Рождение Мультикама
К середине нулевых годов в армиях мира использовалось поразительное количество национальных расцветок камуфляжей разной степени удачности конструкции, но внезапно на рынок вышла американская частная компания Crye Precision с разработанной камуфляжной расцветкой Multicam (Мультикам) и перевернула мир военной униформы с ног на голову.
Саму расцветку разработали в 2002 году для конкурса на замещение старой формы армии США, но в 2004 году она проиграла расцветке ACU — пиксельному камуфляжу серого цвета. У многих возникают вопросы, какое безумие заставило американцев выбрать в качестве полевой формы серый цвет, который обладает нулевыми маскировочными свойствами в лесу, кое-какими в горах, слабыми в пустынях и показывает свои сильные стороны исключительно в городе, который желательно до этого разбить с неба до состояния битого цемента. Вероятно, причиной послужила концепция вооружённых сил США о приоритете проведения ночных операций. Американцы оснащены ночными и тепловизионными комплексами гораздо плотнее, чем любой их реальный и вероятный противник, и согласно этой концепции, большая часть боевых операций должна проводиться в ночное время суток. И как раз таки ночью ACU наиболее хорошо работал в инфракрасном диапазоне приборов ночного видения. По замыслу ACU должен был прятать бойца именно в окулярах ночника противника, тогда как остальные камуфляжи, участвовавшие в конкурсе, показали результат ниже, чем ACU.
Красивая теория разбилась о реальный театр военных действий, когда солдатам приходилось выполнять боевые задачи в любое время суток, и камуфляж откровенно не справлялся со своим назначением. После осмысления опыта его применения в ходе боевых действий было решено исправить ситуацию.
army.mil
Камуфляж серого цвета ACU откровенно не справлялся со своим назначением.
Но вернёмся к Мультикаму. Расцветка оказалась настолько удачной, что, несмотря на проигрыш в конкурсе для армии США, стала набирать всё большую популярность по всему миру среди подразделений, которые непосредственно участвуют в боевых действиях на переднем крае и, как никто другой, нуждаются в камуфляже, сливающимся с местностью.
Кто переоделся в Мультикам
Американцы в 2010-м году одели подразделения своей армии в Афганистане в Мультикам, признав его преимущества над стандартным ACU. Параллельно многие спецподразделения США уже в частном порядке переоделись в Мультикам.
Британцы пошли ещё дальше и приняли чуть переработанный вариант Мультикама в качестве расцветки для всех вооружённых сил. Так же сделала и Грузия. В Мультикам оделись воюющие подразделения Австралии, польский спецназ «Гром», украинская «Альфа» СБУ и ССО ВСУ, британский SAS, американские «зелёные береты» и ряд других спецподразделений, Французский иностранный легион, германский спецназ KSK, спецназ ВМС Греции и ещё десятки, если не сотни подразделений в Европе и за её пределами. В прошлом году армянский спецназ в Мультикаме воевал с азербайджанским спецназом в Мультикаме в Карабахе. Ополченцы Луганской и Донецкой народных республик в Мультикаме (далеко не все, он там присутствует, но встречается не очень часто) борются с диверсантами ССО ВСУ в Мультикаме. Российский спецназ ССО в Мультикаме сражается с игиловцами (боевики запрещённой в РФ террористической организации) в Мультикаме. Сегодня Мультикам встречается практически на всех войнах у всех сторон, в 2021 году люди по всему миру в одинаковой форме стреляют друг в друга.
defense.gov
Американцы в 2010-м году одели подразделения своей армии в Афганистане в Мультикам, признав его преимущества над стандартным ACU.
От красных штанов к камуфляжу
Некоторые страны, например Франция, к началу войны ещё не до конца осознавали важность маскировки солдат на поле боя, поэтому их бойцы шли в бой в ярких красных штанах и кепи и в синих мундирах. Идеи наиболее прогрессивной части офицерства о замене этих ярких элементов формы сначала не встретили понимания у властей, потому что красные детали стали символом французской армии, воевавшей в подобном обмундировании ещё в Крымскую войну
Как сказал французский военный министр Эжен Этьен: «Красные штаны — это Франция!» Большие потери быстро привели французское правительство в чувство и заставили отказаться хотя бы от красных штанов.
Фото из архива
В 1914 году французские бойцы шли в бой в ярких красных штанах и кепи и в синих мундирах.
Во времена Второй мировой войны основные страны-участницы разработали и «обкатали» в боевых условиях различные образцы камуфляжа, после чего во всех развитых странах началось медленное, но верное замещение однотонной формы камуфляжной, которая объективно обладала более хорошими маскировочными свойствами.
При этом, как правило, каждая развитая страна старалась разработать уникальную расцветку камуфляжа для своих вооружённых сил независимо от нахождения в каком-либо из военных альянсов. К концу 1980-х годов армия США была одета в расцветку Woodland, их союзники британцы в DPM, а армия ФРГ во Flecktarn, ставший глубокой переработкой камуфляжей СС.
Все эти камуфляжи, как и многие другие национальные камуфляжи тех или иных армий, как ни парадоксально, вернули военной форме её старое значение XIX века — отличать своего от чужого. Форма цвета хаки была более-менее одинакова у всех и обезличивала армии разных государств, зато камуфляж у каждой уважающей себя армии к началу XXI века был свой. Более того, камуфляж стал брендом армии, во многом благодаря развитию телевидения и интернета.
pinterest.ru
Камуфляж российской армии ВСР-98 прозванный «флора».
Секрет успеха
Почему же Мультикам стал таким популярным? Тому есть две причины — эффективность маскировочных свойств расцветки и банальная мода, только военная.
Мультикам изначально задумывался как универсальный камуфляж, который разбивает силуэт вблизи и вдали и в разных климатических зонах. Первая задача была решена с помощью больших смазанных цветовых пятен на рисунке, разбивавших силуэт вдали, и маленьких чётких пятнышек, которые дробили фигуру уже на короткой дистанции, на которой человек подмечает мелкие детали вроде листьев или травы.
К оптическому эффекту добавляется ещё один изъян — на львиной доле камуфляжей есть чёрные пятна, которые дополнительно затемняют фигуру, хотя чёрный цвет практически полностью отсутствует в любом природном ландшафте. Чтобы избежать этой проблемы, разработчики Мультикама исключили чёрный из палитры используемых цветов и специально сделали рисунок немного светлее растительности, чтобы вдалеке фигура человека, становясь всё темнее, постепенно попадала в один тон с ландшафтом. На совсем коротком расстоянии отлично видно, насколько боец в Мультикаме светлее окружающего ландшафта, но такое «выделение» бросается в глаза гораздо меньше, чем боец в обычном тёмном камуфляже вроде немецкого Flecktarn, потому что наш глаз всегда подмечает на местности сперва более тёмные пятна, а не более светлые.
allmulticam.ru
Универсальность расцветки в разных климатических зонах объясняется тем, что практически в любой зоне преобладают светлые оттенки зелёного, оливкового и коричневого.
Универсальность же расцветки в разных климатических зонах объясняется тем, что практически в любой зоне преобладают светлые оттенки зелёного, оливкового и коричневого. Основываясь на исследованиях различных ландшафтов и компьютерном моделировании, разработчики нашли усреднённые варианты этих цветов, которые более-менее подходят к большинству зон.
На всех фронтах и на всех баррикадах
В результате получилась универсальная расцветка, работающая на разных дистанциях и театрах военных действий. Это стало первой и главной причиной бешеной популярности камуфляжа.
Кроме того, Мультикам стал просто-напросто модным среди военных. Элитные спецназы начали массово переходить на него из-за маскирующих качеств расцветки, фотографии бойцов в Мультикаме стали мелькать в интернете и вкупе с современным снаряжением образ спецназовцев в удобных маленьких бронежилетах с патчами на касках, винтовками, обвешанными тюнингом, выглядел очень грозно и красиво. Многие военные, пленённые этой красотой образа, приобщались к моде и покупали и продолжают покупать Мультикам в первую очередь из-за его красивости и образа камуфляжа, «который выбирают «морские котики» и «Альфа»».
В конечном итоге компания Crye Precision смогла сделать то, что до этого не удавалось ни одному коммерческому предприятию — одеть в свой камуфляж лучших солдат по всему миру и по всем сторонам баррикад. Пока конкурентов у их детища нет, кроме их же разработки — молодой расцветки A-TACS FG, популярность которой медленно и верно набирает обороты.