Донское казачество на службе вермахта

Организация

Организация конных казачьих полков была примерно такой же, как в регулярной кавалерии. Тактической единицей являлась сотня, а административной – полк, который состоял из 6 сотен или 3 дивизионов по 2 сотни в каждом (гвардейские полки в мирное время, а также Астраханский, Семиреченский, Амурский и часть полков Уральского и Оренбургского казачьих войск состояли из 4 сотен). Кроме полков, в составе казачьих войск были также отдельные казачьи сотни и отдельные дивизионы.

В соответствии со штатным расписанием в Донском казачьем полку мирного времени числилось 36 офицеров: командир полка (полковник), 2 помощника командира полка (войсковые старшины), заведующий хозяйством полка (войсковой старшина), 6 сотенных командиров (есаулы) и 26 младших офицеров (подъесаулы, сотники, хорунжие). В число строевых нижних чинов входили 6 вахмистров (как правило, в звании подхорунжего), 25 старших и 25 младших урядников, обозный урядник, 12 трубачей, 18 приказных и 750 рядовых казаков. Должности медицинского и ветеринарного врачей и делопроизводителя по хозяйственной части занимали чиновники военного ведомства, а фельдшеров и писарей – нестроевые нижние чины. В военное время количество офицеров сокращалось до 25 (1 штаб-офицер и 10 обер-офицеров откомандировывались в полк 2-й очереди), а также добавлялось еще 30 урядников и 6 трубачей.

Казачьи конные полки 1-й очереди входили в состав гвардии, армейских кавалерийских, казачьих и конных дивизий и бригад. Собственный Его Императорского Величества конвой находился в подчинении командующему Императорской главной квартиры, лейб-гвардии Казачий, Атаманский и Сводно-казачий полки составляли третью бригаду 1-й гвардейской кавалерийской дивизии. 16 казачьих полков (10 донских, 3 оренбургских, 2 уральских и 1 терский) входили в состав вторых бригад армейских кавалерийских дивизий, 22 (6 донских, 9 кубанских, 3 терских, 3 оренбургских, 1 уральский и 1 семиреченский) – 6 казачьих дивизий, 9 (2 кубанских, 2 сибирских, 4 забайкальских и 1 уссурийский) – 4 казачьих бригад; 4 казачьих полка (донской, астраханский, сибирский и амурский) и 2 дивизиона (кубанский и оренбургский) в соединения не входили.

Пешие части казачьих войск в мирное время представляла Пластунская бригада (из 6 пластунских батальонов по 4 сотни в каждом), которую формировало Кубанское казачье войско.

Казачья артиллерия состояла из 1 гвардейской (лейб-гвардии Донской) и 19 казачьих батарей, из которых 14 входили в состав 7 казачьих артиллерийских дивизионов (3 донских, 2 кавказских (кубано-терских), 1 оренбургский и 1 забайкальский), 1 – в состав армейского конно-артиллерийского дивизиона, а 4 были отдельными.

При объявлении мобилизации общее количество казачьих войск утраивалось (за счет призыва льготных казаков и запасников в казачьи части 2-й и 3-й очередей). Во время войны все казачьи войска по мобилизационному расписанию выставляли 943 конных сотен, 72 пластунских сотен, 39 артиллерийских батарей и запасные части. Казачьи полки и сотни 2-й и 3-й очередей должны были составлять казачьи дивизии 2-й очереди, а также отдельными сотнями и полками включаться в состав пехотных (стрелковых) дивизий, корпусов и армий для выполнения различных задач.

Полк «Платов», Волчьи сотни и другие

Полного перечня всех казачьих частей, воевавших на стороне германской армии нет даже в книгах таких историков коллаборационистского движения, как Д. Жуков или С. Дробязко. Обычно общее число казачьих полков и батальонов не сходится с немецкими документами. Часто это просто ошибки авторов, но стоит учесть, что на территориях проживания казаков могли формироваться части, которые и не числились в составе вермахта. Всё это создаёт путаницу.

Наиболее часто упоминаются такие казачьи полки, как Атаманский, «Платов», «Кубань», полк Юнгшульда, которые сформированы в 1942 году. Все они использовались как охранные, и в 1943 году вошли в состав 1-й казачьей дивизии. Создавались также и отдельные казачьи батальоны.

Редко где упоминается про созданные 1-ю, 2-ю и 3-ю Волчьи сотни, сформированные из молодых казаков и вошедших в 1-ю казачью дивизию. Свое название они получили в память Волчьих сотен генерала Шкуро времен Гражданской войны.

Точное число казаков, воевавших на стороне немцев, установить едва ли возможно. П. Крикунов в своей книге «Казаки. Между Гитлером и Сталиным» пишет, что от 70 до 110 тысяч казаков (включая членов семей) оказалось в Европе. Но эти цифры включают и рабочих, вывезенных на работы в Германию. Также следует помнить, что в казачьи подразделения немцы могли зачислить любого желающего, если он назвал себя казаком.

Формирование корпуса[править | править код]

Первое казачье подразделение из военнопленных было сформировано при поддержке командования группы армий «Центр» в конце 1941 года донским казаком И. Н. Кононовым, бывшим командиром Красной Армии.

В самом начале войны полк Кононова в полном составе, за исключением нескольких комиссаров, добровольно перешёл линию фронта на участке, которым командовал генерал Шенкендорф. В своём дневнике Кононов записал:

Единственным условием, которое поставил перед немцами Кононов, было его участие в создании освободительной армии для свержения сталинского режима.

При содействии Шенкендорфа он приступил к организации сначала казачьего эскадрона, а затем и полка, который именовался вначале 120-м Донским казачьим полком. Набор в полк происходил в лагерях для военнопленных в Могилеве, Гомеле, Борисове, Невеле, Лепеле, Витебске, Смоленске и Орше. В частности, из лагеря в Могилеве было отобрано 500 человек, из них 400 казаков. Знаменосцем полка стал казак Белоградов, два брата и четыре сына которого были расстреляны чекистами. Сам он провёл 12 лет в сталинских лагерях. По разным оценкам, численность нового полка Кононова, переформированного из 436-го стрелкового полка Красной Армии и дополненного пленными красноармейцами и офицерами, к середине сентября 1941 года (то есть спустя месяц после перехода линии фронта) составляла от 1600 до 1800 человек, в том числе 77 офицеров.

К августу 1942 года Кононов сформировал шесть эскадронов, которые в конце года были сведены в 600-й полк Донских казаков. 17 января 1943 года полк Кононова переименовывается в 600-й Донской казачий батальон. К этому времени его численность достигала 3000 человек.

В апреле 1943 года 600-й батальон был включён в состав создававшейся в то время 1-й Казачьей дивизии под командованием генерала Гельмута фон Паннвица,

24 сентября 1943 года дивизия была направлена в Югославию. На 4 ноября 1943 года личный состав 15-го казачьего кавалерийского корпуса насчитывал 18 тысяч 555 человек, в том числе 191 казачий офицер и 14315 казачьих унтер-офицеров и рядовых, а также 222 немецких офицера и 3827 немецких унтер-офицеров и рядовых.

В августе 1944 года все иностранные национальные формирования вермахта были переданы в ведение СС. В начале сентября 1944 года в ставке Гиммлера состоялось совещание с участием фон Паннвица и других командиров казачьих формирований, где было принято решение о развертывании 1-й казачьей кавалерийской дивизии фон Паннвица в корпус. Одновременно предполагалось провести среди оказавшихся на территории рейха казаков мобилизацию, для чего при Главном штабе СС был образован специальный орган — Резерв казачьих войск во главе с генерал-лейтенантом А. Г. Шкуро. Генерал П. Н. Краснов с марта 1944 года возглавил созданное под эгидой восточного министерства Главное управление казачьих войск. Шкуро и Краснов обратились к казакам с призывами подниматься на борьбу с большевизмом.

Приказом от 4 ноября 1944 года 1-я казачья дивизия была передана из вермахта в состав войск СС.

Полностью корпус развёрнут из 1-й казачьей кавалерийской дивизии СС 25 февраля 1945 года. Командиром корпуса остался Паннвиц.

1-я и 2-я бригады были переименованы в дивизии без изменения организационной структуры и численности. На базе 5-го Донского полка Кононова началось формирование Пластунской бригады в составе двух полков с перспективой её развертывания в 3-ю казачью дивизию. Конно-артиллерийские дивизионы в дивизиях переформировывались в полки.

Таким образом, численность корпуса достигла 25 000 человек, включая 3000—5000 немцев. Кроме этого, в конце войны вместе с 15-м казачьим корпусом действовали:

  • Калмыцкий полк (до 5000 человек)
  • Кавказский конный дивизион
  • Украинский батальон СС
  • Группа танкистов РОА

С учётом данных формирований под командованием группенфюрера и генерал-лейтенанта войск СС (с 1.02.1945) фон Паннвица находилось 30 — 35 тыс. человек.

20 апреля 1945 года 15-й казачий кавалерийский корпус вошёл в состав ВС КОНР. В составе войск СС корпус был около двух месяцев, а включая дивизионный период — около четырёх месяцев.

Согласно «Ведомости боевого состава РОА», составленной начальником оперативного отдела штаба РОА полковником Алданом (А. Г. Неряниным), в начале мая 1945 года 15-й Казачий кавалерийский корпус имел численность «более 40 тысяч человек» (с учётом семей и инвалидов).

Итак, налицо две полярные точки зрения. Так кто же такие казаки?

Действительно отдельный этнос, или все-таки воинское сословие?

На первый взгляд, у казаков действительно есть самобытные традиция, культура и язык.

Но язык этот вполне вписывается в такое понятие как южнорусский говор. Мало того, в каждой местности говор особенный. Лингвисты называют это региалектом (по сути, диалектом, присущим любому региону). На Кубани или Дону он свой, на Вологодчине – тоже свой. Но на этом основании мы не перестаем называть жителей Вологды русскими людьми.

Еще раз вспомним историю.

На момент переписи населения 1897 года суммарная численность казаков в России составляла 2 928 842 человек.

К началу Первой мировой войны в России насчитывалось одиннадцать казачьих формирований:

Донское казачье войско,Оренбургское казачье войско,Терское казачье войско,Сибирское казачье войско,Уральское казачье войско,Забайкальское казачье войско,Кубанское казачье войско,Астраханское казачье войско,Семиреченское казачье войско,Амурское казачье войско,Уссурийское казачье войско;

Интересно, что истории известны даже отдельные казачьи республики, правда, просуществовали они сравнительно недолго.

Так, в конце XIX века в Манчьжурии, на берегах реки Желта была образована Желтугинская республика – самоуправляемая казачья община из китайских и русских казаков-золотопромышленников.

Во время гражданской войны также были провозглашены

Кубанская Народная РеспубликаВсевеликое Войско ДонскоеТерская Казачья РеспубликаУральская Казачья РеспубликаОренбургский Казачий КругСибирско-Семиреченская Казачья РеспубликаЗабайкальская Казачья Республика.

За всю историю своего существования казачьи войска входили в состав вооружённых сил России, а затем и Советского Союза, а до этого — Великого княжества Литовского, «вольного города» Гамбурга, Швеции, Персии и даже Парагвая, Маньчжоу-го и Японии. То есть, это были именно воинские формирования.

Если посмотреть на места расположения казачьих войск – а это огромные территории от Дона и Кавказа до Урала, Забайкалья и Уссурийского края, то закономерно предположить, что в эти войска вливались и местные народы – и этому тоже есть подтверждения. То есть, говорить о некой моноэтничности тоже не приходится.

Вся история образования казачества говорит нам о том, что казаки – это не отдельный этнос, а составная часть русского народа, и, что особенно важно, это именно воинское сословие, на протяжение столетий овеявшие себя славой защитников Отечества. Конечно, были в их истории и горькие страницы

Гражданская война поделила казаков на белых и красных. Но таким же образом эта война разделила и всю Россию

Конечно, были в их истории и горькие страницы. Гражданская война поделила казаков на белых и красных. Но таким же образом эта война разделила и всю Россию.

Пережив тяжелый период, русские казаки продолжили воинские традиции своих Предков, и во время Великой Отечественной войны продемонстрировали такой же беспримерный героизм, как и их отцы и деды в прошлых сражениях.

В настоящее время идет процесс возрождения казачьих традиций как в России, так и других странах.

Казаки определяют себя по потомственному происхождению и по соблюдению традиций, культуры и обычаев. Но главное для казака – это служение Отечеству.

Именно эта высокая цель послужила в свое время причиной образования казачества, эта же цель будет сохраняться, пока будут на земле казаки, то есть – всегда. Ведь если верить народным пословицам и поговоркам, казацкому роду нет переводу!

Как посвящали в казаки донские.

Традиции казачества своеобразны. Они, несомненно, берут свое начало от тех полузабытых времен, когда вольница с Дона пользовалась свободой, дарованной Иваном Грозным. Именно в ту пору зарождался своеобразный казачий устав, который регламентировал принятие в казаки.

Нужно отметить, что казаки всегда гордились своим происхождением. В их кругу считалась доблестью не только служба, но и образ жизни. О том, что казаком надо родиться и стать, говорят и некоторая обособленность казачьего уклада, и дошедшие из старины некоторые обряды.

Так, настоящим казаком мог быть только тот, кто родился на Дону и имел свою генеалогию донского казачества. Однако вровень с ним мог стать и потомок в третьем колене человека, принятого на кругу в казаки и создавшего здесь собственную семью. Если казачья семья приезжала на Дон из других мест, можно было пройти обряд посвящения в донские казаки.

В этом ритуале принимали участие дети от 3 до 7 лет (из иногородних семей). Однако станичные дети также проходили такой же обряд посвящения, только возраст их начинался от 10 лет. Сначала мальчик должен был продемонстрировать, что отлично знает не только традиции, но и православные молитвы. Затем он целовал казачью шашку в знак присяги на верность войску Донскому. После этого казачку дарили евангелие и фуражку, и с этого момента он считался полноправным казаком, вступившим на военную службу.

Стоит принять во внимание, что воспитание будущих воинов у донских казаков было доволько строгим. Драться юный казак должен был уметь, когда только начинал говорить

Мальчики учились рукопашному бою с 3-х лет. В том же возрасте начиналась учеба верховой езде. Стрелковое оружие преподавалось с 7-ми лет, а владение орудовать шашкой и нагайкой – с 10-ти. Казаки были не только прирожденными воинами, но и хорошими земледельцами, поэтому детвора работала в поле наравне со всеми уже с пяти лет.

Бесстрашные воины, защитники Отечества – казаки – откуда они появились, и кто они?

В исторических хрониках упоминания о казаках встречаются с XVI века.

Местом обитания казаков, по большей части, были незаселённые территории, на Руси такие земли назывались украинами (по сути, окраинами) – местами, расположенными у края, у границы.

Официальная историческая версия выглядит так: к концу XIV века, там, где проходили торговые пути — в низовьях Днепра, Дона, Волги в больших количествах стали появляться вольные воины.

Считается, что значительной их частью были переселенцы из Московского, Литовского и Рязанского Великих княжеств, а также из других земель.

Сюда же стекались многочисленные группы беглых людей. Жизнь в таких местах была, по сути, непрекращающейся войной, и в XVI веке тут возникают военные формирования, которые одновременно стали и самостоятельными социальными сообществами.

Собственно, этот период и считается временем зарождения казачества – Запорожского, Донского, Волжского, Яицкого.

Уже при Иване Грозном казаки показали себя как отважные воины, обладавшие не только личной отвагой, но и владеющие высокой организацией ведения боя, самобытной воинской культурой. Это наталкивает на мысль, что истоки зарождения казачества гораздо глубже, чем принято считать.

По крайней мере, характерники ведут свое происхождение от древних волхвов. Да и многие воинские традиции и навыки казаки унаследовали из глубокой древности. Византийские авторы (такие как Прокопий Кесарийский, Маврикий Стратег) посвятили множество страниц славянской тактике ведения боя и умению славян действовать на воде и под водой.

Но точно такими же навыками славились и казаки, в особенности пластуны. А если мы обратимся к античным источникам, то обнаружим, что тактику и стратегию и древние славяне, и казаки унаследовали от скифов.

Эта преемственность очевидна для многих исследователей. Так, известный ученый Забелин утверждал, что попытки оторвать историю Великой Скифии от истории Великой Руси выглядят, как минимум, неубедительными.

Очевидно, что на протяжении тысячелетий эти огромные пространства населял один и тот же народ (о чем мы неоднократно говорили в других наших статьях).

В научных кругах до сих пор идут споры, кто же такие казаки – отдельный этнос, субэтнос или воинское сословие?

Для того, чтобы разобраться в этом вопросе, для начала снова обратимся к официальной исторической версии.

Итак, в постоянных схватках с кочевниками, завоевателями всех мастей, в кровавой борьбе за выживание на рубежах Русского государства формировалась общность, ставшая известной всему миру как казаки.

Именно об этих людях Н.Гоголь сказал: «Не было ремесла, которого бы не знал козак: (…) снарядить телегу, намолоть пороху, справить кузнецкую, слесарную работу (…) – все это было ему по плечу.»

И это лишь малая часть из того, что должен был уметь и знать каждый казак. Именно благодаря всем этим навыкам казачье сословие сыграло роль цивилизаторов на землях, присоединенных в свое время к России.

В расширении российских границ (самых обширных в мире) казаки внесли неоценимый вклад.

Отметим, что кроме военного ремесла на казачьих землях развивались свои формы самоуправления, напоминающие новгородское вече — Донской Войсковой круг и Запорожскую Раду.

Существовала выборность сверху донизу. Каждый казак имел голос наравне со всеми. Кругу или Раде принадлежала вся законодательная и судебная власть, ими назначались военные походы, утверждались приговоры суда, избирались военачальники и главнокомандующий.

К началу XIX века в России казаки получают статус самостоятельного сословия.

Они несут охрану государственной границы и даже обеспечивают личную безопасность российского государя. Казаки имеют социальную независимость, собственную землю, освобождаются от налогов.

В 1807 году в книге Е. Зябловского «Новейшая география Российской империи» были перечислены славянские народы России.

Это «Россияне, казаки, кои суть славянские народы, кои суть донские, гребенские, терские, волжские, оренбургские, сибирские, малороссийские, бугские и черноморские, поляки, другие славянские народы».

То есть, тут прямо говорится, что казаки – это славянский народ.

Несмотря на всю многоликость казачьих формирований, все они с воодушевлением говорили и пели: «Наша матушка Рассея — всему свету голова».

Вся история образования казачества приводит нас к мысли, что казаки – это особое воинское сословие русского народа. И даже больше – что это духовно-воинский орден со своими древними традициями и особой организацией.

Литература[править | править код]

  • Александров К. М. Офицерский корпус армии генерал-лейтенанта А. А. Власова. 1944—1945 — СПб., 2001.
  • Александров К. М. Русские солдаты Вермахта. Герои или предатели — М.: Яуза, Эксмо, 2005.
  • Александров К. М., Вербицкий Г. Г. Генерал от кавалерии Пётр Николаевич Краснов: Неудачный опыт жизнеописания на фоне мифов и фальсификаций // Новый Часовой (— СПб), 2004. № 15‒16.
  • Алферьев Б., Крук В. Походный атаман батька фон Паннвиц — М., 1997.
  • Дробязко С., Каращук А. Восточные легионы и казачьи части в вермахте. — М.: АСТ, 2000. — 46 с. — ISBN 5-237-03026-2о книге
  • Залесский К. А. Кто был кто во Второй мировой войне. Союзники Германии. Т. 2. — М.: АСТ, 2004. — 492 с. — ISBN 5-271-07619-9о книге
  • Крикунов П. Казаки. Между Сталиным и Гитлером. Крестовый поход против большевизма. — М.: Яуза, Эскмо, 2005. — 608 с. — ISBN 5-699-09841-0о книге
  • Черкассов К. Генерал Кононов (Ответ перед историей за одну попытку) — В 2-х тт. — Мельбурн: Единение, 1963, 1965.
  • Чуев С. Проклятые солдаты — М.: Яуза, Эксмо, 2004.
  • Tessin, Georg. Verbände und Truppen der Deutschen Wehrmacht und Waffen-SS im Zweiten Weltkrieg 1939—1945 — Bissendorf: Biblio-Verlag, 1973. ISBN 3-7648-0871-3.
  • Francois de Lannoy Казаки Паннвица. 1942—1945 = Les Cosaques de Pannwitz * Pannwitz Cossacks 1942—1945 ‭. — 1-е. — Paris: Heimdal, 2000. — ISBN 2-84048-131-6о книге

Отражение в художественной литературеправить | править код

  • Василь Быков. Сотников / Повести. Днепропетровск: Проминь, 1987.
  • Александр Карасёв. Предатель. Рассказ // Урал. 2009. № 8.

История

В конце XIV – начале XV в. на восточной границе Московского государства сформировалась линия укрепленных городов, населенных т. н. «городовыми» казаками, составлявшими особый класс служилых людей, несших пограничную службу. Принимались в казаки люди всех сословий и, получая в свое пользование земли, освобождались от податей; иногда они получали особое жалованье, но были обязаны иметь за свой счет коня и вооружение. Впервые такие казаки упоминаются в Рязанском княжестве в 1444 г.

При Иване Грозном казаки перешли в ведомство Стрелецкого приказа и составили особый род войска; в 1571 г. помимо «городовых» казаков, обязанных защищать города, появляются казаки «сторожевые», получавшие особое жалованье и управлявшиеся своими атаманами (иногда и стрелецкими головами), но подчиненные городским воеводам.

После Ермака постепенно при помощи «городовых» казаков завершилось закрепление за Москвой Сибири. При Алексее Михайловиче «городовых» казаков насчитывалось до 5 тыс. чел.; на «украинной» службе к этому времени состояли уже и малороссийские выходцы, именовавшиеся «черкасами». Постепенно «городские» казаки сливались с другими служилыми людьми Московского государства – дворянами, боярскими детьми, стрельцами, рейтарами.

К концу XVII в. «городовые» казаки остаются только в Сибири, да в прежних передовых городах – Чугуеве, Торе, Маяке, Новохоперске и в различных местах Поволжья. На смену им постепенно приходит «вольное» казачество, образовавшееся к началу XVI в. из выходцев Московского и Польско-Литовского государств и заселявшее пограничные степные пространства, преимущественно по водным путям к Черному и Каспийскому морям — по рекам Днепру, Дону, Волге, Яику, Тереку и их притокам.

Москва еще не была настолько сильна, чтобы подчинить себе «вольных» казаков, а потому была вынуждена снисходительно смотреть на их самовольство и непослушание, тем более, что сама Москва нуждалась в казаках. С другой стороны, казачество, не желая поступиться своей вольностью, тем не менее, сознавало связь с Русью, считало себя русским и по крови и по религии, а потому только в редких случаях обращало против Руси свое оружие. Обычно же оно с почетом принимало царских послов и царское жалованье за услуги и службу, от которой никогда не отказывалось, руководилось указаниями и советами Москвы в вопросах о борьбе с татарами и турками. Хотя Московское государство уже с середины XVI в. и пыталось обуздать своеволие казачества, но только во 2-й половине XVII в., с усилением государственной власти в России, стала падать независимость вольных казачьих общин, постепенно превращавшихся в отдельные казачьи войска.

В 1671 г. Донские казаки впервые приняли присягу на верность русскому царю, а уже к концу царствования Петра I вслед за Донскими и Яицкими казаками, перешедшими в 1721 г. в ведомство военной коллегии, та же участь постигла и остальные казачьи общины.

Подчинив своей власти казачество, правительство начинает пользоваться им для колонизации вновь завоеванных земель и для охраны государственных границ, преимущественно южной и восточной, образовывая для этой цели новые казачьи войска, в состав которых, за недостатком природных казаков, оно начинает зачислять и лиц других сословий: отставных солдат, местных жителей, государственных крестьян, ссыльных и т. п. Образованное таким образом казачье население постепенно выдвигается вперед, расширяя государственные пределы. В середине XVIII в. были образованы Оренбургское, Астраханское и Волгское казачьи войска, а в конце того же века — Екатеринославское, Черноморское и др. В течение всего XIX в. одни казачьи войска реорганизовывались, другие – соединялись и укрупнялись, третьи – разделялись, переселялись и упразднялись, и продолжался этот активный процесс вплоть до самого 1917 года.

Этапы развития донского казачества

Изначально Донское войско пользовалось своими привилегиями, данными грамотой. Однако постепенно из вольницы начало формироваться самостоятельное, но несколько ограниченное в решениях воинское формирование. Так, уже в 1584 году войско Донское присягнуло Феодору Блаженному (сыну и наследнику Ивана Грозного) на верность. Спустя 40 лет казаки принесли такую же присягу Михаилу Романову. Это, однако, не мешало им иметь собственные взгляды на происходящее и самостоятельно решать, чью сторону поддержать в сложные периоды российской истории – например, во времена Смуты. Более того, донцы периодически умудрялись еще и пиратствовать, отправляясь по морю в турецкие земли. В этих начинаниях Москва старалась их поддерживать, видя свою выгоду. Однако восстание Степана Разина многое изменило. После того как этот бунт был подавлен, полувоенную вольницу вынудили присягнуть Алексею Михайловичу. И донские казаки с 17 века все свои шаги в дальнейшем были обязаны согласовывать с правительственным гарнизоном, который разместился на Дону.

История донского казачества изобиловала самыми разными событиями. Уже одно перечисление их подтверждает то, насколько активно казаки принимали участие во всем, что происходило в стране. Стоит упомянуть:

  • восстание Болотникова;
  • поддержка поляков и Тушинского вора в Смутное время;
  • Азовский поход Петра Первого;
  • русско-шведская война;
  • восстание Булавина;
  • Персидский поход Петра Первого;
  • Семилетняя война;
  • русско-турецкие войны;
  • восстание Пугачева и его подавление;v
  • взятие Измаила;v
  • Итальянский поход Суворова;
  • Отечественная война 1812 года;
  • Первая мировая война;
  • Гражданская война на Дону.

Особенно сложным стал период Гражданской войны, которая длилась на территории Дона в 1917-1920 годах. Эту эпоху донского казачества Шолохов гениально описал в своем знаменитом романе. Многие донцы были вынуждены уехать в эмиграцию, но большинство осталось в Советской России. Однако далеко не все казаки смирились с новой властью, что и привело к неприятному эпизоду в их истории. Далеко не каждому известно, что часть донских казаков в ВОВ перешла на сторону вермахта, а в Новочеркасске была 1-я казачья дивизия. Впоследствии из нее сформировали казачий корпус СС.

После окончания Второй мировой войны донские коллаборационисты были вынуждены скрываться в Европе, однако американцы и англичане выдали их руководству СССР. Во многом эта страница истории существенно подорвала отношение советской власти к донскому казачеству, в результате чего донцы длительное время оставались вне круга интереса и внимания со стороны государства. Тем не менее, отдельные казачьи части воевали против вермахта и на стороне Красной Армии.

Второй шанс донское казачество получило с началом перестройки. В настоящее время во многих городах страны, от Краснодара до Салехарда, имеются собственные казачьи подразделения. Но исконные донцы все же предпочитают оставаться на своей исторической территории, занимая твердую позицию поддержания государственной внешнеполитической линии. Это, в частности, выражается в участии донских казаков в войне на Донбассе.

Но есть и другая точка зрения

Так, казаков как особый субэтнос, впоследствии ставший этносом, классифицировал известный историк Л. Н. Гумилёв.

Подобные мнения иногда встречаются и среди казаков, считающих себя четвёртой ветвью русского народа вместе с великороссами, малороссами и белорусами, со своей историей, языком и традициями.

Так, атаман Кавказской казачьей линии Юрий Чуреков говорил:

«… мы, безусловно, народ – со своей историей, своим говором, своими традициями. Причём традиции у всех казаков сильно похожи, будь то кубанские казаки, терские, запорожские, оренбургские или другие».

Но этот же атаман выступил категорически против попыток использовать это самоопределение во зло.

Оценивая попытки самопровозглашения казачьих республик в лихие 90-ые, он говорил:

«Так забавлялись лишь немногие из казаков. Проект «независимой Казакии» – изобретение американских спецслужб. Они хотели подбить казачество на войну против России, но не вышло: казаки разобрались, что к чему. Возрождение казачьего народа не должно вступать в противоречие с целостностью России».

Форма и одежда казаков с Дона.

В течение веков форменная одежда донских казаков не раз видоизменялась. Однако, начиная со второй половины 19 столетия, она начала приводиться к единому образцу. В настоящее время одеяние донцов стало выглядеть уже традиционным. Во многом форма повторяла общевойсковую. Однако отличительными особенностями в одежде у казаков являются башлык (капюшон с длинными белыми завязками), казакин (накидка), штаны с лампасами. Кстати, даже в мирное время настоящий казак всегда носит шаровары военного образца, на которых в обязательном порядке присутствуют лампасы. Такой лампас – символ того, что некогда казакам была дана воля. Еще один отличительный знак – погоны донских казаков.

Обувью представителям донского казачества служат сапоги. Головной убор – это либо папаха, либо фуражка. По мнению настоящих казаков, голова должна быть покрыта (по крайней мере, во время несения службы).

Фуражка всегда была особым достоянием каждого донца. Отличительные ее особенности – синий цвет и красный околыш. Вручение фуражки мальчику при посвящении в казаки автоматически означало, что он мужчина и может быть настоящим хозяином. В соответствии с этим правилом новоиспеченный казак получал право на земельный надел. Шапка донского казака в прежние времена (а для многих донцов и сегодня) являлась подлинным атрибутом его принадлежности к войску. Без нее появление мужчины даже во дворе собственного дома считалось неприличным.

согласно директиве ОКХ от 29.05.1942


петлица казаков
Вермахта

В годы

Великой Отечественной
войны в Красной армии были
сформированы донские казачьи
дивизии
, которые приняли
активное участие боевых
действиях, при этом особенно
отличился Пятый гвардейский
Донской казачий корпус.

Тем не менее, часть казаков
сражалась на стороне противника. На стороне Гитлера
сражалось 94 тысячи казаков,
из них 40 тысяч донских. В
апреле 1942 года Гитлер официально
разрешил создание казачьих
частей в составе вермахта. Такие
части были созданы весьма скоро.
Однако большинство офицеров там
были не казаки, а немцы, и в
большинстве случаев казачьи
части придавались немецким
охранным дивизиям для борьбы с
партизанами.
Летом 1943 г. германское
верховное командование
сформировало 1-ю казачью дивизию
под командованием полковника фон
Панвица. Она состояла из 7
полков – 2 полка донских

казак

ов, 2 кубанских, 1 терекских, 1 сибирских и 1
смешанный резервный. Оснащены и
обмундированы они были
по-немецки, единственное отличие
– нарукавная нашивка. В сентябре
1943 года дивизию перебросили во
Францию, для защиты
Атлантического Вала. Однако
казаки стали требовать отправки
на фронт и верховное
командование послало дивизию в
Югославию на борьбу с
партизанами. Там, кстати, уже
сражался против югославских
партизан-коммунистов Русский
Охранный Корпус численностью 15
тысяч казаков,
сформированный белоэмигрантами и
их сыновьями.
В июне 1944 г. 1-я казачья
дивизия фон Панвица получила
статус корпуса – 15-й казачий
корпус в составе примерно 50.000
бойцов. В июле 1944 г. корпус
был формально введен в состав
Ваффен СС (то есть получил
статус, аналогичный гвардейскому
в советской армии). К тому
времени казаки добились ношения
формы, более похожую на казачью,
и ни казаки, ни немецкие офицеры
корпуса не носили эсэсовских
знаков различий. Сражались донские казаки на
стороне
германских войск и в битве за
Ростов в 1943 году. При этом
«германские казачки» сражались
чаще всего упорнее, чем сами
немцы. Казачьи части,
сражавшиеся на стороне Гитлера,
были разоружены только 27 мая
1945 года – через 18 дней после
официального окончания войны. По
секретному договору со Сталиным
все казаки и их семьи,
захваченные в расположении
союзников, были депортированы в
Россию. Передача мятежных
казаков была произведена в
австрийском
городке
Лиенц.

Геренальские погоны были
утверждены, но генеральские
звания у казаков Вермахта были
редкостью. В ноябре 1944 г. звание генерал-майор казачьих войск было присвоено Ивану Никитичу Кононову, но он носил погоны немецкой армии. 
Единственным генералом от
кавалерии среди казаков Вермахта
был 92-летний Василий Егорович
Флуг, получивший генеральское
звание ещё в

царской Армии.


Погоны


Чины

Казак

Старший казак


(Введен дополнительно 1 января 1944 года, присваивался редко)


Приказный

Старший приказный

(Введен дополнительно 1 января 1944 года, присваивался крайне редко)


Урядник

Вахмистр


Подхорунжий

(Официально не вводился, но
часто присваивался кандидатам на
офицерский чин)


Хорунжий

Сотник

Подъесаул

(В
некоторых частях подъесаула
называли есаулом, а есаула —
майором)

Есаул

Войсковой старшина

 

Полковник


Генерал-майор

Генерал-лейтенант
Генерал

Звания и знаки
различия формирований русских коллаборационистов