Что насчёт шапки-ушанки? Это традиционный головной убор русской армии?
Хотя ушанка стала своеобразным символом советской армии(и благодаря этому многократно появлялась в кино, на страницах книг и уж тем более комиксов), русская императорская армия не использовала в качестве головного убора ничего подобного.
Похожий на привычную нам ушанку головной убор впервые начал применять знаменитый полярный исследователь Фритьоф Нансен в конце XIX века, но этот элемент униформы делался из плотного шерстяного сукна. В Россиинансеновская шапка» стала с лета 1919 года частью обмундирования в белой армии адмирала Колчака.
Бойцы адмирала Колчака в шапках-колчаковках»
Она прижилась у военных, и вскоре её начали делать из меха. Так и появилась ушанка, ставшая привычной частью советской зимней униформы.
Длинное пальто-шинель: с чем его носить?
Пальто в виде традиционной шинели длины макси хорошо тем, что под ним может быть надето что угодно – хоть вечернее платье, хоть джинсы со свитером, и пока оно застегнуто, никто не придерется к якобы неправильно подобранной «поддевке».
Ваше поле для экспериментов в данном случае – это аксессуары!
Начнем с головных уборов: тут вполне уместно снова вспомнить о долгой «родословной» вашего пальто и выбрать что-нибудь интересное из современных реплик тех головных уборов, которые носили с шинелями в разные десятилетия и столетия.
Например, почему бы не примерить к длинной приталенной шинели меховую шапку-«кубанку»? А может, вам подойдет такой головной убор, как кепка-картуз?
С женственными моделями длинных шинелей нередко носят шляпы и шляпки (от широкополых до «таблеток»). Но и обычная вязаная шапка и шарф-снуд – вполне уместный вариант для молодой современной девушки.
в дополнение по униформе РККА
Гайсенок, Т. Н.Товароведение военной одежды
Т. Н. Гайсенок, К. Н. Халтурин, А. П. Евдокимова; Отв. ред. военинж. 1 ранга К. Н. Халтурин. — Харьков : Ред.-изд. отд., 1941. — 221 с.
Фотографии подлинников на 1940 год гимнастерки и пилотки, предоставленные мне историком по этому направлению Алексеем Носовым( коментарии которого смотрите ниже на этой страничке).За что ему огромное спасибо! и за то,что занимается восстановлением истории нашей страны!К сожалению, все фотографии мне открыть не удалось.Выставлю,что сохранилось на моем компьютере:
В 1936 году на оснащение Красной Армии начала поступать каска нового образца (созданная на базе французской каски Адриана). В 1940 году в конструкцию каски внесли заметные изменения.
Новая каска образца 1940 года повсеместно вытесняла каску образца 1936 года, однако старая каска еще широко использовалась в первый год войны. Многие советские офицеры вспоминают, что красноармейцы не любили носить каску, считая, что каски носят только трусы.
Офицеры повсеместно носили фуражки, фуражка была атрибутом офицерской власти. Танкисты носили специальный шлем, изготавливаемый из кожи или брезента. Летом использовали более легкий вариант шлема, а зимой надевали шлем с меховой подкладкой.
Буденовка (в то время более известная под названием «фрунзевка» или «богатырка») представляла собой колпак по форме головы, сужающийся кверху, и имел вид шлема с отгибающимся назатыльником и козырьком.
Колпак состоял из шести одинаковых кусков мундирного сукна защитного цвета, формы равнобедренного сферического треугольника, сшиваемых один с другим по боковым сторонам так, что вершины треугольников сходились вверху в центре колпака, причем вершина колпака делалась притупленной.
Вовнутрь вершины колпака вшивалась круглая пластинка диаметром около 2 см., обтянутая сукном.
Углы сложенного назатыльника при помощи кожаных хлястиков пристегивались на пуговицы диаметром 1,5 см., обтянутые сукном цветом по роду войск.
Спереди к колпаку головного убора, симметрично по отношению к козырьку и переднему шву, пришивалась правильная пятиконечная звезда диаметром 10,5 см. из сукна цветом по роду войск.
Звезда пришивалась таким образом, что нижние концы ее отстояли от места пришива козырька к колпаку на 3,5 см. Звезда, отступая на 3 мм от края, очерчивалась шириной в 5-6 мм черной краской. Для черной звезды накладывалась окантовка красной краской. В центре звезды прикреплялся значок-кокарда установленного образца.
В армии всегда носили шинель?
До конца XVIII века русский солдат укрывался от холода и непогоды с помощью епанчи — непромокаемого плаща. У епанчи не было застёжек, поэтому, чтобы согреться в морозы, в неё приходилось буквально заворачиваться. Это было довольно неудобно — хотя и тогдашние мундиры в общем-то неплохо сохраняли тепло. В 1797 году появилась шинель, которая с тех пор и до конца ХХ века почти не претерпела изменений.
Епанча 1700-го и шинель 1855-го
Шинель очень быстро завоевала популярность у военных. Множество изображений со времён Крымской войны и вплоть до Первой мировой свидетельствуют, что солдаты нередко шли наперекор правилам и носили шинель даже там, где должны были надевать мундир или полевую форму.
Камуфляж
После преобразований охранных отрядов в боевые части указами 1937 года, в элитные боевые подразделения СС начали уже к 1938 году поступать образцы камуфлированной формы. Она включала в себя:
- чехол на шлем;
- куртку;
- маску для лица.
Позднее появились камуфлированные накидки (Zelltbahn). Брюки (бриджи) до появления в районе 1942-43 годов двусторонних комбинезонов были от обычной полевой формы.
Сам рисунок на камуфлированных комбинезонах мог использовать множество «мелкопятнистых» форм:
- в горошек;
- под дубовые (eichenlaub);
- пальмовые (palmenmuster);
- платановые листья (platanen).
При этом маскировочные куртки (а затем и двусторонние комбинезоны) имели почти весь необходимый спектр расцветок:
- осенний;
- летний (весенний);
- дымный (чёрно-серый горошек);
- зимний;
- «пустынный» и другие.
Первоначально обмундирование из камуфлированных водонепроницаемых тканей поставлялось в Verfugungstruppe (диспозиционные войска). Позднее камуфляж стал неотъемлемой частью формы «целевых» групп СС (Einsatzgruppen) разведывательных и диверсионных отрядов и подразделений.
Тем не менее, нельзя недооценивать вклад собственно германских и сотрудничавших с режимом Гитлера ученых, в разработку таких знаменитых марок камуфляжей, как
- ss beringt eichenlaubmuster;
- sseichplatanenmuster;
- ssleibermuster;
- sseichenlaubmuster.
Над созданием этих типов расцветок работали профессора физики (оптики) изучавшие эффекты от прохождения лучей света сквозь дождь или листву.
О камуфляжном комбинезоне SS-Leibermuster советской разведке было известно меньше, чем союзнической: он применялся на Западном фронте.
При этом (по данным американской разведки) желто-зеленые и чёрные линии наносились на китель и нашлемник особой «светопоглощающей» краской, которая еще и уменьшала уровень излучения в инфракрасном спектре.
О существовании подобной краски в 1944-1945 годах до сих пор сравнительно мало известно, высказываются предположения, что речь шла о «светопоглощающей» (конечно, частично) черной ткани, на которую позже наносились рисунки.
В советском фильме 1956 года «В квадрате 45» можно увидеть диверсантов в костюмах, наиболее напоминающих SS-Leibermuster.
В единственном экземпляре образец этой военного обмундирования находится в военном музее в Праге. Так что ни о каком массовом пошиве формы этого образца речи быть не может, подобных камуфляжей было выпущено настолько мало, что сейчас они являются одним из самых интересных и дорогостоящих раритетов второй Мировой.
Считается, что именно эти камуфляжи дали толчок американской военной мысли для разработки маскировочных одежд для современных коммандос и прочих спецподразделений.
Камуфляж «SS-Eich-Platanenmuster» куда более часто встречался на всех фронтах. Собственно « Platanenmuster» («древесный) встречается ещё на довоенных фото. К 1942 году в войска СС стали массово поставляться «оборотные» или «реверсивные» куртки расцветки «Eich-Platanenmuster» ─ осенний камуфляж на лицевой, весенняя расцветка на оборотной стороне ткани.
Собственно, эта трехцветная, с ломаными линиями «дождя» или «веток» боевая форменная одежда и встречается чаще всего в кинофильмах о второй Мировой и Великой Отечественной.
Однако, большей частью, из них, в основном, изготовлялись накидки, плащ-палатки. А солдаты спецподразделений уже самостоятельно (во многих случаях) шили из накидок куртки и нашлемники.
Какими были и какими стали пальто типа «шинель»
Классическая шинель – это двубортное прямое или едва приталенное шерстяное пальто ниже колена, с воротником-стойкой и карманами с лацканами. Два ряда крупных металлических пуговиц на шинели обычно не параллельны, а слегка расходятся снизу вверх. Традиционный для этого вида одежды цвет – серый.
Шинели можно увидеть на воинах армии Наполеона и на русских солдатах, на гитлеровцах и на советских воинах… Их носили рядовые и генералы, и даже главы государств не гнушались этим видом верхней одежды – видимо, оценив по достоинству теплый материал и защищающий от ветра покрой.
Иногда увлечение шинелями передавалось гражданскому населению – и в пальто этого типа одевались служащие, рабочие, торговцы и чиновники… Но стоит знать, что очень долгое время (буквально до окончания Второй мировой) шинели носили исключительно мужчины.
Сложно сказать с уверенностью, благодаря чему эта практичная верхняя одежда перекочевала в женскую моду и прижилась в ней. Может быть, модельеры первой половины 20-го века не раз видели на улицах воюющей и послевоенной Европы девушек в шинелях с мужского плеча (да и перешивать мужнину шинель в новое пальто для себя наверняка приходилось не одной женщине в то сложное время).
А может, все дело в том, что избалованная капризница-мода постоянно находится в поиске «цитат» и заимствований из стилей прошлых лет…
Как бы там ни было, сейчас можно встретить самые разнообразные пальто в стиле шинели:
- Длинные прямые (практически без изменений повторяющие классические мужские модели).
- Длины миди, приталенные или под пояс-ремень.
- Короткие (прямые или приталенные), больше напоминающие мундир.
- Шинели с юбкой – сильно приталенные модели, сшитые из составного верха и низа, где низ представляет собой пышную юбку (иногда даже клеш) той или иной длины.
Кстати, изменения коснулись и кроя воротников: кроме классической жесткой стойки, появились модели с отложным и «английским» воротником, и даже вовсе без воротника. Классические шинельные карманы то появляются, то исчезают. Неизменными остались только два ряда пуговиц.
ШИНЕЛЬ АРМЕЙСКАЯ В РОССИИ XIX века
Рядовые и унтер-офицеры
Шинель была наиболее удобным и любимым солдатами видом одежды.
Она носилась в ненастную погоду без поддетого мундира, в холода с поддетым мундиром, также под шинель могли надевать полушубок.
Она шилась из грубого некрашеного сукна серовато-рыжего цвета. Из-за нехватки сукнаодинакового цвета шинели внутри полка могли иметь различные оттенки, главное чтобы внутри батальона, а иногда и роты, шинели были одного цвета.В походной жизни шинель служила и одеялом и верхней одеждой.После отставки шинель еще многие десятилетия служила своему хозяину,а то и его детям… Настолько это была удобная и практичная мужская одежда.
Шинель была однобортной и спереди застегивалась на семь мундирных пуговиц. Воротник (до 1 января 1812 г. скошенный, после — глухой) и погоны полностью соответствовали этим же элементам на мундире.
Однако унтер-офицеры на шинельном воротнике не имели галунной обшивки. Иногда на шинельных погонах отсутствовала шифровка.
На спине под воротником закладывалось 5-6 складок, которые на талии фиксировались хлястиком, состоящим из двух половинок шинельного сукна, подложенных холстом, и застегивающихся посередине на медную пуговицу.
С расстегнутым хлястиком шинель становилась более просторной, так что под нее можно было надеть полушубок.
Рукава шинели имели широкие обшлага шинельного сукна, которые солдаты могли отворачивать по мере необходимости, чтобы защитить руки от холода. Полы шинели доходили до щиколоток.
углах на полах шинели прорезались петли, с помощь которых полы застегивались на пуговицу хлястика, что облегчало ходьбу на марше. В хорошую погоду солдаты скатывали шинель в скатку (для того, чтобы сделать скатку, предварительно нужно было расстегнуть хлястик) и одевали ее через левое плечо (поверх ремней амуниции, но под ранец).
Оба конца скатки стягивались белым кожаным ремешком с пряжкой. Зимой солдаты носили рукавицы из шинельного сукна. Рукавицы могли быть с одним или двумя пальцами, к ним пришивались тесьма или веревка в виде петли, с помощью которой рукавицы крепились на запястье. Во время караульной службы зимой солдаты надевали длинные тулупы ( один из видов народной одежды).
Офицеры
Офицерская шинель шилась из сукна серого цвета и лучшего качества, чем у рядовых. Воротник соответствовал по цвету и покрою воротнику мундира, но не имел шитья, если оно было положено.
К низу воротника пришивалась пелерина из шинельного сукна, которая свободно свисала вниз. Застегивалась шинель на восемь мундирных пуговиц. На рукавах отворачивались широкие обшлага шинельного сукна. Полы шинели доходили до щиколотки. В холода шинель могла подбиваться мехом или ватой, также мехом мог обшиваться воротник.
Слева на уровне талии шинель имела прорезь, из которой торчал эфес шпаги, в то время как ножны оставались под полами шинели. Поверх шинели повязывали офицерский шарф. Нередко офицеры, подобно рядовым, сворачивали шинель в скатку и одевали ее через плечо. При шинели офицеры не носили офицерского знака.
Офицеры в шинели и сюртуке, зима 1812 г. |
Обратите внимание на неуставную шаль, которую обмотал вокруг шеи офицер в шинели. На другом офицере внимания заслуживают: шарф повязанный через плечо, скатка шинели и вязаная труба на голове.
————
А эту шинельку — музейный экспонат я когда-то держала в руках
в далекие 90-ые в ГИМе, когда изучала историю костюма по подлинникам, помогая реставраторам…
>
ПЕРВАЯ ШИНЕЛЬ
Впервые шинель как верхняя теплая военная одежда появилась в Англии в 1780 году. Она называлась greatcoat и была без рукавов, напоминая плащ-палатку, но очень быстро приобрела классические очертания и распространилась по Европе. Внешний вид шинелей разных стран не особо отличался: варьировались только цвет, количество пуговиц и другие незначительные детали.
Производство обмундирования очень стимулировало легкую промышленность и животноводство. В Пруссии оно достигло такого масштаба, что при потреблении самой Пруссией 50 тыс. кусков сукна в год русские вывозили еще 20 тыс. кусков ежегодно. И его в России не хватало, так что по приказу Петра I появились Московские и Казанские суконные фабрики. Забегая вперед, приведу пример: в Первую мировую войну в российскую армию поступило от отечественных производителей 50 млн шинелей. А для изготовления одной шинели требовалось, в среднем, шерсти с двух овец. Считайте! (Рекорд по шинелям во Вторую мировую тоже принадлежит нашей стране — 38 млн.)
Плащ-пальто «Реглан» обр. 1935 г. органов и сухопутных войск НКВД, СССР
Комбинированное плащ-пальто типа «реглан» обр. 1935 г.
старшего и среднего командно-начальствующего состава состава органов и сухопутных войск НКВД, свободного покроя, из шерстяной импрегнированной ткани темно-серого цвета, с отложным воротником, с открытыми лацканами или застегивающейся доверху.
Пальто на хлопчатобумажной подкладке с непромокаемой прокладкой между верхом пальто и подкладкой имеет на каждом борту по четыре петли и большие форменные пуговицы. С правой стороны для прикрытия верхнего края левого борта имеется большой клапан треугольной формы, вшитый основанием в боковой плечевой шов и частично — в шов воротника.
Свободная вершина клапана, обращенная в сторону груди, имеет петлю, которой застегивается на пуговицу малого размера, пришитую на левом борту пальто. На левом конце нижнего подворотника располагается треугольный клапан-вертушка со слегка вогнутыми сторонами и с вершиной, обращенной вниз.
На углах клапана имеются по одной петле, посредством которых он пристегивается на пуговицы малого размера, пришитые на концах нижнего воротника и шва левого конца воротника на борту. С боков плаща имеется по одному продольному карману, слегка наклоненному вверху вперед.
Спинка плаща — сшивная, широкая, прямая, слегка расширяющаяся книзу, без складок, оканчивается разрезом, начинающимся ниже талии. Полы плаща —без вытачек в боках. Шлица спинки застегивается на две пуговицы посредством петель в специальных клапанах.
По линии талии проходит пояс из основного материала, удерживающийся на двух шлевках пришитых нижними концами на обоих швах пальто. На внутренней стороне воротника подшит матерчатый ярлык с плохочитаемым названием фабрики-изготовителя
/ист:ww2.ru/
______________________________________________________
С чем носить пальто-шинель до колена?
Короткие пальто требуют правильного подбора обуви. Лучший вариант, который будет сочетаться практически с любым «низом» – это высокие сапоги. Но если вы надели короткую прямую шинель с зауженными брючками, то можете остановить выбор обуви на сапогах-«казаках», ботильонах или даже ботинках на шнуровке.
С чем носить женское пальто-шинель, если оно открывает колени? Его носят либо с юбками и платьями (такой длины, которая примерно равна длине верхней одежды либо еще короче нее), либо с узкими брюками или джинсами.
Можно дополнить шинель украшениями – например, весьма оригинально будет смотреться на ней пальтовая брошь-«орден».
Главное – понять и вовремя остановиться, если ваш образ начинает становиться китчевым. Все исторические ассоциации, все реплики к милитарному стилю прошлых эпох должны быть очень деликатными и адресоваться грамотному зрителю, умеющему уловить идею с полунамека… Ведь шинель – это в общем-то строгая вещь, и ее легко испортить неуместным нагромождением аксессуаров и побрякушек!
Сайт www.sympaty.net – Красивая и Успешная. Автор — Блинова Дарья Валериевна, журналист-обозреватель (IT-Sector Харьков, стаж — 2 года), модель, дизайнер авторской бижутерии. Подробнее про автора сайта
Копирование этой статьи запрещено!
Реконструкция снаряжения немецких солдат Второй Мировой войны
Давно прошло то время, когда реконструкторов путали с ролевиками. Сегодня историческая реконструкция зачастую уже не просто хобби, но и серьезная работа – исследования, изучение ремесел и реставраторского дела, регулярные интенсивные тренировки, работа с молодежью, выступления перед зрителями и многое другое. Реконструкторское движение существует не одно столетие. Еще в XVII веке для публики воссоздавались определенные исторические события, победы, чтобы народ не забывал своей истории.
В послереволюционной России в 1920 году была проведена первая реконструкция – штурм Зимнего дворца, костюмированное военное «шоу», в котором приняло участие порядка 10 тысяч человек. Реконструкция периода Второй мировой в Советском Союзе зародилась в 80-х годах, когда были предприняты первые попытки создания массовых мероприятий. Практически у каждого реконструктора имеется достаточное количество оригинальных антикварных вещей, поскольку у нас принято, чтобы все выглядело максимально аутентично.
Особое внимание уделяется, в частности, солдатскому быту: чтобы в карманах лежали деньги тех времен, бумажники, с собой были мыло, бритва, зубная щетка. У многих полностью экипирован вещмешок или ранец, в сухарных сумках лежит какая-то еда, у некоторых – старые немецкие газеты
Обергренадер Мартин Айхензеер (Martin Eichenseer), назначенный командиром 916 гренадерского полка (352 пехотной дивизии), сражался против частей армии США 6 июня 1944 года в Нормандии во время высадки американцев на пляже Омаха.
После войны он вспоминал следующее:
Мужская ШИНЕЛЬ на Красную армию СССР
Военная форма очень важна для победы. Чем лучше и удобнее одет солдат, тем эффективнее он воюет.
В течение 190 лет верой и правдой солдату служила шинель.
Первоначально она составляла основу зимней формы.
Внешний вид ее практически не изменялся до XX века.
Длинное пальто, которое можно использовать и как плащ, и как одеяло.
Первые образцы 1796 года имели 6 пуговиц и хлястик на спине. При застегивании на верхнюю пуговицу и роспуске хлястика получался плащ.
Изготавливались они из прочного серого сукна, имели длинные рукава, которые полагалось носить загнутыми. Зимой они отворачивались и служили для дополнительной защиты кистей рук.
Крой шинели был узкий, но не стеснял движений в рукопашном бою
Толщина и огнеупорность сукна спасали от искр огнестрельного оружия и, что немаловажно, от осадков.
Шинель неплохо удерживала влагу и быстро сохла у походного костра. Носили шинель в скатке
Первые уставы требовали скручивать ее настолько плотно, что требовались усилия трех человек.Позднее к шинели прилагался специальный чехол, однако к 1855 году вновь ввели скатку. Теперь шинель носилась через плечо. Подобный способ ношения этой одежды был очень удобен на маршах и просуществовал около ста лет.
Плотная скатка спасала от натирания лямок заплечного рюкзака и могла спасти от удара кавалерийской сабли.
Во времена Советского Союза пехотные шинели стали выпускать из серо – коричневого сукна. От предыдущих эпох они отличались только нашивками. И способ ношения, и крой, и материал не изменились.
В период Великой Отечественной войны наряду с шинелями применяли ватники и стеганые штаны. По сравнению с шинелью они имели свои плюсы и минусы. К плюсам можно отнести большую подвижность.
Не имея длинного подола, ватник позволял солдату с большей легкостью передвигаться по лесу и кустарнику. К минусам можно отнести слабые водооталкивающие свойства, плохую огнеупорность и большой объем.
Мне лично пришлось убедиться, что намокший ватник невозможно высушить в походных условиях, а маленькая искра привела к тому, что подкладка начала тлеть.
К утру ватник развалился на две части.При использовании в походах шинели таких проблем никогда не возникало.
В 1986 году шинель не вошла в состав полевой военной формы.
С одной стороны многие современные синтетические материалы значительно превосходят сукно по теплопроводности, износостойкости и весу.
Как ни странно, зимняя форма российской армии продолжает делаться на основе ватников, причем зеленого цвета.
Многие служившие товарищи предпочли старую шинель новой зимней форме.
— Солдат, не холодно тебе зимой в шинели?
— Так она же суконная!
— А летом не жарко?
— Так она же без подклада!
————————————————
Текст песни «Бери шинель, пошли домой»
А мы с тобой, брат, из пехоты, А летом лучше, чем зимой. С войной покончили мы счеты, С войной покончили мы счеты, С войной покончили мы счеты, – Бери шинель, пошли домой!
Война нас гнула и косила, Пришел конец и ей самой. Четыре года мать без сына, Четыре года мать без сына, Четыре года мать без сына, – Бери шинель, пошли домой!
К золе и к пеплу наших улиц Опять, опять, товарищ мой, Скворцы пропавшие вернулись, Скворцы пропавшие вернулись, Скворцы пропавшие вернулись, – Бери шинель, пошли домой!
А ты с закрытыми очами Спишь под фанерною звездой. Вставай, вставай, однополчанин, Вставай, вставай, однополчанин, Вставай, вставай, однополчанин, – Бери шинель пошли домой!
Что я скажу твоим домашним, Как встану я перед вдовой? Неужто клясться днем вчерашним, Неужто клясться днем вчерашним, Неужто клясться днем вчерашним, – Бери шинель пошли домой!
Мы все – войны шальные дети, И генерал, и рядовой. Опять весна на белом свете, Опять весна на белом свете, Опять весна на белом свете, – Бери шинель, пошли домой!