Звания в военно-воздушных силах рф (ввс рф) (когда появились, как менялись, современные знания)

Форма ВВС в начале XX века

Российские ВВС сформировали 18 августа 1910 года, первоначально их состав был немногочисленным. В Российской империи авиаторы в первое время развития рода войск отвечали за грамотное использование воздушных шаров, с которых велась корректировка огня артиллерийских орудий.

Также военные выполняли разведывательные задачи, поднимаясь на большую высоту

Командование тех времен быстро сообразило о важности ВВС в ведении боевых действий и вскоре, в 1912 году началось формирование отдельного воздушного флота

Со дня образования ВВС относили к отдельному элементу инженерных войск. Парадный китель – черное сукно с серебряными пуговицами.

Воздушные силы структурно состояли из отрядов и при выполнении повседневных задач авиаторы одевали коричневые мундиры. Чтобы не было путаницы при определении под чьим командованием несет службу военный, на лацканах нашивали римские цифры, соответствующие номеру отряда. Летом авиаторы надевали легкие куртки из полотна.

Открытая кабина самолета тех времен подразумевала использование теплой одежды для выполнения боевых и учебно-боевых задач. Поэтому в гардероб летчиков добавили кожаную куртку.

Звания в военно-воздушных силах с 1918 по 1924 годы

Большая часть истории отечественной военной авиации пришлась на советский период. 10 ноября 1917 решениемВЦИКиСНК, одобренным Совнаркомом РСФСР,  в армии и на флоте были упразднены.

Однако, уже в январе 1918 года, начальник 18 дивизии  И.П.Уборевич, ввел в подчиненных ему частях знаки отличия для командного состава, позволяющие определить старшинство военачальников по отношению к личному составу. В 1919 году, после утверждения единой воинской формы для всего личного состава Красной Армии, были установлены знаки различия. Однако, они не являлись воинскими званиями.

В период с 1918 по 1924 годы для всех звания военных летчиков были — «военлет» — сокращенное от «военный летчик», без указания на старшинство (чин).

Немного истории

Впервые идея выделения военных специалистов, обладающих выдающимися навыками в совей военной специальности, родилась не в авиации, а в кавалерии. В 1936 году этот род войск был еще актуален, не смотря на перевод большинство родов войск на моторизованные средства ведения войны.

Народный комиссариат обороны в то время возглавлял маршал К.Е. Ворошилов, приверженец «старой» школы, времен гражданской войны. К тому же, не имевший военного образования. Большое влияние на формирование его взглядов оказывал его старый друг и боевой соратник по боям времен гражданской войны – маршал С.М.Буденный. Командовавший конницей Красной Армии и стремившийся сохранить ее значение не смотря на то, что практика развития войск потенциального противника указывала на то, что конница, как ударная сила в современной войне больше не актуальна.

Именно с подачи этих высокопоставленных военных в кавалерииРККА, для особо квалифицированных специалистов, были учреждены классы для конных разведчиков-наблюдателей и соответствующие знаки отличия – нагрудные знаки.

Когда появились звания военных летчиков

Военная авиация, как род войск в России, насчитывает немногим более 100 лет. Она тесно связана с такими «техническими» родами войск, как военно-морской флот и инженерные войска, из числа офицеров и унтер-офицерского состава, которых был сформирован первый отряд военных летчиков, в количестве 12 человек. 

Не смотря на то, что первый отряд военных летчиков был сформирован в 1909 году, Высочайший УказЕИВНиколая II об образовании воздухоплавательных частей был издан только на следующий, 1910 год. А самостоятельным родом войск, военная авиация стала в 1912 году. В период, до оформления авиации в самостоятельный род оружия, воинские чины были приписаны по ведомствам, в которых они начинали воинскую службу. Соответственно, и звания у них сохранялись прежние. Подавляющее большинство первых военных летчиков имели звания: капитан-лейтенант флотаЕИВи капитан инженерных войск.

В начале XX века популярным было представление о том, что воздушное пространство представляет собой «пятый» океан – наполненный эфиром. От этого зародилось представление о воздухоплавателях, как о покорителях «воздушного океана». Это повлекло заимствование некоторых понятий из терминологии военно-морского флота. К сожалению, воинских званий это не коснулось. Военные летчики получили такие же звания, как и служащие в других родах войск, в отличие от военных моряков, имеющих собственную систему воинских званий.

Существующие виды званий

Корабельные

Корабельные звания даются морякам, а именно тем солдатам, которые служат в морских военных подразделениях:

  • Все войска Военно-морского флота;
  • Морские в/ч внутренних войск МВД России;
  • Службы береговой охраны ФСБ России.

Самое низкое звание, которое имеется в корабельное иерархии — матрос. Его получают военнослужащие-срочники, поступившие на службу в ВМФ России. Высшим званием высшего офицерского состава в Военно-морском флоте — Адмирал.

Войсковые

Войсковые звания применяются для военнослужащих сухопутных войск.

При поступлении в армии солдат автоматически получает самое низшее звание рядового. Завершающим звеном, самым высоким званием в этой иерархии является звание Верховного Главнокомандующего, которое занимает один человек — Президент страны.

Солдат, который отслужил некоторое время в срочной армии, может стать ефрейтором. Его получают за успехи в военной службе, на учёбе в армии или в связи занимаемой должности, например, старшие водители.

Следующая точка в служебной лестнице — Младший сержант. Для получения звания во внутренних войсках необходимо пройти обучение длительностью 4 месяца. Военнослужащие младшие сержанты командуют отделениями, со временем могут стать заместителем командира взвода.

Сержантом можно стать, если будучи младшим сержантов военнослужащий пользуется авторитетом у солдатов. В его обязанности входит командованием отделением, руководство работами, проведение занятий, ведение строя. Звание старшего сержанта присваивают заместителю командира взвода. Данная должность является самой ответственной среди солдат, среди обязанностей которых — управление и знание подчиненных солдат.

Старшина — это самое высокое звание, которое может получить солдат без военного образования.

Прапорщиком можно стать при заключении контракта и прохождения специальной школы.

Старший прапорщик в основной имеет такие же обязанности, как и обычный. Однако заработная плата чуть выше.

Звание младшего лейтенанта даётся тем, кто прошёл военную кафедру при высшем учебном образовании. Такие люди не проходят срочную службу, поэтому после военных сборов, длительность которых около 2 месяцев, военнослужащие станут мл. лейтенантами.

После получения военной профессии гражданин становится лейтенантом. Также им может стать прапорщик, который во время военной службы получил высшее образование

Старшими лейтенантами могут стать заместители командиров рот.

Капитаны являются командуют ротами, имея для этого полноправный список обязанностей.

Получить звание майора могут командиры штабов, служб и войсковых комендатур.

Подполковником могут стать заместители командира полка или начальникам штаба.Полковник — это высшее звено офицерского состава, получить более высшее звание будет затруднительно, поэтому для многих военнослужащих это завершающая ступень военной карьеры.

Генералы-майоры занимают должности командира дивизии или заместителя командира округа. Звания генералов-лейтенантов носят командующие округом войск. Генерал-полковник — звание носит военнослужащий, командующий округом войск.

Звание Генерала армии носит глава Минобороны РФ. А завершающим звеном в этой цепочке становится Верховный Главнокомандующий — в нашей стране это звание автоматически получает действующий Президент РФ.

Реформа формы ВВС Сергея Шойгу

Исправлять ошибки модельера взялся нынешний Министр Обороны С.К. Шойгу. В 2012 году он упразднил дальнейший ввод в эксплуатацию формы Юдашкина, и вскоре было объявлено о реформировании обмундирования сотрудников командных центров.

Так появилась офисная форма одежды – легкий костюм, отвечающий стандартам качества и износостойкости. Генералы, офицеры всех степеней, прапорщики и сержанты, рядовые – весь личный состав ВВС получил в свое обращение форму синего цвета. Нашивки были заменены шевронами «на липучке», на груди слева располагается фамилия военнослужащего, справа – принадлежность к ВС РФ. Надписи выполнены желтым цветом, с синей окантовкой.

Площадь окружности офисной фуражки снова уменьшена, околыш приобрел черный цвет. Также вернули в обращение знак звезды над расправленными крыльями над кокардой в верхней части подъема фуражки.

Курсанты и рядовые в летнее время используют при выполнении повседневных задач комплект синей офисной формы, состоящий из куртки на молнии и брюк, с которыми носят синюю футболку с надписью «Армия России». Куртка-китель и майка могут быть с коротким и длинным рукавом. Также для личного состава курсантов предусмотрено ношение офисной фуражки, в некоторых училищах с обмундированием разрешено ношение синей кепки с кокардой над козырьком.

Курсанты обувают полуботинки, а рядовой состав ботинки с высоким берцем. Зимний вариант дополняет летний и военнослужащим положено носить куртку до колен «Аляска» на овечьем меху и синее кашне.

Офицеры и прапорщики летом носят ту же одежду, что и курсанты. Под офисное обмундирование обязательный элемент гардероба — офицерская фуражка с символикой ВВС. Также, при особенно жаркой погоде разрешено ношение темно-синей рубашки с погонами, которые бывают двух типов – с длинным и рукавом.

Зимой офицеры и прапорщики надевают тоже обмундирование, что и летом и дополняют свой гардероб синей офицерской шапкой с кокардой и зимней теплой курткой до колен «Аляска» на гусином пуху. Обувают авиаторы меховые полуботинки с высоким подъемом на молнии.

Технический состав, а также летчики при выполнении как повседневных, так и боевых задач носят специальный комплект ЛТО синего цвета (летно-техническое обмундирование). Комплект состоит из куртки на молнии и брюках на лямках. На ней не предусматривается ношение погон, поэтому фамилия и звание указывается на нашитой слева на груди бирке на липучке.

Справа на груди вышита символика ВВС в виде золотистых расправленных крыльев. Брюки могут носиться как с подтяжками, как комбинезон, так и предусматривают ношение брючного ремня. В нижней части брючных штанин расположены молнии, при помощи которых можно отрегулировать ширину штанины. Под ЛТО авиаторы надевают пилотку с кокардой. На ней вышито перекрестием пушки и пропеллера на фоне расправленных крыльев сбоку справа.

Зимой этот комплект дополняется утепленной курткой светло-синего цвета с меховым воротником.

В дополнение к вышеперечисленным элементам, зимой высшие офицеры могут надевать время каракулевую папаху. А также в период перехода с летней формы одежды на зимнюю, когда позволяют погодные условия, допускается носить каракулевую утепленную шапку с лакированным козырьком.

Для обмундирования женщин предусмотрена летняя офисная униформа, состоящая из куртки синего цвета и юбки, вместе с которыми так же носится синяя футболка. Под обмундирование обувают черные туфли на невысоком каблуке. Женщинам также разрешается носить брюки синего цвета и синей кепки с кокардой.

Для выполнения слабым полом задач повседневной деятельности взимой и в холодное время года предусмотрено ношение теплой куртки «Аляска», как у офицеров и миниатюрной шапки с кокардой, которая по форме отдаленно напоминает пилотку. Зимой женщины обуты в утепленные меховые сапоги до колен на невысоком каблуке на молнии.

Парадная форма курсантов и рядового личного состава и офицеров всех степеней мало чем отличается от Юдашкинской. Они одевают приталенные кителя на трех пуговицах, с парадным ремнем золотого цвета и обычным черным ремнем. На форме обязательны к ношению государственные награды. На брюки вернулся синий кант, а у рядовых к парадной форме обязателен к ношению синий берет.

В ближайшем будущем планируется улучшение практичности и красоты в отношении как повседневной, так и парадной формы одежды. К примеру, на офисное обмундирование не так давно были добавлены петлицы, обозначающие принадлежность к офицерскому составу – желтая шпала в синей окантовке на черном фоне. А прапорщики и сержанты начали нашивать на рукава галочки, по которым можно определить срок прохождения военной службы авиатором.

Знаки различия российских полицейских

Знаки отличия на погонах:

  • генерала полиции РФ — находящаяся на оси звездочка, красная полоса по краям;
  • генерал-полковника — находящиеся на оси 3 звезды, полосы предписанного оттенка и их отсутствие;
  • генерал-лейтенанта — находящиеся на оси 2 звезды, полоски предписанного оттенка и их отсутствие;
  • генерал-майора — находящаяся на оси 1 звезда, полоски предписанного оттенка и их отсутствие;
  • полковника полиции — 3 звезды, 2 размещаются между осью с границей погона, третья — над двумя вдоль средней полосы;
  • подполковника — 2 звезды, которые находятся по краям, рядом с осью у начала погона;
  • майора — 1 звезда, находящаяся на оси;
  • капитана — 4 звезды, 2 снизу, с двух боков между осью с началом погона, третья с четвертой над этими двумя, на оси;
  • старшего лейтенанта — 3 звезды, 2 снизу находятся по бокам между осью с началом погона, третья — над этими двумя, на оси;
  • лейтенанта — 2 звездочки, находятся около оси и стороны погона;
  • младшего лейтенанта — 1 звезда на оси;
  • старшего прапорщика — 3 звезды на оси;
  • прапорщика — 2 звезды на оси;
  • старшины — 1 пластинка вдоль;
  • старшего сержанта — 1 пластинка поперек;
  • сержанта — 3 пластинки поперек;
  • младшего сержанта — 2 пластинки поперек.

На погонах рядового состава знаки отличия не предусматриваются.

Первичное назначение погон — удерживать лямки с ремнями снаряжения от сползания, не позволять ремням тереть одежду, и лишь в последующем основной функцией стал показатель ранга их носителя.

Кроме этого, знаками отличия могут быть эмблемы, нашивки, шевроны.

Примечания[ | ]

  1. 12 Указ Президиума ВС СССР от 21 марта 1989 года № 10224-XI. «О выведении из состава Вооружённых Сил СССР пограничных, внутренних и железнодорожных войск»(неопр.) .Утверждён Законом СССР от 31 июля 1989 года (Ведомости СНД и ВС СССР, 1989, № 9, ст. 202) . Российский Правовой Портал «Семёрка». — 7LAW.info. Дата обращения 6 июля 2020.
  2. 12 Приказ НКО СССР от 15.01.1943 года № 25 «О введении новых знаков различия и об изменениях в форме одежды Красной Армии»
  3. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 15.02.1943 г. «О введении новых знаков различия для личного состава Военно-Морского Флота СССР»
  4. Сорокин А. В., 2011, с. 92—94.
  5. Александр Сорокин может примерить на себя любое воинское звание. Семисот пар погон (рус.). https://vestivrn.ru . ГТРК «Воронеж» (20 июля 2007). — ««Утилизация» — самое страшное слово для настоящего ценителя. Ведь при этом, бесследно исчезает целый исторический пласт, страница военной культуры». Дата обращения 24 февраля 2020. Архивировано 24 февраля 2020 года.
  6. Ирина Шленская. Житель Кантемировского района собрал коллекцию погонов и шевронов. И написал о них около 30 статей (рус.).https://riavrn.ru . РИА «Воронеж» (7 октября 2013). — «Имеются погоны, петлицы, нарукавные знаки, кокарды, эмблемы, шевроны, пуговицы… полевой погон военного времени Маршала Советского Союза Толбухина Ф. И., погоны маршала авиации Новикова А. А., маршала инженерных войск Прошлякова А. И. и многие другие.». Дата обращения 24 февраля 2020. Архивировано 24 февраля 2020 года.
  7. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 6 января 1943 г. «О введении погон для личного состава Красной армии»

Типы, классификация званий и виды погон

Начнем с того, что разберемся, какие типы званий существуют в целом. Ведь каждый человек видел погоны не только на солдатской и матроской форме, но также и на плечах спасателей, полицейских и сотрудников органов государственной безопасности. На самом деле все просто и типов званий в России всего два: корабельные и войсковые. Что же касается классификации званий в российской армии, то существуют офицерские и неофицерские звания (никаких шуток, это действительно так, хоть и примитивно). При этом офицеры, в свою очередь, делятся на младший, старший и высший составы. Естественно, что звания распределяются в точно таком же порядке.

С погонами все несколько сложнее, поскольку их внешний вид различается по целому списку критериев:

  • цвет погона (в зависимости от рода войск, а также от того, для какой формы предназначены – повседневной, полевой или парадной);
  • цвет полосок (зависит от рода войск);
  • звание (у каждой классификации званий определенный порядок расположения полосок, звезд или лычек).

Впрочем, чтобы быстрее разобраться в армейских «созвездиях», перейдем к непосредственному перечислению званий по возрастанию с указанием соответствующей должности и знаков отличия.

Звания военных летчиков (военно-технического состава военной авиации) 1935-1939 годы

Не менее сложным было общение между нелетным (техническим) составом, занятым обслуживанием авиационной техники, авиационного вооружения и аэродромной службы. Для военнослужащих, структурно входящих в состав ВВС, но не относящимся к летно-подъемному составу, были установлены собственные звания (по возрастанию):

  • Мл. воентехник;
  • Воентехник 2 ранга;
  • Воентехник 1 ранга;
  • Военинженер 3 ранга;
  • Военинженер 2 ранга;
  • Военинженер 1 ранга;
  • Бригинженер;
  • Дивинженер;
  • Коринженер;
  • Арминженер.

Обязательно было указание приставки «авиации».

Например, к военинженеру 2 ранга, соответствовавшего воинскому званию «майор», следовало обращаться:

— Товарищ военинженер авиации 2-го ранга и т.д.

Плюсы и минусы работы в аэропорту

Безусловно, работа в воздушной гавани имеет массу преимуществ. Однако все зависит от конкретной должности. Конечно, уборщицей мало кто желает работать, но заработная плата такого работника в аэропорту несколько выше, чем в любом другом заведении. В среднем уборщицы там получают 13—15 тыс. рублей. Данный вариант подходит для женщин, которые давно на пенсии. В целом, достоинства трудоустройства в аэропорту такие:

  • оплачиваемые больничные и отпускные;
  • стабильная работа;
  • конкурентная заработная плата;
  • дружный и большой коллектив;
  • возможность найти хороших друзей, а также спутника жизни;
  • льготные кредитные программы;
  • карьерный рост;
  • частые премии.

Минусы такие:

  • длительный рабочий день;
  • ночные смены;
  • возможные конфликтные ситуации;
  • огромная ответственность (особенно у тех, кто проверяет багаж, и регистрирует пассажиров);
  • отдаленность от дома, так как аэропорты зачастую находятся далеко от центра города;
  • угроза жизни, поскольку в аэропортах могут быть теракты.

Для того чтобы стать работником авиаузла, нужно не только иметь соответствующие знания, желание и диплом, но и обладать такими качествами, как доброжелательность, стрессоустойчивость, коммуникабельность, сдержанность и ответственность. Только тот работник, который соответствует всем этим параметрам, может добиться высоких результатов и получать высокую заработную плату.

Если вы уверены в своих силах, у вас всегда есть возможность откликнуться на ту или иную вакансию, и ожидать решения работника по персоналу. Не стоит переживать, если вас не взяли на желаемую должность. Постарайтесь хоть кем-то устроиться в аэропорту, а также выполняйте свои обязанности на совесть. Тогда вполне возможно, что вас заметят и пригласят на желаемый пост.

Форма ВВС от Юдашкина

В 2007 году на пост Министра Обороны назначен бывший руководитель ФНС Э. А. Сердюков. По его инициативе правительство в этом году выделяет 170 миллионов рублей на широкомасштабную реформу в отношении обмундирования военнослужащих. Задачу поручили модельеру с манерой поведения человека с нетрадиционной сексуальной ориентацией – Валентину Юдашкину.

Но как показала практика, она стала только хуже. Камуфляж с погоном на груди выглядел неестественно и усложнял выполнение отдельных задач. Утепленная полевая куртка не справлялась с задачей защиты военного от холода, через 5-7 минут нахождения на улице при температуре -15⁰С ниже нуля замерзали руки от плеча и верхняя часть спины.

Шинели старого образца с вырезом на груди на 3-х пуговицах сменили приталенные шинели на 4-х. При этом новый образец шинели также оставлял руки и спину уязвимым местом для холода.

По износостойкости новое обмундирование в разы уступало старому, подводя военнослужащих в неподходящий момент. Из достоинств стоит отметить только камуфлированную раскраску «в пиксель», которая лучше справлялась в полевых условиях с задачей маскировки. Но новой ее назвать было нельзя, так как американцы перешли к подобной раскраске еще в конце 90-х годов прошлого столетия.

Что касается парадного обмундирования, то тут тоже творилась неразбериха. Родам войск вернули цветовую гамму к парадной форме. Но сделано это было некорректно, и вместе с ВВС темно-синюю парадные мундиры надевали десантники и войска специального назначения.

Пошив брюк остался неизменен, за исключением отсутствия канта, что еще больше обезличивало рода войск. Реформа 2009 года считается неудачной в ВВС, и военнослужащие вспоминают ее с негодованием.