История открытия
Название происходит от деревни Андроново около города Ачинска, где в августе 1914 года А. Я. Тугариновым были обнаружены первые захоронения.
Андроновская культура была выделена советским археологом С. А. Теплоуховым в 1927 году. Исследования также проводились археологом К. В. Сальниковым, который в 1948 году предложил первую классификацию памятников андроновской культуры. Он выделял три хронологических этапа: фёдоровский, алакульский и замараевский.
В настоящее время в составе андроновской культуры выделяется по меньшей мере 3 родственных культуры:
- Петровская культура (Южный Урал, северный Казахстан, 1600 — 1500 годы до н. э.,
-
Алакуль (1600—1100 до н. э.), в районе между реками Амударья и Сырдарья, до Южного Казахстана;
- Алексеевка (1300—1100 до н. э.) в восточном Казахстане, влияние Намазга-Тепе VI в Туркмении
- Ингальская долина на юге Тюменской области, в которой последовательно сменяют друг друга памятники алакульской, фёдоровской и саргатской культур
-
Фёдорово (1500—1300 до н. э.) в Южной Сибири (впервые встречается кремация и культ огня
Бешкентский район — Вахш (Таджикистан), 1000—800 до н. э.
);
Непосредственным предшественником андроновской культуры является более ранняя синташтинская культура, достижения которой (металлургия бронзы, колесницы) были восприняты андроновской. Некоторые авторы ранее включали синташтинскую культуру в состав андроновской.
Этнолингвистическая принадлежность к индоиранцам
Среди ученых почти все согласны с тем, что андроновская культура была индоиранской. Ему приписывают изобретение колесницы со спицами около 2000 г. до н.э., если мы включим культуру Синташта, где были найдены самые старые известные колесницы. Связь между андроновской культурой и индоиранцами подтверждается распространением иранских топонимов по андроновскому горизонту и историческими свидетельствами господства различных иранских народов, в том числе саков ( скифов ), сарматов и аланов , по всему Андроновскому региону. горизонт в течение 1-го тысячелетия до нашей эры.
Синташт на верхней реке Урал , известен своей колесницу погребений и курганы , содержащие конские захоронения, считаются типом сайтом из культуры синташтинской , образуя один из самых ранних частей «андроновского горизонта». Предполагается, что разговорный язык все еще находился на прото-индоиранской стадии.
Сравнения между археологическими свидетельствами Андроново и текстовыми свидетельствами индоиранцев (то есть Ведами и Авестой ) часто проводятся в поддержку индоиранской идентичности Андроновцев. Современные объяснения индоиранизации Большого Ирана и Индийского субконтинента в значительной степени основываются на предположении, что Андроново расширилось на юг до Центральной Азии или, по крайней мере, достигло лингвистического господства в городских центрах региона бронзового века, таких как Бактрия-Маргиана. Археологический комплекс . Хотя самые ранние фазы андроновской культуры рассматриваются как относящиеся к позднему периоду индоиранского языкового единства, вполне вероятно, что в более поздний период они составляли ветвь иранцев. По данным Narasimhan et al. (2019), распространение андроновской культуры в сторону BMAC происходило через Горный коридор Внутренней Азии .
По словам Хиберта, расширение BMAC в Иран и окраину долины Инда является «лучшим кандидатом на археологический коррелят появления индоиранских говорящих в Иране и Южной Азии», несмотря на отсутствие характерных деревянных могил. степи на Ближнем Востоке, или к югу от области между Копетдагом и Памиром — Каракорум . Мэллори признает трудности обоснования экспансии из Андроново в северную Индию и то, что попытки связать индоарийцев с такими местами, как Бешкент и Вахш, «приводят только индоиранцев в Центральную Азию, но не настолько далеко, насколько это возможно. места мидийцев , персов или индоариев «. Он разработал модель Kulturkugel, согласно которой индоиранцы перенимают культурные черты Бактрии и Маргианы, но сохраняют свой язык и религию при переселении в Иран и Индию.
Основываясь на его использовании индоарийцами в Митанни и ведической Индии, его предшествующем отсутствии на Ближнем Востоке и в Хараппанской Индии, а также на свидетельствах 16-17 веков до н.э. на Андроновском городище Синташта , Кузьмина (1994) утверждает, что колесница подтверждает существование колесницы. идентификация Андроново как индоиранского. Клейн (1974) и Брентьес (1981) обнаружили, что андроновская культура слишком поздно для индоиранской идентификации, поскольку арийцы, использующие колесницы, появляются в Митанни к 15 веку до нашей эры. Однако датируют погребение колесницы на озере Кривое примерно 2000 годом до нашей эры.
Евгений Хелимский предположил, что андроновцы говорили на отдельной ветви индоиранской группы языков. Он утверждает, что заимствования в финно-угорских языках подтверждают эту точку зрения. Владимир Напольских предположил, что заимствования в финно-угорском языке указывают на то, что язык был именно индоарийского типа.
Так как старые формы индоиранских слова были перенесены в уральские и прото енисейской , род занятий некоторыми другими языками (также Заблудшие) не может быть исключена полностью, по крайней мере , для части района андроновской, я. э., уральский и енисейский.
Андроновская культура на территории Казахстана
Это было необходимым условием для существования людских коллективов. Саки создавали высокую культуру для того времени. Среди наиболее ярких и запоминающихся проявлений художественного творчества племён саков особое место занимает прикладное искусство. Главным компонентом в искусстве саков был «звериный стиль» сложившийся в 7-6 вв. до н.э. Это образы различных животных, которыми оформляли предметы быта: одежду, посуду, оружие. Из Казахстанской фауны чаще всего встречаются изображения архара, тигра, дикого кабана, марала, верблюда, степного орла. Материалом для изготовления изделий служили не только золото, серебро, бронза и железо, но и резьба по кости, рогу, мозаичное шитье из разноцветного войлока и кожи. Доминирующей формой религиозных верований у саков был культ предков, поэтому в могилу рядом с покойником они клали часть его имущества. Для того, чтобы сохранить труп саки применяли бальзамирование. Приклонялись солнцу и огню. Племена саков на территории Казахстана смешались с усунями, канглами, аланами. С этого времени (3 в. До н.э.) мы уже можем говорить о ранних государствах кочевников Центральной Азии.
Подвижки есть
– Наблюдая за ситуацией в вашем селе, казалось, что его жители не выдержат, сдадутся… В какой-то момент подумала: может, им лучше послать всё к чёрту и успокоиться, хотя бы свои нервы сберегут, ведь всё равно толку никакого, никаких подвижек?
– На самом деле подвижки были, но этот процесс проходил так медленно, что порой наступали моменты отчаяния. Но безвыходных ситуаций не бывает. Многие, например, считают, что если получил один ответ-отписку, то уже больше нет смысла обращаться. Как показал наш опыт, чем больше таких отписок на руках, тем больше несостыковок и важных нюансов в них можно найти. С этими моментами нам помогали разбираться юристы и журналисты. В итоге после нескольких заседаний в УФАС, выступлений в СМИ андроновцы добились того, что им (пусть и почти с годичной задержкой) сделали новую скважину по краевой программе «Ремонт 100 скважин». А в конце июля тюменцевская районная администрация наконец погасила стотысячный долг местного МУПа за электроэнергию, потребляемую андроновской водокачкой. Теперь здание клуба и сельского совета снова подключено к электричеству.
Фото: Ирина Катенева
– Ирина, а ваши односельчане верят, что чиновникам могут быть интересны ваши проблемы, что они могут вам помочь?
– И среди чиновников есть профессиональные и адекватные люди. Правда, на мой взгляд, в Тюменцевском районе управленческий кризис и кадровый застой не позволяют таким людям проявиться.
Да, за год андроновцы услышали и прочитали не только от районных, но и краевых чиновников много противоречивых ответов. Чего только стоят обещания представителей краевого Минобра относительно даты завершения ремонта школы. Её переносили то на 1 ноября, то на 12 января, то на 1 марта. Полностью ремонт не сделали до сих пор, и даже не пускают родителей в школу, чтобы его доделать. Хотя, по заявлениям главы районной администрации Ивана Дитца, 25 августа ремонт должен был быть завершён. Но, видимо, сроки опять сдвигаются…
Думаю, после нашего личного обращения к врио губернатора Алтайского края Виктору Томенко (он приезжал 19 августа в Тюменцево на День села) ситуация должна измениться. Мы рассказали ему о нашем крауд-проекте, о проблемах, которые районные власти не могли решить целый год. В частности, просили помочь сохранить андроновскую школу, которая во многом повторяет судьбу школы Старой Суртайки Красногорского района. Виктор Петрович слушал внимательно и задавал вопросы. А в завершении общения я попросила у него защиты для андроновцев, так как в их адрес буквально накануне этой встречи поступили угрозы. В течение недели в Андроново ездил так называемый «переговорщик», который представлялся бизнесменом Николаем Ивановичем Тишковым. Он уговаривал сельчан не ездить на встречу с врио губернатора и не портить общее впечатление о Тюменцевском районе. Томенко гарантировал, что люди не пострадают.
…Если определять жанр, в котором развивается история села Андроново и его жителей, то здесь было всё: и трагедия, и драма, и детектив, и приключенческий роман. Главное – что у этой истории есть шансы если не на «хеппи-энд», то хотя бы на светлую перспективу. Ведь андроновцы вошли во вкус преображений. В следующем году они собираются достроить часовню и оформить парк в центре села.
Палеогенетика
Генетические исследования останков андроновцев показали у всех 10 изученных представителей культуры с территории южной Сибири (Красноярский край) наличие Y-хромосомной гаплогруппы R1a1-M17 и митохондриальных гаплогрупп U, Z, T, H, K и HV, I. Это подтверждает гипотезу, что Южная Сибирь в бронзовом веке была регионом с преимущественно европеоидным населением и указывает на миграцию древних индоевропейцев на восток. В одном исследовании 2015 года были обнаружены Y-хромосомная гаплогруппа R1a1a1b2a2-Z2124 и митохондриальные гаплогруппы U2 и U4, в другом исследовании 2015 года у представителя фёдоровской культуры (Тартас-1) была обнаружена митохондриальная гаплогруппа A10*. Наиболее близкими к андроновцам оказались представители синташтинской культуры, произошедшей от ранней европейской культуры шнуровой керамики, которые мигрировали на восток, став частью андроновской культуры. Андроновцы генетически отличаются от людей афанасьевской и ямной культур. Андроновская культура, согласно генетическим исследованиям, в дальнейшем постепенно смешалась и была заменена более поздними мультиэтническими карасукской и межовской культурами, имеющими влияние восточно-азиатских народов. Согласно исследованиям 2018 года, представители андроновской культуры образуют общую кладу с представителями афанасьевской, срубно-алакульской и синташтинской культур. Сравнение с кочевниками «железного века» показало, что западные скифы образуют кладу с представителями андроновской и двух андроноидных культур, исключая срубно-алакульскую, восточные скифы — кладу со срубно-алакульской. При этом скифы, киммерийцы и сарматы генетически не являются прямыми потомками вышеперечисленных культур, имеют гетерогенное и смешанное происхождение, свойственное кочевым народам, а также влияние восточно-азиатских народов, отсутствующее у андроновцев. В алакульских образцах определены европейские митохондриальные гаплогруппы H, J1, K1, T2, U2, U4, U5 и Y-хромосомная гаплогруппа R1a, у кочевников железного века преобладала Y-хромосомная гаплогруппа R1b, характерная для ямной культуры. У андроновских мужчин были светлые волосы и голубые глаза.
Китайскими генетиками в 2015 году была извлечена субгаплогруппа мтДНК U5a2a1 из ископаемых костей человека 700-летней давности, найденных на Восточном Памире. Данная субгаплогруппа указывает на происхождение из Волго-Уральского региона и может свидетельствовать, по мнению исследователей, о доисторической миграции людей скотоводческой андроновской культуры из евразийских степей на восточный Памир. Та же древняя субгаплогруппа была найдена у нескольких современных представителей 4 памирских народов.
Сами!
Елена Чехова, АиФ-Алтай: Проект придуман для того, чтобы вернуть к жизни ДК. Почему сельчане посчитали это важным?
Ирина Катенева: Наш крауд-проект я называю везением из невезения. Андроновцы уже больше года отстаивают своё право нормально жить, а не выживать без воды, без света в Доме культуры и сельском совете, без полноценно работающих школы и детского сада. О том, как в Андроново районные власти решили провести «эксперимент на выживаемость», писали многие СМИ, в том числе и «АиФ-Алтай».
С крышей не повезло? Праздника знаний в школе села Андроново не будет
Подробнее
Последней болевой точкой для нас стало заявление замглавы администрации Тюменцевского района по вопросам ЖКХ Лилии Власовой о том, что после завершения ремонта школы туда перенесут сельсовет и ДК. Поэтому было отказано в финансировании закупки угля для отопления этих зданий. С новой моделью жизни, которую предложили чиновники-оптимизаторы, андроновцы не согласились и на сходе единогласно приняли решение своими силами отремонтировать клуб. Тем более что от его сохранения зависит и судьба школы, а значит, судьба самого села!
– Что предстояло сделать?
– Наш Дом культуры – большое двухэтажное здание. Помимо актового зала на 240 зрителей здесь была библиотека, спортивный зал. Молодёжь играла в волейбол, проводились семейные праздники, регулярно показывали фильмы. Но десять лет назад история андроновского клуба резко оборвалась. Сломался котёл в центральной кочегарке, от которой отапливались ДК, ФАП и сельский совет. Районные власти обещали помочь с ремонтом, но вскоре поставили перед фактом, что покупать новый котёл андроновцы должны самостоятельно. Сельчане смогли найти тогда только печь небольшой мощности, которую пришлось ставить прямо на клубную сцену. Так приличный актовый зал превратился в большую кочегарку.
Жители алтайского села добились ремонта школьного автобуса
Подробнее
Возрождение клуба мы начали в середине июля. Вскрыли пол, вывезли несколько телег мусора. Чтобы очистить стены и потолок от слоя копоти и сажи, потребовались смелые мужчины (высота стен – 6 м), которым приходилось работать на лесах в условиях «пылевой бури». А после нужны были смелые женщины, которые не побоялись бы на такой высоте белить. Я попробовала себя в роли маляра-высотника. Оказалось, что страшно только первые несколько минут, а потом забываешь о высоте, потому что погружаешься в работу. Бригадами белили, укладывали новый пол, красили его, шили шторы для сцены… Средства на ремонт собирали всем селом, кто сколько мог. Взносы варьировались от 50 до 3000 рублей. Ну а инвентарь приносили из дома.
Фото: Ирина Катенева
Археологическая характеристика Сибири андроновской эпохи
Как уже было сказано, широко распространенные в северных и северо-западных предгорьях Алтая андроновские памятники полностью отсутствуют в горной части Алтая и в Туве. На Среднем Енисее число андроновских стоянок весьма невелико, что отчасти может объясняться малой численностью населения. При этом большинство из них разрушено движениями дюнных холмов, на которых они обычно расположены. От них в ряде случаев остались лишь скопления черепков андроновской посуды.
Соседние с Минусинской котловиной восточные и северные области Сибири также дают весьма небогатый материал. Для Прибайкалья, например, это, прежде всего, памятники типа Глазковского могильника. Полученные материалы позволяют утверждать, что восток и север Минусинской котловины и в андроновское время населяются охотничье-скотоводческими группами, из которых в наиболее благоприятных районах выделяются скотоводы.
Ближайшую же аналогию с андроновскими памятниками Минусы представляют памятники районов бассейна верхней Оби, Алтая, Семипалатинских степей и Центрального Казахстана.
Первое, что бросается в глаза при анализе материалов этих районов — это разнообразие в формах надмогильных сооружений. Так, в захоронениях Семипалатинского и Каменогорского районов Казахстана преобладают плоские могилы, отмеченные кольцом из камней, наряду с ними распространены расплывчатые курганы с четырехугольными оградками на поверхности, а также невысокие земляные курганы, совершенно лишенные каких-либо оградок или колец. Известную долю этих различий можно отнести на счет местного своеобразия, указывающее здесь на большую связь этих районов с западом, где аналогичные формы надмогильных сооружений встречаются вплоть до Тобола и Урала.
Обращает на себя внимание и отсутствие в приалтайских андроиовских погребениях костей животных. Андроновские стоянки и в приалтайских степях, как и в Минусинской котловине, найдены в сильно разрушенном состоянии
Кроме отдельных разрозненных находок обломков андроновской керамики, вполне аналогичной найденной в погребениях Минусы, приалтайекие стоянки пока ничего не дали
Андроновские стоянки и в приалтайских степях, как и в Минусинской котловине, найдены в сильно разрушенном состоянии. Кроме отдельных разрозненных находок обломков андроновской керамики, вполне аналогичной найденной в погребениях Минусы, приалтайекие стоянки пока ничего не дали.
Сравнение андроновских находок в Минусинской котловине с приалтайскими обнаруживает их большое сходство. Так же, как и в минусинских степях, приалтайское население этой эпохи занимается охотой и в то же время обладает всеми основными домашними животными (лошадь, корова, овца, собака) и прекрасно знакомо с техникой изготовления тканей. К этому надо прибавить и одинаковый уровень развития металлургии, выразившийся не только в применении одних и тех же технических приемов отливки и отковки, но и в поразительном сходстве внешнего вида орудий и украшений. Как и металлургия, андроновское гончарство подчеркивает единством форм и орнаментации, значит, культурную близость населения Минусинской котловины и приалтайских степей. Наконец, необходимо иметь в виду особенно ярко выраженные именно на Алтае признаки генетической связи андроновской культуры с местной афанасьевской. Очевидно, на Алтае, как и на среднем Енисее (а может быть, и в еще большей степени), афанасьевская культура послужила основой для сложения андроновской.
Раскопки андроновских погребений, главным образом в Северо-Западном и Центральном Казахстане, Южном Урале показали, что андроновские памятники занимают на западе обширнейшую территорию. К северу она простирается до южных пределов Тобольской области, а к западу доходят до юго-восточного Приуралья. Южные границы распространения андроновской культуры неясны, однако типично андроновская керамика отмечена на памятниках тазабагъябской культуры Хорезма.
Знакомства и субкультуры
Выделено как минимум четыре субкультуры андроновского горизонта, в течение которых культура расширяется на юг и восток:
- Федорово (1900–1400 до н.э.) на юге Сибири (ранние свидетельства кремации и культа огня )
- Алакуль (1800–1500 гг. До н.э.) между Оксом (ныне Амударья ) и Яксартес , пустыня Кызылкум
- Восточное Федорово (1750–1500 до н.э.) в горах Тянь-Шаня (северо-западный Синьцзян , Китай), юго-восточный Казахстан , восточный Кыргызстан
- Алексеевка (1200–1000 гг. До н.э.) «заключительный этап бронзового века» в Восточном Казахстане, контакты с Намазгой VI в Туркмении.
Некоторые авторы оспаривают хронологию и модель распространения на восток из-за растущего числа свидетельств более раннего присутствия этих культурных особенностей в некоторых частях Восточной Центральной Азии.
Скотоводство и ведение хозяйства
Согласно проведенным исследованиям, скотоводство представляло основу хозяйства людей, относящихся к андроновской культуре (рисунок 5).
При этом в скотоводстве четко прослеживались определенные характерные черты:
- Древние жители данного региона разводили преимущественно коров, хотя в хозяйствах также встречались кони, овцы и козы. При этом в пищу употреблялось как молоко этих животных, так и их мясо, за исключением коз. Свиноводство практически не было распространено.
- Доподлинно известно, что стада животных были небольшими, причем, чем крупнее животное, тем в меньшем стаде оно содержалось.
- Молодой приплод в большинстве случаев использовался не для дальнейшего разведения, а для употребления в пищу. Так андроновцы создавали запасы мяса на зиму.
- В пищу употребляли не только свежее молоко, но и продукты из него. Судя по сосудам с характерными отверстиями в днище, есть все основания полагать, что уже в то время люди были знакомы с сыром и творогом.
- Отдельно следует остановиться на лошадях. Их использовали не только для употребления в пищу, но и для передвижения по местности, военных походов и для вспашки земли. Кобылье молоко тоже получило свое применение: из него готовили напиток, который знаком нам под названием кумыса.
- Андроновцы в обязательном порядке заготавливали корма для зимовки животных, причем взрослых особей и молодняк, предназначенный для дальнейшего доращивания, содержали отдельно, обычно в загоне рядом с домом.
Рисунок 5. Скотоводство было основным занятием местных племен
Интересно, что обитатели этого времени разводили не только привычных нам животных, но и двугорбых верблюдов. По всей видимости, они были особенно ценными, так как их изображения часто наносили на посуду.
Важно, что именно представителей андроновской культуры можно считать создателями кочевого скотоводства. Они периодически меняли пастбища, перегоняя стада с одной местности на другую
Так поля успевали зарастать свежей сочной травой. Со временем кочевой образ жизни привел к тому, что в сфере животноводства стало преобладать выращивание лошадей.
Несмотря на то, что со временем андроновцы перешли с оседлого образа жизни на кочевой, у них были определенные достижения и в сфере хозяйства. В частности, они научились создавать оружие и орудия труда из металла (копья, ножи, топоры и др.). Все подобные изделия были исключительно прочными, так как в медь было принято добавлять олово (рисунок 6).
Кроме того, именно этот период можно считать временем зарождения ткацкого ремесла. Дело в том, выращивание скота естественным образом повлекло за собой выделку шкур и получение пуха и шерсти, из которых в дальнейшем делали пряжу и шили одежду.
Хотя большинство племен андроновской культуры считаются кочевниками, некоторые все же предпочитали оседлый образ жизни и занимались не только скотоводством, но и земледелием. Это подтверждают изделия из керамики, в которых обнаружены остатки пригоревшей каши, а также специальные приспособления для превращения зерна в муку.
Рисунок 5. Андроновцы весьма активно вели домашнее хозяйство и занимались земледелием
Еще одна характерная особенность периода в том, что при смене пастбищ вместе со стадами скота уходили только взрослые мужчины и подростки мужского пола, тогда как женщины и дети оставались в деревнях, расположенных преимущественно по берегам рек и ручьев.
Примечания
- А. Я. Тугаринов Андрониковские могилы // Сибирская живая старина. Иркутск. 1926 год. стр.153-158
- ↑
- ↑
- ↑ . bigenc.ru. Дата обращения: 5 октября 2021.
- Андроновская культура // БРЭ. Т.1. М.,2005.
- Карасукская культура // БРЭ. Т.13. М.,2008.
- Массагеты // БРЭ. Т.19. М.,2011.
- Иссык // БРЭ. Т.12. М.,2008.
- Бактрия // БРЭ. Т.2. М.,2005.
- Бактра // БРЭ. Т.2. М.,2005.
- Кельтеминарская культура // БРЭ. Т.13. М.,2009.
- Дашлы // БРЭ. Т.8. М.,2007.
- ↑
- ↑
- Technical University of Denmark. (англ.). European Nucleotide Archive. www.ebi.ac.uk. Дата обращения: 9 мая 2020.
- . Заметки о генетике (23 июня 2015). — любительский перевод на русский язык. Дата обращения: 11 мая 2020.
- ↑
- . Дата обращения: 1 июня 2020.
- ↑
- Евразийская степная металлургическая провинция // БРЭ. Т.9. М.,2007.
- Валиковой керамики культура // БРЭ. Т.4. М.,2006.
- Киммерийский период // БРЭ. Т.13. М.,2008.
- Киммерийцы // БРЭ. Т.13. М.,2008.
Скотоводство
Скотоводство – одна из ключевых особенностей андроновской культуры. В этом занятии древних людей наблюдались следующие тенденции:
- Андроновцы разводили в основном коров. Так как эти животные помимо мяса давали ещё и молоко. Коз, овец и лошадей также разводили, но в пищу употребляли мясо последних двоих.
- Стада не были большими. Крупный скот, кстати, разводили в меньшем количестве. А свиней андроновцы почти не держали.
- Ежегодный приплод всегда шёл на убой. Так создавались запасы мяса на зиму.
- Сыр и творог делали уже в те времена. Об этом свидетельствуют найденные сосуды с отверстиями для отцеживания сыворотки.
- На зиму для скота готовили корм. Для молодняка, который в дальнейшем должен был обеспечить появление нового потомства, делали отдельное помещение, к домам пристраивали загоны.
- Лошади были не только едой. Их также использовали в военном деле, для передвижения, на пахоте. А из кобыльего молока делали то, что сейчас называется кумысом.
- Разводили они и двугорбых верблюдов. Также изображения этих животных наносили на скалы и делали из глины фигурки в их виде. В III-II вв. до н. э. верблюдов приручили.
В дальнейшем скотоводство стало кочевым. Это было разумно. Пока скот пасся в новом районе – в старом земля «отдыхала», вырастала новая трава. Также начинает преобладать коневодство.
Андроновская культура (территория, хозяйство, культура)
Археологические памятники племен Казахстана эпохи бронзы относятся к андроновской культуре, названной так по месту первых раскопок могильника у села Андроново под городом Ачинском в Южной Сибири.
Андроновская культура делится на три периода: Ранняя бронза (XVIII-XVI века до нашей эры) — Нуринский этап — Находки в долине реки Нура. Средняя бронза (XV-XII века до нашей эры) — Атасуский этап — Название по группе могильников в долине реки Атасу. Поздняя бронза. (XII – начало VIII века до нашей эры) — Бегазы –дандыбаевский этап — Название по находкам у аула Дандыбай близ Караганды и в урочище Бегазы в Северном Прибалхашье.
Ранняя бронза. В центральном Казахстане обнаружено свыше 30 поселений и более 150 могильников андроновской культуры В это время стали появляться поселения, которые можно считать предшественниками городов. Широко известным уникальным археологическим памятником эпохи бронзы (XVIII-XVI вв. до н.э.) в евразийских степях является укрепленное поселение Аркаим. Аркаим – это одновременно и храм, и крепость, и ремесленный центр, и жилой поселок. Общая площадь памятника составляет 20 тыс м². Основное занятие- земледелие. Жилище – землянки.
Средняя бронза. Примером бытового комплекса является поселение Тасты-Бутак в Западном Казахстане. На юге Казахстана и в Семиречье обнаружены скопления наскальных рисунков Тамгалы и Каратау. Это выбитые на гладких поверхностях скал изображения животных, солнцеликих людей, колесниц. Основным занятием людей были пастушечье скотоводство и мотыжное земледелие.
Поздняя бронза. Получило распространение отгонное скотоводство, как переход к кочевому. На дальних пастбищах пастухи сооружали из жердей легкие каркасные жилища со стенками из циновок – предшественники юрт. В конце II – начале I тысячелетия до нашей эры климат менялся в сторону потепления и сухости, большинство населения переходит к кочевому скотоводству.
Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 133 | Нарушение авторского права страницы
studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…
Характеристики
Андроновская культура состояла из общин, которые были в значительной степени мобильными, и поселившихся в небольших деревнях. Поселения особенно ярко выражены в его среднеазиатской части. Укрепления включают рвы, земляные насыпи, а также деревянные частоколы, около двадцати из которых были обнаружены. В андроновских деревнях обычно от двух до двадцати домов, но обнаружены поселения, в которых насчитывается до ста домов. Андроновские дома обычно строились из сосны , кедра или березы и обычно выстраивались с видом на берега рек . Большие дома размером от 80 до 300 м 2 , вероятно, принадлежали большим семьям, что типично для ранних индоиранцев.
Андроновское поголовье — крупный рогатый скот , лошади , овцы , козы и верблюды . Примечательно отсутствие домашней свиньи , что типично для мобильной экономики. Процент крупного рогатого скота среди останков Андроновских значительно выше, чем среди их западных соседей Срубны. Лошадь была представлена на андроновских стоянках и использовалась как для верховой езды, так и для тяги. Сельское хозяйство также играло важную роль в экономике Андроновской области. Андроновская культура отличается региональными достижениями в области металлургии . Они добывали месторождения медной руды в Горном Алтае примерно с 14 века до нашей эры. Предметов из бронзы было много, существовали мастерские по обработке меди.
Андроновские мертвые были захоронены в деревянных или каменных камерах под оба круглых и прямоугольными курганами ( курганы ). К захоронениям прилагался скот, колесные повозки, нагрудники для лошадей, а также оружие, керамика и украшения. Среди наиболее примечательных останков — захоронения колесниц, датируемые примерно 2000 годом до нашей эры и, возможно, ранее. Встречаются колесницы с парными упряжками, обнаружено также ритуальное погребение лошади в культе «голова и копыта». Некоторых андроновских мертвецов хоронили парами, взрослые или взрослые и дети.
В Кытманово в России между Монголией и Казахстаном, датируемом 1746–1626 гг. До н.э., штамм Yersinia pestis был извлечен из зуба мертвой женщины в могиле, общей для нее и двоих детей. Гены этого штамма экспрессируют флагеллин , который запускает иммунный ответ человека. Однако, в отличие от других доисторических бактерий Yersinia pestis , этот штамм действует слабо; позже историческая чума вообще не экспрессирует флагеллин, что объясняет ее вирулентность. Таким образом, штамм Кытманово был отобран, чтобы стать чумой (хотя это не была чума). Все трое в могиле умерли одновременно, и исследователь считает, что их убила пара-чума.
Сома, возможно, возникла в андроновской культуре. По данным Journal of Archaeological Science , в июле 2020 года ученые Южно-Уральского государственного университета исследовали двух лошадей позднего бронзового века с помощью радиоуглеродного датирования с кургана 5 Новоилиновского кладбища 2 в городе Лисаковск Костанайской области . Исследователь Игорь Чечушков указал, что у андроновцев появилась способность к верховой езде на несколько веков раньше, чем предполагали многие исследователи. Среди исследованных лошадей жеребцу было почти 20 лет, а кобыле — 18 лет. По словам ученых, животных хоронили вместе с человеком, которого они сопровождали на протяжении всей жизни, и их использовали не только в пищу, но и для запряжения в транспортные средства и для верховой езды.
«Вероятно, в могильнике Новойлиновский-2 похоронена военизированная элита, власть которой основывалась на физическом контроле соплеменников и соседей с помощью навыков верховой езды и боя. Всадник имеет значительное преимущество перед пехотинцем. Может быть другое объяснение: эта элита выполняла функцию посредничества в конфликтах внутри коллектива, а значит, обладала властью и высоким социальным статусом. Образно говоря, эту элиту можно назвать шерифами бронзового века », — сказал Игорь Чечушков.