Современность
В 1998 году на смену устаревшей расцветке «Бутан» была принята на вооружение новая разработка, которая получила название «Флора». Рисунок создает «оптические иллюзии растворения силуэта на фоне природы средней полосы России». Из-за характерных полосок «Флору» прозвали «арбузным» камуфляжем.
Существует более ранняя версия данного камуфляжа — так называемая «вертикалка», ВСР-93 «Флора». Ее первые образцы появились в конце 1992 года. Официально принят в 1993 году. Рисунок издалека напоминает листву молодых березок и неплохо маскирует на луговых и степных фонах, но имеет несовременный дизайн и непривлекательный внешний вид. От образца 1998 года отличается тем, что камуфляжные полосы расположены вертикально. В настоящее время вертикальная «Флора» в России практически выведена из употребления.
Сегодня «Флора» заменяется пиксельным камуфляжем — маскировочным рисунком «Темный» (в просторечии — «цифровая флора», «космос», «защита до упора», «цифра», «пикселька», «пиксель», «русская цифра» и т. п., в официальных документах иногда проходит под нейтральным названием «ЕМР» — единый маскировочный рисунок, однако встречается даже в официальных публикациях сленговое просторечное обозначение), разработанном в Минобороны России. Так как «Темный» изначально разрабатывался именно в качестве универсального рисунка, в зависимости от цветового решения он может быть приспособлен к самым различным видам местности (без изменения, собственно, рисунка). Помимо использования четырех принципиально различных видов пятен в одном рисунке каждый вид пятен не имеет четко выраженной формы и ориентации, что позволяет применять рисунок с различными цветовыми решениями более универсально.
В моде[ | ]
В конце 1960-х, будучи распространённым в американских войсках, камуфляж приходит и в гражданскую одежду в качестве гражданского протеста против войн
Ношение военной формы на улицах города должно было обратить внимание населения на то, что бы они почувствовали, если бы в их городе велись боевые действия и расхаживали солдаты. Мода быстро ушла, но воскресла в 1980-х, приобретя небывалое распространение в начале 1990-х во время войны в Персидском заливе
Модная промышленность начала производить псевдовоенные раскраски более мягких тканей, имитировать фурнитуру под знаки отличия. Джон Гальяно, Анна Сюи, Commes des Garsons перенесли черты военной формы на выкройки юбок и платьев. Камуфляж прочно закрепился в спортивной одежде.
Также камуфлированная одежда пользуется определенным спросом у охотников, рыбаков, черных копателей и части туристов.
Модная расцветка под диких животных — леопард, зебра — также является одной из разновидностей камуфляжа.
В некоторых субкультурах, таких как риветхеды, НС-скинхеды, некоторые направления в готике, киберпанк, панк и особенно в культуре сталкеров одежда камуфляжной окраски является важным и необходимым элементом. Камуфляжную
одежду носят в сочетании с армейскими ботинками или массивными кроссовками, кожаными перчатками-беспалками и украшениями в панк-стиле.
Что с утратой товарной стоимости?
Автомобилисты могли бы получить за ДТП больше — изначально в новой редакции правил была предусмотрена компенсация за снижение цены машины из-за ДТП или утраты товарной стоимости (УТС). Дело в том, что еще в 2016 году Верховный суд постановил выплачивать сумму, равную потере товарной стоимости, при обращении в суд. Расчеты были примерно такими: каждый поврежденный элемент автомобиля добавляет в сумму страховой выплаты некоторый процент его оценочной стоимости. Например, заднее крыло с боковиной «стоит» 3,1%, переднее крыло — 0,8%, двери — по 1,9%.
В 2019 году вышла очередная редакция методических рекомендаций для судебных экспертов от Минюста, где содержатся советы по оценке утери товарной стоимости при ДТП. Но этот документ не касается страховых компаний, поскольку последние основывают свою работу только на законе об ОСАГО.
По словам представителя РСА, наличие в методике порядка определения УТС упростило бы жизнь не только автовладельцам, но и страховщикам. РСА рассчитывал, что этот порядок будет включен в окончательную редакцию методики, и направлял в Банк России свои предложения. По неизвестной причине рекомендации Минюста не были учтены при формировании окончательного документа, и сейчас невиновный в ДТП автовладелец теряет от стоимости своей машины примерно 20%. Если же после аварии были определены повреждения рамы, лонжеронов или капсулы кабины, такой автомобиль вообще будет почти невозможно продать.
Как карта ляжет
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Константин Кокошкин
«Именно «целостность» автомобиля после ДТП больше всего влияет на его конечную стоимость. Можно пережить замену двигателя и других силовых агрегатов, расположенных под капотом, а изменения в геометрии кузова напрямую влияют на безопасность эксплуатации автомобиля, следовательно, и на его стоимость. Самые опасные ДТП, которые могут сделать автомобиль непригодным для последующей продажи, — это лобовые столкновения. Если битый багажник можно заменить на новый, то повреждения в лобовой части, геометрии кузова или сбитую электросистему берется восстановить далеко не каждый сервис», — отмечает генеральный директор сети автосалонов Fresh Auto Денис Мигаль.
«Тигр»/«Камыш»
Строго говоря, данный камуфляж хоть и производится в РФ в промышленных масштабах различными компаниями и, более того, широко используется в различных силовых структурах, не является российской разработкой – это скорее адаптация существующего малазийского камуфляжа «Tiger Stripe» к российским условиям.
Если «Тигр» являлся результатом сознательной переделки имеющегося зарубежного аналога, то «Камыш» появился благодаря случайности, когда производитель по ошибке пошил форму так, что полосы «Тигра» оказались вертикально расположенными. Тем не менее, и классического «Тигра» зачастую именуют «Камышом».
Официально он никогда не находился на снабжении, неофициально же используется всеми силовыми структурами, хотя сейчас его популярность падает в связи с появлением более эффективных расцветок.
«КЗС»/«Расцветка-57»
Исторически первым современным камуфляжем можно назвать расцветку, имеющую несколько названий, наиболее распространенным из которых является «КЗС». Необходимо заметить, что КЗС расшифровывается как «костюм защитный сетчатый», и представляет собой не название расцветки, а название изделия, окрашенного в данный цвет. Считается, что официальным названием камуфляжа является «расцветка образца 1957 года», однако данное наименование используется достаточно редко.
Иногда данная расцветка неофициально именуется «Березкой», однако такое название не может служить уникальным наименованием, так как «Березкой» также неофициально называют другой камуфляж – ВСР-93. Также данная расцветка иногда именуется «пограничным камуфляжем», потому что долгое время находилась на снабжении исключительно Погранвойск КГБ СССР.
«Растровый подлесок»/«Растр»
Создан все в том же НПО «Спецматериалы». Представляет собой первый в практике создания камуфляжных расцветок «двухчастотный» камуфляж. Дело в том, что оригинальный «Подлесок» обладал неплохим имитационным, но достаточно слабым деформирующим действием, а оттого при создании его усовершенствованной версии («Растра») на оригинальный «Подлесок» как бы наложили особым образом перекрученную ячеистую сеть коричневого цвета – получился «двойной камуфляж» или «камуфляж на камуфляже».
В итоге оригинальный рисунок «Подлеска» воспринимается глазом как бы на одной частоте, а наложенная «растровая» сеть – на другой, что способствует невозможности интуитивного восприятия человека в таком камуфляже как целостного объекта. Существует даже расхожий слух, что если просто идти по улице в «Растре», то не будешь привлекать ничьего внимания – взгляд прохожих будет просто скользить мимо.
ЕМР/ЗДУ/Руспат/Русская цифра/Русский пиксель
Данный камуфляж появился в 2008 году (принят на снабжение годом позже), после принятия принципиального решения о смене «Флоры». Изначально предполагалось, что раз «Флора» примерно соответствует американскому «Вудланду», который в ВС США активно меняется на «цифровые» камуфляжи, то и ВС РФ должны не отставать от данного процесса.
На создание «ЕМР» (что расшифровывается как «Единая маскировочная расцветка») активное влияние оказал немецкий камуфляж «Флектарн». Его разработчикам удалось «совместить несовместимое»: мелкие пятна, выполняющие имитационную функцию, в этой цветовой схеме скомбинированы так, что составляют группы крупных пятен, выполняющих деформирующую функцию. По тому же пути пошли и разработчики «ЕМР», учтя при этом результаты исследований, показавших эффективность крайне небольших («пиксельных») пятен как составляющих элементов текстурного рисунка. В результате появился «ЕМР».
В настоящее время «ЕМР» является основным камуфляжем, состоящим на снабжении ВС РФ. Интересно, что он же состоит на снабжении в ВС Белоруссии, однако считается, что белорусский вариант «ЕМР» имеет несколько другую цветовую схему.
Какими запчастями чинить нельзя
Еще одно нововведение касается «возрастных» автомобилей. Теперь методика запрещает устанавливать запчасти, которые ранее были в употреблении. Рассчитывать стоимость подобного ремонта будут по аналогам и полагаясь на опыт эксперта.
«Если запчасти нет в продаже, цен на нее нет и в прайс-листах, которые обрабатываются при подготовке справочника, и эта запчасть не попадает в справочник. В этом случае эксперт-техник обязан определить цену методом статистического наблюдения (т.е. провести мини-исследование только по этой запчасти в своем регионе) и эту цену использовать в расчете, принимая решение из профессиональных соображений», — пояснили в РСА.
В целом, по словам специалистов, с заказом и установкой запчастей на редкие автомобили не должно возникнуть проблем.
«Если говорить о запчастях на основные узлы — двигатель, ходовая часть, коробка передач, найти их не составляет труда, даже если автомобилю больше 30–40 лет. Более того, для автомобилей, переходящих в разряд «ретро», многие марки делают небольшие партии основных запчастей. Конечно, это будет дорого и долго, но тем не менее», — комментирует руководитель отдела аналитики и ценообразования международной сети автосервисов Fit Service Светлана Орлова. Основные сложности, по ее словам, связаны с поиском кузовных деталей, декоративных молдингов, оптики.
Послевоенное время
После войны в Советском союзе проводилось обобщение и исследование опыта боевых действий. Вместо маскировочного костюма в 1950 году на снабжение был принят маскировочный комбинезон. В 1957 году он был модернизирован. В конструкции комбинезона были введены шлёвки для крепления растительности – совсем не лишний элемент.
Камуфляж «Бутан».
Для мотострелковых подразделений деформирующий рисунок наносился на специальную легкую ткань крупного полотняного плетения. Костюм предполагалось носить поверх обычного обмундирования или ОЗК (очень разумный шаг, учитывая, что деформирующий, контрастный рисунок, хорошо работающий в подлеске, совершенно не подходит для открытого пространства, где наоборот необходимо что-нибудь грязно-желтое или серо-зеленое).
Костюм широко применялся в Афганистане и до сих пор пользуется популярностью на Северном Кавказе – в тридцатиградусную жару можно существовать только в х/б сетке. Правда уже в 70-х годах стало ясно, что все эти образцы устарели. Кстати, интересно, что отечественный двухцветный камуфляж на западе называют «пиксельным».
Рисунок напоминает листья дуба и выполнен в нескольких цветовых вариантах. Светло-серые по темно-зеленому фону (комбинезон также выворачивался на ночную, менее контрастную сторону), и желтые пятна на травянисто-зеленом фоне
Рисунок хорошо работает в подлеске в сочетании с тенями от растительности, но деформирующий рисунок слишком повторяется, а контрастные светло-серые пятна на близком расстоянии привлекают внимание
В начале 80-х годов, начались исследования по новым образцам деформирующей окраски и подбору соответствующих тканей. В 1984 году было принято постановление о принятии на снабжение новой полевой формы одежды с расцветкой «Бутан». Существующие и обиходе и литературе названия являются сленговыми, из-за чего «дубками», «листопадами», «березками», «амебами» зачастую называют совершенно разные рисунки. Камуфляж, разработанный в ходе ОКР «Бутан», практически идеально разбивает силуэт человека на фоне растительности – одинаково хорошо и с пяти шагов, и со ста метров; и летом, и зимой.
Этапы работы для каждого их способов
Покраска без трафарета
Как рисовать камуфляж на авто без трафарета. будет разобрано ниже. Для этого варианта потребуется некоторое время и терпение.
Работа осуществляется в несколько этапов:
- При помощи узкой малярной ленты на кузове сформировать пятна выбранной конфигурации. Если предполагается много изгибов и преломлений в рисунке, то лучше полосы скотча отрывать от основного мотка. При сплошной поклейке в образовавшиеся воздушные зазоры может попасть краска и испортить весь вид.
- После того как скотч наклеен, все края вокруг образовавшихся пятен нужно закрыть бумагой, во избежание попадания краски не на те места. Широким скотчем можно закрепить защитный материал;
- Темная краска наносится самая первая. Покрыв первым слоем, надо дать высохнуть и повторить процедуру.
- Когда все слои темного цвета высохли, скотч и бумагу нужно снять и начинать клеить последующие пятна камуфляжа;
brand-detail-img-title»>Покраска авто без трафарета под камуфляж
- Когда готова форма и защита, краска также наносится два раза, и каждый обязательно тщательно просушивается. Последним цветом в покраске должен быть самый светлый.
- После завершения всего процесса — удалить ленту и остатки бумаги. Осмотреть всю площадь работы.Если имеются огрехи, убрать их аккуратно растворителем.
- Последний этап — покрытие лаком всего кузова авто. Финишный материал наносится также в несколько слоев.
Трафаретный способ
Как же покраситьв камуфляж авто при помощи готового трафарета или изготовленного своими руками? Сам способ практически идентичен по этапам с первым, но есть некоторые отличия. Дело в том, что готовый трафарет предполагает нанесение пятен одинакового размера, и разнообразия не получится. Если хочется изменить конфигурацию камуфляжа, придется самостоятельно вырезать на пленке нужные формы. Когда выбран трафарет, он клеится на кузов.Отверстия покрываются краской.
Оклеивание виниловой пленкой
Этапы:
- Выбранная пленка прикладывается к кузову, четко отмеряется и обрезается. Однако опытные автомобилисты советуют проводить обрезку лишних кусков уже после приклеивания, потому что в выгнутых или выпуклых местах материала потребуется больше.
- Клейкая сторона винила обрабатывается специальным спреем и прикладывается к поверхности авто. На этом этапе пленку можно двигать, корректируя, таким образом, ее положение.
- По мере приклеивания материала проходят по поверхности резиновым шпателем или ракелью. Это делается для того чтобы пленка ложилась ровно и под ней не образовывались пузырьки воздуха. Если где-то остались пузырьки или неровности стоит еще раз пройтись шпателем.
- Для выравнивания в случае загибов и складок винила нужно прогреть поверхность строительным феном.
- Выступающие края и лишние части нужно отрезать ножом и обработать герметиком для долговечности.
brand-detail-img-title»>Оклеивание виниловой пленкой камуфляж