Учреждения и органы государства, исполняющие уголовные наказания, и контроль за их деятельностью

Содержание

Защита прав и обязанностей сотрудников

Главным фактором, служащим подтверждением компетентности работника – его профессионализм, от которого в большей степени зависит возможность и успешность перевоспитания осуждённых. Помимо этого, к персоналу предъявляются и другие требования. Например, наличие специального образования, возрастные критерии – от 18 до 40 лет, дееспособность и отсутствие судимости.

Современный закон заявляет нам о том, что каждый сотрудник УИС должен:

  • неукоснительно соблюдать законодательство страны, напрямую или косвенно затрагивающее исполнение наказания;
  • знать, что на квалификацию сотрудника влияет его владение правовой базы и нормативных актов, в которых он должен легко ориентироваться. Все это составляет правовую сторону обязанностей.

Помимо этого, существуют и другие обязанности. Например, проявление к заключённым гуманности и терпимости, вера в перевоспитание даже рецидивистов. Изложенные качества всегда будут зависеть от культуры, воспитания и кругозора работника.

Иногда сотруднику приходится усмирять возможные агрессивные действия со стороны подчинённых. Пенитенциарная сфера всегда будет требовать от человека физическую и моральную выносливость и оптимизм.

Обращение в ФСИН

Эта проблема стала актуальной ввиду того, что люди не могут разобраться в правовых актах, которые требуются для обращения в это ведомство. В РФ всё устроено так, что для понятия своей правоты в какой-либо ситуации требуется правильно разобраться в законодательстве. Большинство людей ищут ответы на свои вопросы в интернете. Хочется заметить, что там не всё написанное является правдой. По истечении времени информация также может устареть. В случае если гражданину необходимо обратиться в ФСИН, стоит получить предварительную консультацию у юриста.

Имеется также приемная ФСИН. Записаться на прием и получить актуальную информацию можно по телефону: (495) 983−85−68.

Обращение возможно и онлайн, посредством письма на адрес ФСИН. Перед составлением обращения стоит принять к сведению следующую информацию:

  • сайт ведомства — это лишь дополнительный источник информации для граждан;
  • отправленное письмо с жалобой или претензией будет рассмотрено в соответствии с порядком, действующим в РФ;
  • все реквизиты и данные должны быть заполнены верно и безошибочно. В случае нарушения обращение не будет отправлено. Также должны быть указаны почтовый индекс и адрес обратной связи.

Взаимодействие социума с деятельностью УИС

Общественность не должна полностью передавать управленческие полномочия местам УИС, она должна принимать активное участие в функционировании пенитенциарной системы, так как именно общество может защитить и отстоять социальные интересы заключённых.

Участие социума в деятельности пенитенциарных учреждений по следующим ветвям:

  • помощь лицам, осуществляющим уголовные наказания;
  • контролирование объектов и их функционирование;
  • осуществление воспитательной деятельности с преступниками;
  • организация их трудоустройства, оказание бытовых, социальных, гуманитарных услуг;
  • спонсорская и благотворительная деятельность, попечительство;
  • защита прав и гражданских интересов;
  • помощь в приобретении общего и специального образования;
  • привлечение к культуре и экономике страны;
  • привлечение к труду, предоставление рабочих мест лицам, вышедшим на свободу;
  • предоставление медицинской помощи.

Участие общественных деятелей многогранно. Например, они могут входить в состав наблюдательной комиссии, воспитательного движения либо выступать в роли общественного надзирателя в исправительных работах.

В последнее время пенитенциарные заведения находятся под особым контролем СМИ, отечественных и европейских сообществ. Эти организации имеют большую историю надзора за функционированием заведений. Не только выявляют проблемы в нарушении прав заключённых и сотрудников, но и оказывают посильную помощь уполномоченным лицам.

Отметим, что при всём вмешательстве общества в систему, оно не имеет право ей противодействовать. Недопустимо никакое самопроизвольное вмешательство к оперативной или хозяйственной службе.

Задачи службы

Сегодня ФСИН является самостоятельным структурным подразделением, выполняющим ряд важнейших для общества и государства задач:

  • содержит под стражей лиц, которые подозреваются или обвиняются в совершении преступлений, а также получили срок содержания под стражей;
  • обеспечивает права, свободы и законные интересы заключенных, а также гарантирует их безопасность;
  • охраняет и конвоирует заключенных;
  • создает условия содержания в соответствии с международными нормами и правилами, а также законами РФ.

ФСИН как самостоятельная структура отвечает за реализацию своих полномочий.

Группы специального назначения

В территориальных управлениях есть отделы ФСИН специального назначения. Они предупреждают и пресекают правонарушения в местах лишения свободы, занимаются поиском и захватом преступников, освобождением заложников, охраной высшего начальства, участвуют в антитеррористической борьбе. В настоящее время существует около 70 подразделений ФСИН специального назначения, каждое со своим названием:

  • «Сокол» в Москве;
  • «Вулкан» в Кабардино-Балкарии;
  • «Тайфун» в Санкт-Петербурге;
  • «Мангуст» в Ростовской области;
  • «Гроза» в Костроме;
  • «Акула» в Краснодарском крае и др.

Специалисты УИС ─ люди экстремальных профессий, таких как охранники, контролеры за исполнением наказаний, воспитатели, социальные работники, психологи. Работая с заключенными, они находятся в постоянном напряжении и часто сами нуждаются в психологическом сопровождении.

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОХОЖДЕНИЯ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКАМИ УЧРЕЖДЕНИЙ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВ, СВОБОД И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ПОДОЗРЕВАЕМЫХ, ОБВИНЯЕМЫХ И ОСУЖДЕННЫХ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ ИНВАЛИДАМИ

N п/п Наименование тем разделов Всего часов В том числе
теоретических занятий практических занятий
Раздел I. Психологическая подготовка
1.1 Психологическое сопровождение подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами 2 2
1.2 Конфликтология и техника психической саморегуляции в работе с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, являющимися инвалидами 2 1 1
Раздел II. Подготовка в области социальной защиты
2.1 Технологии социальной работы с осужденными, являющимися инвалидами, в исправительных учреждениях 2 1 1
2.2 Планирование социальной работы с осужденными, являющимися инвалидами, в исправительных учреждениях 2 2
2.3 Содействие социальной реабилитации осужденных, являющихся инвалидами, в исправительных учреждениях 2 2
ВСЕГО: 10 8 2

Консультативная (индивидуальная и групповая) работа с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, являющимися инвалидами.

Психопрофилактическая работа с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, являющимися инвалидами, состоящими на профилактическом учете.

Психологическое сопровождение осужденных, являющихся инвалидами, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях.

Психологическое сопровождение несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами.

Психология конфликта. Понятие и методика работы.

Понятие психической саморегуляции. Техника психической саморегуляции в работе с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, являющимися инвалидами. Схема проведения психической саморегуляции.

Приобщение к ведению здорового образа жизни и восстановление социально-полезных связей в социальной работе с осужденными, являющимися инвалидами, в исправительных учреждениях.

Технология восстановления в исправительных учреждениях утраченных документов, удостоверяющих личность осужденного, являющегося инвалидом и подтверждающих право на получение социальных льгот и гарантий.

Оформление лицам, отбывающим наказания в исправительных учреждениях, инвалидности, пенсий, льгот.

Технология социального сопровождения осужденных, являющихся инвалидами в период их пребывания в исправительных учреждениях.

Технология подготовки к освобождению и оформления лиц, освобождающихся из исправительных учреждений, для передачи в специальные дома инвалидов или центры социальной реабилитации.

Основные элементы организации социальной работы с осужденными, являющимися инвалидами, в исправительных учреждениях.

Принципы и сущность планирования социальной работы с осужденными, являющимися инвалидами.

Технология планирования социальной работы с осужденными, являющимися инвалидами в исправительных учреждениях.

Соответствие разделов плана основным направлениям социальной работы с осужденными, являющимися инвалидами в исправительных учреждениях социальному паспорту исправительных учреждений и наличию социальных проблем.

Примерное содержание специального плана работы группы социальной защиты с осужденными, являющимися инвалидами в исправительных учреждениях.

Согласование плана социальной работы с осужденными, являющимися инвалидами с другими планами, существующими в исправительных учреждениях (планы воспитательной работы, трудовой адаптации).

Взаимодействие сотрудников группы социальной защиты осужденных с другими отделами и службами исправительных учреждений при осуществлении социальной работы с осужденными, являющимися инвалидами.

Отечественный опыт организации социальной работы с осужденными, являющимися инвалидами, в исправительных учреждениях.

Виды и назначение исправительных учреждений

Отбывание наказания в виде лишения свободы в исправительных колониях общего, строгого и особого режима назначается по приговору суда в соответствии со ст. 58 УК РФ.

В исправительных колониях (ИК) общего режима содержатся лица, осужденные к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, ранее не отбывавшие лишение свободы, а также за преступления, совершенные по неосторожности. В этом виде исправительных учреждения содержатся и осужденные, злостно уклоняющиеся от исправительных работ (ст

46 УИК РФ); нарушившие порядок и условия отбывания наказания в виде ограничения свободы (ст. 58 УИК РФ); граждане, в отношении которых отменено условное осуждение (ст. 190 УИК РФ); осужденные, переведенные из воспитательных колоний по достижении 21 года (ст. 74 УИК РФ); осужденные, переведенные в колонию-поселение и возвращенные в ИК за злостное нарушения режима

В этом виде исправительных учреждения содержатся и осужденные, злостно уклоняющиеся от исправительных работ (ст. 46 УИК РФ); нарушившие порядок и условия отбывания наказания в виде ограничения свободы (ст. 58 УИК РФ); граждане, в отношении которых отменено условное осуждение (ст. 190 УИК РФ); осужденные, переведенные из воспитательных колоний по достижении 21 года (ст. 74 УИК РФ); осужденные, переведенные в колонию-поселение и возвращенные в ИК за злостное нарушения режима.

В исправительных колониях строгого режима отбывают наказание мужчины, осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений, ранее не отбывавшие лишение свободы, а также при рецидиве преступлений, если осужденный ранее отбывал лишение свободы; женщины при особо опасном рецидиве преступлений.

В данные ИК направляют следующих осужденных: переведенных в тюрьму за злостные нарушения режима отбывания наказания сроком до 3-х лет и по окончании срока возвращенных для дальнейшего отбывания наказания; переведенных в колонию-поселение и возвращенных за злостные нарушения режима для дальнейшего отбывания наказания; переведенных из исправительных колоний особого режима по отбытии в исправительных колониях не менее срока назначенного по приговору суда.

В исправительных колониях особого режима в соответствии со ст. 126 УИК РФ отбывают наказание осужденные мужчины при особо опасном рецидиве преступлений, осужденные к пожизненному лишению свободы.

Пожизненное лишение свободы не назначается женщинам, а также лицам, совершившим преступления в возрасте до 18 лет и мужчинам, достигшим к моменту вынесения приговора 65-летнего возраста.

Тюрьмы не подразделяются по видам режима отдельно, но подразумевается, что в каждой тюрьме имеется 2 вида режима: общий и строгий.

При строгом режиме не содержатся осужденные беременные женщины и осужденные женщины, имеющие при себе малолетних детей, а также осужденные, являющиеся инвалидами I или II групп.

Согласно ст. 130 УИК РФ в тюрьмах содержится 2 категории осужденных: осужденные к лишению свободы свыше 5 лет с отбыванием части срока наказания в тюрьме за совершение особо тяжких преступлений и при особо опасном рецидиве, а также осужденные (только мужчины), переведенные в тюрьму за нарушение установленного порядка отбывания наказания в исправительных колониях общего и строгого режима.

В колониях-поселениях содержатся лица, осужденные за преступления, совершенные по неосторожности, а также лица, лишенные свободы за совершение умышленных преступлений небольшой и средней тяжести, ранее не отбывавшие лишение свободы. Не подлежат переводу в колонию-поселение следующие категории осужденных:

Не подлежат переводу в колонию-поселение следующие категории осужденных:

  • осужденные, не прошедшие полного курса лечения от алкоголизма, наркомании, венерических заболеваний, а также инвалиды I и II групп и нетрудоспособные по состоянию здоровья, осужденные;
  • осужденные при особо опасном рецидиве преступлений;
  • осужденные к пожизненному лишению свободы;
  • осужденные, не давшие согласия в письменной форме на перевод в колонию-поселение.

В воспитательных колониях (BK) в соответствии со ст. 88 УК РФ и ст. 74 УИК РФ отбывают наказание несовершеннолетние осужденные (с 14 до 18 лет), которым назначается срок не более десяти лет.

В определенных законодательством случаях (ст. 74, 139 УИК РФ), разрешается оставление осужденных в воспитательных колониях после достижения ими совершеннолетия.

Осужденные к лишению свободы, достигшие 18-летнего возраста, и имеющие отрицательные характеристики, переводятся для дальнейшего отбывания наказания из воспитательной колонии в исправительную колонию общего режима.

Обязанности пенитенциарных учреждений

Многие люди считают, что данные заведения существуют лишь для того, чтобы обвинить преступника. Но его задачи значительно обширнее.

Рассмотрим подробнее обязанности пенитенциарных субъектов:

  1. Поддерживать порядок и условия исполнений и отбываний наказания на должном уровне.
  2. Определять необходимые методы для наилучшего исправления заключенных.
  3. Охранять права и гражданские интересы подопечных.
  4. Оказывать помощь в социализации.

Современная законодательная база России и международное право подвергаются постоянному реформированию и всё больше требуют гуманного обращения с подопечными.

Принципы работы сотрудников:

  1. Законности. Любое взаимодействие должно определяться исключительно законом. Основанием для осуждения человека должно выступать только решение суда, ориентированное на закон и вступившее в силу.
  2. Гуманизма. Основа принципа – недопущение никаких пыток и других насильственных действий, унижающих достоинство человека.
  3. Демократизма (равенства). Во-первых, это равенство всех людей перед законом. Во-вторых, это относится к органам, применяющим воздействие, деятельность которых должна осуществляться гласно, совместно с другими структурами, под их контролем.
  4. Индивидуализации применяемых мер. Предусматривается индивидуально продуманные меры воздействия в соответствии с темпераментом осужденного, масштаба его правонарушения, поведенческих особенностей и т. д. Только рассмотрев полностью личность преступника, можно определять в каких условиях и как именно он будет содержаться.
  5. Отраслевой принцип. Означает то, что наказание всегда идет в ногу с исправлением. Для воспитательной работы с преступниками существует широкий спектр различных мероприятий: трудотерапия, учение, профессиональная переподготовка по множеству отраслям.

Все вышеуказанные принципы взаимосвязаны и служат одной общей цели – защитить права человека, попавшего в уголовно-исправительное место.

Официальный сайт ФСИН — структура

На главной странице сайта ФСИН http://fsin.su/ отображаются: здесь можно сделать таблицу – в левой части картинки из архива/ в правой расшифровка

  1. Новостная лента.
  2. Информация для сотрудников Службы и родственников осужденных размещена в верхней левой части.
  1. В правой части расположены:

    1. «Преступление и наказание» — это название выпускаемого журнала.
    2. «Противодействие коррупции» позволяет ознакомиться с нормативными актами в этой области, новостями, просмотреть открытую информацию о доходах сотрудников ФСИН, а также заполнить форму обращения.
    3. «Интернет-приемная», где граждане могут отправить электронное письмо руководству ФСИН. К рассмотрению не допускаются анонимные обращения!
  2. В нижней части слева:
    1. Изменения и поправки в законодательство, правовые акты размещены в разделе «Правовая информация».
    2. «Розыск осужденных» — открыть страницу с данными всех разыскиваемых по РФ, отфильтровать список по регионам.
    3. «Тюремное служение». Здесь отображается информация по церквям, расположенным на территории ФСИН.
    4. «Динамо» — это спортивные новости.

В правой части можно получить информацию о проходящих конкурсах и их результатах.

Руководство

Директор ФСИН России Корниенко Геннадий Александрович, работающий в этой должности с июня 2012 года.

  • У директора может быть:
    • один первый заместитель — Рудный Анатолий Анатольевич в звании генерал-лейтенанта ВС. Работает в должности с 2014 года.

      • Пять замдиректора:
      • Генерал-лейтенант ВС Бояринев В.Г. (с 08.06.2015 года).
      • Действительный государственный советник юстиции РФ 2 класса Степаненко Р.А. (с 21.08.2017).
      • Генерал-лейтенант ВС Максименко В.А. (с 12.04.2016 г.).
      • Генерал-майор ВС Хабаров А.В. (с 09.07.2017 г.).
      • Начальник Управления СИЗО центрального подчинения Бурыкин В.Н.
  • Директор и его заместители назначаются на должность и освобождаются от нее Указом Президента РФ.

Что можно узнать на офсайте ФСИН

Главный портал ФСИН http://fsin.su/ полезен разным категориям граждан:

  1. Сотрудникам Службы, которые могут получить информацию
    1. о медико-санаторном обслуживании,
    2. выходе на пенсию;
    3. ознакомится с изменениями в законодательстве, инструкциях.
  2. Гражданам будет интересно
    1. получить информацию о разыскиваемых преступниках,
    2. отправить письмо в интернет-приемную,
    3. жалобу о противодействии коррупции, если были выявлены факты.
  3. Родственники осужденных могут
    1. уточнить информацию о расположении колонии, поселении,
    2. узнать новости,
    3. обратиться к руководству ФСИН,
    4. получить правовую консультацию.

Портал создан для общения действующих сотрудников и уже вышедших на пенсию. Здесь можно делиться своими впечатлениями о работе, наболевшими вопросами. При регистрации не требуется обязательное указание места службы, поэтому авторизоваться на сайте можно анонимно, создав ник или вымышленное имя.

Шпоры для каждого!Информационные учебно-познавательные материалы

Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21.07.1993 (в ред. от 19.06.2007). Уголовно — исполнительная система РФ, являющаяся составной частью правоохранительных органов РФ, представляет совокупность учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания и иные меры уголовно — правового характера, а также обеспечивающих содержание под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений. Эта система является многофункциональной, так как не только исполняет наказания в виде лишения свободы или без изоляции от общества, но и организует привлечение осужденных к труду, осуществляет общую и профессиональную подготовку специалистов, проводит санитарно — профилактическую работу и лечение осужденных, занимается оперативно- розыскной деятельностью, принимает участие в социальной работе с осужденными и контроле за их поведением.

Уголовно — исполнительная система включает в себя:

1) учреждения, исполняющие наказания (уголовно-исполнительная инспекция, исправительный центр, арестный дом, колония-поселение, воспитательная колония, лечебное исправительное учреждение, исправительная колония общего, строгого или особого режима, тюрьма);

2) территориальные органы управления УИС (создаются федеральным органом УИС на территории суб РФ; территориальные органы УИС осуществляют руководство подведомственными учреждениями, исполняющими наказания, а также специальными подразделениями уголовно-исполнительной системы по конвоированию; являются юридическими лицами; в интересах развития социальной сферы УИС, привлечения осужденных к труду имеют право создавать предприятия любых организационно-правовых форм, участвовать в их создании и деятельности на правах учредителя, а также в управлении ими);

3) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области исполнения (Главное управление исполнения наказаний Минюста РФ; Положение утверждается Президентом РФ) + следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно — исполнительной системы, научно — исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения. Деятельность уголовно-исполнительной системы осуществляется на основе принципов законности, гуманизма, уважения прав человека.

Задачи — ст. 2 указанного Закона РФ, но она утратила действие в соответствии с ФЗ от 05.02.2007. Задачами УИС системы являются:

1) исполнение уголовных наказаний в виде лишения свободы, а также исключительной меры наказания;

2) обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, безопасности содержащихся в них осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений;

3) привлечение осужденных к труду, а также обеспечение их общего и профессионального образования и профессионального обучения;

4) обеспечение охраны здоровья осужденных;

5) содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность;

6) конвоирование осужденных и лиц, заключенных под стражу, по плановым маршрутам;

7) конвоирование граждан РФ и лиц без гражданства на территорию РФ, а иностранных граждан и лиц без гражданства в случае их экстрадиции. Иные задачи могут быть возложены на уголовно-исполнительную систему только законом.

Подробнее о роде деятельности

Свою работу служба ведёт по приказу президента от 09.03.2004 года. Чтобы разобраться с дословной информацией о действиях Федеральной службы, стоит изучить эти правовые акты.

В перечень полномочий ФСИН входит:

  1. Осуществление контроля в местах, предназначенных для отбытия назначенного наказания. Сюда можно отнести не только наказания в виде ограничения свободы, но и способствующие обеспечению правопорядка.
  2. Направление и размещение преступников по назначенным судом учреждениям. В случае необходимости каких-либо перемещений — организация и осуществление безопасной перевозки.
  3. Разработка актов о помиловании осуждённых. ФСИН имеет соответствующий голос и право проводить экспертизы.
  4. Подготовка новых сотрудников и их обучение в специализированных заведениях, например, в академии ФСИН. В случае если человек не оканчивал подобного учебного учреждения, трудоустройство возможно в соответствии с требованиями, указанными в документах. Сотрудник может переводиться на другую, более соответствующую его навыкам должность.
  5. Создание и реорганизация объектов, предназначенных для исполнения назначенных наказаний.
  6. Распределение финансов, а также других средств, выделяемых государством на развитие этого органа власти.
  7. Выполнение заказов по строительству и ремонту зданий, связанных с ФСИН.
  8. Прием любых информационных запросов, необходимых по назначению наказания подозреваемому лицу.
  9. Прием и рассмотрение жалоб от граждан.

У ФСИН есть и другие полномочия, которые прописаны в принятых актах государства. Так как у ведомства довольно широкий спектр деятельности начиная от контроля исполнения наказаний, заканчивая перевозками, оно обеспечивается государством всеми необходимыми ресурсами, в том числе автомобилями со специальной аббревиатурой, оружием, формой для сотрудников и прочим.

Основные задачи и функции

К функциям системы относятся:

  • применять меры средства, опираясь на законодательный базис страны;
  • содержать под стражей людей, которых подозревают или обвиняют в разных преступлениях против общества;
  • контролировать поведение и действия лиц, приговоренных к условному сроку и людей, получивших от суда отсрочку;
  • отстаивать права и интересы заключенных лиц;
  • обеспечивать правопорядок и соблюдение законности;
  • обеспечивать безопасную среду заключенным и людям под стражей, а также рабочимгражданам и другим людям, перемещающимся в районе территории УИС;
  • создавать условия, соответствующие всем нормам отечественного и международного права;
  • привлекать подчиненных к труду – на территориях заключения всегда будут промышленные, лесозаготовительные или сельскохозяйственные предприятия, где люди могут получить дополнительные денежные средства;
  • осуществлять с осужденными социальную работу, направленную на социальную адаптацию и реабилитацию.
  • предоставлять помощь в получении среднего и средне специального образования, а также проводить профориентационную подготовку.

Любые организации, выполняя свою работу, основываются на различного рода функциях и задачах. Лишь выполняя все вышеуказанные функции, можно говорить о законности всей пенитенциарной сферы.

Организационно-структурное построение исправительных учреждений

Исправительные учреждения (ИУ) уголовно-исполнительной системы располагают широкими возможностями применения средств исправительного воздействия.

Их организационно-структурное построение позволяет осуществлять комплексное воздействие на осужденных при достаточно высокой эффективности его результатов, поэтому внутренняя структура исправительного учреждения строится с учетом необходимости решения задач, стоящих перед ним.

Возглавляет исправительное учреждение начальник (исправительная колония, тюрьма, воспитательная колония, колония- поселение), который руководит работой учреждения, всех его служб, частей и отделов.

В его ведении находятся: подбор, расстановка и воспитание подчиненных сотрудников и персонала; общая организация охраны и надзора; воспитательная работа с осужденными, производственно-хозяйственная деятельность учреждения и тыловое обеспечение.

Начальник ИУ несет персональную ответственность за соблюдение законодательства Российской Федерации.

У начальника ИУ имеются: заместитель по оперативной работе и безопасности, заместитель по охране и надзору (в тюрьмах и СИЗО), заместитель по воспитательной работе, заместитель по производству (он же директор предприятия), заместитель по тылу.

В ИУ создаются отделы: оперативный, безопасности (в СИЗО и тюрьмах — отделы охраны и надзора), воспитательной работы со спецконтингентом, кадровой работы, финансовой деятельности, маркетинга, специального учета, хозяйственного и интендантского обеспечения, коммунально-бытового обеспечения, организационноаналитические отделы (или группы).

В ИИУ организованы следующие службы: дежурная, медицинская части и военизированной пожарной охраны.

Почти все перечисленные структурные отделы, части и службы курируются соответствующими заместителями начальника исправительного учреждения, а некоторые из них напрямую подчинены начальнику учреждения.

Задачи исправительных учреждений Перед исправительными учреждениями уголовно-исполнительной системы ставятся конкретные задачи (ст. 2 ФЗ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»):

  • исполнение уголовных наказаний в виде лишения свободы, а также исключительной меры наказания;
  • обеспечение режима исполнения и отбывания наказания в исправительных учреждениях, а также обеспечение безопасности содержащихся в них осужденных, и персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на территории этих учреждений;
  • привлечение осужденных к труду, а также обеспечение их общего и профессионального образования и профессионального обучения;
  • обеспечение охраны здоровья осужденных;
  • содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

Все иные задачи возлагаются на уголовно-исполнительную систему только законом.

Основная задача ИУ — обеспечение режима исполнения и отбывания наказания.

Для ее реализации в ИУ ведется учет осужденных, их распределение по отрядам и объектам труда, осуществляется постоянный надзор за поведением осужденных и лиц, работающих вместе с ними (технический и административный персонал предприятия), поддерживается необходимая степень изоляции от внешнего мира и различных групп осужденных друг от друга.

Организация труда осужденных в местах лишения свободы также является одной из важных задач ИУ.

В ст. 17 ФЗ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и ст. 103 УИК РФ четко регламентированы формы трудового использования осужденных.

Задача по социальной защите и обеспечению безопасности персонала ИУ ставится действующим законодательством, а также нормами международных актов.

Так, в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными рекомендовано обеспечить персоналу в пенитенциарных учреждениях соответствующие льготы и условия труда.

Задача по проведению оперативно-розыскной работы регламентирована ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» и ведомственными нормативными актами.