25.05.2008 г. «Перечень должностей летного….» в нем не содержится ни единой должности, которую мог бы замещать солдат службы по призыву (со сроком службы 1 год). Только лица, заключившие контракт, прошедшие специальную подготовку в учебном центра ВВС МО РФ.

Однако, некоторое количество солдат, призванных на службу, имеет шанс вернуться домой в форме с голубыми погонами.

Отбор на службу в ВВС (ВКС) по призыву

Отбор в войска ВВС происходит в военкоматах по месту жительства призывника, на общих основаниях. Критерии отбора – соответствие состояния здоровья требуемой категории годности и отсутствие судимостей (пристрастия к алкоголю или наркотическим веществам).

Поскольку служба предстоит исключительно в наземных службах, более того, не связана с выполнением боевых задач, непосредственно связанных с контактом с противником, требования к призывникам не высокие. Пригодными признаются лица, получившие на ВВК категорию годности «Б 1-3».

Служба в ВВС по призыву

В основном, связана с выполнением хозяйственных обязанностей по обслуживанию наземных сооружений, обеспечивающих функционирование боевой авиации. Вторая группа служащих по призыву – это охрана военных объектов ВВС.

Солдатам, имеющим военно-учетные специальности водителей или связанные с обслуживанием техники, могут претендовать на должности водителей вспомогательной аэродромной техники или работу в мастерских по ремонту вспомогательного оборудования. Денежное и вещевое довольствие солдат ВВС по призыву не отличается от общевойскового.

Каковы задачи ВКС?

Отечественные ВКС должны иметь контроль над множественными целями и функциями:

  • Ликвидировать нападения и устанавливать защиту от агрессии со стороны врагов в отношении объектов управления, политических центров, объединений солдат, районов с развитой промышленность и экономикой, а также важных инфраструктурных территорий
  • Реакции на действие противников разными средствами, даже если это будет ядерное оружие
  • Проведение боевых столкновений с вражескими силами
  • Ликвидация серьезного вооружения противника раньше, чем он успеет его использовать
  • Быстрое и качественно уведомление главных лиц о том, куда движутся ракеты и возможных нападениях со стороны
  • Наблюдение в Космосе за потенциальными врагами РФ и ответные реакции на их действие
  • Отправление в космос различных аппаратов и контроль над спутниками
  • Поддержка, возможность активации действий спутников
  • Вопросы по иным задачам