Гусары: история мирового опыта гусарских полков

Ме́нтик гусарский —

подлинники

Ментик — 

«В начале 19 века ментики рядовых оторачивались белой овчинной смушкой, а ментики унтер-офицеров — черной. Но с введением в ряде гусарских полков практичного черного меха вместо легко пачкавшегося белого это различие более не соблюдалось»«Ментик имел подкладку из некрашенной каразеи (2 аршина по 24 копейки каждый). В его рукава вшивали холст (2 аршина по 6 копеек каждый), на грудь и спину — клеенку (1 аршин по 7 копеек). Для меховой отделки ментика использовали овчинные смушки (75 копеек за весь кусок). У доломана подкладка была более простой, холстинной (4 аршина по 6 копеек каждый). «

Театр, литература, песни

Спектакли с главным персонажем поручиком Ржевским проходят на сценах театров разных городов России. Первая постановка по пьесе «Давным-давно» увидела свет в канун Великой отечественной войны. В 1941 году Ржевского вывел на сцену Ленинградского театра Алексей Попов – режиссер за эту работу получил Сталинскую премию. До сих пор спектакль с успехом проходит в Центральном Академическом театре Российской армии.

Поручик Ржевский в пьесе «Давным-давно»

В конце 1970-х годов персонаж попал в балет: премьера «Гусарской баллады» Тихона Хренникова состоялась в Мариинском театре. Художественным руководителем выступил Олег Виноградов.

В новом тысячелетии к образу поручика обратились режиссеры Ростовского молодежного театра, презентовав зрителю спектакль «Вперед, гусары!» и Хабаровского музыкального театра, где прошла постановка «Подлинная история поручика Ржевского».

Спектакль «Подлинная история поручика Ржевского»

Главная роль в столичных храмах Мельпомены доставалась блестящим актерам. Образ Ржевского примеряли Владимир Зельдин, Геннадий Гущин, Андрей Богданов и другие. Шурочку Азарову впервые представила публике Мария Бабанова, актрису сменяли Любовь Добржанская, Лариса Голубкина, Татьяна Морозова.

Гусар Ржевский может похвастать литературным багажом, в который вместилось около 20 художественных произведений. Авторы с рвением взялись за перо в начале 2000-х годов. Дмитрий Репин подарил читателям стихотворную работу «Поручик Ржевский. Гусарские стихи», Сергей Ульев написал роман «Поручик Ржевский, или Любовь по-гусарски», Юрий Войтов создал киноповесть «Честь имею, поручик Ржевский!»

Карикатура про поручика Ржевского

Разобраться в биографии персонажа предлагают документальные издания – «Личные воспоминания и все слышанное», выпущенное по мемуарам племянницы героя, княгини Ржевской, и «Поручик Ржевский и другие» под авторством Олега Кондратьева.

Взоры к гусару обращали и художники со скульпторами. В 1979 году Владимир Овчинников порадовал картиной «Поручик Ржевский», а скамейку около химического завода в украинском Павлограде украсила скульптура, приглашающая отдохнуть и заодно сделать фото с героем фильмов и анекдотов.

Поручик Ржевский на скамейке

Кстати, анекдоты – отельная тема в разговоре о поручике. Шквал смешных мини-историй хлынул после выхода картины «Гусарская баллада». Анекдоты в основном вульгарные, нарушают мыслимые рамки приличия. Поручик предстает в них пошляком, не умеющим поддержать разговор, хамом и наивным мужиком, который все воспринимает буквально.

В числе главных персонажей фольклора рядом с Ржевским оказалась Наташа Ростова, хотя ничего общего с поручиком не имеет. Появилась девушка в анекдотах после успеха фильма «Война и мир», снятого Сергеем Бондарчуком. Компанию Ростовой часто составляют и другие герои великого романа, например, Пьер Безухов и Андрей Болконский. Иногда вдруг появляется сам Лев Толстой, а в роли советчика часто выступает Александр Пушкин. Это просто современники Ржевского, которых народ легко «подружил» друг с другом.

Любимый народный персонаж не оставляют в покое до сих пор, о гусаре слагают стихи и песни

Ржевского балуют вниманием даже рэперы. В 2017 году поклонники «титана российской рэп-культуры» Гарри Топора получили в подарок новый альбом «Человек в ежовых рукавицах», один из треков которого посвящен народном у герою. Среди тезок гусара – популярная группа «Поручик Ржевский», дебютировавшая со скандальной песней «Ночь и бал»

К созданию коллектива подошли с юмором: поручику подпевают Наташа Ростова и Анка Пулеметчица

Среди тезок гусара – популярная группа «Поручик Ржевский», дебютировавшая со скандальной песней «Ночь и бал». К созданию коллектива подошли с юмором: поручику подпевают Наташа Ростова и Анка Пулеметчица.

Возможные прототипы[ | код]

В России известен дворянский род Ржевских, происходивший от легендарного князя Рюрика и утративший княжеский титул в конце XIV века. Ржевские, чья фамилия названа по городу Ржеву, упоминаются в летописи 1315 года — они были удельными князьями во Ржеве. Князь Родион Федорович Ржевский был убит в Куликовской битве в 1380 году.

Ржевские жили в девяти российских губерниях: Воронежской, Курской, Тульской, Московской, Орловской, Рязанской, Санкт-Петербургской, Тамбовской, Тверской.
  • В Санкт-Петербурге реально существовал капитан русской Императорской армии Ржевский, от фамилии которого произошло название Ржевской слободы, которой он владел, и района города (тогда пригорода) Ржевка. Данную землю капитан продал морскому ведомству, и там устроили Ржевский артиллерийский полигон. Ныне этот топоним сохранился в названии одноимённой железнодорожной станции, а также располагающегося неподалеку жилого массива «Ржевка-Пороховые».
  • Первым Ржевским, носившим звание поручика, был Юрий Алексеевич, учившийся в начале 18 века в Италии морскому делу по указу Петра Первого, прапрадед А. С. Пушкина, после чего был назначен в чине поручика в Преображенский полк. Его потомок Николай Ржевский, брат А. С. Пушкина в шестом колене, учился вместе с Пушкиным в Царскосельском лицее.
  • В Венёвском уезде Тульской губернии в середине 19 века жил дворянин подпоручик Сергей Семёнович Ржевский, который «безобразничал напропалую, зачастую весьма пошло, и чьи шутки часто шокировали дворянское общество. Рассказы о похождениях «венёвского безобразника» описывались в московской бульварной прессе. В армии он прослужил всего год и три месяца, после чего был выгнан со службы. В Отечественной войне 1812 года не участвовал, поскольку тогда ещё не родился. Об этом говорится в мемуарах его племянницы Надежды Петровны Ржевской (урождённой Волконской), изданных Тульским краеведческим музеем. Из реальных похождений поручика Ржевского, описанных княгиней и попавших в газеты:
  • В Отечественной войне 1812 года участвовали два брата Ржевских, но среди них не было поручика и они не являются прототипами героя.
  • В воспоминаниях гусара подполковника Дениса Давыдова есть участник Отечественной войны подполковник Павел Ржевский, также не являющийся прототипом Дмитрия Ржевского.
  • Волгоградский писатель Юрий Войтов считает, что прототипом Ржевского «мог стать уроженец Царицына Николай Ашинов, который был широко известен в конце XIX века. Ашинов был отчаянным авантюристом и столь же ярым патриотом. Это же надо было додуматься — высадить сто с лишним лет назад на территории нынешнего африканского Сомали казачий десант, основать там „африканское казачество со станицей Московская“ и заявить, что отныне эти земли находятся под юрисдикцией российской короны. Такое мог совершить только истинный… поручик Ржевский.»

Повседневная жизнь русского гусара в царствование императора Александра I

Какой была повседневная жизнь гусара в «золотой век» русской легкой кавалерии — царствование императора Александра I (1801–1825), на которое пришлись войны с наполеоновской Францией и «гроза Двенадцатого года»? Всё, что мы знаем о гусарах той поры, заимствовано в лучшем случае из художественной литературы — повестей Пушкина, стихотворений Лермонтова и Дениса Давыдова, романа Льва Толстого Но во всех этих произведениях гусары изображаются в некоем романтическом ореоле — «проза жизни» менее всего интересовала читающую публику XIX столетия. Книга же, которую держит в своих руках читатель, рассказывает как раз о буднях гусарской жизни, причем рассказ этот основан исключительно на документальном материале, по крупицам собранном известной писательницей и исследовательницей русской военной истории, членом Международного Наполеоновского общества Аллой Игоревной Бегуновой
Олег
Леонов, Сергей Попов, Александр
Кибовский

Русский военный
костюм.
Армия Александра I: кавалерия

Русский
военный костюм.

М., Фонд «Русские
Витязи», 2014.     Кавалерия,
сыгравшая в Наполеоновских войнах столь
значительную роль, являлась еще и самым
красочным родом войск, своеобразной
визитной карточкой армии. 
Мундиры
различных видов российской конницы
первой четверти XIX века отличались
яркостью и разнообразием. Именно поэтому
кавалерийским мундирам этого периода
посвящен отдельный том серии «Русский
военный костюм».     Книга,
написанная ведущими современными
исследователями истории русского
мундира
, содержит наиболее полное
описание кавалерийского обмундирования
эпохи Александра I. 
Впервые на основе
комплексного анализа законодательных
актов, архивных документов, изобразительных
и мемуарных источников проведена ревизия
сведений, изложенных в фундаментальном
труде «Историческое описание одежды и
вооружения российских войск».     Иллюстративный
ряд книги составляет беспрецедентное
количество изображений чинов русской
кавалерии, портретов кавалерийских
офицеров и фотографий реальных образцов
обмундирования и вооружения, предоставленных
ведущими отечественными и некоторыми
зарубежными музеями и архивами, а также
реконструкции, выполненные известными
современными художниками.
Кроме того,
издание содержит графические изображения
мундиров всех регулярных кавалерийских
полков на все периоды правления Александра
I.

 и другие книги…

———————————————-

История персонажа

Люди, далекие от истории и литературы, уверены, что поручик Ржевский действительно существовал – настолько удачно бравый гусар вжился в массовое сознание. Поручик Ржевский – уникальное явление в устном народном творчестве.

Рисунок поручика Ржевского и Шуры Азаровой

Появившись на советских экранах, персонаж благополучно перекочевал в фольклор и обрел противоречащие друг другу качества. Герой народных анекдотов хвастлив, но держит обещания, любит танцы, но не переносит высшее общество, пошлый ловелас и патриот до мозга костей. Ржевский поднимает настроение россиянам уже полвека.

Рождение гусарии

В 1458 году венгерский король Матвей приказал сформировать особый отряд из дворян для защиты от агрессии турок. Этот отряд должен был быть собран из дворян, каждый из которых должен был привести с собой 20 вооруженных слуг с верховыми лошадьми. Само собой, выполнить такой приказ могли лишь состоятельные люди, да и собираться только в случае непосредственной угрозы.

Однако идея пустила корни в соседнем королевстве. Поляки, большие любители подраться, да еще с пафосом, собрали подобное ополчение, организовав одну из лучших тяжелых кавалерийских подразделений в истории. Польская шляхта организовывала хоругви тяжелых гусар, снаряженных и вооруженных по последнему слову техники того времени.

Богатые доспехи из лучшего металла, отборные лошади со всего Польского королевства, множество видов оружия, в том числе огнестрельного, делали гусарию силой на поле боя.

Собственно, за эти крылья они и получили свое название, крылатые гусары. Помимо блестящей стали использовались леопардовые или тигровые шкуры, а сам по себе мундир условно можно назвать красным.

Впечатленные столкновениями со шляхетскими хоругвями на поле боя, русские военачальники решили завести у себя нечто подобное. Царским указом царя Алексея Михайловича в Москве были созданы первые гусарские хоругви, по примеру польских. Однако решительного вклада в войны они не внесли, тем более что армию ждали реформы Петра Алексеевича.

Воинская служба[править]

Поручик — потомственный военный, племянник бригадира (командующего бригадой) Ржевского.

В классических произведениях (пьесе и фильме) место службы поручика Ржевского прямо не называется. В пьесе А. Гладкова командир партизанского отряда Давыд Васильев говорит, обращаясь к Ржевскому: «Драчливость, брат, твоя вошла в пословицу давно в полку Ахтырском». Данная фраза может означать как то, что Ржевский ранее служил в Ахтырском полку, так и то, что сам подполковник Денис Давыдов, прототип Давыда Васильева, действительно в 1812 году служил в Ахтырском полку.

В фильме «Гусарская баллада» поручик в мундире Мариупольского гусарского полка, а не Лубенского, Сумского либо Павлоградского, как говорится в некоторых источниках — о чём говорит расцветка ташки (темно-синяя, обклад либо приборный цвет жёлтый), в случае же его службы в Лубенском полку ташка синяя, обклад белый. В Мариупольском полку с января 1808 по апрель 1811 года под именем корнета Александра Андреевича Александрова на самом деле служила „кавалерист-девица“ Надежда Андреевна Дурова. Таким образом, служба поручика в фильме в Мариупольском полку не вызывает сомнений.

В фильме Подлинная история поручика Ржевского (2005) отставной поручик также в сине-жёлтом мундире Мариупольского гусарского полка.

В фильме Ржевский против Наполеона (2012) поручик в красной форме Лейб-гвардии Гусарского полка. Современный автор Дм. Репин в произведении „Поручик Ржевский. Гусарская поэма“ (2002) также указывает местом службы Ржевского Гусарский лейб-гвардии полк (ярко-красные мундиры, в этом полку также служил Д. Давыдов с июля 1806 по февраль 1807 года).

В различных юмористических инсценировках, не имеющих ничего общего с историей, военная форма поручика обычно фантастическая — такая, какая есть в реквизите под рукой. Так, Г. Харламов в передаче „Какие наши годы“ одет в голубой гусарский мундир цвета Гродненского полка с жёлтым обкладом Мариупольского полка. В двух передачах „Городок“ Ржевский в фантастической форме Лейб-гвардии Гусарского полка с красными и белыми панталонами, в третьей — в странной жёлто-блакитной раздельной форме цветов Мариупольского полка, в четвёртой — вообще в гусарской форме цвета хаки.

Другой персонаж пьесы Гладкова, Шура Азарова, использует зелёный мундир Павлоградского гусарского полка (Ржевский говорит, обращаясь к ней: – Мундир на вас я вижу Павлоградский), однако в фильме носит светло-серый мундир Сумского гусарского полка, что, вероятно, послужило причиной причисления самого поручика Ржевского к этому полку; — в Павлограде даже был сооружён ему памятник.

Сам Ржевский в пьесе говорит: – По мне милее голубого нет!, а цвет павлоградского мундира не голубой, а светло-песочно-серый. В Павлоградском полку служил и другой вымышленный персонаж, но уже Льва Толстого — Николай Ростов, брат Наташи Ростовой, которая обычно присутствует в анекдотах про Ржевского вместе с другими персонажами романа «Война и мир», по которому в 1967 году вышел фильм Сергея Бондарчука. Поскольку те и другие персонажи — современники, они переплелись в фольклоре.

В стихотворении Николая Асеева «Синие гусары», в частности, говорится об их участии в «Южном обществе» заговорщиков (—), которое располагалось в Малороссии. Синими гусарами были Мариупольский, в котором по фильму служил Ржевский, и Лубенский гусарские полки, там дислоцировавшиеся.

Единственным гусарским полком Российской Империи, где в 1812 году носили частично голубую военную форму, был отличившийся в Отечественной войне Гродненский гусарский полк, прозванный в русской армии за этот цвет «голубыми гусарами». Основной же цвет обмундирования Лубенского полка — синий, Мариупольского — тёмно-синий. За кампанию 1812 года Гродненский полк получил награду: серебряные трубы с надписью «За отличие при поражении и изгнании неприятеля из пределов России 1812 года.» Такую же награду получил и Мариупольский полк.

Костюм гусара периода 1812 года

Костюм гусара в 1812 году существенно отличался от костюмов прочих родов кавалерии по своему виду. Его настолько явное различие можно объяснить происхождением этой разновидности легкой кавалерии. Появление гусаров в русской армии относится к середине XVIII столетия. В те времена гусары были в основном сербами и венграми. С ними и была принесена присущая только им военная форма одежды. Необычная и нарядная гусарская униформа понравилась, особенно парадный мундир гусара. И все это смогло прижиться в Российской Империи.

Военная форма гусаров состояла главным образом из:

  • Доломана;
  • Ментика;
  • Чакчир;
  • Ботиков;
  • Кивера;
  • Ташки;
  • Гусарского кушака.

Доломаны (дуламы, доламы, долманы, дулманы) — короткие до пояса однобортные куртки со стоячими невысокими воротниками. На груди офицерские куртки были расшиты в пятнадцать рядов петлями, материалом для которых служил золотистый или серебристый шнур. Солдатские шнуры были из шелка желтой или серовато-белой расцветки.

Ментики (ментии) — абсолютно такие же куртки, как и доломаны, однако воротники, концы бортов, низы курток, а также низы рукавов обшивались мехом. Каждый отдельный гусарский полк обладал ментиками своих расцветок. И это при том, что расцветки ментиков не обязательно совпадали с цветами доломанов.

Чакчиры (чикчиры) – это штаны гусар прямого покроя с наличием штрипков внизу. Они заправлялись в ботики. Расцветки чакчир были самыми разнообразными, каждый полк обладал своей.

Гусары в войне 1812 года

Настоящим звездным часом для русской легкой кавалерии стало вторжение армии Наполеона в 1812 году. Эту войну Россия встретила, имея среди прочих войск, 13 гусарских полков.

Различались они, как это было заведено, по расцветкам:

Полк Доломан Ментик Чикчиры Манжеты воротник Цвет шнуров
Лейб-Гвардии Гусарский Красный Красный Синие Синие Жёлтые
Александрийский Черный Черный Черный Красные Белые
Ахтырский Коричневый Коричневый Тёмно-синие Желтые Желтые
Белорусский Синий Красный Тёмно-синие Красные Белые
Гродненский Синий Синий Синие Небесно-голубые Белые
Eлисаветградский Серый Серый Зеленые Зеленые Красные
Изюмcкий Красный Синий Синие Синие Белые
Иркутский Черный Черный Красные Красные Красные
Лубенский Синий Синий Синие Жёлтые Белые
Мариупольский Темно-синий Темно-синий Темно-синие Жёлтые Красные
Oливопольский Зеленый Зеленый Красные Красные Белые
Павлоградский Зеленый Heбеcнo-гoлyбой Зеленый Heбеcнo-гoлyбые Красные
Сумский Серый Серый Красные Красные Белые

Опушка у всех, кроме Лейб-Гвардейцев была белого цвета. Гвардия носила этот элемент в черном исполнении. Вместо шапок вводятся кивера. Однако их носили лишь в бою и на парадах. С учетом стоимости этого головного убора, в повседневной жизни его заменяли простыми фуражками.

Вопрос стоимости касался и самой формы. Часто вне строя гусары носили простые пехотные сюртуки, так как их вышитые мундиры плохо переносили ежедневный уход за лошадьми, чем, кстати, любой гусар должен был заниматься сам.

Поэтому внешне отличить лихого рубаку от, к примеру, эскулапа по мундиру было сложно.

Продакт-плейсмент

  • В городе Ржеве, от названия которого произошла фамилия поручика, на Ржевском пивоваренном заводе (ОАО Ржевпиво) с середины 1990-х годов выпускается пиво «Поручик Ржевский» следующих сортов: светлое, жигулёвское, премиум.
  • В Москве (Ордынский тупик, 4),Санкт-Петербурге (ул. Ломоносова, 6),Киеве (Столичное шоссе, 275) находятся рестораны «Поручик Ржевский», оформленные в стиле 19 века. Названы в честь вымышленного поручика Ржевского. Во Ржеве также имеется одноимённое кафе (ул. Марата, 50).
  • В России в 2000-х годах выпущены портянки «Поручик Ржевский» в подарочной упаковке.

Веяния времени

С годами гусарский костюм претерпел изменения. Сказались попытки унифицировать военную форму, привести ее в определенный порядок. Количество петель на мундире могло варьироваться от 11 до 18 шт. Число шнуров и цветовая гамма так же претерпели изменение. Каждый гусарский полк имел свои отличия на мундире, начиная с цветового оформления и заканчивая цветом меховых обшлагов. Форменным стал и головной убор. Меховая шапка уступила место киверу, который можно смело назвать настоящим произведением искусства.

Черный цилиндр был обязательно обозначен петлицей и кокардой, которые говорили о звании кавалериста и его принадлежности к воинскому подразделению. Венчал головной убор султан. Кивер крепился на голове с помощью ремешка – чешуи. Шапка гусара стала на определенное время главным отличительным признаком принадлежности военнослужащего. В таком виде гусарский кивер продолжал оставаться долгое время. Менялась только высота головного убора, цвет султана.


Мундиры царской армии

Начиная с XVIII века, гусары получили полевую и парадную форму. Для действия в полевых и боевых условиях кавалеристам предназначалось более сдержанное обмундирование. Ограничено количество металлических и блестящих частей. Уменьшена высота кивера и убраны с головного убора металлические части. Стандартизировался цвет униформы. Вместо разноцветной формы, полевая гусарская форма стала зелено-серой. Парадный гусарский мундир продолжал оставаться ярких цветов. Для гвардейских полков было принято носить воинский мундир белого или красного цвета. Рейтузы, остались обязательным атрибутом парадной одежды, перейдя на униформу других родов войск. В полевых условиях было принято носить длинные узкие или прямые брюки.


Гусары XX век

Интересные факты о гусарах

С гусарами связано множество интересных фактов, вот некоторые из них:

  1. Первые гусары в Венгрии сильно отличались от привычного нам образа. Они носили тяжелые доспехи, обязательным атрибутом их формы были звериные шкуры.
  2. Ранние гусары носили крылья. Отсюда их прозвище «эскадрон летучих гусар». Носили крылья в основном сербские и польские гусары. Считалось, что таким образом они наводят ужас на противника.
  3. В XIX веке гусарами желали стать все. Но не всех отбирали в эти полки. По фильмам мы видели, что все гусары как на подбор: высокие и хорошо сложенные. Но на самом деле в гусары высоких не брали.
  4. Интересным и многофункциональным атрибутом одежды гусар был их головной убор – кивер. Они жили войной, следовательно, при себе нужно было иметь все самое необходимое, которое они как раз и носили в кивере. Головной убор имел двойное дно, именно туда складывали самое ценное.
  5. Череп с костями — герб, который был утвержден у Александровского гусарского полка. Этот символ обозначал не только смерть, но и победу над ней. Этот именитый полк еще называли «гусарами смерти» или «бессмертными гусарами».

Образ гусара всегда был почитаем, его очень часто использовали в художественной литературе и анекдотах для поднятия боевого и патриотического духа народа. Например, пьеса «Давным-давно» Гладкова с феноменальным успехом шла в театрах, популярными и любимыми зрителем стали фильмы «О бедном гусаре замолвите слово» и «Эскадрон гусар летучих». Тайна, доблесть и романтизм тесно переплелись в образе русского гусара.

Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь на Крещение Господне

19 января 1979 г.

С каким чувством благоговения ко Христу и благодарности к родным, которые нас приводят к вере, мы вспоминаем о своем Крещении : как дивно думать, что поскольку наши родители или близкие нам люди открыли веру во Христа, поручились за нас перед Церковью и перед Богом, мы, Таинством Крещения , стали Христовы, мы названы Его именем. Мы это имя носим с таким же благоговением и изумлением, как юная невеста несет имя человека, которого она полюбила на жизнь и на смерть и который дал ей свое имя; как это человеческое имя мы бережем! Как оно нам дорого, как оно нам свято, как нам страшно было бы поступком, образом своим его отдать на хулу недоброжелателям… И именно так соединяемся мы со Христом, Спаситель Христос, Бог наш, ставший Человеком, нам дает носить Свое имя. И как на земле по нашим поступкам судят о всем роде, который носит то же имя, так и тут по нашим поступкам, по нашей жизни судят о Христе.

Какая же это ответственность! Апостол Павел почти две тысячи лет тому назад предупреждал молодую христианскую Церковь, что ради тех из них, которые живут недостойно своего призвания, хулится имя Христово. Разве не так теперь? Разве во всем мире сейчас миллионы людей, которые хотели бы найти смысл жизни, радость, глубину в Боге, не отстраняются от Него, глядя на нас, видя, что мы не являемся, увы, живым образом евангельской жизни – ни лично, ни как общество?

И вот в день Крещения Господня хочется перед Богом сказать от себя и призвать всех сказать, кому было дано креститься во имя Христа: вспомните, что вы стали теперь носителями этого святого и божественного имени, что по вас будут судить Бога, Спасителя вашего, Спасителя всех, что если ваша жизнь – моя жизнь! – будет достойна этого дара Божия, то тысячи вокруг спасутся, а если будет недостойна – пропадут: без веры, без надежды, без радости и без смысла. Христос пришел на Иордан безгрешным, погрузился в эти страшные иорданские воды, которые как бы отяжелели, омывая грех человеческий, образно стали как бы мертвыми водами – Он в них погрузился и приобщился нашей смертности и всем последствиям человеческого падения, греха, унижения для того, чтобы нас сделать способными жить достойно человеческого нашего призвания, достойно Самого Бога, Который нас призвал быть родными Ему, детьми, быть Ему родными и своими…

Отзовемся же на это дело Божие, на этот Божий призыв! Поймем, как высоко, как величественно наше достоинство, как велика наша ответственность, и вступим в теперь уже начавшийся год так, чтобы быть славой Божией и спасением каждого человека, который прикоснется нашей жизни! Аминь.

Что носили гусары в поле

В походных условиях, в боевой обстановке, во время занятий в холодное время года поверх, а в теплое — вместо чакчир гусары надевали серые рейтузы, которые подшивали с помощью кожи. Рейтузы одевались поверх ботиков. Чакчиры гусаров были дорогостоящими. Из-за продолжительного сидения в седлах штаны быстро стирались и разрывались, в условиях ненастной погоды скоро промокали и пачкались землей, летящей из-под коней.

Так случилось, что в конце XIX столетия мест применения своих сил у гусаров оставалось не много. С появлением аэростатов, удушающих газов, скорострельного оружия кому нужна кавалерия? Во времена «мировых войн и революций» гусарству предстояло расцвести последними прощально-пышными цветами. И это было концом эпохи, которой суждено было рухнуть в небытие. Гусары остались не у дел.

Про гусаров на Руси

Легкие шлемы заменили кованые «со стрелами», защищавшие носы, а кольчуги заменили латами. Они стали уже панцирными гусарами, которые прославились в боях с крымскими татарами и турецкими спагами. Этот вид кавалерии приглянулся Михаилу Федоровичу. Тогда на Руси появились вербованные гусарские шквадроны, в составе которых были немцы и поляки. Во времена Алексея Михайловича в гусарских шквадронах начали появляться и отечественные дворяне.

Во времена Елизаветы Петровны появились грузинские, сербские и македонские гусарские полки. В те времена был сформирован и костюм гусара. Теплые ментики (бывшие мантии), высокая шапка гусара, ботики ниже колен и легендарные ташки — сумки для документации — таков был костюм гусара во второй половине XVIII века. По словам генерала Фермера, гусары обязаны были идти в атаку с присущей им наглостью. Таким образом, впервой зафиксировали психологию в российском гусарстве.

Во времена Екатерины II в гусарских полках в основном были русские солдаты и офицеры. Эту традицию, закрепленную Павлом I, не нарушали до падения самой империи. В гусарских полках часто были люди, которые являлись носителями интеллектуального мышления на элитарном уровне. Хотя, если посмотреть на названия гусарских полков, то с этим можно и не согласиться или только частично.

Легендарные русские гусары

Кто же был первой гусарской легендой? Большинство считает, что это Денис Давыдов. Однако в действительности это была Надежда Дурова. Мать выбросила ее из кареты из-за плача. Тогда отец подобрал и передал ее на попечительство гусару, который и воспитывал малышку. Как известно детские воспоминания могут быть самыми яркими, поэтому сабли, барабаны, кони оставили заметный след в памяти девочки.

Так уже будучи замужней женщиной, в 1806 году она отправилась воевать в кавалерии. Надежду произвели в офицеры и наградили Георгиевским крестом. Служила она в Александрийском гусарском полку. Из-за романа с Милорадовичем она оставила полк и перешла в уланы.

И только второй легендарной личностью в русском гусарстве, можно считать Дениса Давыдова. Он первый называл себя гусаром. Будучи офицером в Лейб-гвардии Кавалергардского полка, долго не задержался в нем. Пылкого стихотворца за его творчество при переводе сделали армейским гусаром. Так Белорусский гусарский полк сформировал в гусаре-поэте, романтика, забияку и смельчака. И у этого образа появились свои подражатели.