Забайкальские казаки: от защиты границ до иммиграции

Введение

Сила дерева в его корнях, даже когда обламываются ветви, обмерзает крона в лютый мороз, а дерево все равно живет, радуя нас зелеными листьями весной и летом, пока не погибает корень

Так и человек силен не физической силой, интеллектом, хотя это важно, а своими “корнями”, которые дают нам силу духа, помогают выстоять, терпеть, просто жить. . В 2016 году отмечается 165 –летняя годовщина появления казачества за Байкалом. Что мы знаем о казаках? 

В 2016 году отмечается 165 –летняя годовщина появления казачества за Байкалом. Что мы знаем о казаках? 

Казаки появляются на страницах учебников всякий раз, когда речь идет о значительных событиях в истории российского государства. Историю  нашего Отечества невозможно представить без казаков.  По всему миру идет слава о  казаках, самобытном народе со своими обычаями, традициями. Казачьи песни знают, любят и поют до сих пор. Местные историки-краеведы предполагают, что строгие нравы, обычаи, появившиеся в средние века у казаков, определяли весь последующий уклад их жизни, где главным было военное дело, защита Родины. Именно этот факт отличал казачество как особый народ от других, населявших Россию. . Именно их силами были присоединены к империи Урал, Оренбуржье, Сибирь. 

Забайкальские казаки появились впервые в сороковых годах восемнадцатого века, когда донские и оренбургские казаки  вызвались на переезд в неосвоенные ещё новые российские земли. Здесь для государства открывались великолепные возможности для освоения полезных ископаемых, количество которых порождало легенды. Границы с восточными и не очень мирными соседями нужно было охранять, и лучше, чем забайкальские казаки, это вряд ли кто-то мог сделать.  

Остроги на Ангаре и Лене закладывались казачьими подразделениями атаманов Перфильева и Бекетова, а в числе первых землепроходцев мы до сих пор чтим национального героя, казака-мореплавателя Семёна Дежнёва.   

Проблема исследования:

Начиная с конца прошлого столетия начало возрождаться казачество в России, в том числе на территории Бурятии.  На уроках истории Бурятии много говорим о селенгинских казаках, однако при этом до наших ней дошли лишь незначительные архивные данные о казаках Итанцинского и Троицкого острогов. История казачества находит свое отражение в народном творчестве и укладе жизни потомственных казачьих семей, которые необходимо сохранить для своих потомков.   

В марте 2013 года в п. Ильинка Прибайкальского района официально зарегистрирован казачий хутор. А прибайкальский  казачий ансамбль «Ивушка» известен далеко за пределами района.  Эти факты позволили найти решение поставленной проблемы, через разработку и реализацию историко-культурного  проекта «Казачье подворье», цель которого возрождение и сохранение исторические и культурные традиции казачьего народа. Воспитание подрастающее поколение в духе патриотизма и уважения к своему прошлому и своему Отечеству. Формирование у молодого поколения позитивного образа казачьей культуры. Приобщение к культурно-историческим ценностям казачьего народа. 

Чтобы создать разработать проект и реализовать поставленные цели необходимо решить следующие задачи :

1. теоретически изучить уклад жизни казака – забайкальца: выделить особенности и убранство казачьей хаты, исследовать постройки казачьего двора, познакомиться с элементами национальной одежды ;

2. познакомиться с традициями забайкальских казаков;

3. подготовить грантовый проект «Казачье подворье». 

Гипотеза исследования:  

Воссоздание подворья позволит сохранить историческую ценность уклада жизни  забайкальских казаков, а также приобщить подрастающее поколение  к формированию позитивного образа казачьей культуры. 

Научно-практическая значимость: