Структура мвд

Права

Они сопровождают государственно-служебную деятельность сотрудника, формируют условия его защищенности и в социальной, и юридической сфере. Права, по своей сути, обладают обеспечительным характером. Ряд авторов предлагает следующее разделение:

  1. Права, которые способствуют непосредственному исполнению обязанностей. К этой категории, например, относят возможность ознакомиться с материалами и документами, регулирующими деятельность сотрудников ОВД, должностной рост, повышение квалификации, членство в профсоюзе и пр.
  2. Права, которыми сопровождается служебная деятельность субъекта. К ним, например, можно отнести ношение и хранение оружия, форменной одежды и пр.

Кроме того, для сотрудника устанавливаются определенные ограничения. Они призваны обеспечивать его моральный облик и свободу действий служащего в рамках его компетенции.

Административная работа

В органах внутренних дел российской исполнительной власти проводятся мероприятия, направленные на:

  1. Охрану порядка на территории государства.
  2. Производство по делам, связанным с административными правонарушениями, включенным в компетенцию ОВД.
  3. Обеспечение безопасности на автотрассах страны, разработку и внедрение мероприятий по предотвращению ДТП, уменьшению тяжести последствий аварий, организацию и выполнению специальных надзорных, контрольных и разрешительных функций в сфере БДД.

Органы внутренних дел Российской Федерации проводят также лицензионную работу в сферах, подлежащих лицензированию, контролируют отношения, возникающие в них.

Другие функции

Органы внутренних дел Российской Федерации участвуют в обеспечении режима ЧС и военного положения при их введении на территории страны либо в отдельных ее регионах. Структуры обеспечивают проведение мероприятий в рамках военного времени и единой госсистемы ликвидации и предупреждения чрезвычайных ситуаций. ОВД организуют и проводят мобилизационную подготовку в системе МВД, контролируют и координируют работу ФМС в данной сфере. Органы внутренних дел обеспечивают выполнение мероприятий ГО, способствуют повышению стабильности функционирования внутренних войск в военное время и при возникновении ЧС в мирных условиях.

Структуры участвуют в территориальной обороне, в совместных действиях с ВС, прочими формированиями. Органы внутренних дел организуют специальные воинские перевозки в границах страны в интересах ОВД и ВС в соответствии с межведомственными соглашениями и правительственными постановлениями и в интересах соответствующих институтов исполнительной власти. По решению президента ОВД обеспечивают участие своих сотрудников, солдат внутренних войск и госслужащих в мероприятиях по восстановлению либо поддержанию международной безопасности и мира.

Управление

Руководство работой МВД осуществляет глава государства. Возглавляет институт министр. Назначение его на должность, а также освобождение от нее осуществляется президентом в соответствии с представлением председателя правительства. Министр несет индивидуальную ответственность за реализацию задач и полномочий, которые возлагаются на МВД, а также за осуществление госполитики в сфере ВД. Должностное лицо имеет заместителей. Они назначаются и освобождаются от должности президентом также в соответствии с представлением председателя правительства. Министр может иметь 8 заместителей.

Обзор документа

1 октября закончился срок, в течение которого иностранцы, нарушившие миграционное законодательство и не имеющие законных оснований нахождения в России, могли обратиться в ОВД с заявлением об урегулировании своего статуса. Также снят запрет на их высылку за пределы страны.

В отношении законно находящихся в России иностранцев, в том числе урегулировавших свой статус, по-прежнему приостановлено течение сроков временного пребывания, временного и постоянного проживания, постановки на учет по месту пребывания.

До конца 2021 г. получить и переоформить патент можно без учета требований к сроку подачи документов и заявленной цели въезда. Граждане стран ЕАЭС сохраняют право на заключение трудовых или гражданско-правовых договоров вне зависимости от цели визита. Работодатели могут обращаться за выдачей или продлением разрешений на работу без учета требований к цели визита.

Общие сведения об органах внутренних дел

ОВД выполняет существенный объем задач, связанных с обеспечением общественного порядка, как то: охрана базовых прав и свобод граждан, зашита правопорядка, контроль над общественной безопасностью (предотвращение преступлений, их выявление и пресечение и пр.) и т.д. ОВД является тем органом, который принимает и незамедлительно реагирует на обращения потерпевших или свидетелей правонарушений.

Пример 1

Статистика деятельности ОВД РФ, к примеру, за 2014 такова: число зарегистрированных обращений о преступных деяниях, административных нарушениях и прочих происшествиях – 29 288,5 тыс. (рост по отношению к предыдущему году составил 3,2%). Всего за 2014 год было зарегистрировано 2 166,4 тыс. уголовных преступлений, и этот показатель ниже, чем в предыдущем году на 1,8%.

Эффективность работы органов внутренних дел в 2014 году отражают и такие показатели:

  • средний уровень преступности в стране (на 100 000 человек) составил 1 507,9 тыс. преступлений, и это на 31,2 пункта ниже, чем в 2013 году;
  • среднее число тяжких и особо тяжких преступлений (на 100 000 человек) уменьшилось с 375, 1 (2013 год) до 365,7 (2014 год).

Чтобы понять, насколько обширен вклад структуры органов ОВД в решение вопросов общественной безопасности, можно также привести следующую статистику: в 2013 году 74,5 % общего числа предварительно расследованных преступлений было расследовано представителями ОВД. Средняя нагрузка на одного следователя ОВД – 38 уголовных дела, и этот показатель самый высокий среди всех правоохранительных органов.

Во главе всей структуры органов внутренних дел стоит Министерство Внутренних Дел (МВД) Российской Федерации.

Министерство Внутренних дел РФ

Определение 1

Министерство внутренних дел есть федеральный орган исполнительной власти, в ведомстве которого находятся вопросы разработки и внедрения принципов государственной политики относительно нормативно-правового регулирования в области внутренних дел. Разработка государственной позиции по вопросам миграции также является зоной ответственности МВД РФ.

Руководство деятельностью Министерства Внутренних Дел осуществляется Президентом России (согласно положениям Указа Президента № 636, 21.05.2012 г.). Непосредственной главой МВД является Министр, которого назначает и освобождает от должности Президент. На Министра МВД возлагается личная ответственность за качество внедрения государственной политики в области внутренних дел.

В непосредственном подчинении у Министра МВД находятся его заместители, чье количество определяется Президентом, и им же данные лица принимаются на должность и освобождаются с нее.

Штат следователей МВД – самый крупный во всей системе органов, чья деятельность связана с защитой правопорядка, представлен 43,5 тысячами сотрудников, что составляет 65% всего следственного корпуса России. Указанные цифры вполне оправданы, учитывая показатели работы и нагрузки, приведенные в примерах выше.

Статус МВД закреплен в Положении о МВД России, и здесь же (п.3 Положения) определен круг задач, стоящих перед МВД РФ:

  • подготовка и внедрение принципов политики государства в области внутренних дел;
  • регулирование вопросов в области внутренних дел посредством применения правовых норм;
  • охрана прав и свобод, жизни и здоровья граждан России, граждан иных государств, находящихся на территории России и лиц, не имеющих гражданства;
  • обеспечение общественного порядка, общественной безопасности, охраны собственности;
  • противодействие преступности;
  • управление деятельностью органами внутренних дел и внутренними войсками;
  • реализация охранительных мер социального и правового характера относительно сотрудников ОВД, служащих внутренних войск, государственных гражданских служащих структуры МВД;
  • социально-правовое обеспечение сотрудников структуры МВД; лиц, уволенных со службы в ОВД; лиц, уволенных с военной службы; членов семей перечисленных лиц и прочих граждан, обеспечение которых, согласно законодательству России, подведомственно МВД.

Обязанности

В юридической литературе предлагается следующая классификация:

Служебные обязанности. Они возводятся в ранг нормативных предписаний и закрепляются ФЗ, нормативными документами президента, актами МВД. Именно служебные обязанности характеризуют сотрудника ОВД как представителя исполнительной федеральной власти. Среди них следует отметить:

  • Соблюдение Конституции, ФЗ и прочих правовых актов.
  • Добросовестное выполнение обязанностей.
  • Обеспечение защиты и соблюдения законных интересов и прав граждан и так далее.

Должностные обязанности. Они устанавливаются в инструкциях и положениях. К таким обязанностям, в частности, относят соблюдение условий контракта и присяги, внутреннего порядка и дисциплины и пр.

Понятие, система и основные направления деятельности органов внутренних дел РФ

Органы внутренних дел (ОВД) занимают одно из центральных мест в системе правоохранительных органов России.

Органы внутренних дел образуют централизованную систему, возглавляемую Министерством внутренних дел (МВД) России, которая включает в себя:

  • Органы внутренних дел субъектов РФ: МВД республик, главные управления внутренних дел (ГУВД) краев, областей, городов федерального назначения, автономной области и автономных округов;
  • Органы внутренних дел городов, районов, закрытых административно-территориальных образований;
  • линейные управления и Органы внутренних дел на ж/д, водном и воздушном транспорте отделения;
  • ГУ и отделы на особо важных и режимных объектах;
  • территориальные органы управления учреждений с особыми условиями хозяйствования;
  • образовательные и научно-исследовательские учреждения и иные подразделения, созданные для решения задач, возложенных на органы внутренних дел.

В своей деятельности Органы внутренних дел руководствуются Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, принципами и нормами международного права, международными договорами РФ.

Органы внутренних дел – многофункциональные правоохранительные органы, на которые возложено осуществление следующих основных видов правоохранительной деятельности:

  • административной, связанной с охраной общественного порядка, организацией безопасности дорожного движения;
  • оперативно-розыскной, т. е. деятельности по выявлению и раскрытию преступлений, розыску лиц, совершивших преступления и скрывшихся от органов предварительного расследования и суда, бежавших из мест лишения свободы, без вести пропавших.

Важные направления деятельности Органы внутренних дел связаны с миграционными вопросами в РФ; выдачей (аннулированием)специальных разрешений (лицензий) на занятие видами деятельности, производствами, работами, подлежащими лицензированию в системе МВД.

Органы внутренних дел обеспечивают государственную защиту судей, народных заседателей, присяжных заседателей, прокуроров, следователей и других категорий должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов.

МВД России – федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий в пределах своих полномочий государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности и непосредственно реализующий основные направления деятельности ОВД, а также координирующий деятельность в этой сфере иных органов исполнительной власти.

Министерство подчиняется Президенту РФ, а также Правительству РФ.

В структуру центрального аппарата МВД России входят: Служба криминальной милиции; Служба милиции общественной безопасности; Служба тыла; Федеральная миграционная служба МВД России; Главное управление кадров; Главное организационно-инспекторское управление; Главное правовое управление; Главное управление собственной безопасности; Управление делами; Управление информации, региональных и общественных связей; Контрольно-ревизионное управление; Управление международного сотрудничества; Управление мобилизационной подготовки; Следственный комитет при МВД России; Главное командование внутренних войск.

Органы следствия

Особое внимание необходимо уделить такой составляющей МВД и его территориальных органов как следственные органы. Органы следствия обладают определенной автономией со своей структурой, подчиненной высшему и территориальному руководству ОВД

Структуру органов следствия возглавляет Следственный Департамент МВД, который, в том числе, осуществляет контролирующую функцию за соблюдением следователями и подчиненными элементами структуры законодательных норм относительно уголовного судопроизводства.

Фундаментом построения структуры следственных органов являются следующие принципы:

  • централизация внутри системы (вышестоящие элементы структуры управляют нижестоящими элементами структуры);
  • сообразность построения структуры органов следствия территориально-административному делению страны и линейному делению системы транспорта;
  • сочетание определенной процессуальной самостоятельности следователей и контроля над ними со стороны руководства процессуального и организационного характера;
  • координация действий с прочими органами внутренних дел и подчинение/соподчинение МВД (территориальным органам);
  • качественное взаимодействие с органами власти и гражданскими общественными объединениями.

Главой (начальником) Следственного департамента МВД является заместитель Министра внутренних дел, принимаемый на должность и освобождаемый с нее решением Президента России. Такая процедурная особенность служит некой дополнительной гарантией процессуальной автономности следственных органов в производстве уголовных дел, поскольку освобождает следователя от влияния иных служб, в частности, оперативных.

Основными задачами, стоящими перед Следственным департаментом, являются:

  • принятие участия в формировании ключевых направлений политики государства в области расследования преступных деяний, организации соответствующей деятельности, соблюдении законодательных уголовных норм;
  • улучшение качества регулирования в области расследования уголовных дел посредством применения правовых норм;
  • управление (организация, формирование методологии) функционированием органов предварительного следствия;
  • в установленных законом пределах полномочий реализация функции контроля над правомерностью принимаемых решений и осуществляемых действий следователями;
  • производство расследования особо тяжких преступных деяний, совершенных не единолично конкретным физическим лицом, а преступными группировками, сообществами, организациями, в частности, таких преступлений, которые вызвали общественный резонанс, основаны на разжигании межнациональной розни, носят межрегиональный характер и пр.;
  • налаживание эффективного сотрудничества между следователями ОВД и правоохранительными органами иных стран с опорой на положения международных договоров относительно оказания помощи правового характера в вопросах уголовных дел;
  • участие в разработке и внедрении мероприятий по повышению продуктивности кадровой политики, совершенствованию профессиональных навыков сотрудников следственных органов.

Помимо непосредственно Следственного департамента функционируют также разного рода территориальные и линейные следственные представительства. К таковым относятся следственные подразделения, входящие в состав:

  • Главного управления МВД по Северо-Кавказскому федеральному округу;
  • управлений на транспорте по федеральным округам;
  • министерств внутренних дел республик, управлений МВД прочих субъектов страны;
  • отделов МВД районного, городского и иных муниципальных уровней, в частности, закрытых территориально-административных образований, режимных объектов;
  • Управления МВД комплекса «Байконур».

Информация МВД России от 30 сентября 2021 г. “Официальная информация”

6 октября 2021

Министерство внутренних дел Российской Федерации информирует о прекращении с 1 октября 2021 года действия некоторых положений Указа Президента Российской Федерации от 15 июня 2021 г. N 364 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»

Так, закончился срок, в течение которого иностранные граждане и лица без гражданства, нарушившие миграционное законодательство и не имеющие законных оснований нахождения на территории Российской Федерации, могли обратиться в органы внутренних дел с заявлением об урегулировании своего статуса. Также снят запрет на применение в отношении нарушителей мер, связанных с высылкой за пределы территории Российской Федерации.

В отношении законно находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе урегулировавших свой статус до 30 сентября т.г., по-прежнему приостановлено течение сроков временного пребывания, временного и постоянного проживания, постановки на учет по месту пребывания, без необходимости совершения действий для их продления. При этом такие лица вправе обратиться с заявлениями о предоставлении государственных услуг в сфере миграции.

После снятия введенных Российской Федерацией временных ограничений на транспортное сообщение с иностранным государством, о чем будет издан соответствующий акт Правительства Российской Федерации, предусмотренные Указом меры будут действовать еще 90 суток.

До конца 2021 года получение и переоформление патента возможно без учета требований к установленному сроку подачи документов и заявленной цели въезда, граждане стран ЕАЭС сохраняют право на заключение трудовых договоров или гражданско-правовых договоров, при чем — вне зависимости от заявленной цели визита, а работодатели, имеющие разрешение на привлечение иностранных работников, могут обращаться за выдачей или продлением разрешений на работу иностранным гражданам без учета требований к заявленной цели визита в Российскую Федерацию.

Иностранные граждане, на 15 марта 2020 года не имевшие законных оснований для пребывания в Российской Федерации и до 30 сентября т.г. не обратившиеся в органы внутренних дел для урегулирования законности своего пребывания, считаются незаконно находящимися в Российской Федерации и подлежат привлечению к административной ответственности.

Адрес данной страницы в интернете: https://xn--b1aew.xn--p1ai/mvd/structure1/Glavnie_upravlenija/guvm/news/item/26234792

Общие положения об МВД России

Предназначение ОВД состоит в выработке и реализации государственной политики в области контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области миграции, в сфере внутренних дел. Еще одной целью является правоприменительная деятельность по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере внутренних дел.

Основные принципы деятельности

Деятельность системы ОВД построена на принципах:

  1. Соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина;
  2. Осуществления деятельности в строгом соответствии с законом;
  3. Беспристрастности, т. е. органам внутренних дел запрещено проявлять дискриминацию к гражданам по каким-либо основаниям;
  4. Открытости и публичности деятельности для общества в той мере, в какой это не противоречит закону и не нарушает права граждан, общественных объединений и организаций;
  5. Стремления обеспечить общественное доверие к себе и поддержку граждан;
  6. Взаимодействия и сотрудничества с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями и гражданами;
  7. Использования в своей деятельности достижений науки и техники, информационных систем, сетей связи, а также современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры.

Важно! Характерными особенностями МВД являются правоохранительная направленность деятельности Министерства, ее публичность и эффективность.

Задачи, поставленные перед МВД России

Министерство внутренних дел Российской Федерации выполняет следующие задачи перед государством:

  1. Нормативно-правовое регулирование в сфере внутренних дел;
  2. Управление ОВД РФ;
  3. Выработка и реализация государственной политики в сфере внутренних дел;
  4. Обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод российских граждан, иностранцев и лиц, не имеющих гражданства, противодействие преступности, охрана общественного порядка и собственности, обеспечение общественной безопасности, предоставление государственных услуг в сфере внутренних дел;
  5. Обеспечение социальной и правовой защиты всех лиц, имеющих отношение к системе МВД;
  6. Осуществление федерального государственного контроля либо надзора в сфере внутренних дел.

Полномочия, которыми наделено МВД России

Все подразделения в системе министерства структурированы для осуществления следующих полномочий:

  • проектирования и проведения в жизнь государственной политики в области внутренних дел;
  • совершенствования нормативно-правовой базы внутренних дел и обобщение практики ее применения;
  • проведения мероприятий по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности;
  • охрана собственности, розыск исчезнувшего имущества, установление имущества, подлежащего конфискации;
  • разработка и осуществление мер по борьбе с преступностью, в том числе по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений и правонарушений;
  • участия в мероприятиях по борьбе с терроризмом;
  • контрольные мероприятия в отношении оборота оружия;
  • осуществления контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
  • миграционного учета и контроля;
  • формирования государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения и проведение соответствующих мероприятий и т. д.

Полномочия МВД РФ

Данный федеральный исполнительный институт подчиняется Президенту и Правительству РФ. В его компетенцию входит:

  • разработка направлений госполитики в вопросах миграции, обеспечения внутренней безопасности и правопорядка;
  • формирование и предоставление проектов нормативных актов Правительству и Президенту РФ, которые занимаются их утверждением, а также подготовка отзывов и заключений к нормативным актам, находящихся на рассмотрении в ГД;
  • принятие решений по вопросам, находящимся в сфере компетенции ВД; координация и постановка задач ОВД и внутренним войскам;
  • разработка и проведение мероприятий, направленных на совершенствование системы охраны правопорядка внутри страны.

Федеральные органы

Организационно-структурные особенности органов МВД

На данный момент действует несколько ГУ:

  • по обеспечению безопасности дорожного движения;
  • по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с местными органами;
  • на транспорте;
  • уголовного розыска;
  • экономической безопасности и противодействия коррупции;
  • по вопросам миграции (ранее эти функции выполнял ФМС);
  • по противодействию экстремизму;
  • собственной безопасности;
  • по контролю за оборотом наркотических веществ.

В МВД РФ присутствует ряд Департаментов, также отличающихся по специфике выполняемой работы. Среди них:

  • следственный (занимается расследованием преступлений и контролем за исполнением норм уголовного судопроизводства);

  • госслужбы и кадров (обеспечивает систему МВД необходимыми кадрами и переподготовкой сотрудников);
  • делопроизводства и работы с обращениями физических и юридических лиц (обеспечивает защиту сведений, относящихся к гостайне, занимается рассмотрением прошений граждан и организаций);
  • информтехнологий, связи и защиты информации (осуществляет контроль за работой и развитием используемых информационных систем и средств связи, а также обеспечением безопасности передаваемой информации);

  • материально-техническому и медобеспечению (контролирует вопросы, связанные с госзакупками и обеспечением подразделений МВД необходимой материально-технической базой);
  • финансово-экономической политике и обеспечения соцгарантий (занимается планированием бюджета МВД и финансовым обеспечением органов ВД);
  • договорно-правовой (отвечает за развитие законодательства в сфере ВД и координацией работы с международными организациями);
  • организационно-аналитический (разрабатывает стратегию борьбы с преступностью и обеспечения общественного порядка и безопасности).

Также в МВД существуют различные Управления:

  • компьютерной информации (т. н. Управление «К»);
  • по взаимодействию с гражданскими обществами и СМИ;
  • командование внутренних войск;
  • организационно-штатное;
  • по обеспечению безопасности при проведении международных и массовых спортмероприятий;
  • контрольно-ревизионное;
  • по обеспечению безопасности лиц, находящихся под госзащитой;
  • по организации дознания;
  • оперативное управление;
  • национальное бюро Интерпола;
  • международного сотрудничества.

При МВД существуют и Центры, например:

  • Академия управления МВД:
  • Центр метрологии;
  • Институт повышения квалификации сотрудников МВД РФ;
  • Центр кинологического обеспечения;
  • ГЦ спецперевозок МВД;
  • Информационно-аналитический центр;
  • ГЦ связи и защиты информации;
  • Экспертно-криминалистический центр;
  • Центр социальной работы и т. д.

Региональные органы

Положение о создании окружных отделений ВД закреплены в Указе Президента N . Всего в округах действует 8 ГУ МВД по:

  1. ДФО.
  2. ЦФО.
  3. Приволжскому ФО.
  4. СФО.
  5. СКФО.
  6. СЗФО.
  7. УФО.
  8. ЮФО.

Отдельно действует Управление на транспорте МВД.

В регионах же расположены отделения МВД:

  • по республикам — 21 министерство;
  • по другим субъектам РФ — 20 ГУ и 39 управлений.

Местные органы

Далее идут территориальные органы Внутренних Дел, во главе которых стоят ГУ МВД населённых пунктов. В субъектах также присутствуют и образовательные учреждения при МВД РФ, занимающиеся обучением и переподготовкой текущих и будущих кадров. В самих же населённых пунктах расположены управления МВД, отвечающие за конкретные районы и административно-территориальные образованиях.