Как нашли Триполье?
До конца XIX века никто о Трипольской культуре не знал, но её очень искали. Дело в том, что на волнах трендового в то время панславизма славянские народы занялись поисками идентичности. Надо понимать, что в те годы ни Польши, ни Чехии, ни Хорватии, ни Словакии и Словении не существовало. Славянская общность была представлена «балканской тройкой» из Черногории, Сербии и Болгарии, и Российской империей, которую в европейском сообществе то и дело обвиняли в отсутствии демократии и сибирских каторгах.
Отыскал Триполье Викентий Хвойка. Профессионального археологического образования он не имел (окончил коммерческое училище), раскопками начал заниматься только в возрасте 40 лет.
По происхождению он был чехом и мечтал об освобождении своего народа от Австро-Венгрии. В этом вопросе он уповал на помощь Российской империи и получил от Российского императорского исторического музея средства на раскопки.
В 1899 году Хвойка на 11-м археологическом съезде в Киеве представил на суд коллег результаты своих раскопок. Главным «лотом» были расписные черепки. Хвойка объявил свои находки ни много ни мало доказательством существования «славянской ветви арийского племени».
Керамика Трипольской культуры
Именно расписная керамика стала настоящей визитной карточкой Триполья. В каждом жилище археологи находят от 30 до 200 керамических изделий.
Сначала глиняную посуду изготовляли вручную в каждой семье для собственных нужд. К глине подмешивали полову, конский навоз, толченые ракушки. Поэтому она была толстостенной и грубоватой. Позже появился гончарный круг, скорее всего, одновременно с появлением отдельных гончарных мастерских.
Изготовляли посуду трех типов:
- хозяйственную;
- кухонную;
- ритуальную.
Для хранения зерна делали большие до 1,5 метров сосуды и вкапывали их в землю на первом хозяйственном этаже. Для приготовления пищи использовали горшки, тарелки, сковородки, чашки, кувшины и многое другое. В зависимости от формы, выделяют 16 типов трипольских керамических изделий. В мастерских керамику изготовляли в огромных количествах, и вся она была отменного качества — тонкая, гладкая и мастерски расписана. Трипольская роспись — явление абсолютно уникальное. Ни в одной культуре не существовало ничего подобного. Орнаменты выполняли белой, черной, красной, коричневой краской. Ученые сходятся, что для трипольцев керамика имела сакральное значение.
Кроме посуды изготовляли множество глиняных статуэток. Очень часто это была женская фигурка с выразительными женственными изгибами. Делали также фигурки животных, модели жилищ. Видимо, их использовали для проведения различных религиозных обрядов.
Язык и письменность
Была ли в Триполье письменность? Однозначного ответа на этот вопрос нет, хотя дискуссии на эту тему ведутся давно. В 2000 году вышло исследование И.Ткачука и Я.Мельника «Семіотичний аналіз трипільсько-кукутенських знакових систем». Разбирал эту тему в своей монографии 2002 года «Трипільська цивілізація» археолог Михайло Видейко.
Выводы ученых неутешительны: полноценной письменности в Триполье не существовало. Убедительно доказать, что узоры на трипольской керамике содержат какой-то семантический языковой код никому пока не удалось. Попытки расшифровать трипольские знаки при помощи древнегреческого и других европейских языков также не увенчались успехом.
Хотя, есть одно «но», а именно исследование российского востоковеда-шумеролога Анатолия Кифишина «Древнее святилище «Каменная Могила».Опыт дешифровки протошумерского архива ХІІ-ІІІ тыс. до н.э.», изданное в 2001 году.
В своем труде ученый заявил, что ему удалось расшифровать пиктограммы на 40 панно и 16 каменных табличках, так называемых скрижалях VІІ-ІІІ тысячелетий до н.э.
Из расшифровок Кифишина вытекает, что такие протошумерские пиктограммы, как «зерно», «ячмень», «мотыга», «плуг», «колесо» и даже «пиво», впервые появились в Каменной Могиле, Трансильвании, Подунавье и Приднестровье в V-ІV тысячелетиях до н.э.
Академическая общественность отнеслась к работе Кифишина сдержанно. Предположения ученого были критически оценены востоковедом Игорем Дьяконовым ещё до публикации работы Кифишина. Из ученых Санкт-Петербурга только историк-ассиролог Ростислав Грибов поддержал Кифишина.
Зато эти предположения были подхвачены некоторыми украинскими националистами в искажённом виде: «Украина — родина шумеров».
Антропология и генетика
Антропологический тип представителей живших до Трипольцев это северные европеоиды. Они были высокими, имели крупный череп и массивный скелет, лицо было широкое и плоское. Представители же Трипольской культуры — древнего средиземноморского типа, невысокие, узколицые и стройные.
Не найдено ни одной могилы трипольской культуры. И это притом, что одновременно население составляло до 2 миллионов человек, а на протяжении нескольких тысячелетий на территории Украины жило несколько десятков миллионов (а возможно, несколько сотен миллионов) представителей этой археологической культуры. Как хоронили трипольцев, куда делись могилы – загадка.
Первый генетический материал Трипольских жителей был получен в пещере Вертеба Тернопольской области в 2005 году (это не была могила, люди погибли в пещере вследствие обвала). По результатам анализа, опубликованным в 2010 году, ученые пришли к заключению о родстве этого народа с другими культурами известными в истории неолита. Стало понятно, что у населения Триполья в основе были гены людей, проживающих ещё до неолита от Карпат до Северного Причерноморья, а по материнской линии корни ведут в малую Азию (видимо, похожие Х-хромосомы были у жителей Малой Азии).
По антропологическим данным ученые определили, что среди населения этой древней цивилизации были как крупные протоевропейцы, так и хрупкие представители средиземноморья. Особенно это хорошо прослеживается по могилам позднего периода, например найденным около села Выхватинцы. Женские скелеты в этих захоронениях были крупными и явно принадлежали протоевропейцам, а мужские кости были тоньше и принадлежали к средиземноморскому типу.
Небольшое отступление
Здесь необходимо небольшое отступление. За то время, что длилось по предположениям археологов, раннее Триполье, то есть примерно за 400 лет, культура менялась, и вполне естественно, что более поздние поселения заметно отличались от первых. Чтобы проследить развитие, эволюцию культуры, необходимо знать последовательность изменений.
Здесь на помощь археологам приходит понятие «тип памятника». Что это такое? Имеется в виду совокупность археологических объектов (поселений, могильников), одновременных, занимающих определенную территорию и обладающих общими четко выраженными чертами.
Последовательно сменяющие друг друга во времени тины памятников являются как бы звеньями единой цепи культурного развития на данной территории
Выделение типов памятников особенно важно для культур большого территориально-хронологического диапазона. Благодаря работам Т
С. Пассек, Ю. Н. Захарука. Е. К. Черныш, Т. Г. Мовши, В. Г. Збеновича создается общая схема развития трипольской культуры, где каждое поселение занимает строго определенное, отведенное ему место. В этой схеме есть ряд пробелов, «пустых клеток», означающих, что далеко не все еще найдено. Не случайно поэтому материалы поселения Окопы вызвали у археологов большую радость. По их мнению, Окопы — как раз поселение, которого не хватало, оно точно заняло некую лакуну в развитии раннего Триполья. И этим подтвердило предположения археологов, оставивших незанятое место в своей системе.
Не так-то просто бывает выделить тин памятника и не спутать, например, стадиальные черты с чертами культуры. Возвращаясь к вопросу о корнях нашего Триполья, следует сказать, что те черты общности, которые видят некоторые специалисты у буго-днестровского неолита с ранним Трипольем, если смотреть «другими глазами», оказываются не общими для культур, а общими для стадий развития и, значит, свойственными, естественно, очень многим культурам и на огромных территориях.
Например, роговые мотыги. Они есть в буго- днестровской культуре и в Триполье тоже есть. Но в каких культурах их нет? Они везде, где земледелие становится основным занятием людей. Можно назвать и многие другие признаки, которые могут быть общими и тем не менее говорят только об общем методе ведения хозяйства, способе производства, но не об общей культуре. Даже вид орнамента не является иногда отличительным признаком. Спиральный орнамент, который так характерен для Триполья, распространен на огромной территории от Малой Азии до Днестра. Глиняная пластика тоже. Но это вовсе не значит, что на всем этом пространстве господствовала единая культура, наоборот — их было великое множество.
Эпоха позднего палеолита
В период позднего палеолита в первобытном обществе складываются многие важные компоненты материальной культуры.
Используемые человеком орудия становятся все более сложными и законченными по форме. организуют охоту на крупных зверей, строят жилища, используя для этого дерево, камни и кости, носят одежду, для чего обрабатывают шкуры.
Не менее сложной становится духовная культура. Прежде всего первобытный человек уже в полной мере обладает главными человеческими качествами: мышление, воля, язык.
В обществе формируются первые формы религии: магия, тотемизм, фетишизм, анимизм.
Магия (колдовство, волшебство) находится у истоков всякой религии и является верой в сверхъестественные способности человека воздействовать на людей и природные явления.Тотемизм связан с верой в родство племени с тотемами, каковыми обычно выступают определенные виды животных или растений.Фетишизм — вера в сверхъестественные свойства некоторых предметов — фетишей (амулеты, обереги, талисманы), способных оберегать человека от беды.
Анимизм связан с представлениями о существовании души и духов, влияющих на жизнь людей.
Палеогенетика
Изучение останков из пещеры Вертеба около села Бильче-Золотое в Тернопольской области, относимых к периоду 3600—2500 годов до н. э. и связываемых с трипольской культурой, позволило выделить митохондриальную ДНК семи индивидов, которая оказалась принадлежащей к митохондриальным гаплогруппам pre-HV, HV или V (2 образца), H (2 образца), J и T4. Такой набор меток является подтверждением родства населения этой культуры с народами балканского неолита, корни этих линий лежат в Малой Азии. Местная (автохтонная) линия в останках трипольцев оказалась преобладающей. В 2017 году были опубликованы митохондриальные гаплогруппы H, H1b, H5a, H5b, HV, T2b, U8b1a2, U8b1b, а также K и W. Находка у двух образцов митохондриальной гаплогруппы U8b1 может свидетельствовать о связи трипольцев с популяциями верхнепалеолитической Европы.
У четырёх трипольцев из пещеры Вертеба определена Y-хромосомная гаплогруппа G2a (три носителя G2a2b2a и один G2a), также характерная для культур балканского неолита, у одного — Y-хромосомная гаплогруппа E.
У четырёх женщин с двух позднетрипольских (3500—3100 лет до н. э.) стоянок в Молдавии (Покровка V (Pocrovca 1, Pocrovca 2, Pocrovca 3) и Гординешти I (Gordinești)) определили митохондриальные гаплогруппы K1a1 (Pocrovca 1), T1a (Pocrovca 3), T2c1d1 (Pocrovca 2), U4a1 (Gordinești). Анализ PCA показал, что образцы Gordinești, Pocrovca 1 и Pocrovca 3 сгруппировались с более поздними образцами культуры колоколовидных кубков из Германии и Венгрии рядом с четырьмя мужчинами-трипольцами из пещеры Вертеба, в то время как образец Pocrovca 2 попал в кластер культуры линейно-ленточной керамики рядом с неолитическими земледельцами из Анатолии и Старчево. Три из этих образцов также показали значительное количество степной родословной, что предполагает приток в генофонд трипольцев людей, связанных, например, с украинским мезолитом. Степной компонент появился в сельскохозяйственных сообществах Восточной Европы, возможно, уже в 3500 году до нашей эры, что согласуются с гипотезой о продолжающихся контактах и постепенном смешивании прибывающих степных и местных западных популяций.
Периодизация
Реконструкция жилья трипольской культуры. Тернопольский областной художественный музей
Предметы из поселения близ села Русештий Ной Яловенского района Молдавии. Трипольская культура. 3650 год до н. э.
Предметы из поселения близ села Кэрбуна Яловенского района Молдавии. Трипольская культура. 3600 год до н. э.
Предметы культа. Трипольская культура. 4 — первая половина 3-го тысячелетия до н. э.
Предметы из поселения Старые Куконешты Единецкого района Молдавии. Трипольская культура. 3500—3400 гг. до н. э.
По периодизации Т. С. Пассек выделяются три этапа развития трипольской культуры:
- Ранний этап (Триполье A) — середина — вторая половина 4-го тысячелетия до н. э. Жилища — землянки и небольшие наземные глинобитные «площадки». Орудия делались из кремня, камня, рога и кости; медных изделий немного (шилья, рыболовные крючки, украшения); лишь Карбунский клад в Молдавии отличается богатством медных изделий. Кухонная керамика имеет примесь шамота, песка, шероховатую поверхность (горшки, миски), орнамент в виде насечек, налепов, столовая украшена каннелированным (горшки, кувшиновидные сосуды, чашки, черпаки) и углублённым орнаментом («фруктовницы», грушевидные сосуды, крышки). Много статуэток, изображающих сидящую женщину (Незвиско), меньше — зооморфных фигурок; известны глиняные седалища, модели жилищ, украшения. Обнаружено единичное погребение в жилище (Лука-Врублевецкая).
- Средний этап (Триполье B — Триполье C1) датируется серединой 4-го тысячелетия до н. э. — 3200/3150 гг. до н. э. Ряд поселений на мысах укреплён валами и рвами, увеличилась площадь поселений, иногда жилища располагались по кругу. Встречаются двухэтажные дома. Известны модели жилищ с двускатной крышей и круглыми окнами. Обработка кремня совершенствуется, появляются мастерские по изготовлению орудий. Начинается добыча медного сырья (руда и самородная медь), а также выплавка металла на территории между Днестром и Днепром. Увеличивается количество и ассортимент медных изделий (топоры, ножи, кинжалы, тёсла, шилья, украшения). Появляется расписная керамика, кухонная керамика иная — с примесью в массе толчёных ракушек или песка, полосчатым сглаживанием и «жемчужным» орнаментом. Меняется форма статуэток — стоячие фигурки с округлой головкой, наряду с женскими есть и мужские изображения. Найдены погребения в жилищах.
- Поздний этап (Триполье C2) датируется 3150—2650 гг. до н. э. Расширяется территория трипольской культуры за счёт продвижения племён на север и восток. Небольшие поселения располагаются на укреплённых местах, наряду с небольшими наземными жилищами встречаются землянки. Продолжает развиваться добыча и обработка металла. Уменьшается количество расписной керамики, появляется посуда округлой формы с примесью песка и толчёных ракушек с орнаментом по краю венчика (защипы, оттиски, верёвочки, наколы). Совершенствуется обработка кремня, много шлифованных кремнёвых топориков. Распространены женские статуэтки удлинённых пропорций со схематизированной головкой и слитыми ногами. Известны грунтовые и курганные могильники. В Поднепровье найдены погребения по обряду кремации. Погребальный инвентарь: кремнёвые серпы, каменные боевые топоры-молоты, медные кинжалы, шилья, ножи, украшения, — браслеты, пронизи, медные, каменные и стеклянные бусы; керамика — шаровидные амфоры, чаши, миски, антропоморфные статуэтки.
Примечания
- ↑
- Кукутени / Пассек Т. С. // Советская историческая энциклопедия : в 16 т. / под ред. Е. М. Жукова. — М. : Советская энциклопедия, 1965. — Т. 8 : Кошала — Мальта. — 990 стб.
- Кукутени / Пассек Т. С. // Конда — Кун. — М. : Советская энциклопедия, 1973. — ( : / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 13).
- ↑
- В. А. Дергачев, И. В. Манзура. Погребальные комплексы позднего Триполья : Свод источников / Отв. ред. В. Я. Сорокин; АН ССР Молдова, Отд. этнографии и искусствоведения. — Кишинев: Штиинца, 1991. — 333 с. — ISBN 5-376-01192-5.
- Санжаревский И. И. // Политическая наука и искусство управления (Мультимедийный сетевой научно-образовательный проект) / Авт. и сост. Санжаревский И. И., РАНХ и ГС,Тамбов. — 2-е изд., испр. и доп. — Тамбов, 2019.
- Титов В. С. Неолит и энеолит // История Европы в 8 т. Том 1. Древняя Европа. / Отв. ред. Е. С. Голубцова — М.: Наука, 1988. — С. 80
- Круц С. И. Антропологические материалы позднетрипольского могильника у с. Чапаевка // Раннеземледельческие поселения-гиганты трипольской культуры на Украине. — К., 1990. — С. 103.
- Зиньковский К. В. Антропологическая характеристика материалов из второго грунтового могильника у с. Усатово // Новые археологические исследование на Одесчине. — К., 1984. — С. 34-43.
- Потехина И. Д. Антропологические материалы из могильника Маяки // Патокова Э. Ф., Петренко В. Г., Бурдо Н. Б., Полищук Л. Ю. Памятники трипольской культуры в Северо-Западном Причерноморье. — К., 1989. — С. 125—133.
- Алексеева Т. И. Истоки антропологических особенностей славян // Антропология и геногеография. — М., 1974. — С. 44.
- ↑
- Пассек Т. С. Периодизация Трипольских поселений (III—II тысячелетие до н. э.). — М.—Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1949. — С. 20. — 245 с. — (Материалы и исследования по археологии СССР. Вып. 10).
- ↑ Корвин-Пиотровский А. Г. Трипольская культура на территории Украины. // Трипольская культура в Украине: поселение-гигант Тальянки: сборник научных трудов / Отв. ред. А. Г. Корвин-Пиотровский, Ф. Менотти; Институт археологии НАН Украины. — К.: , 2008. — 256 с. — С. 21. — ISBN 978-9-66-024944-8.
- Кременецкий К. В. Палеоэкология древнейших земледельцев и скотоводов Русской равнины. / Институт географии АН СССР. — М.: Наука, 1991. — 193 с.
- ↑ Videiko M. Yu. // Trypillya culture proto-cities. History of investigations = Трипільські протоміста. Історія досліджень (англ.) / Institute of Archaeology, National Academy of Sciences of Ukraine. — Kiev, 2002. — P. 103—125. — 144 p.
- ↑
- Трубачев О. Н. К прародине ариев // Вопросы языкознания. № 3 С. 3—12.
- Iванченко Р. П. Історія без міфів. Бесіди з історії української державності. Киiв: Український письменник, 1996.
- Русина Е. В. Трипольский синдром: Украина в зеркале «правильной» истории // Фальсификация исторических источников и конструирование этнократических мифов / А. Е. Петров, В. А. Шнирельман (ред.). М.: Институт археологии РАН, 2011. С. 150—152.
- Отрощенко В. Міфологізація етногенезу українців // Новітні міфи та фальшивки про походження українців: збірник статей. — К.: Темпора, 2008. — С. 51—65 24—50.
Хозяйство культуры Триполья
Период с 5500 по 4000 г. до н.э. считается временем земледельческой революции, когда народ перешел от собирания растения и трав к их выращиванию, от охоты на зверей к их одомашниванию и разведению. Также и племена, относящиеся к трипольской культуре, начали заниматься сельскохозяйственным производством одними из самых первых.
Трипольцы обрабатывали земли и жили на одном и том же месте около 60 лет. По прошествии этого времени ресурсы земли истощались, и жители вынуждены были перемещаться на соседние территории. Учёные выяснили, что сельское хозяйство трипольцев было так хорошо развито, что продукция всегда была в избытке. Трипольская цивилизация по праву считается одной из первых земледельческих общин, которая не страдала от нехватки продовольствия.
Трипольцы зарекомендовали себя не только как грамотные земледельцы, но и как талантливые ремесленниками. Сначала их орудия труда изготавливались из камня, затем уже из кремния, который можно было применять для производства наконечников стрел, топоров, серпов и многих других незаменимых в быту вещей.
Высокое развитие получило скотоводство, гончарное дело и ткачество. Земледельцы выращивали не только зерновые культуры и овощи, но и целые фруктовые сады. На территории Украины именно трипольцами были посажены первые вишневые деревья.
В Поднестровье появились мастерские по добыче и обработке кремния, что также свидетельствовало об огромном прогрессе в сфере хозяйственной деятельности.
Помимо земледелия и скотоводства большую роль в становлении хозяйства Триполья сыграла охота и рыболовство. Также отмечено существенное развитие техники обработки меди, полученной Балканского полуострова, найдены многочисленные сельскохозяйственные орудия, приборы для ткачества, деревообработки, плетения, выделки шкур и так далее. Трипольская керамика была богато украшена красивым орнаментом.
Трипольцы возделывали землю при помощи мотыг из камня, кости и рога, а урожай убирали самодельными серпами, которые сначала были каменными, а после и медными. Медное орудие труда повсеместно вошло в обиход, благодаря раскопкам было обнаружено несколько сотен различных предметов из чистой меди, полученной из балкано-карпатских рудников.
Скотоводству также отводилась значительная роль в хозяйстве. Трипольцы содержали быков двух пород, одни из которых были мелкими, а другие – очень крупными, похожими на диких туров. В большом количестве жители содержали овец и свиней, а к концу культуры Триполья появились и домашние лошади. Выпас скота проводился недалеко от посёлка, а ночью животных закрывали в загонах.
Верования и идеология трипольцев
О религиозной составляющей – обрядах, традициях, пантеоне жителей поселений – известно достаточно мало. Трипольцы почитали землю и культ плодородия, что считается типичным для оседлых поселений эпохи энеолита.
Рисунок 5. Точных данных о верованиях трипольцев ученые пока не обнаружили
В 2012 году в Центральной Украине был найден так называемый Небелевский двухэтажный храм – огромное для той эпохи сооружение размерами 20 на 60 метров. Для его строительства трипольцы выбрали самую высокую точку поселка. В храме располагались семь алтарей для поддержания огня, ширина дверей составляла 1,7 метра, а длина коридора достигала 10 метров.
До сих пор не нашли объяснения глиняным женским фигуркам, специально разломанным на несколько частей. Их составляющие археологи находили на расстоянии до 10 метров друг от друга (рисунок 5).
Вопреки гипотезам об особенном и таинственном погребальном обряде, в трипольской культуре захоронения были достаточно банальными. Покойного закапывали в яме глубиной до 2 метров вместе с элементами домашней утвари, орудиями труда. Все могилы находились рядом с поселениями.
Вопросы вызывает и единственное святилище Вертеба (Тернопольская обл.), которое посещалось трипольцами более тысячи лет. В нем были найдены черепа четырех насильственно убитых мужчин. Судя по расположению останков, они использовались для ритуала.
«Трипольская культура. Ямная культура»
Трипольская культура
Трипольская культура — энеолитическая археологическая культура (конец VI тыс. до н.э. — сер. III тыс. до нашей эры), названная по месту открытия у с. Триполье недалеко от Киева. Была распространена в эпоху энеолита на территории Украины на запад от Днепра и в Молдавии, а также в восточной Румынии, где ее называют культурой Кукутень (или кукутень-трипольская культура). Наибольший её расцвет пришёлся на период между 5500 и 2750 гг. до н. э. На смену трипольцам пришли народы ямной культуры.
Один из главных путей расселения древнейших земледельцев и животноводов начинался в Южной Анатолии и вел на запад по островам Эгейского моря в Восточную Грецию, а затем в Прикарпатье. В VII тыс. до нашей эры выходцы из Анатолии принесли с собой навыки воспроизводящего хозяйства, культурные растения (пшеницу, ячмень, чечевицу), домашних животных (овец, коз), ближневосточную культуру и язык. Эти люди принадлежали к восточно-средиземноморскому антропологическому типу, который характеризуется грациозностью (тонкокостностью), невысоким ростом, темной пигментацией, скошенным лбом и крупным носом своеобразной формы.
Анализ артефактов этой археологической культуры демонстрирует выразительные малоазиатские параллели: набор одомашненных растений и животных, чьи дикие предки из Ближнего Востока, типология керамики, культы женского божества плодородия, священного быка, небесного змея, ритуальные захоронения детей и бычьих голов под полом жилищ и т. д.
Соседями трипольцев были племена собирателей и охотников так называемые культуры шнуровой керамики, которых считают предками индоевропейцев. От трипольцев пращуры индоевропейцев получили навыки земледелия и скотоводства, которые перенимались вместе с соответствующей терминологией. Сельскохозяйственная лексика индоевропейских народов в значительной мере имеет ближневосточное происхождение: шумерское, прасемитское и другие. К таким заимствованиям относятся слова: селек — свекла; давир — двор; коу — корова; цабалъ — цыбуля, лук; хита — жито, пшеница; кивса — овца.
Ямная культура
Культура шнуровой керамики, или культура боевых топоров, или Культура одиночных могил (ямная культура) — огромный археологический пласт в Европе, ранний — с позднего неолита, поздний — в раннем бронзовом веке (3200 до н. э. — 2900 до н.э. — 2300 до н. э. — 1800 до н.э.). Племена этой культуры часто считают первыми индоевропейцами на территории Средней Европы.
Названия «шнуровой керамики» и «одиночных могил» основаны на характерном способе орнаментации керамики и погребальном обряде. Название «боевых топоров» возникло благодаря обычаю этих людей класть в мужские могилы каменный боевой топор.
Памятники культуры шнуровой керамики, послужившей прототипом для культуры боевых топоров обнаружены в Центральной Европе, в основном в Германии и Польше, и представляют собой характерную керамику: на влажную глину наносились отпечатками льняных или пеньковых веревок. Для культуры типичны очень маленькие поселения и земледелие, а также содержание домашнего скота. Племена вели как оседлый, так и кочевой образ жизни. Использовался колесный транспорт. Основным домашним животным была в отличие от трипольской культуры свинья.
Это конспект по теме «Трипольская культура. Ямная культура». Выберите дальнейшие действия:
- Перейти к следующему конспекту: Политогенез (образование государства)
- Вернуться к списку конспектов по Всеобщей истории.
В популярной культуре
Трипольская культура получила популярность в среде националистов и неоязычников и в работах, признанных научным сообществом псевдоисторическими. Различные авторы, включая связанных с украинским национализмом, утверждают, что украинцы существовали как народ и имели высокую культуру и государственность задолго до Киевской Руси. Для доказательства этого делаются попытки отождествить украинцев со скифами или более древними народами, вплоть до представителей трипольской культуры или, в некоторых случаях, людей палеолита, что изображает украинцев древнейшим народом Европы. Ряд авторов отождествляет этих предков с «арийцами» («трипольцам-ориям»). Другие конструируют двухчленную модель возникновения украинского этноса как результат смешения местных «хлеборобов-трипольцев» и пришлых «степняков-арийцев». Украинский библиотекарь Н. З. Суслопаров, не имевший лингвистического образования, утверждал, что «открыл» «звуковой трипольский алфавит» и отождествил трипольцев с пеласгами. Идея происхождения украинцев от трипольцев поддерживалась Львом Силенко, основателем украинского неоязыческого движения РУН-вера, рядом других украинских эмигрантов. Сторонником идеи был советский украинский писатель Сергей Плачинда, один из последователей Силенко, разделявший также идею докириллической «трипольской» письменности. Химик А. П. Знойко (1989) писал, что представители трипольской культуры называли себя «полянами», были пеласгами и прямыми предками украинцев. Журналист, кандидат филологических наук В. А. Довгич утверждал, что Поднепровье было родиной «арийских» народов, а украинцы являются автохтонным населением по меньшей мере с трипольской эпохи, когда они изобрели письменность. Писатель и бывший археолог Юрий Шилов рассматривал Украину как «Великую Оратанию». По его мнению, в трипольское время на Украине возникло «арийское государство», «сами трипольцы называли свою страну Араттой» и именно оттуда «вели свой род шумерские цари». На Украине Шилов считается национальным героем, и на его родине ему поставлен памятник. Политэкономист Юрий Каныгин (укр.)русск., популяризировавший взгляды Силенко и Шилова, ведёт генеалогию украинцев от «ариев», а «триполизм» объявил «украинским архетипом». Профессор Прикарпатского университета
(Ивано-Франковск), философ Л. Т. Бабий утверждает, что украина является прародиной «ариев», «создателей трипольской археологической культуры с государствами Аратта и Ариана». Бывший директор Тальновского музея истории хлеборобства краевед В. Ф. Мыцык называл трипольскую культуру «археологической державой». По его мнению, трипольцы были пеласгами, владели алфавитной письменностью и поклонялись «всемогущему Солнцу».
Публикации о происхождении украинцев от трипольцев и скифов рекомендуются Министерством образования Украины как добротный материал для обучения старшеклассников
Для туристов разработан маршрут «Золотое кольцо трипольской культуры» и открыты «парки трипольской культуры». На Украине предлагается вести курс «трипольской педагогики». Под руководством политика И. А. Зайца был создан благотворительный фонд «Триполье», призванный популяризировать идею украинства трипольской культуры, и проводились масштабные псевдонаучные конференции, посвящённые триполью как «истоку европейской цивилизации». В самом селе Триполье 2005—2012 годах на основе частной коллекции работал музей «Древняя Аратта — Украина».
Верования и идеология трипольцев
Во времена трипольской культуры образовались специфические идеологические представления, на которые прямым образом повлиял земледельческий характер хозяйства. Трипольцы отражали свои мысли и в орнаментах сосудов, которые отличались своей витиеватостью и, безусловно, несли в себе религиозно-магические свойства. В орнаменте отражались представления трипольцев об окружающем мире, планете в целом.
Древние земледельцы вплетали в орнаменты своё представление о дожде и ветре, времени суток, временах года. На сосудах красовались изображения животных, растений, пахоты и посевов. Культ плодородия отразился в трипольских статуэтках женщины-богини с явными признаками женственности. В глину умельцы подмешивали зёрна пшеницы и муку.
Объектом культа во всём Средиземноморье на тот момент являлся и бык, приносящий огромную пользу в хозяйстве. Это животное обеспечивало жителей мясом, как и корова, дававшая молоко. Изображения этих животных были очень распространены, а статуэтки быков встречались в большинстве домов трипольских поселений.
Храм имел особое значение для каждого трипольца. Его всегда ярко раскрашивали, расписывали орнаментом, оснащали высокими арками, алтарём и жертвенной чашей. Народ Триполья был озабочен идеей Возрождения, которого можно было достигнуть при помощи ритуалов и обеспечения душевного бессмертия.