Таежные рассказы. охотничьи угодья

Содержание

Пропавшее ружье

Эта история произошла примерно 20 лет назад в одной небольшой таежной деревушке. Находится она в глубинке, поэтому там сохранились традиционные сибирские нравы.

Например, жильцы могут уйти в гости и не запереть в доме дверь. Достаточно прислонить к ней веник или подпереть ведром, давая понять, что никого нет дома. Из местных жителей точно никто не войдет.

Елена

Она преподавала математику в местной школе. Мужа похоронила и поэтому жила одна. Елена она была видная, красивая, ухоженная. Получала неплохую зарплату и слыла завидной невестой. Во всяком случае, поклонников у нее было много.

Но что толку, если все нормальные мужики уже давно переехали в город. В деревне остались одни алкоголики, старики и “женатики”.

Однажды молодая вдова познакомилась через газету с зеком по имени Илья, ему предстояло провести в колонии еще полгода. Съездила на свиданку. Илья женщине очень понравился, да и он отвечал ей взаимностью.

После освобождения Елена предложила новому знакомому переехать к ней, тот с радостью принял такое предложение. Сам он родом из деревни. До того как попал в тюрьму, был заядлым рыбаком и хорошим строителем. Поэтому жизнь в таежной глубинке его нисколько не пугала.

Полгода пролетели быстро – и вот Илья приехал к новой возлюбленной. С женитьбой решили повременить, подкопить денег на свадьбу, а пока пожить гражданским браком.

Илья всерьез занялся рыбалкой – ставил сети, а рыбу сбывал приезжим “купцам” из города. Хорошо, что от мужа у Елены осталась и моторная лодка и рыболовные сети. На выручку от продажи и зарплату учительницы они и жили.

Клеймо зека

Как-то раз у одного из местных мужиков пропало ружье. Вечером, вернувшись домой с охоты Никита оставил оружие в сенях, а утром хватился – нет ружья.

Первым делом подумал на своих трех малолетних сыновей и с пристрастием их всех допросил. Не трогали, мол, батино ружье? Те замотали головами. Тогда Никита собрал соседских мужиков на сходку и заявил:

– Никогда у нас в деревне никого не обворовывали! А тут притащила Ленка этого зека… И ружье сразу пропало. Вызвали Илью на сходку.

– Ну, за что, говоришь, сидел? – спросил один из мужиков.

– За кражу, – честно признался тот.

– Ах, за кражу, – заулыбались мужики. – Понятно. Ну, пойдем-ка, поговорить надо.

В общем, сказали Илье, чтобы убирался из деревни. Тот, само собой, не согласился, но ему пояснили:

– У нас тут свои законы. Тайга кругом. Пойдешь на рыбалку – не воротишься, никто и искать не будет. Так что сутки на сборы и проваливай. Воров мы тут не потерпим.

Задумался Илья. Сам родом из деревни, знал, что сельские мужики слов на ветер не бросают. Делать нечего, распрощался с Еленой (она знала о случившемся, плакала сильно), и ушел из деревни. Навсегда. Больше ни у кого ничего не пропадало.

Только вот ружьишко через неделю нашлось. Оказалось, сыновья Никиты в лесу его припрятали, чтобы потом втихую пострелять. Кто-то из соседей пошел в лес и наткнулся на пропажу. Ружье Никите вернули, а вот Илью уже было не сыскать.

Шатун (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Перечисляя таежные рассказы про лес, тайгу, стоит упомянуть еще об одном авторе, многие произведения которого посвящены данной теме. Этот писатель — Иван Полковников. Один из его рассказов – «Шатун» – также посвящен встрече с таежных бурым медведем.

Повествование и здесь ведется от первого лица. Автор рассказывает о приглашении на охоту, которое он получил от местного жителя – представителя одной из коренных народностей Уссурийского края. Он с радостью согласился поучаствовать в совместном приключении, поскольку слышал об охотничьих способностях людей этой национальности.

Вместо знакомого охотника встречать рассказчика пришла его жена, которая совсем не говорила по-русски. Она жестом показала ему, что нужно сесть в сани. Так они отправились в дорогу к охотничьему угодью. В течение этого путешествия было сделано несколько остановок, во время которых женщина угощала автора традиционной пищей северных народов. Когда они приехали к зимовке, то, вопреки ожиданиям, знакомого там тоже не оказалось. Женщина показала гостю, где находятся необходимые для жизни и охоты запасы и уехала. Автор провел несколько дней в сомнениях: приедет кто-нибудь за ним в лесную глушь или нет. Но это время он не потратил зря: много и успешно охотился. Наконец, появился хозяин угодья.

В обратном пути автора этого рассказа про таежных охотников тоже сопровождала только женщина. Однажды, когда та ненадолго отошла от места стоянки, на нее напал медведь. Автор вовремя подоспел и застрелил хищника. Так заканчивается этот таежный рассказ Ивана Полковникова.

Тонкий психолог

Страшные истории про тайгу тоже очень распространены в отечественной литературе, поскольку охотничий промысел неразрывно связан с риском для жизни, с неожиданными встречами с хищниками и попаданием в тяжелые для выживания условия. Об одном из таких произведений пойдет речь далее.

Таежные рассказы Геннадия Гусаченко — явление в литературе, о самобытности и оригинальности которого говорил выдающийся писатель Виктор Астафьев. По его словам, в них продолжается традиция красочного описания природы Уссурийского края, основоположником которой был Виктор Арсеньев.

Однако автор романа «Дерсу Узала» не рассматривал в своих книгах таких проблем, как загрязнение окружающей среды, браконьерство. Этих бедствий в его годы еще не существовало. Гусаченко же посвятил им несколько своих рассказов. Кроме рассмотрения актуальных вопросов, произведения этого автора, по словам Астафьева, ценны тем, что внутренний мир его героев раскрывается так же искусно, как и в рассказах Василия Макаровича Шукшина. Кроме того, герои Гусаченко сильно напоминают шукшинских персонажей чертами характера.

Например, рассказ «Волчок» посвящен проблеме человеческой подлости и неблагодарности.

Далее будет представлено краткое содержание этого произведения.

Год охотника (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

В одном из своих рассказов про тайгу Максимов описывает круг занятий охотника, которые повторяются из года в год

Самое важное время для Михаила Кирилловича длится с октября по декабрь. Это так называемая «зимовка»

Она проходит следующим образом. Охотник живет в домике, стоящем на лесной опушке. Каждый день он ходит добывать зверя. Жилище зимой почти полностью заносит снегом. Поэтому понять, что здесь обитает человек, можно только по дыму из трубы, которая возвышается над сугробами. Обогревается дом при помощи печки, которая сделана из бочки из-под американского топлива. Верх ее выровнен для того, чтобы туда можно было поставить чайник с водой.

Амуниция

У охотников снайперы переняли дополнительное оружие – охотничий нож, который превратился в нож разведчика. Прообразом современных разгрузочных жилетов стал охотничий пояс сибирского промысловика. Этот предмет амуниции сибирского охотника возник в XIX веке, когда лук и пальму (род копья) у сибирских народов заменили дульнозарядные ружья. На поясе у охотника находилось множество необходимых предметов для зарядки ружья: пороховница или натруски (сосуды) для пороха, кисеты для пыжей, кисеты для капсюлей, мешочки для пуль и дроби, сошки.

Предком современного станового рюкзака стала «потяга» – деревянная дощечка на лямках, с помощью которой эвенки и юкагиры переносили тяжести. Для этой же цели служил «тарсук» – ящик для переноски и плетеные корзины «крошни».

Одежда и маскировка

Главными требованиями к одежде охотника были: мягкость, отсутствие шороха и скрытность, маскировка. Одежда должна была долгое время сохранять тепло и не стеснять движения, не цепляться пряжками или хлястиками за ветки, быть предельно простой. По типу кухлянки – верхней одежды без застежки, стали шить и одежду для снайперов.

Ни оружие, ни пряжки не должны были звякать, – это могло спугнуть зверя. На ноги охотники надевали специальную мягкую обувь – опочи или ичиги, которые позволяли бесшумно передвигаться по любой местности, чутко контролируя опору ступней.

Для маскировки охотники использовали шкуры зверей, траву, ветви деревьев. У тундровиков, охотящихся за северным оленем и песцом, существовали даже специальные костюмы и щиты с прорезями для стрельбы из лука или ружья, которые охотники толкали перед собой, потихоньку подбираясь к зверю на открытом месте. Об этом пишет историк Дмитрий Георгиевич Коровушкин в соавторстве с профессиональным военным, капитаном О. П. Тарасенко, в работе «Знания и опыт сибирских охотников-промысловиков в подготовке снайперов».

Все открытые участки кожи тщательно прикрывались одеждой. Это нужно было не только для маскировки, но и для того, чтобы надоедливая мошка не объела кожу охотника, терпеливо скрадывающего дичь. Даже глаза охотники прикрывали специальными очками из бересты.

«Боевую раскраску» лиц снайперы тоже переняли у охотников – те покрывали узорами лица не только для маскировки, но и в ритуальных целях.

Профессионалы

Однако, кроме людей, занимающихся охотой в свободное время, в качестве хобби, есть и те, для кого добыча мяса диких зверей и птиц, а также меха является постоянным источником дохода, главным занятием в жизни.

Такие специалисты называются охотниками-промысловиками. О них тоже написано много литературных произведений. А иногда и сами они выступают в роли авторов.

Одним из таких писателей является Леонид Максимов, сборник рассказов которого, вышедший несколько лет назад, посвящен лесу, тайге и охоте в Красноярском крае. В этих рассказах автор, кроме занимательных случаев, происходивших с его героями, дает подробное описание жизни и быта этих бесстрашных, мужественных людей. Одним из таких персонажей является Михаил Кириллович, охотник-промысловик, которому на момент описываемых событий было немногим больше сорока лет.

Этого потомственного охотника в селе, где он жил, все называли Кирилычем, подчеркивая уважение к его отцу. Родитель героя, Кирилл Ильич, был известным промысловиком и умер от ран, полученных в результате неожиданной встречи с медведем. Рассказ Леонида Киселева «Жизнь на охотничьем зимовье» полностью посвящен работе и тем правилам жизни в тайге, которые выработал для себя Кирилыч. Герой произведения воевал в Великую Отечественную войну, пройдя ее до последнего дня. Рассказывая об этом времени, он удивлялся, как ему удалось выжить. Михаил Кириллович приглашает рассказчика провести зиму в его доме. Автор поступает на работу в бригаду геологов, которые заняты исследованием здешних месторождений веществ, пригодных для применения в атомной промышленности. Параллельно со своей работой в бригаде автор наблюдает за жизнью Кирилыча.

Примеры охотничьей сметки

Алтайцы, эвенки, якуты и чукчи считали, что настоящий охотник должен быть подобен лесному духу, которого никто не видит, никто не слышит и никто не чует, но он незримо присутствует в тайге, полностью контролируя ситуацию.

Поэтому часто неграмотные представители коренных народов Сибири становились на войне бесценными специалистами, способными «раствориться» в лесу и сутками выслеживать врагов. Учитель из поселка Усть-Нюкжи, Владимир Федорович Иванищенко, в работе «Амурские эвенки – участники Великой Отечественной войны» приводит пример, как знание природных явлений дало возможно снайперу-эвенку выполнить задание.

Эвенк из рода Ёкотгор, Иван Николаевич Кульбертинов, уроженец якутского села Таяна, которое стоит на берегу Олекмы, пошел добровольцем на войну в 25 лет, воевал на 1-м и 2-м Украинских фронтах, прошел всю войну и вернулся в родное село.

Однажды командир попросил эвенка «разобраться» с немецким снайпером, который не давал нашим солдатам высунуться из окопов.

Для выполнения задачи эвенк попросил солдат ночью выкопать в сторону немцев 20-метровый окоп, а когда задание было выполнено, перед рассветом залег в нем. Он знал, что на рассвете после винтовочного выстрела в прозрачном утреннем воздухе обязательно образуется крохотное облако пара, которое без труда позволит ему вычислить, где находится противник.

Первым же выстрелом сидевший на сосне немецкий снайпер выдал себя, и эвенк снял его, нажав ну спуск один-единственный раз.

Зурхай

Среда, 13 октября

8-й лунный день с элементом Дерево. «Дүйсэн үдэр» — благодетельные поступки и греховные деяния, совершённые в этот день, приумножатся в сто раз. Благоприятный день для людей, родившихся в год Мыши, Коровы, Дракона, Собаки и Свиньи; почитать Три Драгоценности, избегать опасных ситуаций, проводить обряды для улучшения жизни и для богатства, устроить праздник, регистрировать брак, надевать новые украшения, новую одежду, повышать физическую нагрузку, заказывать «Табан харюулга». Неблагоприятный день для людей, родившихся в год Змеи и Лошади; Начинать путешествие, дальнюю поездку, проводить полевые работы, кроить и создавать эскизы одежды, приводить невестку, отдавать дочь в невесты. Отправляться в дорогу – к большим неприятностям, а также к расставанию с близкими. Стрижка волос – к удлинению жизни, к наполнению силы жизни.

Четверг, 14 октября

9-й лунный день с элементом Ветер. Благоприятный день для людей, родившихся в год Тигра, Кролика, Обезьяны и Курицы; Учиться и постигать науку, открыть вклад в банке, строить дом, шить и кроить одежду, заказывать «Сагаан шүхэртэ», для жёсткого решения некоторых вопросов. Неблагоприятный день для людей, родившихся в год Коровы, Дракона, Овцы и Собаки; Заводить новые знакомства, обретать друзей, начинать преподавательскую деятельность, устраиваться на работу, нанимать работников, приводить невестку, отдавать дочь в невесты, проводить похороны и поминки. Отправляться в дорогу – к плохим вестям. Стрижка волос – к непродолжительной болезни.

Пятница, 15 октября

10-й лунный день с элементом Огонь. Благоприятный день для людей, родившихся в год Лошади, Овцы, Обезьяны и Курицы; проводить обряд «даллга абаха», устроить праздник, регистрировать брак, надевать новые украшения, новую одежду, для благих дел. Неблагоприятный день для людей, родившихся в год Тигра и Кролика; заказывать «Табан харюулга», «Жинсэриг», для жёсткого решения вопросов. Отправляться в дорогу – к утратам и краже. Стрижка волос – к улучшению самочувствия, и прибавлению силы.

Спасение

Когда страшный зверь вылез из дупла, он напал на охотника. И снова породистая собака подвела

Она трусливо убежала, в то время как дворняжка Волчок отважно вцепился в шкуру неприятеля, атаковавшего его хозяина. Медведь, спасаясь от боли, причиненной собачьими зубами, убежал

Хозяин был спасен, однако псу сильно досталось от сурового хищника. Его передние зубы были выбиты.

Егерь, нашедший знакомого пса, решил, что тот потерялся, и предложил отвезти его домой, тем более что его напарник содержал пасеку и мог угостить их свежим медом. Когда приятели приехали к хозяину собаки, тот, вопреки ожиданиям, не обрадовался тому, что его питомец и спаситель был найден. Медом он их угостил только после того, как егерь намекнул ему, что ожидает такого подарка. Прощаясь, мужчина сказал, что, так уж и быть, оставит пса у себя.

Этот неблагодарный человек теперь, кроме пчеловодства, занимался изготовлением обуви. Егерь заказал у него унты. Мастер пообещал сделать их к следующему визиту приятеля. Так и расстались. После похода на зимовку, возвращаясь, друзья снова навестили пасечника. Он не стал приглашать их в дом на этот раз, а вынес пару новых унт на улицу. Мастер сказал, что на отделку обуви пошла и шкура Волчка. Егерь упрекнул его, сказав, что собака верно служила ему. На это неблагодарный охотник ответил, что теперь она тоже хорошо послужит в качестве обуви. Егерь не взял унты и, не попрощавшись, уехал. На такой печальной ноте заканчивается эта охотничья история.

Верный пес (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Рассказы про охоту в тайге Максимова содержат множество эпизодов, связанных с домашними животными. Особый интерес для читателя представляет фрагмент, в котором повествуется о том, каким образом промысловик Михаил Кириллович обзавелся собакой.

Однажды в тайге он повстречал охотников-хантов. Их лодка вместе с необходимой провизией утонула. Кирилыч возвращался с промысла и не испытывал нужды в большом запасе продуктов питания и ружейных патронов. Поэтому он отдал и то и другое попавшим в беду людям. Представители этой народности отличаются тем, что всегда с благодарностью помнят о помощи, оказанной им. Поэтому через некоторое время эти же охотники, проходившие через заимку Кирилыча, подарили ему щенка прекрасной сибирской лайки. Этот пес, так же как и конь Гнедой, стал для него другом и помощником в нелегком деле таежных промыслов на долгие годы.

Главный герой этого охотничьего рассказа в тот год, когда с ним на зимовке находился его младший друг, автор произведения, успешно завершил свой период охоты, как и положено, в декабре. Новый год он по традиции встречал с близкими людьми, для которых приготовил традиционные подарки — куски мяса медведя. Раннюю весну охотник посвящал иному занятию. Он изготавливал лопаты для уборки снега. С наступлением первых теплых дней он начинал охотиться на тетеревов. Делал Кирилыч это уже не при помощи ружья, а силками.

Так называются петли из ниток, предназначающиеся для такой цели. Данной дичи удается наловить не так много.

Автор произведения заканчивает свое повествование на невеселой ноте. Спустя некоторое время он приехал в родной поселок, но ему сказали, что Михаил Кириллович живет теперь в городе. Он пошел повидаться с ним, и эта встреча оказалась последней. Вскоре охотник умер от разрыва сердца.

Это был последний человек в этих краях, который профессионально занимался данным промыслом.

Другие новости раздела

13 октября 2021, 14:18     


В Улан-Удэ «управляшку» лишили лицензии
Ранее за нарушения компанию оштрафовали на 1,5 млн рублей.

13 октября 2021, 13:50     
 414

Россиянам напомнили о длинных выходных в ноябре
Нерабочие дни продлят за счет дополнительного выходного.

13 октября 2021, 13:19     
 1 189

В Бурятии в полуфабрикатах нашли возбудителя опасных болезней
Оба продукта привезли из другого региона.

Смотреть еще

Актуально

30 сентября, 17:30     

 5 899

5 фактов о нововведениях октября

24 сентября, 20:35     

 4 315

«Камера — это моё». Как прошел кастинг проекта «Хочу на Ариг Ус»

22 сентября, 18:00     

 10 294

Несколько районов Бурятии накрыло снегом (ФОТО, ВИДЕО)

21 сентября, 15:34     

 15 427

Верховный суд Бурятии вынес решение по делу Баира Жамбалова

Свежие новости

13 октября, 14:18     
В Улан-Удэ «управляшку» лишили лицензии
Ранее за нарушения компанию оштрафовали на 1,5 млн рублей.

13 октября, 14:13      41
Улан-удэнка вонзила ему нож в спину бывшему мужу
Женщина пыталась защититься от агрессивного возлюбленного.

13 октября, 13:50      414
Россиянам напомнили о длинных выходных в ноябре
Нерабочие дни продлят за счет дополнительного выходного.

13 октября, 13:29      903
В Улан-Удэ 8-летнего ребенка сбили прямо на «зебре» (ВИДЕО)
Наезд произошел в Железнодорожном районе.

13 октября, 13:19      1 188
В Бурятии в полуфабрикатах нашли возбудителя опасных болезней
Оба продукта привезли из другого региона.

13 октября, 12:24      292
В Бурятии выступили за запрет продажи детям бытового газа
Напомним, на днях в Улан-Удэ школьник погиб от отравления газом.

13 октября, 12:17      181
В Иркутске при пожаре спасли дедушку, едва не погибшего в огне
Пенcионер отравился газом. Еще 16 человек эвакуировались сами.

13 октября, 12:15      123
«Великий и могучий»
Изучаем ударения.

13 октября, 12:01      433
Любовь зла: В Улан-Удэ парень ограбил девушку, разбившую ему сердце
За неудачный «подкат» ему грозит уголовная ответственность.

13 октября, 11:12      447
Юрист рассказала о нюансах развода
Где и как должно проходить расторжение брака — далее.

13 октября, 11:05      573
В Забайкалье мужчину осудили за смерть девочки-подростка
Мужчина отнял жизнь молодой девушки, сев за руль пьяным.

13 октября, 10:56      486
Ребенка обижают в детсаду. Что делать родителям?
Советы от семейного психолога — далее.

Гнедой

Такую кличку дали лошади, появившейся в доме отца главного героя еще до Великой Отечественной войны. В те годы в Советском Союзе проводилась политика коллективизации. Участки земли, домашние животные, и многое другое, что чиновники считали излишеством, отбиралось у зажиточных людей. У семьи хотели конфисковать и Гнедого.

Охотники бы остались без лошади, если бы юному Михаилу не пришла в голову спасительная идея. Он решил отвести коня на зимовку, находящуюся в глухой тайге. План сработал. Сотрудники специальных органов не смогли добраться до охотничьего жилища. Таким образом, лошадь была сохранена и служила Кирилычу в течение не одного десятка лет.