Правила посещения пограничной зоны для граждан республики беларусь

Погранзона в СССР[править | править код]

Пограничная зона в СССР существовала с 1934 года.

В 1970-е годы в пограничную зону СССР входили огромные территории: Дальний Восток (Приморский край, Сахалинская область, Камчатка, Магаданская область, Чукотский полуостров), всё северное побережье (включая такие далекие от собственно берега города, как Норильск), большие полосы на западе (включая, например, Кронштадт, Севастополь, острова Хийумаа и Сааремаа), в Средней Азии (вся Горно-Бадахшанская автономная область, большая часть территории Киргизии) и на южной границе Сибири (например, большая часть Тувы).

Штамп о прописке с буквами «ЗП», ставился в паспортах граждан СССР, проживавших в пограничной зоне.

Указатель перед пограничной зоной между сёлами Бычиха и Казакевичево, Хабаровский район.

Для доступа на эти территории гражданам СССР необходимо было получать пропуск. Пропуск можно было получить в отделении милиции по месту жительства, при предъявлении следующих документов: командировочное удостоверение — для деловых поездок, приглашение — для посещения родственников и знакомых, постоянно живущих в пограничной зоне, маршрутные документы — для зарегистрированных туристических групп (незарегистрированные группы в пограничную зону не допускались). Лицам, постоянно проживающим в пограничной зоне (имевшим в паспорте соответствующий штамп о прописке, на штампе имелись буквы ЗП (зэ-пэ) — «зона пограничная») не требовался пропуск на их место жительства, но требовался пропуск в другие пограничные зоны. Этот пропуск они получали на общих основаниях. Без пропуска в пограничную зону, как правило, невозможно было купить билет на самолёт, поезд или междугородний автобус до остановки, находящейся в пограничной зоне. На въезде в пограничную зону на пригородных автобусах или самостоятельно на автомобиле производилась тотальная проверка документов.

В связи с тем, что согласно Постановлению Совета Министров СССР от 17 февраля 1983 г. «О мерах по обеспечению выполнения Закона СССР „О государственной границе СССР“» в пограничную зону вошла значительная часть территории страны (более 3640 тыс. кв. км, или примерно 16,4 % территории) и установленные в этой зоне режимные меры сдерживали экономическое, хозяйственное развитие приграничных районов, ограничивали права советских граждан, затрудняли общение между людьми, назрела необходимость снятия режимных ограничений. КГБ СССР в соответствии с поручением от 24 января 1989 г. по выполнению обязательств, вытекающих для СССР из Венских договоренностей, поручением Совета Министров СССР от 12 июня 1989 г. N П-13752, по согласованию с Советами министров всех союзных республик, МВД СССР, МИД СССР, Минобороны СССР, Минюстом СССР и Прокуратурой СССР были подготовлены предложения о сокращении пограничной зоны. Советом Министров СССР 27 ноября 1990 г. было принято Постановление «О внесении изменений и дополнений в Постановление Совета Министров СССР от 17 февраля 1983 г.» «О мерах по обеспечению выполнения Закона СССР „О государственной границе СССР“», которым упразднялась пограничная зона на границе со странами социалистического лагеря.

Статья 24. Пребывание в пунктах пропуска через Государственную границу лиц и транспортных средств

Места и продолжительность стоянок в пунктах пропуска через Государственную границу транспортных средств заграничного следования определяются администрацией аэропортов, аэродромов, морских, речных портов, железнодорожных, автомобильных вокзалов и станций, других транспортных предприятий по согласованию с пограничными и таможенными органами.

Доступ лиц к транспортным средствам и на транспортные средства заграничного следования в период осуществления пограничного и иных видов контроля ограничивается, а в случаях необходимости — запрещается.

Посадка пассажиров в транспортные средства при убытии из Российской Федерации и высадка при прибытии в Российскую Федерацию, а также погрузка (выгрузка) багажа, почты и грузов производятся с разрешения пограничных и таможенных органов.

Должностные лица транспортных предприятий, организаций, владельцы транспортных средств обязаны по требованию представителей пограничных органов вскрывать для досмотра опломбированные (опечатанные) вагоны, автомобили, трюмы и иные помещения транспортных средств и перевозимые на них грузы.

Транспортные средства заграничного следования могут начинать движение для убытия с территории Российской Федерации или следования в глубь территории Российской Федерации, а равно менять место стоянки только с разрешения пограничных и таможенных органов.

Пребывание в пунктах пропуска через Государственную границу граждан Российской Федерации без действительных документов на право въезда в Российскую Федерацию регулируется в порядке, предусмотренном частью пятой настоящего Закона.

Статья 21. Ведение промысловой, исследовательской, изыскательской и иной деятельности в российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации

  1. Промысловая, исследовательская, изыскательская и иная деятельность осуществляется в российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

  2. В целях охраны Государственной границы указанная в настоящей статьи деятельность осуществляется в российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов с разрешения пограничных органов, а во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации — с уведомлением пограничных органов. При этом сообщаются сведения о местах, времени осуществления промысловой, исследовательской, изыскательской или иной деятельности, количестве участников, об используемых для этой цели промысловых и иных судах и о других средствах.

  3. Лица, осуществляющие деятельность, указанную в настоящей статьи, без уведомления (разрешения) пограничных органов, а также с уведомлением их (с их разрешения), но с нарушением условий такого уведомления (разрешения), несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность.

Статья 18. Хозяйственная, промысловая и иная деятельность, проведение массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в пограничной зоне

Особенности хозяйственной, промысловой и иной деятельности, связанной с пользованием землями, лесами, недрами, водными ресурсами, проведение массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в пограничной зоне регулируются федеральными законами, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Хозяйственная, промысловая и иная деятельность, проведение массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в пределах пятикилометровой полосы местности или до рубежа инженерно-технических сооружений в случаях, если он расположен за пределами пятикилометровой полосы местности, осуществляются на основании разрешения, а в остальной части — с уведомлением пограничных органов.

Разрешение на проведение работы, мероприятия или уведомление о проведении работы, мероприятия, кроме вопросов, предусмотренных настоящего Закона, включает определение места, времени проведения, количества участников, лица, ответственного за их проведение. Для регулярных работ, мероприятий могут устанавливаться постоянные места их проведения.

Авторы Гайдпарка

  • Валерий Н.

    Нелюди

    Читать полностью

  • Светлана Юдина Юрьевна

    Отношения между Россией и Чехией под угрозой: коалиция «Вместе» победила в парламентских выборах

    Читать полностью

  • Светлана Никитина

    Когда нам сообщат о 100% вакцинации Государственной думы и Совета Федерации?

    Читать полностью

  • Мiкалай Паддубiцкi

    Вот ведь гады-норвеги. Историю 2МВ фальсифицируют, а памятник советским летчикам открывают

    Читать полностью

  • валерий рыженко

    Мистическая книга

    Читать полностью

  • Александр Матвеев Александрович

    Как вы голосовали на прошедших выборах в Государственную думу

    Читать полностью

  • ФеофанПрокопович ЗлобныйИноагент Прокопович

    Удобства и зависимость

    Читать полностью

  • Goshaperfect

    Российское электричество стало «яблоком раздора» между странами Прибалтики

    Читать полностью

  • Валерий Патюк-Истомин

    Государственный конвейер пыток и извращений

    Читать полностью

  • Петр Новыш

    Таинственный Ш в Ленинградском Институте Авиаприборостроения

    Читать полностью

  • Александр Попов

    Time, США: Умри, но не отступай!

    Читать полностью

  • Василий Полевой

    Трамп переживает, что никому не нужные американские разработки украдут в Афганистане

    Читать полностью

Как будут работать и кого затронут новые пограничные зоны в трех российских областях

7 февраля вступило в силу постановление о введении пограничных зон между Россией и Белоруссией. Скажется ли их появление на жизни граждан двух стран и что стоит знать желающим попасть в Белоруссию, выясняли «Известия». 

Как это работало до сих пор

В последние 22 года границы между Россией и Белоруссией фактически не было: в 1995 году страны подписали Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве, после чего пограничная зона была упразднена, а россияне и белорусы получили право свободно перемещаться между двумя государствами. Линия границы не зафиксирована на бумаге и никак не отмечена на приграничных территориях. Однако за прошедшие годы вопрос о контроле за гражданами третьих стран, желающих попасть из одного государства в другое, так и не был решен.

Что такое пограничная зона

Пограничная зона — территория, необходимая для охраны государственной границы, на которой в том числе могут располагаться контрольно-пропускные пункты и проводиться досмотр людей или транспорта. Ее длина может составлять до 5 км, для того чтобы попасть в погранзону, требуются паспорта или специальные пропуска. 

Вскоре после того, как стало известно о планах по созданию погранзоны между РФ и Республикой Беларусь, эксперты заявили, что главная сложность будет заключаться прежде всего в отсутствии необходимой пограничной инфраструктуры — включая помещения для организации КПП. 

Где будут располагаться и как будут работать погранзоны

При этом по российским законам точный порядок доступа на территорию погранзон, так же как и график их работы, должен определяться в индивидуальном порядке региональными погранвластями. 

Что там будет происходить

В приказе о создании погранзон не разъяснялся порядок их работы и не говорилось о наличии на их территории пропускных пунктов. Это вызвало ряд вопросов у представителей СМИ и экспертов. В частности, оставалось неясным, будет ли досматриваться личный транспорт при пересечении пограничного пункта. Российская сторона заявляла, что изменения не помешают гражданам России и Белоруссии свободно перемещаться между двумя странами, а для прохода в погранзону россиянам не потребуется загранпаспорт — достаточно будет внутреннего документа. 

Кому стоит волноваться

Тем не менее появление погранзон может сказаться на свободе перемещения для нескольких категорий граждан. Так, до сих пор через Белоруссию выезжали россияне, которым был запрещен выезд за пределы страны, в том числе должники или те, кто дал подписку о невыезде правоохранительным органам. Кроме того, появление погранзон скажется на гражданах других государств, желающих попасть из Белоруссии в Россию, минуя международные порты и аэропорты на территории РФ. В ФСБ РФ главной целью создания пограничных зон назвали противодействие незаконной транзитной миграции, наркотрафику и контрабанде.

Пограничные зоны в других странах

Так называемая «сигнальная дорога» на чехословацко-австрийской границе, расположенная в 400 метрах от границы за заграждениями U-60 в пограничной зоне, использовалась до 1990 года для перехвата нарушителей погранслужбой ЧССР.

На территории Норвегии и Эстонии пограничных зон не существует. Поэтому в интернете можно довольно часто видеть фотографии путешественников на фоне норвежских и эстонских пограничных знаков, и, соответственно, в 10-15 метрах от российских пограничных знаков.

На территории Финляндии существует пограничная зона шириной до 4 км по воде и до 3 км по суше. На практике по воде погранзона достигает указанных 4 км, а по суше — значительно у́же — от 400 м до 2 км, в отделённых районах Лапландии — до предельных 3 км. Если вблизи границы расположен посёлок, хутор или какой-либо объект, хоть как-то интересный туристам, он будет обязательно вне погранзоны. Не исключением является и крайняя восточная точка Финляндии на озере Вирмаярви, проезд к которой изъят из погранзоны. Выдача пропусков в финскую погранзону является разрешительным мероприятием.

На территории Литвы существует погранзона шириной в 1 км.

История пограничной зоны в России[править | править код]

Российско-китайская граница в 40 км от Хабаровска: слева село Казакевичево, находится в пограничной зоне. Справа Китай. Вид с акватории Амурской протоки.

В мае—июне 1991 года были открыты для свободного посещения некоторые пограничные зоны в самой России, например, Камчатка, Сахалинская область. Вместе с тем, погранзоны с другими странами (Финляндия) не только не были упразднены, но их размеры и режим пребывания нисколько не были смягчены.

1 апреля 1993 года был принят Закон о Государственной Границе, по которому понятие «пограничная зона» было отменено. Вместо этого устанавливалась пограничная полоса вдоль всей границы Российской Федерации, ширина которой не должны была превышать 5 км. В эту полосу мог быть ограничен доступ граждан. Кроме того, там была запрещена хозяйственная деятельность без согласования с ФСБ. На практике, закрытой для посещения оказалась значительно меньшая часть России, включающая в основном закрытые военные города и поселки, а также удаленные острова, как Курильские и Командорские. Вместе с тем, погранзона под Выборгом (Ленинградская область, финская граница) формально по-прежнему сохранялась и её размер составлял 70 км от линии границы, фактически же КПП за Выборгом был демонтирован.

Закон 1993 года содержал большую опасность, оставляя погранзоны в совместном ведении федеральных пограничных структур и местных властей, утверждая разделенную ответственность. Самым вопиющим стало решение Президента Якутии, установившего погранзону 2200 км.

В 2004 году Президент России В. Путин, внезапно лично появившийся на коллегии ФСБ по северо-западу, дал наставление снять погранзону у Выборга, что в течение нескольких недель было выполнено (фактически, но не юридически — формально погранзона осталась). После этого при движении из России в сторону Евросоюза на автомобиле первый пост пограничников стало можно встретить в 10 км от линии границы, а не в 40-70 км, как было до этого, однако, в 2009 году тыловые погранпосты у Выборга были восстановлены.

В 2004 году Государственная Дума внесла изменения в закон о государственной границе. Из закона было изъято упоминание о пятикилометровом пределе, а также ФСБ была наделена правом устанавливать границу пограничной зоны и правила пограничного режима приказами без согласования с законодателями и местными властями, что вызвало понятные опасения у многих наблюдателей. Первые приказы о погранзонах были выпущены за подписью директора ФСБ Н. Патрушева. Пределы пограничной зоны были установлены вдоль всех границ Российской Федерации, за исключением границы с Белоруссией. Во многих случаях, особенно на восточной и северной границах, в пограничную зону вошли территории, отстоящие от государственной границы много дальше, чем на пять километров, иногда до двухсот километров. В пограничную зону попали многие места традиционного отдыха, особенно в Ленинградской области, Карелии, Приморском крае, на Кавказе (Приэльбрусье), важнейшие коммуникации (автодорога из Петербурга в Сортавалу, из Петербурга в Мурманск), крупные города (Орск, Новотроицк), а также территории, вовсе не примыкающие к государственной границе (Терский берег Белого моря). В ноябре 2006 года был опубликован приказ ФСБ «Об утверждении правил пограничного режима», по которому предписывалось получение пропусков не по месту жительства (как во времена СССР), а в том региональном управлении ФСБ, к которому относится пограничная зона.

В 2007 году ФСБ значительно скорректировало размеры погранзон, убрав самые одиозные моменты. В частности за всю историю наблюдений впервые для свободного посещения стал открыт северный берег Ладоги, а также другие значительные территории в Республике Карелия.

На начало 2009 года можно говорить о восстановлении погранзон на границах России—Евросоюз в советском варианте и сохранением таковых на террористически или иммиграционно опасных направлениях (Кавказ, Китай).

В 2013 году в силу вступил приказ ФСБ № 515, согласно которому гражданам Российской Федерации пропуск требуется лишь для посещения 5-километровой приграничной полосы, а для въезда (прохода) на остальную территорию погранзоны требуется лишь паспорт.

Новшества с 1 января 2018 года[править | править код]

В 2017 году директором ФСБ РФ были изданы два приказа — от 7 августа 2017 г. № 454 “Об утверждении Правил пограничного режима” и № 455 «Об утверждении административного регламента ФСБ РФ по предоставлению государственной услуги по выдаче пропусков для въезда (прохода) лиц и транспортных средств в пограничную зону, разрешений на хозяйственную, промысловую и иную деятельность, проведение массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий, содержание и выпас скота в пограничной зоне, промысловую, исследовательскую, изыскательскую и иную деятельность в российской части вод пограничных рек, озёр и иных водных объектов, где установлен пограничный режим».

Оба документа вступили в силу 1 января 2018 года, заменив собой действующие ранее.

Новые правила режима полностью переписаны, стали значительно понятней и короче. В первых же новеллах указано, что в любую точку погранзоны, отстоящую от линии границы либо погранпобережья дальше, чем 5 км граждане РФ допускаются свободно, но должны иметь внутренний общегражданский паспорт. Такая норма действовала с 2013 года, но была глубоко закопана в старых правилах, теперь же располагается в самом начале документа. Исключения сохраняется в том случае, если инженерные заграждения установлены от границы далее, чем 5 км (на практике — в труднодоступных лесных районах на севере Республики Карелия — до 8 км, в горах Алтая — до 20 км); в таких случаях без пропусков россиянин может подходить вплотную к линии заграждений.

Любые граждане РФ, имеющие регистрацию по месту жительства в любой точке Калининградской области, могут свободно перемещаться по всей погранзоне в России, даже, например, на Чукотке.

Граждане РФ и Белоруссии могут свободно находиться в любой точке погранзоны у российско-белорусской границы.

Для посещения 5-километровой полосы гражданином РФ по-прежнему годится любая командировка. Теперь командировка, выданная для посещения даже одной деревни, даёт право на нахождение по 5-километровой полосе в пределах всего «муниципального района (городского округа)», т.е. имеющий командировку в одну из деревень в погранзоне Гдовского района (Псковская область), теперь может по ней же посещать всё пограничное побережье Чудского озера, длиной более 100 км, поскольку всё оно находится в том же Гдовском районе.

Новые правила отказались от требования безостановочного транзита, которых действовали в период 2013—2017 гг.. Транзит по-прежнему допускается лишь по путям сообщения, каковыми являются любая дорога, пригодная для автомобиля данного класса и любая тропа, пригодная для велосипеда, по мнению самого велосипедиста. Такой транзит должен вестись кратчайшим путём. Новые правила впрямую разрешают «остановку для пользования объектами дорожного сервиса», т.е. переночевать в придорожном мотеле отныне можно без погранпропуска и в 5-км полосе.

Изменились правила фото- и видеосъёмки в пограничной зоне. Теперь они распространяются на всю пограничную зону (обычно 30-70 км), а не на 5-километровую полосу, как в прошлой редакции. При этом запрещается не любая фото и видеосъёмка, а лишь «пограничных нарядов, пограничных знаков, инженерно-технических сооружений, других объектов пограничных органов», также теперь официально разрешено проводить фото и видеосъёмку территории сопредельного иностранного государства.

Новый административный регламент также ввёл некоторые улучшения. По-прежнему пропуска выдаются через портал государственных услуг бесплатно и приходят заказчику по почте. Они почти всегда оформляются сразу на весь субъект РФ и, как правило, сроком на 1 год, причём теперь не позднее, чем за 15 рабочих дней (=21 день) — ранее срок оформления был более долгим (30 дней).