Пергамский алтарь

Содержание

Общая характеристика сооружения

Новшество создателей Пергамского алтаря состояло в том, что алтарь был превращён в самостоятельное архитектурное сооружение.

Он был воздвигнут на особой террасе южного склона горы акрополя Пергама, ниже святилища Афины. Алтарь находился почти на 25 м ниже прочих зданий и был виден со всех сторон. С неё открывался прекрасный вид на нижний город с храмом бога врачевания Асклепия, святилищем богини Деметры и другими сооружениями.

Алтарь был предназначен для богослужений под открытым небом. Он представлял собой поднятый на пятиступенчатом фундаменте высокий цоколь (36,44 34,20 м). С одной стороны цоколь прорезала широкая открытая лестница из мрамора шириной 20 м, ведущая к верхней площадке алтаря. Верхний ярус был окружён ионическим портиком. Внутри колоннады находился алтарный дворик, где размещался собственно жертвенник (высотой 3—4 м). Площадка второго яруса была ограничена с трёх сторон глухими стенами. Крышу сооружения увенчивали статуи. Целиком строение достигало высотой около 9 м .

Общий вид западного фасада алтаря.Экспозиция в Пергамском музее План-реконструкция пергамского алтаря. Пунктир разделяет западный фасад, реконструкцию которого можно увидеть в музее, и то, что не было восстановлено

По периметру цоколя непрерывной лентой тянулся знаменитый Большой фриз (высотой 2,3 м и длиной в 120 м), покрывая высокую гладкую стену цоколя и боковые стены лестницы. Верхний край фриза завершал зубчатый карниз. На внутренних стенах алтарного дворика находился второй фриз Пергамского алтаря, Малый, посвященный истории Телефа (высотой 1 м).

Реконструкция и современное состояние

В берлинском Пергамском музее, построенном специально для этой цели, экспонируется модель-реконструкция алтаря, на которой размещены сохранившиеся элементы скульптурного декора (арх. Рихард Бон).

План зала с выставленным алтарём. Рельефы северного, южного и восточного фасадов расставлены по периметру помещения, в то время как западный (главный) фасад с выносными крыльями по бокам лестницы восстановлен полностью. Алтарный дворик встроен внутрь стены

Данное сооружение не является абсолютно идентичной копией античного алтаря — воссоздана только основная, западная сторона (с лестницей, колоннадой, портиками, статуями и скульптурным фризом), которая как бы обрезана стеной помещения. Плиты фриза других сторон алтаря размещены в том же зале возле стен, то есть алтарь как бы «вывернут наизнанку».

От самого сооружения в Пергаме уцелели лишь фундамент и частично стены цоколя. Археологами были найдены многочисленные части декора: базы, стволы и капители колонн, плиты карнизов и перекрытий, надписи и статуи, а главное — рельефные изображения обоих фризов (117 плит). После доставки находок в Германию в 1880-е гг. в берлинском музее в течение ряда лет производилась кропотливая работа по реставрации нескольких тысяч обломков, по определению принадлежности плит с фигурами той или иной стороне алтаря, по установлению порядка следования изображений (расположение богов на фризе должно было подчиняться определённому генеалогическому принципу). В настоящий момент фрагменты горельефов закреплены металлическими штырями на основании в порядке, приблизительно восстановленном учёными. Зрителю заметны большие лакуны (пустой фон), так как многие элементы всё же не были обнаружены.

Экспозиция открылась только в 1930 г., так как строительство музея, начавшееся в 1910 г. по проекту архитекторов А. Месселя и Л. Хофманна, затянулось из-за Первой мировой войны.

В 1990 г. очевидной стала необходимость реставрации алтаря. Однако проект был остановлен вследствие проблем с финансированием в испытывающем нехватку наличности Берлине. В 1993 г. Музей изящных искусств Сан-Франциско и нью-йоркский музей искусств «Метрополитен» предложили Берлину часть средств, необходимых для начала реставрационных работ, полная стоимость которых составила 2,8 млн долларов США. В 1997 г. наконец началась реставрация алтаря: «Шедевр эллинистической культуры находился в плачевном состоянии: металлические дюбели, которыми крепились плиты, заржавели и грозили расколоть мрамор, а сами плиты покрылись нездоровой патиной. В результате каждую из них пришлось снять, разобрать, промыть и собрать заново». В течение 10 лет над плитами трудился реставратор Сильван Бертолин и его мастерская. В ходе работ также нашли свое исконное место на фризе несколько сотен ранее непристроенных деталей — так, один титан обзавёлся змеевидной ногой, а Афина обрела второй факел. Бертолин также перекомпоновал разрозненные обломки, придав фризу новое, более интересное звучание. В 2004 г. экспозиция была открыта заново.

Приложения

О других проектах Викимедиа:

Великий Пергамский алтарь , на Wikimedia Commons

  • Пергам
  • Трон сатаны
  • Пергамский театр
  • Пергамская библиотека

Библиография

  • Жан Шарбонно , Ролан Мартен, Франсуа Виллар , Эллинистическая Греция , Галлимар, «L’Univers des Formes», Париж, 1970.
  • Р. Дрейфус и Э. Шраудольф (ред.), Пергамон: фриз Telephos с Великого алтаря , каталог выставки в Метрополитен-музее в Нью-Йорке, 2 том, 1996 ( ISBN  0-88401-089-9 ) .
  • Бернар Хольцманн и Ален Паскье , История античного искусства: греческое искусство , Documentation française, колл. «Руководства школы Лувр», Париж, 1998 г. ( ISBN  2-11-003866-7 ) , стр. 260-263.
  • (de) H. Kähler, Der gros Fries von Pergamon: Untersuchungen zur Kunstgeschichte und Geschichte Pergamons , Берлин, Gebr. Манн, 1948 год.
  • Франсуа Кейрель  :
    • Пергамский алтарь: образы и сила в азиатской Греции , Пикард, колл. «Антиква», 2005 г. ( ISBN   ) ,
    • «Функция Великой Алтарь Пергамон» Ревю де этюды grecques п о  115 (июль-декабрь 2002 г.), стр. 561-590.
  • Морис Сартр, Эллинистическая Анатолия. От Эгейского моря до Кавказа. Арман Колен, коллекция U, Париж, 2004 г. ( 2- е  издание).
  • Р. Р. Р. Смит, Эллинистическая скульптура , Темза и Гудзон, колл. «Вселенная искусства», Лондон, 1996 ( ISBN  2-87811-107-9 ) , с. 155-180.
  • (Автор) К. Шталер, «Das Unklassiche im Telephosfries. Die Фриз им Rahmen дер Pergamonaltares из hellenistischen Plastik « , в Orbis Antiquus п ø  21 (1966), Münster.

Внешние ссылки

  • Авторитетные записи  :
  • Скульптурный портал
  • Портал Древней Греции
  • Портал истории искусства
  • Археологический портал
  • Музейный портал

Ценная коллекция

В Музее Пергамон три основных экспозиции:

  • античное искусство — Греция и Рим (Antike Architekturen)
  • коллекция искусства Передней Азии (Alter Orient)
  • собрание исламского искусства (Islamische Kulturen)

Здесь представлены: архитектура, скульптура, живопись, мозаика, резьба по камню и дереву, артефакты исламского мира, есть коллекция ковров. Это то, что сразу приходит на ум. За 6000 лет истории люди столько красивого сделали.

Но самое главное — в музее представлены монументальные экспонаты, каких нет ни в одном музее мира. Это делает экскурсию по музею похожей на перемещение в машине времени. Пройти через Милетские ворота или прогуляться вдоль стен Иерихона, поглазеть на ворота Иштар и выйти из них на Дорогу Мардука. Это возможно только в Пергамоне.

На музей стоит выделить целый день.

Античное искусство (Antike Architekturen)

Основа собрания — Пергамские находки. Затем коллекция пополнялась силами коллекционеров древностей.

Пергамский алтарь. Это сооружение было воздвигнуто около II века до нашей эры там, где на данный момент располагается Турция. Считается, что алтарь был посвящен Зевсу, отсюда другое его название – алтарь Зевса. Грандиозное сооружение было известно всему античному миру, более того, почиталось как настоящее чудо света. Было разрушено в Средние века.

Ещё один монументальный экспонат — ворота Милетского рынка. Пример римской архитектуры I века нашей эры.

Хранится в музее и клад Трои.

Милетские ворота

Коллекция искусства Передней Азии (Alter Orient)

Переднеазиатский музей представлен в экспозиции Пергамона более чем двумя сотнями экспонатов из Сирии, Месопотамии, Анатолии. Самый известный из них – ворота Иштар – огромная арка, ограниченная не менее масштабными стенами, выходящая на Дорогу Процессий.

Дорога процессий также находится в музее. Но конечно, не вся.

Ворота Иштар

Как вы уже догадались из названия, ворота посвящены богине Иштар. Они созданы из кирпича, покрытого голубой, белой, желтой и черной глазурью. Яркость красок здесь поражает не меньше, чем размеры сооружения

Приковывают к себе внимание и Ассирийские рельефы с яркими, объемными изображениями животных

Чтобы войти в Вавилон, нужно было пройти через ворота Иштар

Собрание исламского искусства (Islamische Kulturen)

Исламское искусство представлено собранием артефактов VII-XIX веков. Здесь вы познакомитесь с пятиметровым каменным фризом XVIII века, который служил украшением во дворце Мшатту, с Алеппской комнатой из Сирии, украшенной росписью по деревянным панелям, а также другими экспонатами.

Михраб из Коньи и ковёр

Михраб — ниша в стене мечети. Указывает направление на Мекку.

В 2011 году комплекс Пергамон порадовал своих посетителей открытием панорамы, которая переносит зрителей во второе столетие до нашей эры, в древний Пергам. Вокруг разворачиваются сцены из жизни обычных горожан, вот кто-то стирает белье, неподалеку идет оживленная торговля и так далее. Вы слышите шум толпы, видите закат и восход солнца, слышите жужжанье насекомых. Иными словами, переноситесь на много столетий назад. Не посетить такое просто невозможно.

Музей открыт каждый день.

  • по четвергам с 10.00 до 20.00
  • другие дни с 10.00 до 18.00

Сколько стоит

  • Цены на билеты вполне демократичны. Вход в музей+панорама стоит 19 евро. Стоимость уже включает аудиогид (есть русский язык).
  • Если купить карту Музейного острова можно посетить все его музеи за 18 евро.

Где остановиться в Берлине

Сейчас много вариантов жилья в Берлине появилось на сервисе AirBnb. Как пользоваться этим сервисом у нас написано здесь. Если вы не найдете свободный номер в отеле, то ищите жилье через этот сайт бронирования.

Мы жили в отеле Adam, район Шарлоттенбург. Понравился за соотношение цены и качества.

Предлагаем неплохие варианты отелей в Берлине

Как добраться до музея

Музей Пергамон находится на музейном острове Берлина.

  • Доехать до музея на метро. Ветка U-Bahn U6 – остановка Friedrichstraße. Ветка S-Bahn S1, S2, S25 – остановка Friedrichstraße.
  • На автобусе №100 или №200 до Lustgarten, №147 – до остановки Friedrichstraße.

Еще один способ – трамвай. М1, 12 до Am Kupfergraben или М4, М5, М6 до Hackescher Markt.

Адрес: Berlin, Bodestrasse 1-3

Путешествуйте с улыбкой, путешествуйте с наслаждением! А мы будем стараться и дальше помогать вам с этим. Подписывайтесь на обновления нашего блога. И до скорого!

Связь с другими произведениями искусства[править | править код]

Во многих эпизодах алтарного фриза можно узнать другие древнегреческие шедевры. Так, идеализированная поза и красота Аполлона напоминают известную ещё в античные времена классическую статую работы скульптора Леохара, созданную за 150 лет до пергамского фриза и сохранившуюся до нашего времени в римской копии Аполлона Бельведерского. Главная скульптурная группа — Зевс и Афина — напоминает тем, как расходятся борющиеся фигуры, изображение поединка между Афиной и Посейдоном на западном фронтоне Парфенона. (Эти отсылки не случайны, ведь Пергам видел себя новыми Афинами)..

«Лаокоон»

Сам фриз оказал влияние на более поздние античные работы. Наиболее известным примером является скульптурная группа «Лаокоона», которая, как доказал Бернард Андре, была создана на двадцать лет позднее пергамского горельефа. Авторы скульптурной группы работали непосредственно в традиции создателей алтарного фриза и возможно даже участвовали в работе над ним.

Примечания[править | править код]

  1. .
  2. .
  3. Павсаний, 5,13,8.
  4. Steven J. Friesen. Satan’s Throne, Imperial Cults and the Social Settings of Revelation // Journal for the Study of the New Testament, 27.3, 2005. P. 351—373
  5.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 14 апреля 2008.
  6. Michael Vickers «The Thunderbolt of Zeus: Yet More Fragments of the Pergamon Altar in the Arundel Collection» American Journal of Archaeology 89.3 (July 1985), pp 516—519.
  7. ↑  (недоступная ссылка). Дата обращения: 15 апреля 2008.
  8. ↑  (недоступная ссылка). Дата обращения: 15 апреля 2008.
  9. ↑  (недоступная ссылка). Дата обращения: 15 апреля 2008.
  10. Die Antikensammlung im Pergamonmuseum und in Charlottenburg, Zabern, Mainz 1992, стр. 36
  11. Die Antikensammlung im Pergamonmuseum und in Charlottenburg, von Zabern, Mainz 1992, S. 35f.
  12. Bernard Andreae: Laokoon oder die Gründung Roms
  13. Schalles: Pergamonaltar, колонки 212—214.
  14. Schalles: Pergamonaltar, колонки 211—212.
  15. Schalles: Pergamonaltar, колонки 214—215.
  16.  (недоступная ссылка). Pergamon Fantasy. Дата обращения: 7 июля 2013.

Общая характеристика сооружения

Пергамский алтарь в архитектуре эллинизма занимает значимое место. В отличие от классических жертвенников, это был отдельный архитектурный комплекс. Изначально строение возвели на южном склоне горы акрополя немного ниже афинского святилища. Алтарь располагался ниже всех городских строений более чем на 25 метров и хорошо просматривался со всех сторон. Со ступеней строения можно было увидеть панораму: нижнюю часть города, святилище Деметры, храм Асклепия ‒ бога-врачевателя, змеиный посох которого ныне стал символом здравоохранения (рисунок 2).

Рисунок 2. Общее строение памятника

Описание назначения пергамского алтаря также не сохранилось. Но по аналогичным постройкам можно сделать вывод, что он возводился для ритуалов под открытым небом, ‒ в конструкции отсутствовала закрытая крыша.

Устройство пергамского алтаря схоже с классическими храмами Древней Греции:

  1. Строение имеет форму растянутой буквы «П». На верхнем ярусе в основании установлен жертвенник, а нижний ярус обнесен со всех сторон глухими стенами.
  2. Цоколь размерами 36,44 на 34,20 метров располагается пятиуровневом фундаменте.
  3. По всей длине цоколь обрамлен Большим фризом высотой 2,3 метра и продолжительностью 120 метров. Внутреннее пространство на верхнем ярусе у алтаря украшает Малый фриз высотой всего 1 метр.
  4. Ступени шириной 20 метров входят в серединную часть цоколя и ведут к площадке для жертвоприношений, на которой стоит сам алтарь высотой около 3-4 метров.
  5. Верхний ярус строения окружен классическим ионическим портиком, крыша украшена статуями олимпийских богов.
  6. Общая высота конструкции составляет 9-10 метров.

Рестораны Бергамы

Игнорируйте большие и слишком дорогие туристические рестораны Бергамы, которые выстроились по пути к Кызыл Авлу. Экскурсионные автобусы часто привозят своих пассажиров к какому-то конкретному заведению, но это совсем не значит, что вы обязаны питаться только там. Вокруг Истиклал Мейданы есть несколько неплохих и дешёвых пиде и кебаб салону, а напротив Археологического музея, у небольшого общественного парка, спускающегося террасами по склону холма, находятся пивные бары со столиками в помещении и на улице.

1). Ресторан «Arzu Pide» – Хорошие салаты и вкусное пиде с обычной подливкой из томатов, а также сырное пиде с чоп шиш (маленькими кусочками баранины). Местонахождение: Istiklal Meyd;

Кафе «Mitos»

2). Ресторан «Meydan» – Популярное местное заведение с большим выбором блюд, в том числе рыбных. Вино, пиво. Местонахождение: Bankalar Cad;

3). Ресторан «Pala» – Одно из самых старых заведений в городе. Хорошее кёфте за 3 $. На втором этаже располагаются узкие столики со звонками, в которые надо звонить, чтобы подозвать официанта. Местонахождение: Mescit Karacac;

4). Ресторан «Saglam» – Специализируется на восточных блюдах из района Урфа. Приготовленные в печи киремит кебаб, гювеч (запеканка из мяса и овощей в глиняном горшочке), бейти сарма (нарезанный кружочками рулет из острого адана кебаба и недрожжевого хлеба, который подают с различными салатами). Дворик с садом и отдельные номера на втором этаже, где можно пообедать на подушках за низкими столиками. Местонахождение: Hukumeit Cad 89.

Бергама на карте Турции

Античное наследие

Однако наименование «Престол сатаны» связывают не с Асклепием, а с Пергамским алтарём, который возвышался над городом на склоне холма. По какому именно поводу было создано это грандиозное сооружение в III-II веках до нашей эры, до сих пор неясно. Одни считают, что в знак освобождения Пергама от власти персов, другие — что в честь победы в войне с библейскими галатами. Строители Пергама впервые превратили алтарь божеству в самостоятельное здание. Оно было возведено в 25 метрах от вершины на южной стороне холма, на котором стоял главный Акрополь города, и предназначалось для проведения церемоний под открытым небом. Со ступеней алтаря открывался прекрасный вид на Пергам и были видны все храмы. «Престол» представлял собой цоколь из желтоватого мрамора высотой в девять метров, который венчал П-образный ионический портике колоннадой. К залу жертвоприношений вела пологая лестница, а внутри колоннады находился жертвенник высотой около четырёх метров. По периметру цоколя тянулся фриз со скульптурными изображениями битвы богов с титанами, а внутри жертвенного зала изображались сцены из жизни сына Геракла — Телефоса.

Что такое Пергамский алтарь

Архитектура античности по праву заслужила звание самой детализированной, искусной и долговечной ‒ беломраморные изваяния даже спустя несколько тысяч лет не теряют своего величия. Построенный на территории современной Турции под влиянием культуры Греции, Пергамский алтарь является образцом мастерства эллинских скульпторов (рисунок 1).

Версии относительно предыстории создания сооружения разные:

  1. По первой версии, предшествующие созданию памятника события были связаны с победой пергамского правителя Аттала I в войне с галатами (они же галлы или кельты), совершившими набег на их царство. После блистательного отражения атаки и победы, Пергамия приняла решение больше не подчиняться Селевкидской империи. Тогда же был построен мемориальный памятник. Дата событий ‒ 228 год до н.э.
  2. По более популярной второй версии, сооружение возвели в честь войн и побед Пергамских царей и римлян над галлами. Дата событий ‒ с 184 по 166 год до н.э.
  3. Третья, самая «традиционная» версия гласит о посвящении памятника божествам Зевсу и Афине или «двенадцати олимпийцам» (основным древнегреческим богам).

Из-за отсутствия уточняющих надписей, принадлежность одного из величайших греческих памятников ‒ Пергамского Алтаря ‒ к определенным историческим событиям установить невозможно.

Об алтаре в самых ранних исторических памятках встречается мало упоминаний. Например, римский писатель Луций Ампелий внес строение в свой очерк «О чудесах мира». Вскользь упоминал о мемориале и греческий географ Павсаний. Об алтаре Зевса говорится в Библии, в Откровении Иоана: «…Ангелу Пергамской церкви напиши: ты живешь там, где престол сатаны» (Откр, гл. 2, стих. 12‒13). Также изображение алтаря сохранилось на римской монете.

Историки не могут ответить до конца на вопрос, почему настолько искусной работе было уделено настолько мало внимания в письменных памятниках античности. С высокой вероятностью, к эллинистической скульптуре римляне отнеслись холодно: она не возникла в классическую эпоху и не была создана в настоящих аттических мастерских.

Рисунок 1. Пергамский алтарь — один из самых ценных памятников античности

Дальнейшие события должны были навсегда уничтожить следы памятника, но каждый раз алтарь сохранялся. Мемориал пережил разрушения, погребения в земле, встройку в другие сооружения, уничтожение города арабами в 713 году н.э., крупное землетрясение в средневековое время, раскопки в XIX столетии, перевозку уцелевших фрагментов в Берлин, полную реставрацию, вывоз русскими из Берлина в Эрмитаж и последующее возвращение…

Ценность работы эллинов по достоинству оценили только в XIX-XX веках, противопоставив находку фризу из Парфенона и начав полную реставрацию. Тогда же началась активная борьба за права на находку. Важнейшие детали памятника и общую структуру удалось восстановить, однако целостные образцы письменности не сохранились.

Пергамский Алтарь

Галаты были воинственным варварским племенем, вторгшимся в Малую Азию. Могучие сирийские цари, считавшие
себя наследниками Александра Македонского, предпочитали платить галатам дань, но не идти на риск сражения.

В 230 г. полчища галатов напали на небольшое, но очень богатое государство Пергам, которое казалось им верной
и легкой добычей. Но в двух кровопролитных сражениях Пергам победил. Победило мужество и сплоченность граждан,
как один ставших на защиту своих очагов, своих семей, своей родины.

Разум и цивилизация пергамцев одержали верх над превосходящей численностью галатов и слепой жаждой грабежа.
В память о великой победе пергамцы воздвигли посреди своей столицы города Пергама алтарь Зевса — огромный
мраморный помост для жертвоприношений верховному богу греков.

Рельеф, с трех сторон окружавший помост, был посвящен битве богов и гигантов. Гиганты, как гласил миф,
— сыновья богини земли Геи, существа с человеческим туловищем, но со змеями вместо ног, — однажды пошли
войной против богов.

Ваятели Пергама запечатлели на рельефе алтаря отчаянную схватку богов и гигантов, в которой нет места
ни сомнению, ни пощаде. Эта борьба добра и зла, цивилизации и варварства, разума и грубой силы должна
была напоминать потомкам битву их отцов с галатами, от которой когда-то зависела судьба их страны.

Фигура Зевса превосходит остальных величиной и силой. Все его тело, каждая мышца пронизаны страстью.
Вооруженный молнией верховный бог ведет бой сразу с тремя гигантами. Один из них обращен к зрителю
боком, другой в фас, третий, главный — вождь гигантов Порфирион, повернул к зрителю могучую спину.
Это достойный соперник Зевса, такой же гневный, такой же ненавидящий. Но если Зевс, как и остальные
боги, — сильный и прекрасный человек, то Порфирион и гиганты — носители грубой, примитивной, почти
животной силы, тупой и тоже животной злобы.

Распростерши орлиные крылья, богиня победы Нике парит над богами, в руке ее пальмовая ветвь. Это значит,
что победа на стороне сил света, на стороне Зевса и его соратников.

Около Зевса его любимая дочь Афина. Схватив правой рукой за волосы молодого четырехкрылого гиганта,
она отрывает его от матери-земли. Священный змей, неразлучный спутник Афины, впился зубами в тело гиганта.
На лице гиганта страдание. В предсмертной муке, умоляя о помощи, протягивает он руку к матери. Гордая Гея
по грудь поднялась из почвы, но она ничего уже не может сделать для спасения гибнущих своих сыновей.
Ее глаза, полные скорби, обращены к Афине с тщетной мольбой пощадить хотя бы одного младшего. Драма матери
подчеркивает беспредельную трагичность битвы.

В борьбе Зевса с гигантами участвуют все древнегреческие боги: стройная богиня Артемида с луком и колчаном,
бог солнца Гелиос, который стоя управляет огненными конями, трехголовая и шестирукая Геката и так же много
гигантов, яростных, страдающих или обессилевших от ран.

На рельефе Пергамского алтаря нет ни отдельных групп, ни пауз между ними. Нет ни кульминации боя, ни моментов
разрядки, когда утомленные бойцы переводят Дух. Здесь всюду нечеловеческое напряжение. Кажется, что напрягся
мрамор, что фигуры с силой вырвались из камня, чтобы сплестись в смертельной схватке.

Литература:
Детская Энциклопедия, том 12, второе издание, М., «Просвещение», 1968.


Древняя Греция.

Мастера

Почти вся внешняя декоративная отделка цоколя и жертвенника Пергамского алтаря исполнялась мастерами классической архитектурной школы Древней Греции, а именно афинского Фидия. И только некоторые пергамские местные мастера выполняли работу в индивидуальном стиле (рисунок 3).

Несмотря на разницу техник исполнения, Большой и Малый фризы выглядят внушительно и целостно. До нас дошло упоминание имен мастеров ‒ Орест, Исигон, Стратоник, Менекрат, Антигон, Пиромах. Их подписи увенчали монумент. Однако выделить авторство каждого из фрагментов не удалось.

Отсутствует и точная информация о том, как производилась работа. С высокой вероятностью, эскиз создавался одним художником, поскольку даже мельчайшие детали согласованы между собой. Например, прически и одеяния богинь ни разу не повторяются при сохранении общей стилистике, а каждый фрагмент ‒ это отдельная уникальная история.


Рисунок 3. Точное имя создателя памятника неизвестно, так как алтарь строился несколько поколений

Из любопытных фактов: над горельефом пергамского алтаря и образами божеств работало несколько поколений. Об этом свидетельствует разница в начертании подписей. Это говорит о заслуженно высокой ценности скульптурного произведения.

Пергамский алтарь

Западный фасад алтаря. Целиком сфотографировать его в музее вряд ли получится даже на широкоугольный объектив!

Пергамский алтарь — знаменитое произведение искусства эллинистического периода, один из самых значительных памятников этого времени, сохранившихся до наших дней. Получил название по месту своего создания — городу Пергаму в Малой Азии.

Алтарь был возведён в честь победы, одержанной пергамским царём Атталом I над варварами-галлами, вторгшимися в страну в 228 году до н. э. Именно после этой победы Пергамское царство перестало подчиняться империи Селевкидов, а Аттал провозгласил себя независимым царём.

Битва с гигантами

Основная тема рельефных изображений — битва богов с гигантами. Считается, что алтарь был посвящён Зевсу. Но по немногочисленным сохранившимся надписям его принадлежность нельзя реконструировать точно.

Нерей, Дорида и Океан

За прошедшие тысячелетия алтарь подвергся разрушениям: его фрагменты оказались погребёнными в земле или встроенными в другие сооружения. В 713 году город был разрушен арабами. Когда в Средневековье город постигло землетрясение, алтарь, как и многие другие сооружения, оказался погребённым под землёй.

В XIX веке турецкое правительство пригласило немецких специалистов на строительство дорог: с 1867 по 1873 годы работами в Малой Азии занимался инженер Карл Хуман. Он обнаружил, что в Пергаме ещё не проводились полноценные раскопки, хотя находки могут представлять чрезвычайную ценность. В 1878 году директор берлинского Музея скульптуры обеспечил финансовую поддержку раскопок, Хуман получил официальное разрешение османской стороны, а все находки перешли в собственность Германии.

План-реконструкция пергамского алтаря

После Второй мировой войны алтарь в числе прочих ценностей был вывезен из Берлина советскими войсками. С 1945 года он хранился в Эрмитаже, где в 1954 году для него был открыт специальный зал, и алтарь стал доступен посетителям. Но в 1958 году алтарь был возвращён Германии.

В сентябре 2014 года зал с Пергамским алтарём закрыли на ремонт. Он вновь будет открыт для посещения только в 2019 году.

Как строение воспринимается в наши дни

Сегодня античная памятка ‒ Пергамский алтарь, созданный в лучших архитектурных традициях Древней Греции, ‒ привлекает внимание туристов и историков со всего мира. Полностью реконструированное строение позволит рассмотреть детально размах, с которым люди античности и эллинской эпохи строили здания (рисунок 6)

Рисунок 6. Так памятник выглядит в наши дни

 Однако прикоснуться к древним мраморным плитам можно будет только в 2023 году, ‒ пока берлинский музей находится на плановой пятилетней реконструкции.

https://youtube.com/watch?v=WUgePp9T7Fs

Поделиться

  • 60

6.05.2019
5 322

Ворота Иштар

Ворота Иштар — восьмые ворота внутреннего города в Вавилоне. Построены в 575 году до н. э. по приказу царя Навуходоносора в северной части города.

Ворота Иштар представляют собой громадную полукруглую арку, ограниченную по сторонам гигантскими стенами и выходящую на так называемую Дорогу Процессий, вдоль которой тянулись стены. Ворота посвящены богине Иштар и сооружены из кирпича, покрытого ярко-голубой, жёлтой, белой и чёрной глазурью. Стены ворот покрыты перемежающимися рядами изображений сиррушей и быков. Всего на воротах около 575 изображений животных. Крыша и двери ворот были изготовлены из кедра. Через ворота Иштар по Дороге Процессий в день празднования Нового года проносились статуи богов.

Реконструкция ворот Иштар и Дороги Процессий была произведена в 1930-х годах в самом Пергамском музее из материала, найденного археологом Робертом Колдевеем. Фрагменты ворот и львы, украшавшие Дорогу Процессий, хранятся в разных музеях мира. В стамбульском Археологическом музее хранятся барельефы львов, драконов и быков. В детройтском Музее Искусств хранится барельеф сирруша. Барельефы львов есть в Лувре, музее Метрополитен в Нью-Йорке, Восточном Институте в Чикаго, Музее школы дизайна Род-Айленда и Музее изящных искусств в Бостоне.

Легенды связанные с Пергамом

В древнегреческой мифологии есть сведения о том что Пергам был основан сыном Неоптолема и Андромахи. (После смерти Гектора и взятия Трои, Андромаха стала рабыней и наложницей сына Ахилла — Неоптолема). Новорожденный был назван Пергамом в память о Троянской цитадели, которая называлась Пергам. С древним городом связана и другая легенда: Лисимах один из преемников Александра Великого, подарил несметное богатство Филетеру своему любимому евнуху. Затем уже Филетер передал своему племяннику Эвмену I, который считается основателем Пергамской династии накопленные богатства, а тот в свою очередь отдал их на реконструкцию Пергама.

Главная улица ведущая в Асклепион (вдали Акрополь)

Советская история «престола Сатаны»

Победа в Великой Отечественной войне дала нашим музеям возможность пополнить свои экспозиции мировыми шедеврами на вполне законных основаниях. Вот и пергамский алтарь пришелся по вкусу искусствоведу Игорю Грабарю, предложившему вывезти огромный (длиной 36 м., шириной 20 м. и высотой 9 м.) жертвенник в Ленинград.

Несмотря на то, что сам И. С. Тургенев призывал «истинных любителей красоты» преклонять колени перед Пергамским алтарём, следующие 13 лет жертвенник простоял в отдаленном уголке Эрмитажа без допуска зрителей.

Тем не менее интриги вокруг «престола Сатаны» развивались совсем не шутейные. Конспирологические теории одна за другой опутывали исторический артефакт волею судеб занесенный в «Северную Пальмиру». От попыток связать большевиков с оккультистами-сатанистами, до слухов о том, что архитектор Щусев при строительстве мавзолея Ленина опирался на образы пергамского алтаря.

Отбросив мистику, можно констатировать факт того, что начатый Хрущевым процесс реституции трофейных произведений искусства затронул и пергамский алтарь. В 1958 году «престол Сатаны» вернули в Берлинский Пергамон-музей.

Взамен получили копию сооружения из гипса, которую только в 2002 году выставили на всеобщее обозрение в питерской академии им. А.Л. Штиглица. Интересно, что в последнее время турки настойчиво требуют вернуть украденный К. Хуманом объект. К чему бы это?

Характерные особенности стиля

Несмотря на качественное подражание стилистике греческих мастеров, Пергамский алтарь стал зеркальным отражением именно эллинистической архитектуры.

Если в классическом античном искусстве наблюдается благородное и статичное спокойствие фигур, то все герои пергамского горельефа энергичны, экспрессивны, динамичны. Даже при беглом взгляде на тысячи деталей, изгибы бровей, губ, рук, ног создается впечатление, что на мир обрушился катаклизм и, если его не преодолеть, то наступит конец всему. Точно передан спектр эмоций победивших и проигравших. Хтонические существа в отчаянье, божества напряжены и сосредоточены. Само устройство горельефа позволяет увидеть все детали, оттененные или осветленные благодаря перепаду плоскостей. Переход светотени усиливает ощущение напряжения от просмотра сюжета Большого фриза.

Также разница архитектуры периода эллинизма прослеживается в жестокости и грандиозности, с которой отображена битва олимпийцев и гигантов на Пергамском алтаре. Противостояние доведено до максимальной точки кипения, преисполненные праведным гневом олимпийцы направляют все силы на осуществление кары над жестокими демонами.

Более ранние скульптуры демонстрировали только предупреждения от богов без прямой физической расправы, ценные уроки, все герои изображались с умиротворенными, гармоничными лицами. Однако создатели не перебрали с жестокостью, и на горельефе отсутствуют слишком жестокие или вызывающие отвращение сцены.

Восприятие в XX веке[править | править код]

Германская империя, исходившая при финансировании раскопок не в последнюю очередь из соображений престижности, быстро нашла применение алтарю и другим археологическим находкам. Юбилейная выставка берлинской Академии художеств, проходившая в мае — июне 1886 года, демонстрировала на площади в 13 тысяч кв. м. археологические достижения из Олимпии и Пергама. Поскольку греческое государство не давало разрешения на вывоз художественных ценностей, находки из Греции на выставке представлены не были. Вместо них демонстрировалась копия пергамского храма, представлявшая собой выполненный в натуральную величину западный фасад алтарного цоколя с копиями избранных фрагментов фриза, в том числе группы Зевса и Афины. В дополнение к ним по подобию храма Зевса в Олимпии был создан входной портал. На выставке также была представлена соответствовавшая современному уровню знаний модель города Пергама II века.

Вероятно самым очевидным примером рецепции алтаря стало здание музея, построенного для Пергамского алтаря. Здание, построенное по проекту Альфреда Месселя в —1930 годах, является гигантской копией фасада алтаря.

В нацистской Германии архитектурная форма алтаря стала образцом для подражания. Архитектор Вильгельм Крайс выбрал для своего Солдатского зала в здании Верховного командования сухопутных войск в Берлине (—1938 годы), а также для не реализованного проекта памятника погибшим воинам у подножия греческого Олимпа, архитектурную форму, обнаруживавшую значительное сходство с Пергамским алтарём. В Солдатском зале предусматривался фронтальный фриз, который так и не был воплощён в реальности. Такая реминисценция не в последнюю очередь обусловлена идеологическими представлениями национал-социализма. Алтарь соотносился с жертвенностью и героической смертью. Как и Пергамский алтарь, оба этих проекта являются культовыми сооружениями. Национал-социализм пытался присвоить себе послание о победе добра над злом, которое нес алтарный фриз.

Недовольство прессы и населения вызвало использование Пергамского алтаря в кампании по выдвижению Берлина в качестве места проведения Летних Олимпийских игр 2000 года. Сенат Берлина пригласил членов Международного олимпийского комитета на торжественный обед в художественном обрамлении Пергамского алтаря. Такой обед у Пергамского алтаря уже состоялся в преддверии Олимпийских игр 1936 года, на который членов Олимпийского комитета пригласил министр внутренних дел национал-социалистической Германии Вильгельм Фрик.

Упоминают также, что при создании Мавзолея Ленина А. В. Щусев руководствовался формами не только пирамиды Джосера и гробницы Кира, но и Пергамского алтаря.

Авторское графическое воссоздание фотохудожника и актёра Андрея Александера. Экспозиция-выставка в художественном музее города Сочи, 2018 год.