Узел штык, его варианты и способы вязания

Виды и их способ вязания

Для вязания нужно обзавестись верёвки определённой длины. Возможно, вам не удастся сразу же запомнить, как вяжется определённый способ. Помните, здесь нужна постоянная тренировка а, главное, практика. Если вы не будете пользоваться ими хотя бы раз в неделю, то со временем все ваши знания о них просто сотрутся, как ненужный ресурс.

Каждый из узлов имеет своё название, но не нужно слишком уж заострять своё внимание на этом. главное это научится их правильно вязать и использовать в жизненных ситуациях

Беседочный узел — это основной и необходимый для любой ситуации. Каждый моряк или рыбак должен освоить его в самом начале. Он необходим как является заложенной основой нескольких узлов, Это является для него ключевым, более универсальным и подходящим в любой ситуации. Связывание двух верёвок вместе с помощью этого метода происходит надёжнее. Да и связать благодаря ему можно будет верёвки, которые имеют разные диаметры, а это иногда очень необходимо. Он не сможет развязаться ни при каких условиях, что является особо важным.

Для того чтобы сделать такой беседочный тип необходимо выполнить следующее:

  • Сделать сверху вниз обычную петлю.
  • Затем необходимо продеть через эту петлю определённый конец веревки.
  • Протягиваем его позади коренного, а далее снова направляем созданную петлю. Благодаря этому ходовой конец уже оказывается во второй петле.
  • Остаётся лишь только туго его затянуть.

При развязывании не возникнут никаких больших сложностей.

Следующий вид верёвочных узлов схемы для начинающих это восьмёрка. Этот вид назван, скорее всего, по своему напоминанию цифры восемь. Его используют очень часто как стопор. Самое большое его преимущество состоит в лёгкости составлении и возращения в прежнее положение в любых условиях.

Как сделать морской узел этого вида нужно:

  • Одну верёвку оборачиваем вокруг другой, вытягиваем её поверх него. При этом образовывается петля.
  • Протягиваем этот же конец в нашу петлю, но до этого заводим его за себя.
  • Затягиваем его покрепче.

Как видите, он не представляет собой ничего сложного.

Одним из известных типов морских узлов является прямой. Это один из немногих самых первых, которые были ещё во времена древних греков. Он служит механизмом соединения двух верёвок. Прямой используется очень часто, но это отнюдь не делает его самым надёжным. При сильных нагрузках происходит сползание его по верёвке или туго затягивается, что в процессе приводит к невозможному развязыванию.

Сделать его не составит большого труда. Для этого нужно всего лишь один конец протянуть в одну сторону, а второй в другую, делая при этом петлю.

Удавка также пользуется большой популярностью. Она издревле использовалась моряками. Он пользовался популярностью не только среди рыбаков и профессиональных моряков, но служил и в других слоях жизни

Основные морские узлы

 Беседочный узел/булинь – один из наиболее важных морских узлов, который стоит освоить в первую очередь каждому моряку. Он содержит в себе элементы различных морских узлов, что делает его почти универсальным узлом, который используют и для страховки, и для швартовки, и для крепления троса к гаку. Связывание двух тросов этим морским узлом считается наиболее надёжным. Существенный плюс – в возможности его применения для тросов любого диаметра и из любого материала. Он легко вяжется, не скользит по тросу, его легко развязать, но при этом сам он никогда не развязывается и особо надёжен.Из-за такой универсальности беседочный узел нередко называют королём морских узлов.

Как завязать беседочный узел:1) создать с верха вниз петлю;2) протянуть через образовавшуюся петлю ходовой конец;3) затем пропустить ходовой конец позади коренного и снова продеть в петлю, после чего ходовой конец должен оказаться в другой петле;4) туго затянуть.Хотя беседочный узел достаточно прочный, развязать его тоже не составит проблем, стоит лишь немного сдвинуть петлю ходового конца по отношению к немного ослабленному при этом коренному концу.

Восьмёрка – типичный классический морской узел, названный так по своей форме. Он лежит в основе вязания многих узлов и обычно применяется в качестве узла-стопора и закрепляющего узла. Основное преимущество восьмёрки – в лёгкости завязывания и развязывания, даже в случаях намокания троса. Как завязать узел восьмёрка:1) ходовой конец обнести вокруг коренного, а затем вытянуть поверх него, образовав тем самым петлю;2) пропустить ходовой конец в образовавшуюся петлю, перед этим заведя его за себя же;3) крепко затянуть.

Прямой узел – один из древнейших морских узлов, который древние греки именовали геркулесовым. Основное его назначение – связывание двух тросов одного диаметра. Прямой узел часто используемый, но далеко не самый надёжный морской узел. Его главный недостаток в сползании по тросу и сильном затягивании при больших нагрузках или при намокании, поэтому в таких случаях его лучше не использовать. Завязывают прямой узел довольно просто: один ходовой конец в одном направлении, второй – в другом (если в одном направлении, то получится ненадёжный т.н. «бабский» узел), а для развязки стоит лишь потянуть ходовой и коренной концы в разные стороны.

Простой полуштык и его более сложные вариации

 Простой полуштык – широко распространённый простой не затягивающийся морской узел, который лежит в основе более сложных вариаций такого рода. Для его получения необходимо ходовой конец обвести вокруг предмета, к которому будет крепиться трос, а затем обвести вокруг коренного конца, и пропустить через образовавшуюся петлю. Затем ходовой конец прикрепляют к коренному. Такой узел отличается высокой надёжностью и отлично выдерживает сильную тягу.

 Простой штык – более сложный вариант простого полуштыка, который образуется из двух таких одинаковых узлов. Главное его назначение – закрепление швартовных концов на причалах и буксировка. Такой узел образуется не больше, чем тремя полуштыками. Большее количество никак не повлияет на прочность и надёжность узла, о чём красноречиво свидетельствует английская поговорка, утверждающая, что трёх полуштыков достаточно даже для королевской яхты.

 Простой штык со шлагом – морской узел, аналогичный простому штыку, только с одним дополнительным шлагом вокруг того предмета, за который крепится трос. Также используется для швартовки, в особенности при длительных стоянках, поскольку надёжнее простого.

 Рыбацкий штык/якорный узел – один из древнейших и наиболее надёжных узлов, который используется для крепления троса к якорю, а также при всех работах с тросами под воздействием сильной тяги. Он во многом похож на простой штык со шлагом, только первый полуштык проходит внутри шлага, охватывающего предмет крепления.

Важно выработать настолько хорошие навыки вязания морских узлов, что даже с закрытыми глазами уметь легко завязать требуемый в конкретной ситуации узел, и практика в этом деле – одно из основных условий для успешного освоения этого искусства

Незатягивающиеся узлы

Все нижеприведенные узлы взяты из книги Льва Скрягина «Морские узлы»


наверх


наверх

наверх
наверх
Фактически это тоже разновидность простого штыка. Отличие от простого штыка со шлагом — дополнительный третий шлаг. Он увеличивает прочность узла, если трос испытывает постоянное трение о кнехт или битенг. Применение этого узла для крепления троса к гаку — весьма надежный способ. наверх


наверх


Один из наиболее ответственных случаев применения узла в морском деле — это привязывание якорного каната к якорю. За пять тысяч лет существования судоходства люди для этой цели не могли придумать более надежного узла, чем этот. Проверенный многовековым опытом морской практики, этот узел признан моряками всех стран как самый надежный для прикрепления каната к рыму или к скобе якоря. Рыбацкий штык (или якорный узел) в какой-то степени схож с простым штыком со шлагом. Отличается от него тем, что первый из двух полуштыков проходит дополнительно внутри шлага, обхватывающего предмет. Применяя этот узел для якоря, всегда необходимо прихватывать ходовой конец схваткой к коренному. В этом случае, даже при очень сильной тяге, рыбацкий штык не затягивается и надежно держит. Его можно смело применять во всех случаях при работе с тросами, когда они подвержены сильной тяге. наверх

наверх
наверх
наверх
Задержать швартовный синтетический конец на парном кнехт — дело нехитрое. А как быть, если вместо парного кнехта в вашем распоряжении одинарный кнехт (или битенг), а на конце швартова нет огона? Для этой цели в морской практике сеть несколько оригинальных узлов. Объясним принцип одного из них, который можно отнести к числу незатягивающихся узлов. Сначала вокруг одинарного кнехта нужно сделать несколько шлагов ходовым концом швартовного троса. После этого сложить ходовой конец вдвое и в таком виде, петлей, пропустить его под натянутую коренную часть троса, повернуть петлю на 360 градусов и накинуть сверху на кнехт. Этот узел не скользит, надежно держит. Трос можно в любую минуту отдать, если даже швартов находится под сильным натяжением. Для этого нужно немного выбрать проходящий под коренным концом ходовой конец и увеличить петлю, после чего ее нетрудно будет скинуть с кнехта. наверх

Выбор конструкции

Типы самодельных якорей для лодок ПВХ

Зная, что существует порядка двух тысяч разновидностей этих изделий, не стоит все их подробно изучать. Достаточно знать, что популярностью пользуются не так много конструкций. Вот их краткий обзор:

  1. Якоря с лапами. Хорошо держат лодку ПВХ, цепляясь лапами за дно. Лапы могут быть как складными, так и неподвижными. Распространены следующие конструкции:
  2. Кошка. Складывающиеся лапы (4 шт.) удобны в транспортировке и использовании, конструкция рекомендуема для комплектации лодок.Особенно ценно то, что в сложенном виде лапы не повредят лодку. Этот якорь для лодки своими руками один из наиболее популярных среди других типов.
  3. Якорь Холла. Тяжеловат, может вывернуться из грунта при натянутом канате. Сложен при самостоятельном изготовлении.Зато хорошо цепляется за грунт, хотя и не способен углубляться в него.Состоит из веретена и коробки, на которой имеются лапы., коробка с лапами может качаться.Один из наименее рекомендуемых вариантов для использования с надувными лодками.
  4. Якорь Данфорда также относится к тяжёлым конструкциям. Удерживающие свойства невероятно высоки. Шток расположен в нижней части, что предотвращает опрокидывание конструкции при попадании на дно. Устройство глубоко зарывается в грунт. Это хорошо надёжного удержания лодки, но можно потерять устройство при попытке вытащить его из грунта.Конструкция не рекомендуется для применения в местах с дном из крупной гальки.
  5. Якорь Матросова. Ещё один вид тяжёлых якорей, хорошо держащих лодку при опускании устройства на галечное дно. Лапы могут заклинивать.
  6. Курбатовский. Рекомендуется для комплектации надувных лодок.
  7. Разборной . Рекомендован для надувных лодок.
  8. Адмиралтейский якорь (модификации носят имена Портера, Портера-Тротмана, Нортхилла).Классический вариант. Работает на любом грунте, ограниченно рекомендуется к применению на лодках из ПВХ или резины. Способность к удержанию немного уступает лучшим якорям.Но конструкция хотя и проста, но, в плане технологии для изготовления своими руками, неудобна.Нижняя деталь, тренд, имеет массивную конструкцию и изогнутую конфигурацию с фигурными носками на рогах.Вес большой, много неудобств в работе, точащий над грунтом рог может повредить канат.
  9. Якорь Брюса. Отлично заглубляется в грунт, так как по конструкции аналогичен плугу. Но подъём из воды такой конструкции затруднён.
  10. Кобра.Характеризуется достаточно хорошей силой удержания, нет подвижных частей.
  11. Пирамидальный. Подходит для работы с надувных лодок из ПВХ. Конструкция технологична для самодельного изготовления, наборной вариант позволяет легко нарастить при необходимости массу якоря.

Для крепления на основе

Применение следующих связок невозможно без опоры. В качестве последней может выступать дерево, скоба, стержень.

Рыбацкий штык (якорный узел)

Узловое соединение рыбацкий штык, используемое на каждом корабле, зарекомендовало себя как надежное, легко развязывающееся. Оно не портит трос перегибом, перетиранием.

Пошаговая инструкция:

  1. Штырь дважды обернуть веревкой.
  2. Положить окончание поверх коренного конца, заткнуть под свободно расположенный оборот, чтоб завязать 1-ый полуштык.
  3. Продолжить оборачивать коренной конец, чтоб сделать второй аналогичный узелок.
  4. Зафиксировать.

При сильных нагрузках и натягивании рыбацкий штык прекрасно справляется со своей основной задачей – удерживать якорь.

Якорный узел

Удавка

В повседневной жизни узел удавка применяется часто: например, при наборе петель во время вязания, перевязке посылки.

Пошаговая инструкция:

  1. На конце веревки сделать петлю.
  2. Через нее протянуть открытую петлицу коренного конца.
  3. Последнюю увеличить, набросить на предмет.
  4. Аккуратно затянуть.

Удавка

Полуштык и штык

В настоящее время простой полуштык применяется в морской практике: таким узлом матросы швартуют судно. Он же частый помощник охотников, альпинистов, когда возникает потребность в формировании петлицы, набрасываемой на жердь.

Как завязать:

  • вокруг нужного объекта сделать петлю;
  • окончание веревки обернуть кругом коренного конца, протянуть через образовавшееся отверстие;
  • затянуть.

При помощи штыка выполняют буксировку, фиксируют швартовые концы. Он состоит из трех полуштыков, чего вполне достаточно для большинства целей.

Полуштык

Коровий

Узел коровий станет отличным решением, если один конец каната уже привязан, а свободный требуется присоединить. В быту он используется для привязывания поводка с животным, удлинения бельевого шнура.

Техника выполнения:

  1. Веревку обернуть вокруг опоры (один раз).
  2. Формируя простую петлю, ходовым концом повторить уже проделанную процедуру, только в обратную сторону.
  3. Протянуть окончание шнура между опорой и веревкой, затянуть.

Коровий узел

Выбленочный

Два полуштыка, завязывающиеся на одну и ту же сторону, составляют выбленочный узел. Он принадлежит к наиболее прочным, надежным затягивающимся креплениям.

Пошаговая инструкция:

  • на тросе сформировать петлю;
  • рядом сделать такую же, наложить на первую;
  • обе петлицы надеть на открытую опору;
  • потянуть веревку за концы.

Если связка предназначена для закрытых объектов, то вязать ее нужно иначе:

  1. Веревку обернуть вокруг опоры, образуя петлю.
  2. Повторить действие, пропуская конец шнура внутрь, зафиксировать.

Для безотказной работы связки важно одинаково нагружать оба конца веревки. Выбленочный узел

Выбленочный узел

Шахтерский

В шахтах для подъема груза, передвижения вагонеток применяется шахтерский узел. В быту с его помощью обвязывают канат вокруг дерева, столба либо иного предмета.

Техника выполнения:

  1. Веревкой обернуть опору.
  2. Накинуть первый шлаг (вправо).
  3. Протянуть шнур под опору.
  4. Сделать второй оборот веревки.
  5. Набросить ходовой конец на коренной, продеть под начальный шлаг.
  6. Затянуть.

Шахтерское узловое соединение – простое, надежное, оригинальное. Вдобавок оно прекрасно держит в случае постоянной нагрузки.

Шахтерский узел

Перечень штыков[править | править код]

  • Колышка — штык как завершающий элемент многих узлов, предотвращающий развязывание
  • Коровий узел — полусхватывающий штык концом троса на опоре
  • Глухая петля — полусхватывающий штык замкнутой петлёй верёвки на рыме
  • Кошачья лапа — полусхватывающий штык тросом на гаке для грузовых работ
  • Выбленочный узел — штык концом троса на опоре в морском деле
  • Узел стремя — штык серединой верёвки на карабине в альпинизме
  • Мачтовый штык — штык в морском деле
  • Обратный штык — штык в морском деле
  • Гачный узел — штык на гаке для грузовых работ
  • Бекетовый узел — штык на огоне для крепления такелажа
  • Ткацкий (шкотовый) узел — штык для соединения тросов, например, к середине троса
  • Брам-шкотовый узел — штык для соединения тросов
  • Констриктор (удавка) — штык на опоре
  • Сваечный узел (удавка) — штык на середине троса, применяемый для такелажных работ в морском деле
  • Паловый узел — штык для крепления корабля за палпричала
  • Большинство схватывающих узлов — штыки:
  • Прусик — схватывающий штык из двух оборотов на альпинистской верёвке
  • Карабинный узел — схватывающий штык из двух оборотов на карабине на альпинистской верёвке
  • Тандем прусик — пара схватывающих штыков из трёх оборотов на альпинистской верёвке
  • Швабиш — несимметричный схватывающий штык на альпинистской верёвке
  • Автоблок — штык на альпинистской верёвке
  • Клемхайст — штык на альпинистской верёвке
  • Узел Дистеля — штык, родственный выбленочному узлу, на альпинистской верёвке
  • Задвижной штык — штык, родственный выбленочному узлу
  • Верблюжий узел — штык, родственный коровьему узлу
  • Узел Бахмана — штык на карабине на альпинистской верёвке
  • Стóпорный узел — штык тросом (или цепью) на швартовом канате (или такелаже) в морском деле

Тормозящие узлы — штыки:

  • Узел Гарда — штык на паре карабинов
  • Узел UIAA — полусхватывающий штык на карабине
  • Штык с обносом — полусхватывающий штык на рангоуте
  • Узел двойной UIAA — полусхватывающий штык с обносом на карабине
  • Зигзаговый узел — полусхватывающий штык с обносом на грузовом автомобиле
  • Узел Мунтера мула — полусхватывающий штык на карабине со стóпорным и контрольным узлами
  • Карабинный тормоз — штык на паре карабинов
  • Радиум — полусхватывающий штык на карабине с мини-полиспастом

Штыковой бой как прикладной вид спорта


Обучение красноармейцев. Август 1941 г.


Штыковой бой. Морская пехота США В 1940-50-х и 1960-х годах в СССР существовал такой вид спорта, как фехтование на карабинах с эластичным штыком. Проводились Чемпионаты СССР и Вооружённых Сил по штыковому бою. Эти соревнования являлись дополнительной подготовкой бойца к ведению рукопашной схватки с оружием, психологической готовности к бою и психологической устойчивости во время схватки.

В современной подготовке военнослужащего ВС России, предусмотренной в наставлениях по физической подготовке (НФП-87, Глава 3), установлены общий дополнительный и специальный комплексы приёмов рукопашного боя, в содержание которого входят приёмы с оружием.

Комплексная подготовка к штыковому бою позволяет уверенно вести поединок как с оружием, так и без него. Общие законы защиты и принципы нападения карабином в спортивно-игровой форме обучения перекладываются на современное оружие и усваиваются защитные действия с действиями перехода на контратаки.

Всё это позволяет военнослужащему быть психологически готовым в случае израсходования боеприпасов принять рукопашный бой на автоматах, не бросая оружие.

Самостоятельным разделом курс штыкового боя преподаётся в школе оперативного карате и рукопашного боя по системе подразделений специального назначения КГБ СССР (Травников А. И.). Особенностью курса является оптимальный набор технических действий, доведённых до автоматизма, для чего разработан собственный метод подготовки и принцип боевого моделирования действий в вероятных ситуациях рукопашного боя. Используется собственный учебный технический комплекс с автоматом, набор стандартных приёмов действия примкнутым к штыком и без него, базовый курс подготовки, и раздел соревновательных практик. Общий курс штыкового боя по системе ОКРБ включает в себя все четыре базовых направления и рассчитан на 3 месяца занятий.

Одним из направлений современного штыкового боя является Система РОСС (Российская Отечественная Система Самозащиты), возрождающая традиции ведения рукопашного боя на карабинах со штыком. Методика и программа обучения строится на общих принципах РОСС — законах механики и природы движения. Система РОСС предлагает два варианта ведения спортивно-игровой формы обучения штыковому бою:

  1. Упрощённые соревнования без защитного снаряжения. Соревнования могут проводиться как на макетах карабинов и автоматов, так и на небольших шестах и палках.
  2. Усложнённый спортивный вариант — правила, существовавшие ранее и принятые сейчас ВФРБИ. Снаряжение — штык заменён мягким теннисным мячом на стволе карабина, маски с забралом, нагрудник, паховый бандаж и защитные перчатки на кисти рук.

Коечный штык

Данный вариант предпочитали завязывать для подвешивания коек на кораблях, благодаря чему он и получил свое название.

Отличие в вязке этого узла от простого варианта сводится к тому, что вместо начального простого узла вокруг опоры вяжется восьмерка.

Возможно, у этого варианта и есть какие-то преимущества перед простым штыком, раз он пользовался большой популярностью среди моряков на протяжении долгого времени, но лично я, применяя этот крепеж на практике, таковых не обнаружил. Нашел разве что недостатки, связанные в первую очередь с более сложным и продолжительным вязанием коечного штыка.

Самые популярные приемы вязания

Начинающему с нуля вязать морские узлы схема вязки покажется запутанной. Но научиться по инструкциям, картинкам или онлайн-урокам несложно. Освоив основные элементы, можно легко перейти к двойным многокомпонентным плетениям. Удобнее учиться вязать узлы на веревке или толстом шнуре.

Прямой

Используется для вязания оборванной лески или двух канатов с разным диаметром. Его также называют рифовым, так как ранее применяли для рифления (сворачивания) парусов. Согласно морским книгам, способ появился в 1795 году.

Прямой узел схема вязания

Потребуется два каната, желательно разного цвета ‒ темный и светлый. Чтобы завязать этот морской узел, схема такова:

  1. Наложить темный канат на светлый, образовав крест.
  2. Ходовой конец темного каната оплести вокруг светлого.
  3. Поднять оба конца двух канатов вверх и накинуть темный на светлый. Оплести вокруг.
  4. Оба ходовых конца должны выходить сверху. Это основное отличие прямой вязки от похожих и основанных на ней вариантов.
  5. Затянуть.

Булинь

Булинь умеет вязать каждый моряк, так как он универсальный и содержит элементы нескольких плетений. Это незатягивающаяся петля, которую делали на конце веревки. Она часто спасала жизнь человека, упавшего за борт.

Техника очень старая, большинство морских так или иначе представляют ее разновидности. Булинь научились делать еще древние египтяне, но по-прежнему используют туристы и моряки, именуя «королем». Булинь также называют беседочным. Ранее он использовался для привязывания беседки ‒ деревянной доски на канатах, с помощью которой людей поднимали на мачты или спускали за борт.

Булинь узел — схема вязания

Рыбакам, которые хотят с булиня научиться вязать морские узлы, схема вязки для начинающих понравится. Порядок прост:

  1. Взять веревку. Прочность плетения не зависит от ее материала или диаметра.
  2. Сформировать петлю ближе к концевому отрезку.
  3. Взять ходовой конец, пропустить его через петлю, делая это снизу вверх.
  4. Ходовым концом веревки сделать круг через коренной.
  5. Продеть его в петлю уже сверху вниз.
  6. Затянуть за коренной конец.

Восьмерка

Еще один вид с незатягивающейся петлей, который часто применяют рыбаки, альпинисты. Им связывают отдельные концы лески или троса, закрепляют крючок, обеспечивают страховку при скоростном спуске. На восьмерке основано еще одно известное плетение ‒ фламандская петля.

Как сделать морской узел-восьмерку пошагово:

  1. Сформировать петлю ходовым концом, расположив его под веревкой.
  2. Затем сформировать фигуру, напоминающую цифру 8, проведя ходовой конец над веревкой. Пропустить его через петлю сверху вниз.
  3. Завязать, потянув концы веревки в разные стороны.

Восьмерка узел — схема вязания

Петля восьмерки при нагрузке не сместится и останется такой же, как в момент завязывания. Поэтому она легко распустится, даже если веревка долго была в использовании.

Минусами восьмерки называют сложность вязания, необходимость в усилении при тонкой леске.

Простой полуштык

Полуштык появился в Европе более 100 лет назад. Его часто используют как завершающий элемент для страховки основного. Завязывается вокруг опоры, выдерживает большие нагрузки. Английский вариант названия ‒ half hitch.

Простой полуштык редко применяют в чистом виде, так как ходовой конец требует дополнительной фиксации. Иначе он развязывается самопроизвольно. Обычно полуштык прихватывают с помощью тонкого шнура.

Простой полуштык

Чтобы правильно завязать морской узел, нужно:

  1. Перекинуть веревку через опору.
  2. Ходовой конец провести над коренным, продеть его в получившуюся петлю.
  3. Прикрепить ходовой конец к коренному шнуром.

Якорный

Старинный корабельный узел, поэтапное описание которого появилось в литературе 1794 года. Среди русских мореплавателей известен как рыбацкий штык, или английский. По конструкции напоминает полуштык, так как завязывается на опоре. По технике это вариант двойного простого.

Издавна используется в сфере судоходства из-за прочности, нужен для скрепления канатов, подвергающихся сильному натяжению. Так крепили якорь, швартовочный трос, сейчас используют для связывания рыболовных снастей.

Якорный узел

Чтобы вязать якорные морские узлы, используйте схему:

  1. Взять веревку, перекинуть ее через опору.
  2. Обернуть дважды.
  3. Перекинуть ходовой конец через коренной, сделав обнос.
  4. Ходовой конец закрепить с помощью дополнительного шнура.

Якорный легко развязывается, очень надежен, особенно при закреплении мокрых или обледеневших тросов. В рыболовстве применяется при фиксации крючка.

Игольчатый штык

На рубеже XVII-XVIII веков в армиях Европы появились игольчатые штыки, знакомые нам всем по образу нашей легендарной винтовки Мосина. Сначала игольчатые клинки существовали параллельно с багинетами, но быстро их вытеснили. Преимущества перед архаичным багинетом были очевидны: крепление на ствол с помощью круглой втулки, обычно отъемный игольчатый Т-образный, трехгранный или восьмигранный клинок, что давало возможность солдату вести огонь с примкнутым штыком

Теперь солдату было важно не порезаться о штык при дульном заряжании ружья, но эта проблема отпала с появлением унитарного патрона

* Штыковая атака под в ходе Отечественной войны 1812 года

Такая форма для нового штыка была выбрана из соображений его оптимальной легкости и прочности. Бойца того времени быстро и легко можно было обучить владению им: колоть, отбиваться, строиться в каре. Оптимальной была и его длина – она всегда рассчитывалась так, чтобы ружье со штыком оказалось длиннее руки кавалериста с палашом, то есть обеспечить пехотинцу безопасное расстояние для удара по коннику.

* Обучение штыковому бою с игольчатым штыком винтовки Мосина Кстати, распространен миф, что правое крепление игольчатого штыка гасит так называемую деривацию – эффект увода пули вправо или влево в зависимости от хода нарезов в стволе. Это действительно так, «Мосинка» всегда пристреливалась со штыком. Но это справедливо лишь для нарезных винтовок, появившихся массово лишь к концу XIX века.

Простой штык

Надёжный вариант, который нетрудно запомнить, а также легко вязать, благодаря чему является одним из наиболее популярных в рыбацком деле. Часто он используется альпинистами при сооружении навесных переправ, поскольку просто завязывается и развязывается, когда канат находится под нагрузкой. Также используется для прикрепления троса к опоре, фиксации страховки, при буксировке автомобилей, погрузочных работах на кораблях.

Простой штык образуется при завязывании двух полуштыков

Важно верно выполнить второй, иначе связка затянется


Рисунок 3. Схема узла «простой штык»

На рисунке 3 а) показано правильное расположение петель, образующих при сведении выбленочный узел.

Рисунок 3 б) – при сведении петель получился коровий узел, который затягивает петлю, является неправильным исполнением простого штыка.

Для увеличения прочности можно добавить еще полуштык. Вязать большее количество не имеет смысла. Это не повысит надежность, но увеличит время связывания и развязывания.

Выполнение

Накидываем петлю кругом точки опоры.
Проводим веревку через образованную петлю

Не суть важно, проводите ли вы свободный конец под или над веревкой. Все последующие должны быть завязаны так же, как первый.
Делаем петлю вокруг каната.
Проводим свободный конец сквозь образованную петлю, аналогично первому разу.
Закрепляем контрольным узлом либо бечевкой.

Пошаговая схема вязки узла рыбацкий штык

Зная, как завязать узел простой штык на вертикальной опоре, можно спокойно оставлять лодку на берегу. Свободный конец каната за опору заводят слева направо. Свободный конец троса перекидывают через основной, заводят снизу в получившуюся петлю. Так образуют полуштык.

Затем свободный конец каната отводят вправо, его центр берут в правую руку, а часть троса, зафиксированную в узле, опять тянут влево, перебрасывают через основной и просовывают снизу в новую петлю, создавая второй полуштык и при этом формируя простой крепеж.

Чтобы соединение было более прочным, можно таким же образом сделать 3 полуштык. Но в простой ситуации достаточно бывает 2 полуштыков. Свободный конец каната привязывают к основному контрольным соединением. Таким образом, канат закрепляется к опоре надежно.

Вместо контрольного соединения можно свободный конец троса привязать к основному концу тросом малого диаметра. При этом полуштыки, образующие простое соединение, не затягивают, и соединение развязать легко, даже при под большой нагрузкой. Так делают моряки во время крепления каната к опоре.

Мачтовый штык

Мачтовый штык представляет собой два узла «стремя»: один вяжется на опоре, второй — на коренном конце веревки. Собственно, как и было замечено ранее, стремя на коренном конце веревки вяжется двумя полуштыками и в простом штыке, и в некоторых других его вариантах.

Преимущество мачтового штыка перед простым опять же заключается в дополнительных шлагах (оборотах) веревки вокруг опоры, благодаря чему веревка медленнее перетирается. Кроме того, благодаря наброшенному на опору стремени, воздействие на полуштыки, завязанные на коренном конце веревки, будет меньше, чем в других рассмотренных ранее вариантах узла.

Если на конце связать контрольный узел, то мачтовый штык затянется и крепко обожмет опору, исключая скольжение веревки в любом из направлений. Но в этом случае развязать узел будет сложнее.

Если же ходовой конец веревки после формирования мачтового штыка привязать к коренному, то узел не затянется даже при очень больших нагрузках на веревку, и после ослабления веревки сможет быть легко развязан.

Мачтовый штык — это некое сочетания двойного штыка и стремени.

Существуют и другие узлы, в названии которых присутствует слово «штык», но которые сами по себе не являются «родственниками» простому штыку. К таким узлам относятся, например, задвижной штык и плоский штык. В рамках сегодняшней темы рассматривать их не будем.

Как видим, известно множество штыков, у каждого из которых есть свои достоинства и недостатки. Однако нет смысла запоминать все варианты: для туриста или человека, увлекающегося вопросами выживания в дикой природной среде, будет достаточно запомнить два-три узла из этой категории.

Лично я рекомендовал бы к запоминанию всего один вариант — штык с обносом. На основе этого узла при необходимости легко связать простой штык, а сам узор крепежа на опоре представляет собой основу для узла УИАА и узла Прусика, которые используются для спуска и подъема по веревке. Если знать и уметь вязать штык с обносом, будет проще запомнить и эти узлы.

Узнайте также:

  • Узел Прусика, его область применения и правила вязания
  • Все о булине — короле узлов
  • Узел Заячьи Ушки, или Двойной проводник

СТОПОРНЫЙ УЗЕЛ

Стопор накладывают на трос двумя шлагами (рис. 26, а, б), после чего ходовой конец стопора два-четыре раза обматывают вокруг троса в направлении тяги, показанном на рисунках стрелкой, и крепят к нему линем или шкимушгаром (рис. 26, в). Стопор может быть наложен на трос не только против спуска троса, как это показано на предыдущих рисунках, но и по направлению спуска (рис. 26, г).

В качестве стопора для стальных тросов употребляют такелажную день, которую накладывают на трос так же, как и стопор из растительного троса (рис. 26, д). Для цепей применяют специальный стопор, который состоит из короткого троса с гаком и кнопом на концах. Этот стопор крепят к цепи при помощи линя (рис. 26, е).

Основные морские узлы: схемы вязания

1. Прямой узел

Выполнение.

Концы связываемых тросов обносят один вокруг другого, загибают во встречных направлениях (рис. 1, а) и связывают так, как показано на рис. 1, б.

Затянутый узел показан на рис. 1, в.

Применение.

Прямой узел применяют при связывании тросов примерно одинаковой толщины.

При больших нагрузках на связанные тросы, а также при намокании тросов, прямой узел сильно затягивает. Для предотвращения чрезмерного затягивания в петли узла вводят деревянный вкладыш.

Рифовый узел

Выполнение.

Рифовый узел завязывают так же, как и прямой, но один из ходовых концов узла вводят в соответствующую петлю сложенным вдвое (рис. 2, а, б). Благодаря, этому рифовый узел при необходимости можно легко развязать. Затянутый рифовый узел показан на рис. 2, в.

Применение.

Рифовым узлом связывают концы рифсезней при взятии рифов на парусах. Этот узел применяют при закреплении штертов чехлов судовых шлюпок, компасов, палубных механизмов; и в других случаях, когда требуется надежный, но быстро развязываемый узел.

Двойной прямой узел

Выполнение.

Конец одного из связываемых тросов дважды обносят вокруг другого, затем концы тросов загибают навстречу друг другу (рис. 3, а) и повторяют начальную операцию (рис. 3, 6). После этого узел затягивают, а концы закрепляют шкимушгаром или тонким линем (рис. 3, в).

Применение.

Двойной прямой узел рекомендуется для связывания тросов, испытывающих большую нагрузку.

Плоский узел

Выполнение.

Плоский узел удобно завязывать, разложив тросы на палубе. Один из связываемых тросов (более толстый) укладывают в виде петли (рис. 4, а). Конец другого троса подводят под петлю (рис. 4, б) и последовательно проводят сверху коренного, но снизу ходового, конца толстого троса (рис.4, в). Затем тонкий трос проводят сверху петли толстого троса, но под своей коренной частью (рис. 4, г). Таким образом, тонкий трос образует такую же петлю, как и трос большего диаметра. Ходовые концы обоих тросов завязывают полуштыками и закрепляют тонким линем, шкимушгаром или каболкой. Завязанный плоский узел изображен на рис. 4, д.

Применение.

Плоский узел применяют при связывании тросов различного диаметра. Он также может применяться для связывания тросов одинаковой толщины, особенно в тех случаях, когда тросы подвергаются сильному натяжению или намоканию.

Простой штык

Выполнение.

Ходовой конец троса, заведенного за пал, битенг или рым (рис. 5,а), обносят вокруг коренной части троса и пропускают в образующуюся при этом петлю (рис. 5, б). В таком виде узел носит название полуштыка. Далее ходовой конец еще раз обвязывают вокруг троса полуштыком (рис. 5, в) и прочно закрепляют с помощью тонкого линя или шкимушгара. Завязанный узел показан на рис. 5, г. Из приведенных рисунков видно, что при правильно завязанном узле сближенные шлаги полуштыков образуют выбленочный узел.

Применение.

Простой штык применяют для крепления швартовных тросов к причальным приспособлениям, временных оттяжек к стропу, а также при креплении лопарей оттяжек грузовых стрел за рымы (обухи).