Как подавать сигнал сос. 10 способов подать сигнал бедствия sos

Содержание

Спецсредства для подачи сигналов бедствия

Даже поход в булочную может обернуться катастрофой: случится обвал здания, или вы угодите в полуоткрытый люк. Так что тогда говорить об опасностях, подстерегающих человека вдали от цивилизации. И если в пределах города на помощь пострадавшему кинутся со всех сторон, то в автономных условиях за выживание придется побороться.

Первое, что нужно сделать, это привлечь внимание спасателей, волонтеров или других, оказавшихся неподалеку людей. Для этого пригодятся:

Громкий свисток, который слышно на дальнем расстоянии. Он пригодится в условиях сильного рассеивания звука, когда голос пострадавшего слышен не дальше 100 м: высокие горы, строения, противоположное направление ветра, густой лес и т. д. Звук свистка усиливается в замкнутом пространстве.
Радиостанция, лучше всего действующая на равнине и над водой. В горах от устройства немного пользы.
Приемопередатчик, позволяющий отправлять и получать ответные сигналы.
Радиомаяк, посылающий сигналы на аварийную частоту.
Фонарик-палочка, зажигалка или другой автономный источник света, работающий до 10 часов и незаметный с большого расстояния. Можно подать сигнал бедствия азбукой Морзе.
Буй сигнальный, если крушение случилось на воде.
Маркер водный, окрашивающий воду в насыщенно-оранжевый или ярко-зеленый цвет.
Зеркало-гелиограф, пускает мощные блики (солнечные зайчики). С воздуха такой сигнал заметен с расстояния в 20 тысяч метров.
Сигнальная ракета взрывается на высоте, а значит, заметна на большом расстоянии

Это особенно важно, если вы заблудились в горах.
Сигнальный факел, ярко горящий и заметный издалека.

Способы передачи

В произведениях кинематографа есть бесчисленное количество сцен, где применяют это сигнал. После его подачи на помощь к пострадавшим летят спасатели и выручают из беды. Это очень хорошо, но в реальности бывают разные ситуации. По статистике, только на море за год терпят крушение тысячи крупных и мелких судов. Применять «сообщение» можно не только на воде — он универсален, поэтому, чем больше человек знает способов передачи сигнала «сос», тем больше у него шансов выйти живым и здоровым из форс-мажорной ситуации.

Во многих случаях мобильный телефон может оказаться вне зоны действия сотовой сети, и других средств связи не окажется под рукой. Если это произойдет в отдаленной местности, знак бедствия может стать единственным способом сообщить о беде и спасти себе жизнь

Были случаи, когда люди, находящиеся в заложниках, благодаря этому обращали на себя внимание и благополучно спасались, поэтому следует рассмотреть возможные варианты передачи сообщения о бедственном положении

Способы подачи сигналов бедствия

На прошлом уроке вы узнали, как действовать, если произошла авария транспортного средства в безлюдной местности. Вы помните, что одно из первых приготовлений, которые стоит сделать в таком случае, – подумать о подаче сигналов о спасении. Сегодня мы обсудим, как именно можно подавать сигналы о бедствии.

Вы уже знаете, что, отправляясь в путешествие, обязательно нужно сообщить родным и близким маршрут вашего движения и приблизительное время возвращения. Если вы не вернетесь вовремя – это будет сигналом для них о начале поисков.

Если есть мобильный телефон, естественно, сразу нужно позвонить и сообщить о своем местонахождении. Если же он поврежден или разряжен, стоит поискать специальные средства подачи сигналов бедствия: сигнальные ракеты, факелы, трассирующие пули, эти средства выпускают в воздух ярко-оранжевый или ярко-малиновый дым (рис. 1).

Рис. 1. Сигнальная ракета (Источник)

Применять их надо в крайнем случае, когда есть уверенность, что этот сигнал кто-то заметит и поймет.

Автор азбуки Морзе

Часто, когда говорят о крушениях на кораблях, вспоминают азбуку Морзе, или «морзянку». Азбука Морзе – способ кодирования информации последовательностью длинных и коротких сигналов, т. н. «точек» и «тире». История изобретения этой азбуки очень интересна.

В 1832 г. С. Морзе впервые подумал, что можно передавать сигналы с помощью электромагнитной индукции. Он тут же набросал несколько чертежей аппарата, с помощью которого это было бы возможно. И в сентябре 1837 г. продемонстрировал его в работе (рис. 2). Сигнал был послан по проволоке длиной 1700 футов.

Крупный американский промышленник Стив Вейл заинтересовался работой Морзе, и первое сообщение было послано в 1844 г., его текст гласил: «Чудны дела твои, Господи!».

Итак, телеграфный аппарат был изобретен. Чтобы как-то понять передаваемые сообщения, пришлось изобретать и азбуку. Исходная таблица «кода Морзе» сильно отличалась от тех кодов, что сегодня звучат в эфире, она была слишком сложна. Здесь и проявил свою смекалку Альфред Вейл – партнер Самюэля Морзе по бизнесу. Он придумал пятизначный код для букв, а также цифровой код.

Рис. 2. Передатчик Морзе (Источник)

Собственно азбукой Морзе код начал называться только с Первой мировой войны. В 1848 году код Вейля был усовершенствован немцем Герке. Именно этим кодом пользуются до сих пор

Если принять во внимание эти факты, то знакомое сочетание «азбука Морзе» следовало ради справедливости заменить на «азбуку Вейля – Герке». Но такова жизнь, кем-то подхваченное звучное выражение «азбука Морзе», «морзянка» до сих пор ходит по планете

Если у вас в распоряжении нет ничего из перечисленных выше средств, вы можете воспользоваться костром. Костер – самая древняя сигнальная система, но до сих пор сигнальные костры и сигнальный дым считаются лучшими средствами подачи сигналов бедствия.

Прежде всего, надо выбрать удобное для костров место, хорошо различимое как с земли, так и с воздуха. Для этих целей подойдут поляны, широкие просеки. Лучше, если выбранное для костров место находится на возвышенности. Не следует забывать и о том, что это место должно быть недалеко от лагеря пострадавших.

Чтобы привлечь внимание спасателей, разводят не один, а несколько костров. Принято разводить три костра, расположенные на одной линии или в вершинах равностороннего треугольника

Такие фигуры являются международными сигналами бедствия (рис. 3).

Рис. 3. Схемы расположения сигнальных костров (Источник)

Что значит сигнал SOS

Вы неоднократно могли слышать, что потерпевшие бедствие суда передают сигнал SOS (рис. 4). А что значит этот сигнал?

В 1904 году фирма Marcony Int. Company предложила ввести единый сигнал, извещающий о бедствии на судне. Он состоял из букв CQ (come quick – «приходите быстро»). Потом была добавлена еще одна буква D (danger – «опасность»), и сигнал стал звучать как CQD – «приходите быстро, опасность». Он был утвержден 3 октября 1906 года представителями 29 стран.

Позже стало ясно, что сигнал CQD очень неудобен для передачи: в нем слишком много знаков. Поэтому было предложено заменить его на самое простое сочетание букв SOS. Такой сигнал представляет собой комбинацию «. . . — — — . . .» (три точки, три тире, три точки) и воспроизводится без пауз в отличие от других сигналов. Так и родился всемирно известный крик о помощи, который потом начал обрастать легендами и расшифровываться как Save Our Souls (спасите наши души) или Save Our Ship (спасите наш корабль).

Использование огня

Есть специальная литература, в которой содержится подробные инструкции подачи сигнала этим способом. Можно применять дымовые шашки или сигнальные ракеты. Но не всегда в инвентаре человека, попавшего в беду, есть эти сигнальные устройства. Тогда на помощь приходит обычный огонь. Выложив из бревен или веток деревьев 3 буквы «сос», необходимо поджечь их. Делать это надо на открытой местности, чтобы сообщение о беде было хорошо видно издалека.

Размеры букв должны быть не меньше трех метров. Наличие бензина намного упростит процесс поджигания сигнального костра. Нужно налить его в канавки под буквами и зажечь. В таком случае пламя быстро разгорится, и его будет хорошо видно с воздуха на расстоянии около 20 км. С земли такой знак сос можно увидеть с 8 км. Даже когда костер погаснет, его остатки можно будет увидеть в светлое время суток.

Слово из трех букв: как оно вошло в обиход

До изобретения радио на морских судах уже применялось множество различных сигналов бедствия. Их подавали с помощью семафорных флагов, сигнальных огней и бортового колокола. Когда было изобретено радио и на судах стали появляться первые радиостанции, возникла необходимость в стандартизации передаваемых сигналов. Но договориться не удавалось из-за конкуренции между национальными радиотелеграфными компаниями. В результате сигнал бедствия чуть ли не у каждого пароходства был свой, и путаница шла ужасная.

Потребовалось собрать целых две Международных радиотелеграфных конференции, чтобы положить этому конец. Обе прошли в Берлине в 1903 и в 1906 году. На первой было решено давать приоритет сигналам бедствия в эфире. На второй договорились о едином сигнале бедствия, а все остальные объявили вне закона. Договорились также выделить частоту для передачи этого сигнала и устраивать регулярные минуты эфирной тишины. С тех пор 48 раз в сутки, два раза в час (с 15-й по 18-ю минуту и с 45-й по 48-ю) наступали три минуты тишины в эфире. В это время обрывались на полуслове все сообщения, и радисты всего мира настраивались на частоту 500 Гц в ожидании сигналов бедствия.

Как появился сигнал SOS?

В 1906 году в Берлине состоялась Вторая международная радиотелеграфная конференция. Главным вопросом на ней и было утверждение универсального сигнала о помощи. Вариант Маркони не понравился американским представителям, ведь аналогичные сигналы использовались и на берегу, на железных дорогах. В итоге было решено принять за основу вариант немецкой компании «Телефункен» (Telefunken). Ее дополнительные сигналы не были похожи на буквы азбуки Морзе, в них не было межбуквенных интервалов, а упор делался на большое число знаков. Сигнал Notzeichen имел целых девять знаков: три точки, три тире, три точки (. . . — — — . . .). Это позволяло явно выделить его из общего потока. Да и симметричная структура была удобной для распознавания и запоминания. Буквенного наименования сигнал не получил, конференция лишь обозначила его и порядок действий в случае получения. 3 октября 1906 года был утвержден единый сигнал бедствия, ставший широко известным, как SOS.

С чего начать изучение азбуки Морзе

Чтобы научиться азбуке Морзе, необходимо начать с приемных навыков. К ключевым передачам лучше подходить после освоения всех знаков. Азбука Морзе для начинающих будет казаться достаточно сложной. Именно поэтому устанавливается скорость передачи на технике до ста знаков в минуту. Но если передается несколько знаков, сделайте установку на десять в минуту, чтобы между приемами знаков оставались значительные паузы.

Азбука Морзе: как выучить самостоятельно такую технику кодирования? Начинайте с того, чтобы запомнить звучание буквы и не считайте количество точек или тире. Знаки должны иметь сжатую передачу, чтобы их можно было легко различать. В период обучения снижайте скорость звучания не только между буквами, но и между словами. Сначала изучите алфавит, а после освоения приступайте к цифрам.

Делайте тренировки разнообразными – меняйте тональность сигналов, их скорость и содержание. Также иногда изучайте слоги рывками, чтобы понимать небольшие тексты с ограниченным набором знаков и высокой скоростью. Тренировочные тексты должны использоваться из коротких слов, а позже становиться смешанными и более объемными. Радиограммы необходимо постепенно увеличивать и выделять каждой на изучение до пяти минут.

Слово из трех букв: как оно вошло в обиход

До изобретения радио на морских судах уже применялось множество различных сигналов бедствия. Их подавали с помощью семафорных флагов, сигнальных огней и бортового колокола. Когда было изобретено радио и на судах стали появляться первые радиостанции, возникла необходимость в стандартизации передаваемых сигналов. Но договориться не удавалось из-за конкуренции между национальными радиотелеграфными компаниями. В результате сигнал бедствия чуть ли не у каждого пароходства был свой, и путаница шла ужасная.

Потребовалось собрать целых две Международных радиотелеграфных конференции, чтобы положить этому конец. Обе прошли в Берлине в 1903 и в 1906 году. На первой было решено давать приоритет сигналам бедствия в эфире. На второй договорились о едином сигнале бедствия, а все остальные объявили вне закона. Договорились также выделить частоту для передачи этого сигнала и устраивать регулярные минуты эфирной тишины. С тех пор 48 раз в сутки, два раза в час (с 15-й по 18-ю минуту и с 45-й по 48-ю) наступали три минуты тишины в эфире. В это время обрывались на полуслове все сообщения, и радисты всего мира настраивались на частоту 500 Гц в ожидании сигналов бедствия.

Выкладка букв из подручных материалов

Используя этот способ, необходимо использовать все, что есть под рукой. Можно выложить надпись с помощью камней или бревен на открытом участке земли. В зимнее время года можно использовать золу и уголь от прогоревшего костра для выкладки букв на белом снегу. При этом необходимо соблюдать несколько правил:

  1. При выкладке должны соблюдаться прямые линии.
  2. Используемый материал не должен сливаться с местностью. Необходимо добиться максимального контраста.

Также при таком методе подачи знака бедствия можно использовать теневой эффект. Для этого нужно использовать крупные элементы, способные отбрасывать хорошую тень на землю. В солнечный день сигнал sos будет виден издалека. Не стоит ограничиваться одной конструкцией — чем больше сообщений, тем больше шансов быть замеченным.

Кто создал рацию посылавшую сигналы SOS с терпящего бедствие Титаника. Загадочные истории: SOS с Титаника

15 апреля 1972 года радист американского линкора «Теодор Рузвельт» принял сигнал SOS. Сквозь помехи в наушниках прорывалась морзянка с призывом придти на помощь тонущему «Титанику»! Радист Ллойд Детмер решил, что свихнулся. Но на всякий случай запросил берег. Мало ли? Может быть, в самом деле, кто-то тонет. Ответ с берега был на удивление спокойным и странным: на сигнал SOS не реагировать, следовать прежним курсом.Уже в порту команде линкора, включая капитана, разъяснили, что давно утонувший 15 апреля 1912 года «Титаник» , естественно, не мог посылать призывы о помощи. И вообще никакого сигнала SOS не было. Либо радисту почудилось, либо кто-то хамски пошутил.

Однако Детмеру показалось подозрительным, что разъяснения по поводу его бреда или неустановленного хулиганства в эфире давали представители спецслужб, а не военное начальство. И он начал расследование — сначала просто из любопытства. А потом так увлекся, что попал в психушку. Но перед этим успел все же накопать много интересного. Детмер разыскал в военных архивах донесения своих коллег-радистов о том, что и они получали странные радиограммы — якобы с «Титаника». Переписал даты: 1924-й год, 1930-й год, 1936-й год, 1942-й год: Составил таблицу и элементарно подсчитал, что призраки радиоэфира появлялись примерно раз в шесть лет.

В 1978 году Детмер уже специально ждал сигнала. И уверял, что получил его. О том, что было в 1984 и 1990 годах, ничего не известно. Радист-исследователь находился на излечении в клинике неврозов города Балтимор (США). Но в апреле 1996 года в канадской газете «Сан» появилась заметка об очередном сигнале SOS с «Титаника», полученным канадским судном «Квебек».Некоторые ученые полагают, что «в поле пространства-времени сформировался фантом радиосигнала». Его-то, мол, и ловят время от времени. И еслипериодичность «радиоматериализации» фантома рассчитана верно, то очередного его появления следует ожидать в 2002, 2008 и 2014 году.

Радиорубка «Титаника» (реконструкция для съемок фильма)

Другие ученые утверждают, что сигнал SOS с «Титаника» пробил время в обе стороны. То есть должен был ловиться в 1906, 1900, 1894 (и так далее) годах. Увы, в начале века радио было дорогой экзотикой. Попов изобрел его в 1895 году.

И, тем не менее, сигнал ловился. Мозгами. В 1896 году в Англии вышла книга абсолютно никому не известного автора Моргана Робертсона. В его романе «Тщетность» подробно описана гибель огромного пассажирского парохода. Место гибели — Атлантика, на пути из Англии в Америку. Время — весна 1912 года. Название парохода — «Титан». Ну не мистика ли?Самые отчаянные исследователи-аномальщики уверены, что Эдвард Смит, капитан реального «Титаника», незадолго до катастрофы получил свой собственный сигнал SOS. Якобы этим можно объяснить его оцепенение, неожиданную попытку изменить курс. И то, что настоящий сигнал о помощи был передан с большим опозданием.

Разберемся. Корабли «Олимпик» и «Карпатия» получили SOS с «Титаника» в 23 часа 17 минут. «Титаник» пошел на дно в 2 часа 20 минут ночи. «Карпатия» прибыла на место катастрофы в 4 часа 38 минут. То есть шла около шести часов. Все, казалось бы, сходится: «Карпатия» находилась примерно в 200 километрах от «Титаника». Не сходится только вот что: «Титаник» столкнулся с айсбергом в 23 часа 40 минут и, таким образом, не мог передать SOS 23 минутами раньше. Он начал взывать о помощи около полуночи, и был услышан на корабле «Цинциннати», находившемся в 900 километрах.

Опять же мистика. Получается, что на «Олимпике» и «Карпатии» (как и на самом «Титанике») приняли фантом, а на «Цинциннати» — реальный сигнал бедствия.

Копилка

  • Как на крыльях бабочек создается защитное изображение змеи

    Бабочки, конечно, ничего не знают о змеях. Зато о них знают птицы, охотящиеся на бабочек. Птицы, плохо распознающие змей, чаще становятся…

  • Если octo на латыни «восемь», то почему октава содержит семь нот?

    Октавой называется интервал между двумя ближайшими одноименными звуками: до и до, ре и ре и т. д. С точки зрения физики «родство» этих…

  • Почему важных особ называют августейшими?

    В 27 году до н. э. римский император Октавиан получил титул Август, что на латыни означает «священный» (в честь этого же деятеля, кстати,…

  • Чем пишут в космосе

    Известная шутка гласит: «NASA потратило несколько миллионов долларов, чтобы разработать специальную ручку, способную писать в космосе….

  • Почему основа жизни — углерод?

    Известно порядка 10 миллионов органических (то есть основанных на углероде) и лишь около 100 тысяч неорганических молекул. Вдобавок…

  • Почему кварцевые лампы синие?

    В отличие от обычного стекла, кварцевое пропускает ультрафиолет. В кварцевых лампах источником ультрафиолета служит газовый разряд в парах ртути. Он…

  • Почему дождь иногда льет, а иногда моросит?

    При большом перепаде температур внутри облака возникают мощные восходящие потоки. Благодаря им капли могут долго держаться в воздухе и…

Сигнал бедствия SOS. Как расшифровывается сигнал бедствия SOS

Существует множество вариантов расшифровок сигнала бедствия SOS — «Save Our Souls», «Save Our Ship», «Swim Or Sink», «Stop Other Signals», «спасите от смерти». Но все они являются лишь мнемониками, придуманными для лучшего запоминания, тогда как во время принятия этого сигнала в качестве стандартного на международной радиотелеграфной конференции 1906 года никакого смысла в аббревиатуру не закладывалось. Даже сами буквы SOS к последовательности азбуки морзе . — — —. Можно отнести весьма условно, ведь в ней нет межбуквенных интервалов. А приняли эту комбинацию точек и тире из-за того, что она оказалась удобнее других для распознавания и выделения в общем потоке сигналов благодаря достаточной длине и симметричности.

День SOS. Mayday (сигнал бедствия)

«May day» дословно переводится с английского как «Майский день». Фраза представляет собой приблизительную английскую транскрипцию французского m’aidez  — сокращённый вариант фразы venez m’aider («придите мне на помощь», «помогите мне»). В стандартном французском ни m’aidez , ни m’aider не используются как призыв о помощи. В случае опасности французы восклицают «À l’aide!» или «Au secours!» .

Mayday был придуман в 1923 году Фредериком Стэнли Мокфордом, старшим радистом аэропорта Кройдон в Лондоне . Его попросили предложить сигнал, который было бы трудно перепутать с обычными радиосообщениями и который мог бы быть легко понятен в условиях плохой радиосвязи. Выбор Мокфорда объясняется тем, что большинство полётов из Кройдона в то время осуществлялось в аэропорт Ле Бурже в Париже .

Сигнал Mayday используется в любых ситуациях, которые представляют непосредственную опасность для жизни людей. К таким ситуациям относятся, например, взрыв, пожар, неминуемая угроза затопления судна и т. п. На морском судне он может быть передан только по распоряжению капитана . В ситуациях, которые не несут угрозу жизни, используются другие сигналы.

Mayday может быть передан на любой частоте. Однако существуют частоты, специально предназначенные для передачи сигналов бедствия. Морские спасательные службы и службы управления воздушным движением постоянно прослушивают эти частоты, и обычная радиосвязь на них запрещена, поэтому вероятность того, что сигнал будет принят, выше. На море в различных морских районах плавания для этих целей используются частоты 2182 кГц , 4125 кГц, 6215 кГц, 8291 кГц, 12290 кГц, 16420 кГц, в авиации — 121,5 МГц .

Существую и местные аварийные частоты. Например, 27,065 МГц (9-й канал сетки C СИ-БИ — «аварийный») является частотой бедствия и безопастности. В Московском регионе это Московская служба спасения (позывной «Спасение»).

1 февраля 2009 г. Международная Система Коспас-Сарсат прекратила спутниковую обработку сигналов радиобуев 121,5/243 МГц. Все владельцы радиобуев и их пользователи должны как можно скорее заменить радиобуи 121,5/243 МГц на радиобуи 406 МГц.

Только сигналы от радиобуев 406 МГц засекаются Системой Коспас-Сарсат . Это относится к радиобуям морским (МРБ), авиационным (АРБ) и персональным (ПРБ). В то же самое время другие устройства (например системы выживания, а также передатчики ближнего привода), которые работают на частоте 121,5 МГц и не требуют спутниковой обработки, не затронуты прекращением спутниковой обработки частоты 121,5 Мгц. Решение о прекращении спутниковой обработки частоты 121,5 Мгц было принято в октябре 2000 г. на 25-й сессии Совета Коспас-Сарсат (СКС-25). Если спасательные службы не подтвердили приём сигнала Mayday, любой, кто его слышал, должен повторить его. Таким образом может быть обеспечена помощь тем судам, которые находятся вне пределов прямой радиосвязи со спасательными службами. С 1 января 2005 г. также используется частота 406,025 МГц.

Передача ложного сигнала бедствия во многих странах считается преступлением . Это связано с высокой стоимостью спасательных операций и с риском, которому могут подвергаться их участники.

Что такое азбука Морзе?

Азбукой Морзе именуют метод кодировки цифр, алфавита и знаков препинания, которые принимаются специальными приемниками и расшифровываются радистами. «Морзянка» впервые появилась благодаря Самюэлю Финли Бриз Морзе, который без специального технического образования смог создать шифр сигналов, которые передаются по проводам.

Первый аппарат изобретателя мог принимать и фиксировать сигналы по проводам на расстоянии до полукилометра. В те времена изобретение было не интересным и коммерчески не понятным. Но был один человек, которому новинка стала интересна. Стив Вейл усовершенствовал его и сигналы стали точными и расстояние увеличилось. Благодаря азбуке смогли создать связь между Вашингтоном и Балтимором, а уже спустя год передавались первые телеграммы.

Азбука Морзе — аппарат

Историки не сошлись на едином мнении – создал ли азбуку Морзе или усовершенствующий ее Вейл. Изначально азбука была в виде сигналов разной длительности и возникала путаница в подачах сообщений. Именно поэтому для алфавита и популярных цифр разработали простые комбинации звуков.

СМИ ПОН

Подлинная история советского «ограбления века». Дело братьев Калачян

В 1977 году в Армении произошло крупнейшее в истории СССР ограбление Госбанка.

Об ограблении денежных хранилищ Госбанка не думали даже матёрые уголовники. И тем не менее в 1977 году случилось немыслимое — злоумышленники покусились на святая святых советской финансовой системы.

Операция «Архив». Как Советский Союз окончательно избавился от Гитлера

На рубеже 1980–1990-х годов, когда в Восточной Европе произошло обрушение просоветских режимов, а Западная Германия поглотила Восточную, произошло резкое усиление позиций неонацистов.

На фоне ниспровержения социализма крайне правые силы пытались добиться хотя бы частичной реабилитации нацизма.

Непобедимая страна. 15 интересных фактов о Советском Союзе

30 декабря 1922 года на Первом Всесоюзном съезде Советов было утверждено образование Союза Советских Социалистических республик. Советский Союз занимал территорию площадью 22 400 000 квадратных километров, являясь самой большой страной на планете, имел самую протяжённую границу в мире (свыше 60 000 километров) и граничил с 14 государствами.

Великая душа. Жизнь и принципы Махатмы Ганди

Мохандас Карамчанд Ганди родился 2 октября 1869 года в индийском городе Порбандар в состоятельной семье из варны вайшьев. Маленький Мохандас, или Мохан, меньше всего напоминал философа, мыслителя и политика, идеи которого перевернут мир.

Продукт гуманизма. Как сердобольный дантист придумал «электрический стул»

6 августа 1890 года человечество вписало новую страницу в свою историю. Научно-технический прогресс добрался и до такого специфического рода деятельности, как исполнение смертных приговоров. В Соединённых Штатах Америки была проведена первая смертная казнь на «электрическом стуле».

Придуманный из гуманных соображений «электрический стул» оказался одним из самых жестоких способов смертной казни.

Сигналы, предшествовавшие SOS

Этот случай послужил причиной принятия единой системы передачи сигналов бедствия. Было решено использовать азбуку Морзе, но установить единый международный код.

Спустя три года после спасения людей у берегов Финляндии для этого стали использовать код CQ (первые буквы словосочетания come quick, что переводится как «приходите быстро»). В следующем году компания Маркони, выпускавшая радиопередатчики, предлагает добавить к коду букву D (по первой букве слова danger, что означает «опасность»).

Немецкий Telefunken, конкурент итальянцев, вводит свою комбинацию букв – SOE («Спасите наше судно»). Америка ввела свой код – NC (need salvation), то есть «нуждаюсь в спасении».

Каждый радиотелеграф передавал «свой» сигнал. Он мог быть понят только на таком же оборудовании. Это привело к тому, что лайнер «Фатерланд» отказался сообщить важные сведения американскому кораблю «Лебанон», спешившему на поиски судна. Это произошло по причине запрета на переговоры с теми, у кого нет оборудования Маркони.

Компас

В следующей раз, когда вы потеряетесь в лесу, для ориентации на местности просто достаньте ваш iPhone и откройте приложение Компас.

Как известно, «компас» был частью iOS с самого начала, но на фоне прочих, куда более эффектных утилит, про него часто забывают. А зря – ведь умение ориентироваться на местности с компасом может пригодиться даже городскому жителю, коих нынче подавляющее большинство.

Для работы компаса используется встроенный в смартфон датчик-магнетометр; так iPhone может «почувствовать» магнитное поле Земли. Это здорово – ведь это значит, что его можно использовать офлайн! Правда, наилучший результат «Компас» выдаст только при подключении к инфраструктуре GPS.

При работе с приложением «Компас» iPhone желательно держать строго горизонтально. Сориентироваться по истинному северу можно только при включенных службах геолокации (Настройки → Конфиденциальность → Службы геолокации). Если GPS недоступен, можно пользоваться магнитным севером, как учат (учат же?) в школе.

ПО ТЕМЕ: Ориентирование с iPhone: Как определять азимут в приложении Компас.

Звуковые сигналы

Для привлечения внимания служб спасения подойдет любой предмет, способный издавать громкий звук. Это может быть гудок клаксона автомобиля, оружейный выстрел, звон колокола или свист. Между подачей сигналов необходимо выдерживать минутную паузу.

При подаче сигнала при помощи звука, необходимо учитывать некоторые нюансы:

  1. Для увеличения диапазона слышимости сигнала, нужно направлять его в подветренную сторону.
  2. Если на пути направления звука находятся естественные препятствия в виде деревьев или построек, его сила будет снижаться. Звук, изданный в условиях тумана, распространяется на большее расстояние.

В некоторых ситуациях сможет помочь обычный стук. Он поможет человеку, оказавшемуся заваленным обломками или зажатым в замкнутом пространстве. Зачастую в таких ситуациях ритмичный стук слышен гораздо лучше, чем голосовой сигнал.

Азбука морзе, обозначения и «напевы». Как подать сигнал бедствия?

Азбука Морзе. «Морзянка» — способ передачи сообщений посредством звуков. Алфавит радистов состоит из коротких и длинных звуков, в письменном виде обозначаемых с помощью точек и тире. Тире соответствует длинному звуку, а точка — короткому. Овладение азбукой морзе представляется довольно полезным навыком, особенно в условиях выживания. Ведь вы сможете не только отправлять собственные сообщения, но и принимать их, при наличии аппаратуры, или без неё «на стук», например, по какой-нибудь трубе, всё зависит от ситуации.

Однако сделать это не так просто как кажется

Важно не просто запомнить звуковой код (точек и тире) соответствующий той или иной букве, но и научится принимать и расшифровывать сигнал не смотря на помехи и разную скорость передачи сигнала. В среднем радисты принимают 60 — 100 знаков в минуту, самые лучшие из них способны на скорость 260—310! Для упрощения запоминания придуманы «напевы» — это обозначения ритма передачи сигнала по средством фраз, состоящих из слов с длинными и короткими слогами

Таблица напевов для запоминания Азбуки Морзе приведена ниже.

Конечно, лучше всего изучить морзянку вам помогла бы армия, попади вы в соответствующие войска, но и самостоятельно можно освоить это ремесло, было бы желание и терпение. Можно воспользоваться помощью различных симуляторов, которых полно в интернете.

Как передать сигнал SOS?

Даже если вы не хотите тратить долгие часы на учебу, вы всё же должны запомнить хотя бы как передать сигнал бедствия! В определённой ситуации эти знания могут спасти вам жизнь или помощь окажете вы, распознав сигнал! Три точки, три тире, три точки (…—…), которые передаются без пауз между буквами. Именно так звучит сигнал SOS. Данная английская аббревиатура обозначает фразу Save Our Souls/Ship и переводится как «спасите наши души/корабль».

Помните, что сообщение можно передавать не только звуком, но и светом, ритмично нажимая на кнопку фонарика. В солнечный день можно использовать для тех же целей блестящий предмет, например, осколок зеркала или стекла. Если Вы оказались в ситуации когда необходимо незаметно обменяться сообщениями со своим напарником(возможно вы в плену и вас связали спиной друг к другу, а за попытку перекинутся словами вас сразу бьют прикладом по лицу) можно использовать тактильный контакт: краткое прикосновение — точка, более длинное — тире.