Когда возникает глубокая разрядка
Обычная разрядка смартфона или планшета считается безопасной
для современных литий-ионных (Li-Ion) или литий-полимерных (Li-Poly) аккумуляторов.
Главное — поскорее зарядить устройство. Если владелец забудет это сделать и
оставит разряженный «в ноль» гаджет на несколько дней, может возникнуть
неприятный эффект глубокого разряда.
Обычно при полном разряде устройство всегда оставляет
небольшой запас энергии для поддержания работоспособности. Например, смартфон
автоматически выключится, если его батарея опустеет на 96-97%. Несколько
повторных включений без подзарядки способны снизить неприкосновенный запас до
нуля.
Эффект глубокого разряда возникает, когда устройство автоматически
выключилось на уровне индикации батареи 0%-1% и затем пролежало в таком
состоянии несколько дней без зарядки. В результате контроллер внутри
аккумулятора отключает электронную схему разрядившейся батареи.
поддерживать уровень заряда в диапазоне от 20% до 80%. Постоянный частичный
заряд увеличивает жизнь батареи примерно в два раза. Регулярный разряд до нуля
и зарядка до 100% сокращают срок службы.
По замыслу разработчиков, такой спящий аккумулятор должен
заработать сразу после подключения зарядного устройства. На практике батарея
часто не желает просыпаться, экран гаджета может демонстрировать значок полного разряда, а смартфон или планшет отказываются заряжаться.
Когда не стоит заниматься восстановлением аккумулятора
Для старых мобильных телефонов или потерявших способность удерживать напряжение аккумуляторов эти способы являются временным решением и помогают вернуть свойства батарейки на некоторый период времени. Когда АКБ не держит заряд, рекомендуется приобрести новую батарейку. Реанимация будет бесполезна при вздутии и деформации аккумулятора.
Вздувшаяся деталь может лопнуть при восстановлении, что приведет к проникновению электролита в телефон. Этот процесс испортит смартфон изнутри, и починить его уже не удастся.
Во время реанимации необходимо соблюдать правила и технику безопасности, чтобы не повредить оборудование и не получить травм. Негативные последствия могут возникнуть при восстановлении вздувшегося элемента. Вздутие вызывается механическим или температурным воздействием. Внутри скапливаются опасные газы.
В интернете есть видео, в котором показывают устранение газов с помощью проколов АКБ иголкой или другим острым предметом. Выход воздуха выглядит безопасным, но возможно возгорание или отравление в домашних условиях. Это зависит от химических реакций, происходящих в аккумуляторе. По этой причине рекомендуется заменять негодную деталь на новую.
Распространённые типы аккумуляторов для инструментов
Человеком придумано несколько десятков типов аккумуляторов, каждый из которых имеет свои определённые особенности. Но в распоряжении конструкторов электрической техники, будь то шуруповёрт или сабельная пила, находятся лишь некоторые из них, которые наиболее полно отвечают списку требований — компактности, безопасности, а также нетребовательности в обслуживании.
Принцип работы аккумулятора для электроинструмента — это химические процессы, протекающие в электролитической среде между двумя электродами — анодом и катодом. Обратимость этих процессов при пропускании электрического тока через составляющие части позволяет многократно перезаряжать элементы питания.
- Ni-Cd. Структура никель-кадмиевых батарей подразумевает катод из химических соединений никеля, а анод — из кадмия в виде закиси его гидрата или в металлической форме. Электролит представляет собой щёлочь на основе калия. Благодаря низкому сопротивлению этот тип батарей не нагревается при значительной нагрузке ни при питании прибора, ни при зарядке током большого напряжения. Благодаря этому никель-кадмиевые элементы удобно применять в мощных приборах — ударных шуруповёртах, болгарках, цепных пилах. Батареи могут храниться длительное время в разряженном состоянии и не боятся умеренных отрицательных температур.
- Ni-Mh. Спустя годы использования никель-кадмиевых батарей были выявлены их существенные недостатки: это эффект памяти, из-за которого во время эксплуатации нужно было внимательно следить за полным разрядом батарей, иначе их ёмкость сокращалась Появление устойчивых водородных гидридов соединений никеля с другими металлами привёл к появлению нового типа аккумулятора, а вот анод состоял уже из оксида никеля. Благодаря этому удалось решить вопрос с плохими экологическими показателями, на которые влиял токсичный кадмий. Металлгидридные батареи в меньшей степени подвержены эффекту памяти, а вот ёмкость при тех же размерах примерно на пятую часть больше. Правда, величина саморазряда в состоянии покоя не уменьшилась, а количество циклов, наоборот, стало меньше. И хотя металлогидридные аккумуляторы почти вытеснили никель-кадмий в бытовом секторе в форматах АА и ААА, шуруповёрты и рубанки комплектуются ими лишь изредка.
- Литий-ионные. Этот стандарт пришёлся ко двору как нельзя кстати. Катод (преимущественно из кобальтата лития) в них изготавливается на алюминиевой фольге, а анод — на медной. В результате протекания электрического тока выделяются ионы лития, которые проникают в другие материалы, например, графит. Благодаря минимальному саморазряду, а также почти полному отсутствию эффекта памяти литий-ионные устройства повсеместно вытесняют другие виды батарей в современных инструментах. Правда, есть у них и недостатки. Они крайне требовательны к условиям зарядки, поэтому оснащаются микроконтроллерами, ограничивающими зарядный ток, а также отключающими аккумулятор при достижении критического низкого порога заряда. Если такой контроллер выходит из строя, батарея может перегреться и даже взорваться. Негативно сказываются и низкая температура окружающей среды, так что хранить аккумуляторный электроинструмент в холодном гараже не стоит.
Радикальная переполюсовка
Когда в одной из шести банок аккумулятора происходит значительное снижение напряжения, при зарядке полюса в ней меняют свой знак. Такое явление провоцирует цепную реакцию, приводящую к аналогичным метаморфозам в соседних контейнерах.
Удивительно, но это тот случай, когда отремонтировать изделие помогает искусственно созданная в нём неисправность. Переполюсовка позволяет в значительной степени очистить пластины от сульфатов и восстановить до 80 % первоначальной ёмкости аккумулятора.
Однако столь радикальный подход не следует применять, если:
- цвет электролита в банках – чёрный;
- у аккумулятора имеется короткое замыкание;
- плотность электролита недостаточна.
Конечно, метод переполюсовки иначе как варварским не назовёшь, но если другие способы восстановления аккумулятора не привели к желаемому результату, можно попробовать и такую технологию. Если батарея не работает, хуже для неё уже всё равно не будет.
Итак, сперва из каждой банки аккумулятора ареометром отбирается электролит и определяются показатели этого прибора, исходя из которых оценивается состояние контейнеров. Среди них совершенно неработоспособных обычно оказывается немного – один-два. И восстанавливать ёмкость придётся, по большому счёту, только у этих элементов. Причём, переполюсовку можно провести в домашних условиях, не разбирая батарею.
Основные этапы процесса:
- Разрядка аккумулятора «до нуля» с помощью какой-нибудь нагрузки – например, автомобильной лампочки. Если какое-то напряжение остаётся, применяется короткое замыкание клемм.
- В разрыв клеммы со знаком «минус» зарядного устройства включается балластное сопротивление – например, резистор на 50 кОм, для защиты пластин аккумулятора от короткого замыкания.
- Подключение проводов зарядного устройства к аккумулятору в обратной полярности: положительный – к «минусу», отрицательный – к «плюсу».
- Зарядка аккумулятора током, сила которого составляет 10 % ёмкости АКБ с последующим уменьшением этого значения до 2 А.
- После закипания банок зарядка продолжается ещё два часа.
Заново проверяется плотность электролита. В исправных банках она должна стать меньше, а в дефектных — повыситься. С помощью замыкания клемм аккумулятор подвергается глубокому разряду, после чего батарея подключается к зарядному устройству уже по стандартной полярности и проходит вышеописанный цикл набора энергии. Для надёжного восстановления АКБ рекомендуется провести переполюсовку дважды.
Заключение
Безусловно, восстановить аккумулятор в домашних условиях вполне возможно. Однако следует отметить, что находящаяся в нём серная кислота и образующиеся в этом агрегате газы небезопасны. Потому при выполнении работ, связанных с разборкой АКБ, нужно надевать перчатки, а помещение должно обладать хорошей вентиляцией. И вообще, заниматься ремонтом батареи лучше на свежем воздухе.
Видео о восстановлении аккумулятора:
Восстановление с помощью специального зарядного устройства
Для восстановления аккумулятора потребуется специальный заряжающий прибор и мультиметр. Первый аппарат можно приобрести в магазине, если есть необходимость реанимации батарейки. В первую очередь нужно проверить АКБ электроизмерительным прибором, который подключают и устанавливают соответствующий режим. Когда батарея сильно разряжена, будет показано минимальное значение напряжения.
Восстановление аккумулятора с помощью специального устройства.
В некоторых случаях показатель не определяется из-за контроллера. У батарейки есть плюсовой и минусовой выводы на контролирующий элемент.
Напряжение на вводах составляет 2,6 В. Для батареи с литием такого значения недостаточно, поэтому заряд нужно поднять до 3,2 В.
В этом случае измерительный прибор покажет напряжение. Минусовой провод заземляют, а плюсовой подсоединяют к питанию.
В заряжающем приборе есть несколько режимов, выбор которых будет зависеть от типа аккумулятора. Сначала активируют подходящий режим, после чего устанавливают напряжение 3,7 В и заряд в 1 А. О восстановлении емкости свидетельствует поднятие напряжения.
Чтобы батарейка “раскачалась”, значение должно подняться до 3,2 В. После этого АКБ можно вставить снова в мобильное устройство и заряжать последнее родным источником питания.
Калибровка аккумулятора смартфона
Литиевые аккумуляторы смартфонов заряжают, пока они полностью не разрядились, и отключают от зарядного устройства, когда показатель достигнет 100%. Калибровка представляет собой полный разряд и зарядку АКБ. Процедуру нужно проводить 1 раз в месяц. Для этого дожидаются полной разрядки батарейки, когда гаджет отключается. Телефон подключают к сети.
Когда показатель заряженности достигнет уровня 100%, устройство отключают, оставляя телефон неактивным.
Батарею вынимают, а затем вставляют обратно. Уровень будет на несколько процентов меньше. Устройство снова заряжают до 100%. Действия повторяют до тех пор, пока при установке батареи значение не будет достигать 100%. Если телефон редко эксплуатируется, то периодически необходимо нужно делать калибровку.
Четвертый способ
По простоте такой метод можно сравнить с первым. К сожалению, он не работает на всех типах устройств, но имеет быть, так как не обязывает иметь дополнительное оборудование или навыки. Этот способ, как оживить аккумулятор телефона в домашних условиях, выглядит так:
- Изъять батарею из смартфона.
- Подключить к устройству зарядное.
- Вставить аккумулятор на место.
- Оставить телефон на зарядке на 10-12 часов.
Почему это может сработать? Как говорилось ранее, аккумулятор нужно «толкнуть». Такое резкое поступление тока может стать таким толчком, и аккумулятор придёт в норму, начав накапливать энергию.
Заряжаемся «лягушкой»
Очень распространённым устройством для зарядки самых разнообразных приборов является лягушка. В том числе ею можно заряжать и телефонные аккумуляторы. В использовании она проста и удобна, работает от обычной электросети.
Конструктивно — это маленькая коробочка, с одной стороны имеющая вилку для розетки, а с другой — зажим, обеспечивающий контакт с заряжаемым прибором. Этот зажим сконструирован так, что благодаря подвижным клеммам заряжаться в нём сможет практически любой акум.
Однако не всем удаётся разобраться с работой прибора. Ведь китайцы ещё не перешли на кириллицу в инструкциях.
Назначение кнопок-индикаторов:
- TEST — кнопка, запускающая тест для проверки подключения полярности батареи;
- CON (Confirm) — индикатор оценки полярности подключения батареи;
- PW — наличие подачи питания;
- CH — фиксирует процесс зарядки;
- FULL — полный заряд;
- CONVERSION — кнопка для переключения полярности контактов.
- Описание использования: Устанавливая батарею в зажим совмещаем лягушечные контакты с контактами батареи.
- При правильном совпадении загорится кнопка PW. Если же индикатор не зажёгся, то нужно нажать кнопку CONVERSION, которая сменит полярность.
- Только после правильного подсоединения можно подключать зарядное устройство к розетке.
ВНИМАНИЕ. При очень глубоком разряде акума индикация PW не всегда загорается
Тогда для тестирования правильности нужно использовать клавишу ТЕST. Если при её нажатии высвечивается СОN — то полярность правильная, если же нет, — тогда нужно изменить полярность с помощью клавиши CONVERSION.
Тогда подсвеченный индикатор СН сообщит о прохождении тока. По истечении какого-то времени, при постепенном накоплении заряда, СН станет мигать. А когда ваш прибор полностью зарядится, лампочка СН потухнет и засветится индикатор FULL.
ВАЖНО. Разные модификации устройств-лягушек могут слегка отличаться количеством кнопок-индикаторов, но несущественно
Восстановление аккумулятора шуруповерта зарядным устройством
Никелевые обладают эффектом памяти. При потере емкости часто поддаются восстановлению с помощью специальных зарядных устройств, например Imax B6. Требуется выбрать режим для никелевых элементов. Устройство в автоматическом режиме восстанавливает батареи. Способ оказывается неэффективным, наносит невосполнимый ущерб банкам, если электролит успел выкипеть.
Аккумулятор шуруповерта
Есть выбор, предпринять попытку зарядить банки с риском для их существования, или предварительно долить их дистиллированной водой
Для пополнения тонким сверлом просверлите осторожно отверстие ближе к краю, шприцем влейте дистиллированную воду. Восстановление с помощью зарядного устройства выполняют в положении батарей отверстием вверх, при необходимости доливая воду
По окончанию восстановления отверстия запечатывают силиконом.
Прежде чем сверлить батареи, оцените свои возможности не допустить их падения во время зарядки, а также склонности к столь точной и трудоемкой работе.
Литиевые служат дольше и надежнее остальных, но при выходе из строя подлежат замене, восстанавливать литиевый аккумулятор шуруповерта с помощью разрядов тока бесперспективно.
Восстановление с помощью специального зарядного устройства
Для восстановления аккумулятора потребуется специальный заряжающий прибор и мультиметр. Первый аппарат можно приобрести в магазине, если есть необходимость реанимации батарейки. В первую очередь нужно проверить АКБ электроизмерительным прибором, который подключают и устанавливают соответствующий режим. Когда батарея сильно разряжена, будет показано минимальное значение напряжения.
Восстановление аккумулятора с помощью специального устройства.
В некоторых случаях показатель не определяется из-за контроллера. У батарейки есть плюсовой и минусовой выводы на контролирующий элемент.
Напряжение на вводах составляет 2,6 В. Для батареи с литием такого значения недостаточно, поэтому заряд нужно поднять до 3,2 В.
В этом случае измерительный прибор покажет напряжение. Минусовой провод заземляют, а плюсовой подсоединяют к питанию.
В заряжающем приборе есть несколько режимов, выбор которых будет зависеть от типа аккумулятора. Сначала активируют подходящий режим, после чего устанавливают напряжение 3,7 В и заряд в 1 А. О восстановлении емкости свидетельствует поднятие напряжения.
Чтобы батарейка “раскачалась”, значение должно подняться до 3,2 В. После этого АКБ можно вставить снова в мобильное устройство и заряжать последнее родным источником питания.
Виды батарей и их отличия
Источник питания для ручного инструмента должен обеспечить его энергией хотя бы на полчаса работы при умеренной нагрузке или 10 минут при полной. И при этом достаточно быстро восстанавливать свой заряд. Без выполнения этих условий инструмент теряет весь коммерческий смысл, его просто не будут покупать. Обычно мощность шуруповерта варьируется в пределах 80-160 Вт.
Из всех видов батарей, которые выпускает промышленность, по этим критериям подходит только три вида:
- Ni-Cd – никель-кадмиевый;
- Ni-MH – никель-металлгидридный;
- Li-ion – литий-ионный.
Никель-кадмиевый появился раньше всех остальных и показал хорошие эксплуатационные свойства. Такой аккумулятор имеет напряжение 1.35 В … 1.0 В. Здесь и дальше мы обозначаем первым номинальное напряжение, а последним – напряжение в конце разрядного цикла. Ni-Cd имеют число циклов заряд/разряд, лежащее в пределах 100 – 900, это зависит от качества материалов и режима работы. Для Ni-Cd также характерно очень низкое внутреннее сопротивление, они почти не греются при зарядке, долго хранятся.
- «эффект памяти» мешающий в эксплуатации.
- Токсичность кадмия, это сильный канцероген.
Еще один вид: никель-металлгидридный аккумулятор. Эти аккумуляторы были предложены в качестве замены Ni-Cd. Обоснованием служили недостатки традиционных аккумуляторов с кадмием. В теории Ni-MH хорош: имеет большую энергоемкость (до 300 Вт*ч/кг), не подвержен эффекту памяти. Напряжение 1.25 В … 1.1 В, число циклов заряда 300-800. Ni-MH старого типа за год хранения полностью саморазряжаются. Хранить их рекомендуется при небольшой температуре, от 0 до 20 градусов Цельсия. Аккумуляторы нового типа LSD Ni-MH (Low Self-Discharge), как показывает их название, имеют малый саморазряд и меньше греются при зарядке.
Недостатки: Ni-MH батарей является 10% разряд в течение первых суток, и значительное выделение тепла при зарядке.
Li-ion аккумуляторы имеют напряжение 3.7 В … 2.5 В, но в действительности с ним немного сложнее, все зависит от режима использования батареи. Число циклов заряда примерно 600, но это при условии, что от батареи забирают не более 20% емкости. Литий-ионные батареи очень не любят глубокого разряда. От этого они быстро выходят из строя. Внутреннее сопротивление Li-ion очень мало, 5 … 15 миллиОм. Саморазряд около 1,6% в месяц при полном заряде и отсутствии нагрузки.
Недостатки: высокая стоимость, ограниченный срок хранения, не зависящий от использования. Опасность взрыва и пожара при неправильном обращении.
Вариант № 1: простейшие действия по оживлению гальванического элемента
Стоит разобраться, как продлить жизнь батареек, восстановив их заряд на короткий промежуток времени (одни-двое суток). Этого можно добиться, разогрев гальванический элемент или постучав по его корпусу каким либо предметом. Из того, что может оказаться под рукой в дороге, лучше всего подойдет металлическая ложка.
Чаще всего именно этот способ приводит к полному выходу питающего элемента из строя. Так происходит, если переусердствовать при ударе по батарейке и повредить центральный графитовый стержень. Также не стоит кусать корпус элемента зубами. При подобном «восстановлении» аккумулятор не прослужит более часа. Вообще, в подобных случаях, любая, даже малейшая деформация наружного стакана нежелательна.
Еще об одном способе можно узнать из видео ниже.
Востановление литий-ионной батареи с помощью вентилятора
Схема литий-ионного аккумулятора телефона.
Чтобы реанимировать батарейку, потребуется вентилятор и источник питания объемом не меньше 12 В. К плюсовому разъему вентилятора подсоединяют плюс батареи, а минусовой вывод АКБ – к минусу вентилятора.
При включении блока питания в сеть включается и вентилятор. Этот процесс указывает на поступление тока в аккумулятор.
Чтобы напряжение поднялось, батарейку держат 30 секунд. Благодаря этим манипуляциям уровень напряжения увеличится до 3 Вольт и батарея “раскачается”, т.к. через контроллер может проходить большее значение тока. Устройство начинает правильно функционировать, позволяя оживить батарею.
Можно ли восстановить батарею телефона
Чтобы выполнить восстановление, в первую очередь необходимо определить тип батареи, установленной в телефоне. В недорогих и старых моделях можно встретить Ni-Cd никель кадмиевые и Ni-Mh никель-металлгидридные источники энергии. Современные гаджеты укомплектованы Li-Ion литий-ионными и LiPo литий-полимерными аккумуляторами.
Проблема кислотных гальванических элементов в большом саморазряде и «эффекте памяти», которые ведут к быстрой потери емкости. Они и рассчитаны всего на 200-300 циклов заряда. Восстановление работоспособность забитого аккумулятора телефона возможно тренировкой. Кроме того, давно работающие батарейки теряют воду, добавление дистиллированной воды – один из методов восстановления активности элемента.
Для литиевых батарей нет способов восстановления памяти. Любая перезарядка, глубокий разряд, низкая или высокая температура приводят к потере емкости. Несмотря на большой ресурс, возможность зарядки 500-1000 раз, литиевая батарея может быстро потерять емкость в неблагоприятных условиях. Восстановить аккумулятор сотового телефона можно на ограниченный период, как способ извлечь информацию. Не опасно ли это?
Метод восстановления подзарядкой от другого аккумулятора
Восстановление можно провести с помощью другой батарейки. Для процедуры потребуется:
- изолента;
- батарея на 9 В;
- тонкий провод.
Сначала необходимо подсоединить проводку к АКБ, которую восстанавливают. К каждому контакту должен подсоединяться отдельный провод. Плюсовой и минусовой контакты не должны соединяться одним проводом, т.к. может произойти небольшое замыкание, которое приведет к негодности батареи.
Соединения проводов с контактами фиксируют изолентой и помечают фломастером.
Плюсовой полюс батарейки на 9 В соединяют проводом с плюсом восстанавливаемой АКБ. Минусовые контакты соединяют аналогично. После этого необходимо подождать, пока аккумулятор слегка нагреется.
При появлении усиленного тепла батарею отсоединяют от чужого устройства, вставляют в сотовый гаджет и проверяют, работает ли она. После включения телефона нужно посмотреть уровень заряженности и подключить зарядное устройство.
Восстановление аккумулятора телефона с помощью другого аккумулятора.
Как избавиться от сульфатации?
Первый способ устранения неисправности подходит только для обслуживаемых аккумуляторов. Для реализации понадобится зарядное устройство, прибор – измеритель плотности электролита (ареометр), мультиметр и лампочка – потребитель на 12 В.
Реставрация неисправной АКБ ведется в следующем порядке:
- Полностью зарядите аккумулятор силой тока, равной 10% от емкости источника питания.
- Проверьте величину плотности во всех банках ареометром, она должна составлять 1,27 единицы. Если плотность «недотягивает» до указанной цифры, добавьте электролита и заряжайте батарею в течение 30 минут.
- Подсоедините к клеммам лампу и разряжайте аккумулятор, периодически замеряя напряжение. Не забудьте засечь время начала разрядки.
- Когда напряжение упадет до 10,2 вольта (полная разрядка), отключите лампочку. Если процесс занял более 8 часов, аккумулятор находится в приемлемом состоянии (показатель разрядки новой АКБ – примерно 10 ч).
- По окончании снова зарядите батарею на 100% и ставьте ее на авто. Не держите источник питания полностью разряженным.
Процедура позволяет частично либо полностью вернуть утраченную емкость аккумулятора. Чтобы восстановить АКБ с необслуживаемым корпусом, воспользуйтесь другой методикой:
- Отыщите зарядник, способный выдавать малые токи – от 0,5 до 2 А с функцией периодического отключения.
- Заряжайте батарею не менее 2 суток, периодически измеряя напряжение.
- Отключите зарядное устройство и проверяйте напряжение в течение 2 часов. Если оно не упадет, пробуйте ставить аккумулятор на автомобиль, в противном случае заряжайте дальше.
Для достижения положительного результата длительность зарядки может составить 50 часов и более. Предпочтительно использовать зарядник, в котором предусмотрена функция десульфатации – он будет подавать ток величиной 2 А через определенные промежутки времени.