Что делать, если слетает цепь на велосипеде?
Почему спадает цепь на велосипеде? Причин может быть несколько:
- слабое натяжение (на велосипеде без передач и скоростном);
- если искривлено звено;
- при деформации зубьев большой звезды;
- если цепь растянулась в процессе продолжительного использования;
- не настроен переключатель скоростей;
- деформировано заднее колесо.
Для того чтобы подробнее разобраться, что делать, если слетела цепь, разберем эти причины подробнее.
Недостаточно сильное натяжение
Если у вас велосипед без передач – предварительно раскрутите гайки на заднем колесе, их две штуки, потяните колесо к себе. Далее верните гайки обратно, таким образом, чтобы исключить смещение колеса к центру. Вот и все, что необходимо сделать.
Сложнее будет исправить эту проблему у агрегата со скоростями. В переключателе передач скоростного велосипеда есть пружина, которая самостоятельно подтягивает цепочку, со временем она растягивается, в таком случае нужно менять переключатель скоростей.
Искривление звена
В случае, когда цепь падает из-за искривления звена, вы должны либо поменять ее всю, либо воспользоваться специальным инструментом для удаления согнутых звеньев.
Деформация зубьев
Зубья могут деформироваться при долгом сроке эксплуатации, что привело к сильному износу, или сильном ударе. Если постоянно слетает цепь на велосипеде по этому предлогу, стоит заменить ее новой.
Неверно настроен переключатель
Данная причина касается исключительно велосипедных транспортных средств, имеющих переключатель скоростей. Вам необходимо сделать как можно более точную настройку заднего переключателя.
Деформация заднего колеса
Колесо может стать деформированным по разным причинам, это влияет на управление транспортным средством и качество работы тормозной системы. Дабы исправить эту ситуацию, нужно проверить натяжение спиц. При необходимости натянуть их до того момента, пока они все не будут издавать одинаковый звук при ударе. Если эти манипуляции не помогли выровнять колесо, его придется заменить новым.
Смотрим видео!
Слетела цепь на скоростном велосипеде
У велосипедов с переключателями передач есть еще несколько причин, почему спадает цепка.Например, если загнута звездочка на системе переднего комплекта звезд либо не настроены скорости.
При загибе звезды стоит переключиться на иную скорость, где эта проблема отсутствует, и продолжить движение.
Это поможет в случае, если вы не пользуетесь всеми скоростями, иначе ‒ звезду придется заменить.
Далеко не всегда требуется сразу менять слетевшую цепочку новой, возможно, ее следует починить, а может, проблема в переключателе скоростей на велосипеде. Однозначно стоит проводить техническое обслуживание вашего велотранспорта.
Если слетает цепь на детском велосипеде, причины проблемы, советы по ее устранению ‒ аналогичны приведенным выше для взрослого велотранспорта.
Рекомендуем посмотреть видео:
Теперь о том, как поставить слетевшую на односкоростном велосипеде цепь на место.
Идея такая: Сначала она полностью одевается на одну из звезд (обычно на заднюю, но можно и на переднюю) и накидывается на вторую звездочку (переднюю или, соответственно, заднюю), чтобы лежать на части зубьев. Далее при прокрутке педалей по ходу движения цепь захватывается остальными зубьями звездочки и полностью ложится на всю звезду и таким образом одевается.
Алгоритм действий при надевании цепи примерно следующий.
- Переверните велосипед вверх ногами, поставив его на седло и руль, или приподнимите так, чтобы заднее колесо свободно вращалось.
- Если на велосипеде установлена защита велоцепи — лучше ее снять. Так будет удобней и проще достать до передней звезды. Если лень снимать, или можете и так дотянуться до звездочки – ну дело Ваше.
- Полностью накиньте цепь на заднюю звездочку. (Если не снимали защиту, тогда может быть удобнее полностью одеть её на переднюю звездочку).
- Накиньте цепь на переднюю звезду по ходу ее вращения и крутите педали вперед по ходу движения. При вращении педалей она сама накидывается на оставшиеся зубья.
Здесь нужно понимать, что если велосипед стоит вверх ногами, то цепь закидывается на нижнюю часть звезды (по отношению к Вам) и, прокручивая саму звезду за педаль по часовой стрелке, накидываем её на переднюю звездочку целиком. Если начнете накидывать цепь на верхнюю часть звезды по отношению к Вам, то не сможете крутить педали – ведь фактически Вам придется нажимать на тормоз.
Если велосипед находится в нормальном положении (колесами вниз), то опять же накидываете цепь сверху на звезду и крутите педали по часовой стрелке – как если бы ехали вперед.
Все – цепь одета.
Как устранить неисправность цепи велосипеда
Что делать при износе компонентов
Самая распространённая неисправность цепи на велосипеде— износ составляющих. На изношенность деталей указывают такие признаки:
- змейка проворачивается или слетает;
- оставляет желать лучшего работа натяжителя и переключателей.
Специалисты рекомендуют приниматься за замену кассет вместе со змейкой. Однако народные умельцы предлагают свою инструкцию по ремонту старых функциональных компонентов. Если проскакивает цепь на велосипеде при нагрузке, демонтируйте её с транспортного средства, выпрямите и принимайтесь за измерение длины. Степень износа определяют согласно показателям:
- если цепь составляет до 306,4 мм — удлинение незначительное, никаких глобальных ремонтных работ осуществлять не нужно, достаточно починить звёзды;
- длина до 308 мм — износ средней степени;
-
больше 308 мм — змейка уже непригодна для эксплуатации.
Специальный инструмент для определения износа
Теперь осмотрите передний и задний кассетники. Практика показывает, что растяжение змейки велосипеда до 307,9 мм провоцирует не только износ цепи велосипеда, но также звёздочек маленькой и средней величины, находящихся сзади. Если дело в звёздочках, необязательно покупать целую кассету, можно обойтись заменой исключительно этих компонентов.
Замену не стоит откладывать, если установлен средний износ. Некоторые владельцы велосипедов недоумевают, почему после монтажа новой детали проскок цепи только увеличился. Это связано с несоответствием шага между роликами и шириной зубьев. Пройдёт немного времени, и составляющие трансмиссии притрутся.
Сложный ремонт подразумевает растяжение змейки до 308 мм — с болтающейся цепью ездить на байке невозможно. Заменить элемент нужно вместе с кассетой. Если есть навык в ремонтных работах, воспользовавшись выжимкой, попробуйте укоротить цепь на пару звеньев.
В качестве альтернативы также используют успокоитель змейки. Прямое назначение этого удобного приспособления — применение для обеспечения безопасности езды, если транспортное средство используют в велоспорте. Успокоитель подойдёт для крайнего случая, например, если отказаться от езды на велосипеде невозможно, а денег приобрести новые компоненты для велосипеда пока нет.
Как настроить эффективную работу переключателей
Если состояние цепи не вызывает сомнений, значит, причиной неточного переключения передач является расстроенный переключатель. С такой проблемой сталкиваются владельцы двухколёсных байков, недавно заменивших старые цепь и звёзды на новые.
Пошаговая инструкция по регулировке механизма переключения состоит из таких этапов:
- Достижение эффективного натяжения тросиков.
- Регулировка движения относительно низких передач.
- Регулировка движения цепи с ориентацией на высшие звёзды.
Обратите внимание на заднюю систему звёздочек — если натяжитель находится в правильном положении, удастся скрыть небольшое провисание цепи. Демонтированная велоцепь
Демонтированная велоцепь
Чтобы отрегулировать переключатель, расположенный в задней части, повторите такие действия:
- Слегка выкрутите винт и извлеките тросик, подходящий к приводу.
- Монтируйте передачи внизу, расположив цепь в положении 1:1.
- Вращайте винтик, пока не достигнете совпадения направляющего ролика со звёздочкой.
- Зафиксируйте тросик в переключателе.
- Попробуйте вращать педалями, и в это время установите передачи в высшем формате. Как его определить? Цепь должна совпасть с малой звездой сзади и самой большой в передней части.
- Другой винт позволит совместить ролик и активную звезду.
- Правильное размещение натяжителя — отступив от звезды снизу 5 мм, сохраните положение цепи велосипеда 1:1.
Таким же способом настройте передний переключатель.
Проблемы с задней трещоткой
еисправность трещотки также может служить причиной прокручивания педалей. Возможно залили слишком густое масло внутрь трещетки и подшипники внутри стали залипать. Возможно там вообще нет масла и механизм заржавел, возможно что смазка внутри идет вперемешку с пылью и грязью, т.е. смазка стала неоднородной. Может быть посыпались подшипники трещотки. В таком случае надо снять трещотку велосипеда, вычистить ее при необходимости от грязи (до полной очистки), а затем смазать густым маслом.
Надо обязательно проверить нужно ли вообще что-то смазывать. Когда вы сняли трещотку посмотрите на цвет масла, если оно черное или так сказать грязное или с примесью металла (полетел подшипник) — в этих случаях производим чистку и смазку. Просмотрите все ли подшипники на месте. Бывает так, что подпшипник со временем разбивается — такой надо заменить на новый. Еще, когда заглянете внутрь кассеты убедитесь, что нет жидкости внутри. Если жидкость все таки есть — производим чистку, а затем смазку. Итак подытожим, если вы заглянули внутрь трещотки (или кассеты) и видите чистое масло, подшипники на месте, жидкости нет — в этом случае нетрогайте ничего — смазка цепи велосипеда и чистка просто не нужны.
Что делать, если слетает цепь на велосипеде?
В процессе эксплуатации велосипеда владельцу приходится сталкиваться с ситуацией, когда в ходе езды соскакивает цепь. Такая ситуация опасна во время езды на высокой скорости, а также в процессе вкручивания под горку. Даже если вы используете контактные педали с обувью, не позволяющие ноге слететь с педали, при спадании цепи велосипедист может по инерции вылететь через руль или упасть на бок. В этой статье мы рассмотрим основные причины, по которым велосипедная цепь слетает, а также дадим практически советы по устранению данной поломки.
Существует целый ряд причин, по которым слетает цепь. Они представлены в списке ниже:
- слабое натяжение (касается как велосипедов без передач, так и с регулируемой трансмиссией);
- искривление одного или нескольких звеньев;
- деформация одного или нескольких зубьев в передней или задней звезде;
- цепь растянута в результате длительного использования;
- неправильно настроен передний или задний переключатель.
Теперь ознакомимся с каждой проблемой поподробнее. Здесь мы также предложим варианты решения возникающих трудностей.
Слабое натяжение
Если ваша цепь слетает на велосипеде без передач, все, что необходимо, – раскрутить две гайки на оси заднего колеса, а затем потянуть его на себя. Закрутите гайки, но при этом следите, чтобы колесо не смещалось ближе к центру рамы. Выполнив эти действия, вы увидите, что цепь не будет провисать. Соответственно, вероятность того, что она снова слетает, полностью исключится. А вот в случае с возникновением этой проблемы на скоростном велосипеде придется попотеть. В переключателе передач установлена специальная пружинка, которая вытягивает цепь автоматически. При длительном использовании она теряет свою упругость, что и приводит к подобным проблемам. Поскольку трансмиссия неразборная, придется менять переключатель на новый.
Искривление одного или нескольких звеньев
С такой проблемой можно встретиться довольно редко, но она все равно может побеспокоить в любой момент. Если вы заметили, что звенья искривлены, у вас есть два варианта. Первый – полностью заменить цепь. Второй – избавиться от согнутых звеньев, используя специальную выжимку. На велосипедах без регулируемой трансмиссии этот способ не применить. На моделях с переключателями передач рекомендуется прибегать к такому методу в качестве временного решения.
Деформация одного или нескольких зубьев в передней или задней звезде
Почему зубья могут деформироваться? Первая очевидная причина – в результате удара, вторая – в результате сильного износа. В любом случае, если цепь спадает исключительно из-за проблем с зубьями кассеты, значит, необходимо заменить ее на другую.
Цепь растянута в результате длительного использования
Такое бывает в процессе износа. Пружинка переключателя не может нормально натянуть ее, она постоянно провисает. В данном случае есть только один выход – заменить цепь на новую. На практике редко можно встретить велосипеды, в которых цепь растянута и перескакивает при переключении передач. Восстановить ее упругость фактически невозможно.
Неправильно настроен передний или задний переключатель
Такое бывает только на велосипедах с передачами. Все, что надо сделать, – максимально точно настроить задний переключатель. Заметить проблему достаточно просто: цепь может произвольно перескакивать на другую передачу в процессе вкручивания педалей с большой силой, но при этом вы не будете нажимать на лепесток манетки. На корпусе переключателя присутствует два болта, с помощью которых надо отрегулировать предел хода механизма.
Если вы видите, что ваша цепь слетает, далеко не всегда это значит, что надо менять ее целиком. Вполне возможно, проблема заключается в чем-то другом. Если вы не хотите, чтобы она слетела в самый неподходящий для этого момент, рекомендуем время от времени проводить техническое обслуживание. Предельно тщательно проверяйте трансмиссию на предмет износа. Простая проверка перед выездом поможет вам избежать серьезных травм, особенно если вы предпочитаете кататься в агрессивном или даже экстремальном стиле. Надеемся, советы, изложенные выше, помогут вам избежать поломок в будущем.
Верхняя рамка
Иногда, для НВ-звезд и велосипедов не предназначенных для совсем уж экстремального катания достаточно установить одну лишь верхнюю рамку, это намного легче и не мешает крутить педали. Если вы используете передний переключатель, то в качестве верхней рамки успокоителя прекрасно подойдет верхняя рамка собственно переключателя.
От английского narrow-wide, то есть узкий-широкий. Как понятно из названия, это звезды с длинными зубцами переменной ширины. Дело в том, что четные и нечетные отверстия между звеньями цепи имеют разную ширину. Длинные зубцы НВ-звезды точно в размер заходят в соответствующее отверстие в цепи. Такая конструкция обеспечивает крайне надежную посадку цепи на звезде, и соскочить она может только в совсем уж экстремальных ситуациях. Для таких ситуаций система оснащается еще и верхней рамкой успокоителя, чтоб совсем уж наверняка. Имеют эти звезды и минусы, во-первых, это невозможность оснастить велосипед передним переключателем, а, во-вторых, при эксплуатации в грязевых условиях система может забиться грязью и цепь будет отказываться со звезды сниматься.
В разных дисциплинах и стилях катания разные требования к фиксации цепи. Так в кросс-кантри достаточно просто переднего переключателя или нв-звезды, а даунхилл уже будет требовать полный набор успокоителей для надежной фиксации цепи на звезде.Что до всяких нестандартных решений, вроде планетарной втулки, то они не нашли широкого применения и не прижились, потому что, либо не обладали достаточной надежностью, либо очень дороги, либо требуют постоянного обслуживания и замены деталей.
Почему проскакивает цепь на велосипеде
Первые симптомы неправильного функционирования трансмиссии возникают при переключении передач во время нажатия на педали. Велосипедисты чаще всего это замечают сразу при подъёме в гору, ведь тогда нагрузка на байк – одна из самых сильных.
Причины проскоков цепи на велосипеде:
- растяжение цепи вследствие износа её звеньев (в частности, их истончения);
- износ звёздочек;
- две причины единовременно.
Растянутая цепь
Самая распространённая причина – это растяжение цепи ввиду длительного использования байка, вследствие чего её составляющие изнашиваются. Основной показатель цепного износа – её длина (в норме она составляет 304,8мм).
В результате пружинка на переключателе не натягивает цепь. Это способствует цепному провисанию и снижению качества переключения передач (что особенно заметно при переходе от малых до высоких скоростей).
Вернуть упругость изношенной детали практически невозможно. Потому для решения ситуации существует только один способ – замена цепи.
Износ звездочек
Деформироваться звёзды могут ввиду износа или механического повреждения, возникшего вследствие удара. И в первой, и во второй ситуации восстановить зубья кассеты невозможно. А потому требуется замена на новую.
Оба фактора одновременно
Также цепь может проскакивать ввиду растянутой цепи и износа звездочек единовременно. Эта закономерность обуславливается следующим: при уменьшении расстояния между цепными роликами одновременно сужаются и зубья звёздочек. Чтобы определить степень изнашиваемости, достаточно сравнить ширину новых и изношенных звёзд.
Причиной единовременного износа цепи и звёздочек также является неправильное переключение скоростей. Это приводит к сильному перекосу цепи, и на некоторые части деталей оказывается повышенное давление, и они быстрее изнашиваются.
При неправильной регулировке суппортов возникают спонтанные перескоки звёзд, слёт цепи или её заклинивание. В этом случае велосипедист может получить травмы, а потому требуется регулировка суппортов с их проверкой во всех положениях. При загрязнениях цепи она также может проскакивать. Устранение признака – своевременная чистка и смазка составляющих.
Причины
Велосипедная цепь может слететь вследствие следующих поломок:
- Искривление звеньев.
- Недостаточное натяжение (на велосипедах без передач и с регулируемой трансмиссией).
- Повреждение зубьев в передней или задней звезде.
- Растягивание при продолжительной эксплуатации.
- Необходимость в правильной настройке переднего или заднего переключателя.
Искривление звеньев
Функциональность трансмиссионного узла может пострадать из-за деформированных в результате интенсивной эксплуатации и падений велосипеда звеньев цепи. Неудовлетворительное состояние звеньев часто становится причиной периодического слетания цепи.
Слабое натяжение
В результате вибрации и нагрузки задняя вилка может менять свое положение относительно оси задней втулки. При этом увеличивается провисание цепной передачи. Достаточно небольшого толчка для слетания цепи. Проблема легко устраняется с помощью поэтапно выполненных действий:
- Установите велосипед в перевернутом положении.
- Слегка освободите натяжные болты.
- Отведите колесо на требуемое расстояние.
- До предела затяните болты на новом месте.
- Проверьте качество натяжения.
Для выполнения быстрого ремонта необходимо при себе всегда иметь набор гаечных ключей.
Деформация зубьев в передней или задней звезде
Деформация зубьев обычно связана с искривлением заднего колеса, иначе именуемом «восьмеркой». «Восьмерка» — беда всех велосипедистов, при которой нарушается форма колеса и велосипед не способен выполнять свои функции.
Проблема решается следующим образом:
- Колесо снимается.
- Определяется место повреждения.
- Выделяется центральная спица «восьмерки».
- Все спицы подтягиваются через одну.
Растяжение цепи
Пружинка переключателя не справляется с натяжением и цепь провисает. Ремонту эта поломка не поддается и остается лишь заменить негодную цепь на новую. Такие поломки — достаточно редкое явление. Восстановление такой цепи практически невозможно.
Неправильно настроен переключатель
Неполадка встречается только на велосипедах с передачами и легко устраняется максимально точной настройкой заднего переключателя. Если заметили, что цепь перескакивает на другую передачу при прокручивании педалей с максимальной силой, тогда как вы не нажимаете на лепесток манетки, отрегулируйте предел хода механизма с помощью двух болтов на корпусе переключателя.
Заключение
Теперь вы знаете, как исправить износ цепи велосипеда своими руками. При замене необходимых функциональных элементов и правильной регулировке переключателей велосипед снова будет ездить как новенький, радуя своего обладателя прекрасной скоростью и трансмиссией на любых участках маршрута.
Детали любых подвижных механизмов, во время своей службы имеют свойства, стираться и приходить в негодное для работы состояние. На велосипеде к таким частям можно отнести: передние, задние звездочки (кассета), велосипедная цепь и другие механизмы. Каждый узел в любой технике требует правильного ухода, это предает деталям отработать свой ресурс и способствует надежности и долгой службе.
Но все же, как не ухаживать, за велосипедной цепью, все равно приходит время, когда она начинает проскакивать, время и нагрузка дает свое. В таких случаях следует не тянуть с заменой цепи, так как при этом могут пострадать звездочки на кассете и педалях.
Прежде всего, следует убедиться в правильности настройки переднего и заднего переключателей
В первую очередь необходимо обратить внимание на попадание цепи на звездочки и не ложиться ли между ними. Если велосипед не скоростной и на нем отсутствуют переключатели, то первая причина проскакивания цепи — это ее ослабление. Необходимо в таком случае ее подтянуть
Необходимо в таком случае ее подтянуть.
Если переключатели настроены, верно, и цепь при нагрузке начинает проскакивать, существует по этому поводу несколько причин:
- цепь сильно растянута
- износ звезд спереди
- износ звездочек на кассете
- или же все вышеперечисленное сразу
Так как при езде на велосипеде цепь неизбежно со временем растягивается, звенья цепи перестают правильно ложиться на зубья передних и задних звезд, и начинают со временем стирать их. Износ звезд также происходит от загрязнения механизмов пылью и грязью, поэтому цепь необходимо периодически мыть и смазывать. Про то как это делать читайте в статье —
Что делать если на велосипеде цепь начала проскакивать?
Если все же если на вашем велосипеде уже начинаться синдромы проскока, то необходимо готовиться к замене цепи и звезд. Готовьтесь сразу к замене цепи и кассеты, так как уже растянутая цепь
могла запросто повредить ее зубья, возможно и придется менять и передние звезды, смотреть необходимо их износ.
В некоторых случаях можно отложить покупку звезд. Необходимо тщательно посмотреть на зубья, как правило, бывает так, что велосипедисты предпочитают кататься на нескольких скоростях, а другие лишь задействуют не большое количество времени. Посмотрев износ, старайтесь не переключать на ту скорость, на которой максимальная выработка, используйте другие звезды. Но это все равно не долгий выход из ситуации, лучше заменить необходимый элемент, и смело кататься, не забывая в срок его обслуживать, чистить, смазывать.
Рассмотрим распространенную ошибку начинающих вело любителей — перекос цепи из-за неправильного выбора передачи. При таком раскладе сильно изнашиваются не только цепь, но и передние, задние звезды. Необходимо соблюдать правило переключения передач. Например, если цепь находиться на передней самой большой звездочке, то на задней необходимо выбирать маленькие — 1, 2, 3 звезды.
Например, не стоит ехать в гору на тяжелых передачах (большая звезда спереди, маленькие — сзади), так как нагрузка тоже сильно сказывается на растяжении цепи и износе звезд, да к тому же проще переключить правильную передачу и спокойно с легкостью продолжать движение.
Проверяйте регулярно правильность настройки переключателей передач, так как они тоже могут способствовать перекосу цепи и привести к износу звезд.
Вот собственно все самые основные моменты, которые необходимо помнить и выполнять, и тогда вы сможете отложить поход в велосипедный магазин, за новыми запчастями для вашего двух колесного друга.