Внутренняя служба мвд

Содержание

Кому подчиняется полиция в России?

Подчинение производится по рангу и по должности, то есть:

  1. Следователь, начальник следствия, глава отдела.
  2. Начальник УР, начальник криминальной полиции, руководитель отдела.
  3. Участковый-начальник, участковый-начальник полиции общественно безопасности, руководитель отдела.
  4. Дознаватель глава дознания, и тот свою очередь руководителю отдела.
  5. Инспектор ГИБДД в подчинении начальника ГИБДД и тот подчиняется руководителю отдела.
  6. Уполномоченный штаба начальнику штаба и руководителю отдела.
  7. Уполномоченный ЛРР руководителю отдела.
  8. Помощник дежурной части дежурному и руководителю штаба, далее начальнику отдела.

Органы следствия

Особое внимание необходимо уделить такой составляющей МВД и его территориальных органов как следственные органы. Органы следствия обладают определенной автономией со своей структурой, подчиненной высшему и территориальному руководству ОВД

Структуру органов следствия возглавляет Следственный Департамент МВД, который, в том числе, осуществляет контролирующую функцию за соблюдением следователями и подчиненными элементами структуры законодательных норм относительно уголовного судопроизводства.

Фундаментом построения структуры следственных органов являются следующие принципы:

  • централизация внутри системы (вышестоящие элементы структуры управляют нижестоящими элементами структуры);
  • сообразность построения структуры органов следствия территориально-административному делению страны и линейному делению системы транспорта;
  • сочетание определенной процессуальной самостоятельности следователей и контроля над ними со стороны руководства процессуального и организационного характера;
  • координация действий с прочими органами внутренних дел и подчинение/соподчинение МВД (территориальным органам);
  • качественное взаимодействие с органами власти и гражданскими общественными объединениями.

Главой (начальником) Следственного департамента МВД является заместитель Министра внутренних дел, принимаемый на должность и освобождаемый с нее решением Президента России. Такая процедурная особенность служит некой дополнительной гарантией процессуальной автономности следственных органов в производстве уголовных дел, поскольку освобождает следователя от влияния иных служб, в частности, оперативных.

Основными задачами, стоящими перед Следственным департаментом, являются:

  • принятие участия в формировании ключевых направлений политики государства в области расследования преступных деяний, организации соответствующей деятельности, соблюдении законодательных уголовных норм;
  • улучшение качества регулирования в области расследования уголовных дел посредством применения правовых норм;
  • управление (организация, формирование методологии) функционированием органов предварительного следствия;
  • в установленных законом пределах полномочий реализация функции контроля над правомерностью принимаемых решений и осуществляемых действий следователями;
  • производство расследования особо тяжких преступных деяний, совершенных не единолично конкретным физическим лицом, а преступными группировками, сообществами, организациями, в частности, таких преступлений, которые вызвали общественный резонанс, основаны на разжигании межнациональной розни, носят межрегиональный характер и пр.;
  • налаживание эффективного сотрудничества между следователями ОВД и правоохранительными органами иных стран с опорой на положения международных договоров относительно оказания помощи правового характера в вопросах уголовных дел;
  • участие в разработке и внедрении мероприятий по повышению продуктивности кадровой политики, совершенствованию профессиональных навыков сотрудников следственных органов.

Помимо непосредственно Следственного департамента функционируют также разного рода территориальные и линейные следственные представительства. К таковым относятся следственные подразделения, входящие в состав:

  • Главного управления МВД по Северо-Кавказскому федеральному округу;
  • управлений на транспорте по федеральным округам;
  • министерств внутренних дел республик, управлений МВД прочих субъектов страны;
  • отделов МВД районного, городского и иных муниципальных уровней, в частности, закрытых территориально-административных образований, режимных объектов;
  • Управления МВД комплекса «Байконур».

Система полиции и ее задачи

Полиция, как основной элемент структуры ОВД, защищает жизнь, здоровье, права и свободы жителей страны, иностранных гостей, субъектов без гражданства, препятствует преступности, охраняет порядок, собственность и безопасность в обществе. Любые нарушения, незаконные действия против человека могут быть предотвращены с помощью полиции.

Система полиции включает в себя целый комплекс отделов, соединенных в общую структуру, и выполняет важную роль в соответствии с Указами Президента РФ.

Статья 2 Закона О полиции описывает ключевые задачи, права и обязательства полиции. Они заключаются в следующем:

  • охрана от любой попытки нарушить права граждан, общества и страны;
  • борьба с преступностью и административными нарушениями закона;
  • обнаружение и раскрывание преступных деяний, организация расследования уголовных дел;
  • поиск людей;
  • организация работы по административным нарушениям, выполнение санкций;
  • гарантия порядка в зонах скопления людей;
  • гарантия безопасности движения на дорогах;
  • обеспечение выполнения норм законов РФ в оружейной сфере;
  • обеспечение выполнения норм законов РФ в работе детективов и охранников;
  • обеспечение сохранности недвижимости по договорам;
  • охрана пострадавших, очевидцев и других причастных лиц к совершенным преступлениям, работников судов, прокуратуры, следственных и других органов;
  • выполнение работы по экспертизе криминальных деяний.

Замечание 1

Указ Президента гласит, что полицейские имеют право принимать участие в организации работы по сохранению, а также воссозданию мира и международной безопасности.

В сфере защиты от преступлений и административных нарушений закона полиция должна:

  • организовать работу по приему и ведению учета (в том числе в электронной форме) обращений и сообщений о правонарушениях и административных нарушениях закона, о происшествиях;
  • осуществлять действия, которые указаны в законе;
  • появляться в срочном порядке на место происшествия, административного нарушения закона;
  • останавливать противоправные деяния;
  • обеспечивать безопасное нахождение граждан в обществе
  • организовывать поиск лиц, виновных в совершении преступления;
  • устанавливать имущество, подлежащее конфискации и выполнять другие предусмотренные законодательством функции.

Одной из основных обязанностей полиции является содействие в выполнении работы иным органам власти. В эти обязанности входит: помощь в административном задержании по решению суда; защита и сопровождение подозреваемых и виновных; принятие участия в осуществлении особого режима в местах осуществления специальных операций; охрана сотрудников судов, органов, осуществляющих контроль, пострадавших, очевидцев и других лиц, причастных к уголовному делу; осуществление безопасности в области гражданской авиации и другие.

По каким направлениям организована деятельность ОВД

Деятельность ОВД построена таким образом, чтобы охватить следующие направления:

  • защита от противоправных посягательств общества, государства и отдельных личностей;
  • осуществление криминалистических экспертиз;
  • обеспечение безопасного движения на дорогах;
  • борьба с различными правонарушениями и преступлениями, в том числе их обнаружение и расследование;
  • охрана порядка в публичных местах;
  • поиск преступников, правонарушителей и безвестно отсутствующих;
  • расследование административных правонарушений и применение некоторых видов наказаний за них;
  • защита подлежащих охране лиц;
  • участие в военных действиях по поддержанию обороны РФ и миротворческих акциях на территориях других государств (по особому решению главы государства).

Права

Для реализации своих функций сотрудники органов внутренних дел имеют право:

  • осуществлять проверку документов, удостоверяющие личность, в связи с подозрением их в нарушении закона или пребывании в розыске;
  • производить проверку граждан и их имущества на предмет опасных вещей (оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества);
  • отслеживать наличие разрешений на выполнение работы, подконтрольных МВД.

Также для того, чтобы остановить возможное нарушение закона, в полномочия полиции входит задержание предполагаемых преступников, законное проникновение в дома и офисы для проверки, досмотр нарушителей.

Важной частью работы полиции служит возможность брать транспорт, средства связи принадлежащие иным физическим и юридическим лицам для осуществления своих полномочий в рамках российского законодательства, а также иметь доступ ко всем СМИ для выяснения обстоятельств нарушения закона и поиска подозреваемых. Замечание 2

Замечание 2

В соответствии с нормативными актами Российской Федерации, в частности со статьями 18-24 Закона о полиции, статьями 43–47 Закона о содержании под стражей подозреваемых, полицейские могут использовать силовые и специальные методы и средства, в том числе оружие.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Полномочия МВД РФ

Данный федеральный исполнительный институт подчиняется Президенту и Правительству РФ. В его компетенцию входит:

  • разработка направлений госполитики в вопросах миграции, обеспечения внутренней безопасности и правопорядка;
  • формирование и предоставление проектов нормативных актов Правительству и Президенту РФ, которые занимаются их утверждением, а также подготовка отзывов и заключений к нормативным актам, находящихся на рассмотрении в ГД;
  • принятие решений по вопросам, находящимся в сфере компетенции ВД; координация и постановка задач ОВД и внутренним войскам;
  • разработка и проведение мероприятий, направленных на совершенствование системы охраны правопорядка внутри страны.

Федеральные органы

Организационно-структурные особенности органов МВД

На данный момент действует несколько ГУ:

  • по обеспечению безопасности дорожного движения;
  • по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с местными органами;
  • на транспорте;
  • уголовного розыска;
  • экономической безопасности и противодействия коррупции;
  • по вопросам миграции (ранее эти функции выполнял ФМС);
  • по противодействию экстремизму;
  • собственной безопасности;
  • по контролю за оборотом наркотических веществ.

В МВД РФ присутствует ряд Департаментов, также отличающихся по специфике выполняемой работы. Среди них:

  • следственный (занимается расследованием преступлений и контролем за исполнением норм уголовного судопроизводства);

  • госслужбы и кадров (обеспечивает систему МВД необходимыми кадрами и переподготовкой сотрудников);
  • делопроизводства и работы с обращениями физических и юридических лиц (обеспечивает защиту сведений, относящихся к гостайне, занимается рассмотрением прошений граждан и организаций);
  • информтехнологий, связи и защиты информации (осуществляет контроль за работой и развитием используемых информационных систем и средств связи, а также обеспечением безопасности передаваемой информации);

  • материально-техническому и медобеспечению (контролирует вопросы, связанные с госзакупками и обеспечением подразделений МВД необходимой материально-технической базой);
  • финансово-экономической политике и обеспечения соцгарантий (занимается планированием бюджета МВД и финансовым обеспечением органов ВД);
  • договорно-правовой (отвечает за развитие законодательства в сфере ВД и координацией работы с международными организациями);
  • организационно-аналитический (разрабатывает стратегию борьбы с преступностью и обеспечения общественного порядка и безопасности).

Также в МВД существуют различные Управления:

  • компьютерной информации (т. н. Управление «К»);
  • по взаимодействию с гражданскими обществами и СМИ;
  • командование внутренних войск;
  • организационно-штатное;
  • по обеспечению безопасности при проведении международных и массовых спортмероприятий;
  • контрольно-ревизионное;
  • по обеспечению безопасности лиц, находящихся под госзащитой;
  • по организации дознания;
  • оперативное управление;
  • национальное бюро Интерпола;
  • международного сотрудничества.

При МВД существуют и Центры, например:

  • Академия управления МВД:
  • Центр метрологии;
  • Институт повышения квалификации сотрудников МВД РФ;
  • Центр кинологического обеспечения;
  • ГЦ спецперевозок МВД;
  • Информационно-аналитический центр;
  • ГЦ связи и защиты информации;
  • Экспертно-криминалистический центр;
  • Центр социальной работы и т. д.

Региональные органы

Положение о создании окружных отделений ВД закреплены в Указе Президента N . Всего в округах действует 8 ГУ МВД по:

  1. ДФО.
  2. ЦФО.
  3. Приволжскому ФО.
  4. СФО.
  5. СКФО.
  6. СЗФО.
  7. УФО.
  8. ЮФО.

Отдельно действует Управление на транспорте МВД.

В регионах же расположены отделения МВД:

  • по республикам — 21 министерство;
  • по другим субъектам РФ — 20 ГУ и 39 управлений.

Местные органы

Далее идут территориальные органы Внутренних Дел, во главе которых стоят ГУ МВД населённых пунктов. В субъектах также присутствуют и образовательные учреждения при МВД РФ, занимающиеся обучением и переподготовкой текущих и будущих кадров. В самих же населённых пунктах расположены управления МВД, отвечающие за конкретные районы и административно-территориальные образованиях.

Обзор документа

Утверждено типовое положение об отделе (отделении, пункте) полиции территориального органа МВД России на районном уровне.

Отдел (отделение, пункт) полиции — структурное подразделение территориального органа МВД России на районном уровне, реализующее задачи и полномочия ОВД России в муниципальном образовании (в поселении или на части внутригородской территории).

Перечислены 8 основных направлений деятельности отдела (отделения, пункта) полиции. Это защита личности, общества, государства от противоправных посягательств. Предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений. Выявление и раскрытие преступлений, производство дознания. Розыск лиц. Производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний. Обеспечение правопорядка в общественных местах. Контроль за соблюдением законодательства в области оборота оружия. Экспертно-криминалистическая деятельность (в пределах компетенции).

Уделено внимание полномочиям и организации деятельности отдела (отделения, пункта) полиции. Он, в частности, принимает и регистрирует заявления и сообщения о преступлениях и административных правонарушениях, а также о происшествиях и своевременно принимает по ним меры

Оказывает первую помощь пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также тем, кто находится в беспомощном либо опасном для их жизни и здоровья состоянии (если специализированная помощь не может быть получена своевременно или отсутствует). Осуществляет ОРД, розыск лиц и похищенного имущества, а также деятельность по установлению имущества, подлежащего конфискации

Он, в частности, принимает и регистрирует заявления и сообщения о преступлениях и административных правонарушениях, а также о происшествиях и своевременно принимает по ним меры. Оказывает первую помощь пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также тем, кто находится в беспомощном либо опасном для их жизни и здоровья состоянии (если специализированная помощь не может быть получена своевременно или отсутствует). Осуществляет ОРД, розыск лиц и похищенного имущества, а также деятельность по установлению имущества, подлежащего конфискации.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Территориальные подразделения органов внутренних дел

Организационно-структурные особенности органов МВД

Система МВД построена на принципах четкого вертикального подчинения. Это подразумевает наличие подразделений федерального, окружного в соответствии с количеством федеральных округов, областного или республиканского (уровня субъекта Федерации) и местных территориальных отделений.

Наименования учреждений зависят от принятой терминологии в данной области, это могут быть управления (главные по округам, по транспорту, районам городам и другим населённым пунктам), бюро, центры.

Иерархия выглядит следующим образом:

  1. Главные Управления, Департаменты и Управления. Осуществляют общее руководство и контроль в отдельно взятой сфере: безопасности дорожного движения, противодействия экстремизму, на транспорте, собственной безопасности, по обороту наркотиков, миграции, уголовного розыска.
  2. Территориальные органы представлены на межрегиональном, окружном и региональном уровнях. Последние могут быть как республиканскими (22 Министерства), так и областными Управлениями.
  3. Региональные органы состоят из подчинённых им районных отделов. Это именно те служащие, которые непосредственно занимаются работой с населением, предотвращают совершение преступлений, следят за соблюдением правил поведения на автомобильных дорогах и железнодорожном транспорте. К ним относятся участковые, инспектора ПДД, по делам несовершеннолетних и другие служащие полиции.

Важно! Все структурные подразделения МВД России в своей работе опираются на законодательство РФ, нормативные акты министерства и правоприменительные документы, действующие в отдельно взятой области профессиональной деятельности.

Общие сведения об органах внутренних дел

ОВД выполняет существенный объем задач, связанных с обеспечением общественного порядка, как то: охрана базовых прав и свобод граждан, зашита правопорядка, контроль над общественной безопасностью (предотвращение преступлений, их выявление и пресечение и пр.) и т.д. ОВД является тем органом, который принимает и незамедлительно реагирует на обращения потерпевших или свидетелей правонарушений.

Пример 1

Статистика деятельности ОВД РФ, к примеру, за 2014 такова: число зарегистрированных обращений о преступных деяниях, административных нарушениях и прочих происшествиях – 29 288,5 тыс. (рост по отношению к предыдущему году составил 3,2%). Всего за 2014 год было зарегистрировано 2 166,4 тыс. уголовных преступлений, и этот показатель ниже, чем в предыдущем году на 1,8%.

Эффективность работы органов внутренних дел в 2014 году отражают и такие показатели:

  • средний уровень преступности в стране (на 100 000 человек) составил 1 507,9 тыс. преступлений, и это на 31,2 пункта ниже, чем в 2013 году;
  • среднее число тяжких и особо тяжких преступлений (на 100 000 человек) уменьшилось с 375, 1 (2013 год) до 365,7 (2014 год).

Чтобы понять, насколько обширен вклад структуры органов ОВД в решение вопросов общественной безопасности, можно также привести следующую статистику: в 2013 году 74,5 % общего числа предварительно расследованных преступлений было расследовано представителями ОВД. Средняя нагрузка на одного следователя ОВД – 38 уголовных дела, и этот показатель самый высокий среди всех правоохранительных органов.

Во главе всей структуры органов внутренних дел стоит Министерство Внутренних Дел (МВД) Российской Федерации.

Министерство Внутренних дел РФ

Определение 1

Министерство внутренних дел есть федеральный орган исполнительной власти, в ведомстве которого находятся вопросы разработки и внедрения принципов государственной политики относительно нормативно-правового регулирования в области внутренних дел. Разработка государственной позиции по вопросам миграции также является зоной ответственности МВД РФ.

Руководство деятельностью Министерства Внутренних Дел осуществляется Президентом России (согласно положениям Указа Президента № 636, 21.05.2012 г.). Непосредственной главой МВД является Министр, которого назначает и освобождает от должности Президент. На Министра МВД возлагается личная ответственность за качество внедрения государственной политики в области внутренних дел.

В непосредственном подчинении у Министра МВД находятся его заместители, чье количество определяется Президентом, и им же данные лица принимаются на должность и освобождаются с нее.

Штат следователей МВД – самый крупный во всей системе органов, чья деятельность связана с защитой правопорядка, представлен 43,5 тысячами сотрудников, что составляет 65% всего следственного корпуса России. Указанные цифры вполне оправданы, учитывая показатели работы и нагрузки, приведенные в примерах выше.

Статус МВД закреплен в Положении о МВД России, и здесь же (п.3 Положения) определен круг задач, стоящих перед МВД РФ:

  • подготовка и внедрение принципов политики государства в области внутренних дел;
  • регулирование вопросов в области внутренних дел посредством применения правовых норм;
  • охрана прав и свобод, жизни и здоровья граждан России, граждан иных государств, находящихся на территории России и лиц, не имеющих гражданства;
  • обеспечение общественного порядка, общественной безопасности, охраны собственности;
  • противодействие преступности;
  • управление деятельностью органами внутренних дел и внутренними войсками;
  • реализация охранительных мер социального и правового характера относительно сотрудников ОВД, служащих внутренних войск, государственных гражданских служащих структуры МВД;
  • социально-правовое обеспечение сотрудников структуры МВД; лиц, уволенных со службы в ОВД; лиц, уволенных с военной службы; членов семей перечисленных лиц и прочих граждан, обеспечение которых, согласно законодательству России, подведомственно МВД.

Звания, сроки, погоны и эмблема внутренней службы

Рядовой и командный состав внутренней службы МВД, призванный на службу в тыловые, кадровые, финансовые и медицинские подразделения, отличается наличием специальных воинских званий.

На практике к званию делается приставка «внутренней службы». То есть все звания, начиная с рядового и заканчивая подполковником, пишутся и обозначаются с данной приставкой. Например, «сержант внутренней службы» или «старший лейтенант внутренней службы».

Выслуга

Как и для всего личного состава полиции, для присвоения очередного звания должен быть выслужен определённый срок, так называемый срок выслуги. Конкретные временные рамки его установлены в ФЗ «О службе в ОВД РФ» № .

Они составляют для:

  • рядового, младшего сержанта и младшего лейтенанта — один год;
  • сержанта — два года;
  • старшего сержанта, старшего лейтенанта и капитана — три года;
  • майора — четыре года;
  • подполковника — пять лет.

Для старшины, старшего прапорщика и полковника внутренней службы сроки выслуги законодательно не предусмотрено.

Внимание! Течение срока начинается со дня присвоения воинского звания.

Форма одежды

Зимняя повседневная форма одежды

Летняя повседневная форма одежды

Форма одежды и погоны для служащих внутренней службы МВД, идентичны аналогичным для органов милиции до 2013 года, и полиции. Разница заключается только в цветовой гамме погон: у полиции это серый стальной цвет, у внутренней службы это защитный цвет.

Вышедшие в отставку бывшие служащие внутренней службы имеют право ношения установленной формы, что отличает их бывших полицейских и милиционеров.

Эмблема

Петличная эмблема внутренней службы МВД

В качестве эмблемы внутренней службы до 2013 года использовалась общевойсковая эмблема Внутренних Войск МВД. Она использовалась на погонах сотрудников внутренней службы.

На данный момент для ношения на повседневной и парадной одежде предусмотрена эмблема золотистого цвета, а для полевой формы — защитного цвета. Сама по себе эмблема выглядит как щит круглой формы, поверх двух скрещённых мечей. Центральная круглая часть представляет собой стилизованный триколор в цветах флага РФ.

Шеврон внутренней службы МВД