Эволюция рыцарского шлема, лучшие оригинальные и боевые экземпляры

Содержание

Предшественники рыцарских доспехов

Защитные головные уборы мастерили из подручных средств ещё первобытные люди. Они использовали кору деревьев, звериные шкуры и даже лозу. Эти боевые «шапки» были весьма уязвимыми, но ведь и оружие в те времена не отличалось большой силой.

Первые доспехи из металла начали изготавливать примерно в III тыс. до н. э. Золотые и бронзовые шлемы обнаружены в царских гробницах древнего шумерского города Ур, который располагался на территории южного Междуречья. Изделия были очень дорогими и предназначались исключительно для высокородной знати. Простые воины довольствовались кожаными или плотными льняными наголовьями, иногда обшитыми пластинами из меди.

Период с VIII по VII вв. до н. э. ознаменовался появлением железных шлемов сфероконической формы в государствах Ассирия и Урарту. Этот тип защитных головных уборов долго отвоёвывал позиции у бронзовых аналогов и окончательно «взял верх» только в I тыс. н. э.

Древняя Греция известна характерными коринфскими боевыми наголовьями, которые полностью закрывали лицо. Позднее великий завоеватель и военный реформатор Александр Македонский ввёл в обиход более открытые и лёгкие пилосы, а также фракийские шлемы, ставшие сегодня одним из символов боевой Эллады. Вторую разновидность позаимствовали впоследствии практичные римляне, немного изменив и усовершенствовав конструкцию.

В конце V в. переживавшая кризис Западная Римская империя привлекла на военную службу кочевые племена сарматов, которые имели свои уникальные доспехи, в том числе и головные. Боевое облачение «азиатов» обладало одним важным достоинством – простотой изготовления. Сарматские головные уборы состояли из сегментарных железных полос на заклёпках, между которыми располагались металлические либо кожаные пластины. Именно эта незатейливая, но надёжная конструкция легла в основу первых шлемов средневековых рыцарей.

Бикокет — шарообразный шлем

В XV веке у рыцарей появляется совершенно новой формы шарообразный шлем — бикокет (фр. Bicoguet). Пришедший из Италии, он являлся не чем иным, как пригнанным шлемом с большим забралом и вогнутыми стенками для защиты шеи. Эта форма имела значительное преимущество: шлем опирался на плечи и крепился на груди и спине с помощью ремней. Голова воина свободно двигалась в этом шлеме, и даже удары булавы не приносили ощутимого вреда. Но, несмотря на это, такие шлемы исчезли уже в 1470 году.
К концу XIV века бацинет теряет остроконечный купол и приближается по форме к шару. Боковые и затылочные части шлема удлинились, а примерно с 1420 года верх шлема заканчивается острым гребнем. Так возникла совершенно новая форма шлема — салад (фр. Salade). Салад до конца столетия пользовался большой популярностью среди рыцарей и наемных солдат.

Армет

К середине XV века в Италии сформировался шлем, полностью закрывавший голову. Его назвали армет.
Конструкция арметов могла несколько отличаться, но главным было то, что задняя часть шлема выковывалась по линии шеи, подбородок и щеки закрывались подбородником, состоящим из двух половин, укрепленных на боках на петлях и застегивающихся спереди. Забрало было острым, верхний край отогнут вперед и образует смотровую щель. У арметов имелся защитный диск на невысокой стойке, расположенный сзади на уровне шеи. Он защищал от перерубания ремень дополнительного подбородника.
С 1500 года конструкция армета значительно упрощается. Теперь подбородник изготавливается цельным и не откидывается в стороны, а сидит на одной оси с забралом. Забрало и подбородник, при одновременном подъеме, открывают достаточный проход для надевания шлема на голову. Диск исчезает. В начале XVI века шлемы имели только зачатки гребня, идущего ото лба к затылку, впоследствии этот гребень стал более массивным. К 1530 году появляется армет нового типа. Корпус шлема оттянули назад, а у забрала появилось множество вентиляционных отверстий и поперечных граней.

Бросить шлем на поле боя

В XII веке также получил распространение цервельер, или черепник. Это легкий шлем, защищавший лишь верхнюю часть головы. Иногда под него поддевался кольчужный капюшон

Против таранного удара копьем цервельер был бесполезен, но у него оказалось важное преимущество перед топфхельмом: в легком шлеме было проще ориентироваться на поле боя. Поэтому рыцари надевали сначала черепник, а поверх него — топфхельм и так отправлялись на сражение

После того как войско противника рассеивалось и нужно было кого-то преследовать или сражаться с пехотой, рыцарь сбрасывал топфхельм и продолжал биться в одном цервельере. «На некоторых современных изображениях мы можем увидеть топфхельм за спиной рыцаря, прикованный цепями к латам, — рассказывает Сергей, — но такая картина вряд ли существовала в реальности. Эксперименты, проведенные реконструкторами, показывают, что сражаться с болтающимся сзади на цепях тяжелым шлемом-горшком было бы чрезвычайно затруднительно. Скорее всего рыцарь просто сбрасывал с себя верхний шлем, оставляя его на поле боя, а подбирали его и возвращали владельцу, как можно предположить, оруженосцы».

Адреналин

Смертельная сила в руках: захват

Топфхельмы были кавалерийскими шлемами и исчезли в XIV-XV веках. Им пришли на смену бацинеты и салады. Впрочем, прямым потомком «горшка» можно считать так называемую жабью голову — это прямой перевод французского термина tête de crapaud. Немцы называли его Stechhelm, что говорит больше не о внешнем виде, а о назначении этого элемента доспеха. Stechen по‑немецки — это «колоть», а словом gestech обозначались турнирные конные сшибки, в которых участникам требовалась мощная и тяжелая защита лица от таранного удара копьем. Сходство с жабьей головой этому тяжелому шлему, который наглухо крепился к кирасе, придавала форма купола, слегка вытянутого вперед, чтобы при попадании копья в лоб острие соскальзывало бы со шлема.

Армэ

В классическом виде армэ обладал подбородной пластиной, которая расстегивалась и расходилась в разные стороны подобно застежкам капюшона. Впоследствии появилась разновидность армэ, в которой расходящиеся створки заменили пластиной (бивором), сдвигающейся вверх. Этот вариант известен как закрытый шлем. В немецких землях популярность приобрели шлемы-салады с характерными длинными назатыльниками. Салады существовали как в рыцарских, так и в пехотных вариантах, как с подвижными забралами, так и с открытым лицом. В отличие от армэ, салад больше походил на каску — для улучшения обзора воин мог сдвинуть его на затылок. Исторически салад происходил из Италии, но именно в немецких землях Священной Римской империи шлем этого типа стал неотъемлемой частью так называемого готического доспеха. Мотивы немецкого салада легко угадываются даже в форме каски, которую носили гитлеровские солдаты во времена Второй мировой.

«Собачий капюшон»

Оружейники стремились совместить в своих изделиях надёжность с комфортом. Примером тому может служить появившийся в XIV веке и прочно утвердившийся вид шлемов, носивший характерное название «хундсгугель», что в переводе с немецкого означает «собачий капюшон».

Его особенностью было наличие вытянутого вперёд конусообразного забрала, по форме действительно напоминавшего морду собаки. Такая конструкция преследовала две цели. Во-первых, она делала голову воина более защищенной от стрел и копий противника, соскальзывавших рикошетом по наклонной поверхности, а во-вторых, давала возможность на увеличенной поверхности забрала сделать большее количество вентиляционных отверстий, и тем самым облегчить дыхание.

Как сделать сомбреро мексиканского бандита?

1. Для этого понадобится двойной газетный лист. Сложите лист по вертикали и разложите его обратно.

2. Сложите два верхних угла к средней части детали.

3. Нижнюю полоску детали согните вверх до треугольника.

4. Сложите четыре нижних угла. Два загните на лицевую сторону, а два на обратную.

5. Две нижние полосы сложите вверх. Одну на лицевую сторону, а другую на обратную.

Праздничный детский карнавал – это очень яркое событие, воспоминания о котором останутся в памяти на всю жизнь. Каждый ребенок с оживлением выбирает для себя персонаж, образ которого он хотел бы примерить на празднике. Карнавальный костюм очень важен для ребенка, но не всегда нужно его покупать в магазине . Сделать сказочный образ вместе с ребенком, что может быть веселее и увлекательнее? Это хорошая возможность сблизиться всей семьей, проявить смекалку и творческие способности.

Шапель

В XIII столетии изобретательные европейцы подумали: а почему бы не сделать обычную шляпу, но только из железа. Так появилась капеллина, она же шапель, она жежелезная шапка». Это был очень простой, но вместе с этим удобный головной убор.

Он обладал множеством преимуществ. Во-первых, шапель можно было делать из кусков металла, скрепляя их заклепками, — что сильно ускоряло и удешевляло производство. А во-вторых, он был лёгок и давал хороший обзор для воина. В условиях средневекового боя, когда надо было внимательно следить за происходящим вокруг, чтобы вовремя понять, когда пора бежать, этот фактор был очень важен. И в-третьих, железная шапка обладала широкими полями, которые хорошо защищали плечи пехотинца и могли отвести удар всадника, направленный сверху. А именно такие удары чаще всего и доставались средневековой пехоте. Шапель продержался в войсках аж до XVI века.

Бумажный реквизит

Наиболее простой вариант рыцарского шлема – изготовление его с помощью материала, имеющегося под рукой. Практически в каждом доме, где есть дети, имеется картон для всевозможных поделок в детский сад и школу. Его и можно использовать в работе.

По центру листа картона, взятого для основы, с трех сторон прорезается окошко в виде квадрата. По непрорезанной стороне оно выгибается наружу. Это будет забрало.

Затем основа скручивается до соприкасания двух срезов. Края склеиваются между собой. Полученный цилиндр ставится на кусок картона, предусмотренный для верхушки шлема, и обводится по контуру.

Сделанная окружность дополняется нарисованными небольшими прямоугольниками.

Рисунок вырезается.

Маленькие прямоугольники следует отогнуть внутрь и с их помощью приклеить вырезанный круг к основе.

Осталось в центр верхушки вставить перо либо что-то похожее, к примеру, несколько кусочков, вырезанных из бумаги яркого цвета.

Статья по теме: Филейные узоры крючком: схемы и описание кофт и туник с фото

Изделие готово.

Высокое Средневековье

Развитие европейских государств в XI – XIV вв. ознаменовалось совершенствованием технологий, в том числе и военных. Оружие становится мощнее, что требует более надёжной защиты. Отличительная черта эпохи – крестовые походы приносят новые виды рыцарского облачения и шлемов. Последние сначала приобретают вид цилиндров с узкими прорезями для глаз и вентиляционными отверстиями, а затем трансформируются в некое подобие горшка, давшего название целому поколению военных головных уборов. Среди них:

  • топхельм;
  • кюбельхельм;
  • «сахарная голова».

Помимо наголовий с горшковидной тульей применялись похожие на современные каски сферические цервельеры и «железные шляпы», именуемые шапелями или капеллинами.

Топхельм

Кавалерийский «горшковидный» шлем, входил в доспехи рыцарей-крестоносцев. Его тулья собиралась из проклёпанных пластин, формирующих лицевую часть и назатыльник. Просторный убор нигде не прилегал к голове, тем самым, гася силу удара копий, которая к тому времени значительно возросла. Для этой же цели рыцари дополнительно использовали стёганый подшлемник.

Следующим усовершенствованием стало появление ребра в лицевой части тульи, не дававшего нанести прицельный удар. Тогда же на топхельмы начали крепить характерные усиливающие накладки в виде креста, где поперечная «перекладина» обрамляла смотровую щель. Модель просуществовала до XIV в., но из-за дороговизны её применение было ограниченным.

Кюбельхельм

В начале XIV в., тулью классического топхельма расширили, чтобы поместить под неё шлем-дубликат меньшего размера, чаще всего цервельер или бацинет. Так возникла модель, получившая название кюбельхельм. Модернизация связана с изменившимся характером военных действий, когда стремительным атакам конницы были противопоставлены затяжные бои с перерывами.

Рыцари выезжали на поле брани в лёгких церевьерах, а, заметив приближение противника, надевали сверху более тяжёлый, опиравшийся на плечи кюбельхельм, который создавал «двойную защиту». Приём часто использовался участниками Столетней войны и других, не менее кровопролитных сражений.

«Сахарная голова»

Последняя по времени создания разновидность топхельма, имевшая коническую, преимущественно цельно-кованную тулью. Крепилась к нагрудным латам при помощи прочной цепи, что предотвращало срывание головных доспехов во время боя или сбивание в сторону, когда рыцарь терял способность видеть сквозь смотровую щель.

Также «сахарная голова» спасала своего владельца от травмы шеи при сильном лобовом ударе. От необычной модели топхельма полностью отказались только в XV в., когда тяжеловооружённым воинам потребовалась большая манёвренность и скорость передвижения.

Сначала вентиляционные отверстия равномерно распределяли в нижней части шлема. Но затем стали делать только на правой половине, поскольку на левую чаще приходился удар копий и её следовало усилить.

Шлем в римской армии Империи

На смену монтефортино в начале эпохи принципата приходит новый вид шлема, который часто называют шлемом имперского типа. Однако следует заметить, что замещение не происходило мгновенно, и монтефортино использовался вместе с имперским типом на протяжении 1-го века н.э. Имперский шлем использовался римскими легионерами в I—III веках н. э. Также зачастую шлемы называют по месту находки, к примеру в Германии шлемы данного типа известны как Вайзенау (Weisenau). Античный историк Коннолли разделяет имперский тип шлема на два подтипа: имперский италийский и имперский галльский. Основное различие между ними, согласно которому и была проведена классификация, заключается в том, что галльские шлемы имели рельефное изображение волн («бровей») на лобной части. Данное разделение носит весьма условный характер, поскольку в связи с разнообразием находок, классификация отдельных экземпляров проблематична. Также Коннолли полагает, что ауксиларии использовали шлемы аналогичные легионерским, но более простые и дешевые в производстве. Также есть версия, что изношенное легионерами снаряжение поступало на вооружение ауксилариям. Сохранившиеся изобразительные источники из-за стилизации, вносимой художниками, не позволяют в настоящее время различить легионерские и ауксиларские шлемы.

Легионер в шлеме. Колонна Траяна. Начало 2-го века н.э.

Легионер в шлеме. Колонна Траяна. Начало 2-го века н.э.

Ауксилларий в шлеме. Колонна Траяна. Начало 2-го века н.э.

Имперские шлемы создавались из бронзовых и железных сплавов. Причём железо со временем постепенно вытесняло бронзу, которая все ещё доминировала в 1-ом веке нашей эры (найдено значительно большее количество шлемов из бронзы). Ситуация в корне меняется ко второму веку нашей эры: подавляющее большинство археологических находок этого периода сделаны из железа. Имперские шлемы представляли собой цельный купол с двумя нащёчниками, подвиджно закреплёнными на шарнирах. Зачастую их богато украшали металлическими аппликациями, чеканкой, эмалью и иногда покрывали серебром. Металл, в особенности железо, мог обрабатываться для придания коррозийной устойчивости. Купол шлема усиливали перекрестиями, для придания дополнительной прочности против ударов сверху. Для дополнительной защиты лица использовались козырьки, а для защиты задней части головы и спины — назатыльники.

Шлем типа имперский галлик E (Imperial gallic Е). Железо с бронзовыми украшениями. Национальный археологический музей Мадрида. Середина 1-го века н.э.

Шлем типа Weisenau. Бронза. Коллекция Axel Guttmann. Вторая половина 1-го века н.э.

Шлем типа имперский италийский J1 (Imperial italic J1). Theilenhofen. Железо с бронзовыми вставками. Первая четверть 2-го века н.э.

Также следует отметить срок службы шлемов. В римской армии существовала традиция подписания своих вещей с целью обозначения собственности и предотвращения кражи. Найдены шлемы, подписанные тремя именами. Даже если предположить, что не все владельцы ушли со службы живыми, срок эксплуатации шлема всё равно получается значительным — около 50 лет.

Подписанный шлем. Тип имперский галлик I (Imperial Gallic I). Найден в Рейсвейке, на Рейне, в 15 км от батавского поселения в Тиль-Пассевайе. Вторая половина 1-го века н.э.

Подписанный шлем. Тип имперский галлик I (Imperial Gallic I). Найден в Рейсвейке, на Рейне, в 15 км от батавского поселения в Тиль-Пассевайе. Вторая половина 1-го века н.э.

Тип имперский галлик I (Imperial Gallic I). Найден в Рейсвейке, на Рейне, в 15 км от батавского поселения в Тиль-Пассевайе. Вторая половина 1-го века н.э.

Шлем богатыря своими руками – полноценный костюм богатыря

Чтобы дополнить костюм богатыря, нужно сшить из плотной ткани длинный плащ. Для закрепления на плече необходимо использовать большую металлическую брошь. Богатырь не может обойтись без булавы или меча. Вы можете купить любой атрибут в магазине детских игрушек, но оружие можно сделать и своими руками из картона, обернутого фольгой. Из большой картонки получится отличный щит. В новогоднюю ночь именно меч сделает образ богатыря завершенным.

Для более взрослых детей конструкцию шлема придется усложнить. Добавьте вместо сетки защитные щитки, которые можно вырезать из бутылки. Пофантазируйте и все у вас получится. Пусть совместное творчество с детьми принесет вам радость.

Хоть рыцарские турниры уже давно не проводят, все же многие маленькие мальчики просто мечтают стать рыцарями. А наши маленькие принцессы с детства думают о мужественных принцах, которых регулярно видят в .

Чтобы убедится, спросите у своих деток — знают ли они, что это за люди такие — рыцари? Думаю, в ответ вы услышите, что это такие люди, которые всегда спасают принцесс.

У любого рыцаря должен быть красивый, благородный конь, при помощи которого он добирается до замка, где томится принцесса, и выручает ее. А потом на этом коне он принцессу отвозит домой.

Каждый мальчишка хочет хоть немного побыть рыцарем, стать победителем, героем. Если у вас в семье подрастает сынишка, вы можете воплотить его мечту в реальность.

Попробуйте вместе с сынулей разыграть маленький спектакль, в котором он будет рыцарем. И это будет совсем не сложно. Для начала создаем образ. Нам нужен рыцарский плащ (это может быть любой кусок ткани). Конем может стать, например, швабра или палка от пылесоса.

А еще рыцарю просто необходим шлем, ведь он будет сражаться за принцессу и для того, чтобы случайно не пострадала голова, ему нужна защита. Но и это не беда — шлем можно быстро смастерить своими руками из бумаги.

Как делать шлем из бумаги?

Небольшой мастер класс – шлем из бумаги. Для этого нужно:

  • Картон длиной ОГ + 10 см, шириной 35 см для основы, и кусок картона для верха.
  • Ножнички.
  • Клей ПВА.
  • Перо, но можно взять и цветную бумагу.

Берем прямоугольник из картона, в центре намечаем забрало. Аккуратно вырезаем и подгибаем вверх.

Замерьте шлем по диаметру, и при помощи циркуля сделайте такого же диаметра круг, а к нему пририсуйте небольшие ушки, и вырезайте.

Затем круг при помощи ушек вклейте в шлем и воткните перо или его имитацию.

Жизнь маленького ребенка, как правило, наполнена праздниками, мероприятиями и полезными вечерами, которые проводятся в учебных и дошкольных организациях. Родители, соответственно, хотят, чтобы их дети выглядели необычно. Поэтому их основной задачей является выбор уникального наряда.

В основном малыши приходят на праздники в костюмах сказочных героев. Девочки прекрасно смотрятся в образе принцессы, белочки или Золушки. Мальчикам же нужно что-то более смелое и решительное. Идеальным вариантом для них будет костюм рыцаря. Совсем не обязательно бегать в поисках него по магазинам, его легко можно создать и своими руками.

Примечания

  1. Vasmer’s Etymological Dictionary
  2. Этимологический словарь Фасмера «Шелом»
  3. Савваитов П.И. Описание старинных русских утварей, одежд, оружия и ратных доспехов и конского прибора.. — СПб., 1896.. — С. 171.
  4. Ленц Э.Э. Опись собрания оружия графа Шереметьева.. — СПб.,, 1895. — С. 43-44.
  5. Вельтман А.Ф. Московская оружейная палата.. — М., 1860. — С. 217.
  6. О.В. Шиндлер. Каталог русских шлемов на Московскую Русь XVI века.Muscovite Armor .
  7. 12 К. А. Жуков, «Русские сфероконические шлемы развитого средневековья»
  8. Кирпичников А. Н., «Древнерусское оружие. Выпуск 3. Доспех, комплекс боевых средств IX—XIII вв.», Издательство «Наука», 1971.
  9. «Защитное вооружение среднеазиатского воина эпохи позднего средневековья» (Бобров Л. А., Худяков Ю. С.) Архивированная копия. Проверено 10 сентября 2007. Архивировано 27 сентября 2007 года.
  10. Оружейная палата
  11. 123 «Древности Российского Государства, изданныя по высочайшему повелению.» Отделение III. Броня, оружие, кареты и конская сбруя.
  12. О.В. Шиндлер. К вопросу о правомерности использования термина «шишак» в 16 веке и развенчании одного устаревшего мифа..Muscovite Armor (19.02.2018).
  13. Кирпичников А. Н., «Военное дело на Руси в XIII—XV вв.»
  14. Выставки в Московском Кремле
  15. Оружейная палата

С начала Руси

Воины носили шлемы с незапамятных времен. Всем хорошо известны образы древнегреческих гоплитов и римских легионеров в их характерных шлемах.

Каркасный шлем

Интересно, что если мы начнем отсчёт нашей государственности с 862 года, то и история русского шлема будет отсчитываться с этого же времени. Безусловно, на тех территориях, которые чуть позже станут называть Новгородским или Киевским княжествами, шлемы существовали и раньше.

Русский шлем с полумаской и бармицей

Свой путь русский шлем, согласно археологическим находкам, начал достаточно стандартно для северо-востока Европы. Согласно предположениям ученых, к примеру, авторитетнейшего А.Н. Кирпичникова, русский шлем начал свой путь в историю с так называемого каркасного шлема шпангенхельм, популярного у древних славянских и германских племен. На металлический каркас накладывались железные, медные или роговые пластины. Часто шлем снабжался дополнительными элементами: личиной, наушами, назатыльником.

Шелом Ивана Грозного

Конкуренцию ему чуть позже, как раз ко времени становления династии Рюриковичей на Руси, составил более современный норманнский шлем. Он уже больше похож на ставший классическим шлем русского богатыря. Хорошо развитая назальная пластина, цельная конструкция без каркаса и кольчужная бармица – вот его основные отличия. В это время домонгольские русские шлемы достигли пика своего развития, они были очень хорошо выделаны и богато украшены резьбой, серебром или чернением, имели личины и отличались качеством.

Шишак

Вслед за ним пришел так называемый шелом – классический русский остроконечный сфероконический шлем, увенчанный ярко выраженным шпилем. Высота шелома могла доходить до 30 см. Со временем к шелому добавились те же науши, козырьки и бармицы. Шелом наряду со сменившим его в XVI веке шишаком стал наиболее популярным доспехом. Шелом и шишак испытали сильное влияние монгольских, а те в свою очередь –иранских шлемов, но именно они создавали образ русского воина, снаряженного шлемом и доспехами.

Мисюрка

Шишак, плавно сменивший шелом, уже не задержался в вооружении настолько долго, насколько его предшественники. Компанию шишаку составили мисюрки – небольшие железные навершия с хорошо развитой бармицей, а также просто железные шапки – компактные и недорогие шлемы.

Железная шапка взятая от кабассета

Вслед за ними пришли уже русские варианты кабассета – металлического наголовья, известного нам по фильмам и картинкам про испанских конкистадоров. Ими снаряжались полки нового строя или стрельцы, дворяне же продолжали носить более дорогие и качественные шишаки. Но огнестрельное оружие всё быстрее вытесняло с поля боя железные доспехи и шлемы, и к концу XVI века они практически исчезают с полей сражений.

Боевые и турнирные изделия

Турниры появились к ХI веку, и проводились они для того, чтобы мужчины могли показать свою удаль. Первые триста лет воины выступали в боевых рыцарских доспехах, но со временем стали выходить на поединок в амуниции, имевшей более нарядный вид, украшенной геральдическими символами. С появлением топфхельмов на шлемы тоже стали наносить узоры, а также дополнять их рогами, коронами, крыльями, перьями и другими атрибутами.

Шлемы для турниров тоже видоизменялись. Правую часть изделий уплотняли войлочной подкладкой, ведь именно на нее приходился основной удар. Шлемы стали выполнять из более толстой стали, чтобы сохранить здоровье рыцаря.

Также для гашения энергии и смещения направления удара шлемы стали делать округлой формы. Так появилась «жабья голова». Также применялись закрытый армет или усиленный салад со смотровой щелью.

Выступления на турнирах стали обычным явлением того времени. Экипировка для них тоже оставалась традиционной для средневекового периода. Так, бацинет, который вышел из употребления на полях сражения к концу ХIV века, еще долго оставался турнирным шлемом, так как был очень надежен.

С появлением огнестрельного оружия доспехи вышли из употребления. Это было связано не с их неэффективностью, а с дороговизной. Гораздо дешевле было вооружить войско огнестрельным оружием, чем обучать боевым искусствам и приобретать рыцарские доспехи.