Что носили рыцари в средневековье

Содержание

Закат доспехов

Тяжёлые европейские средневековые доспехи становятся пережитком истории с повсеместным внедрением огнестрельного оружия и артиллерии. Первые образцы огнестрела были крайне ненадежны, эффективность была десятки метров, перезаряжать их нужно было до второго пришествия, поэтому тяжелые доспехи не сразу ушли со сцены театра войны. Однако уже в эпоху ренессанса латные доспехи можно было увидеть разве что на церемониях и коронациях. На смену латному доспеху приходит кираса. Нагрудные доспехи нового дизайна позволяли пулям и длинным пикам рикошетить от брони, для этого на кирасе создавалось так называемое ребро, фактически доспех как бы вытягивался вперед и создавал угол, который и должен был способствовать шансу рикошета. С появлением более современных видов ружей в конце 17 века, кираса окончательно потеряла смысл.

Также 18ый век был ознаменован переходом к регулярным армиям, которые были на содержании у государств. Так как доспехи по разумной цене были не адекватны, то от них отказались вовсе. Однако необходимость в тяжелой кавалерии никуда не ушла, и кирасы хорошего качества все же давали приемлемую защиту. Теперь боевые доспехи на поле боя носят лишь кавалеристы — кирасиры, тяжелая кавалерия нового поколения. Их броня позволяла чувствовать себя спокойно на дистанции в 100 метров от вражеского войска, чего нельзя было сказать о простых пехотинцах, которые начинали «сыпаться» уже на расстоянии 150-160 метров.

Дальнейшие изменения в вооружении и военной доктрине окончательно вывели доспехи из строя. Воины нового времени уже шли без использования доспехов.

Япония

Японский латный доспех XVI — XVII веков с кирасой в западном стиле ( нанбан до госоку )

В период Кофуна в Японии, в 4-5 веках, были изготовлены очень продвинутые панцири из железных пластин, называемые танко и шлемы. Пластинчатые доспехи использовались в Японии в период Нара (646-793 гг.); в курганах были найдены как пластинчатые, так и пластинчатые доспехи , а также были найдены ханива (древние глиняные фигурки), изображающие воинов в полных доспехах.

В Японии военные действия периода Сэнгоку (15 и 16 века) требовали производства большого количества доспехов для постоянно растущих армий пехотинцев ( асигару ). Простые нагрудные доспехи ( до ) и каски ( кабуто ), пригодные для боеприпасов, производились серийно.

В 1543 году португальцы привезли в Японию фитильное огнестрельное оружие ( танегасима ) . Когда японские мастера-мечники начали массовое производство фитильного огнестрельного оружия, и огнестрельное оружие стало использоваться на войне, использование ламеллярных доспехов ( ō-ёрой и до-мару ), ранее использовавшихся в качестве самурайских доспехов, постепенно уменьшалось. Японские производители доспехов начали изготавливать новые типы доспехов из железных пластин большего размера и пластинчатой ​​кожи. Этот новый комплект доспехов называется тосэй гусоку (гусоку), что означает современные доспехи. Тип гусоку , который охватывает переднюю и заднюю часть тела с одной железной пластиной с поднятым центром и V-образной нижней части, как броней, был специально называется Nanban доу гусоку (западный стиль гусоку ) и был использован какой — то самурай . Японские производители брони разработали пуленепробиваемые пластинчатые доспехи, называемые тамэси гусоку или (испытанные пулями), которые позволяли солдатам продолжать носить доспехи, несмотря на интенсивное использование огнестрельного оружия в конце 1500-х годов.

В 1600-х годах войны в Японии подошли к концу, но самураи продолжали использовать пластинчатые доспехи до конца эры самураев в 1860-х годах, с известным последним использованием самурайских доспехов в 1877 году во время восстания Сацума .

Слуги или помощники

Остаётся последний вопрос: как средневековые рыцари перевозили и надевали на себя такие тяжёлые кольчуги, щиты и латы? Для этого во всех походах их сопровождали спутники, которые следовали на менее выносливых лошадях, перевозили пики, мечи, топоры и луки.

Эти помощники не только несли гарнитур, но и помогали одеть его на рыцаря перед сражением, а также забраться в седло. От скорости их действий зависело то, как быстро воин вступит в бой. Их называли «валетами», «щитоносцами» или «оруженосцами». Эти слуги в начале средневекового периода считались подчинёнными, низшим слоем, который ел более грубый хлеб во время трапез и пользовался меньшими удобствами в быту.

Но с течением времени военная жизнь сблизила эти две группы, и оруженосцев объединили вместе с рыцарями в высший класс, который считался элитой.

К XVII веку латы и кольчуги полностью вышли из состава боевого обмундирования, поэтому стали скорее одеждой для торжественных мероприятий, в ходе которых они использовались. Но вскоре такая мода прошла, и век блистательного рыцарства завершился, уступив место более лёгкому и компактному обмундированию.

Ранний современный период

Савойская боеприпасная броня, ок. 1600

Христиан Младший из Брауншвейга в кирасирских доспехах (1620 г.)

Пластинчатые доспехи широко использовались в большинстве армий до конца 17 века как для пеших, так и для конных войск, таких как кирасиры , драгуны , полулансеры и польские гусары . Пехотные доспехи 16-го века к 1600 году превратились в савойский тип трехчетвертных доспехов.

Производство полных пластинчатых доспехов было дорогостоящим, и поэтому они оставались ограниченными для высших слоев общества; Щедро украшенные доспехи оставались модой дворян и генералов 18-го века еще долгое время после того, как они перестали быть полезными в военном отношении на поле боя из-за появления недорогих мушкетов .

Портрет Карла III Испанского в доспехах (1761 г.).

Французские кирасирские доспехи (1854 г.).

Развитие мощного огнестрельного оружия сделало устаревшими все, кроме самых лучших и тяжелых доспехов. Возрастающая мощь и доступность огнестрельного оружия и характер крупной, поддерживаемой государством пехоты привели к тому, что все больше частей пластинчатой ​​брони было отброшено в пользу более дешевых и более мобильных войск. Защита ног была первой частью, которую заменили высокие кожаные ботинки. К началу 18 века только фельдмаршалы , командиры и члены королевской семьи оставались на поле боя в полном вооружении, скорее как знак звания, чем из практических соображений. Изображение монархов в доспехах оставалось модным в первой половине 18 века ( период позднего барокко ), но даже эта традиция устарела. Таким образом, портрет из Фридриха Великого в 1739 все еще показывает его в доспехи, в то время как более поздние картины , показывая его в качестве командира в Семилетней войне (1760 — е годы) изображает его без брони.

Бронежилеты использовались кирасирами на протяжении всего XIX века, вплоть до начала Первой мировой войны . Кираса представляет собой завершающий этап традиции латного доспеха, восходящей к позднему средневековью. Между тем, с середины 19 века до наших дней начали разрабатывать импровизированные стальные доспехи от шрапнели и ранние формы баллистических жилетов .

Шлемы

Древнерусские воины до IX – X века носили на голове обычные шапки, которые не защищали от рубящих ударов врага. Первые шлемы, найденные археологами, были изготовлены по норманнскому типу, но на Руси они не получили широкого распространения. Более практичной и поэтому широко используемой стала коническая форма. Шлем в этом случае клепался из четырех металлических пластин, они украшались драгоценными камнями и перьями (у знатных воинов или воевод). Такая форма позволяла мечу соскальзывать, не причиняя человеку большого вреда, подшлемник из кожи или войлока смягчал удар. Изменялся шлем за счет дополнительных защитных приспособлений: бармица (кольчужная сетка), наносник (металлическая пластина). Применение защиты в виде масок (личин) на Руси было редкостью, чаще всего это были трофейные шлемы, которые широко применялись в странах Европы. Описание древнерусского воина, сохранившееся в летописях, говорит о том, что лиц не прятали, а грозным взглядом могли сковать противника. Шлемы с полумаской изготавливались для знатных и богатых воинов, для них характерны декоративные детали, которые не несли защитных функций.

Середина VII века – IX век

Итак, вы суровый северянин – нормандец или германец, например. Перед сражением вы поверх рубахи надеваете короткую кольчугу без капюшона и вендельский шлем – круглый, как котелок, и оснащенный защитной полумаской, которая закрывает верхнюю часть лица.


Вендельский шлем. Berig) / wikipedia

Защищаться от врага вы будете с помощью круглого плоского деревянного щита с металлической накладкой посередине, которая называется умбон. У вашего щита удобный кожаный ремень, позволяющий нести щит во время долгих походов на плече или на шее. А вот шлема с рогами у вас нет. Никто их на самом деле тогда не носил.

Миф I:Рыцарь был неуклюж в тяжеленных доспехах, и упав с коня, не мог самостоятельно подняться

Это самое распространенное утверждение, которое я читал еще во времена динозавров, когда проходил историю Средних веков в школе.

Учебник тех времен описывал персонажа, облаченного в настолько тяжелую и неудобную броню, что его приходилось сажать на коня чуть ли не с помощью подъемного крана, а упав с грохотом с лошади, такой горе-всадник лежал на земле и сучил ручками-ножками как черепаха, перевернутая на спину, становясь беспомощным, и не имея возможности подняться.

Турнирные доспехи

В действительности, у этого мифа есть реальное основание — турнирные доспехи, которые во времена позднего Средневековья использовались для того, чтобы в чудовищной копейной сшибке во время состязаний благородные воины не получили смертельных травм.

Для этого, во-первых, была усилена толщина доспеха в тех местах, куда должно было ударить копье, что естественно резко повышало вес изделия. Во-вторых, некоторые сочленения были просто сварены вместе, как например, шлем и часть нагрудника, что делало воина неповоротливым истуканом.

Именно для них иногда даже делали специальные лестницы, навроде трапа для самолета, по которым они взбирались на коня и летели в бой на турнире. Вот такие доспехи могли весить до сорока килограммов. Естественно, при падении с лошади встать было не так просто. Но, чаще всего причиной был скорее сам удар о землю, чем тяжесть и неудобство доспеха.

Мобильность рыцаря в доспехах

Реальные же боевые доспехи весили максимум двадцать пять (в редчайших случаях тридцать) килограммов. Да еще и распределены по телу они были так, что тренированный с детства рыцарь — а известны полные комплекты на детей семи-восьми лет — в этих латах чувствовал себя как рыба в воде.

Рыцарь мог бегать, прыгать, взбираться по лестнице, используя одни только руки и запрыгивать на лошадь, не используя стремена. Это известно и из исторических сочинений, и из сделанных на их основе современных реконструкций.

Миф 3: достаточно просто попасть в уязвимое место, и латник будет повержен

Это спорный вопрос. Да, в латном доспехе существует несколько слабых точек (ременные подвязки, щели в сочленениях и суставах), попадание в которые и в самом деле нанесет ощутимый урон противнику. Но сделать это было совсем непросто:

Во-первых, под доспехом рыцари носили как минимум гамбезон, состоящий из нескольких слоев плотной льняной материи. Он обеспечивал хорошую защиту сам по себе, будучи на удивление прочным и легким, а большинство рыцарей не гнушались натянуть поверх него еще и кольчугу. Таким образом, оружию надо было преодолеть несколько слоев брони, прежде чем достигнуть тела.

Во-вторых оружейники, быстро осознавшие основную слабость лат в боевом столкновении, старались максимально обезопасить рыцаря от угрозы. Все ремни и подвязки были скрыты глубоко внутри доспеха, специальные «крылья» (продолжение литой пластины брони) служили экраном для сочленений и суставов. Все части доспеха прилегали друг к другу как можно плотнее, что в давке и суматохе крупных сражений значительно повышало шансы на выживание.

Рыцарский костюм как показатель статуса

Качество и мощь брони выступали не только в защитных целях, но и выполняли роль подтверждения статуса рыцаря. Чем прочнее броня, тем выше значимость персоны под рыцарской одеждой.

В период крестовых походов поверх доспехов представители привилегированного сословия носили легкий плащ – сюрко. Он не только отлично защищал от непогоды, но и наглядно демонстрировал родовой герб и отличительные цвета.

Начиная с XIII века рыцарские костюмы дополнительно стали рассматривать и как способ щегольнуть роскошью. Для этого сверху защитного облачения надевали туники. Наряды, длиной доходившие до середины голени, своим покроем очень напоминали монашеские нарамники. Для их пошива использовались дорогие ткани, а декорирования нашивок в виде гербов – золотые вставки и драгоценные камни. Со временем в стремлении продемонстрировать роскошь верхнего наряда привело к тому, что рыцари стали украшать свои туники не только в области спины и груди, но и по всей длине множественными изображениями гербов.

Желание произвести впечатление коснулось и воинских доспехов. Особенно показательны в этом плане были рыцарские турниры, устраиваемые баронами и крупными сеньорами в честь значимых событий. Участники турниров получали прекрасную возможность не только продемонстрировать свою воинскую доблесть, но и перещеголять друг друга изысканностью собственных облачений и убранством лошадей. Представления получались очень зрелищные. Единственный минус – подобные «соревнования» нередко доводили ограниченных в бюджете рыцарей до полного разорения.

Кольчуги

Этот вид боевого снаряжения был самым популярным на протяжении многих веков в Европе. Появившись впервые у кельтских народов, кольчуга с короткими рукавами быстро распространилась по соседним странам. Уже к началу XIII века она приобрела длинные рукава, что повысило и её массу. Затем кроме нательной части добавились капюшон для защиты головы и чулки из кольчуги. Мастера изготавливали такую броню из железной проволоки, которая сгибалась в кольца. Эти кольца прочно сваривали между собой.

Самые богатые люди могли позволить себе подобное обмундирование не из железа, а из меди. Этот вид защиты прекрасно уберегал от рубящих ударов, но не был эффективен против колющего оружия, поэтому в отношении арбалетов и стрел воин был беззащитен. Но взамен этого в кольчуге присутствовали и явные преимущества: за счёт того, что металл не был сплошным, её вес был значительно меньше, чем у других типов металлического обмундирования. Металлическая кольчуга без рукавов весила всего 5 кг, а полный комплект с капюшоном и чулками – пару десятков килограммов.

Латы

Латные доспехи – вершина эволюции. Только с развитием технологии ковки металла можно было создать такое произведение искусства. Латные доспехи рыцарей Средневековья своими руками сделать практически невозможно. Это был единый монолитный панцирь. Позволить себе такую защиту могли только самые богатые аристократы. Их распространение приходится на Позднее Средневековье. Рыцарь в латных доспехах на поле боя – настоящий бронированный танк. Сразить его было невозможно. Один такой ратник среди войска склонял чашу весов в сторону победы. Италия – родина такой защиты. Именно эта страна славилась мастерами по производству доспехов.

Желание иметь тяжелую защиту обусловлено тактикой битвы средневековой кавалерии. Во-первых, она наносила мощный стремительный удар сомкнутыми рядами. Как правило, после одного удара клином против пехоты битва заканчивалась победой. Поэтому в первых рядах шли самые привилегированные аристократы, среди которых был сам король. Рыцари в латах почти не погибали. Убить его в бою было невозможно, а после боя пленных аристократов не казнили, так как все друг друга знали. Вчерашний враг сегодня превращался в друга. Кроме того, обмен и продажа пленных аристократов составляли порой главную цель сражений. Фактически, средневековые битвы были похожи на рыцарские турниры. На них редко погибали «лучшие люди», однако в реальных боях это все же бывало. Поэтому необходимость в совершенствовании постоянно возникала.

Щит

Доспехи древнерусского воина были легкими, это обеспечивало высокую маневренность, но при этом снижало степень защиты. Большие, в рост человека использовались славянскими народами издревле. Они прикрывали голову воина, поэтому в верхней части имели отверстие для глаз. С X века щиты изготавливают круглой формы, их обивают железом, обтягивают кожей и украшают различной родовой символикой. По свидетельствам византийских историков русские создавали стену из щитов, которые плотно смыкали друг с другом, и выставляли вперед копья. Такая тактика не давала возможности передовым частям врага прорваться в тыл русских войск. Через 100 лет форма адаптируется под новый род войск – конница. Щиты становятся миндалевидной формы, имеют два крепления, предназначенные для удерживания в бою и на марше. С данным видом снаряжения древнерусские воины ходили в походы и вставали на защиту собственных земель до изобретения огнестрельного оружия. Множество традиций и легенд связано со щитами. Некоторые из них до сегодняшнего дня являются «крылатыми». Павших и раненых воинов привозили домой на щитах, при бегстве отступающие полки бросали их под ноги коней преследователей. На ворота побежденного Царьграда князь Олег вешает именно щит.

В чём загвоздка

Причину заблуждений и разночтений того, сколько весили доспехи средневековых рыцарей, многие историки и специалисты видят в том, что большинство людей не вполне понимают, какие именно элементы гарнитура относятся к военному облачению.

Подавляющее большинство доспехов, одеваемых на рыцаря, весили в разные века от 8 до 29 кг. При этом нагрузка распределялся равномерно по всему телу, поэтому носить их на себе было гораздо проще, чем аналогичный вес, взятый в руки.

Однако вес в 50 и даже в 90 кг действительно существовал. Но касался он доспехов, которые носил не только человек, но и его боевой конь. Кроме того, существовал отдельный вид средневековых лат – турнирный. Он использовался во время зрелищных боёв и действ. Нагрудная часть такой экипировки вместе со шлемом весила около 65-70 кг, что резко снижало манёвренность, но сохраняло участнику боя жизнь.

НАБОРЫ СНАРЯЖЕНИЯ

В начальное снаряжение, получаемое от класса, входит готовый набор полезного снаряжения. Здесь указано содержимое этих наборов. Если вы стартовое снаряжение покупаете, можете приобрести его по указанной цене, что может быть дешевле, чем покупать его порознь.

Набор артиста (40 зм). Включает , , , , на 5 дней, и .

Набор взломщика (16 зм). Включает , , 10 футов лески, , , , , , , , на 5 дней, и . В набор также входит 50-футовая , закреплённая сбоку.

Набор дипломата (39 зм). Включает , , , , , , , 5 листов , , и .

Набор исследователя подземелий (12 зм). Включает , , , , 10 , , на 10 дней и . В набор также входит 50-футовая , закреплённая сбоку.

Набор путешественника (10 зм). Включает , , , , 10 , на 10 дней и . В набор также входит 50-футовая , закреплённая сбоку.

Набор священника (19 зм). Включает , , , , коробку для пожертвований, 2 упаковки благовоний, кадило, , на 2 дня и .

Набор учёного (40 зм). Включает , научную , , , , небольшую сумочку с песком и небольшой нож.

Набор охотника на монстров (33 зм) (СoS). Включает в себя сундук, фомку, молоток, три деревянных колка, святой символ, святую воду (флага), кандалы, стальное зеркало, масло (фляга), трутницу и 3 факела.

ДОСПЕХИ

Лёгкий доспех

Лёгкие доспехи, изготовленные из лёгких и тонких материалов, предпочитают ловкие искатели приключений, поскольку те предоставляют защиту, и при этом не ограничивают подвижность. Если вы носите лёгкий доспех, вы при определении Класса Доспеха добавляете модификатор Ловкости к базовому числу, предоставленному доспехом.

Стёганый. Стёганый доспех состоит из прошитых слоёв ткани и ватина.

Кожаный. Нагрудник и плечи этого доспеха изготовлены из кожи, вываренной в масле. Остальные части доспеха сделаны из более мягких и гибких материалов.

Проклёпанная кожа. Изготовленный из крепкой, но гибкой кожи проклёпанный доспех усилен тесно расположенными шипами или заклёпками.

Средний доспех

Средние доспехи предлагают лучшую защиту, чем лёгкие, но немного ограничивают перемещение. Если вы носите средний доспех, вы при определении Класса Доспеха к базовому числу, предоставленному доспехом, добавляете модификатор Ловкости, но не более +2.

Шкурный. Этот грубый доспех состоит из толстых мехов и шкур. Обычно их носят племена варваров, злые гуманоиды и прочие народы, у которых нет инструментов и материалов для создания более качественных доспехов.

Кольчужная рубаха. Сделанная из переплетённых металлических колец кольчужная рубаха носится между слоями одежды или кожи. Этот доспех предоставляет умеренную защиту торса и заглушает звон колец внешним покрытием.

Чешуйчатый доспех. Этот доспех состоит из кожаных куртки и поножей (а также, возможно, отдельной юбки), покрытых перекрывающимися кусочками металла, похожими на рыбную чешую. В комплект входят рукавицы.

Кираса. Этот доспех состоит из подогнанного металлического панциря, носимого с подкладкой из кожи. Несмотря на то, что руки и ноги остаются практически без защиты, этот доспех хорошо защищает жизненно важные органы, оставляя владельцу относительную подвижность.

Полулаты. Полулаты состоят из сформированных металлических пластин, покрывающих большую часть тела владельца. В них не входит защита для ног кроме простых поножей, закреплённых кожаными ремнями.

Тяжёлый доспех

Из всех видов доспехов, тяжёлые доспехи предоставляют лучшую защиту. Эти комплекты доспехов покрывают всё тело и созданы для защиты от самых разных атак. Их вес и нагрузку могут выдержать только самые тренированные воители. Тяжёлый доспех не позволяет добавлять к Классу Доспеха модификатор Ловкости, но и не даёт штраф, если модификатор Ловкости отрицательный.

Колечный доспех. Это кожаный доспех с нашитыми на него толстыми кольцами. Эти кольца усиливают доспех от ударов мечей и топоров. Колечный доспех хуже кольчуги, и обычно его носят только те, кто не могут позволить себе доспех получше.

Кольчуга. Изготовленная из переплетающихся металлических колец кольчуга включает также слой стёганой ткани, надеваемой под низ, дабы предотвратить натирание и смягчать удары. В комплект входят рукавицы.

Наборный доспех. Этот доспех состоит из узких вертикальных металлических пластин, приклёпанных к кожаной подложке, носимой поверх слоя ватина. Соединения защищаются кольчужным полотном.

Латы. Латы состоят из сформированных металлических пластин, покрывающих всё тело. В комплект лат входят рукавицы, тяжёлые кожаные сапоги, шлем с забралом, и толстый слой ватина. Ремешки и пряжки распределяют вес по всему телу.

литература

  • Стивен Булл: Историческое руководство по оружию и доспехам. Факты в файле, Нью-Йорк, 1991. ISBN 0-8160-2620-3 .
  • Арнольд Хагеманн: Греческая металлическая броня , Совет директоров — Книги по запросу, 2013, ISBN 978-3-95580-403-9 .
  • Маркус Юнкельманн : Легионы Августа. Римский солдат в археологическом эксперименте. 9-е издание. Заберн, Майнц, 2003. ISBN 3-8053-0886-8 . С. 165 и сл.
  • Андреас Шлунк, Роберт Гирш: Рыцари. История — культура — повседневная жизнь. Тайсс, Штутгарт, 2003. ISBN 3-8062-1791-2
  • Джордж Камерон Стоун : Глоссарий строительства, украшения и использования оружия и доспехов. Dover Publ., Mineola NY 1999. ISBN 0-486-40726-8
  • Герхард Кваас (ред.): Одежда из железа. Оружейная работа трех веков из коллекции Немецкого исторического музея. Выставка Немецкого исторического музея в Zeughaus Berlin, 12 марта — 6 июля 1992 г. Строительные блоки. Том 7. Берлин 1992.

Экспериментальные данные

Несмотря на то, что вес доспехов при детальном изучении оказался почти в два раза меньше, чем предполагалось изначально, понятно, что перемещаться в таком облачении сложнее, чем без него. В одном из университетов Великобритании – в Лидсе – провели детальное исследование этого вопроса.

В ходе экспериментов на студентов-добровольцев надевали средневековые доспехи, в которых нужно было перемещаться по беговой дорожке. Все участники эксперимента были облеплены датчиками, которые считывали такие параметры, как объём вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, скорость пульса и сердцебиения, уровень артериального давления, расход энергии и пр.

На первом этапе участникам нужно было идти по беговой дорожке со средней скоростью в доспехах весом в 25 кг. Было установлено, что при этом затрачивалось в 2-2,3 раз больше калорий, чем у обычного пешехода, шествующего налегке. Во время второго этапа эксперимента добровольцы должны были бежать, и расход энергии повышался ещё в 1,9 раз при том же весе лат. Следует учитывать, что средневековые воины не обладали фигурой Арнольда Шварцнеггера, поскольку все описания указывают на то, что среднестатистический рыцарь был достаточно стройным и подтянутым. Да и сложно при таких нагрузках стать обрюзгшим или толстым мужчиной с лишним весом.

Современные доспехи

Первая и вторая мировая война показали новый порядок в ведении войны. Доспехи стали пережитком прошлого, кавалерия также была малоэффективной, поэтому почти не использовалась. В эту эпоху из брони остался только шлем – каска. Каски защищали голову не столько от пуль, сколько от кусков породы и камней, падающих после попадания снаряда в землю рядом. Попытки сделать первые бронежилеты были уже в Первой мировой. Громоздкие пластины метала давали защиту, но сковывали движение солдата, поэтому были хороши разве что в городском бою. Немногим лучше бронежилеты выглядели и во вторую мировую, поэтому такой вид защиты не стал повсеместным. Началом эпохи бронежилетов стала война в Корее. Жилет защищал от осколков мин, гранат, бомб и пуль. В период с 1950-1990 бронежилеты становятся частью экипировки армий во всем мире. В 1990 же начинается новый этап развития современного доспеха, образ защитника Родины уже нельзя представить без него. Cнаряжение становится больше, закрывая все больше частей тела. Бронежилет превращается в комплекс индивидуальной защиты и может быть подогнан под задачу солдата или определенные условия. Возможно эволюция современного доспеха пойдет в схожем русле, увеличивая степень защиты солдат, пока они полностью не будут закованы в подобие рыцарских лат.

Доспехи эволюционировали вместе с оружием. Как только появлялась защита, тут же появлялось оружие, способное преодолеть ее. И пусть в этой гонке оружие часто является более совершенно, создатели доспехов не отстают, а иногда и выходят вперед, пусть и не надолго.