Экскурс в историю
Впервые о единой форме железнодорожных работников в советской России задумались только в 1926 году. Почти 10 лет работники железнодорожного транспорта донашивали костюмы, оставшиеся от старой власти, но только со снятыми эмблемами.
Затем была принята в обиход другая форма – темно-синяя, отличающаяся знаками различия из алой эмали (от звёздочек до углов) на петлицах.
В 1943 году форма, принятая для железной дороги, вновь претерпела изменения в сторону военизированности. Знаки различия были перенесены на погоны. Форма их стала различаться цветом для высшего состава, простых рабочих и служащих железной дороги.
В 1955 году форму снова переделывают, делая её более гражданской. Знаки различия вновь переносятся на петлицы. Ассортимент и количество предметов спецодежды значительно увеличивается: тёмно-синие однобортные кители (для высшего управленческого звена – дополнительно белые кители из шёлкового материала, роскошные папахи), тужурки, шинели, фуражки и шапки ушанки.
Впервые появилось деление общей формы на отдельно мужскую и отличающуюся от неё женскую. В норму вошли юбка-шестиклинка, платье и берет.1963 год ознаменовался появлением специальной эмблемы на форме железнодорожника
В декабре 1994 года выходит ещё один приказ об изменении единой формы для работников железных дорог РФ.
В апреле 2003 года начинается кампания по опросу работников для введения в жизнь формы нового образца и объявляется всероссийский конкурс на право создания этой спецодежды. Летом 2006 года жюри конкурса выбрало победителя – дизайнера и модельера Викторию Андреянову (Москва) и доверило ей конструирование и разработку всего проекта.
21 мая 2008 года в Сочи состоялся предварительный показ типовых вариантов, в основных чертах получил одобрение и было отдано распоряжение о пошиве первых пробных партий.
Приказ ОАО «РЖД» с номером 17, подписанный 17 февраля 2010 года окончательно ввел в строй новую форму для железнодорожников.
Мурманские проводники в числе первых испытывают новую униформу РЖД
Униформе всегда предъявлялись следующие требования:
- практичность;
- безопасность;
- износоустойчивость;
- дешевизна;
- эстетичность;
- соответствие современной моде;
- следование традициям.
Преобладающие цвета, которые задействованы в последнем варианте спецодежды железнодорожников – алый, серебристый, тёмно-синий, серый.
Кроме вышеперечисленного, мужской комплект спецодежды проводника пассажирского вагона включает в себя куртку утеплённую, 2 галстука и зажим для галстука, фуражку форменную с околышем – декоративной красной полоской лентой, 2 сорочки форменных с длинными рукавами (голубую и белую) и две таких же цветов с короткими рукавами, шарф серого цвета.
Женская униформа состоит из общих предметов одежды, а кроме того: черного утепленного пальто, демисезонного берета из фетра, красной юбки, серой юбки, трех штук блузок (голубого и белого цветов) с короткой длиной рукава, голубой и белой блузок с длинным рукавом, блузкой красного цвета с коротким рукавом, на поясе и аналогичного цвета блузкой с рукавом в 3/4, шейного платка из шёлка, шерстяного шарфа красного цвета.
Отдельно форму для фирменных поездов было поручено разрабатывать художнику и дизайнеру Алёне Петровой, затем эстафету переняло санкт-петербургская компания «БТК-групп».
Кроме основных предметов одежды для начальников и проводников «Сапсана», «Ласточки» и прочих фирменных поездов предусматриваются женский и мужской шарфы (тёмно-синие с серо-красными полосами на краях), мужской галстук (красного цвета с серо-белыми косыми полосками), женский шейный платок (четырёхцветный, с каймой и вышитым в углу логотипом транспортной компании).
Костюм для Владимира Якунина шился вручную из ткани, привезённой из Англии, обшлага, погоны, воротник вышиваются специальными нитками с добавлением 5-ти процентного серебра.
А вот форменные пуговицы, специально разработанные Геральдическим советом при президенте для всех одинаковые: серебряного цвета с бортиком и эмблемой РЖД внутри.
Форма железнодорожников России: фото, описание
Женская униформа состоит из общих предметов одежды, а кроме того: черного утепленного пальто, демисезонного берета из фетра, красной юбки, серой юбки, трех штук блузок (голубого и белого цветов) с короткой длиной рукава, голубой и белой блузок с длинным рукавом, блузкой красного цвета с коротким рукавом, на поясе и аналогичного цвета блузкой с рукавом в 3/4, шейного платка из шёлка, шерстяного шарфа красного цвета.
Отдельно форму для фирменных поездов было поручено разрабатывать художнику и дизайнеру Алёне Петровой, затем эстафету переняло санкт-петербургская компания «БТК-групп».
Кроме основных предметов одежды для начальников и проводников «Сапсана», «Ласточки» и прочих фирменных поездов предусматриваются женский и мужской шарфы (тёмно-синие с серо-красными полосами на краях), мужской галстук (красного цвета с серо-белыми косыми полосками), женский шейный платок (четырёхцветный, с каймой и вышитым в углу логотипом транспортной компании).
Костюм для Владимира Якунина шился вручную из ткани, привезённой из Англии, обшлага, погоны, воротник вышиваются специальными нитками с добавлением 5-ти процентного серебра.
А вот форменные пуговицы, специально разработанные Геральдическим советом при президенте для всех одинаковые: серебряного цвета с бортиком и эмблемой РЖД внутри.
Правильное хранение и грамотный уход за спецодеждой – залог того, что изделия прослужат не менее положенного срока.
Предусмотрено ношение демисезонной и тёплой зимней одежды работниками не менее 4-х лет (в фирменных поездах верхняя спецодежда выдаётся на 3 года), костюм рассчитан на 2 года. В течение этого времени разрешается стирка блузок, рубашек, шарфов, галстуков и платков. Остальные предметы одежды рекомендуется подвергать химической чистке по мере загрязнения.
МВТЖТ
Лицензия на право ведения образовательной деятельности от 6 июня 2013 года №0312
Свидетельство о государственной аккредитации от 15 мая 2014 года №1457
Каждый год МВТЖТ проводит конкурсы на поступление для всех желающих работать в сфере железнодорожных перевозок. Форма обучения – вечерняя. Такой график больше подходит тем, кто собирается совмещать учебу с работой. В отличие от многих других техникумов, МВТЖТ гарантирует своим выпускникам официальное трудоустройство на предприятиях РЖД, интересный учебный процесс с активным применением современного тренажерного оборудования.
О техникуме
В техникуме имеются отремонтированные спортзалы, обновленные помещения для практических занятий и профессиональные мастерские.
Приём документов ведётся с мая по октябрь. С процессом подачи документов желательно не затягивать, чтобы в последний день не пытаться решить все спорные вопросы. Сразу после окончания школы, любой желающий может получить бесплатное образование в МВТЖТ в вечерней форме.
Абитуриенты могут выбирать любое из следующих направлений обучения:
- Экономика и бухгалтерский учет для ж.д. транспортных предприятий;
- Операционная деятельность в логистике;
- Техническая эксплуатация подвижного состава (вагоны, локомотивы);
- Тех. эксплуатация радиоэлектронного оборудования;
- Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
- Информационные системы и Компьютерные сети.
Достоинства техникума
Техникум выпускает из своих дверей персонал для обслуживания поездов и железных дорог, специалистов по наладке электрооборудования, а также штатных работников вокзалов и станций. Ответственные и опытные преподаватели готовят специалистов высокого класса, которые в дальнейшем смогут обслуживать железнодорожную сеть нашей России.
Вечерний техникум железнодорожного транспорта — это ваш шанс получить те знания и навыки, которые вы не получите на заочном отделении. При этом, вы сможете сэкономить свои силы и средства на учёбу.
Форма обучения: Очно-заочная
Вид обучения: Платное, Бесплатное
Стоимость обучения: 57300 рублей в год
Обучение производится на базе 9 или 11 классов
Курсы: подготовительные курсы начинают работу с 15 октября 2015 года
Дни открытых дверей: 22 октября 2015 года
Специальности:
Экзаменационные предметы:
русский язык, математика
Полезная информация:
Подробно об обучении в железнодорожных колледжах
Правила хранения и ухода
Правильное хранение и грамотный уход за спецодеждой – залог того, что изделия прослужат не менее положенного срока.
Предусмотрено ношение демисезонной и тёплой зимней одежды работниками не менее 4-х лет (в фирменных поездах верхняя спецодежда выдаётся на 3 года), костюм рассчитан на 2 года. В течение этого времени разрешается стирка блузок, рубашек, шарфов, галстуков и платков. Остальные предметы одежды рекомендуется подвергать химической чистке по мере загрязнения.
Хранить одежду предписывается при температурах +15°°…+25° С, относительной влажности 40-75%.
Специальная одежда зависит не только от компаний и организаций. Она трансформируется в связи с реальным временем, с явлениями и тенденциями в обществе. Но любая униформа всегда должна оставаться комфортной для самих работников и красивой для окружающих людей.
МКЖТ
Лицензия на право ведения образовательной деятельности от 31 мая 2012 года №0220
Свидетельство о государственной аккредитации от 27 апреля 2012 года №1628
Московский колледж железнодорожного транспорта сегодня представляет собой не просто образовательное учреждение, предлагающее освоить узкий набор специальностей, а целый комплекс по всестороннему развитию личности.
О колледже
Сегодня колледж выглядит больше как полноценный ВУЗ с новыми классами, компьютерной техникой и современными спортзалами и спортплощадками. Имеются спортивные секции, в которых формируются команды для спартакиады. Каждый год в колледже проводится традиционный легкоатлетический кросс. Колледж спонсирует ОАО «РЖД России».
Подать документы на поступление в колледж можно на базе 9-ти и 11-ти классов.
Перечень:
- Аттестат;
- 4 фотографии 3х4;
- Медицинская справка формы 086-у;
- Копия паспорта.
Документы подаются в приёмную комиссию c 9 июня по 15 августа.
При колледже открыт железнодорожный музей, где у студентов, есть возможность ознакомиться с историей колледжа и всей железнодорожной отрасли России. С целью улучшения дисциплины в колледже проводятся встречи с ветеранами железнодорожных войск и другие торжественные мероприятия. Международная поддержка колледжа предоставляет студентам возможность проходить практику за рубежом и устраиваться работать заграницей.
Специфика обучения
Для тех, кто сомневается в своих силах при поступлении, в колледже имеются подготовительные курсы. Ну, а те студенты, которые имеют постоянную работу, могут перевестись на заочную форму обучения.
Московский колледж железнодорожного транспорта позволяет построить карьеру, не поступая в ВУЗ. В колледже учёба строится на самостоятельной работе и подготовке к письменным контрольным, экзаменам и зачётам.
Однако учёба в московском железнодорожном колледже — это не только экзамены и зачёты — это ещё и насыщенная общественная деятельность, увлекательные Спартакиады и возможность проявить себя с лучшей стороны
Чтобы облегчить студентам сдачу сессий, которые проводятся три раза в год, перед сдачей читаются установочные лекции. Иногородним студентам дневного отделения предоставляются места в общежитии.
Форма обучения: Очная, Заочная
Вид обучения: Платное, Бесплатное
Стоимость обучения: 37400 – 98800 рублей в год
Обучение производится на базе 9 или 11 классов
Курсы: подготовительные курсы начинают работу с 15 октября 2015 года
Дни открытых дверей: 24 октября 2015 года
Курирующий ВУЗ: Институт прикладных технологий
Специальности:
Экзаменационные предметы:
русский язык, математика
Полезная информация:
Подробно об обучении в железнодорожных колледжах
Форма железнодорожников во второй половине XIX века – начале XX века
Крестьянская реформа 1861 г. обозначила новый период хозяйственного развития России — промышленного капитализма. Одной из главных причин препятствующих быстрому развитию промышленности, было отсутствие железных дорог. Так как казна России, обескровленной Крымской войной, опустела, правительство было вынуждено привлечь к строительству железных дорог частный капитал. 3а период 1861-1873 гг. было основано 53 акционерных железнодорожных общества и каждое общество вводило свою форму для служащих.
В 1871 г. появилась эмблема Главного общества российских железных дорог: два распростертых крыла с колесом. Позднее эмблема несколько видоизменялась, но смысл остался прежний — скорость, точность, комфортабельность.
Первая единая форма одежды для всех железных дорог России (кроме Финляндии) вводится в 1878 г.
Служащие Министерства путей сообщения в дореволюционной России подразделялись на 4 разряда:
- инженеры путей сообщения;
- чиновники центральных учреждений;
- чиновники местных учреждений;
- железнодорожные служащие.
К разряду служащих относился обслуживающий персонал станций и депо. Отличия форменного костюма для них заключалось главным образом в цвете выпушек по роду служб (красный, зеленый, синий и желтый).
24 августа 1904 г. утверждаются последние изменения в форменном обмундировании гражданских чинов Министерства путей сообщения в дореволюционной России. Согласно им чиновники и инженеры имели 7 установочных форм обмундирования:
- парадную;
- праздничную;
- обыкновенную;
- особую;
- будничную;
- летнюю;
- дорожную.
- Обер-телеграфист, 1858 г.
- Старший начальник дистанции пути, 1861 г.
- Машинист Николаевской
железной дороги, 1861 г. - Начальник станции Главного общества
российских железных дорог, 1871 г. - Начальник депо российских
железных дорог, 1878 г. - Инженер ведомства путей сообщения, 1905 г.
Современная форма железнодорожника
Минимум, который требуется от кандидата на должность проводника пассажирского вагона, обязательно включает в себя законченное среднее образование. Тогда есть шанс устроиться временно вторым проводником.
Несколько месяцев – достаточный срок, чтобы понять, что это за профессия. Если желание связать свою судьбу с железной дорогой осталось, то следует готовиться к получению профильного образования. Если есть среднее профессиональное образование, то переподготовка может ограничиться курсами. Если только 11 классов средней школы, то учеба в железнодорожном техникуме обязательна.
Продолжать повышать свою квалификацию стоит и уже работающим проводникам. Чтобы работать в фирменных поездах, нужно иметь 4 и более разряд по профессии.
На собеседовании кандидата на должность проводника обязательно спросят про стрессоустойчивость, неконфликтность и состояние здоровья. Эти качества обязательно понадобятся в любом рейсе.
Чтобы стать проводником в России, нужно иметь профильное образование не ниже средне-специального уровня. Соискатели проходят собеседование в одном из отделов РЖД, после чего принимается решение и даётся ответ.
Самое сложное в жизни проводника пассажирского вагона – необходимость длительного нахождения вдали от дома. В таких условиях сложно строить личную жизнь, продолжать учёбу, ходить в спортзал и т. д. Многие чувствуют себя оторванными от нормальной жизни. Не говоря уже о том, что сложно соблюдать график питания, высыпаться и в целом следить за здоровьем.
Трудна работа на маршрутах с большой протяжённостью. В России таких маршрутов много, так как страна наша протянулась на 1000 км. Работников таких поездов после возвращения из рейса предоставляется возможность побыть дома с семьёй. Однако есть норма времени в пути, которую нужно соблюдать. В противном случае это негативно скажется на заработной плате.
Кстати, проводники, которым по долгу службы приходится пересекать границы других государств, имеют доходы выше.
Для того чтобы время проведённое в поезде было комфортным и приятным для каждого путешественника, у проводников есть и ряд должностных обязанностей, которые направлены на наведение порядка и чистоты на подведомственной им территории:
- каждые 12 часов производить влажную и сухую гигиеническую уборку в местах общего пользования и в купе;
- через каждые 6 часов прибираться в каждом тамбуре и санузле;
- ежечасно восполнять в санузлах запас гигиенических расходников: мыла, бумаги, одноразовых бумажных полотенец;
- собирать отходы и мусор, избавляться от них на специальных станциях;
- протирать чистой влажной тряпкой ручки в тамбурах перед каждой остановкой на станциях по ходу движения состава;
- контролировать видимость и читаемость табличек, на которых указаны номер поезда и вагона, а также маршрут его следования.
В холодное время года, особенно зимой, обязанностей по обслуживанию вагонов и тамбуров становится чуть больше. К ним добавляются следующие:
- поддержка оптимальной температуры в вагоне;
- чистка тамбуров от снега и ледяных наростов;
- в целях предотвращения замораживания сливов сантехники, обдавание их кипятком по мере необходимости;
- перед заправкой воды счищать снежные и ледяные наросты с заправочной трубы;
- очистка от снега ходовых деталей поезда на каждой длительной стоянке состава.
Естественно, что проводник просто обязан выглядеть опрятно и быть приветливым с каждым пассажиром. Это не всегда даётся легко, ведь у них очень много работы и случаются недосыпы.
Те, кто путешествует с детьми или сопровождает маломобильного гражданина, вправе обратиться с просьбой к проводнику в любой момент. В силу своих возможностей он обязан оказать помощь.
Кроме того, проводники несут материальную ответственность за всё то, что есть в вагоне. Украденная посуда или постельное бельё, испорченные шторы, сидения, унитазы, стены и прочее ремонтируются и восстанавливаются за счёт зарплаты проводников.
Как видите, у проводников немало работы, поэтому постарайтесь относиться к их труду с максимальным уважением.
Форма служащих первых железных дорог в России (первая половина XIX века)
О форменных костюмах служащих первых железных дорог известно немного. Проектировщик и строитель дороги Царскосельской железной дороги Ф. Гертснер выписал форму для кондукторов вагонов из-за границы.
Накануне открытия регулярного движения поездов Петербурго-Московской линии было утверждено «Положение о составе Управления С.-Петербурго — Московской ж.д.», где было указано, что весь обслуживающий персонал разделяется на четыре роты. Первую составляли машинисты, их помощники и кочегары. Вторую — обер-кондукторы и кондукторы. Им всем полагался мундир военного образца, головным убором служила каска. Кондукторам и обер-кондукторам полагался фашинный нож на черной портупее.
Начиная с 1855 г. происходят большие изменения, в покрое форменного обмундирования всех служащих ведомства путей сообщения. Чтобы поднять престиж государственной службы среди нижних чинов, вводится право отличать выслугу лет серебреными галунами: так, за пять лет службы мастерам и машинистам Николаевской железной дороги полагались галуны на обшлага рукавов, за десять лет к ним прибавлялись галуны на фуражку и воротник.
- Кадет Института Корпуса путей сообщения, 1829 г.
- Инженер Института Корпуса инженеров путей сообщения, 1830-1840 гг.
- Унтер-офицер военно-рабочих рот путей сообщения, 1855 г.
- Обер-кондуктор, 1855 г.