Кто был верховным главнокомандующим красной армии

Генеральный штаб ВС РФ

Генштаб является центральным органом военного управления и главным органом управления ВС. Здесь осуществляется координация деятельности погранвойск и ФСБ РФ, войск нацгвардии, железнодорожных, гражданской обороны и всех остальных, включая службу внешней разведки. В составе генштаба находятся главные управления, управления и много других структур.

Основными задачами МО ВС РФ являются стратегическое планирование применения ВС, войск и других формирований и воинских органов, учитывая военное административное деление РФ, проведение мобилизационной и оперативной работы по подготовке ВС, переведение ВС на состав и организацию военного времени. Генштаб организует стратегическое и мобилизационное развёртывание вооружённых сил и других войск, формирований и органов, координирует деятельность мероприятий воинского учёта, организует разведывательную деятельность для обороны и безопасности, планирует и организует связь, а также топогеодезическое обеспечение ВС.

Михаил Тухачевский (25 лет)

Михаил Тухачевский учился в Александровском военном училище, закончил его в 1914 году. Был лучшим выпускником и сразу же попал в Семеновский полк. В Первой мировой войне проявил себя, получил несколько наград за храбрость. Тухачевский – это один из самых жестоких военачальников времен Гражданской войны. Целеустремленный и честолюбивый парень покорил В.И. Ленина. Михаила сразу же отправили на Восточный фронт, его назначили командармом. Это звание сопоставимо с генеральским.

В борьбе с повстанцами Тухачевский использовал страшные методы. Например, когда он узнал о восстании тамбовских крестьян, принял решение потравить лес ядовитыми газами. Погибли не только «прячущиеся бандиты», но и все живое. Впоследствии даже Сталин опасался этого человека, поэтому против него был создан заговор. В возрасте 44 лет Михаила расстреляли.

Источник

Структура Вооружённых сил Российской Федерации

Для эффективного боевого применения вооружённых сил при существенно упрощении взаимодействия различных видом вооружённых сил и совершенствования системы управления войсками, в России разработана трёхвидовая структура деления ВС, которая включает в себя следующие типы:

  • Сухопутные войска (СВ);
  • Воздушно-космические силы (ВКС);
  • Военно-морской флот (ВМФ).

А также два отдельный рода войск:

  • Ракетные войска стратегического назначения (РВСН);
  • Воздушно-десантные войска (ВДВ).

Кроме этого в ВС РФ также входят:

  • Тыл вооружённых сил;
  • Служба расквартирования и обустройства Минобороны РФ;
  • Железнодорожные войска;
  • Главное военно-медицинское управление;
  • Войска, не входящие в виды вооруженных сил.

Таблица 2. Сравнительный анализ законодательного регулирования полномочий президента как Главнокомандующего Вооруженными Силами по законодательству Российской Федерации и Республики Беларусь

П. 1 ст. 4 федерального закона «Об обороне»: Абз. 1 закона Республики Беларусь «Об обороне»:
Президент Российской Федерации является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации Президент Республики Беларусь – Главнокомандующий Вооруженными Силами осуществляет общее руководство подготовкой и применением военной организации государства с целью обеспечения военной безопасности Республики Беларусь

Из приведенной нормы закона Республики Беларусь «Об обороне» четко и однозначно следует, что белорусский президент в качестве главнокомандующего ВС РБ осуществляет общее руководство подготовкой и применением военной организации государства в целом, а не только ее составной части – вооруженных сил. Из смысла схожей нормы, содержащейся в пункте 1 статьи 4 федерального закона «Об обороне», такого однозначного вывода, как уже указывалось выше, сделать нельзя.

В связи с этим в целях устранения имеющегося противоречия и приведения «духа» федерального закона «Об обороне» в соответствие с его «буквой» представляется целесообразным пункт 1 статьи 4 данного законодательного акта изложить в следующей редакции: «Президент Российской Федерации является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации и в целях обеспечения обороны страны осуществляет общее руководство Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами».

В качестве перспективного направления совершенствования структуры Вооруженных Сил и повышения эффективности государственного управления мог бы стать, на наш взгляд, определенный возврат к модели, существовавшей в советский период (безусловно, на совершенно иной политической и правовой основе). Представляется целесообразным вернуть понятию «Вооруженные Силы» тот смысл и содержание, которые они имели ранее, то есть понимать под ними не только Российскую армию и Военно-морской флот РФ, но и иные органы и организации, имеющие вооружение и военную технику и участвующие в обеспечении обороны страны. На это указывает и этимология слова «вооруженный» – имеющий оружие, снабженный оборонительными средствами.

К числу таких организаций относятся прежде всего Внутренние войска МВД России, которые в соответствии со статьей 2 федерального закона «О Внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» принимают участие в территориальной обороне РФ и оказывают содействие в охране государственной границы России, а также пограничные органы ФСБ РФ, которые в соответствии со статьями 11.1 и 12 закона «О Федеральной службе безопасности» выполняют функции по защите и охране государственных рубежей нашей страны. При этом речь идет не о включении указанных структур в состав Вооруженных Сил Российской Федерации, как это произошло, например, с Железнодорожными войсками, а о формировании ВС на принципиально иной основе. Схематично структура этих новых Вооруженных Сил могла бы выглядеть следующим образом (рис. 3).

Предназначение, основные задачи, структура и состав, основы деятельности, порядок руководства, управления и всестороннего обеспечения ВС России должны быть определены федеральным законом «О Вооруженных Силах Российской Федерации».

Исходя из положения федерального закона «Об обороне» (статья 10) о том, что Вооруженные Силы России составляют основу обороны РФ, в законе «О Вооруженных Силах Российской Федерации» целесообразно установить, что глава военного ведомства России как руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, является по должности первым заместителем Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации. Одновременно начальник Генерального штаба ВС РФ должен иметь статус заместителя Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами России.

Реализация указанных мер позволит создать единую централизованную систему управления военной организацией Российской Федерации, устранит имеющиеся законодательные противоречия в правовом обеспечении обороны нашей страны.

Виктор Корякин,доктор юридических наук, профессор Военного университета Минобороны России (Москва)

Равиль Загидулин,кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой Тихоокеанского государственного университета (Хабаровск)

Какие функции выполняет занимающий должность?

Президент как верховный главнокомандующий наделен специфическими полномочиями. Данная должность дает ему право:

  • Вводить на территории России военное положение и осуществлять контроль по его реализации. Данный режим вводится, когда присутствует непосредственная угроза государству.
  • Контролировать работу высших властных органов.
  • Привлекать вооруженные силы.
  • Во время режима военного положения прекращать на територии государства деятельность различных политпартий и формирований.
  • Вводить запрет на проведение различных митингов, демонстраций и шествий.
  • Определять военную политику государства.

Кроме того, президент имеет право:

  • Санкционировать ядерные или другие специфические испытания.
  • Утверждать план территориальной и гражданской обороны.
  • Проводить переговоры и подписывать международные соглашения России в сфере обороны.
  • Издавать указы о призыве граждан на войсковую службу и утверждать их штатную численность.

Кроме вышеперечисленных полномочий согласно статье 83 Конституции РФ верховный главнокомандующий:

  • Утверждает военную доктрину.
  • Назначает и освобождает кадры высшего командования ВС РФ.

Общевоинские уставы, структура вооруженных сил и дислокации войсковых формирований утверждаются также верховным главнокомандующим.

Очевидные противоречия

Однако возникает следующий вопрос: а что представляют собой Вооруженные Силы Российской Федерации? И на него как будто бы просто ответить: достаточно прочесть статью 10 федерального закона от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне», где сказано: Вооруженные Силы РФ – это государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации. Они предназначены для отражения агрессии, направленной против России, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности ее территории, а также для выполнения задач в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.

Согласно статье 11 того же закона Вооруженные Силы РФ состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск ВС России, в Тыл Вооруженных Сил Российской Федерации и в войска, не входящие в виды и рода войск ВС РФ.

Исходя из указанных нормативных положений схематично общий состав Вооруженных Сил Российской Федерации и систему управления ими в современный период можно представить следующим образом (рис. 1).

Вместе с тем в соответствии со статьей 1 Закона от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ помимо Вооруженных Сил к обороне привлекаются Внутренние войска МВД России, а для выполнения отдельных задач в области обороны – инженерно-технические, дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти и спасательные воинские формирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, СВР России, органы федеральной службы безопасности, органы государственной охраны, федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, а также создаваемые на военное время специальные формирования.

Из буквального толкования приведенных нормативных положений следует, что президент России свои полномочия Верховного главнокомандующего вправе осуществлять только в отношении Вооруженных Сил Российской Федерации. Что же касается перечисленных выше других войск, воинских формирований и органов, то в их отношении президент Российской Федерации осуществляет только политическое руководство как глава государства, поскольку в состав Вооруженных Сил, которыми он командует как Главковерх, данные организации не входят и являются самостоятельными субъектами.

Коллаж Андрея Седых

При дальнейшем анализе норм федерального закона «Об обороне» обнаруживается ряд связанных с этим противоречий.

Так, в пункте 7 статьи 1 указанного федерального закона закреплена норма, согласно которой Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы выполняют задачи в области обороны в соответствии с Планом применения ВС РФ. Получается, что хотя указанный основополагающий документ в области обороны и именуется Планом применения Вооруженных Сил, однако его юридическая сила в полной мере распространяется на все иные войска, воинские формирования и органы, которые в состав ВС не входят.

Далее. В пункте 1 статьи 4 федерального закона «Об обороне» воспроизводится конституционная норма о том, что президент Российской Федерации является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, а в пункте 2 той же статьи достаточно подробно (в 20 подпунктах) излагаются полномочия главы нашего государства в области обороны. При этом они в равной степени распространяются и на Вооруженные Силы Российской Федерации, и на другие войска, и на воинские формирования, и на органы. Из того факта, что норма о статусе президента России как Главковерха и нормы о его полномочиях в области обороны объединены в одну статью федерального закона «Об обороне», вполне логично вытекает предположение о том, что законодатель в данном случае подразумевает, что глава Российского государства является Верховным главнокомандующим по отношению ко всем государственным органам и организациям, участвующим в решении задач в области обороны государства, а не только по отношению к Вооруженным Силам, как это следует из буквального толкования пункта 1 статьи 87 Конституции России. Таким образом, дух и буква закона в данном случае не совпадают.

Данное противоречие требует своего нормативного разрешения (возможные его варианты будут рассмотрены в третьей части этого материала).

Советская модель

Интересен вопрос: каковы истоки рассматриваемой юридической и терминологической неточности действующего российского законодательства об обороне?

Коллаж Андрея Седых

Для поиска ответа представляется весьма поучительным обращение к недавнему прошлому.

Впервые после окончания Великой Отечественной войны пост Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами в нашей стране был восстановлен в 1990-м, когда Законом СССР от 14 марта 1990 года № 1360-I Конституцию Союза Советских Социалистических Республик (принята в 1977-м) дополнила глава 15.1, в соответствии с которой вводилась должность президента Советского Союза. Статьей 127.3 Основного закона СССР было установлено, что президент является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами страны.

Какими Вооруженными Силами командовал Главковерх того времени? Анализ военного законодательства СССР показывает, что содержание понятия «Вооруженные Силы» в советский период отечественной истории было совершенно иным, чем в настоящее время. Чтобы убедиться в этом, обратимся к статье 4 закона СССР от 12 октября 1967 года № 1950-VII «О всеобщей воинской обязанности», где сказано: «Вооруженные Силы СССР состоят из Советской армии, Военно-морского флота, Пограничных и Внутренних войск».

Система управления Вооруженными Силами СССР включала:

  • органы управления Советской армии и Военно-морского флота, подчиненные Министерству обороны СССР;
  • органы управления Пограничными войсками, подчиненные Комитету государственной безопасности СССР;
  • органы управления Внутренними войсками, подчиненные Министерству внутренних дел СССР.

Все вместе взятые указанные органы военного управления замыкались на Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами СССР.

Схематично общий состав Вооруженных Сил СССР и система управления ими в советский период накануне распада Советского Союза имели следующий вид (рис. 2).

Сравнение современной (рис. 1) и советской (рис. 2) моделей состава отечественных Вооруженных Сил показывает, что та военная организация, которая сегодня называется Вооруженными Силами Российской Федерации, в советский период именовалась Советской армией и Военно-морским флотом, которые являлись составной частью государственной военной организации более высокого порядка – Вооруженных Сил СССР. Поэтому и Верховный главнокомандующий Вооруженными Силами командовал не только армией и флотом, как это юридически имеет место сегодня, но и иными так называемыми силовыми структурами – Пограничными и Внутренними войсками.

По всей видимости, когда писалась Конституция Российской Федерации (1993), формулируя конституционную норму о том, что президент РФ является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами России, авторы Основного закона имели в виду, что советская модель структуры ВС пусть и в измененном виде, но будет сохранена и в постсоветский период.

Однако на практике все получилось иначе. Точно так же, как 15 союзных республик в начале 90-х годов прошлого столетия «разбежались по национальным квартирам», так и единые Вооруженные Силы СССР распались на самостоятельные национальные армии. В свою очередь внутри России доставшаяся ей часть советских Вооруженных Сил, а также других силовых структур распалась на отдельные самостоятельные войска, воинские формирования и органы, многие из которых даже обзавелись самостоятельной законодательной базой.

На основе Советской армии и Военно-морского флота были образованы Вооруженные Силы Российской Федерации. На базе остальной части советских ВС, а также упраздненного Комитета госбезопасности и иных государственных органов бывшего СССР было создано не менее десятка различных государственных органов, выполняющих определенные функции в области обороны (таблица 1).

Павел Анатольевич Попов

Родился Павел Попов в 1957 году в городе Красноярске. Карьеру начал с прохождения обучения в общевойсковом военном училище. В дальнейшем служил в рядах МЧС России. Был заместителем Министра по гражданской обороне с 2004 года. В этом же году ему было присвоено звание генерала РФ. Позднее в 2013 году получил должность заместителя Министра обороны в связи с переходом на службу в это ведомство, возглавляемое С.К. Шойгу. С 2015 года он является генералом армии России.

Отметим, что многие люди ошибочно полагают, что Татьяна Шевцова также является генералом армии России. Мы тоже так думали, но на самом деле это не так, она является государственным советником высшего звена, 1 класса.

Рейтинг автора

Автор статьи

Виталий Рябов

За плечами служба по призыву, а после и по контракту. Сейчас на пенсии.

Написано статей

241

Должность ВС России

Имперский период

Интересное определение Командующего, в военном деле России того периода, начальник строевой части (современность: строевой командир), не утверждённый в должности, а временно исполняющий обязанности по должности (ВрИД) до утверждения. Например: должность командира гвардейского полка была положена в чине генерал-майора, и если на эту должность назначался военнослужащий в чине полковника, то, впредь до его производства в должность, он именовался Командующим полком.

Формирований

  • Командующий Императорской Главной квартирой, с 21 февраля 1883 года;
  • Командующий войсками военного округа;
  • и другие.

Советский период

В ВС СССР имелись:

  • Командующий войсками армии (ударной, ОН, танковой, воздушной, ПВО, конной, трудовой (до 1946 года)
  • Командующий армией (танковой, ракетной, воздушной, ПВО)
  • Командующий армейской группой
  • Командующий группой армий
  • Командующий флотилией
  • Командующий родом войск:
    • Командующий ВВС РККА
    • Командующий артиллерией РККА;
    • Командующий бронетанковыми и механизированными войсками РККА;
    • Командующий Воздушно-десантными войсками;
    • Командующий Инженерными войсками;
    • Командующий Железнодорожными войсками;
  • Командующий родом сил (командующий силами)
  • Командующий войсками округа (фронта)
  • Командующий флотом:
    • Командующий ЧФ ;
    • Командующий БФ ;
    • Командующий СФ ;
    • Командующий ТОФ ;
  • Командующий РВСН ;
  • Командующий ВВКО ;
  • Командующий ВДВ ;
  • Командующий войсками командования противовоздушной и противоракетной обороны;
  • Командующий войсками оперативно-стратегического командования воздушно-космической обороны;
  • Командующий войсками космического командования;
  • Командующий Дальней авиацией;
  • Командующий войсками округа
  • Командующий ЧФ ;
  • Командующий БФ ;
  • Командующий СФ ;
  • Командующий ТОФ ;
  • Командующий Каспийской флотилией ;
  • Командующий войсками РК Внутренних войск МВД России

Бортников Александр Васильевич

Родился Александр Васильевич в 1951 году. Свое генеральское звание он получил в 2006 году. Сейчас он руководит комитетом по государственной безопасности РФ. С 1975 года работал в комитете госбезопасности СССР, на рядовой должности работника этого ведомства. Затем попал в руководящие структуры ФСБ по Ленинградской области. В дальнейшем его карьера была связана с этим отделом уже после распада СССР.

В 2004 году его перевели на службу в аппарат при президенте РФ и занял должность заместителя руководителя ФСБ. С 2008 года он возглавляет эту структуру. В данный момент с он занимает эту должность и отвечает за соблюдение государственной безопасности Российской Федерации.

Как появились на свет погоны

Еще в период, когда правителем России был Петр I, такой элемент униформы солдат и военных, как погоны, начал пользоваться определенной популярностью. Первоначально они были предметом внешнего вида исключительно солдат, однако позднее правило ношения погон дошло и до офицерского состава.

Однако в те времена каких-либо отличительных знаков не было, поэтому свою первоначальную на сегодняшний день функцию они не выполняли, то есть невозможно было судить о ранге военнослужащего по тому, сколько у него на наплечных элементах звезд, так как они попросту не были еще введены.

Впоследствии эту проблему частично удалось решить, поскольку в погонах каждого отдельного батальона или полка имелась собственная, индивидуальная расцветка. Каждое подразделение носило форму, которая по цветовому спектру значительно отличалась от другой.

Во времена Царской России погоны генерала имели пеструю расцветку, зачастую использовались серебристые и золотистые тона в качестве выделения его на фоне других служащих. Такой вид погон говорил о высоком ранге этого военнослужащего, что должно было вызывать в других чувство уважения и восхищения одновременно.

Однако подобные отличительные генеральские символы применялись до того, как началась революция17-го года, после которой военная форма и, соответственно, погоны, претерпели определенные реформации. В первое время данный наплечный элемент был вообще упразднен, поскольку установившаяся тогда советская власть посчитала их слишком вычурными, чуждыми и вражескими русскому духу и традициям.

По этой причине как таковых наплечных отличительных знаков для генералов и солдат не существовало вплоть до наступления 1943 года, звания определялись петлицам на воротнике.

История появления термина

На сегодняшний день достоверно неизвестно, в какой исторический период этот термин появился и стал использоваться в том значении, в котором все его привыкли слышать. В данном случае непонятен тот факт, почему разделились функции главы государства и центральной фигуры военного сектора. Известно, что впервые термин «командир-шеф» был применён Карлом I, королём Шотландии, Англии и Ирландии. Он совмещал полномочия правителя и главнокомандующего. Таким образом, многие учёные-историки считают, что именно с этого момента появляется упомянутый в статье институт. Иными словами, Карл I – это первый верховный главнокомандующий в мировой истории.

Кто такой верховный главнокомандующий?

Данным термином обозначается сразу несколько понятий. Как уже указывалось автором ранее, это определённый институт в сфере военного управления. Иными словами, верховный главнокомандующий как должность – это совокупность определённого рода обязательств, функций и ответственности. Но существует и иная трактовка представленного термина. Согласно ей, верховный главнокомандующий представляет собой конкретное лицо, которое наделено большим количеством полномочий в сфере военного управления и которое осуществляет координацию абсолютно всего массива войск того или иного государства.

Главнокомандующий как высшее должностное лицо

В статье будет рассматриваться верховный главнокомандующий именно как лицо, принадлежащее к высшему эшелону власти. Как правило, данное лицо является центральным во всей военной иерархии государства. В некоторых случаях верховный главнокомандующий – это исключительно тот человек, который осуществляет командование действующей армией и флотом. В иных случаях эти полномочия возлагаются на главу государства. Эта тенденция является своеобразной данью демократическим отношениям внутри многих существующих государств. Помимо того, концентрация в руках демократического лидера полномочий по осуществлению командованием войсками позволяет обезопасить страну от захвата власти военной верхушкой.

Генералы армии в других странах

В большинстве случаев если в стране не существует такого понятия, как «фельдмаршал» или «маршал», то генерал армии является высшим званием. Именно так происходит в США, Украине и Армении. Если указанные выше звания в армии существуют, то генерал армии – второе по старшинству звание. В некоторых странах (к примеру, Того, Парагвай, Панама и Перу) это звание является единственным генеральским чином, в то время как в других вообще нет именно такой формулировки, однако есть некий местный вариант главнокомандующего, который полностью соответствует этому званию (Либерия, Мавритания, Боливия, Гвинея, Бразилия и т. д.).

Александр Фёдорович Керенский (22.04.1881-11.06.1970)

Срок командования.

30.08.1917 — 3.11.1917

Чин.

Не имел. Штатский «штафирка». Объявил себя Верховным главнокомандующим.

Боевой путь.

3 мая 1917 года назначен военным министром, в этом качестве при подготовке летнего наступления объезжал фронтовые части с патриотическими речами, за что получил прозвище «главноуговаривающий».

96 уникальных фотографий из поездки Керенского на фронт летом 1917 года

Разделавшись с Корниловым, ввиду отказа других кандидатов, объявил себя верховным главнокомандующим. В сентябре сформировал «Деловой кабинет» и объявил Россию республикой, провел Демократическое совещание и образовал Предпарламент. В это время армия фактически оказалась в руках комитетов и стремительно разлагалась.

Награды.

Солдатские Георгиевские кресты 1-й, 2-й и 4-й степеней (пожалованы военному министру за «великие подвиги в борьбе за свободу земли Русской» солдатами и офицерами).

ШТРИХ К ПОРТРЕТУ Керенского следует считать одним из величайших, в своем роде, ораторов в истории. В его выступлениях не было ничего обаятельного. Его голос огрубел от постоянного крика. Он мало жестикулировал … но он владел речью и говорил с покоряющей убежденностью10.

_Генконсул Великобритании Р.Б. Локкарт