Действительный государственный советник рф 1 класса

Классные чины муниципальных служащих

Классные чины муниципальных служащих указывают на соответствие уровня профессиональной подготовки муниципальных служащих квалификационным требованиям для замещения должностей муниципальной службы.

Муниципальным служащим присваиваются следующие классные чины:

  • секретарь муниципальной службы 3, 2, 1 класса — муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы младшей группы;
  • референт муниципальной службы 3, 2, 1 класса — муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы старшей группы;
  • советник муниципальной службы 3, 2, 1 класса — муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы ведущей группы;
  • муниципальный советник 3, 2, 1 класса — муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы главной группы;
  • действительный муниципальный советник 3, 2, 1 класса — муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы высшей группы.

Отношения, связанные с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих регулируются Федеральным законом Российской Федерации от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», но он не устанавливает конкретные классные чины.

В Московской области классные чины регулируются Законом Московской области № 137/2007-ОЗ «О муниципальной службе в Московской области», имеются:

  • референт муниципальной службы Московской области 3, 2, 1 класса — муниципальным служащим, замещающим младшие должности муниципальной службы;
  • старший референт муниципальной службы Московской области 3, 2, 1 класса — муниципальным служащим, замещающим старшие должности муниципальной службы;
  • советник муниципальной службы Московской области 3, 2, 1 класса — муниципальным служащим, замещающим ведущие должности муниципальной службы;
  • муниципальный советник муниципальной службы Московской области 3, 2, 1 — муниципальным служащим, замещающим главные должности муниципальной службы;
  • действительный муниципальный советник Московской области 3, 2, 1 класса — муниципальным служащим, замещающим высшие должности муниципальной службы.

В Санкт-Петербурге классные чины регулируются Законом Санкт-Петербурга от 15 февраля 2000 года № 53-8 «О регулировании отдельных вопросов муниципальной службы в Санкт-Петербурге»:

  • для высших должностей муниципальной службы — действительный муниципальный советник 1 и 2 классов;
  • для главных должностей муниципальной службы — главный муниципальный советник 1 и 2 классов;
  • для ведущих должностей муниципальной службы — муниципальный советник муниципальной службы 1 и 2 классов;
  • для старших должностей муниципальной службы — советник муниципальной службы 1 и 2 классов;
  • для младших должностей муниципальной службы — референт муниципальной службы 1 и 2 классов.

Классные чины муниципальных служащих

Классные чины муниципальных служащих указывают на соответствие уровня профессиональной подготовки муниципальных служащих квалификационным требованиям для замещения должностей муниципальной службы.

Муниципальным служащим присваиваются следующие классные чины:

  • секретарь муниципальной службы 3, 2, 1 класса — муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы младшей группы;
  • референт муниципальной службы 3, 2, 1 класса — муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы старшей группы;
  • советник муниципальной службы 3, 2, 1 класса — муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы ведущей группы;
  • муниципальный советник 3, 2, 1 класса — муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы главной группы;
  • действительный муниципальный советник 3, 2, 1 класса — муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы высшей группы.

Отношения, связанные с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих регулируются Федеральным законом Российской Федерации от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», но он не устанавливает конкретные классные чины.

В Московской области классные чины регулируются Законом Московской области № 137/2007-ОЗ «О муниципальной службе в Московской области», имеются:

  • референт муниципальной службы Московской области 3, 2, 1 класса — муниципальным служащим, замещающим младшие должности муниципальной службы;
  • старший референт муниципальной службы Московской области 3, 2, 1 класса — муниципальным служащим, замещающим старшие должности муниципальной службы;
  • советник муниципальной службы Московской области 3, 2, 1 класса — муниципальным служащим, замещающим ведущие должности муниципальной службы;
  • муниципальный советник муниципальной службы Московской области 3, 2, 1 — муниципальным служащим, замещающим главные должности муниципальной службы;
  • действительный муниципальный советник Московской области 3, 2, 1 класса — муниципальным служащим, замещающим высшие должности муниципальной службы.

В Санкт-Петербурге классные чины регулируются Законом Санкт-Петербурга от 15 февраля 2000 года № 53-8 «О регулировании отдельных вопросов муниципальной службы в Санкт-Петербурге»:

  • для высших должностей муниципальной службы — действительный муниципальный советник 1 и 2 классов;
  • для главных должностей муниципальной службы — главный муниципальный советник 1 и 2 классов;
  • для ведущих должностей муниципальной службы — муниципальный советник муниципальной службы 1 и 2 классов;
  • для старших должностей муниципальной службы — советник муниципальной службы 1 и 2 классов;
  • для младших должностей муниципальной службы — референт муниципальной службы 1 и 2 классов.

Ограничения и ответственность

Нужно знать, что гражданский служащий:

  1. Может быть уволен или не принят на замещение должности, если занимается другой оплачиваемой деятельностью, помимо основной (исключение – наука, педагогика, творчество), а также бизнесом (самостоятельно, через других лиц).
  2. Не будет допущен к исполнению служебных обязанностей, если является депутатом.
  3. Не вправе использовать выгоды от положения (например, гонорары за выступления, подарки от благодарных ему физических лиц и руководителей компаний, и т.д.).
  4. Не может участвовать в забастовках.
  5. Не имеет право пользоваться своим положением для лоббирования интереса партий и прочих политических объединений.
  6. Не должен пользоваться в неслужебных условиях оборудованием и прочим информационно-техническим имуществом, которое ему выдали для работы.
  7. Без особого решения компетентного органа он не может принимать участие в собрании управляющих частной компании.

Классные чины муниципальных служащих

Классные чины муниципальных служащих указывают на соответствие уровня профессиональной подготовки муниципальных служащих квалификационным требованиям для замещения должностей муниципальной службы.

Муниципальным служащим присваиваются следующие классные чины:

  • секретарь муниципальной службы 3, 2, 1 класса — муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы младшей группы;
  • референт муниципальной службы 3, 2, 1 класса — муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы старшей группы;
  • советник муниципальной службы 3, 2, 1 класса — муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы ведущей группы;
  • муниципальный советник 3, 2, 1 класса — муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы главной группы;
  • действительный муниципальный советник 3, 2, 1 класса — муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы высшей группы.

Отношения, связанные с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих регулируются Федеральным законом Российской Федерации от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», но он не устанавливает конкретные классные чины.

В Московской области классные чины регулируются Законом Московской области № 137/2007-ОЗ «О муниципальной службе в Московской области», имеются:

  • референт муниципальной службы Московской области 3, 2, 1 класса — муниципальным служащим, замещающим младшие должности муниципальной службы;
  • старший референт муниципальной службы Московской области 3, 2, 1 класса — муниципальным служащим, замещающим старшие должности муниципальной службы;
  • советник муниципальной службы Московской области 3, 2, 1 класса — муниципальным служащим, замещающим ведущие должности муниципальной службы;
  • муниципальный советник муниципальной службы Московской области 3, 2, 1 — муниципальным служащим, замещающим главные должности муниципальной службы;
  • действительный муниципальный советник Московской области 3, 2, 1 класса — муниципальным служащим, замещающим высшие должности муниципальной службы.

В Санкт-Петербурге классные чины регулируются Законом Санкт-Петербурга от 15 февраля 2000 года № 53-8 «О регулировании отдельных вопросов муниципальной службы в Санкт-Петербурге»:

  • для высших должностей муниципальной службы — действительный муниципальный советник 1 и 2 классов;
  • для главных должностей муниципальной службы — главный муниципальный советник 1 и 2 классов;
  • для ведущих должностей муниципальной службы — муниципальный советник муниципальной службы 1 и 2 классов;
  • для старших должностей муниципальной службы — советник муниципальной службы 1 и 2 классов;
  • для младших должностей муниципальной службы — референт муниципальной службы 1 и 2 классов.

Присвоение очередного классного чина государственному служащему

Поводом и необходимым требованием для присвоения очередного чина является необходимый стаж работы на предыдущей должности

Еще одно важное условие: чиновник должен вступить в должность, которая требует эквивалентного или более высокого уровня, нежели ему присваивается. Как показывает практика, руководство на местах довольно часто игнорирует это требование, продвигая по службе друзей и родственников. Однако все более часто подобные махинации раскрываются, а все лица, участвовавшие в этой незаконной схеме, лишаются своих должностей (в лучшем случае)

Однако все более часто подобные махинации раскрываются, а все лица, участвовавшие в этой незаконной схеме, лишаются своих должностей (в лучшем случае).

Если в отношении претендента проводится служебная проверка, либо он является фигурантом (подозреваемым) открытого уголовного дела, то повышение классного чина гражданскому служащему недопустимо.

Если служащий добросовестно выполняет свои обязанности, хорошо зарекомендовал себя, пользуется заслуженным авторитетом среди коллег и гражданского населения, то закон предусматривает возможность присвоения такому человеку очередного классного чина до истечения срока пребывания в предыдущем

Но при этом должно выполняться одно очень важное условие: служащий должен проработать не менее шести месяцев, а присваиваемый чин не может быть выше соответствующего занимаемой должности

Классные чины правоохранительной службы

Классные чины прокурорских работников

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 21 ноября 2012 года № 1563 «О классных чинах прокурорских работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации», в России установлены следующие классные чины прокурорских работников:

Средний начальствующий состав Старший начальствующий состав
Погоны кповседневнойформе одежды
Классный чин Юрист 3 класса Юрист 2 класса Юрист 1 класса Младшийсоветник юстиции Советник юстиции Старшийсоветник юстиции
Высший начальствующий состав
Погоны кповседневнойформе одежды
Классный чин Государственный советник юстиции3 класса Государственный советник юстиции2 класса Государственный советник юстиции1 класса Действительный государственныйсоветник юстиции

Разделение классных чинов прокурорских работников на группы не устанавливается.

Порядок присвоения классных чинов прокурорским работникам установлен указом Президента России.

Классные чины юстиции (Минюст России)

Классные чины Министерства юстиции Российской Федерации установлены Указом Президента Российской Федерации № 1554 от 19 ноября 2007 года «О порядке присвоения и сохранения классных чинов юстиции лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы, и установлении федеральным государственным гражданским служащим месячных окладов за классный чин в соответствии с присвоенными им классными чинами юстиции».

В Российской Федерации установлены следующие классные чины юстиции:

Высшая группа:

  • действительный государственный советник юстиции Российской Федерации;
  • действительный государственный советник юстиции Российской Федерации 1 класса;
  • действительный государственный советник юстиции Российской Федерации 2 класса;
  • действительный государственный советник юстиции Российской Федерации 3 класса;

Главная группа:

  • государственный советник юстиции Российской Федерации 1 класса;
  • государственный советник юстиции Российской Федерации 2 класса;
  • государственный советник юстиции Российской Федерации 3 класса;

Ведущая группа:

  • советник юстиции 1 класса;
  • советник юстиции 2 класса;
  • советник юстиции 3 класса;

Старшая группа:

  • юрист 1 класса;
  • юрист 2 класса;
  • юрист 3 класса.

Классные чины муниципальных служащих

Классные чины муниципальных служащих указывают на соответствие уровня профессиональной подготовки муниципальных служащих квалификационным требованиям для замещения должностей муниципальной службы.

Муниципальным служащим присваиваются следующие классные чины:

  • секретарь муниципальной службы 3, 2, 1 класса — муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы младшей группы;
  • референт муниципальной службы 3, 2, 1 класса — муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы старшей группы;
  • советник муниципальной службы 3, 2, 1 класса — муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы ведущей группы;
  • муниципальный советник 3, 2, 1 класса — муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы главной группы;
  • действительный муниципальный советник 3, 2, 1 класса — муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы высшей группы.

Отношения, связанные с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих регулируются Федеральным законом Российской Федерации от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», но он не устанавливает конкретные классные чины.

В Московской области классные чины регулируются Законом Московской области № 137/2007-ОЗ «О муниципальной службе в Московской области», имеются:

  • референт муниципальной службы Московской области 3, 2, 1 класса — муниципальным служащим, замещающим младшие должности муниципальной службы;
  • старший референт муниципальной службы Московской области 3, 2, 1 класса — муниципальным служащим, замещающим старшие должности муниципальной службы;
  • советник муниципальной службы Московской области 3, 2, 1 класса — муниципальным служащим, замещающим ведущие должности муниципальной службы;
  • муниципальный советник муниципальной службы Московской области 3, 2, 1 — муниципальным служащим, замещающим главные должности муниципальной службы;
  • действительный муниципальный советник Московской области 3, 2, 1 класса — муниципальным служащим, замещающим высшие должности муниципальной службы.

В Санкт-Петербурге классные чины регулируются Законом Санкт-Петербурга от 15 февраля 2000 года № 53-8 «О регулировании отдельных вопросов муниципальной службы в Санкт-Петербурге»:

  • для высших должностей муниципальной службы — действительный муниципальный советник 1 и 2 классов;
  • для главных должностей муниципальной службы — главный муниципальный советник 1 и 2 классов;
  • для ведущих должностей муниципальной службы — муниципальный советник муниципальной службы 1 и 2 классов;
  • для старших должностей муниципальной службы — советник муниципальной службы 1 и 2 классов;
  • для младших должностей муниципальной службы — референт муниципальной службы 1 и 2 классов.

Таблица соотношения классных чинов и званий

Соотношение чинов и званий установлено Указом Президента России от 1 февраля 2005 года № 113 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим» и указом Президента Российской Федерации от 14 января 2011 года № 38 «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации» (изложена в редакции согласно указу Президента России от 30 сентября 2013 года № 744).

Классный чин федеральной государственной гражданской службы Воинское звание Специальное звание Классный чин юстиции (Министерство юстиции Российской Федерации) Классный чин прокурорских работников (Прокуратура Российской Федерации)
1
  • генерал армии, адмирал флота
  • генерал-полковник, адмирал
  • генерал полиции Российской Федерации, действительный государственный советник таможенной службы Российской Федерации, генерал юстиции Российской Федерации
  • генерал-полковник полиции, генерал-полковник внутренней службы, генерал-полковник юстиции, генерал-полковник таможенной службы
  • действительный государственный советник юстиции Российской Федерации
  • действительный государственный советник юстиции Российской Федерации 1 класса
  • действительный государственный советник юстиции
  • государственный советник юстиции 1 класса
2 генерал-лейтенант, вице-адмирал генерал-лейтенант: полиции (милиции), внутренней службы, юстиции, таможенной службы действительный государственный советник юстиции Российской Федерации 2 класса государственный советник юстиции 2 класса
3 генерал-майор, контр-адмирал генерал-майор: полиции (милиции), внутренней службы, юстиции, таможенной службы действительный государственный советник юстиции Российской Федерации 3 класса государственный советник юстиции 3 класса
4 полковник, капитан 1 ранга полковник: полиции (милиции), внутренней службы, юстиции, таможенной службы государственный советник юстиции Российской Федерации 1 класса старший советник юстиции
5 подполковник, капитан 2 ранга подполковник: полиции (милиции), внутренней службы, юстиции, таможенной службы государственный советник юстиции Российской Федерации 2 класса советник юстиции
6 майор, капитан 3 ранга майор: полиции (милиции), внутренней службы, юстиции, таможенной службы государственный советник юстиции Российской Федерации 3 класса младший советник юстиции
7 капитан (воинское звание), капитан-лейтенант капитан: полиции (милиции), внутренней службы, юстиции, таможенной службы советник юстиции 1 класса юрист 1 класса
8 старший лейтенант старший лейтенант: полиции (милиции), внутренней службы, юстиции, таможенной службы советник юстиции 2 класса юрист 2 класса
9 лейтенант лейтенант: полиции (милиции), внутренней службы, юстиции, таможенной службы советник юстиции 3 класса юрист 3 класса
10 младший лейтенант младший лейтенант: полиции (милиции), внутренней службы, юстиции, таможенной службы юрист 1 класса младший юрист
11 старший прапорщик, старший мичман старший прапорщик: полиции (милиции), внутренней службы, юстиции, таможенной службы юрист 2 класса Нет
12 прапорщик, мичман прапорщик: полиции (милиции), внутренней службы, юстиции, таможенной службы юрист 3 класса Нет
13
  • старшина, главный корабельный старшина
  • старший сержант, главный старшина
  • старшина: полиции (милиции), внутренней службы, юстиции
  • старший сержант: полиции (милиции), внутренней службы, юстиции
Нет Нет
14
  • сержант, старшина 1 статьи
  • младший сержант, старшина 2 статьи
  • сержант: полиции (милиции), внутренней службы, юстиции
  • младший сержант: полиции (милиции), внутренней службы, юстиции
Нет Нет
15
  • ефрейтор, старший матрос
  • рядовой, матрос
Нет Нет

Что представляет собой служебный контракт

Гражданская служба – это отдельная ветвь госслужбы, в которой задействованы:

  1. Сотрудники федеральных государственных органов.
  2. Сотрудники органов муниципальных служб (на уровне субъекта).
  3. Лица, заменяющие федеральных государственных работников.
  4. Лица, заменяющие служащих муниципального уровня.

Служебные контракты заключаются в Администрации Президента, в системе исполнительной и законодательной ветвей власти – на государственной службе это является обязательным пунктом. Они теряют актуальность в случаях:

  1. Окончания действия срока контракта.
  2. Полученных травм, летального исхода.
  3. Халатного отношения к должностным обязанностям, дисциплинарных нарушений.

Взаимоотношения между нанимателем и служащим регулируются Федеральным законом №79 – в нормативно-правовом акте содержатся основные положения, имеющие свою специфику и отличающие служебный контракт от стандартного трудового договора.

Статья 23. Понятие и стороны служебного контракта

Таблица 1. Различия между документами

Характеристика Отношения по контракты Отношения по трудовому договору
Увольнение по собственному желанию  Нет Да
Наниматель может не пойти на увольнение по соглашению сторон Да Нет 
За месяц до конечной даты действия документа стороны должны определиться, какими будут отношения между ними (сохраняются, прерываются) Да  Нет
Могут быть особые дополнительные условия прекращения отношений между сторонами Да Нет 
Минимальная компенсация со стороны нанимателя, если трудовые обязанности выполнялись ненадлежащим образом Да  Нет
Нет конкретных сроков действия  Нет/Да (срочные, бессрочные) Да
Дополнительное социальное обеспечение Да Нет 
Прописан предельный возраст работника/гражданского служащего Да  Нет

В тексте контракта указывается категория, группа, соответствующие требования к обязанностям, поведению и ограничения при выполнении задач, возможности для замещения сотрудника. Также в нём можно найти содержание прав и обязанностей нанимателя, включая оплату труда и прочие поощрения за аккуратное и внимательное отношение к работе, гарантии и зону ответственности служащего.

Размер денежного вознаграждения складывается из следующих компонентов:

  1. Оклад.
  2. Оклад в соответствии с классным чином сотрудника.
  3. Ежемесячная доплата за выслугу лет.
  4. Ежемесячная доплата за службу в особых условиях.
  5. Ежемесячная доплата за службу, при которой нужно было действовать в обстановке строгой секретности (вести тайные переговоры, переписку, работать с секретными данными, в том числе фото-, аудио- и видеоматериалами, документами, корреспонденцией, материалами с цифровых носителей).
  6. Ежемесячная премия.
  7. Единовременные отпускные выплаты и материальная помощь.

Также служебным контрактом предусматривается установление условий труда и отдыха – задействованы такие параметры, как нормальная и ненормированная продолжительность рабочего дня, варианты сокращенного графика; в тексте прописывают различные типы отпускных мероприятий (основной, за выслугу лет, за переработку, работу в тяжёлых экологических и климатических условиях). Как правило, стороны подписывают срочный документ, где отмечается конечная дата, после которой он теряет актуальность. Может быть включен раздел об испытательном сроке, дополнительные бонусы за особые условия, поощрения, мотивации, и т.д.

Если контракт заключается на несколько лет (от года до пяти), и этот срок прописан в тексте, классный чин присваивается после проведения квалификационного экзамена. В других случаях, когда нет указания на определенную дату прекращения должностных обязанностей, сведения о возможности назначения на конкретное место поступают вместе с ходатайством руководителя.

За одобрением и подтверждением соответствия следует назначение классного чина

Требования к организации квалификационного экзамена

В соответствии с действующим законодательством, инициатором проведения испытания государственных служащих на профессиональную пригодность может выступать как сам чиновник, так и организация федерального значения (Роструд). При желании пройти экзамен служащий в установленном порядке подает заявление на имя своего непосредственного руководителя. С момента подачи соответствующего заявления до проведения экзамена должно пройти не менее трех календарных месяцев.

Данное испытание проводится с целью проверки наличия у испытуемого необходимых для осуществления служебных обязанностей знаний и умений, выявления положительных качеств и полезных знаний с целью возможного продвижения служащего по карьерной лестнице.

Процедура проверки знаний является обязательной для всех без исключения чиновников. От прохождения экзамена освобождаются лишь те служащие, которые работают в системе менее одного года, а также беременные женщины.

В случае удовлетворения заявления служащего о проведении экзамена с целью присвоения более высокого чина уполномоченный орган в лице руководителя издает приказ. В данном документе указывается время и дата мероприятия, приводится список чиновников, которые будут проводить испытание, а также перечень документов, которые обязаны предоставить служащие.

Человек, назначенный ответственным за проведение мероприятия, обязан позаботиться о том, чтобы каждый из участников был уведомлен как минимум за тридцать дней до даты его проведения.

Сроки присвоения классного чина государственным гражданским служащим

Согласно действующим законам, повышение классного чина возможно лишь при наличии определенного стажа на нижестоящих должностях. Таким образом, очередное присвоение классных чинов государственным служащим возможно лишь при соблюдении следующих условий:

— претендент проработал не менее 1 года в чине секретаря или референта госслужбы третьего и второго класса;

— претендент на присвоение чина проработал не менее двух лет советником госслужбы Российской Федерации третьего и второго класса;

— чиновник проработал не менее одного года в должности действительного государственного советника.

Первый класс государственного служащего является вершиной его карьеры. Поэтому сроки пребывания на данных должностях законом не ограничиваются.

Срок службы начинает отсчитываться со дня назначения классного чина государственным гражданским служащим. Получается, что чиновник третьего класса может пойти на повышение (присвоение второго класса) лишь спустя минимум один год с момента присвоения классности.

Классные чины правоохранительной службы

Классные чины прокурорских работников

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 21 ноября 2012 года № 1563 «О классных чинах прокурорских работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации», в России установлены следующие классные чины прокурорских работников:

Средний начальствующий состав Старший начальствующий состав
Погоны кповседневнойформе одежды
Классный чин Юрист 3 класса Юрист 2 класса Юрист 1 класса Младшийсоветник юстиции Советник юстиции Старшийсоветник юстиции
Высший начальствующий состав
Погоны кповседневнойформе одежды
Классный чин Государственный советник юстиции3 класса Государственный советник юстиции2 класса Государственный советник юстиции1 класса Действительный государственныйсоветник юстиции

Разделение классных чинов прокурорских работников на группы не устанавливается.

Порядок присвоения классных чинов прокурорским работникам установлен указом Президента России.

Классные чины юстиции (Минюст России)

Классные чины Министерства юстиции Российской Федерации установлены Указом Президента Российской Федерации № 1554 от 19 ноября 2007 года «О порядке присвоения и сохранения классных чинов юстиции лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы, и установлении федеральным государственным гражданским служащим месячных окладов за классный чин в соответствии с присвоенными им классными чинами юстиции».

В Российской Федерации установлены следующие классные чины юстиции:

Высшая группа:

  • действительный государственный советник юстиции Российской Федерации;
  • действительный государственный советник юстиции Российской Федерации 1 класса;
  • действительный государственный советник юстиции Российской Федерации 2 класса;
  • действительный государственный советник юстиции Российской Федерации 3 класса;

Главная группа:

  • государственный советник юстиции Российской Федерации 1 класса;
  • государственный советник юстиции Российской Федерации 2 класса;
  • государственный советник юстиции Российской Федерации 3 класса;

Ведущая группа:

  • советник юстиции 1 класса;
  • советник юстиции 2 класса;
  • советник юстиции 3 класса;

Старшая группа:

  • юрист 1 класса;
  • юрист 2 класса;
  • юрист 3 класса.

Классные чины государственной гражданской службы Российской Федерации

Классные чины гражданской службы

Согласно ст. 11 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в России установлены следующие классные чины государственной гражданской службы:

Высшая группа
  • действительный государственный советник Российской Федерации 1 класса;
  • действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса;
  • действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса;
Главная группа
  • государственный советник Российской Федерации 1 класса;
  • государственный советник Российской Федерации 2 класса;
  • государственный советник Российской Федерации 3 класса;
Ведущая группа
  • советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса;
  • советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса;
  • советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса;
Старшая группа
  • референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса;
  • референт государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса;
  • референт государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса;
Младшая группа
  • секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса;
  • секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса;
  • секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса.
Погоны действительного государственного советника РФ 1 класса
Погоны Действительного государственного советника РФ 2 класса
Погоны Действительного государственного советника РФ 3 класса

Каким образом гражданским служащим присваиваются классные чины?

Квалификационными разрядами руководствуются при кадровом наполнении государственных гражданских служб. ФЗ о государственной гражданской службе выделяет федеральные и региональные должности, которые отличаются лишь уровнем и степенью ответственности.

Согласно Федеральному закону №79, вышестоящий государственный состав учреждаются указами Президента и другими ФЗ. Деятельность региональных кадров регулируется соответствующими актами субъектов РФ, которые в то же время не противоречат федеральным.

Есть разные подходы к классификации. В рамках категорий сотрудники занимают должности помощников, руководителей, специалистов, обеспечивающих специалистов. Группы бывают четырех видов: высшая с соответствующими должностями, главная, ведущие должности и младшие. Классные чины можно получить в соответствии с должностью:

  1. Действительный государственный советник – присваивают должность 1, 2 и 3 класса.
  2. Государственные советники – аналогично 1, 2, 3 класса.
  3. Советники – те же классы: 1, 2 и 3.
  4. Референты – 1, 2 и 3 классов (уровней).
  5. Секретари – 1, 2 и 3 классов (уровней квалификации).

На гражданской службе занимают 5 чинов и 3 класса

Таблица 2. Соотношение классификаций

Ранговая (классная) позиция Соответствующая группа
Секретарь ГГС 3-х квалификационных групп Младшие сотрудники ГГ службы
Референт ГГ ГГС 3-х квалификационных групп Старшие сотрудники ГГС
Советники ГГС 3-х квалификационных групп Ведущие сотрудники ГГС
Государственные советники ГГС 3-х квалификационных групп Сотрудники гражданской службы, принадлежащие к главной группе
Действительный государственный советник ГГС 3-х квалификационных групп Высшая группа сотрудников ГГ службы
Текущая категория Группа Полномочия
Руководитель Высшая, главная, ведущая Руководящий состав и заместители действующих руководителей (места работы – государственные структуры и подразделения), аналогичные должности на местах в государственных органах федеральной исполнительной власти и подразделениях структуры, представительствах госорганов и их структурных подразделениях (замещение на определенный срок, либо без конкретного срока)
Помощник Высшая, главная, ведущая Содействие руководителям в реализации их профессиональных навыков (сроки работы в должности зависят от продолжительности контракта руководителя)
Специалист Высшая, главная, ведущая + Старшая Обеспечивают работу государственного органа – поддерживают выполнение им профессиональных задач и функций (срок замещения не устанавливается)
Обеспечивающий специалист Главная, ведущая, старшая, младшая Непрофильные (хозяйственно-экономические, кадровые и т.д.) функции в работе государственных структур (срок замещения не устанавливается)

Сводная таблица

Категории/Группы Руководитель Помощник Специалист Обеспечивающий специалист Классный чин (1-3 классы)
Высшая + + + Действительный государственный советник РФ
Главная + + + + Государственный советник РФ
Ведущая + + + + Советник РФ
Старшая + + Референт РФ
Младшая + Секретарь РФ

Высшие должности

Данная группа включает действительных государственных советников трёх классов. Это особо приближенные лица, задействованные в работе таких структур, как Администрация Президента, Совет Безопасности, и т.д. К обладателям статуса относятся пресс-секретарь Президента, его помощник, заместитель руководителя Администрации.

Сотрудники назначаются на должности указанной группы непосредственно Президентом, правительством РФ, руководством государственного органа федерального значения

Главные должности

Государственные советники соответствуют главной группе должностей. К ней относятся все три класса: первый, второй и 3-ий. Могут выполнять служебные обязанности как на федеральном, так и на региональном уровне.

Ведущие должности

Ко третьей по старшинству группе относятся советники 1, 2 и 3 класса. На уровне федерации присваивается классный чин советника ГГС РФ, на региональном действуют советники, относящиеся к ГГС субъектов РФ.

Старшие должности

Вступая на должность в рамках специалитета старшей группы (инспекторы, старшие специалисты, специалисты-эксперты, и т.д.), сотрудник переходит в классный чин уровня «референт» (для всех квалификационных групп — 1,2 и 3).

Начальный уровень младших должностей

Карьеру в ГГС начинают с первой ступени – секретаря 1 класса. Далее в случае успешной работы и прохождения квалификационных испытаний следует повышение до 2 и 3 классовых ступеней. Классный чин секретаря ГГС РФ или субъекта РФ соответствует категории обеспечивающих специалистов.

Должности гражданской службы должны быть включены в реестр